0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиепископ Нижегородский Георгий: О ЦЕРКВИ, О СТРАНЕ, О ЛЮДЯХ

Архиепископ Нижегородский Георгий: О ЦЕРКВИ, О СТРАНЕ, О ЛЮДЯХ.

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Из бесед нижегородцев с правящим архиереем

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский ГЕОРГИЙ как-то посетовал, что времени для обстоятельных бесед у архиерея вечно не хватает. Ведь архиепископ – это и священник, и администратор, и церковный дипломат…

И все-таки сам владыка Георгий регулярно находит время для встреч с самыми разными людьми – студентами и пенсионерами, бизнесменами и безработными, верующими и атеистами.

Пожалуй, такие разговоры гораздо лучше любого интервью объясняют, в чем состоит смысл епископского служения, и с какими трудностями приходится сталкиваться на этом пути.

– Почему люди, которые ходят в храм, читают Библию и называют себя христианами, так жестоко обращаются с окружающими? Например, моя подруга. Она очень изменилась, после того как стала ходить в церковь. И не в лучшую сторону.

– Я бы не сказал, что в Церкви много жестоких людей, но и отрицать, что они есть, не стану. Не стоит обманываться и думать, будто духовная жизнь у всех людей протекает гладко. Не случайно в Священном Писании так часто упоминаются фарисеи – люди, которые наставляли других, но сами не соблюдали законов.

Меня самого печалит, когда человек впервые приходит в храм, а на него тут же начинают со всех сторон шикать за то, что он не так держит свечку. Я нередко говорю, обращаясь к людям в храме: если вы оскорбите кого-то из только зашедших в церковь, то на Страшном Суде будете вместе с ним держать ответ за многие его грехи, ведь именно из-за вас он не дошел до Христа.

Но то, что в православных храмах встречаются злые или самоуверенные люди, еще не значит, что Бога нет, а Евангелие ложно.

Что же касается вашего конкретного случая… здесь мне трудно говорить, потому что я не знаю подробностей ситуации. Мне бы хотелось верить, что вы ошибаетесь, и все не так плохо, но если дела действительно обстоят так, как вы сказали, могу лишь напомнить слова Достоевского: “В мире дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей”. И борьба эта идет с переменным успехом, так что воцерковиться – еще не значит автоматически спастись.

Возможно, ваша подруга столкнулась с типичными проблемами “новичка в Церкви”. Придя в храм, люди, часто заражаются нездоровым максимализмом. “Раньше я жил не по совести, но теперь все изменится! Я и сам изменюсь, и других исправлю!” И задача священника – объяснить человеку, что он встал на ложный путь.

К сожалению, это не всегда удается.

– А священники могут осуждать людей, которые не разбираются в религии?

– Ни в коем случае! Священник не имеет права осуждать людей за то, что они не воцерковлены и не знают Христа. Он обязан заботиться о своей пастве, какой бы она ни была. Если она плоха – иди, наставляй и исправляй. Но то, о чем я уже говорил по поводу неофитства, к сожалению, поражает сегодня и наше духовенство. Это очень плохо, и это обязательно нужно искоренять всеми силами.

– Владыка, у нас в Городце уже есть православная гимназия, можно ли надеяться на то, что появится и православный детский сад?

– Если Вы хотите этого, то епархия с радостью вам поможет, но я очень прошу вас: пишите письма в городскую администрацию, просите их также оказать помощь. Мы очень часто слышим от светской власти, что все эти православные школы и детсады нужны исключительно Церкви, что это изобретение священника или епископа, а людям оно не нужно. Докажите властям, что вам это тоже интересно!

Вообще, я очень прошу всех, кто желает получить помощь от Церкви, не сидеть сложа руки и не ждать, пока епархия поможет открыть храм или воскресную школу. У нас есть планы, мы стараемся их осуществлять, но сил на все у нас сегодня не хватает и без вашей помощи многое может просто не получиться.

– Нельзя ли прислать священника, который бы просто ходил и проповедовал? А то все батюшки заняты в своих храмах, и чтобы поговорить с неверующими людьми, у них просто нет времени…

– Я понимаю Вашу проблему, и мне близка Ваша боль, но все-таки не стоит рубить сплеча. Конечно, у нас выросли целые поколения без Бога, поколения людей, которые боятся Церкви. И чтобы найти с ними общий язык, нам еще предстоит поработать.

Действительно, было бы неплохо, если бы какой-то священник специально путешествовал и занимался исключительно миссионерством, помогал невоцерковленным людям найти общий язык с Церковью. Но сегодня у нас в епархии только по штату не хватает полторы сотни клириков. Поэтому священники еле успевают служить в своих храмах, разрываясь порою на несколько мест.

Конечно, пятнадцать лет назад у нас было всего шестьдесят священников, а сейчас уже пятьсот, но ведь и храмов теперь не сорок, а в десять раз больше. При этом конкурс в семинарию очень низкий и практически не растет, а требования к поступающим мы снижать не намерены. Будущий священник должен быть всесторонне образован. Только тогда он станет наставником и хорошим примером для людей. По той же причине за выкуренную сигарету мы отчисляем сразу же, да и за распитие спиртного можно вылететь очень быстро. Церковь делает сегодня все что может, лишь бы удовлетворить потребности верующих, но иногда лучше никакого священника, чем плохой.

– Каким вы видите идеального молодого человека 19-20 лет? Что он должен делать, как должен жить?

– Мне кажется, что главное в молодом человеке – это дух служения. В молодости особенно важно стремиться отдать больше, чем получить. Это и есть одна из основных добродетелей.

Я видел очень много богатых, влиятельных людей, которые много взяли и ничего не хотят отдавать. У большинства из них душа постоянно болит, они страдают и, зачастую, сами не могут понять, отчего. А вот если человек стремится к самопожертвованию, к служению, к какому-то важному делу он, как правило, достигает успеха.

– Как Вы относитесь к добрачной интимной жизни? Или к однополой любви?

– Это грех. И так не я решил, об этом сказал Бог. Сегодня многие спешат пересмотреть отношение к подобным проблемам. Европа уже идет по такому пути, призывая разрешить эвтаназию, легализуя женское священство, однополые браки… Но от этого зло не становится добром, а добро злом.

И это не конфликт общества и Церкви. Это конфликт дьявола, врага спасения, с Богом. Люди утверждают: “Бог не прав. У нас есть свои социальные нормы, и мы будем жить по ним”. Но если люди отвернулись от Бога, в чью сторону они теперь смотрят?

– Почему Церковь против абортов?

– В христианстве нет точного указания, в какой момент у зародыша появляется человеческая душа: в момент зачатия, на третий день, на пятый или девятый. Но о том, что она есть у человека еще до его рождения, сказано в Священном Писании, И для христианина это – непреложная истина. А раз есть душа – значит, есть полноценный человек, пусть еще очень маленький.

Тут и возникает конфликт. То, что Церковь считает убийством, некоторые врачи воспринимают как обычную операцию. И это прискорбно – миллионы женских душ остаются искалеченными грехом детоубийства.

– Как, по-вашему, должны выглядеть идеальные отношения в семье?

– Сегодня многие любят повторять цитату из Писания: “жена до убоится мужа”, но почему-то никто не помнит, как эта цитата звучит полностью: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа». При этом не все понимают, что боязнь – это страх обидеть своего супруга, уважение к нему как к личности, а не оцепенение от ужаса перед ним.

И, главное, люди должны помнить, что они не только супруги, но и родители. Образ матери – крайне важен для подрастающего человека. А у нас об этом зачастую забывают, хотя воспитание ребенка – тяжелая и большая работа. Вот только в последнее время она почему-то все больше считается “черной”.

Образ матери нивелирован до предела, ему противопоставлен образ успешной и ни от кого не зависящей женщины. А если ты не хочешь быть бизнес-леди, если тебе ближе семья и дети – ты неудачница, униженная жизнью.

А ведь это не так. Быть семейным человеком – это значит очень много. Причем не только для матерей, но и для отцов.

– Вы все время называете Христа Спасителем, а от чего Он нас спас? Убийств, насилия и болезней меньше не стало. Так зачем Он тогда приходил?

– Христос изменил нашу жизнь, но вот только что мы понимаем под словом “жизнь”? Если это те семьдесят лет, что отпущены среднестатистическому человеку на этой Земле, то здесь действительно изменений немного, да и зачем они?

Если нам предстоит умереть и исчезнуть, в мире вообще нет смысла, да и быть не может. Надо пить, гулять и ловить то немногое, что отпущено нам природой.

Но Христос показал нам путь в другую, вечную жизнь. Своей смертью Он открыл нам путь в Царствие Небесное, своей жизнью Он объяснил нам, как правильно идти по этому пути.

Христос основал на земле Церковь. И это не только и не столько административная структура, сколько система связи земли и Неба.

Теперь у каждого человека появилась возможность жить вечно. Именно ради этого Господь пришел к нам, страдал за нас, умер и воскрес.

– Неужели путь к Богу обязательно лежит через страдание и немощи, а по-другому никак не спастись?

– Путь к Богу лежит через смирение, в первую очередь, через смирение собственной гордыни. Но быть смиренным не значит быть безвольным, безынициативным или не интересующимся жизнью.

Люди должны быть интересными, способными и успешными, но в то же время они должны не забывать о Христе, и соизмерять свои действия с тем, чему Он учил.

– Владыка! Как можно мириться с тем, что сегодня творится в стране? Телевидение льет на нас сплошную “чернуху”, растлевает людей… Нас спаивают, превращают в рабов, мы вымираем…

Читать еще:  Три доказательства в пользу неземного происхождения христианства. Мнение богослова

– Мне кажется, что в нашем плачевном состоянии телевизор не виноват. В конце концов, если он так вредит вам – зачем вы его включаете? Да и в чем виноваты СМИ, если мы являемся активными потребителями их продукции? Как говорится – спрос рождает предложение. Для начала надо измениться нам самим…

– Да мы там и не работаем! Там работают одни евреи, которые захватили и телевидение, и всю власть. И в России, и у нас в городе! Вот здесь мы как раз ни при чем.

– Знаете, бывает так: заходишь в подъезд, а стены там все изгажены, лампочки побиты, кругом непристойные надписи. Неужели все это тоже сделали евреи? Поезжайте на Украину и там вы найдете очень много людей, которые будут винить во всех бедах москалей, то есть вас. Не будет у нас евреев, будут виноваты кавказцы. Не будет и их – еще кто-то найдется.

А ведь Евангелие говорит: “Безумец! Вытащи бревно из глаза своего, тогда увидишь, как вытащить сучок из глаза брата своего”.

Вот я буквально сегодня приехал в один храм: на территории банки, бутылки, грязь. И так везде.

Пока мы не начнем воспитывать своих детей в благочестии, пока мы сами не станем лучше и не возьмемся исправлять свою жизнь – ничего у нас не изменится. А иноземцы и иноверцы здесь ни при чем. Конечно, проблема отношений разных народов и вероучений остается сегодня такой же острой, как и прежде, поэтому нельзя о ней молчать. Но все-таки, главная беда не в этом. Главная беда в том, что мы сами не любим свою землю!

– Вот все сегодня ругают советскую власть, а ведь после революции было меньше убийств, в тюрьмах меньше народу сидело…

– Вы знаете, у нас все время присутствует какой-то внутренний максимализм. Любое событие мы либо поливаем грязью, либо спешим оправдать. А ведь так не бывает!

В истории XX века есть много славнейших страниц, одной из которых является Великая Отечественная война, когда мы победили сильнейшего и, бесспорного, самого страшного врага в истории человечества. Да и в другие годы у СССР были успехи в науке, в искусстве, в политике – везде… Но это же не отменяет кровавой гражданской войны, гонений на Церковь, раскулачивания и репрессий!

Мы же убивали друг друга! Сосед соседа, брат брата! Сколько людей томилось в лагерях, сколько людей погибло – и все эти грехи остались на душах наших предков, а из худого источника чистой воды не бывает.

Поэтому к сегодняшней ситуации мы пришли не случайно. Это вполне обоснованный историей финал. При всем громадном потенциале, при мощнейшем креативном мышлении наша страна оказалась колоссом на глиняных ногах.

Не стоит осуждать наше прошлое! Если кому-то показалось, что я хотел это сказать – простите. Возможно, я неправильно выразился. Мы не должны судить, не должны проклинать. Мы, как врачи, должны поставить четкий диагноз. Иначе как мы будем лечить свою страну? Или опять станем затыкать новые дыры миллионами жизней?

– Трудно быть епископом?

– Епископ, как капитан, должен вести церковный корабль через все житейские рифы, и если он делает это хорошо ему, конечно, трудно. Самое сложное – совместить свое пастырское служение и административную работу.

Я не могу оставить богослужение, все время приходится ездить и служить по всей епархии. Но одновременно с этим нужно постоянно заниматься проблемами благоустройства церковной жизни, которая у нас пребывает в разрушенном состоянии.

Нужны духовные учебные заведения, катехизаторские курсы, гимназии. Надо заниматься социальным служением, помогать властям в борьбе с опасными сектами… У Церкви очень много направлений работы, и при этом нельзя забывать, что среди них есть основное, то, ради чего мы существуем – служение Богу.

Порой совместить все это бывает не просто. К примеру, хотелось бы объехать всю нашу епархию, а времени на это не хватает.

– Вы строгий руководитель?

– Увы, бывает что да. О себе в таких случаях трудно говорить… Но когда я вижу какое-то неустроение или нарушение церковной жизни, я, конечно, не могу пройти мимо. Я должен это исправить, а иногда исправить что-то, не применив административных мер, невозможно.

В конце концов, мне как архипастырю нужно заботиться не только о мирянах, но и о священстве. Следить, чтобы священники четко и хорошо исполняли свой долг. Ведь все мы возмущаемся, когда плохо работают врач, учитель или милиционер.

То же должно касаться и священников.

Увы, чтобы добиться этого, приходится быть строгим.

– У Вас бывает свободное время?

– В автомобиле. Мне, зачастую, удается звонить родителям только оттуда, хотя я уверен, что это неправильно. У человека должно быть свободное время, хотя бы для того, чтобы побыть наедине с собой.

Кроме того, человек должен постоянно совершенствоваться, заниматься самообразованием. Мне, например, очень тяжело без чтения. Читать я не успеваю, а прочесть хочется много. Да и просто хочется поездить, посетить святые места… Я еще недостаточно долго возглавляю епархию, многое здесь нужно привести в порядок, решить какие-то насущные вопросы. Но я просто уверен, что со временем мне будет легче.

В конце концов, то, как я сегодня пытаюсь работать, можно сопоставить со стоянием на цыпочках. А долго так не простоишь.

В статье использованы материалы встреч владыки Георгия с жителями Нижнего Новгорода, городов Нижегородской области, а также его выступления в прямом эфире радиостанций “Образ” и “Преображение”.

Нижегородский митрополит о «потерявшем разум греке»

19 ДЕКАБРЯ 2018 АХИЛЛА

Сайт Патриархия.ру публикует пространный реферат, под авторством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). В этом реферате собираются привычные обвинения в адрес Константинополя, со ссылками на известные высказывания иерархов РПЦ и УПЦ МП и статьи «ученых» священников, «разоблачающих» негодяйства вселенских патриархов за последние столетия.

Митрополит Георгий (или те, кто ему написал этот реферат) добавляют лишь изощренных эпитетов в адрес константинопольцев.

Например, митрополит не только сомневается в искреннем сожалении патриарха Варфоломея о жертвах Голодомора, но и еще указывает, что Константинополь практически соучастник этих гонений и один из виновников этих бед:

«Свою неуемную жажду поучаствовать в политике раздора на Украине он решил прикрыть мнимым сожалением по тем несчастным, которые умерли голодной смертью.

…Не вызывают эти слова ни доверия, ни встречного сочувствия, а только серьезное сомнение в искренности слов Константинопольского Патриарха. На самом деле, сочувствие погибшим от голода людям, в смерти которых обвиняют советскую власть, должно означать как минимум отрицание возможности всяких положительных отношений с теми, кто гнал верующих братьев-христиан на всей территории СССР и попутно морил голодом невинных людей. Между тем XX век для Константинополя стал именно тем временем, когда для достижения низких своекорыстных целей он „шагал в ногу“ с лидерами мирового пролетариата.

…Ценой вопроса в этой „большой игре“ стала Русская Православная Церковь с ее многострадальной паствой, которую православные братья из Константинополя продали без зазрения совести за одну лишь возможность заручиться поддержкой Советского государства. В то время, когда большевики мучили, гнали и расстреливали верующих на всей территории Союза, включая Украину, константинопольские иерархи вели с гонителями переговоры, но не с целью прекращения гонений, а для решения собственных проблем.

Интересно, как может сочувствовать репрессированным представитель той же власти, которая порядка ста лет назад оказывала гонителям прямую поддержку? Самое главное — поддержку моральную!»

И это говорится представителем той Церкви, которая в 1927 году, в лице митрополита Сергия (Страгородского), выпустила Декларацию о лояльности советской власти, а также заставляла зарубежных епископов ее подписывать…

Это говорится архиереем той Церкви, иерархи которой в послевоенное, хрущевское время сами подписывали решения о закрытии храмов, разрушении общин и изгнании неугодных власти священников.

Митрополит Георгий называет Константинопольскую Церковь ХХ века гонительницей:

«Будучи гонимой, Константинопольская Патриархия искала не мира и покоя, она мечтала сама стать гонительницей, и эта возможность ей вскоре была предоставлена».

Находятся мирные и покойные слова у нижегородского архипастыря и для современной Украины:

«В современной Украине, поднявшей на флаги жестоких палачей и их оправдателей-идеологов: С. Бандеру, Р. Шухевича, убийц и карателей женщин и детей, сложилась „церковно-благоприятная“ атмосфера для тех, кто готов строить на крови. Логика национализма, так и не оцененная Русской Церковью, оказалась близка и понятна константинопольским грекам, еще с начала XX века выстраивавших церковную политику на платформе национального самосознания. Политические просчеты Патриарха Мелетия сопровождались громкими публикациями на тему „Константинополь — центр Православия“. Речь в таких опусах шла о создании нового центра православного мира, который возглавляться будет греками, а от „новообразованных национальных“ Церквей (прежде всего, Русской) необходимым будет деятельное участие, проявляющееся в финансовой поддержке безумных греческих прожектов. Именно эта логика проводится Константинополем и сегодня».

Митрополит патетически восклицает, обличая этнофилетизм Варфоломея:

«О каком первенстве нации в Православии толкует потерявший разум грек?»

И даже считает, что апостол обращается в своих посланиях непосредственно к УПЦ МП:

«Обращаясь сегодня к Украинской Церкви, исповеднице веры, „Апостол языков“ недвусмысленно говорит: „стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства“ (Гал. 5:1). Не подвергайтесь игу рабства власти сего мира, игу рабства власти тех, кто на ненависти пытается строить жизнь народа, игу рабства власти константинопольских греков, разделяющих братьев и сестер для собственной выгоды!»

Георгий продолжает патетику, риторически обращаясь к Вселенскому патриарху:

«Хотелось бы понять, знает ли он, сколько православных христиан на Украине пострадали за свою веру в то время, когда его константинопольские коллеги пили чай с начальником борцов с религией — сотрудников 6-го управления СО ГПУ Е.А. Тучковыми его товарищами?»

Митрополиту стоило бы открыть два тома переписки патриарха Алексия I с Советом по делам РПЦ и узнать, сколько пилось чая и как ласково и приветливо обсуждались финансовые, политические и прочие дела церковной иерархией с «гонителями».

Между тем, считает Данилов, даже Тучков куда как лучше, чем константинопольский злодей:

«Между прочим, товарищ Тучков, умирая в 1957 г. от опухоли, пригласил в больницу Патриарха Алексия I (Симанского), по всей видимости, переосмыслив многое из того, что им было сделано. Этот бездушный гонитель при исходе жизни оказался сознательнее Константинопольских иерархов, от которых даже простых слов сожаления за откровенно антицерковную деятельность в союзе с богоборцами и раскольниками еще никому выслушать не пришлось».

В общем, Константинополь, заручившись поддержкой бандерствующего режима украинского государства, вновь устраивает сегодня гонения на исповедников, заключает митрополит Георгий:

Читать еще:  Четыре вопроса - четыре ответа. Диалог отца Сергия Круглова с детьми

«Сегодня, не имея политической поддержки, Украинская Церковь противопоставить захватчикам не может ничего, во всяком случае, других авторитетов у Константинопольского Патриархата, очевидно, нет, и сегодня православным верующим Украины остается то же право, которое было у их дедов и прадедов — право нести свой крест верности Церкви дорогой скорбей и гонений».

А цель этих гонения — стремления «снова наполнить опустевшие карманы греческих подрясников».

Напомним немного об авторе сего опуса.

Митрополит Георгий (Данилов), также известный среди священства как «Жора-бандит», «Жора-вертолет» и под другими кличками, является одним из самых знаменитых иерархов современной РПЦ. Печально известен он был еще как эконом Троице-Сергиевой лавры — своими «деяниями» по строительным и реставрационным проектам в лавре.

Сейчас он живет в роскошном поместье с охраной и собаками, летает на службы на личном вертолете.

В его епархии выстроена жесткая система подавления священства, регулярных переводов с места на место, клеветы, наушничества, грабежа приходов и проч. Митрополит Георгий практикует длительные «командировки» своих священников в Котласскую епархию, где служит брат митрополита, епископ Василий. Эти командировки разрушительно действуют на семейную жизнь клира, став причиной не одной семейной драмы. Большое количество священства было доведено до нервных срывов, больниц, многие просто сбежали из епархии или вообще ушли из священства.

О методиках митрополита Георгия нам подробно рассказывали братья Терехины, изгнанные из клира епархии.

Вот такой «исповедник» веры обличает константинопольского «гонителя».

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм

— Как влияет регулярное проведение Архиерейских Соборов на жизнь Церкви вообще и Вашей епархии в частности?

— Проведение Архиерейских Соборов дает возможность прежде всего епископам участвовать в принятии решений, касающихся жизни всей Церкви и чувствовать личную ответственность за то, что в ней происходит. Слова о соборности не обретут силы, если не будут подтверждены реальными действиями. Архиерейский Собор призван быть выразителем полноты Поместной Церкви. А в полноте Церкви пребывает и епископат, и клир, и народ. И мы видим сегодня, как в дискуссию по самому широкому кругу вопросов церковной жизни вовлекаются представители разных кругов церковного сообщества: миряне, духовенство, монашествующие, преподаватели и студенты духовных школ. Открытое обсуждение проблем и предлагаемых к принятию на Соборе документов стало условием вынесения на соборное решение тех или иных вопросов. Позиция архиерея, с которой он прибывает на Собор, не является лишь его личным мнением, она сформулирована им по результатам обсуждений, предварительно прошедших в епархиях. Важно отметить и то обстоятельство, что епископ, как правило, занимая определенную позицию, знаком и с другими точками зрения, ему известна аргументация разных сторон участников дискуссии.

В Нижегородской епархии за последние годы выработан механизм обсуждения проектов документов Межсоборного присутствия. Вначале их рассматривают в благочиниях епархии, причем духовенство, особенно молодое, бывает достаточно подготовлено к дискуссии, так как благодаря порталу Богослов.ру и другим интернет ресурсам знакомится с темой заранее. Отдельно обсуждение документов проходит в духовной семинарии. Часто именно там вызревает наиболее компетентное и аргументированное мнение. И наконец, на епархиальном совете делается обобщение представленных в письменном виде суждений и составляется развернутый рапорт архиерею.

Таким образом, не только сам Архиерейский Собор, но вместе с ним и предсоборное широкое обсуждение проектов документов играют в настоящее время большую роль. Все это в целом формирует соборное сознание и открывает возможность каждому члену нашей Церкви реально участвовать в ее жизни.

— Какие из документов, принятых на Архиерейском Соборе 2013 года, с Вашей точки зрения особенно актуальны?

— Документ «Позиция Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» представляется мне весьма важным, во-первых, потому что учитывает существующую в православной среде духовную озабоченность введением новых систем учета и контроля за гражданами страны. Желание православных христиан сохранить верность Господу, не оказаться в числе Его предателей, не потерять надежду обрести Царство Небесное свидетельствует о наличии в нашем народе живой веры во Христа. Авторы соборного документа весьма уважительно и с пониманием относятся к тем, кто опасается впасть в заблуждение и понести духовный ущерб. В то же время в документе есть предостережения от ревности не по разуму, губительной для души не менее, чем сами новые технологии. Во-вторых, документ обращен к государственным мужам, которые несут ответственность за принятие решений в этой области. Нечуткость власти к настроениям в обществе, игнорирование существующей духовной озабоченности в среде законопослушных и патриотически настроенных православных граждан может привести к трагическим последствиям. О злоупотреблении современными компьютерными технологиями, вмешательстве в частную жизнь, попытках управлять целыми государствами говорят в последнее время не только православные. Спокойный, исполненный мудрости и духовной трезвости голос Церкви должен быть услышан государственной властью и учтен при модернизации систем учета персональных данных своих граждан.

Отдельно хотелось бы сказать о документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции», в котором злободневный и весьма болезненный вопрос о насилии родителей над детьми и государственном контроле за положением дел в семье рассматривается в комплексе всех проблем современной семьи и прежде всего духовно-нравственного ее состояния. Духовный кризис семьи породил все те уродливые явления, которые мы наблюдаем сегодня. Его преодоление возможно на пути обращения к христианским семейным ценностям, где во главу угла полагаются не эгоизм, наслаждение и потребительство, а чистая любовь, жертвенное служение и христианское терпение. Церковь призывает государство объединить усилия в духовном оздоровлении общества и предостерегает его от опасности вмешательства в семью с применением таких мер воздействия, которые будут иметь разрушительные последствия.

Ценность принятых Архиерейским Собором документов на мой взгляд заключается в том, что они являются реакцией Церкви на современные вызовы общественной жизни. Выраженная в них позиция помогает людям разобраться в сложных вопросах, требующих духовной трезвости, мудрости, опыта. Наша Церковь сегодня не застывшее прошлое, а живой духовный организм. Ее соборное творчество — яркое тому подтверждение.

— Какие вопросы церковной жизни, по Вашему мнению, следовало бы обсудить на следующих Архиерейских Соборах?

— Эти вопросы подсказывает сама жизнь. Самые оживленные дискуссии прошли при обсуждении проектов документов о богослужебном языке, об исповеди и подготовке к Святому Причащению, о монастырских уставах. Документы приняты не были, вопросы остались открытыми. Сослаться на их сложность и отказаться от поиска решений было бы неверным. Даже заявление о том, что поднятые темы нужно отложить до времени и обосновать это — уже результат, но, к сожалению, и его пока нет.

— Как увеличение числа епархий и архипастырей сказывается на работе Архиерейского Собора?

— Собственно сам Архиерейский Собор является итогом предшествующей ему кропотливой подготовительной работы. Во многом от нее и зависит его результат. Поэтому увеличение числа епархий и архипастырей положительно сказывается именно на той части деятельности Собора, в которой происходит выработка его решений. Епископы несомненно стали ближе как к приходскому духовенству, так и к прихожанам. В нашей митрополии епископ Выксунский и Павловский Варнава даже находит время исповедовать мирян, а епископ Городецкий и Ветлужский Августин совершает исповедь для духовенства. Я регулярно встречаюсь с прихожанами и общественностью при посещении храмов, районных центров, а в Нижнем Новгороде провожу встречи также с педагогами, школьниками и их родителями, студентами и преподавателями вузов, представителями власти, врачами, социальными работниками и многими другими. Все это позволяет сегодня архипастырям быть причастными к реальной жизни приходских общин, монашеских обителей, духовных школ, современного общества в целом, чувствовать их проблемы и заботы. Поэтому есть все основания надеяться, что деятельность Архиерейских Соборов после образования новых епархий, которые со временем будут крепнуть и развиваться, станет еще более плодотворной, ибо только живая духовная связь всех членов Церкви со Христом и друг с другом является залогом успеха деятельности Соборов. Для этого в настоящее время Святейшим Патриархом создаются все условия. Наша святая обязанность оказывать ему всяческую поддержку и следовать принятым соборным решениям в нашем служении.

— Какую часть постановлений Архиерейского Собора 2013 года оказалось наиболее сложно выполнить в Вашей епархии?

— С Божией помощью все постановления Архиерейских Соборов мы стараемся выполнять, прилагая к этому максимум усилий. Они направляются прежде всего на то, чтобы познакомить православную общественность и околоцерковных людей с позицией Церкви по жизненно важным вопросам, изложенной в соборных документах. Это осуществляется через епархиальные, частные и государственные средства массовой информации, организацию конференций, круглых столов, встреч с вузовской молодежью, педагогическим корпусом различных учебных заведений. Мы по слову Спасителя сеем и при дороге и в терниях, надеясь, что Сам Господь определит меру духовного урожая и число тех, кто обретет единомыслие с соборным разумом Церкви.

Митрополит Георгий обратился к нижегородцам в связи с угрозой распространения коронавируса

Он призвал верующих объединиться в молитве против болезни

Митрополит надеется, что совместная молитва верующих поможет в борьбе с инфекцией

Фото: Наталья Бурухина

Сегодня митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий выступил с обращением к нижегородцам, заявляя, что наша страна вместе со всем миром переживает тяжёлые времена. Он призвал всех жителей оставаться дома, чтобы обезопасить себя, а появившееся свободное время отдать молитвам. Для этого митрополит с завтрашнего дня даже учредил «особое домашнее молитвенное правило, которое будет совершаться в течение дня в одно время всеми желающими». Далее публикуем текст речи митрополита:

— Новое опасное заболевание проникло в пределы нашей страны. Государственные власти ввели строгие меры по предотвращению массового распространения инфекции — в режиме карантина находятся различные учреждения и общественные места, россияне призваны к самоизоляции, — заявил митрополит Георгий. — Предстоятель нашей Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл призвал всех временно, в порядке исключения на период карантина, воздержаться от посещения храмов и совершать домашнюю молитву. По его благословению учреждена особая молитва, «во время распространения вредоносного поветрия чтомая».

Господь дает нам сегодня благодатную возможность в дни Великого поста, оставаясь дома, углубиться во внимательную, неспешную, сосредоточенную молитву и почувствовать живую связь с Богом. Давайте все вместе, едиными устами и единым сердцем, соборно обратимся к нему и попросим об избавлении от постигшего нас злого обстояния. При этом вспомним и о своих грехах и необходимости исправления собственной жизни.

С 5 апреля на весь период пребывания дома по моему благословению учреждается особое домашнее молитвенное правило, которое будет совершаться в течение дня в одно время всеми желающими духовно объединиться в соборной молитве.

7:00 — обычные утренние молитвы, после которых:

  • канон покаянный Господу Иисусу Христу,
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице,
  • канон Ангелу Хранителю,
  • молитва во время распространения вредоносного поветрия.
Читать еще:  Христос - победитель абсурда, или Почему у христиан не бывает нелепой смерти

12:00 — богородичное правило преподобного Серафима Саровского.

16:00 — во всех храмах Нижегородской митрополии в этот час ежедневно будет совершаться молебное пение во время губительного поветрия.

Все находящиеся дома смогут присоединиться к этой соборной молитве, читая самостоятельно чинопоследование молебного пения (для домашнего совершения). По окончании молитвы окропляем свое жилище святой водой.

21:00 — молитвы на сон грядущим, после которых:

  • Псалмы 22, 37, 90,
  • молитва во время распространения вредоносного поветрия.

Соборная молитва всегда объединяла наш народ во времена испытаний. Сегодня мы вновь призваны духовно объединиться друг с другом в едином воздыхании к Богу с прошением о прекращении эпидемии. Мы верим, что наша соборная молитва будет услышана, и Господь помилует и спасет богохранимое наше Отечество и всех нас!

СЮЖЕТ

Митрополит объяснил, что текст особого домашнего молитвенного правила будет опубликован на сайте Нижегородской митрополии и в печатном виде предложен всем желающим в ближайших приходских храмах, с которыми можно связаться по телефону.

Кстати, на днях мы писали, что теперь молитвы за здравие и упокой можно заказать, не выходя из дома: три нижегородских монастыря начали принимать требы через интернет. Подробнее в нашем материале.

Как епископат Русской Православной Церкви оценивает реформу церковного управления, что думают верующие Нижегородской епархии по поводу Всеправославного собора и встречи Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским, как принимаются решения на заседаниях Священного Синода, что может сделать епархиальный архиерей для развития приходской жизни, – на эти и другие вопросы отвечает митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов).

– Православная общественность активно обсуждает реформу церковного управления, создание новых епархий и общецерковных учреждений. Высказываются разные, в том числе критические мнения о происходящих изменениях. Однако, как правило, это взгляд тех, кто сам в церковном управлении напрямую не участвует. А как оценивается реформа церковного управления изнутри, на уровне епископата Русской Православной Церкви?

– Да, действительно, темы управления в настоящее время у всех на слуху. И не только в Церкви. Это именно тот вопрос, который всегда имеет большой общественный резонанс. Что касается церковного управления и изменений, которые сейчас проходят, то в первую очередь, необходимо ясно понимать, что Святейший Патриарх Кирилл продолжает дело, начатое его предшественником Патриархом Алексием II по возрождению Русской Православной Церкви и преодолению последствий гонений на веру в ХХ веке. Все реформы, инициированные Патриархом и Синодом и поддержанные Архиерейскими соборами, осуществляются в русле этого созидательного процесса и направлены на достижение совершенно конкретной цели – просвещения людей светом Христовой веры и приобщения их к благодатной жизни в лоне Православной Церкви.

Что касается звучащих разных оценок перемен в церковном управлении, целесообразности создания новых епархий и церковных учреждений, то нужно очень четко понимать и учитывать одно чрезвычайно важное обстоятельство. А именно, что сами по себе изменения внешних сторон жизни Церкви не смогут обеспечить ее качественного и количественного роста. Реформа призвана лишь создать благоприятные условия для проповеди, духовного образования, миссионерской и социальной деятельности, укрепления епархиальной и приходской жизни. Как будут использованы эти новые возможности, зависит от конкретных людей – архиереев, пастырей, монахов, мирян. В годы гонений некоторым решительным и смелым иерархам и священникам вопреки всем препятствиям удавалось строить новые храмы или спасать от закрытия старые, подпольно печатать и распространять духовную литературу, проводить православные лектории для молодежи и многое другое. К сожалению, в нынешнее тучное время некоторые не хотят даже с места сдвинуться, чтобы использовать дарованные Богом благодатные возможности в миссионерском и духовно-просветительском служении.

Мне представляется очень важной сегодня деятельность синодальных учреждений, которая побуждает епархиальные структуры к активизации на местах. Этому способствует проведение регулярных окружных семинаров под эгидой синодальных отделов. К их работе привлекаются специалисты по работе с молодежью и наркозависимыми, по социальному и тюремному служению, катехизации, духовному образованию, миссионерской деятельности, взаимоотношению со светской властью и средствами массовой информации. Все это помогает осмыслить накопленный за эти годы опыт, содействовать его распространению и реализации в епархиях или митрополиях.

– Некоторые околоцерковные и светские публицисты используют термин «церковная вертикаль», имея в виду концентрацию власти на уровне высших органов церковного управления. Насколько применение этой терминологии, на ваш взгляд, уместно? Как тут избежать противопоставления с «соборностью», которая традиционно ассоциируется с устройством Православной Церкви?

– Сравнивать Церковь со светским государством, политической партией или коммерческой организацией, даже на уровне терминологии, когда становятся вполне применимы такие понятия, как «вертикаль власти» или «демократическое устройство», – значит, не понимать ее природы и не обладать живым чувством причастности к ее благодатной жизни. Иерархическое устройство Церкви, утвержденное Самим Христом, органично сочетается с соборными началами ее бытия. В Символе веры мы исповедуем свою веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Это значит, что мы имеем живую уверенность в том, что в ней действует благодать Святого Духа, к которой причастны ее члены. Значит, вертикаль власти в Церкви уходит в небеса. Господь управляет Своей Церковью непостижимым для нас образом. Епископы и священники – лишь орудия этого управления. Людям вне Церкви это совершенно непонятно, они меряют все земными мерками и другим пытаются навязать эту позицию.

– Вы участвовали и участвуете в работе Священного Синода, Архиерейского собора и других высших органов церковного управления. Расскажите, на каких принципах основывается принятие ими решений, что, как известно, происходит в закрытом режиме. Бывают ли несогласия между присутствующими и если да, то как они разрешаются?

– Большинство принимаемых в настоящее время решений на уровне Священного Синода и Архиерейского собора проходят предварительную тщательную и довольно длительную проработку. В комиссиях и на пленуме Межсоборного Присутствия готовятся и обсуждаются проекты документов по самым насущным проблемам жизни Церкви. Многие вопросы выносятся на общецерковную дискуссию. В епархиях на собраниях духовенства, мирян, монашествующих, преподавателей духовных школ проходят обсуждения предложенных для рассмотрения тем. В аппарат Межсоборного Присутствия направляются соответствующие отзывы. Во внимание принимаются мнения различных сторон, их анализируют, обобщают и вырабатывают проект решения для соборного принятия и утверждения высшей церковной властью. Мне самому доводилось возглавлять комиссии Межсоборного присутствия, входить в его президиум: это действительно соборный орган, где вырабатывается и учитывается мнение членов Церкви, которое потом оформляется в решениях Архиерейских соборов, Синода, распоряжениях Святейшего Патриарха.

Святейший Патриарх очень внимательно относится к суждениям иерархов, высказываемым ими на заседаниях Священного Синода или Архиерейского Собора. Все кандидаты в епископы, например, вызываются но очередное заседание Синода для собеседования с его членами и отрицательного мнения одного из иерархов может оказаться достаточным, чтобы хиротония была отменена. Несогласие епископов по вопросам, рассматриваемым соборно, может привести к тому, что предлагаемое решение будет отправлено на дальнейшую доработку или отложено на определенный срок. И мне странно слышать некоторые высказывания собратьев о том, что кому-то не дали сказать на Архиерейском соборе. Не говоря уже о выражении своего мнения на комиссии или сессии Межсоборного присутствия, а тем паче на Синоде. Мне такие случаи неизвестны, хотя я уже достаточно длительное время участвую именно в соборных органах управления Церковью и считаю, что они все принимают активное и неформальное участие в ее управлении.

– Задают ли верующие вашей епархии вопросы священнослужителям о прошедшей встрече Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским и о грядущем Всеправославном соборе? Какого рода эти вопросы и как вы и ваши сослужители на них отвечают?

– Встреча Святейшего Патриарха Кирилла с папой Римским была воспринята церковной общественностью несомненно как событие исторического значения и стала предметом обсуждений и дискуссий среди духовенства и мирян. Большая часть церковных людей с одобрением отнеслась к позиции священноначалия, которую Святейший Патриарх внятно и убедительно разъяснил в своем специальном интервью. Со вниманием были восприняты и публичные высказывания на эту тему авторитетных богословов, священников, официальных представителей Московской Патриархии. Тем не менее, в первую очередь, на некоторых интернет-ресурсах стали появляться критические материалы как о прошедшей встрече Патриарха с папой, так и о предстоящем Всеправославном Соборе. Замечательно, что наш народ неравнодушен к вопросам веры и ревнует о чистоте Православия. Однако, многие из тех, кто осуждает встречу Патриарха с папой и с подозрениям относится к будущему Всеправославному Собору, к сожалению, не самостоятельны в своих суждениях, плохо разбираются в догматических и канонических вопросах. В письмах мирян, поступающих в адрес епархиальных архиереев, копируются тексты, размещенные на сайтах радикально-консервативного направления. В этих текстах есть обвинения, много эмоций, но нет зачастую аргументов и богословского видения. Создается впечатление, что организована целая кампания для смущения умов простых верующих, дискредитации авторитета священноначалия Русской Церкви и поддержания раскольнических настроений. Ревность о вере, свойственная многим православным людям, используется для нагнетания обстановки и подрыва церковного единства. Епископат и духовенство Нижегородской митрополии стараются разъяснить всем испытывающим смущение, что никаких изменений православного вероучения и радикальных реформ церковной жизни не происходит и не планируется.

– Святейший Патриарх неоднократно говорил о необходимости укрепления общинной жизни на приходах. Что может сделать епархиальный архиерей, чтобы приходы были настоящими общинами с живыми связями между составляющими их верующими? Есть ли, на ваш взгляд, тут развитие?

– Возможности епархиального архиерея значительны, но не безграничны. Он в силах создать благоприятные условия для развития общинной приходской жизни, оказывать всемерную поддержку деятельным в этом отношении пастырям, поощрять инициативу активных мирян, призывать, наконец, к тому, чтобы прихожане храмов не были лишь пассивными посетителями богослужений, а пастыри – формальными требоисполнителями. Но успех в этом начинании во многом зависит не только от архиерея, но и от самих священников и мирян. Там, где есть горящий духом батюшка, естественным образом возникает и живая дружная община. В ней зарождается желание проявить свою веру делами во славу Божию. Паломнические поездки, волонтерские движения, центры православной семьи и помощи детям-инвалидам, воскресные школы, социальные и издательские проекты, строительство и восстановление храмов – все это объединяет людей в служении Богу через служение людям. Милостью Божий в нашей митрополии достаточно таких живых духом священников и добрых мирян, поэтому мне, как правящему архиерею, есть кого поддерживать. С благодарностью Богу отмечаю для себя, что живых и сплоченных приходских общин становится больше как в городах, так и в сельских районах. Епископу важно при посещении таких приходов не ограничиваться совершением богослужений, но находить время для неформального общения с прихожанами, проводить с ними духовные беседы, отвечать на волнующие их вопросы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector