0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Храм святителя Василия Великого

Храм святителя Василия Великого

Архиерейский собор Русской православной церкви, проходивший с 29
ноября по 2 декабря в храме Христа Спасителя, стал сразу в нескольких
смыслах уникальным и историческим. О том, какие наиболее важные
постановления были на нем приняты, — в обзоре РИА Новости.

Этот Архиерейский собор был юбилейным — приуроченным к
столетию Всероссийского Поместного собора 1917-1918 годов, с которого
началась тяжелейшая эпоха гонений за веру. Нынешний Собор собрал
рекордное число епископов: на него прибыли 347 из 386 архиереев Русской Церкви, более чем из 20
стран ближнего и дальнего зарубежья, в которых существуют епархии РПЦ.

Первого декабря Архиерейский собор впервые посетил глава государства: президент РФ Владимир
Путин
выступил перед высшим духовенством с приветственным словом.

Наконец, еще одно уникальное событие, также связанное с собором архиереев, предстоит совсем скоро.
В день столетия интронизации святителя Тихона, 4 декабря, в храме Христа Спасителя состоится
богослужение с участием всех иерархов РПЦ и приглашенных на Собор духовных лидеров других
поместных церквей. Впервые за литургией будет служить весь епископат Русской церкви.

Но хотя «архиерейские» торжества еще не закончены, «документальная» часть работы Собора уже
завершилась.

О «покаянии» Филарета

Главная сенсация, связанная с работой Архиерейского собора, — это, безусловно, письменное
обращение к патриарху Кириллу и епископам главы самопровозглашенного Киевского патриархата
Филарета Денисенко. Филарет призвал к примирению и прекращению существующего с 90-х
годов противостояния.

«Прошу прощения во всем, чем согрешил, — словом, делом и всеми моими чувствами, — и также от сердца
искренне прощаю всем», — говорилось в обнародованном письме.

Архиереи РПЦ посчитали это «шагом к восстановлению церковного общения» с находящимися в расколе
и выпустили определение «Об обращении бывшего митрополита Киевского и всея Украины
Филарета»
.

«Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола со стороны тех,
кто некогда отпал от единства с канонической Украинской православной церковью»
, — говорится в
документе. Для переговоров с Киевским патриархатом была создана специальная комиссия.

Впрочем, буквально на следующий день после этого решения Архиерейского собора Филарет Денисенко
на пресс-конференции в Киеве фактически дезавуировал свое «покаянное» письмо. Он заявил, что
переговоры с Москвой он готов вести лишь о признании автокефалии (независимости) Киевского
патриархата, в противном случае ни о каком «прощении» и «заповеданном мире» говорить не
приходится.

О венчании и разводах

Практика благословения церковного брака, венчания и «развенчания» — также находится в числе тем,
вызывающих общественный резонанс. Высказался Собор и по этому поводу, приняв документ «О
канонических аспектах церковного брака»
. Это первый в современной церковной практике
полный перечень указаний к заключению и прекращению брака. Положение готовилось несколько лет.
Все имеющиеся канонические нормы в нем сведены в один текст, какие-то вещи «адаптированы к
современности».

В документе оговорено, что Церковь не будет венчать людей, которые уже состояли в трех браках. При
этом будут учитываться не только церковные браки, но и заключенные в ЗАГСе. Совершение венчания
до государственной регистрации брака допускается «исключительно по благословению епархиального
архиерея и в особых случаях» (например, если одному из супругов предстоит скорое участие в военных
или каких-либо иных действиях, связанных с риском для жизни).

Среди допустимых оснований к расторжению церковного брака указаны: супружеская измена и
противоестественные пороки, отпадение одного из супругов от православия, хронические алкоголизм
или наркомания при отказе от лечения и исправления, неизлечимое заразное заболевание, «безвестное
отсутствие» мужа или жены или «злонамеренное оставление» одного супруга другим на длительный срок,
посягательство на жизнь или здоровье членов семьи, совершение женой аборта при несогласии мужа
или принуждение мужем жены к аборту.

Вместе с тем священнослужители должны «всячески увещевать» супругов, желающих развестись. Не
нужно принимать поспешных решений, но постараться примириться и сохранить свой брак. «Очень
многие проблемные моменты с церковным браком передаются на решение местного епископа, например,
браки между восприемниками (крёстными). Владыкам дана возможность на месте, вникая в ситуацию,
принимать решение», — пояснил РИА Новости митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Кроме того, Архиерейский собор обратил внимание на «недопустимость практики лишения причастия»
тех, кто живет хотя в невенчанном, но в зарегистрированном браке, и «отождествления такового брака
с блудом».

О современном монашестве и разуме

«Положение о монастырях и монашествующих» определяет основные принципы и правила
жизни обителей в современных условиях. Документ, однако, основан на древних иноческих правилах и
уставах.

«Современный человек, даже приходя в монашество, к сожалению, очень слабо привязан к истинной
церковной традиции, ему нужны все время какие-то разъяснения и инструкции. Чтобы не было
«отсебятины», принят такой документ, на который будут ссылаться как на некую норму», — разъясняет
смысл появления положения о монахах митрополит Барнаульский Сергий.

Ожидалось, что один из наиболее «животрепещущих» вопросов, по которому могла возникнуть дискуссия
на Архиерейском соборе, — проникновение в монастыри интернета. Однако, как рассказали участники
совещания, мнения иерархов не разошлись: использование информационно-коммуникационных
технологий возможно. Хотя допустимо оно, сказано в итоговом документе, «только по благословению
игумена, для самообразования или с иной целью, определенной руководством обители»
.

«Православие ни от чего не отказывается. У нас должен быть некий «срединный» путь, по святителю
Иоанну Златоусту: «всем пользуйся, но ничто не должно обладать тобою». И разумный подход ко всему.
Потому что во всяком техническом новшестве, новом достижении человечества есть полезная сторона, и
нужно все это разумно использовать, обращать на пользу», — заключает митрополит Воронежский и
Лискинский Сергий
.

О прославлении украинских святых

Собор включил в месяцеслов Русской церкви — то есть, прославил общецерковно — более 30 имен
местночтимых украинских святых. Примерно половина из них — старцы знаменитой Глинской
пустыни
в Сумской области, одного из центров православного паломничества в XIX-XX веках. Это
схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим
(Романцов)
и Серафим (Амелин), жившие в советское время, и другие.

В определении «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» говорится о
том, что в числе канонизированных — преподобный Парфений Киевский, святитель Иннокентий
Херсонский
и святитель Филарет Черниговский. Эти святые XIX века также широко почитаются
не только на Украине, но и за ее пределами. Архиерейский собор РПЦ включил в святцы и двух
местночтимых белорусских святыхсвятителя Георгия (Конисского), архиепископа
Могилевского, и праведного Иоанна Кормянского (Гашкевича).

Об особом статусе украинской церкви

Два других определения Собора — о внесении изменений и дополнений в Устав РПЦ и об
избрании членов Общецерковного суда
— носят больше «технический» характер и относятся к
чисто внутрицерковному регулированию. Впрочем, одно изменение все же привлекло внимание СМИ,
поскольку, так или иначе, затрагивало тему православия на Украине.

На заседании Архиерейского собора митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий попросил
подчеркнуть особый статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в уставе РПЦ.

«В последнее время активизировались некоторые общественно-политические силы, которые
предпринимают попытки дискредитировать Украинскую православную церковь в глазах украинского
общества, спекулируя ее, как они утверждают, «несамостоятельным» статусом. Во избежание
дальнейших спекуляций, направленных на подрыв авторитета Украинской православной церкви в глазах
миллионов украинцев, представляется необходимым подчеркнуть ее особый статус, выделив его в Уставе
Русской Православной Церкви», — пояснил митрополит.

Собор согласился с этим предложением. В результате, если ранее статус УПЦ МП был прописан в главе
«Самоуправляемые Церкви» наряду с другими церквами, то теперь создана отдельная глава устава РПЦ
под названием «Украинская Православная Церковь». Отдельно прописан в уставе и тот факт, что
центр управления УПЦ Московского патриархата находится в Киеве. Такая практика действовала и
раньше, теперь же ее зафиксировали документально.

«Помнить о том, что свято»: «Послание»

Традиционные соборные документы — «Послание» и «Постановления»
Архиерейского собора — это официальная реакция РПЦ на актуальную церковную, и не только
церковную, повестку, возникшую за время с прошлого Собора (февраль 2016 года). В том числе — на ряд
громких событий последних двух лет.

Так, Архиерейский собор признал «исторический характер» встречи Патриарха Кирилла и Папы
Франциска в феврале 2016 года в Гаване. Отмечена, прежде всего, ее важность в деле объединения
усилий по защите гонимых христиан на Ближнем Востоке и в Африке.

Критский собор, прошедший в июне прошлого года, также назван «значительным событием в
истории Православной Церкви». Хотя есть важные добавления: Собор на Крите не может
рассматриваться как Всеправославный, а принятые на нем решения — как обязательные для
православных во всем мире. В некоторых положениях этого Собора, подчеркнули архиереи, есть
«неясные и неоднозначные формулировки», и они не могут являться «образцовыми выражениями истин
православной веры».

Иерархи Русской церкви также обеспокоены тем, что позиция РПЦ по профилактике и выведению
абортов из системы ОМС «не находит полного понимания в органах власти». «Дальнейшее обсуждение
Церковью и государством общественно значимых законодательных инициатив, направленных на
решение вопроса абортов, имеет принципиальное значение»
, — говорится в постановлении.

Кроме того, Архиерейский собор призвал к дальнейшему развитию теологии в вузах, выразил надежду на
правильную идентификацию «екатеринбургских останков» и напомнил о недопустимости насмешек
деятелей культуры и искусства над тем, «что свято для многих людей».

В год столетия открытия Поместного собора 1917-1918 годов, восстановившего патриаршество,
нынешние иерархи отметили особую роль святителя Тихона: в годы гонений он делал все
возможное для сохранения православия на Руси. «Памятуя о пережитых нашими отцами и о
переживаемых ныне многими христианами испытаниях, будем хранить единство Церкви», — завершают
архиереи свое послание верующим.

Читать еще:  «Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?» — отвечают священники

Патриарх огласил статистические данные о жизни Русской Православной Церкви

29.11.2017 Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. Об этом рассказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая 29 ноября 2017 года с докладом на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

В межсоборный период были созданы три митрополии ― теперь их число достигло шестидесяти.

Работа по совершенствованию статистики, которая ранее велась в российских епархиях, частично охватила и другие страны канонической территории, а также заграничные епархии и приходы, отметил Предстоятель русской Православной Церкви. В частности, были скорректированы данные некоторых епархий, которые ранее при подсчетах не различали штатных и заштатных клириков. Эта скрупулезная работа продолжается.

В настоящее время штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства. Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков (представлены данные на начало 2017-го, поскольку статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года).

В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов. Кроме того, насчитывается 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви. «Практически при каждой общине Московского Патриархата в дальнем зарубежье имеются воскресные школы, катехизические курсы, проводятся мероприятия, содействующие сохранению родного языка и культуры, а также воспитанию подрастающего поколения», ― упомянул Святейший Владыка.

Из важных событий для приходов зарубежья Святейший Патриарх Кирилл отметил освящение в 2016 году нового кафедрального собора Корсунской епархии в Париже и обновленного после капитальной реставрации собора в Лондоне.

«Индекс веры»: сколько на самом деле в России православных

Около трети «православных» россиян не верят в Бога — об этом свидетельствует неумолимая статистика. В то же время различные группы то и дело предлагают сделать православие государственной религией. В своих доводах они ссылаются на данные соцопросов, согласно которым к православным себя причисляют «80 процентов» населения России.

При этом голос верующих становится все громче — сегодня они активные участники практически всех общественных процессов, и бурные дискуссии о строительстве новых церквей или мечетей, преподавании религии в школах и запрете абортов возникают не из воздуха.

О том, сколько в России на самом деле верующих и важнее ли их качество, чем количество, — в материале РИА Новости.

Набежали проценты

Из года в год социологи единодушно фиксируют рост числа верующих. Например, с 1991 года все больше россиян стали уповать на Бога в повседневной жизни. То же можно сказать о доверии граждан к РПЦ и религиозным организациям в целом (данные ВЦИОМ).

Наиболее свежие данные приводит известный американский исследовательский центр Pew. По его данным, 71% россиян исповедуют православие (в 1991 году таких было 37%) и 75% населения России верят в Бога. В исследовании также приводятся данные о мусульманах — их 10%.

Социологи подметили интересную деталь: в России и странах Восточной Европы подавляющее большинство верующих связывают свое мировоззрение с национальной идентичностью. Более того, в России, если верить данным американских ученых, национальную идентичность привязывают к православию даже мусульмане и атеисты.

«Ради идеологии»

«В каком статистическом зеркале православные «составляют» 130 миллионов человек — совершенно непонятно. В лучшем случае под традиционное, можно даже сказать, церковное понимание религиозности подпадает 4-8% населения России, что составляет от пяти до 12 миллионов человек», — утверждает старший преподаватель философского факультета МГУ, религиовед Павел Костылев.

«К сожалению, мы можем констатировать, что тезис о 70, 80, 100, 130 (нужное подчеркнуть) миллионах православных играет чисто идеологическую роль. Точно так же возникают, например, 20 миллионов мусульман — в зависимости от того, кто, когда и зачем упоминает российскую религиозность и конфессиональный состав России», — обращает внимание эксперт.

Аналогичная ситуация с мусульманами, которых в стране, как утверждают в Совете муфтиев России, более 20 миллионов: не все из них, к примеру, соблюдают пост в месяц Рамадан. А ведь эти цифры зачастую становятся аргументом в имущественных требованиях.

«У нас, между прочим, светское государство, которое призвано защищать интересы как агностиков и атеистов, так и верующих. Поэтому когда обращаются с требованием предоставить землю (под молельню. — Прим. ред.), давайте смотреть, каковы размеры зарегистрированных общин. При этом часто верующим действительно не хватает места», — отмечает Дискин.

«Часть цивилизации»

В Русской православной церкви не видят большой проблемы в том, что православных, по статистике, 80%, в Бога из них верят всего две трети, а соблюдают посты и ходят в храмы лишь 4%.

«Любая компания, которая проводит социологические опросы, использует свою методику подсчета. Эта методика, за которой могут стоять целые научные школы, дает свои результаты, которые чаще всего не совпадают», — отмечает замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Я не считаю, что эта цифра (80%) вызывает какие-то вопросы. И вот почему: во многих странах, не только в России, люди ассоциируют себя с той или иной религиозной конфессией, религиозной общиной не только строго в вероучительном ключе, но и в культурном. Наверное, в любом государстве, где в течение долгого времени — нескольких веков или тысячелетий — существует та или иная религиозная община, принадлежность к ней носит в том числе цивилизационный характер. Поэтому когда человек называет себя православным, он лишь свидетельствует о том, что православная цивилизация является ценностью, которая составляет часть его идентичности», — утверждает он.

Количество или качество?

Впрочем, в этой связи возникает вопрос: а нужно ли вообще, чтобы было много верующих? Возможно, конфессиям куда важнее иметь малочисленную, но верную паству, нежели общественную популярность.

«Неверно выстраивать противопоставление между количеством и качеством (верующих. — Прим. ред.) только по формальным оценкам. Человек может десятилетиями ходить в храм и прекрасно знать все церковные обряды, участвовать в таинствах. Но если при этом он не становится чище, добрее и святее, то это вовсе не говорит о том, что Божественная благодать на нем действенна. Например, так называемый «индекс воцерковленности», который в свое время был придуман социологом Валентиной Чесноковой, или собственно церковный критерий, — все они являются внешними маркерами. А содержательные маркеры известны только духовнику, который непосредственно работает с человеком, наблюдает его в динамике. Поэтому существенное повышение процента тех, кто регулярно соблюдает посты, участвует в службах и так далее, вовсе не является отражением качества веры как таковой», — объясняет настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов.

«Мы на них смотрим прежде всего как на людей, которые открыты к взаимодействию, открыты к окормлению. Это потенциальная паства — может быть, они намереваются прийти в храм, у них нет сознательной предубежденности против Церкви. Соответственно, это та самая часть наших граждан, которая в любой момент может стать активными прихожанами», — добавляет протоиерей.

Но как подсчитать эту «потенциальную паству», пока непонятно. Во всяком случае, исследования на эту тему публикуются с оговоркой: все цифры условные.

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Сколько храмов и других религиозных организаций у Православной церкви, как быстро они строятся? Разбираемся вместе со статистикой от Росстата.

В России строится по три храма в сутки – это правда?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Читать еще:  Александр ЩИПКОВ: РАЗДЕЛЕНИЕ ЕПАРХИЙ: ХОРОШИЙ ПРИМЕР ДЛЯ СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений. К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

И ещё немного статистики:

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Детские садики

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Школы

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч. В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч. И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Больницы

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч. Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек. Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы. Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год. В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

“Восстановление единства христиан”. По итогам Архиерейского собора 2017 г.

Архиерейский собор 2017 г.

Одним из самых интригующих решений Архиерейского собора 2017 г. (наряду с судьбой Проекта нового Катехизиса) должна была стать отложенная оценка Русской Православной Церковь документов Критского собора. И вот, наконец, такая оценка дана в постановлении собора: «39. Анализ документов Критского Собора, проведенный по поручению Священного Синода Синодальной библейско-богословской комиссией, показал, что некоторые из них содержат неясные и неоднозначные формулировки, что не позволяет считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви. Это особенно относится к документу “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», который не был подписан 2/3 членов делегации Сербской Православной Церкви, а также отдельными архипастырями ряда других Поместных Церквей, принимавших участие в работе Собора на Крите, что свидетельствует о значительном разномыслии в отношении этого документа даже среди участников”» (Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года.)).

Какие именно формулировки данного документа не соответствуют Преданию Церкви, конкретизировали ранее в своих докладах патриарх Кирилл и председатель СББК митрополит Иларион (Алфеев). «Анализ документа “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики. Так, в документ было внесено важное упоминание об отвержении униатства. “Тем не менее, многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными, они могут быть поняты в том смысле, что речь идет о восстановлении единства христиан, а не о восстановлении единства с Церковью отделенных от нее христианских сообществ, ― указал Его Святейшество. ― Некоторыми критиками документа именно так и был прочитан этот соборный текст. К сожалению, наши поправки не были учтены”» (Архиерейский Собор Русской Православной Церкви выскажет отношение к документам прошедшего на Крите Собора.). «Как отметил председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, принятые на Крите документы можно разделить на три категории в зависимости от их отношения к проектам, рассмотренным ранее Архиерейским Собором 2016 года. Первая из них ― это документы, которые были приняты Критским Собором без внесения существенных содержательных поправок… Ко второй категории относятся документы, принятые Собором с существенными содержательными поправками. Это документы “Православная диаспора”, “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”, “Таинство брака и препятствия к нему” и “Миссия Православной Церкви в современном мире”. Документ “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” вызвал более всего критических замечаний в православной среде после его публикации… Особую критику вызвали следующие формулировки: именование в документе инославных сообществ “церквами”, выражения “поиск” или “восстановление” единства христиан. Поправки, предложенные Русской Церковью, отражали эту обеспокоенность, но не были в полной мере учтены Критским Собором» (Митрополит Волоколамский Иларион рассказал на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о результатах изучения документов Критского Собора.).

Итак, критичность оценки Русской Православной Церковью экуменического документа Критского собора, конечно, не может не радовать. Омрачает эту радость лишь то, что в связи с данным решением возникает весьма серьезная проблема, о существовании которой, возможно, не догадываются сами участники собора, что, собственно, и является мотивом данной работы как попытки обозначения этой скрытой проблемы для ее решения компетентными структурами.

Вопрос заключается в том, как теперь быть Русской Церкви в ее собственных «отношениях с остальным христианским миром»? Проблемным здесь оказывается тот факт, что все названные идиомы и идеологемы экуменического документа «всеправославного» формата («инославные церкви», «восстановление единства христиан», «поиск единства») присутствуют и во внутренних документах Русской Православной Церкви экклезиологического характера в том же самом виде, контексте и значении, и если первые «не позволяют считать их образцовыми выражениями истин православной веры и Предания Церкви», то нельзя считать таковыми и вторые.

В этом смысле «неясность и неудовлетворительность (неоднозначность)» экклезиологии Крита тут же демонстрируется Москвой в самом ее намерении править Крит и… оставить, как есть, собственные документы с тем же самым набором идей. Сама концепция «православного экуменизма» и ее основные положения на протяжении полувека разрабатывались на предсоборных совещаниях готовящегося Всеправославного собора при непосредственном участии Русской Православной Церкви. «Большинство этих документов (за исключением двух посланий, составленных непосредственно на Критском Соборе) были подготовлены в рамках продолжавшегося не одно десятилетие предсоборного процесса при активном участии Русской Православной Церкви» (Митрополит Волоколамский Иларион рассказал на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о результатах изучения документов Критского Собора). Поэтому проекты документов (содержащие все эти положения) были подписаны делегацией Русской Православной Церкви на последнем предсоборном совещании в Шамбези в 2016 г. и одобрены на Архиерейском соборе того же года. То есть, поправки, которые Московский Патриархат предлагал к принятым в Шамбези документам, это поправки к документам, утвержденным им как полностью соответствующие православной экклезиологии… Соответственно, поправки к Шамбезийским документам, сделанные уже на Крите без участия Русской Православной Церкви должны были бы изменять эти документы к худшему, искажать православное учение… Между тем, в докладе Святейшего утверждается обратное («Анализ документа “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” показал, что в целом он претерпел изменения в лучшую сторону с учетом высказывавшейся в его адрес критики»).

Читать еще:  Игумен Савва (Тутунов): ЧТО ТАКОЕ МЕЖСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВИЕ?

Вторая «неясность», содержащаяся во всей этой коллизии: подготовленный СББК Проект нового Катехизиса Русской Православной Церкви фактически тоже признан Архиерейским собором «не позволяющим считать его образцовым выражением истин православной веры и Предания Церкви», поэтому, как говорится в постановлении, он будет издан только как труд его составителей (а не вероучительный документ Русской Православной Церкви: «20… Издание следует осуществить от имени Синодальной библейско-богословской комиссии после внесения всех необходимых поправок»). Между тем, богословская оценка документов Критского собора производится на основании анализа этих документов, проведенный этой же комиссией, основной документ которой, оказывается, еще тоже править и править…

Но это, конечно, все мелочи и пустяки в сравнении с тем, что эта же «неясность и неоднозначность» вполне присуща наиболее значимым документам Русской Православной Церкви последнего времени. «1. С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы “говорить устами к устам” (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации… 6. Осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть, мы надеемся, что наша встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос. Пусть наша встреча вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников… 24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма… 25. Надеемся, что наша встреча внесет вклад в примирение там, где существуют трения между греко-католиками и православными. Сегодня очевидно, что метод “униатизма” прежних веков, предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является путем к восстановлению единства. В то же время, церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных, стремясь к миру с соседями. Православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм сосуществования» (Совместное заявление Папы Римского Франциска и Святейшего Патриарха Кирилла).

При этом документ «Совместное заявление» (в котором, по сути, утверждается то же самое, что должно быть исправлено в Критском документе) не только не нуждается в правке, но должен быть взят за образец… Об этом говорится в том же докладе: «Высокая степень взаимопонимания была явлена в ходе моей встречи с Папой Римским Франциском 12 февраля в Гаване. В России и мире это событие имело очень широкий положительный резонанс. Уверен, что встреча на Кубе стала важным шагом на пути к решению наиболее актуальных вопросов современности совместными усилиями двух крупнейших Церквей христианского мира… Важное место в подписанной нами с Папой Совместной декларации занимает… заявление о том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых видах» (Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года)). Более того, завершившийся собор полностью одобряет и данный документ, в целом, и его последнюю «неясную и неудовлетворительную формулировку» конкретно: «44. Архиерейский Собор признает особую важность положений Совместного заявления о том, что уния не является средством для достижения единства между Церквами и что в православно-католических отношениях недопустим прозелитизм в любых его проявлениях» (Постановления Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (29 ноября ― 2 декабря 2017 года).

Наконец, все то же самое (что «неудовлетворительно и неоднозначно» в Критском документе) – уже в собственном доктринальном документе «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». «1.12. На протяжении веков заповедь Христа о единстве неоднократно нарушалась. Вопреки богозаповеданному кафолическому единомыслию и единодушию в христианстве возникли разномыслия и разделения. 1.13. На протяжении христианской истории от единства с Православной Церковью отделялись не только индивидуальные христиане, но и целые христианские сообщества. Некоторые из них исчезли в ходе истории, другие же сохранились на протяжении веков. Наиболее существенные разделения первого тысячелетия, сохранившиеся до сего дня, произошли после неприятия частью христианских общин решений III и IV Вселенских Соборов, в результате в отделенном состоянии оказались существующие доныне Ассирийская Церковь Востока, дохалкидонские Церкви ― Коптская, Армянская, Сиро-Яковитская, Эфиопская, Малабарская. Во II тысячелетии за отделением Римской Церкви последовали внутренние разделения западного христианства, связанные с Реформацией и приведшие к непрекращающемуся процессу образованию множества христианских деноминаций, не находящихся в общении с Римским престолом. Возникали также отделения от единства с Поместными Православными Церквами, в том числе с Русской Православной Церковью… 1.15. Православная Церковь устами святых отцов утверждает, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией. Разрыв церковного общения неизбежно приводит к повреждению благодатной жизни, но не всегда к полному ее исчезновению в отделившихся общинах… Несмотря на разрыв единения, остается некое неполное общение, служащее залогом возможности возвращения к единству в Церкви, в кафолическую полноту и единство. 1.16. Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие… 1.20. Вследствие нарушения заповеди о единстве, вызвавшего историческую трагедию схизмы, разделившиеся христиане, вместо того, чтобы быть примером единства в любви по образу Пресвятой Троицы, стали источником соблазна. Разделенность христиан явилась открытой и кровоточащей раной на Теле Христовом. Трагедия разделений стала серьезным видимым искажением христианского универсализма, препятствием в деле свидетельства миру о Христе. Ибо действенность этого свидетельства Церкви Христовой в немалой степени зависит от воплощения проповедуемых ею истин в жизни и практике христианских общин. 2. Стремление к восстановлению единства. 2.1. Важнейшей целью отношений Православной Церкви с инославием является восстановление богозаповеданного единства христиан (Ин. 17, 21), которое входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства. Это задача первостепенной важности для Православной Церкви на всех уровнях ее бытия. 2.2. Безразличие по отношению к этой задаче или отвержение ее является грехом против заповеди Божией о единстве. По словам святителя Василия Великого, “искренно и истинно работающим для Господа надо о том единственно прилагать старание, чтобы привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные”. 2.3. Но, признавая необходимость восстановления нарушенного христианского единства, Православная Церковь утверждает, что подлинное единство возможно лишь в лоне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Все иные “модели” единства представляются неприемлемыми» (http://sobor-2008.ru/418840/index.html).

Как мы видим, и здесь «многие формулировки остаются не вполне ясными и удовлетворительными» и «могут быть поняты» в том же самом смысле экуменического апокатастасиса («восстановление единства христиан входит в Божественный замысел и принадлежит к самой сути христианства»). Вернее – никак иначе они и не могут быть поняты. Потому что «модель единства», о которой идет речь как о наиболее приемлемой, – это «модель» «харизматических границ» Единой Церкви прот. Георгия Флоровского, не совпадающей с каноническими границами Православной Церкви. Но в том-то и дело, что эта же «модель» положена в основании экклезиологии Крита ее богословами.

Таким образом, из самого решения Архиерейского собора Русской Православной Церкви 29 ноября – 2 декабря 2017 года о необходимости внесения «поправок» в «неоднозначные формулировки» экклезиологического документа Критского собора (без чего они не могут считаться «выражениями истин православной веры и Предания Церкви»), следует необходимость исправления и собственных документов Русской Церкви, содержащих аналогичные формулировки.

Сколько постных дней в году?

Очень популярный запрос в поиске:-)

Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.

Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)

Получилось так, что на любой вопрос мы либо вообще не смогли получить ответ, либо получили его приблизительным, либо в виде точной цифры, но с большими оговорками 🙂

И знаете что — совсем не расстроились!

Все эти цифры сами по себе ничего не значат. Да, они помогают создать некую картину (католиков больше, чем православных), могут заставить задуматься («храмов в России мало») или загрустить («а ходят в них еще меньше»). Но может быть, потому и сложилось так, что конкретных статистических данных по всем этим вопросам нет, потому что это все не важно. Не важно для каждого конкретно человека.

Вот, например, лично для меня не важно, сколько людей ходят, а сколько не ходят в храм. Мне важно, чтобы я бы мог ходить в него чаще!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector