0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание благодарности: Как научить детей чувствовать ценность того, что есть

Воспитание благодарности: Как научить детей чувствовать ценность того, что есть

Благодарность — одна из базовых черт счастливого человека. Но как вырастить благодарного ребенка в нашем материалистическом мире? Обычных просьб говорить «пожалуйста» и «спасибо» недостаточно.

Благодарность — это способность ценить то, что у тебя есть. Для того, чтобы привить это качество, следует регулярно повторять следующие упражнения.

Дети, умеющие благодарить

Cчастливый день в интернате

«Нарисуй что-нибудь!» — кричит, подбегая ко мне, девочка Настя и протягивает цветной мелок. Сегодня в Сергиево-Посадском детском доме-интернате для умственно-отсталых детей «Берёзка» праздник. Дети рисуют ладошками на больших листах бумаги, кружатся в танцах (те, что на колясках, — с помощью воспитателей), играют в волшебников. Я вижу их улыбки, но каков путь этих ребят к радости?

Музыка детства

Дети из отделения «Милосердие» не могут самостоятельно передвигаться — нужна либо инвалидная коляска, либо помощь воспитателя. Однако, воспитанник этого отделения Кирилл недавно стал лауреатом танцевального конкурса на международном фестивале молодых исполнителей «Хрустальная магнолия».

Несмотря на тяжелые врожденные травмы, Кирилл сумел стать чемпионом в настоящем танцевальном конкурсе. И свои таланты он с радостью демонстрирует гостям детского дома

У Кирилла мама умерла почти сразу после родов. У него самого врожденные тяжелая травма позвоночника и паралич правой ноги. В интернате он с четырех лет. Научился читать, считать до ста. У него врожденное чувство ритма. «Где-то с четырех лет я и танцую. Но конкурс я выиграл не на той коляске, на которой нахожусь сейчас — она тяжелая. А на специальной «танцевальной», восьмикилограммовой, она позволяет буквально летать», — рассказывает Кирилл. Он умеет ещё и вышивать — несколько работ находятся в Женеве. Кирилл обещает показать свои произведения, и ради этого отвлекается от беседы с заглянувшей на праздник выпускницей интерната.

— Кирилл — лидер по характеру, — рассказывает Наталья Паночкина, заведующая отделением «Милосердие». — Ухаживает за детьми, которые не могут себя обслужить. Он общительный, добрый. Но ему непросто дается испытание «медными трубами». Порой начинает чувствовать себя «звездой» и заноситься. Приходится останавливать: «Кирюша, полегче!»

В «Березке» работают со всеми детьми, даже самыми «тяжелыми» с психической точки зрения. А ведь порой научить такого ребенка ухаживать за собой, держать чашку и ложку — такое же достижение, как подвести здорового человека к защите диссертации. Логопеды, психологи, учителя физкультуры, дефектолог, музыкальный работник — все сотрудники стараются даже казалось бы в безнадежной ситуации найти для ребенка способ двигаться вперед, учиться быть самостоятельным, радоваться.

Одни из самых любимых детьми занятий — музыкальные.

— Даже очень тяжелые дети любят музыку, — рассказывает Юлия Грозина, заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе. — Недавно у нас выступали маленькие музыканты из Благотворительного фонда Спивакова и мы опасались, что те ребята, которые раньше не слышали подобного, — ничего не поймут. Но все не просто слушали, а положительно реагировали.

Во время беседы к нам подбегает юркий черноволосый мальчик — Владик.

— Недавно в интернат приезжали чемпионы мира по спортивным танцам Марина и Артемий Каташинские с танцевальной программой, — продолжает Юлия Борисовна. — Они предложили выступить и ребятам. Так Владик всех растолкал и встал рядом с танцорами. И как он повторял все движения! У него врожденное чувство ритма.

В Сергиево-Посадском детском доме-интернате для умственно отсталых детей «Березка» 4 отделения: психолого-педагогической помощи, социально-трудовой реабилитации, медико-социальной реабилитации и «Милосердие».

Семнадцатилетний Тимур тоже подходит к нам и соглашается продемонстрировать свои способности — поет песню, обращенную к Богородице. Когда он только поступил в интернат много лет назад — был замкнутым, не хотел общаться. Теперь совершенно не прочь поговорить и с удовольствием поет даже для совсем незнакомых людей. Он научился читать по слогам, писать. Тимур может петь и без аккомпанемента. Передвигается Тимур при помощи ходунков. А голос у него действительно хороший.

А вот музыкальные достоинства другой солистки, Алёны, мы так и не смогли оценить. Девочка очень разволновалась, что ей вдруг, без подготовки, придется выступить перед чужими людьми. Но по уверению сотрудников интерната, у нее проникновенный негромкий голос.

Зато Тимур, Кирилл и еще два подъехавших на колясках мальчика по собственной инициативе поют для нас песню «Дивеево»…

Помимо музыки и танцев дети в «Березке» занимаются чтением, шитьем, делают куклы, постигают много других полезных премудростей, ездят вместе с воспитателями в паломнические поездки. Некоторые из ребят катаются летом на велосипедах, зимой на лыжах, ездят кататься на лошадях (иппотерапия). Вроде что такого — дети на велосипедах? Но если вспомнить, о каких детях речь, то понятно, что это тоже — колоссальное достижение.

Трое детей занимаются в коррекционной школе (восьмого типа). И они показывают неплохие результаты. Несколько ребят обучаются в Сергиево-Посадском профессиональном училище-интернате по специальности швейное дело.

«Пусть мама услышит…»

Не все дети в интернате — «оставшиеся без попечения родителей». В некоторых случаях родители просто не в состоянии справиться с психически больным ребенком, особенно если он может представлять опасность, в том числе для других детей в семье. Но, отдав ребенка в интернат, они не забывают о нем, приезжают в выходные, забирают на каникулы. Однако таких детей здесь немного.

— Как только у детей появляется речь, они пытаются искать родителей, — рассказывает Наталья Паночкина. — Так было с Димой, который выпустился из интерната несколько лет назад. В интернат он попал в семь лет, перенес множество операций, научился хорошо говорить, читает, пишет и просто замечательно рисует. Сейчас он живет в Куровском психоневрологическом интернате. В подобные ПНИ попадает большинство выпускников детского дома. Правда, в свое время друзья из церкви Сретения Господня в Новой Деревне в Пушкино, посещающие наш детдом, предлагали определить Диму в иконописную мастерскую при одном монастыре. Дима отказался: «Я хочу жить там, где все остальные ребята из интерната». Сегодня всю свою пенсию он тратит на малышей из родного детского дома: кладет деньги на мобильные, покупает им полезные (или не очень полезные, но доставляющие радость) вещи.

Дима постоянно приходит в интернат, старается не пропустить ни одной паломнической поездки, в которой очень помогает: кого-то накормит, переоденет…

Два года назад Диму пригласили учиться живописи в Италию. Он подумал — и вновь отказался. «У меня до сих пор в телефоне его эсэмэска, — говорит воспитатель Лидия Язбурскене. — В ней написано: «Извините, я не поеду. Я не могу жить лучше, чем живут мои друзья. Вы нас сами этому учили. Поэтому я их не брошу».

Дима отлично разбирается в компьютере, сам снимает и монтирует кино о поездках детей из детского дома. Он очень хотел встретиться с мамой, ему в этом помогали чуть ли не все сотрудники. К сожалению, их усилия не увенчались успехом.

У Алины все сложилось иначе. Мама отдала ее в дом ребенка, когда девочке был годик. Алина, у которой тяжелая форма ДЦП, не работают руки и ноги, была четвертым ребенком в семье, где заботы по уходу и материальному обеспечению лежали на одной только маме. Возможности заботиться о малышке у нее просто не было.

Читать еще:  Как повлияла Церковь на развитие медицины: 15 исторических фактов

И в детский дом уже семилетнюю Алину мама привезла из дома ребенка сама. Со слезами. После того как девочку обследовали психолог, невролог, психиатры и педиатры, ей составили индивидуальную программу реабилитации. Сейчас ей 11 лет. За это время ее неврологическое состояние улучшилось, умственное развитие поднялось на одну категорию — с «глубокой умственной отсталости» до «тяжелой». Она научилась держать кружку, ложку, умеет говорить отдельные слова. Персонал интерната стал понимать ее желания. В мае мама взяла ее на каникулы, а через десять дней позвонила Наталье Паночкиной со словами: «Девочка многому научилась в интернате, а я за эти дни научилась понимать ее. Старшие дети выросли, и я хочу посвятить оставшуюся жизнь Алине». И — забрала Алину из детского дома.

Другого мальчика с тяжелой умственной отсталостью забрали два года назад дедушка с бабушкой. Родители отказались от ребенка в роддоме, и бабушка с дедушкой понятия не имели, что их внук находится в интернате. Сейчас они ухаживают за внуком, только вот родители мальчика не одобрили их решение…

— В интернате я служу два раза в неделю, — рассказывает клирик Ильинской церкви в Сергиевом Посаде священник Валерий Оборок. — В четверг — молебны, в субботу — Литургию. Среди детей есть те, кто не пропускает ни одной службы и даже помогает мне в алтаре. После службы с помощью добровольцев-прихожан Ильинской церкви мы беседуем с детьми. Помню, после того, как по новостным каналам показали сюжеты о самоубийстве «домашних» детей, несколько взрослых ребят из детского дома меня спросили: «Батюшка, у них же всё было, — родители, здоровье. Чего же им не хватало! Почему они так неправильно поступили?» А случается, ребята спрашивают, почему именно у них так сложилась жизнь, что они находятся в интернате…

Сотрудничество с Церковью началось у детского дома 20 лет назад, в непростые 1990-е годы.

— Когда я попала в отделение, которое сейчас называется «Милосердие», то растерялась, — вспоминает воспитатель Лидия Язбурскене, работающая в детском доме
43 года. — А ведь у меня уже был к тому времени двадцатилетний стаж педагогической деятельности. Вспоминая то время сегодня, просто диву даешься, как у нас у всех руки не опустились. Но я понимала, что без Бога — точно не справиться. А тут еще и некоторые дети стали просить, чтобы их покрестили. Тогда-то мы и познакомились с отцом Георгием Коноваловым,

тогдашним настоятелем Ильинской церкви. Он начал приходить в детский дом, беседовать с детьми… Видно было, как им необходимы такие беседы, как они меняются, умиряются под их воздействием. Немногим позднее познакомились мы и с прото­иереем Владимиром Архиповым, клириком церкви Сретения Господня в Новой Деревне в Пушкино, с отцом Валерием и другими священниками.

— Страдание детей — не следствие их грехов или грехов их родителей. Это — следствие грехов всего общества, — объясняет отец Валерий. — И глядя на жизнь этих ребят, приходя к ним, помогая им, мы получаем шанс что-то изменить в себе и в обществе. А еще, как говорит наш благочинный, священник Александр Колесников, надо почаще приходить в детский дом, чтобы увидеть, как больные дети умеют благодарить Бога. Так, как мы, здоровые, не способны.

Только люди

— Есть у нас несколько сосунков, которые не могут принимать никакую пищу, кроме жидкой, — говорит Владимир Кутузов, заместитель директора по медицинской части.

— Младенцев?— непонимающе спрашиваю я.

Владимир Владимирович вздыхает и провожает меня в палату. Там — те самые дети, которые не могут двигаться и говорить. И в 14 лет они выглядят годовалыми младенцами. Медицина здесь ничем помочь не может. Обыватели про таких пренебрежительно говорят — «растения». Но для Владимира Владимировича (как и для других сотрудников интерната) — это люди. «Карин, как дела?» — Владимир Владимирович подходит к неподвижно лежащей девочке. «А ты как, ничего не болит?» — ласково спрашивает у ее соседа. И я уверена, что дети его слышат и понимают…

Пока гуляем по территории интерната, то и дело подбегают дети — обнимают, спрашивают о чем-нибудь. Все сотрудники, с которыми мы общаемся, рассказывают, какие у них в интернате замечательные дети, хорошие, красивые. И готовы долго говорить о характере каждого ребенка. Правда, Юлия Грозина замечает: «Это для нас они такие — хорошие, а вот когда куда-нибудь выезжаем, окружающие люди порой оглядываются: им непривычно видеть таких детей».

Из интерната уезжаешь с мыслью — да, дети действительно хорошие. Потому что их любят и считают людьми. Людьми, которые просто нуждаются в усиленной медицинской и педагогической заботе.

Как-то по совету психологов в интернате вывесили своеобразную газету, где и взрослые, и дети могли бы записывать свои мысли. Большинство записей от детей — неформальные благодарности воспитателям…

P. S.

Уезжая из детдома, я взглянула на ежика, которого нарисовала по просьбе Насти мелком на асфальте. И поняла что окружающие мое «творение» рисунки воспитанников «Березки» намного обгоняют его по красоте и главное — жизнерадостности…

Оксана Головко

Фото: Владимира Ештокина.

Можно ли научить быть благодарным?

Конечно, учить детей быть благодарными нам, родителям, можно и нужно. И самый эффективный способ обучения — на собственном примере. Научить своих детей быть благодарными могут только те родители, которые сами являются благодарными людьми.

  • Почаще сами говорите своим детям «Спасибо!». Находите, за что, — и говорите. Помог ли ребёнок вам по дому, пожалел ли вас, усталых, после работы — не важно. Благодарите! Благодарите просто и искренне.
  • Время от времени проговаривайте вслух своим детям, за что именно вы им благодарны. Находите, за что, — и проговаривайте.
  • Как можно чаще рассказывайте своим детям, каким людям, будь то родственники, друзья или коллеги по работе, вы благодарны. Объясняйте детям все специфические детали, почему и за что именно вы благодарны тем или иным людям.
  • Постоянно обсуждайте со своими детьми, за что вы (вместе с ними) можете быть благодарными судьбе, жизни. Проговаривайте вслух и обсуждайте то, что вы и ваш ребёнок имеете в этой жизни. Давайте ребёнку понять, что имеете вы действительно немало.
  • Подготавливайте вместе с детьми, подписывайте и дарите благодарственные открытки разным людям.
  • Почаще подговаривайте своих детей делать небольшие подарочки и устраивать приятные сюрпризы разным родственникам, знакомым и друзьям семьи в знак благодарности этим людям за что-то.

Желаю вам, уважаемые взрослые, прежде всего самим почаще испытывать в своей жизни одну из высших эмоций человеческой души — чувство благодарности. Это, во-первых, будет означать, что вы — счастливый человек, т.к. именно счастливчики испытывают это чувство чаще остальных. А во-вторых, это будет явно увеличивать ваши родительские шансы вырастить благодарных детей. Желаю вам, уважаемые взрослые, самим быть просто благодарными людьми!

Говорить «спасибо» легко или, как научить ребенка быть благодарным? | Статьи о воспитании детей

«За добро добром и платят» Русская пословица

Наверняка, каждый из вас помнит эпизод из детства, когда нас угощают чем-нибудь вкусненьким, а потом спрашивают, «а где же спасибо?». У каждого ребенка своя реакция на такой вопрос. Кто-то чувствует себя неловко, кто-то говорит «спасибо» лишь бы оставили в покое, а у кого-то внутренний протест, «я же не просил, сами дали, за что спасибо?». Какими бы не были мысли ребенка в такой неловкой ситуации, возникают они от того, что ребенку ещё не привили чувство благодарности. И здесь наступает очень важный момент. Ребенок либо поймет, что такое благодарность и искренне испытает это чувство, либо уяснит формальные правила вежливости, необходимые просто потому, что так хотят окружающие. Конечно, каждый из нас хочет, чтобы его ребенок не притворялся, не произносил слова, которые для него ничего не значат, а был искренним и на самом деле отзывчивым.

Поэтому, если ваш ребенок забыл сказать спасибо, не стыдите его, а поблагодарите вместо него от себя лично. Не надо заниматься воспитанием на людях, как бы неловко вы не чувствовали себя от того, что ваш ребенок не оправдал ожидания окружающих. Пусть он увидит на вашем примере, как надо поступать. Нельзя требовать от ребенка быть благодарным по указке, нельзя ставить его в неловкое положение словами, «тебе что трудно сказать спасибо?», тем самым заставляя ребенка лицемерить. Не спешите. Бездумную рефлекторную вежливость можно натренировать быстро, а вот настоящей доброте и отзывчивости надо долго и терпеливо учиться. Но только она и имеет ценность и смысл.

Читать еще:  5 ОБВИНЕНИЙ В АДРЕС БОРЦОВ С АБОРТАМИ

Сейчас родители не часто уделяют этому внимание. Поэтому такие слова, как «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» редко произносятся людьми осмысленно и звучат формально, без теплоты, без души, без сердца. Ярким примером служит пресловутое брошенное на ходу «здрасьте», которое не сопровождается ни взглядом, ни мыслью и никого не радует. Мозг сокращает пустое слово, смысл которого не понимает, чтобы меньше тратить усилий на его ненужное озвучивание. Язык произносит, но ничего внутри не отзывается. А слово, в которое ничего не вложено умом и сердцем, остается пустым. Поэтому вместо дрессировки постарайтесь объяснить ребенку, что значат те слова, которые люди так часто произносят. Что благодарность – это похвала за хороший поступок, способ показать, что вы рады тому, что для вас сделали другие, что если не благодарить, то человек может подумать, что его поступок не понравился, поэтому в следующий раз он не станет дарить подарок или помогать. Дети легко понимают такие вещи. И это понимание дает настоящую искреннюю вежливость, которая так приятна всем. Но ребенок должен не только благодарить других, но и сам получать благодарность за то хорошее, что он делает. Не принимайте помощь ребенка, как должное. За каждую помощь ребенка, пусть она и незначительная, всегда спешите поблагодарить его. Обращайте внимание на маленькие добрые дела и тогда со временем они дорастут до больших. И, конечно же, сами будьте вежливы и благодарны с окружающими. Будьте для ребенка живым примером. Благодарите мужа за то, что он сходил за продуктами, жену за то, что приготовила обед или погладила белье.

Еще бывает так, что ребенок избалован и не ценит то, что для него делают. В этой ситуации трудно ждать искренней благодарности. Тогда не мешает показать ребенку, что ему есть за что благодарить. Можно временно уменьшить количество игрушек или вкусностей, а можно показать тех, кто лишен того, что есть у ребенка, а заодно и помочь им. Например, если вы занимаетесь благотворительностью, дарите подарки детям из детского дома или ухаживаете за стариками в доме престарелых, то это повод взять ребенка с собой и вовлечь его в процесс заботы об окружающих. Ребенок поймет, как много в его жизни хорошего, что есть не у всех, и ему будет самому приятно в ответ на сделанное добро получить благодарность. Один такой благотворительный визит способен заменить месяца разговоров.

Заставить ребенка стать благодарным руганью и упреками невозможно. Но можно научить его этому шаг за шагом. Искренние добрые слова и внимание являются ключом к общению и установлению прочных связей между людьми. Человек, с детства привыкший смотреть не мимо людей, а на них и говорить осмысленно, никогда не будет одинок, всегда легко найдет друзей и помощников. Люди будут любить его за то, что он греет их теплом своей души.

7 хороших советов, которые помогут тебе воспитать в ребенке чувство благодарности.

Как развить чувство благодарности у ребенка

В современном мире становится довольно тяжело воспитать действительно благодарных детей, просто потому что ребенку очень сложно объяснить, почему он не имеет того, что есть у других. Сделает ли наличие самого нового смартфона или другого гаджета твоего ребенка лучше? Нет. Но благодарность за всё, что у него есть и даже за возможности, которые предоставляет ему жизнь, способна на это.

7 хороших советов, которые помогут тебе воспитать в ребенке чувство благодарности.

1. Попробуй обойтись без предметов роскоши хотя бы неделю

Когда мы удовлетворяем малейшую прихоть ребенка, он начинает считать, что имеет право на всё: от простой шоколадки до новейшего гаджета. Чтобы развить в своем ребенке чувство благодарности, попробуйте всей семьей отказаться от предметов роскоши на неделю. Выключите телевизор и кондиционер. Это может создать дискомфорт, но это замечательный способ показать своим родным, что нужно ценить то, что ты имеешь.

2. Займитесь волонтерством

Раз в месяц занимайся со своим ребенком волонтерством. Пусть он поиграет со стариками в доме престарелых в настольные игры или поможет тебе убрать в парке. Вариантов может быть масса, а результат изменит твою жизнь и жизнь твоего ребенка!

3. Научи ребенка извлекать пользу из всего

Если длинная пробка выводит твоего ребенка из себя, а дождь на выходных кажется ему концом света, тебе стоит научить его извлекать пользу из любой неудачи, которую подсовывает жизнь. Например, если тебе надо работать на выходных, объясни своему ребенку, что вследствие этого ты заработаешь больше денег и на следующих выходных сможешь сводить его в кино или парк аттракционов. Если вас застал дождь на прогулке, скажи своему чаду, что теперь не надо будет мыть машину.

Один из лучших способов научить своего ребенка благодарности — показать ему, что некоторые люди имеют гораздо меньше, чем он. Спрашивай у него: « А что если бы у тебя не было места для ночлега? Что если тебе надо было стоять в очереди за едой? Что если бы ты болел и не мог позволить себе визит к врачу?» Эти вопросы помогут ему понять, что он должен быть счастлив тому, что у него есть.

5. Говори слова благодарности

Если ты хочешь научить своего ребенка быть благодарным, делай это сам. Благодари всех, кого ты встречаешь в течение дня, будь то продавец в магазине, швейцар или официант. Так ты покажешь своему чаду, что можно поднять человеку настроение на весь день, просто сказав спасибо.

6. Сделай благодарность ежедневным ритуалом

Исследования показывают, что благодарные люди — самые счастливые. Поэтому перед семейным ужином пусть каждый скажет по несколько слов, за что он благодарен жизни, своим родным и близким.

7. Измени перспективу

Забудь фразу «Я должен…». Замени ее установкой «Я рад…». Например: «Я рад забирать своих детей из школы» или «Я рад смотреть, как мой сын играет в футбол». Эта простая установка поможет тебе получать от жизни маленькие радости каждый день и научит это делать своих детей.

Самое главное — помни, что ребенок всегда берет пример с тебя и, только когда ты сам научишься быть благодарным за всё, что имеешь, твой ребенок будет делать так же.

Дети, умеющие благодарить

Мой ребенок — эгоист?

Большинство родителей старается дать детям лучшее из того, что у них есть. Покупают вкусную еду, дорогие гаджеты, водят в театры и рестораны, записывают в различные кружки и спортивные секции. Многие родители так интенсивно вовлекаются в заботу о детях, что совершенно забывают о собственных нуждах и желаниях! Но часто мы слышим, что в этом мире потребления дети, тем не менее, растут неблагодарными, всё вокруг воспринимают как должное, требуя всё новых игрушек, конфет и телефонов. Ребёнок не ценит то, что у него есть, не замечает усилий, которые прикладывают родители в заботе о нем. «Я же не просила их меня рожать? Пусть теперь выполняют то, что должны! Пусть работают, почему у меня должно быть что-то хуже, чем у других детей? Значит, родители плохо работают!» — сообщила мне одна 10-летняя девочка. Родители, которые в своём детстве таких возможностей не имели, теперь пытаются дать детям то, в чем нуждались когда-то сами, стараются закрыть все потребности ребёнка и удовлетворить его хотелки. Кажется, что если бы у них всё вот это было в детстве, то они бы точно были счастливы. Что же происходит?

Почему дети не чувствуют счастья и не ценят родительских усилий? А должны ли ценить? Должны ли благодарить?
Маленькие дети эгоцентричны: они уверены, что весь мир должен вращаться вокруг них. Они не способны смотреть на свои поступки со стороны или ставить себя на место другого человека. Поэтому они не понимают, что вы устали, когда пришли с работы и прямо сейчас у вас нет сил с ними играть, им не понятно, куда вы тратите заработанные деньги, если у него нет нового телефона. Аргумент, что и у вас такого нет, не особо работает, потому что при чем тут вы, если нет у них. С их рождения мир крутится вокруг них, заботясь о их выживании и благополучии. Для ребёнка такая забота взрослых естественна и нормальна. Но и мы, родители, заботимся о ребёнке не для того, чтобы получить благодарность, а потому, что мы его любим и готовы искренне отдавать, получая взамен не только усталость, но и удовольствие от самого процесса заботы.

По исследованиям, лет до 8—10 родители ребёнком воспринимаются только как источник его личного благополучия. И только с началом предподросткового или даже подросткового возраста дети начинают осознавать на более глубоком уровне, что родители — тоже люди. Люди со своими желаниями, потребностями, переживаниями. И только в этом возрасте ребёнок может глубоко почувствовать благодарность за то, что родители делают для него так много, часто даже ограничивая в чем-то себя. Что же это значит? Надо сидеть и ждать, когда ребёнок подрастёт и тогда он станет всё ценить и будет благодарным? Увы, так тоже не бывает. Благодарность — одна из самых здоровых человеческих эмоций, которая является не врожденной, а благоприобретённой.

Читать еще:  ПЕРВОЕ АПРЕЛЯ КРУГЛЫЙ ГОД

Зачем нам благодарность?

Прежде, чем обсуждать, как же приобрести способность к благодарности и передать ее детям, давайте я приведу несколько бонусов, которые она даёт.

— В Journal of School Psychology n 2 за 2008 год говорят о том, что благодарные дети (в возрасте от 11 до 13 лет), как правило, более счастливы, более оптимистичны и имеют больше друзей. Они больше удовлетворены своими школами, семьями, сообществами, друзьями и собой. Благодарные дети также склонны оказывать больше социальной поддержки другим людям.

— Другое исследование в 2012 году показало, что благодарные люди испытывали меньше болей и недомоганий, чем другие, и в целом жили более здоровой жизнью и дольше.

— Качество сна у тех, кто использует метод «дневник благодарности», записывая или проговаривая вещи, за которые они благодарны, лучше. Особенно, если записывать прямо перед сном (исследование 2011 года, опубликованное в Applied Psychology: Health and Well-being).

— Благодарность может помочь людям, пережившим травму и испытывающим посттравматическое стрессовое расстройство.

— Исследование 2018 года, опубликованное в Journal of Positive Psychology n 5, показало, что благодарные взрослые более счастливы и полны надежд. Благодарность была лучшим предсказателем ощущения надежды и счастья сейчас и в будущем, чем другие конструкции, такие как прощение, терпение и даже самоконтроль.

Как научить ребенка чувствовать благодарность?

Конечно же, у благодарных родителей вырастают благодарные дети. Даже большое исследование про это сделали, хотя и без исследований это понятно. Поэтому внимательно смотрим на себя: как часто мы благодарим других, а особенно в присутствии детей, как часто мы благодарим самих детей — или относимся ко всему, что они делают, как к должному?

Многие родители стараются учить детей говорить «спасибо» и «пожалуйста», но достаточно ли этого, чтобы научиться чувствовать благодарность? Вежливые слова важны, но ещё важнее чувства, которые за ними стоят. Ребенок может знать, когда положено говорить «спасибо», но это не значит, что он и правда чувствует благодарность. Слова, которые произносятся без искренней благодарности, нужны, чтобы соблюсти приличия. Родитель вежливого ребенка производит благоприятное впечатление на окружающих. Хотя обучение вежливым словам можно рассматривать как первый шаг к выражению благодарности, и если этот этап освоен, то можно идти дальше.

Чтобы дети выросли эмпатичными, внимательными и могли позаботиться о себе и о другом, нам нужно помочь им осознавать и называть свои собственные чувства, помочь на секунду остановиться и увидеть, как другой человек позаботился о нем.

Нам нужно стимулировать в детях желание позаботиться о других. Способность заботиться активируется, когда ребенок чувствует, что о нем заботятся. Он хочет действовать также. Просто научив его говорить правильные слова, мы не научим его совершать заботливые поступки.

Из чего состоит благодарность

Исследователи из UNC Chapel Hill сделали целый проект «Воспитание благодарных детей». Они показали, что благодарность состоит из четырех частей:

1. Заметить. Признать то, за что нужно быть благодарным.
2. Думать. Подумать о том, почему вам были даны эти вещи (подарки) или эта забота.
3. Чувствовать. Назвать эмоции, которые вы испытываете в результате того, что вы получили.
4. Делать. Найти способ выразить свою признательность.

Исследователи обнаружили, что большинство родителей сосредоточены в основном на том, что делают дети, чтобы выразить свою благодарность. 85% родителей сказали, что они учат своих детей говорить «спасибо», и только 39% из них поощряли детей проявлять благодарность другими словами и способами, выходящими за рамки формальной вежливости. Только треть родителей спрашивают своих детей, как они почувствовали, когда получили подарок, и только 22% интересуются у детей, почему, как им кажется, кто-то сделал им подарок.

Попробуйте задать ребенку эти вопросы:

1. За что ты благодарен сегодня и в своей жизни? Есть ли вещи, за которые нужно быть благодарным, помимо подарков, которые ты получил? Ты благодарен кому-нибудь из близких или знакомых?

2. Что ты думаешь об этом подарке? Как ты думаешь, стоит ли что-то сказать или дать тому, кто тебе это подарил? Как ты думаешь, ты что-то сделал, чтобы получить такой подарок? Как ты думаешь, этот человек сделал тебе подарок, потому что он думал, что должен, или потому что он хотел?

3. Ты чувствуешь себя счастливыми или довольными, получив этот подарок? Каково это внутри? Что в этом подарке делает тебя радостным?

4. Есть ли способ показать, как ты относишься к этому подарку? Хочешь ли ты поделиться этим чувством?

Дайте понять, что есть много способов показать людям, что вы благодарны им за все, что они делают. Поговорите с ребёнком, рассказав в чем смысл подарков: это один из способов — материальный — позаботиться о другом, желание сделать другому приятное. Поэтому так важно не только получить подарок, но и почувствовать, что человек и правда думал о тебе, старался понять, что тебе может понравиться. Мы можем чувствовать радость и благодарность, и возможно нам захочется сказать что-то доброе и хорошее в ответ. Мы можем выразить свою благодарность и помощью другому человеку.

Некоторые создают свои собственные семейные ритуалы, в которых выражают благодарность людям, миру за то, что у них есть и то, что с ними случилось. Кто-то обсуждает это за каждым воскресным обедом или ужином, другие пишут записочки с благодарностями и складывают в специальную банку, чтобы прочитать записки в какой-то праздничный момент или, наоборот, тогда, когда на душе очень грустно.

Конечно, будут времена, когда дети будут казаться вам неблагодарными. Однако это не означает, что вы уже всё упустили в их воспитании. Иногда для детей это нормально. Можно держать в голове мысль, что это не повод злиться и отчаиваться, а скорее подумать, как ещё можно научить детей переживать и выражать благодарность, и постепенно вы, вероятно, увидите, как моменты благодарности будут проявляться. Особенно если дети поймут, что это светлое и приятное чувство, которое окрыляет и того, кого благодарят и того, кто благодарность выражает.

Читайте также:

Фото: Roman Samborskyi, Kostikova Natalia, fizkes, Evgeny Atamanenko/Shutterstock

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector