0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дарвин и религия: как и почему ученый отрекся от веры и скрывал от жены свои сомнения о Боге

Дарвин и религия: как и почему ученый отрекся от веры и скрывал от жены свои сомнения о Боге

История отношений Дарвина и христианства в пяти фактах

Между Чарльзом Дарвином и атеизмом нередко ставят знак равенства, однако на деле все гораздо сложнее. Рассказываем о пяти интересных фактах, проливающих свет на религиозные взгляды ученого.

Каждый день в утренних статьях мы разыгрываем сертификат на 1000 рублей на покупки в Book24. Для участия нужно просто прокомментировать эту статью и поставить лайк. Больше комментариев – больше шансов выиграть! Подробности в конце статьи)

Отец эволюционизма не отрицал бога – он был агностиком, полным сомнений. Подтверждение этому мы находим в его письмах

Был ли дарвинистом Чарльз Дарвин, то есть — догматическим сторонником теории эволюции живых существ? Был ли он таким же, как его современные последователи, которые под угрозой обвинения в мракобесии не позволяют пересмотреть его заключения? Ответ очень прост: ничего подобного.

Именно потому что он был ученым, он не признавал идею существования абсолютной истины. Вся его работа была основана на эмпирических наблюдениях с помощью тех средств, которые были в то время в распоряжении человека, исследующего природу. Следовательно, в его работе не было места научным догмам, а еще менее — религиозным. И тогда законно задать вопрос: почему теории английского ученого становятся знаменем атеистов? Был ли Дарвин атеистом? Работал ли он для того, чтобы подорвать христианскую веру? И на этот вопрос ответ будет отрицательным. До конца своих дней он был агностиком, полностью осознающим тот факт, что нет достаточно оснований для утверждения существования бога, но их нет и для того, чтобы его опровергнуть. Тот, у кого еще остались сомнения по этому вопросу, может прочитать подборку писем о религии (издательство Einaudi, 123 стр., 9 евро, перевод Изавеллы Блум, под редакцией Тельмо Пьевани).

Название подборки писем может сбить с толку, так как 32 письма (почти все они ранее не были опубликованы на итальянском языке) посвящены не только метафизическим вопросам, но Дарвин часто вынужден их ставить, обращаясь к жене, коллегам-ученым, священникам, а также к заинтересованным и сомневающимся читателям.

Если отец эволюционной теории не занял окончательной позиции по вопросу божественного творения мироздания, то несомненно то, что эта проблема волновала его на протяжении всей научной карьеры при том, что он поставил больше вопросов, чем получил ответов. Несомненно его скептицизм определялся религией того времени. Викторианская эпоха была пронизана морализмом и твердыми догмами. Размышления Дарвина были очень глубокими и радикальными, в чем-то сходными по тону с творчеством Леопарди. Когда молодой Дарвин отправился в свое знаменитое пятилетнее путешествие для изучения флоры и фауны на корабле «Бигль», он был верующим человеком. К моменту его возвращения он уже сомневался в вере и в истинности библейской истории.

Это произошло не потому, что он пришел к выводу о происхождении человека от обезьяны, как утверждают сторонники вульгарного дарвинизма, но потому, что он убедился на опыте в безрассудстве, «грубой низости и ужасной жестокости природы». Его вера постепенно ослабевала со временем, ее подорвали смерти близких и в особенности — дочери. Он видел своими глазами, как личинки ихневмоноидных наездников питаются телом еще живой гусеницы. Он похоронил дочь, плоть от плоти своей. Как бог мог допускать все это? Либо он не существует, либо он не всемогущ или еще хуже — садист. Во втором издании «Происхождения видов» есть ясные ссылки на Творца, вдохнувшего жизнь во все сущее и определившего законы природы.

Американский ботаник Эйса Грей, популяризатор дарвинизма в США и истый пресвитерианец, в поисках компромисса между теорией эволюции и божественной целью, предложил гипотезу Бога-творца, создавшего общие законы, но не интересующегося частностями, в особенности — жестокими и гротескными. Но его английский коллега не смог принять подобную гипотезу, по крайней мере, он отвечал, что наука не должна заниматься первопричиной, но должна концентрироваться на последствиях. В отличие от многих его современников, сторонников его теории, и многочисленных приверженцев нынешних времен Дарвин не верил в случайность происхождения всего сущего. Он писал: «Не могу поверить в то, что электричество действует, дерево растет, а человек вырабатывает самые высокие понятия под действием грубой силы».

Проблема не решена, может быть, она находится «вне понимания человеческого интеллекта», более того, на этот вопрос «не будет найден ответ в ходе нашей жизни». Можно было надеяться только на «постепенное просвещение умов» с помощью научных открытий. «Место встречи» теологии и науки было еще далеко, но не являлось непредставимым. В последние годы жизни Дарвин утверждал, что он не верит в библейскую историю сотворения мира и в «Иисуса Христа как в сына Божьего». Ему очень досаждали атеисты и марксисты, желавшие видеть его в своих рядах, а еще больше — «глупцы со всей Европы», ждавшие от него ответов на все самые сложные вопросы мироздания, как будто он был гуру, который знает истину.

Он остался убежденным агностиком, испытывающим аллергию к «абсолютным истинам», приверженцем систематического сомнения, хотя прах его и покоится в Вестминстерском аббатстве.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

«Хвост и дикий голос»

Что касается научных дискуссий — возможно, Дарвин и прав. Но о тех критиках, кто не обладал научным знанием, говорить, пожалуй, всё-таки стоит — их мнение до сих пор у нас кое-кто почитает истинным и почти святым.

Тем более что высказывалось оно именно что святыми. Так, Преподобный Варсонофий Оптинский, относился к теории Дарвина с ужасом и омерзением: «Этот английский философ создал целую систему, по которой жизнь — борьба за существование, где побежденные обрекаются на погибель, а победители торжествуют. Это уже начало звериной философии, а уверовавшие в нее люди не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга».

Преподобный Иустин (Попович) вообще считает разделяющих теорию Дарвина впавшими в смертный грех: «Потому предал их Бог срамным сластям, и они удовлетворяются не небесным, а земным, и только тем, что вызывает смех диавола и плач Ангелов Христовых. Сласти их в заботе о плоти, в отрицании Бога, в назывании обезьяны своим предком».

Священномученик Владимир Киевский подводит итог: «Братие, не слушайте губительных ядоносных учений неверия, которое низводит вас на степень животных!» .

Этот ряд весьма органично можно было бы добавить следующим: «Если бы человек, властитель мира, умнейшее из дыхательных существ, происходил от глупой и невежественной обезьяны, то у него был бы хвост и дикий голос. Если бы мы происходили от обезьян, то нас теперь водили бы по городам Цыганы на показ и мы платили бы деньги за показ друг друга, танцуя по приказу Цыгана или сидя за решеткой в зверинце».

Читать еще:  Полонез Патриарха Кирилла

Автор этой чудесной фразы — персонаж раннего рассказа Антона Чехова «Письмо к учёному соседу», мелкий глуповатый человечек Василий Семи-Булатов. Надо полагать, что отечественный естествоиспытатель, академик Климент Тимирязев, читал и этот рассказ, и проповеди святых отцов. Но мнение о Чарльзе Дарвине у него сложилось всё-таки своё: «Когда переступаешь порог этого небольшого кабинета, в котором ежедневно вот уже полвека работает этот могучий ум, когда подумаешь, что через минуту очутишься в присутствии человека, которого потомство поставит наряду с Аристотелями и Ньютонами, невольно ощущаешь понятную робость. Но это чувство исчезает без следа при первом появлении, при первых звуках голоса Чарльза Дарвина».

Сам же автор теории происхождения видов был гораздо более скромен и на статус человека, изменившего мир, не претендовал: «Я не нахожу вреда в своей книге: случись неверные взгляды, их вскорости полностью опровергнут другие ученые. Уверен, что истину можно познать, лишь одолев все превратности судьбы».

И когда его последователи пожелали изобразить на его могильной плите пышную эпитафию: «Берегись, когда Вседержитель посылает на землю Мыслителя», то им, уже после смерти, помешал сам Дарвин. Согласно его завещанию, на могиле следовало оставить только имя и даты.

Дарвин и религия

Вы находитесь здесь ✏ Дарвин и религия

Чарльз Дарвин происходил из нонконформистской унитарианской среды. Хотя некоторые члены его семьи открыто отрицали традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога. Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле». Дарвин подвергал сомнению данные представления, удивляясь, например, прелестным глубоководным существам, обитающим в таких глубинах, в которых никто не смог бы насладиться их видом; содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался вполне ортодоксальных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали, однако постепенно начал рассматривать креационную концепцию как ложную и не заслуживающую доверия:

«… пришел к сознанию того, что Ветхий Завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., … заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря».

Энни Элизабет Дарвин

По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды ересью, подрывающей чудесные объяснения социального порядка и знал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов. В тайне развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, веря в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 году, Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианство. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существование Бога, и что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое».

Наряду с этим, отдельные высказывания Дарвина можно расценивать как деистические или атеистические. Так, шестое издание «Происхождения видов» (1872) заканчивается словами в духе деизма:

«Есть величие в этом воззрении, по которому жизнь с её различными проявлениями Творец первоначально вдохнул в одну или ограниченное число форм; и, между тем как наша планета продолжает вращаться, согласно неизменным законам тяготения, из такого простого начала развилось и продолжает развиваться бесконечное число самых прекрасных и самых изумительных форм».

При этом Дарвин отмечал, что представление о разумном творце как первопричине «сильно владело мною приблизительно в то время, когда я писал „Происхождение видов“, но именно с этого времени его значение для меня начало, крайне медленно и не без многих колебаний, всё более и более ослабевать». Как атеистические, можно расценивать высказывания Дарвина в его письме Гукеру (1868): «…не согласен, что статья правильная, я нахожу чудовищным утверждение, будто религия не направлена против науки… однако когда я говорю, что она неправильна, я отнюдь не уверен, не было ли бы самым разумным для людей науки полностью игнорировать всю область религии».

В «Автобиографии» Дарвин писал:

«Так понемногу закрадывалось в мою душу неверие, и в конце концов я стал совершенно неверующим. Но происходило это настолько медленно, что я не чувствовал никакого огорчения и никогда с тех пор даже на единую секунду не усомнился в правильности моего заключения. И в самом деле, вряд ли я в состоянии понять, каким образом кто бы то ни было мог бы желать, чтобы христианское учение оказалось истинным; ибо если оно таково, то незамысловатый текст [Евангелия] показывает, по-видимому, что люди неверующие — а в их число надо было бы включить моего отца, моего брата и почти всех моих лучших друзей — понесут вечное наказание. Отвратительное учение!».

В написанной им биографии деда Эразма Дарвина Чарльз упоминал о ложных слухах, согласно которым Эразм взывал к Господу на смертном одре. Весьма сходные истории сопровождали кончину самого Чарльза. Наибольшую известность из них приобрела так называемая «история леди Хоуп», английской проповедницы, опубликованная в 1915 году, в которой утверждалось, что Дарвин претерпел религиозное обращение во время болезни незадолго до смерти. Подобные истории активно распространялись разного рода религиозными группами и, в конце концов, приобрели статус городских легенд, однако они были опровергнуты детьми Дарвина и отброшены историками как ложные.

Ниже доступна аудиозапись этой статьи для незрячих

Инцест в семье, религиозное образование и другие малоизвестные факты об «отце теории эволюции»: Чарльз Дарвин

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

10 В семейном древе Дарвина есть инцест

Чарльза Дарвина называют «отцом эволюции», поскольку его теория изменила мир и то, как люди рассматривают генетику. По иронии судьбы, это не сделало его более «невосприимчивым» к генетическим дефектам, по сравнению с остальной частью человечества. У Дарвина всего было десять детей. Из семи, доживших до взрослой жизни, у трех никогда не было детей, несмотря на очень длительные браки. Фактически, углубленное исследование генеалогического древа Дарвина, проведенное в 2010 году, показало, что в нем было полным-полно инцеста (двоюродные братья вступали в брак с двоюродными сестрами), который, как известно, снижает иммунитет к болезням и увеличивает шансы на бесплодие. Например, его мать, Сюзанна, родилась в семье двоюродных брата и сестры. Дарвины же были едва ли не самым вопиющим случаем кровосмешения в истории.

Читать еще:  Восток и Запад: возможность христианского синтеза

9 Дарвин первоначально учился на священника

Дарвин поступил в Эдинбургский университет в 1825 году, чтобы изучать медицину, но вскоре обнаружил, что хирургия вызывает у него отвращение. Поэтому он перешел в Кембриджский университет и собирался стать англиканским священником (на это очень надеялся его отец). Во время учебы в Кембриджском университете (который он окончил в 1831 году) Дарвин заинтересовался естественной историей, что положило конец его интересу к богословию, а также желание стать англиканским священником. Что интересно, Эразм Дарвин придумал базовую версию эволюционной теории задолго до того, как его внук опубликовал свою версию.

8 Знаменитое путешествие на «Бигле»

В 1831 году Чарльз Дарвин, который перед этим абсолютно не изучал естественную историю, провел пять лет, путешествуя по всему миру, включая Южную Америку и острова Тихого океана, на исследовательском судне «Бигль» (HMS Beagle). Во время рейса Дарвин сделал бесчисленные геологические и биологические наблюдения, некоторые из которых известны до сих пор. Дневники Дарвина убедительно свидетельствуют о том, что он уже в то время принял теорию эволюции, о которой ему рассказывал дед. Большинство думает о Дарвине как об атеисте, но он никогда не был атеистом, а фактически придерживался деизма (Бог создал Вселенную, а затем ушел, чтобы не иметь никакого дальнейшего контакта со своим творением). Позже в жизни он утверждал, что являлся кем-то вроде агностика, и хотя Дарвин никогда не становился атеистом, он отвергал теорию божественного творения, изложенную в Книге Бытия.

7 Был ли Чарльз Дарвин плагиатором

В XIX веке идеи, такие как эволюционная теория, считались еретическими и могли привести к преследованию со стороны Англиканской церкви. Дарвин знал это, поэтому он не особо распространялся по поводу своей теории, обсуждая ее только с близкими друзьями. Это изменилось в 1858 году, когда он услышал, что Альфред Рассел Уоллас разработал теорию, очень похожую на его собственную, после чего опубликовал книгу «О происхождении видов» в 1859 году. Сегодня это может показаться странным, но Дарвин к тому времени ассимилировал огромное количество данных из работ многих его современников, в том числе и основного конкурента Альфреда Уоллеса. Есть свидетельства, которые подтверждают утверждения о том, что Дарвин намеренно отложил публикацию своей книги на год, потому что ему нужно время для плагиата всей теории. Например, в 1830-х годах человек по имени Патрик Мэтью написал книгу, объясняющую естественный отбор, и утверждается, что Дарвин позже взял ее как основу для своей эволюции, даже не упомянув о Мэтью. Многие считают, что Дарвин был, в лучшем случае, посредственным ученым, обладавшим ограниченным образованием.

6 Дарвинизм, основанный на расизме

Дарвинизм основан на убеждении, что некоторые жизненные формы обладают способностью приобретать более полезные черты, чем другие. Это позволяет этим организмам выжить в более неблагоприятных условиях. Таким образом, высшие жизненные формы — это те, которые «заслуживают» жить из-за своего физического превосходства. Но Дарвин применял эту концепцию к людям, утверждая, что белые расы превосходят остальную часть человечества. Эта идеология превратилась непосредственно в то, что известно сегодня как евгеника — социальная философия, которая способствует улучшению наследственных качеств человека различными средствами искусственного вмешательства, включая генетику. Целью евгеники является создание более умных и здоровых людей для экономии природных ресурсов. Более того, Гитлер основывал свои взгляды на дарвинизме, утверждая о «превосходстве арийской расы».

5 Может ли неодарвинизм сохранить теорию эволюции

Неодарвинизм — это попытка сторонников эволюционной теории как восстановить репутацию ученого, так и лучше «подогнать» теорию под нынешние реалии. Причина этого проста: они хотят продолжать объяснять жизнь на нашей планете без необходимости ссылаться на некое сверхъестественное существо. Но проблема заключается в том, что дарвинизм оказался, мягко говоря, «не толерантным» по нынешним меркам. Дарвин был расистом из-за его отношения к «цветным» людям, а также женщинам, которые, по его мнению, уступали мужчинам.

4 Могут ли мутации вытеснить менделевскую генетику

Согласно генетике Менделя, жизненные формы не могут и не меняются со временем, поэтому генетические мутации почти всегда вредны. Дарвинизм утверждает прямо противоположное: генетические мутации полезны и являются основным механизмом, который стимулирует эволюцию. Отец генетики, Грегор Мендель, был современником Дарвина. Он также прекрасно разбирался в науке, о которой Дарвин почти ничего не знал: генетике (а ведь именно ее последователи Дарвина пытаются «втиснуть» в рамки теории своего кумира). В свою очередь, это вызвало появление неодарвинизма. Но проблема заключается в том, что случайные мутации далеко не всегда могут создавать генетическую информацию, приводящую к полезной мутации для организма. Эволюционисты утверждают, что примеры этого существуют в природе, и приводят пример людей, больных серповидноклеточной анемией, очень серьезным заболеванием крови. Доктора обнаружили, что пациенты с серповидноклеточной анемией с большей вероятностью выживают, заразившись малярией. Эволюционисты называют это «полезной мутацией» и «доказательством» их теории в действии.

3 Иллюзия разумного дизайна

Эта концепция лишена логических рассуждений, но ее стоит упомнить. Профессор Докинс считает, что естественный отбор можно сравнить со слепым часовщиком — ведь он не видит, что будет дальше, не планирует последствий и не имеет никакой цели. Тем не менее, живые результаты естественного отбора в подавляющем большинстве впечатляют всех «распланированным» дизайном, будто мастер-часовщик скрупулезно собирал механизм из мелких деталек.

2 Нечленимая сложность — удивительный мир под микроскопом

«Нечленимая сложность» — это термин, который с тех пор, как он был впервые придуман, вызывает множество дискуссий в научном сообществе. И это происходит не без оснований. Молекулярная биология сильно продвинулась с XIX века. Для биологов тогда клетка была менее сложной, чем дверная ручка. Сегодня же ученые знают, что человеческая клетка более сложная на микроскопическом уровне, чем некоторые космические аппараты. Действительно, если бы Дарвин воспользовался той же технологией, которая есть сегодня, он бы, несомненно, пересмотрел свою теорию. Ныне ученые сравнивают сложные биологические структуры одной человеческой клетки с современным автомобильным двигателем, который также является очень сложной системой и не будет работать, если из него будет удалена даже одна ключевая часть.

1 Дарвин и его наследие

Дарвинизм предложил теорию происхождения человечества в попытке заменить веру в божественного создателя, веру, которая была единой для множества культур и религий по всему миру. Сегодня, в новый период неодарвинизма, все, что имеет значение, — это «выживание наиболее приспособленных», поскольку «выживают только сильные». Согласно эволюционной теории, человеческие страдания в основном не имеют значения, а ответственность за собственные действия больше не является определяющим фактором, ведь жизнь якобы эволюционировала только по чистой случайности. Дарвинизм и необузданный расизм, который возник из-за него, привели к некоторым из худших страданий различных групп людей в истории человечества, но он все еще существует.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

7 мифов о Дарвине, его теории и вере

«Тот, кто не смотрит, подобно дикарю, на явления природы как на нечто бессвязное, не может больше думать, чтобы человек был плодом отдельного акта творения».

Читать еще:  Зачем детдомовцам подарки

В день рождения величайшего натуралиста Чарльза Дарвина, публикую несколько неточностей, заблуждений и недостоверной информации касательно него самого, с которыми я столкнулся на просторах интернета и в некоторых в телевизионных передачах.
Возможно эта публикация поможет пролить свет или же вспомнить, кем был великий британский натуралист, и кем он не был.

1) Чарльз Дарвин автор утверждения: «Человек произошел от обезьяны». Ничего подобного Дарвин не утверждал и вы не найдете таких заявлений в его работах.
Этот миф о Дарвине, скорее всего родился в клерикальной среде, в которой его деятельность, мягко говоря, не вызывала симпатий. Чарльз лишь пытался обосновать идею о том, что у современных обезьян и человека был общий предок, хотя Дарвин и не был первым, кто утверждал, что обезьяны и люди родственники.

2) Дарвин первым высказался, что человек и обезьяны имеют общего предка. Это не так, ведь первым, кто выдвинул эту идею был Бюффон, французский натуралист, в своей работе «Естественная история», в конце 18 века. А Карл Линней в том же веке поместил в своей систематике человека в отряд приматов (где человек, как вид, вполне справедливо остается и по настоящее время).

Дарвин же в последствии на основании сравнительно-анатомических и эмбриологических данных обосновал утверждение об общности происхождения человека и современных человекообразных обезьян от древнего исходного предка. В XX веке эта теория была достоверно подтверждена также данными молекулярной биологии и многочисленными палеонтологическими находками.

3) Дарвин был автором первой теории эволюции. Это смотря что считать теорией… Считается, что автором первой более-менее внутренне непротиворечивой теории эволюции, а именно концепции того, как и за счет чего этот процесс происходит, являлся Жан Батист Ламарк (1744-1829гг). Однако базовые положения его теории (наследование приобретенных признаков и внутренне присущее всему живому «стремление к совершенству») не были в дальнейшем подтверждены, по крайней мере в том виде, в котором их Ламарк выразил. Дарвин же в своей теории отказался от второго основополагающего компонента своего предшественника – от «тяги к совершенству», и ввел в теорию эволюции иную творческую силу — естественный отбор, которая остается, пожалуй, основным двигателем эволюции в биологии и по сей день.

4) Чарльз Дарвин в конце жизни «отрёкся от своей теории». Никакими фактами эта история не подтверждается. Рассказ об «отречении Дарвина» и о том, что на смертном одре он якобы уверовал в бога, впервые появился через много лет после смерти ученого, в 1915 году. Эту байку опубликовала в американском баптистском издании проповедница Элизабет Хоуп, которая, кстати говоря, с Дарвином никогда не встречалась. Откуда же у нее такие сведения? Видимо как откровение свыше снизошло… Однако ни в автобиографии Дарвина, написанной им незадолго до смерти, ни в воспоминаниях его близких нет никаких намеков на то, что великий натуралист в конце жизни испытывал какие-то сомнения по поводу своих взглядов.

5) Дарвин был верующим человеком. То и дело в высказываниях, по-видимому недостаточно осведомленных личностей, всплывают подобные утверждения. Впрочем, в такие заблуждения впадают не только относительно Дарвина, но и Эйнштейна, Павлова.
Вот любопытная цитата на этот счет некоего священника Александра Шумского:

«Сам Дарвин считал свою теорию эволюции всего лишь гипотезой. Он был верующим человеком и не переставал повторять, что эволюционная цепь берет свое начало у Престола Божия. Он однозначно признавал Бога Творцом мира, всего живого… Он был глубоко верующим человеком, и он сам ужаснулся бы от того, во что превратили его теорию. Я в этом нисколько не сомневаюсь»
А следовало бы усомниться, отец Александр. Если бы вы прочитали его автобиографию, то узнали бы, что какое-то время Дарвин верил в Бога и собирался стать священником, но со временем эта вера прошла, как простуда на губе, хотя и не так быстро. Дарвин превратился скорее в агностика.
Вот пара цитат из самого Дарвина, которые развеивают миф о его глубокой вере:

«Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, или рационализма, на протяжении второй половины моей жизни.» (Ч. Дарвин Воспоминания о развитии моего ума и характера. Автобиография.)

«Во время плавания на “Бигле” я был вполне ортодоксален; вспоминаю, как некоторые офицеры (хотя и сами они были людьми ортодоксальными) от души смеялись надо мной, когда по какому-то вопросу морали я сослался на Библию как на непреложный авторитет. Полагаю, что их рассмешила новизна моей аргументации. Однако в течение этого периода [т.е. с октября 1836 г. до января 1839 г.] я постепенно пришел к сознанию того, что Ветхий завет с его до очевидности ложной историей мира, с его вавилонской башней, радугой в качестве знамения завета и пр. и пр., и с его приписыванием богу чувств мстительного тирана заслуживает доверия не в большей мере, чем священные книги индусов или верования какого-нибудь дикаря. В то время в моем уме то и дело возникал один вопрос, от которого я никак не мог отделаться: если бы бог пожелал сейчас ниспослать откровение индусам, то неужели он допустил бы, чтобы оно было связано с верой в Вишну, Сиву и пр., подобно тому как христианство связано с верой в Ветхий завет? Это представлялось мне совершенно невероятным.» (там же)

6) Дарвин утратил свою веру в Бога после смерти дочери.
Не существует прямых документальных доказательств этого утверждения. Ни сам Дарвин, ни его современники об этом не писали. Эта гипотеза была сформулирована биографом Джеймсом Муром. Однако Дарвин описывает свою собственную потерю веры в его автобиографии, и приводит много других причин, которые не имеют ничего общего со смертью Энни, его дочери.

7) Свою теорию Дарвин сфальсифицировал и она была создана под покровительством тайных масонских обществ. Приверженцы такой точки зрения часто ссылаются на то, что отец и дед Чарльза Дарвина были масонами. Для любителей сомнительных конспирологических теорий масонские общества — это такие тайные организации, которые чуть ли не поклоняются самому Дъяволу и являются, опять же по мнению этих конспирологов, являются главным злом для человечества.
Все же не ясны источники сведений ни о том, что родственники Дарвина имели какой-то тайный интерес к работе ученого, ни о том, что он сам был как-то связан с тайными обществами. Если бы теория Дарвина была им сфальсифицирована, это довольно быстро обнаружилось. Не было бы Уолеса, который независимо от Дарвина пришел к таким же выводам о роли естественного отбора в эволюции. Не было бы и дальнейших подтверждений теории эволюции. Хотя может и тут масоны приложили руку? 🙂 Не понятно, почему в таком случае Дарвин так медлил с публикацией своей работы (около 20 лет). Наверное ждал приказа на публикацию от рептилоидов… Ой, то есть от тайных обществ. 🙂

На самом деле мифов и сомнительной информации вокруг Дарвина существует больше. Поэтому, когда обнаруживаете какую-то неподтвержденную информацию, не только о Дарвине, но и любом другом великом человеке, важно сомневаться в достоверности сведений и задаваться вопросом: какой источник за этим стоит?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector