1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ГДЕ НАЙТИ ХИТОН ХРИСТА

filaretuos

Друзья и враги

Свитицховели и хитон Господень

14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии.

По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь.

Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете, который на протяжении тысячелетия являлся главным собором всей Грузии. Числится среди памятников Всемирного наследия. В настоящее время считается одним из духовных символов современной Грузии.

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Во время раскопок в 1963—1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.

В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа.

В классической литературе Грузии одним из ярких произведений является роман «Десница великого мастера» классика литературы Константина Гамсахурдия, повествующий о строительстве храма и об одновременно связанном с этим событием становлении Грузии. Эпическое произведение детально описывает процесс строительства храма, становления христианства в Грузии и грузинского государства.

В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.

Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим на Иудейскую Пасху, случайно присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, святой девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией.

Сидония просила своего брата Элиоза привезти из Иерусалима какую либо вещь к которой прикасался Христос. Элиозу удалось во время распятия Иисуса Христа выкупить хитон у одного из римских легионеров. Когда Элиоз вернулся в Мцхету, он узнал о смерти матери, которая говорила перед смертью, что ей так плохо, как буд-то в её сердце молотком загоняют гвозди. Именно в это время её сын Элоиз наблюдал за распятием Христа.

Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась от радости, её сердце не выдержало. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду.

Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы её потомки еврея Элиоза не передовали из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара, который так же был потомком Элиоза.

Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как божество. Видя всё это, Авиафар отказался от служения в иудейской синагоги и принял православие. В последствии он тоже был причислен к лику святых.

Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина. Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Потому она обратилась к царю Мириану с просьбой поставить на месте могилы Сидонии храм.

Из священного кедра вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов не удалось сдвинуть с места, и из него стало истекать благовонное целебное миро. Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».

В V веке Грузией правил благочестивый царь Вахтанг Горгасали.

Имя «Горгасали» он получил от персов за свой шлем, сделанный в виде волчьей головы. «Горгасал» с персидского и переводится как «волчья голова».

По другой версии, задняя часть шлема была сделана в виде головы волка. И имя Горгасали сочетает в себе персидские слова «гурго» (волк) и «аслан» (лев).

В 502 году персы его и убили за отказ участвовать в войнах с Византией.

Заслуги царя Вахтанга перед Грузией огромны: именно он отстаивал самостоятельность (автокефалию) Грузинской Церкви у Византии, именно он в 482 году поднял восстание против персидского владычества, именно он основал новую столицу — Тбилиси.

И он же построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

Собор Светицховели (под этим именем он и вошел в историю) перестраивался несколько раз. В XI веке по инициативе святителя Мельхиседека — грузинского Католикоса-Патриарха — была отстроена крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь, фундамент которой сохранился по сей день. Святитель Мельхиседек похоронен тут же.

В XIV веке собор пережил нашествие монголов. В XV — землетрясение, разрушившее купол.

В XVII веке над могилой святой Сидонии и Животворящим Столпом была установлена башня. Вокруг башни и сегодня почти постоянно находятся молящиеся — они приходят сюда по одиночке и группами.


Под этой башней покоится святая Сидония с хитоном Христа

Вторая святыня храма — милоть (плащ) святого пророка Илии, переданный им своему ученику, пророку Елисею, при своем восхождении на небеса на огненной колеснице. Святыня хранилась у мцхетских евреев, потомки которых позже приняли Христа. Сейчас милоть находится за центральным иконостасом, в правой части алтаря.

Здесь находится плащ пророка Ильи

В Светицховели, в правом приделе, также находится частица мощей святого апостола Андрея Первозванного, проповедовавшего здесь уже в I веке.

В левом приделе собора находится колодец со святой водой. Правда, без благословения воду брать не разрешается, но рядом всегда стоит наполненное ведро и кружка.

Справа от входа — баптистерий, в котором по преданию крестился сам царь Мириан. Крещения в купели проводятся по сей день.

Если от баптистерия пройти немного вперед, можно очутиться возле часовни (во внебогослужебное время она закрыта) — это символическая копия кувуклии Гроба Господня.

Светицховели вобрал в себя всю историю Грузии. Здесь похоронены многие ее цари и патриархи, в том числе и цари Вахтанг Горгасали, Ираклий II, подписавший Георгиевский трактат о покровительстве России над Грузией, и последний царь Грузии Георгий XII. Здесь же состоялась интронизация нынешнего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II.

Огромный собор из местного камня песчаника, он виден издалека, и у всякого, кто бывал в Грузии, при одном упоминании этой страны встанет перед глазами именно он — строгий, однотонный, как будто поддерживающий куполом небо.

Православные грузины говорят, что Хитон Господень, сотканный руками Божией Матери — символ неделимости их страны — Ее удела.

Наверное, потому и отмечается в один день один из любимых русских православных праздников — Покров Пресвятой Богородицы — и любимый грузинский православный праздник — Светицховлоба.

Интересным фактом архитектуры комплекса является его устройство согласно астрологическим знаниям, в которое, как считается, заложен тайный смысл. Сооружения образуют фигуру креста, где осевая линия отклоняется от продольной на 22 градуса. Именно на этот угол повернуты относительно сторон света египетские пирамиды и такой же угол наклона имеет земная ось. А расположение башен и построек, окружающих собор, по мнению современных ученых, отображают структуру Солнечной системы.

Хитон Господень – это самая великая святыня Грузинской Церкви. В сакральном плане Хитон Господень, находящийся ныне, как в царственном кивоте, в соборе Светицховели, можно сравнить с духовным солнцем, льющим из недр земли свой незримый свет, или с подземным родником, который невидим для глаз, но питает собой корни цветов и растений. Это тот Хитон, который был соткан руками Пречистой Девы Марии и обагрен кровью Спасителя на Его крестном пути от Гефсимании до Голгофы. Из-за этой святыни Мцхета называли «вторым Иерусалимом». Внутри собора Светицховели построена часовня, похожая по форме на кувуклию – ту, которую воздвиг император Константин над гробом Господним в Иерусалимском храме Воскресения. Хитон Господень, привезенный из Иерусалима во Мцхета, связал духовными узами Палестину и Грузию, храм Воскресения и Светицховели. В сакральном плане Хитон Господень – это столп духовного пламени, достигающий небес, более дивный, чем тот, который вел Моисея с народом по Синайской пустыне среди враждебных племен в Обетованную Землю. Это место, где Ангелы нисходят на землю, а души людей в молитве восходят к небесам. В Евангелии говорится о том, как страдающая неизлечимой болезнью женщина, подойдя в толпе к Спасителю, тайно прикоснулась к Его Хитону и мгновенно исцелилась от недуга (Лк. 8, 43–48). И сегодня исцеления от Хитона Господня получают те, кто приходит к нему с верой и благоговением.

Читать еще:  "И все же небо становится ближе...". Диакон Андрей Кураев о тайнах Апокалипсиса

Сегодня Светицховели является популярным местом среди туристов и молодожен, красочные свадебные церемонии которых можно увидеть в соборе каждые выходные.

Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви.

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие.

После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон — разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон.

Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Собор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя.

ХРАМ СВЕТИЦХОВЕЛИ В МЦХЕТЕ И ТАЙНА ХИТОНА ГОСПОДНЯ

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая, к сожалению, не дошла до наших дней.
На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов.

[ Дальше. ]
В этом храме находится среди прочих святынь, тканный хитон Иисуса Христа.

Хитон — это вид мужской одежды, который представлял собой широкую свободую рубашку с рукавами из льна или шерсти (до колен или ниже). Во времена земной жизни Спасителя это одеяние было очень простого покроя: длинный кусок материи складывался вдвое и сшивался по краям. Наверху оставляли отверстия для рук и делали разрез для головы.

Цельное одеяние ткали на достаточно широком станке, рукава делались короткими или длинными. Мужская рубаха, стягиваемая поясом, отличалась сдержанностью окраски и могла быть коричневой, желтой, черной или полосатой. Если требовалась свобода движений во время работы, рубаху укорачивали, подтыкая ее края под пояс, что называлось «препоясать чресла» и означало готовность к действию.
Такой хитон Спаситель носил всю земную жизнь до самой казни.

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою
и о одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины».
Жребий метнули, одежду разделили. Хитон достался одному из воинов-стражников. (Евангелие от Иоанна: 19, 23-24).
Иоанн Богослов также описывает саму святыню: «Хитон же Его был не сшитый, а весь тканый сверху».


Над столпом построена каменная сень, стены которой украшены поздними фресками на тему истории Хитона и самого столпа.


* * *
Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями Элиозом и его братом Лонгинозом, которые поехав в Иерусалим, присутствовали на распятии Господа Иисуса Христа.

Возможно эта история была бы забыта в народе, если бы потомки еврея Элиоза не передовали её из уст в уста, так она дошла до мцхетского раввина Авиафара.

«Я, Авиафар, расскажу вам то, что узнал я от родителей моих, а те, в свою очередь, слышали от родителей и дедов своих, и о чем я знаю также из писем, присланных к нам из Иерусалима.»

А нам эта история известна из «Житие и Подвиги Святой Равноапостольной Нины, Просветительницы Грузии»(Свидетельство Авиафара-первосвященника о хитоне Господнем), написанном монахом Геброном.
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/polnoe-zhizneopisanie-svjatyh-gruzinskoj-tserkvi/2

Когда в Иудее царствовал Ирод, пришло в Мцхету известие, что персы захватили святой град. Поэтому среди карталинских евреев, живущих во Мцхете, начались скорбь и плач.


Часовня Гроба Господня, находящаяся внутри собора.

Услышав о таком потрясающем событии в их отечестве, все они собрались идти на помощь Иерусалиму. Но через некоторое время пришла другая весть, о том, что персы на самом деле пришли не для того, чтобы покорить святой град оружием. Они принесли золото царское, целительную смирну и благовонный ладан и искали отрока мужеского пола, рожденного в роду Давидове от Безмужной Матери, Которого они называли Царем Иудейским. Нашли Его в городе Вифлееме, в одном убогом доме, и принесли Ему упомянутые дары, а после этого также мирно отправились назад. Это известие очень обрадовало евреев карталинских.


Над могилой Сидонии и Хитоном Господним возведена башня.

По прошествии тридцати лет Элиоз, раввин мцхетской общины евреев, переселившейся в Грузию из Иерусалима, получил от иерусалимского первосвященника Анны письмо следующего содержания: «Тот, для Которого персидские цари пришли с дарами, вырос, достиг в меру совершенного возраста и именует Себя Сыном Божиим. Поэтому приходите теперь видеть смерть Его, которую Он заслужил по закону Моисееву».

Элиоз, получив известие о предстоящей казни Христа, поспешил в Иерусалим в сопровождении Лонгина Карснитского. Они стали свидетелями Страстей Господних и метания жребия о Его одежде (Ин. 19, 23 — 24; Пс. 21, 19). В то время, когда Пречистое Тело Господа Иисуса Христа было пригвождено ко Кресту, мать Элиоза, находившаяся в Мцхета, услышала удары молота в своем сердце и содрогнулась от великого страха. Возвестив своей дочери Сидонии о крестных муках Спасителя, мать Элиоза скончалась.

Элиозу удалось приобрести Хитон Господень у воина, которому он достался по жребию, и увезти его в Мцхета. Сидония, встретив со слезами своего брата Элиоза, объявила ему о смерти матери и о ее предсмертных словах. Элиоз подтвердил слова матери и показал сестре Хитон Господень. Взяв Хитон, праведная Сидония облобызала его, прижала к своей груди и тут же упала бездыханной. Никто, в том числе царь Адерк, не мог разъять рук Сидонии и взять Хитон, который чудесным образом прирос к телу умершей.

Читать еще:  Молитвы утренние и вечерние. Инфографика

Праведная Сидония была тайно предана земле братом своим Элиозом в царском саду Мцхета. Спустя некоторое время на могиле выросло дерево — высокий и сильный ливанский кедр. Жители Мцхета уже забыли о Сидонии и ее могиле, но заметили, что больные птицы и звери ели хвою и уходили здоровыми, и стали почитать дерево как чудотворное. Спустя время местные жители свидетельствовали о чудесах, происходивших от этого дерева.
Три века спустя в Грузию с вестью о Христе пришла святая равноапостольная Нина.
Она с детства желала придти в Иверию именно для того, чтобы поклониться великой святыне. Обращенный святой равноапостольной Ниной ко Христу, грузинский царь Мириан (265–342) решил построить на месте хранения Хитона Господня христианский храм.

Священный кедр спилили, из него вырубили семь колонн для деревянного храма. Однако один из столпов, который хотели использовать для поддерживания главного купола храма, не удалось сдвинуть с места. Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.

На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви».
Именно этот столп и назвали «Светицховели», что в переводе с грузинского означает «Животворящий столп».
Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора, сенью.

Католикос Николай I, который управлял Грузинскою Церковью в середине XII в. (с 1150 по 1160г.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие сомневаются, действительно ли под живоносным столбом находится Хитон Господень, говорил, что хотя сомнение таких людей естественно, ибо Хитон Господень никогда не открывался, и никто никогда не видал его; но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые пред глазами у всех ныне совершаются, — происходят от Хитона Господня, лишь при посредстве мироточивого столба.

При переселении бывших от Хитона Господня чудес, католикос Николай вспоминает, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства захотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на Хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимою силою.
Католикос Николай указывал на истекавшее миро, как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое:

— Все видят, — говорит он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству, некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений — мы все тому свидетели.
Католикос Николай составил службу в честь обретения под живоносным столбом Хитона Господня (впоследствии эта служба была исправлена и дополнена католикосами Виссарионом и Антонием), причем он говорил:
— Нужно украсить блистательным празднеством постановленный Самим Богом столб и находящийся под ним Хитон Спасителя нашего Иисуса Христа.

В V веке правящий Грузией благочестивый царь Вахтанг Горгасали построил на месте деревянного храма над могилой Сидонии каменную базилику Двенадцати апостолов.

САБИНИН МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ (МОНАХ ГЕБРОН)

Историк грузинской церкви, по происхождению грузин. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в СПб. духовную академию и получил степень кандидата за сочинение «История грузинской церкви до конца VI в.» (СПб., 1877). Еще ранее, в 1871 г., он издал «Полное жизнеописание святых грузинской церкви». Оба сочинения писаны по грузинским рукописным первоисточникам, почему излагают предмет с гораздо большею подробностью, чем предшествовавшие ему исследователи, напр. Иосселиани. Главный и наиболее ценный труд С.: «Древние акты грузинской церкви», извлеченные из рукописей и на грузинском языке, с русским переводом С., изданные Академией наук.

[ ЕЩЕ ФОТКИ. ]

Реликвия в России

Частицы ризы, которые были перенесены в Грузию, в 1625 году были переданы в дар князю Михаилу Федоровичу. Это случилось после захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом. Его солдаты разорили соборы на захваченных территориях и передали реликвию в сокровищницу своему правителю.

Русский посол при дворе персов убедил шаха сделать драгоценный подарок русскому союзнику. Ткань была передана с персидским послом ко двору императора в драгоценном золотом сосуде, который обильно украсили драгоценными камнями.

Патриарх Филарет, который стоял тогда во главе Русской Православной Церкви, провел собственное исследование, а также взял длинный пост о том, чтобы Бог дал ответ, истинная ли это покрывало. По окончанию Великого Поста, Филарет распорядился возлагать ткань на болеющих и молится за них, а когда люди стали чудесным образом получать исцеление патриарх подтвердил, что это действительно частица одежды Иисуса Христа.

После этого реликвия была размещена в Успенском соборе Москвы, где хранилась среди прочих драгоценностей РПЦ. В этот же период был утвержден и всеобщий христианский праздник — Положение честной Ризы Иисуса Христа, который до сих ежегодно празднуется 23 июля. В честь этого события митрополит Крутицкий Киприан составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах в этот праздничный день.

Спустя некоторое время ткань была разделена на несколько частей, большая часть при этом продолжала хранится в Успенском соборе, а малые были переданы в храмы по всей России. При этом была еще одна часть, которую носили по домам болящих для возложения и молитвы.

Известно, что малые части хранились в Киеве (Софийский собор), Санкт-Петербурге (собор Спаса и церковь в Петропавловской крепости), а также Костроме и Ярославле.

В 1688 году в Москву был привезен и гвоздь из Креста Господнего — его привез с собой грузинский царь Арчил. Впоследствии император Петр I распорядился передать эту реликвию также в Успенский храм и хранить вместе с частицей лоскута.

Во времена революции, по приказу партии, все церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Священники стали скрывать ценности и просить христиан взять их на хранение. Так были утеряны несколько частей священной одежды. Часть, которая хранилась в Успенской церкви вначале была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после оттуда попала в фонды Музеев Московского Кремля вместе с золотым ковчегом.

Хитон Иисуса Христа в Трире

В Северной Германии, в маленьком городе Трире с 13 апреля по 13 мая 2012 года происходило то, что здесь происходит всего несколько раз в столетие: Хитон Спасителя — величайшая святыня христиан — был выставлен на поклонение.

Трирский кафедральный собор св. Петра — один из лучших памятников романского стиля в Германии. Заложен в 320 году императором Константином

На месяц тихий буржуазный Трир превратился в место, где почти постоянно по улицам шли громкие православные крестные ходы, с пением и восклицаниями «Христос Воскресе!»: процессия направлялась от вокзалов города, куда прибывали паломники, к кафедральному собору Святого Петра, где хранится Хитон Господень (в Трире его чаще называют туникой — der heilige Rock Jesu Christi). Толерантные немцы приостанавливались, выстраиваясь по бокам улиц и наблюдая за происходящим. Хотя многие из них сами шли поклониться к Хитону, такого в Трире они никогда не видели. Последний раз Хитон открывали в 1996 году — без объявлений и совсем ненадолго. На этот раз о паломничестве к Хитону было объявлено заранее, и в мае 2012 года Трир стал центром сбора христиан всех национальностей и конфессий: немцы, испанцы, итальянцы, французы, копты, греки, сербы, индийцы, русские шли поклониться своей общей святыне. «Как в Турине, такая же радость, чувство единства и молитвенность», — отмечали паломники, побывавшие у Туринской плащаницы.

часовня в соборе св. Петра, где хранится Хитон Спасителя. В 2012 году Хитон выносился для поклонения в центр собора

В соборе Святого Петра, в капелле (часовне) святого Афанасия (она находится в соборе) православным верующим, по просьбе прихода Московского Патриархата во имя святых Сорока Мучеников Севастийских в Трире, было разрешено служить литургию, после которой проходило поклонение Хитону. Драгоценный ковчег с Хитоном помещался на возвышенном месте собора, под стеклом, к Хитону можно было прикладываться.

Читать еще:  Донат МОСКАЛЕВ: МУСКУЛИСТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: УКРЕПЛЯЯ ТЕЛО, УКРЕПЛЯЕМ ДУХ

В обычное время Хитон Господень хранится в особой часовне собора Святого Петра, справа от главного алтаря. Вход в часовню закрыт, ковчег со святыней можно увидеть лишь сквозь зарешеченное стекло. Верующие и паломники молятся у часовенного порога. Из храма виден укрепленный высоко в часовне Хитона крест, установленный прямо над ковчегом со святыней. Под крестом находится украшенный драгоценностями стеклянный ковчег, в котором «прячутся» два других — серебряный и золотой, — последовательно вставленных друг в друга. Под бронированным стеклом горизонтально расстелен Хитон Иисуса Христа. Ковчег запечатан печатью епископа Трира, который один имеет право его открывать.

По преданию, в Трир Хитон Господень направила своему сыну, будущему императору Константину, святая царица Елена, получившая его и другие святыни (Терновый венец Христа) во время паломничества в Иерусалим. Трир был родиной святого Константина, и одно время он даже думал сделать его столицей империи, но потом выбор пал на Константинополь. В первые века христианства этот город был одним из центров христианского мира: здесь жил в ссылке святитель Афанасий Александрийский и родился Амвросий Медиоланский, пострадали тысячи мучеников. Епископская кафедра в Трире — самая древняя в Северной Европе, она датируется 250 годом.

До 1512 года Хитон хранился в соборе Святого Петра в закрытом ковчеге (а во времена войн и смут его даже замуровывали в стенах церкви). Но когда сторонники Реформации стали подвергать сомнению и оскорблять церковные реликвии, император Максимилиан (XVI век) настоял на том, чтобы для посрамления протестантов-скептиков Хитон был открыт, и ему было совершено поклонение. Об этом общеевропейском событии 500-летней давности есть своего рода репортаж очевидца: гравюра Альбрехта Дюрера «Поклонение императора Максимилиана святому Хитону».

С тех пор, несмотря на то что, по традиции Католической церкви, святыни на поклонение выставляются редко, Хитон Господень нечасто, но все же открывают.

Поклонение Хитону Христову в этом году было приурочено к 500-й годовщине начала традиции публичных поклонений святыне, первое из которых состоялось в 1512 году. С 1512 года реликвия была представлена для поклонения 16 раз. В 1810-м перед святыней молились 200 тысяч паломников, в 1844 году — больше миллиона, а в 1933 году — больше двух миллионов человек.

Самое яркое современное свидетельство о поклонении Хитону, как ни странно, связано с Россией, с митрополитом Никодимом (Ротовым), посетившим Германию в 1973 году в качестве главы Отдела внешних церковных сношений Русской Церкви. Узнав, что в Трире хранится Хитон Господень, митрополит Никодим попросил открыть святыню, чтобы поклониться ей. Хранители были в затруднении: с одной стороны, Хитон не принято открывать чаще чем раз в столетие, с другой — как отказать такому высокому гостю? Тем более что Русская Церковь переживает гонение! Думали два дня и придумали. Раз в год Хитон осматривают специалисты-реставраторы, и вот пусть русский епископ заходит в собор, а тут как раз как бы случайно Хитон осматривают ученые — никакого нарушения традиций! Хранитель Хитона профессор Франц Рониг до сих пор вспоминает, как в назначенный день митрополит Никодим с шестью спутниками пришли в часовню Хитона, русские торжественно пропели тропарь Кресту… «И тут, — восклицает хранитель, — митрополит как бросится к Хитону, схватил его руками, прижал ткань к лицу и стал целовать! Мы чуть не умерли!»

Непразден вопрос: а тот ли это Хитон Господа, о котором говорится в Евангелии: «…Воины же, когда распяли Иисуса, взяли Одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили Ризы Мои между собою и об Одежде Моей бросали жребий…» (Ин. 19: 23-24)? Ученые, изучавшие в разные годы хитон Христа из Трира, сходятся во мнении, что святыня относится к I веку. Исследования, проводившиеся в 1890-1891 годах, свидетельствуют, что одеяние Иисуса Христа выполнено из льняной ткани коричневого цвета, на нем не имеется шва. Другая экспертиза показала, что на Хитоне обнаружен тот же состав растительной пыльцы, что и на Туринской плащанице.

«Католики очень щепетильно подходят к вопросу подлинности святынь, — пояснил нам Тимофей Китнис, историк, руководитель Паломнического Центра святого апостола Фомы. — В истории Католической Церкви в период Реформации эта тема была очень острой: встречались поддельные «святыни», которыми спекулировали, выманивая за поклонение деньги. Поэтому сегодня Католическая Церковь тщательно изучает в первую очередь все источники, где говорится о той или иной святыне, о том, где и когда она находилась, о ее перемещении. С XIX века Хитон Господень исследуется учеными, и, по словам хранителя Хитона профессора Франца Ронига, немало фактов, в том числе и исторические свидетельства, говорят о Хитоне в городе Трире как о подлинной одежде Господа Иисуса Христа, которая была на Нем во время Страстей Господних».

Но есть и другое, не историческое, свидетельство в пользу Хитона — свидетельство веры: в соборной хронике есть документальные записи о том, как в разные годы происходили чудеса и являлась помощь Божия людям, прикоснувшимся к святыне или помолившимся около нее.

Собор Святого Петра в Трире находится на ул. Рейнланд-Пфальц.
Открыт: с ноября по март — ежедневно с 6.30 до 17.30; с апреля по октябрь — ежедневно с 6.30 до 18.00.

Текст: Ольга МАСКИНА, при поддержке Паломнического центра апостола Фомы в Европе

Миша Романов о Хитоне Господнем

Миша Романов о Хитоне Господнем

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Миша Романов подготовил Вам интересный рассказ о Хитоне Иисуса Христа и сделал замечательный рисунок к своей статье!

Здравствуйте, дорогие дети и родители!

Сегодня я бы хотел поговорить с Вами о том, как был найден Хитон (одежда) Господа. Что самое удивительное, что этот Хитон был совершенно без швов. Его сшила Сама Пресвятая Богородица.

История о Хитоне следующая.

В Иверии (нынешней Грузии) жила девица Сидония. У нее был брат, которого звали Элиозом. Он в год казни Иисуса Христа отправился в паломничество из Мцхета в Иерусалим.

Сидония знала об Иисусе Христе, потому что Его имя было известно далеко за пределами Израиля. И вот, Сидония попросила, чтобы ее брат привез какую-нибудь вещь, принадлежавшую Спасителю.

Элиоз пришел в Иерусалим и увидел казнь Христа. Потом он увидел, как воины стали кидать жребий за хитон. И когда один из них выиграл, то Элиоз подошел к этому воину и выкупил у него хитон.

Когда Хитон Господень был доставлен в Мцхет сестре, Сидония, взяв хитон в руки, стала его целовать со слезами, а когда приложила его к груди – то пала мертвой.

Услышав про это, многие пришли в дом, но никто не мог взять одежду Христову из ее рук. Брат Элиоз, через некоторое время, похоронил тайно сестру вместе с Хитоном.

Многие годы никто не знал, где находится могила блаженной Сидонии. И вот, когда прошло около 300 лет, по молитвам святой Нины, которая просветила Иверию, узнали, где покоится Риза Христова – главная Святыня христиан.

Еще когда святая Нина была в Иерусалиме, она всем сердцем молила Господа, чтобы Господь открыл ей, где захоронен Хитон.

Уже когда она пришла в Иверию, она узнала, что на месте могилы Сидонии вырос могучий кедр. Тогда на этом месте был возведен первый в Грузии Храм.

Когда сооружали этот Храм, то были использованы столбы спиленного кедра. И теперь, над могилой Сидонии воздвигнут прекрасный Собор Светицховели, который является сердцем Грузинской Церкви.

Святая Сидония не была наказана Господом смертью, как я сначала подумал, а наоборот она была взята Богом сразу в Рай!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector