Если Бог всемогущ, то что решаем мы
Содержание
- 1 Если Бог всемогущ, то что решаем мы
- 1.1 Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
- 1.2 Метафизичесая противоричевость
- 1.3 Если Бог всемогущ, то зачем Ему наши ритуалы?
- 1.4 Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
- 1.4.1 Если Божий замысел неизбежно совершится, тогда зачем прилагать усилия для служения Богу?
- 1.4.2 Если «на все воля Божия» в том числе, например, на болезнь и смерть, то что делает врач — противится Богу?
- 1.4.3 Как в план благого Бога может входить человеческий грех и страдание? Например, злодей убил невинного человека — это тоже часть замысла Божия?
- 1.4.4 Значит ли это, что беды и несчастья в человеческой жизни — это Божье наказание?
- 1.5 LiveInternetLiveInternet
- 1.6 Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
«Промысл Божий: как в план благого Бога может входить человеческий грех и страдание? Православный журнал «Фома»
Опубликовано Sergey Hudiev Вторник, 1 августа 2017 г.
Метафизичесая противоричевость
На многих этот парадокс действовал столь убеждающее, что приходилось отказываться от идеи всемогущества Бога. Так, в умах некоторых протестантских теологов возникает мысль о необходимости создания нового богословия, отрицающего божественное всемогущество. Однако все христианское вероучение основано именно на учении о всемогуществе Бога. Всемогущество есть одно из Его свойств. Например, преп. Максим Исповедник пишет: «Нелепо сомневаться относительно того, что всемогущий Бог может осуществить что-либо, когда возжелает этого» (Главы о любви 4, 4).
К парадоксу всемогущества в любой его формулировке часто обращались философы и богословы во все времена.
Как правило, этот парадокс решался в истории богословской мысли одним из двух способов. Первый, наиболее распространенный способ решения можно логически выразить следующим образом: «Бог всемогущ, и поэтому Он делает только то, что соответствует Его сущности». Основано это утверждение на принципиальном отличии Бога от мира, Творца от твари. Бог не зависит ни от чего, и в этом состоит Его полная свобода. Человек же является творением Божиим и поэтому зависит от многих вещей. Эта его зависимость и порождает его несвободу, когда человек не может что-либо сделать по своей немощи. Бог же, если Он не может что-либо сделать, то, наоборот, по Своему всемогуществу.
В философии такое понимание всемогущества впервые появляется в учении Плотина, учившего о том, что Единое не может не творить мир. На возражение, что в таком случае Единое становится невсемогущим и несвободным, Плотин отвечал: «Что касается того сомнения, может ли быть свободным существо, если оно повинуется своей природе, то мы в свою очередь спросим: разве можно считать существо зависимым тогда, когда оно ничем извне не принуждается следовать чему-либо другому? Разве существо, стремящееся к благу, находится под давлением необходимости, когда это его стремление вытекает из его собственного желания и из уверенности, что предмет его желания есть благо? Напротив, невольным бывает его удаление от блага, вынужденным бывает его стремление к тому, что не есть его благо, и быть в рабстве означает не что иное, как лишиться возможности следовать своему благу из-за подчинения какой-нибудь силе, отдаляющей от блага» (VI. 8, 4). Следуя этой же логике, блаж. Августин пишет, что Бог «правильно называет ся всемогущим, хотя умереть и обмануться не может. Он называется всемогущим, поскольку делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее случилось с Ним, Он никоим образом не был бы всемогущим. Потому-то нечто и невозможно для Него, что Он всемогущ. Так же точно, когда мы говорим, что мы необходимо по доброй воле желаем, когда чего-нибудь желаем, мы говорим, безусловно, истину, и этим свою добрую волю не подчиняем необходимости, которая лишает свободы» (О граде Божием, V, 10).
Соглашается с блаж. Августином и католический средневековый богослов Фома Аквинский. В своей «Сумме теологии» он указывает, что «Бог всемогущ, поскольку Он может делать всё, что возможно в абсолютном смысле… Таким образом, все, что не подразумевает противоречия в определениях, числится среди того возможного, относительно которого Бог называется всемогущим; в то время как то, что такое противоречие подразумевает, не находится в пределах Божественного всемогущества постольку, поскольку не имеет и не может иметь аспекта возможности» (Вопр. 25. О способности Бога. Разд. 3. Всемогущ ли Бог). Поэтому Бог не может, например, согрешить, поскольку грех противоречит святости Бога и «согрешить – значит утратить совершенство действия; следовательно, быть способным грешить – значит быть способным утрачивать совершенство действия, а это противоречит всемогуществу» (Там же).
В таком же плане решает эту проблему автор классического учебника по православному богословию митр. Макарий (Булгаков). По его мнению, «святые Отцы и учители Церкви находили истину всемогущества Божия столь общеизвестной, что считали излишним ее доказывать»1. На аргументы тех, кто утверждал, что Бог в таком случае, оказывается лишен возможности очень многое делать (умереть, грешить и т.п., в то время как человек это может сделать и представляется более всемогущим), митр. Макарий отвечал: «Ибо если бы Он мог умереть, или мог вредить другому, лгать и вообще грешить и быть злым, это было бы признаком не могущества в Боге, а слабости и бессилия, физического или нравственного. Бог все может, чего только хочет, и что не противно Его природе. Но умереть или перестать существовать совершенно противно Его природе, и Он хочет, по своей природе, одного только добра, и зла не желает никакого» .
Второй способ можно выразить следующим образом: «Всемогущество Бога значит, что Бог не может совершить абсурд, сделать то, что в принципе невозможно в нашем мире». Такой взгляд тоже развивает Фома Аквинский: «Принципы некоторых наук, например, логики, геометрии и арифметики, берутся только из формальных принципов реальных вещей, тех принципов, от которых зависит сущность вещи. Следовательно, Бог не может сделать того, что противоречило бы этим принципам: например, сделать так, … чтобы линии, проведенные от центра к окружности, были не равны; или чтобы сумма трёх углов прямолинейного треугольника не равнялась двум прямым. Из этого следует с очевидностью также и то, что Бог не может сделать бывшее небывшим. Ибо это тоже предполагало бы противоречие» (Сумма против язычников, кн. 2, гл. 25).2
Фоме Аквинскому вторит современный английский богослов и писатель К. С. Льюис: «Его всемогущество означает власть делать всё, что внутренне возможно, но не то, что внутренне невозможно. Ему можно приписывать чудеса, но не глупости. Это не полагает границ Его власти. Если вы скажете: «Бог может дать существу свободную волю и в то же время лишить его свободы воли», вы фактически ничего не сказали о Боге – бессмысленная комбинация слов не обретёт внезапно смысла потому лишь, что вы предпошлёте ей два других слова: «Бог может». По-прежнему остаётся истинным, что для Бога нет вещей невозможных – внутренние невозможности не есть вещи, а лишь пустые места. Для Бога не более возможно, чем для Его слабейшего создания, осуществить две взаимоисключающие альтернативы – не потому, что Его могущество наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим её о Боге».3
Если Бог всемогущ, то зачем Ему наши ритуалы?
Очередной вопрос, на который пришлось обратить внимание нашей библейской школе, звучит так: если Бог всемогущ, то зачем Ему ритуалы? Нередко наши неверующие друзья критикуют практики христианских богослужений, утверждая, что если бы богами были они, то не требовали бы себе какого-то особого поклонения. Честно говоря, звучит разумно. Давайте поразмышляем.
Начнем с рассмотрения формулировки вопроса. В ней предполагается, что Бог не только всемогущ, но и самодостаточен, и значит Ему ничего ни от кого не нужно. Это верно, но лишь только отчасти. На самом деле, Библия открывает нам Творца, заинтересованного во взаимоотношениях с людьми , и это коренным образом отличается от того, что говорится о богах в других религиях. Христианский Бог не отстраняется от своего творения и предлагает способы взаимодействия с Ним.
И вот здесь многие люди совершают ошибку. Они представляют себе Бога в образе доброго дядюшки или волшебника, который будет исполнять все их желания, достаточно только попросить . Очевидно, что такая картинка не соответствует той, которую предлагает Священное Писание. С нашей стороны отношения с Богом не должны строиться в формате бесконечных просьб — это только часть общения человека с Богом и далеко не самая главная.
Вернемся к ритуалам. Чтобы убедиться в том, что мы говорим об одном и том же, заглянем в толковый словарь: » ритуал — это совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт, или выработанный обычаем установленный порядок совершения чего-либо «. Надеюсь, что именно так вы себе и представляли значение этого слова. Для чего же они нужны?
В видеовыпуске , посвященном этой теме, мы отметили, что христианство сильно упростило процесс религиозного поклонения по сравнению с ветхозаветным , хотя некоторые правила, таинства и обряды имеются и в нем. В частности, они сопровождают принятие Вечери, крещение и молитву. Некоторые из них нужны для того, чтобы научить христианина послушанию. Иногда человек открывает их суть для себя не сразу, а позже, и тогда понимает, что, оказывается, тратил на них время и силы не зря. Некоторые ритуалы могут стать для верующего некоей духовной нитью, связывающей его с ранней церковью.
Таким образом, хотя слово «ритуалы» в современном русском языке и имеет негативный оттенок, нельзя утверждать, что они являются чем-то однозначно плохим. А их использование в христианстве совершенно необязательно свидетельствует об отсутствии у христианина живой веры и добрых дел . Впрочем, всякое бывает, но пусть это останется на совести тех, кто не считает своим долгом учить доверенную ему паству, или не утруждает себя разобраться в том, что он делает и почему.
В заключение еще раз отмечу, что ритуалы нужны не Богу, а, прежде всего, самому человеку . Их польза может быть еще и в том, что будучи незрелыми в своей вере или находясь в незнакомых, сложных или стрессовых ситуациях, люди нуждаются в кодексе установленных правил, который придавал бы им уверенность, что они всё делают правильно.
А как вы думаете, почему всемогущий Бог требует от людей исполнения каких-то ритуалов? Используете ли их вы сами? Напишите в комментариях.
Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
Если Божий замысел неизбежно совершится, тогда зачем прилагать усилия для служения Богу?
А зачем мы вообще прилагаем усилия? Что делает наши усилия осмысленными? То, что они подчинены каким-то важным, достойным целям. Человек учится, потому что его цель — овладеть профессией. Работает, потому что любит свою семью и хочет ее обеспечить. Совершает научные открытия, потому что хочет умножить наши знания о мире, которым потом воспользуются, например, медики, чтобы облегчать человеческие страдания и спасать жизни.
Если такой важной цели нет, любые наши усилия превращаются в «сизифов труд», источник бессмысленного утомления. Усилия христианина, направленные на служение Богу, подчинены наивысшей и наилучшей цели — именно потому, что они включены в замысел Божий. Христианин сражается, как воин, совершенно уверенный в победе, трудится, как строитель, совершенно уверенный в том, что здание, которое он возводит, будет достроено. Эта уверенность была (и остается) твердым основанием для бодрости и усердия, как в духовных, так и в земных трудах христиан.
Если «на все воля Божия» в том числе, например, на болезнь и смерть, то что делает врач — противится Богу?
Когда мы говорим «на все воля Божия» применительно к каким-то трагическим событиям — таким как страдание и смерть — мы выражаем нашу уверенность в том, что Бог может и хочет и знает, как обратить все эти события ко благу, поэтому нам следует переносить их с терпением и надеждой.
Как в план благого Бога может входить человеческий грех и страдание? Например, злодей убил невинного человека — это тоже часть замысла Божия?
Мы можем говорить о том, что что-то входит (или не входит) в план, имея в виду две разные вещи:
1) Мы что-то активно планируем и желаем, чтобы это именно так и произошло;
2) Мы предвидим, что такие события произойдут, и составили план, чтобы быть готовыми к этому.
Например, план эвакуации при пожаре не означает, что его авторы планируют пожар или хотят его, но что они знают, как действовать, если пожар произойдет. Или, например, план работы хирургического отделения больницы предусматривает оказание помощи жертвам автокатастроф, несчастных случаев и преступлений, и таким образом, все эти несчастья предусмотрены и учтены планом, но не врачи являются причиной всего этого зла.
В мире совершаются вопиющие грехи, происходят тяжкие несчастья — их причиной является противление свободных сотворенных существ, ангелов и людей, воле Божией, отвержение Его владычества и Его закона, попрание Его заповедей. Это ни в коем случае не то, чего Бог хочет для своих творений. Как сказано в книге Ионы, «Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Ион 4:2). Христос, как мы читаем в Евангелии, заплакал над могилой Лазаря (Ин 11:35).
Бог ни в коем случае не желает своему творению бедствий, страданий и смерти — все это результат именно греха, как грехов конкретных людей, так и общей поврежденности мироздания и человеческой природы.
Замысел Божий означает, что Бог знает, что со всем этим делать, и обратит все ко благу и спасению Своего творения. Как говорит Иосиф в библейской книге Бытия, «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).
Наиболее ярким примером этого является смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа: когда Бог обратил самое страшное зло в человеческой истории — отвержение, предательство и жестокое убийство Сына Божия — к спасению человеческого рода. Это наиболее чистый случай убийства злодеями невинного Человека — и мы знаем, что Бог обратил это к величайшему благу. Но промысел действует и в жизни обычных людей.
Я знал одного молодого человека, который несколько лет был героиновым наркоманом, принес много зла и горя себе и своим близким, едва не умер — но потом избавился от своего порока и стал помогать другим наркоманам прекратить употребление. Как человек, имеющий личный опыт наркотической зависимости, он обладает уникальными возможностями понимать и помогать, которых нет у людей, не знавших такой беды. Разумеется, когда он употреблял героин, он тяжко грешил и противился Богу, но Бог включил это в Свой план и обратил к добру.
Значит ли это, что беды и несчастья в человеческой жизни — это Божье наказание?
Но гораздо чаще беды, болезни, катастрофы — это проявление того, что мир в целом, как говорит Писание, «во зле лежит». Тяжкие несчастья могут постигать и благочестивых людей. Мы знаем, что промысел Божий обратит все ко благу, но не знаем, почему именно эти события произошли именно с этими людьми. И нам не заповедано строить догадок — нам заповедано служить Богу и ближним.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Музыка
- Все (142)
—Метки
—Рубрики
- 1 Жизнь без прикрас (10921)
- О мужчинах. И женщинах 🙂 (1837)
- Необычное. Природа. Тайны. (1267)
- 2020 — МИР + МЫ (961)
- Наука. Образование. (947)
- 2021 — МИР и НАША жизнь (902)
- как это было (787)
- 2019 — МИР и МЫ (701)
- 2018 — Мир и Земля (552)
- космос (548)
- 2014 — Мир и Украина (388)
- 2017 — Мир и Земля (353)
- 2016 — МЫ и МИР (311)
- 2015 — Мы, Мир и Украина (268)
- Йеллоустоун. Лепестки. Камушки. (249)
- 2021 про ковид (86)
- 2 Познание мира и себя (10253)
- Психология и поиск себя (2642)
- Работа над собой (2395)
- Эзотерика, философия (1913)
- практики, медитации (1356)
- Тонкий мир (1225)
- Энергетика и строение человека (738)
- 3 Мудрость жизни (4777)
- практические советы (2606)
- Медики о медицине (529)
- Мудрый возраст (397)
- ОНКОЛОГИЯ (278)
- Лечения: аромо, цвето и др. (221)
- аптечка: мази и др. (204)
- 4 Народные рецепты (2866)
- 1 ЛУКОШКО полезных советов (466)
- 1 разные общие советы (453)
- суставы ног, рук, позвоночник (271)
- голова, нервы, давление (230)
- сердечно-сосудистые (172)
- глаза, зрение (152)
- почки, печень (149)
- желудочно-кишечный тракт (149)
- 2 чистка, очищение (142)
- 2 общее оздоровление (137)
- уши, горло, нос (112)
- кожные проблемы (109)
- женские и мужские проблемы (104)
- ступни ног, грибок, мозоли, шишки (88)
- рот, зубы и проблемы с ними (80)
- 1 ОТ БОЛЕЗНИ ИЗЛЕЧИЛСЯ САМ (74)
- простуда (63)
- лёгкие (43)
- 1 Из древних знаний (2582)
- славянские практики (698)
- практики других народов (386)
- обереги (377)
- Славянское целительство (281)
- заговоры (260)
- 1 Русь. Славяне. (2365)
- НАШИ ПРЕДКИ (726)
- История, легенды, сказки (479)
- БОГИ славян (393)
- Животный и растительный мир (102)
- ПЕСНИ птицы Гамаюн (18)
- ДОМ и КУХНЯ (2203)
- у нас на кухне (1698)
- Рецепты разные. Мультиварка. (360)
- Это интересно (1947)
- Разное (799)
- Творчество моих близких (69)
- Магия (1519)
- практика (782)
- Технологии разные (123)
- Стихии и магия (116)
- Предсказания. Гороскопы. (1142)
- Праздники. Новый Год. (452)
- ПРЕДСКАЗАНИЯ разные (197)
- Сварожий Круг (20)
- Обучение (791)
- Из разных книг (341)
- космоэнергетика (282)
- семинары, лекции (91)
- целительные программы (77)
- Это видео, музыка (711)
- Фильмы (30)
- День космических историй. (24)
- Русский язык. (391)
- РУНЫ (253)
- Это Помощь для блога и компьютера (189)
- ЭТО ЛИЧНОЕ (80)
—Поиск по дневнику
—Друзья
- Все (642)
—Постоянные читатели
- Все (7921)
—Статистика
Если Бог всемогущ, то что решаем мы?
Слово «всемогущий» буквально означает, что кто-то «может все». Как и с качествами всезнания и вездесущности – если Бог бесконечен и владеет суверенной властью (а мы знаем, что это правда), то Он также должен быть всемогущим. Он имеет всю власть над всем во все времена и во всех отношениях.
Иов говорил о Божьей силе в книге Иова 42:2: «Я знаю: все в Твоей власти, нет для Тебя невозможного, что бы Ты ни замыслил». Он признавал всемогущество Бога в осуществлении Своих планов. Моисею Бог напомнил, что Он имел всю власть для выполнения Своих целей в отношении израильтян: «Но Господь ответил Моисею: «Неужели бессильна рука Господня? Что же, смотри, сбудется Мое слово или нет!».
Самое убедительное проявление всемогущества Бога было при творении. Бог сказал: «Да будет…» и так было (Бытие 1:3, 6, 9 и т.д.). Человек нуждается в инструментах и материалах для создания, а Бог просто говорил, и силой Его слова все было создано из ничего. «Словом Господа созданы небеса, дуновеньем уст Его – все воинство их» (Псалтирь 32:6).
Божья сила также проявляется и в сохранении Его творения. Вся жизнь на Земле погибла бы, если бы не постоянное обеспечение Богом всем, что нужно для еды, одежды и жилья, все из возобновляемых ресурсов, удерживаемых Его силой как хранителя человека и животных (Псалтирь 35:6). Моря, которые покрывают большую часть земли и над которыми мы бессильны, погребли бы нас, если бы Бог не установил их пределы (Иова 38:8–11).
Всемогущество Бога распространяется на правительства и лидеров народов (Даниила 2:21), так как Он сдерживает их или позволяет им идти своим путем в соответствии с Его планами и целями. Его власть неограниченна в отношении сатаны и его демонов. Атаки сатаны на Иова ограничивались лишь определенными действиями. Он был ограничен неограниченной властью Бога (Иова 1:12, 2:6). Иисус напомнил Пилату, что тот не имел бы власти над Ним, если бы не был уполномочен Богом всей власти (Иоанна 19:11).
Будучи всемогущим, Бог может сделать все. Тем не менее, это не значит, что Бог потерял Свое всемогущество, когда Библия говорит, что Он не может делать определенные вещи. Например, в Евреям 6:18 сказано, что Он не может обманывать. Это значит не то, что Ему не хватает силы, чтобы солгать, но то, что Он выбирает не обманывать в согласии со Своим собственным моральным совершенством. Точно так же, несмотря на Его всесильность и ненависть к злу, Он позволяет злу происходить в соответствии с Его благой волей. Он использует определенные злые поступки, чтобы Его цели раскрывались, как например, величайшее зло из всех произошедших – убийство совершенного, святого, невинного Агнца Божьего для искупления человечества.
Как воплощенный Бог, Иисус Христос также является всемогущим. Его сила проявлялась в Его чудесах – многочисленных исцелениях, накормлении пяти тысяч (Марка 6:30–44), укрощении бури (Марка 4:37–41) и в высшем проявлении силы, воскресении Лазаря и дочери Иаира из мертвых (Иоанна 11:38–44; Марка 5:35–43) – это было примером того, что Он контролирует жизнь и смерть. Смерть является конечной причиной, по которой Иисус пришел – чтобы уничтожить ее (1 Коринфянам 15:22; Евреям 2:14) и привести грешников к праведным отношениям с Богом. Господь Иисус четко заявил, что имел власть отдать Свою жизнь и опять принять ее – факт, который Он аллегорически выразил, говоря о храме (Иоанна 2:19). Он имел силу призвать двенадцать легионов ангелов, чтобы спасти Его во время судебного разбирательства, если бы это было необходимо (Матфея 26:53), но Он в смирении принес Себя в жертву вместо других людей (Филиппийцам 2:1–11).
Великая тайна заключается в том, что эта сила может использоваться верующими, которые объединены в Боге через Иисуса Христа. Павел говорит: «И вот мне всего приятнее хвалиться своими слабостями, чтобы обитала во мне сила Христа» (2 Коринфянам 12:9). Божья сила проявляется в нас больше всего тогда, когда наши слабости сильнее обычного, потому что Он может «совершить неизмеримо больше, чем все то, о чем мы можем попросить или даже помыслить» (Ефесянам 3:20). Именно Божья сила продолжает удерживать нас в состоянии благодати, несмотря на наши грехи (2 Тимофею 1:12), и Его сила сохраняет нас от падения (Иуды 1:24). Его сила будет провозглашаться всем воинством небесным во веки веков (Откровение 19:1). Да будет это нашей постоянной молитвой!
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.