0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Просфора: литургический хлеб. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

Просфора: литургический хлеб. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

Что такое ПРОСФОРА? Кому можно брать просфоры? Как их есть? Как готовят просфоры?

«ПросфорА» (ударение на последний слог!) — это особый хлеб, который используется во время богослужения: из них во время проскомидии вынимаются частички, когда людей поминают о здравии или о упокоении. Раньше (и даже в Российской империи до революции) просфоры пекли прихожане, приносили их в храм (отсюда и название «просфора» — в переводе с греческого это означает «приношение»), чтобы священники могли совершить литургию и вынуть частички с молитвой за тех, кто принес хлеб. Сегодня просфоры пекут при храмах или закупают их, например, в монастырских пекарнях. Прихожане просфоры не выпекают и не приносят, но литургия, как и много столетий назад, совершается с использованием просфор, из которых священник вынимает частички, поминая тех, о ком поданы записки. После литургии просфоры, из которых вынуты частички и которые, таким образом, являются уже освященными, потому что участвовали в богослужении, остаются. И дальше в разных приходах принято делать по-разному. Бывает, что священник, когда после службы подходят целовать крест, раздает просфоры тем, кто причащался. Бывает, их выносят за свечной ящик, где их может взять любой человек. В некоторых храмах просфоры выдают тем, кто подал записки на проскомидию, а в каких-то церквах за просфорку полагается дать небольшое пожертвование (все же мука и прочие ингредиенты сколько-то стоят).

Просфора — хлеб освященный. Как, скажем, святая вода после молебна уже не простая вода, а освященная. Поэтому из чувства благоговения просфору вкушают натощак, можно запивая святой водой, и перед этим читают молитву:

«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».

Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.

Просфора: литургический хлеб. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет никакой суеты и спешки.

Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.

Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.

Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.

Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.

Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.

Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.

Просфора: литургический хлеб. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет никакой суеты и спешки. И пусть я не участвую в процессе, а только щелкаю затвором камеры, но я уверена: тесто подойдет, ничего не сгорит и все будет готово вовремя.

СПРАВКА:

Ново-Тихвинский женский монастырь — крупнейшая на Урале обитель, известная с конца XVIII века. Тогда на окраине Екатеринбурга при кладбищенской церкви появилась небольшая община во главе с солдатской вдовой Татьяной Костроминой. После долгих прошений и ходатайств 31 декабря 1809 года (по старому стилю) монастырь был учрежден высочайшим указом. Он назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, список которой находился еще в кладбищенской общине. На праздник в честь образа в монастырь стекались верующие со всех концов Пермской губернии.

Читать еще:  Почему дети уходят из Церкви?

К началу XX века в обители насчитывалось более 1000 сестер, 18 мас-терских, детский приют, богадельня, женское училище. Когда в 1918 году государь Николай II с семьей был под арестом в Екатеринбурге, сестры Ново-Тихвинского монастыря передавали узникам продукты через охрану.

В 1920-х годах обитель закрыли, а ее здания передали светским учреждениям. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Сегодня в монастыре более 150 насельниц. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, открыты православный приют для девочек и гимназия. Возглавляет обитель игумения Домника.

Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.

Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.

Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.

Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.

Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.

Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».

По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.

Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Читать еще:  Вопросы через Сеть: как правильно построить виртуальное общение со священником

Монастырский рецепт выпечки просфор в домашних условиях

Сегодня я с радостью поделюсь монастырским рецептом выпечки просфор дома.

Сегодня многие пекут просфоры дома. Если вникнуть в суть, то это не так уж и сложно. Но есть определённые монастырские секреты, раскрыть которые и призвана эта статья.

Итак, подробный монастырский рецепт. Секрет первый. Соль — обязательный компонент православной просфоры. В муку ( количество я не указываю, ибо кому-то нужно 10 просфор, а кому-то 100) вливают воду с таким расчётом, чтобы тесто стало по консистенции как пластилин. До замеса соль растворяют в крещенской воде ( вода — это второй монастырский секрет) и добавляют в полуготовое тесто. Параллельно в тёплой воде растворяют чистые хлебопекарские дрожжи ( без добавок!) из расчёта 25 г на 1 кг муки. Повторюсь — пропорции у каждого свои.

Смешав святую воду ( с растворённой солью), дрожжевой раствор и тестовую массу начинаем замес. Если тесто выходит жидковатое, не пластилин — добавляем муку и вымешиваем 30-40 мин до крепкой однородной пластилиновой массы.

Сразу же кладём в пакет, завязываем и ставим в тепло на 1-3 часа для закваски ( иначе просфора будет на пресном тесте, неканоническая). Когда тесто увеличится в объёме примерно в 4-6 раз ( нередко лопается пакет) вынимаем и месим вновь до консистенции пластилина. Готовое тесто разделяем пополам — для верхних и нижних частей, ибо православная просфора двусоставна в честь того, что Господь Иисус Христос — Богочеловек. Специальной нарезкой или чашкой нужного диаметра нарезаем нужное количество нижних частей и прокалываем зубочисткой, чтобы выпустить воздух — иначе при выпекании просфору может порвать от температуры. Так же делаем верх и ставим специальную печать. Смачиваем нижнюю часть водой, соединяем, снова прокалываем не менее 8 раз по периметру просфоры и ставим разогретую до 30-45 градусов электродуховку.

Выпекаем 30-40 минут при температуре 210-230 градусов Готовые просфоры должны быть румяными, но без корочки или подгорелостей ( см. фото аватара). Таков, вкратце, монастырский рецепт выпечки просфор в домашних условиях.

При прокалывании зубочисткой внутри не должно быть полусырого, липкого теста. Как хранить готовые просфоры в статье:

Написано эксклюзивно для канала » Православный Репортёр».

Любые совпадения текстов в целом, дубляжи или повторения ( кроме обусловленных и отмеченных цитат) являются случайными. Фотоматериалы взяты из личных архивов или исключительно открытых источников в интернете с указанием авторства снимков, точной ссылки на размещение изображения в интернете, правообладателя каждого использованного в текстах изображения и соблюдением авторских прав. Просьба дочитывать материалы до конца, подписываться на канал, репостить в соцсетях и рассказывать о канале друзьям и знакомым!

Просфора: литургический хлеб. Фоторепортаж Валентины Свистуновой

Основные женские «профессии» в храме – просфорница, уборщица, сотрудница свечного ящика. Вроде бы, незаметные роли, незамысловатые послушания. Однако для тех, кто посвятил им немалую часть своей жизни, труд в храме означает что-то особенное. О годах и десятилетиях, посвященных своему приходу, рассказали однажды работницы Успенского храма в городе Усмань.

Более четверти века назад пришли помогать настоятелю Успенского храма Усмани, ныне почившему протоиерею Владимиру Баязову, Мария Петровна Труфанова и Валентина Николаевна Данковцева. Трудились, не покладая рук, на многих послушаниях. Но главным стало приготовление просфор.

По-разному проходило воцерковление верных помощниц своего духовного отца до знакомства с ним. Мария Петровна с раннего детства посещала церковь с родителями, и самые торжественные, самые яркие воспоминания детства были связаны с Пасхальным богослужением.

– В школе на нас рисовали карикатуры в стенгазетах, наказывали, на линейку выводили, но мы все равно в храм бегали, – вспоминает Мария Петровна. – У супруга тоже родители оказались верующими. В 70-х годах молодежь в храм не пускали, милиция дежурила, но нам все-таки удавалось в выходные дни, в большие православные праздники на службу пробираться.

Любили богослужение?

– Очень! – Не раздумывая, ответила Мария Петровна. – Храм – это жизнь. Без храма жить нельзя. Даже не представляю жизнь без храма.

Что для Вас самое главное в храме?

– Самое дорогое – это исповедь и причащение, они ведь ко спасению души.

Изменилось что-то за эти годы в жизни прихода?

– Многое изменилось. Молодежи стало больше приходить. Детишек многие стараются каждое воскресенье и в праздники причащать. Стали понимать, как говорили в старину: «Без Бога ни до порога». И священников сейчас больше стало. Раньше батюшкам тяжело было верующих окормлять: один священник на всю округу был, разве все успеешь. А теперь у прихожан благодатная возможность появилась – под духовным руководством жить, все по благословению делать.

А что такое жить по благословению, Мария Петровна знает не понаслышке. Восемь лет была она рядом со своим духовным отцом протоиереем Владимиром Баязовым.

– Как он молился! Такой молитвенник был, – вспоминает Мария Петровна. – И нас учил каждое дело с благословения Божия начинать. Помню, перед Великим постом собирал батюшка всех духовных чад. Мы становились на коленочки, и батюшка читал молитву, чтобы Господь нас на предстоящий пост укрепил. Такая умилительная молитва была. Теперь жалеем, что ее не записали. Раньше ведь молитвослов не достать было. Молитвы от руки переписывали…

– Многому нас батюшка научил, – продолжает Мария, с нежностью возвращаясь к воспоминаниям о прошлом. – Ведь книг духовных в продаже не было, и мы все вопросы батюшке задавали, как то или другое дело правильно сделать.

Читать еще:  Приглашение к разговору

Началось же духовное окормление Марии у отца Владимира следующим образом. Однажды она подошла к батюшке после всенощной и пожаловалась, что ничего не понимает в вечернем богослужении, поэтому молиться внимательно не получается. Батюшка тогда ничего не ответил. Но через несколько дней, встретив ее на улице, окликнул по имени и сказал, что привез ей то, в чем она нуждается.

С трепетом бежала Мария Петровна в тот день на вечернюю службу. Какова же была ее радость, когда батюшка вышел на шестопсалмии и протянул ей заветную книжечку с пояснением литургии и всенощного бдения. Кратко пояснив содержание книги, отец Владимир благословил обращаться к нему, если возникнут какие-то вопросы. С тех пор Мария уже находилась при батюшкином руководстве неотлучно. А вскоре духовный отец пригласил ее в помощницы по храму.

На каких только послушаниях не была Мария со своей подругой Валентиной Николаевной Данковцевой, с которой они сдружились еще на заводе: и храм красили, и стекла в окнах под куполом меняли, и кирпичи таскали, когда отец Владимир задумал соорудить пристройку к храму, не вмещавшему к тому времени в праздники всех верующих, которые пришли на богослужение, – стояли так плотно, что руку нельзя было поднять, перекреститься. А затем батюшка восстанавливал разрушенную колокольню.

– Мы двадцать лет на стройке малярами проработали, высоты не боимся… Но самое любимое послушание – это печь просфорочки, – поделилась Мария. – Послушание очень трудное, но и благодатное. Натираем вручную, а раньше и месили вручную. Целый час месить приходилось. Труд, конечно, тяжелый, но и радостный.

– Все говорят, что просфоры у нас очень вкусные, тем более, что мы их «зажариваем» – поделилась маленьким секретом Валентина Николаевна Данковцева.

Как думаете, в чем секрет вкусных просфор?

– Я думаю, что когда их с любовью и молитвой делаешь, то они вкусные получаются, а впрочем, не знаю, – скромно заключила Мария.

– Очень тяжелый труд и ответственный, – продолжила Валентина. – Сейчас у нас, спасибо отцу Олегу, и печь новая, и машина-мешалка, и машина раскаточная – и то нелегко приходится. А раньше они все вручную месили с матушкой Серапионой, по целому часу тесто только взбивали. Но оно того стоит. Это же хлеб особый – богослужебный.

– Матушка Серапиона тоже здесь много потрудилась: и готовила, и стирала, и убирала, и за церковным ящиком стояла, записочки принимала. Все делала. Теперь своему сыну – отцу Владимиру – на приходе в Поддубровке помогает, – напомнила Мария.

– Да, потрудилось наше поколение на приходе много, – дополняет Валентина Николаевна. – И строили, и кирпичи разгружали. Когда забор ставили, то ямки под столбики бабушки 60-70-летние копали…

Валентина Николаевна трудится при храме уже более четверти века. Когда настоятелю понадобилась помощница за свечным ящиком, Мария со всей уверенностью в безукоризненной честности подруги рекомендовала ее своему духовному отцу.

Путь к храму у Валентины был несколько иной, чем у Марии. В детстве в церковь она не ходила, а когда вышла замуж, оказалось, что семья у супруга очень верующая: в храм на все праздники ходили, посты строго соблюдали.

– Я сначала даже возмутилась, – с улыбкой вспоминает Валентина Николаевна, – а потом интерес стал появляться. Золовка придет из храма, я ее спрошу, что за праздник был, потом найду про него в книгах (у свекра много духовных книг было) и читаю. А потом сама начала в храм ходить. Сначала перед работой забегу, свечку поставлю. Позже стала с работы и на вечерние службы под праздники убегать. Батюшка как узнал, строго запретил. Сказал: «До пяти работай, а потом приходи, сколько успеешь».

– Батюшку слушаться надо, а то ведь ревность не по разуму бывает. Думаешь, что сама знаешь, как лучше. За годы батюшкиного окормления поняла: надо по благословению делать, тогда Сам Господь твоей жизнью руководит и все хорошо получается, – добавила Мария.

– Это верно… А как батюшки заботятся о нас, – продолжила Валентина. – Я лет пять-шесть назад сказала отцу Олегу, что ноги болят, больше не могу ходить. А батюшка: «Ничего, Валентина, мы тебя возить будем». Вот так и возят до сего дня… А моложе были – ходили несколько километров пешком и по грязи непролазной, и по снегу.

– Теперь постарели… Литургию выстоим, а вечернюю уже сидеть надо. Разве это молитва? Это уже просто отбывание, – сетует Мария. – Но все равно, слава Богу, мы в храме!

– Это самое главное, что в храме, – соглашается Валентина.

– Больше 25 лет при храме, может, что и заслужим своим трудом, – робко выразила главную надежду всей жизни Мария Петровна.

Всю свою жизнь без остатка принесли они Богу, но нет и тени горделивой мысли, что Он им что-то должен, обязан… «Заслужим трудом» – как редко эти слова можно услышать в наше время, когда честный труд стремительно теряет самоценность. Повсюду только и слышишь, что важен не труд, а заработок. И только в Церкви Христовой по-прежнему велик труд в очах Божиих – труд души, физический труд, всякий труд ради Христа и ближнего.

– Надеемся. Надежда есть, и вера есть, только бы ее не потерять, до конца устоять в вере. И когда умрем, чтобы отпели нас в храме – вот наше самое большое желание, – вторит подруге Валентина.

Да, литургию здесь отстоять, – подхватывает Мария.

Удивительные скромные труженицы. Даже представляя себя в храме на смертном одре, говорят: «литургию отстоять», – и в этом крепкая и несомненная вера, что лежит по блаженном упокоении бездыханным только тело, душа же продолжает предстоять Богу в молитве.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector