0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О равнодушии: обратная перспектива

О равнодушии:
обратная перспектива

З десь предлагается еще один аспект темы равнодушия. Дело в том, что довольно часто люди принимают за равнодушие то, что равнодушием вовсе не является. А почему? — Да из-за собственного равнодушия! Очень хочется человеческого участия — но в той и только в той форме, которую ты сам разработал и спроектировал; иное не принимаем, потому что равнодушны к другим, и нам вовсе не интересны их свойства и намерения.

Говорят, что язык — это исповедь народа. Наблюдая за изменениями в языке, можно многое сказать о том, как меняется лик самого носителя и хранителя языка, чтó для людей важно и как идеи и нравственные оценки, самоочевидные для одного времени, меняются с приходом других поколений. Любопытно иногда наблюдать, какие чувства и ассоциации будит в нашем современнике то или иное слово. Эти наблюдения весьма полезны не только для филолога и историка, но и для простого носителя языка, который периодически задает себе вопрос: принадлежу ли я еще к тому народу, языком которого пользуюсь?

У слова равнодушие есть много значений, но в наше время чаще других улавливается и используется только одно, негативное, которое еще передается такими словами, как безучастность и безразличие. Кроме того, когда мы говорим, что кто-то к кому-то равнодушен, в большинстве случаев это еще и оценочное суждение: человеку, уличенному в равнодушии, выносится порицание за его холодность и безучастность самим применением к его поступку этого слова. Например, невнимательный сын равнодушен к бедам престарелой матери — публика понимающе и брезгливо качает головой.

Но справедливости ради надо заметить, что, например, в аскетической литературе словом равнодушие передавалось значение древнего философского термина «атараксия», то есть невозмутимость, спокойствие духа. Это был «технический» термин в смысле техники философии как способа жить, — не напрасно же древних монахов называли истинными философами. Подвижник оставался равнодушным к соблазнам мира, его душа оставалась невозмутимой и невосприимчивой к мирской суете, следовательно, как это ни неожиданно для нас прозвучит, словом равнодушие обозначали одну из христианских добродетелей. В самом деле, подумаешь — ведь равнодушие обозначает еще и отсутствие предвзятого отношения к людям, не допускает ни срыва в (необъяснимую) антипатию, ни отклонения в (недолжную) симпатию.

Употребляется это слово также и в нравственно нейтральном смысле. Я равнодушен к футболу. — Это хорошо или плохо? Или: я равнодушен к сладкому. В детстве клал в чай 5—6 ложек сахару, к 20-ти годам — 2 ложки, а к 30-ти — ни одной. Правда, в последнее время опять кладу две: наверное, впадаю в детство. И хотя в этом факте моей биографии самом по себе нет ничего безнравственного или, наоборот, добродетельного, я употребляю слово равнодушие и равнодушно попиваю сладкий чай.

Но стоит нам сейчас заговорить о равнодушии, вынести это слово на первую страницу газеты, у подавляющего числа слушателей и читателей это речение отзовется в определенных слоях их житейского опыта. Дайте угадать: 90% вздохнет о неразделенной любви и 95% — о человеческом безразличии и холодности, помянув соседям, друзьям и родственникам свое одиночество. Простите мне этот сарказм, но жизнь слишком сложна, пугающе сложна, и людям свойственно ее упрощать, воздвигая любимые идолы: любви, дружбы, понимания, честности, справедливости. Но идолы на то и идолы, чтобы требовать крови. Мне приходилось много раз видеть, как в жертву этим людьми воздвигнутым идолам приносили живых людей. Сколько гадости способны сделать люди из любви к истине и справедливости! И вот смещение акцентов в употреблении слова равнодушие, то, что другие значения этого слова как бы отмирают, — это знак, что в обществе появился новый идолопоклоннический культ. Считается приличным плакаться в жилетку и обвинять окружающих в безразличии, но все эти слезоточения чаще всего суть последствия эгоизма, жестокости и неблагодарности. Мы разбаловались, мы стали пресыщенными теми благами, в которых купаемся. Я вовсе не хочу сказать, что мир стал добрее и безразличия к людям стало меньше. Мы христиане, и как никто другой знаем, что мир лежит во зле, и все мы — твари порченые.

У преподобного Исаака Сирина есть такие слова: «Не говори, что Бог справедлив, ибо в справедливости есть примесь зла. Бог несправедлив к нам, поэтому Он Бог Любви». Обостренное чувство справедливости — это часть мировоззренческого наследия советской эпохи. Это чувство есть в каждом из нас, мы его получили от бабушек и матерей. Хорошее, надо сказать, чувство, но всякая добродетель, доведенная до крайности, становится пороком. Воздвигая знамя этой всеядной справедливости, лучше сказать, служа идолу справедливости, люди разрушают семьи, мучают своих детей, воюют с государством. Я до сих пор не сажусь в троллейбусах, с детства у меня такой комплекс — вот до чего довели меня справедливые старики. Но это уже другая история.

Странное и пугающее пророчество о признаке последних времен есть в Евангелии: по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф 24:12). Подумайте только: люди грешат и через это лишают себя способности любить, становятся бессильными в добре. У человека порой, бывает, нет сил любить даже самого себя, и часто ненависть к другому есть только следствие ненависти к себе. Сила любить оскудевает по мере погружения человека в грех. Разве это для нас открытие? Внимание к себе разве не говорит нам о том же? Но мы должны помнить эту Евангельскую истину, потому что она приобщает нас к подлинной христианской мудрости, к мудрости любви и снисхождения к ближним. Мы ждем от людей участия и сострадания в своих скорбях и радостях, и часто эти ожидания напрасны. Вместо сочувствия — равнодушие, даже от близких, даже от друзей. И от этого бывает так горько, что теряешь веру в человека. Такое состояние разочарованности в людях воспринимается в нашем обществе как нечто благородное и требующее понимания. Но, как это ни странно прозвучит, с Евангельской точки зрения это просто ребячество, инфантильный бред. Христианину должно быть стыдно предаваться таким сантиментам. Господь призывает нас быть мудрыми. А что являет подлинную мудрость в опыте христианина? Мера мудрости — мера снисходительности и благодарности. Любить — тяжкий труд, который не всем по силам. И если мы честны сами с собой и знаем, как трудно дается нам всякое добро, мы будем снисходительны к неспособности другого быть постоянным в добре и сочувствии и благодарны за те крохи добра и любви, может быть, малые, которые люди дарят нам. Все мы поражены грехом, в каждом живет недреманное семя тли, отравляющее наши мысли и чувства. Поэтому люди заслуживают снисходительности и понимания даже в своем равнодушии. Может быть, так я оправдываю грех? Ничуть: зло остается злом, и вещи следует называть их именами. Только даже порок требует правильного отношения. Не советского, а христианского. Но, как говорила моя бабушка, добра гораздо больше, чем нам кажется, просто его не видят. Надо только зрение свое сделать благодарным, способным замечать труд любви другого человека. Наш эгоизм, зацикленность на себе несчастном делает нас невосприимчивыми к той любви, которой нас дарят ближние. Вот с этим личным равнодушием и неспособностью видеть добро и любовь в людях следует бороться, учась быть благодарным и снисходительным, учась христианской мудрости.

Равнодушие – следствие безверия (+ВИДЕО)

Равнодушное отношение к близким, безразличие к чужой беде, апатия как привычное состояние души… Это стало почти что нормой. Почему равнодушие так распространено сегодня? Как быть, если и христианин чувствует какую-то омертвелость души? Как пастырю не уподобиться священнику из притчи о добром самаритянине? И как соединить отзывчивость души, ее способность сопереживать и сорадоваться с равнодушным отношением к благам мира и самому миру? За ответами на эти вопросы мы приехали к опытному духовнику – старцу схиархимандриту Илию (Ноздрину).

Отец Илий, здравствуйте! Огромное спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о равнодушии. Нас равнодушие просто захлестывает, и нет человека, который хотя бы раз в жизни не столкнулся с этим. Откуда равнодушие в людях?

– Таково наше время. Это переходный период: поменялся наш образ жизни, поменялась политическая платформа. От советского понятия жизни мы развернулись к нынешнему, когда Россия стала в какой-то мере ориентироваться на духовный план. А вот школа хотя и перестала быть советской, но не перестроилась, не перешла на тот уровень, который должна была занять. Мы повернулись к Богу, а школа.

Вопрос стоит в основном о молодежи. А люди более взрослые, более серьезные, те, кто обратился к вере, к Богу, у них, как правило, равнодушия нет. Они искренне к Богу повернулись, искренне поняли смысл жизни, суть жизни, как строить свою жизнь. И о них нельзя сказать, что это люди равнодушные, безразличные. А вот молодежь в нынешнее время, к сожалению, такова.

Наш преподавательский состав уже так крепко напитан прошлым, советским воспитанием. И если они не слишком и преподают по-советски, то все же абсолютно не дают того, что нужно было бы давать сегодня молодежи, когда мы повернулись к нашим духовным ценностям. Сегодня такой момент, когда очень большая ответственность лежит на преподавателях. А они не хотят повернуться к духовному поведению, к воспитанию, преподать ученикам духовные ценности. Они это совершенно игнорируют. Что в вузах, что в школах… И это, конечно страшно.

Батюшка, вы заговорили об образовании, и не могу не спросить вас вот о какой проблеме. Сегодня можно столкнуться с тем, что из школьной программы по литературе убираются какие-то произведения классиков и замещаются на современные – аргументируется это тем, что они посвящены одной и той же проблеме. Скажем, вместо Ф.М. Достоевского можно выбрать какого-нибудь современного автора…

– Мы в основном сегодня, к сожалению, делаем ответственными за многое наш преподавательский состав. А большинство из них если и преподают что-то новое, иное, чем в советский период, но совершенно не дают понятий молодежи, что человек должен выбрать для себя то, что для него ценно. К сожалению, нет этого. Советского уже не дают, но и другого тоже. Но преподаватели в большинстве своем в этом и не виноваты – они сами не знают этого, их самих надо на повышение образования отправлять и давать им правильные понятия. Они не знают, о чем другом говорить, кроме советского. А сейчас нет моды на советское. Поэтому получается, что сама молодежь выбирает – и выбирает то, что ей понравится. Вот такая ситуация, сейчас, к сожалению.

Надо преподавать Закон Божий, чтобы молодежь знала истинные духовные ценности

Я не знаю, какие сейчас программы, не могу судить о том, что преподают университеты, вузы. Конечно, они сейчас не заставляют расписываться в марксизме, но они не дают того, что действительно нужно. А нужен, конечно, Закон Божий. Потому что рано или поздно, но человек должен в этой жизни получить настоящие понятия, истинные духовные ценности, приобщиться к Церкви, приобщиться к Православию, настоящим знаниям духовным, а люди остаются как бы вне этого, за бортом настоящей духовности. Вот и получается равнодушие. К глубокому сожалению.

Хотелось бы вспомнить притчу о добром самарянине. Как современному духовенству не уподобиться тому левиту, который прошел мимо нуждающегося человека? Как не оставить кого-то не утешенным? О чем должно помнить современное духовенство?

– Добрый самарянин позаботился о человеке, впавшем в разбойники, попавшем в беду. Конечно, в притче обличается пастырь, который первым должен был позаботиться о несчастном. Но и священник, и левит прошли мимо больного. Тут обличаются фарисеи, саддукеи, которые знали Закон Божий. Господь такого священника обличает. Он думал, что он превыше, он идет на свои священнические обязанности и не обязательно заботиться об этом избитом разбойниками. И Господь не только здесь, но и в других местах обличает фарисеев, саддукеев. Вместе с тем, и священство. Но явился же отцу Иоанна Крестителя, тоже пастырю, архангел Гавриил, чтобы возвестить о рождении у него сына, что оценивается как то, что этот пастырь исполнял свое служение, хоть и ветхозаветное, как должно. Потому и явился ему архангел Гавриил возвестить о рождении Иоанна Крестителя.

Читать еще:  Слово на отпевании Б. Л. Пастернака

А о чем сегодняшние пастыри должны помнить, чтобы не уподобиться тем ветхозаветным героям? Как им себя правильно поставить, как общаться со своей паствой?

– Конечно, должна быть ответственность. Это ясно. Всегда Евангелие обличает безразличие, косность. «Горе вам, книжники, фарисеи и саддукеи!» – обличает их Господь. Это касается и современных безразличных пастырей.

Батюшка, не очень ловко цитировать в вашем присутствии Священное Писание, но, чтобы задать вопрос, я приведу цитату. Апостол Павел сказал: «Я научился быть довольным тем, что у меня есть, умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии» (Флп. 4: 11–12). Как воспитать в себе равнодушие к тем вещам, которые приносят удовольствие? Как отказаться от тех благ, которые приводят ко греху?

– Сейчас у нас в Церкви пост, воздержание. И в каждую среду и пятницу положена воздержанность от скоромного. А в нашей истории сколько мы имеем великих подвижников, святителей, мучеников! Всё это надо знать, понимать, об этом помнить. Помнить, как жили наши святые, предки. А как жили, можно судить по старообрядцам, которые очень строго держатся прежнего. Мы сейчас делаем по 16 поклонов сколько раз. Так вот у старообрядцев все поклоны – земные. Так раньше делали, а они и сейчас делают. А у нас сейчас только 4 земных, а остальные 12 – поясные поклоны. А как было строго прежде!

Батюшка, а можно ли назвать людей, которые не интересуются духовной и религиозной жизнью, равнодушными?

– Да, конечно. К глубокому сожалению. Потому что люди не хотят задуматься, в чем сущность нашей жизни, ее цель. И это равнодушие, безразличие, увлеченность чем-то.

А что нам говорить о вере, если столько свидетельств! Любой человек, если задумается, может понять, что есть Бог, есть душа в человеке, есть вечная жизнь. Он подходит к этому вплотную. Конечно, многое зависит от семьи, которая не дала к этому направления как в культурном, как в любознательном плане. Но можно задуматься и самому человеку. Есть ведь примеры ревности к истине духовной, к жизни церковной. А это ведь вечность. Сказано: «Идут в муку вечную». И объясняется, почему в муку вечную: потому что отказались, не захотели по доброй воле знать, что составляет суть жизни нашей. Не приняли любви истинной.

Батюшка, к вам приходит очень много людей, вы знаете их судьбы. Среди них много равнодушных?

– Здесь, конечно, больше встречаются люди, которые тянутся к вере, люди с духовными настроениями. Но бывает, что встречаешь и тех, которые с насмешками над верой. Это в советский период много было таких, которые ничем не аргументировали свои убеждения, кроме насмешки над верой. Чтобы посмеяться над верой, сейчас таких людей нет или они просто молчат. Безразличны. Конечно, сейчас больше людей, которые приходят к вере, стараются.

Когда человек получит достаточное понятие о вере, войдет в суть духовной жизни – а такую благодать Господь дает, – он, конечно, очень сожалеет о своих родных, если родители неверующие, братья, сестры, но и даже об окружающих – ведь эти люди не хотят себе добра, не хотят жизни. Ведь вера составляет суть нашей жизни, потому что есть душа у человека, есть Бог. Есть и будет! Мы знаем, что, как сказано, будет воскресение мертвых.

А когда человек живет духовной жизнью, он всегда имеет радость, мир, любовь к другим. И благодать Божия так окрыляет его, способна дать стимул к труду, стимул к мирным отношениям, ко всему хорошему. И, напротив, человек, далекий от веры, не может сохранить мир в коллективе, и в семье зачастую тоже плохо бывает – расстройство семейных отношений.

Батюшка, а как победить равнодушие, как справиться с ним?

Как победить равнодушие в себе? Верой крепкой, жизнью духовной

– Как победить? Верой крепкой, жизнью духовной. Если человек имеет тягу к Богу, он всегда справится.

Вы сказали о благодати. А как не потерять благодать? Как сохранить в себе этот мирный настрой, придя домой со службы?

– У нас какая противоположность? Вера и неверие. Есть Бог. Есть Бог и всё святое. Бог дал нам жизнь. Но существуют темные силы, диавол существует. И некоторые богословы говорят, что существует разделение между добром и злом. Добро культивируется Богом, зло – диаволом. Он старается как можно больше людей увлечь от Бога и искушать, чтобы сделать ссору, сделать неприятность человеку. Поэтому человек зачастую отпадает от нормы, впадает в равнодушие, грех. Получается, допустим, раздражение, он теряет мирность души своей. И, конечно, теряет благодать. Поэтому душа его скорбит. Но человеку нужно понимать, откуда возникла в душе эта неприятность, скорбь. Почему у нас в Церкви и установлено покаяние, почему мы и причащаемся в Православной Церкви.

Вот возникла ссора или в семье с детьми, или с товарищами на работе, и человек чувствует, что он потерял эту мирность души. Душа его напоминает, что это грех, ненормальность. Для того у нас в Церкви и установлено покаяние, причащение. Человек говеет. А Великий пост хранить – обязательно.

18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни было совершено страшное убийство трех иноков. Оно потрясло многих. В связи с этим хотелось бы у вас спросить, батюшка, как, по учению Церкви, надо относиться к смерти? И как нам жить так, чтобы быть готовым в любой момент встретить смерть?

– Для человека смерть естественна. Ясно, что он здесь, в этом мире временно. Даже если это спокойная жизнь.

А некоторые просто с радостью, с улыбкой умирают. Другие умирают очень страшно, в агонии. Кто-то умирает насильственной смертью, от убийства и подобного. А у нас немало было войн, и много людей тогда погибло.

Очень безразличный, конечно, отход из этого мира в мир вечности.

Да, наши братия иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт… Трофим и Ферапонт звонили в колокола, а отец Василий шел в скит… Конечно, убийце было задание, это не такое стихийное убийство было. Задание, чтобы напугать тех, кто приходит. Чтобы ослабилась Оптина пустынь. Не хотели, чтобы Оптина возродилась. Наш комсомол… Надо было напугать людей, напугать малодушных…

Батюшка, благодарим вас от лица читателей, зрителей, редакции портала «Православие.ру» за то, что вы посвятили нам ваше драгоценное время.

«Равнодушие хуже ненависти», архимандрит Мелхиседек (Артюхин), «Православие.Ru»

Бернард Шоу считает, что «худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно». О том, почему равнодушие страшнее ненависти, рассуждает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Не «отвалить», а «привалить»

— Отец Мелхиседек! Равнодушие существует испокон века. Как в притче о милосердном самарянине: на дороге лежал избитый хулиганами человек, и все шли мимо него — и левит, и священник. Откуда равнодушие в людях?

— От поврежденной грехом природы человека.

Муж купил йогурты, положил в дальний угол холодильника, туда, куда не смогут дотянуться, а потом втихаря их съел. Жена увидела такое отношение, — а в семье было двое детей, — и спрашивает: «Ты можешь это объяснить? Твои же собственные дети?!». Апостол Павел говорит: Духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете. Ибо дух желает противного плоти, а плоть — противного духу (ср. Рим. 8, 11-13). Какие дела плотские? Себялюбие, комфорт, спокойствие, чтоб «никто меня не трогал».

Под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь

Как у молодежи: «Отвалите от меня!». А мы должны иметь устроение не отвалить, а «привалить». Раньше, когда у нас году в 1971-1972 появился телефон, люди снимали трубку и говорили не «Алё», а «Чем могу быть полезен. Потрясающе! Ты еще даже не знал, о чем идет речь, но уже вступал в разговор с готовностью помочь. Отвечал не равнодушно или нейтрально: «Алё?», а наоборот, открыто и с участием. Ты говорил это не из-за вежливости, это была общая высокая планка сопереживания, вовлеченности в судьбу другого человека. А сейчас? Высвечивается имя на телефоне, и мы уже знаем: брать или не брать. А вдруг чего-то попросят, а вдруг к чему-то подвяжут, а вдруг. И что интересно, — твой телефон тоже высвечивается. И под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь.

— Куда ведет пофигизм? То есть если человек живет по закону — «отвалите», то «отвалите» и получит?

— Да, он на это же и нарвется. Апостол Павел говорит: сеющий скупо — скупо и пожнет, сеющий щедро — щедро и пожнет. Сеющий злое пожнет злое: он однажды сам попадет в ту же ситуацию. Сначала все герои: мне никто не нужен, мне все «пофиг». Но наступит момент, когда этот человек обратится к людям и в ответ услышит те же слова: «А мне пофиг», потому что вокруг него сформируется соответствующая среда, соответствующий мир и соответствующее отношение. Это контрпродуктивно.

Если ты равнодушен к себе — к своему быту, к одежде, к обстановке в квартире, к ботинкам, если у тебя беспорядок в портфеле, на столе и по жизни, то у тебя такое же отношение будет и к людям. Ты будешь думать, что и для них это нормально — гора невымытой посуды, куча нестиранного белья, сверху паутина. Твое внутреннее равнодушие распространится на обстоятельства жизни другого человека.

Какого другого человека? Если ты не один, то вы уже семья: необязательно это муж и жена, а может, ты живешь с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, остался с братом, сестрой или племянником, — вы уже двое или более. Человека, лишенного родных и близких, редко встретишь! Минимум двое есть. И к этому «другому» человеку ты не имеешь права быть равнодушным. Ты в ответе за тех людей, с которыми вырос, с которыми тебя свела жизнь. Иначе — горе. Знаю примеры, когда между родными братом и сестрой, бабушкой и внуком, дедом и внуком — просто разорваны отношения. Из-за чего? Из-за бредового эгоизма, который начался с равнодушия, равнодушие переросло в непонимание, непонимание — в ненависть, а ненависть — в злопамятность.

Закон семейной жизни — делиться лучшим

Я вспоминаю свое детство. В те времена конфеты «Мишка на севере» мы видели только на Новый год. И вот мама как-то принесла с работы конфету. Я взял и съел ее один. Меня спросили: «Павлик, а как ты думаешь, маме хотелось попробовать? А брату Коле хотелось попробовать?». Я не знал, как эту конфету достать обратно, — настолько это было укоризненно и неприятно для детской совести. Вот это тоже неравнодушие. Закон семейной жизни — делиться лучшим. Никто не заставляет картошкой или капустой делиться, но более деликатесные вещи — сервелат или пол-торта — ты не можешь открыть холодильник и зарубать один втихаря, как те йогурты.

Равнодушие хуже ненависти

— Бернард Шоу говорит, что худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно. Почему равнодушие хуже ненависти?

— При ненависти хоть человек для человека существует, а при равнодушии человека нет. Порой нам свойственно не выяснять отношения с людьми, а молчанием подчеркнуть, что что-то случилось. Молчание — может быть, и не совсем равнодушие, но оно к нему близко. Через молчание мы показываем, что человек для нас не существует. Потому что — с кем мы не разговариваем? Даже с животными разговариваем! Мы не говорим с вещью. Мы не говорим с мебелью, мы не говорим со стулом, мы не говорим со шкафом. И человек становится «вещью», когда с ним не говорят.

Читать еще:  Три доказательства в пользу неземного происхождения христианства. Мнение богослова

Я все время подчеркиваю: в семейной жизни или среди людей — умейте разговаривать! Если ты не можешь сказать, не хватает сил по чрезвычайной обиде,- ну тогда напиши, чтобы человек хоть понимал, из-за чего ты обиделась и замолчала, потому что он может этого не понимать. Как не понимать? Допустим, для него это была мелочь, а тебя этим словом ранили в детстве, и он, сам того не зная, наступил на больную мозоль!

Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо

У меня был чрезвычайный случай. Когда я был в Оптиной Пустыни, приехал один близкий человек. Она помолилась рождественским постом, мы встретили светлый праздник Рождества. Ей нужно было возвращаться в Москву. И я, понимая, как ей тяжело расставаться с Оптиной и ехать в московскую кутерьму, провожая ее, сказал: «Радость наша!» — и хлопнул дверью машины. Через месяц я оказался в Москве проведать маму, и когда мы встретились — а она ее знала, — говорит: «Батюшка (ко мне родная мама так обращается — «батюшка»), я понимаю, что этого не могло быть, но что ты ей сказал, когда она садилась в машину? Она после этого плачет целый месяц!». Господи, что я сказал?! Начал вспоминать. Помолившись, вспомнил: «Александра, радость наша!». Мама улыбается, трижды крестится и говорит: а ей послышалось — «Александра, ты не наша!». Я ей позвонил, мы выяснили ситуацию. Но вот что такое — замолчать, вот что такое — обидеться, вот что такое — вогнать себя в это состояние. Это не из области равнодушия, а скорее, из области бестолковости наших отношений. Тебе что-то показалось, так ты сперва поговори с человеком! Поэтому недавно мы выпустили магнитик и теперь его всем раздаем, на магнитике такие слова: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо!»

Делай что должно и еще чуть-чуть

Я сам с равнодушием сталкиваюсь на каждом шагу. Не сказали — не сделал, дали инструкцию — согласно инструкции сделал, и не более того. А про неравнодушие даже в мелочах старец Паисий говорит: «Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать». А что такое — «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу — это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат — листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».

Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги — молодые, средние и пожилые, — общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это — «любовь моя»! Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Тоже свидетельство неравнодушия! Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится: «Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»!

Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть

Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным. В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу. Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть.

Мне радостно радовать

Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18). Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова. Это тоже свидетельство неравнодушия. Кто-то из умных людей говорил — «мне радостно радовать». Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, братан, сто лет тебя не видал! Как я рад!». Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего — и к тебе ничего. Есть замечательное стихотворение: «Я не устану славить Бога за долготу прожитых дней, что так была моя дорога полна светящихся людей. За то, что ими был обласкан, общался с ними, говорил — без опасения, без маски, и радость сердцу находил».

— А если у тебя черствое сердце?

-Тут на помощь приходит отец Амвросий Оптинский. К нему приходили и спрашивали — сейчас такой вопрос могу задать миллионы: «Батюшка, любви не имею. А хочу ее иметь». Любовь — это доброта, это сердечность, это горение. Любовь — это высший пик правильных человеческих отношений. И батюшка отвечал: «Если видишь, что не имеешь любви, твори дела любви, и придет любовь». Ты помог — пусть без сердца, но ты понимаешь, что так правильно.

Сегодня князь, а завтрав грязь

И с каким чувством ты принимаешь участие в жизни других людей, ты это чувство и порождаешь. И если хочешь кому-то помочь, сопереживай! Если будешь сопереживать, то в конце концов у тебя дойдут мозги — что можно сделать. Равнодушие не даст возможности сделать ничего, ты просто об этом не думаешь, ты понимаешь: это тяжело или это невозможно, и поэтому я сделать ничего не могу. А кто-то сказал: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Человек болеет раком, вылечить мы его не можем, а помочь — сколько угодно.

«Надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа»

Был такой случай — к нам приезжали бомжи, и их было такое количество, что я поинтересовался у одного: «А как вы узнали о нашем храме?» — «Мне сказали, что у вас помогают». А кто сказал-то? И он в простоте достает памятку, которую ему дали на Казанском вокзале, там десять храмов в столбик, и четыре пункта по горизонтали — еда, одежда, работа, деньги. И напротив каждого храма — крестики. Напротив нашего храма стояли все четыре крестика. Я с этим вопросом обратился к отцу Лаврентию, духовнику лаврскому: «Батюшка, каждый день: ограбили, дом сгорел, не заплатили, онкологическая операция, билет на поезд не ближе Хабаровска или Иркутска, — как быть?» — «А есть возможность помочь?» — «Ну, пока есть». — «Тогда надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа». Ничего себе! И потом, я все время боюсь оказаться на их месте: сегодня князь, а завтра в грязь. Это тоже лично мне помогает быть неравнодушным.

Как будто это ты

Вспоминаю одного святого. Он сказал в молитве Христу: «Господи, делай со мной то, что я делал с людьми». О-о! Кто из нас может такое сказать?!

Мы каждый день общаемся с людьми. И наше отношение к ним должно быть по возможности участливым. Когда участие станет доброй привычкой, оно перестанет быть для нас напрягом. Меня спрашивают: «Вот вам не тяжело — храм, богослужения, обязанности»? А я отвечаю: «А как вы думаете, рыбе тяжело в воде плавать?». Нет, не тяжело, потому что это — ее среда.

Человечность должна стать твоей средой. И не думай, что «я делаю что-то духовное, высоконравственное, великое». Все это дребедень. Если ты даешь себе оценку, твое внутреннее устроение — дешевое. У митрополита Антония Сурожского есть слова: «Человек должен своего доброделания не замечать». Оценка допустима только со знаком «минус»: я мог сделать большее, но не сделал. Живи и почаще задумывайся о том, что на месте другого можешь оказаться сам. Живи, глядя на другого так, как будто это ты!

С архимандритом Мелхиседеком (Артюхиным)
беседовала Александра Никифорова

О РАВНОДУШИИ: ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

У слова равнодушие есть много значений, но в наше время чаще других улавливается и используется только одно, негативное, которое еще передается такими словами, как безучастность и безразличие. Кроме того, когда мы говорим, что кто-то к кому-то равнодушен, в большинстве случаев это еще и оценочное суждение: человеку, уличенному в равнодушии, выносится порицание за его холодность и безучастность самим применением к его поступку этого слова.

Но справедливости ради надо заметить, что, например, в аскетической литературе словом равнодушие передавалось значение древнего философского термина «атараксия», то есть невозмутимость, спокойствие духа. Это был «технический» термин в смысле техники философии как способа жить, — не напрасно же древних монахов называли истинными философами. Подвижник оставался равнодушным к соблазнам мира, его душа оставалась невозмутимой и невосприимчивой к мирской суете, следовательно, словом равнодушие обозначали одну из христианских добродетелей. В самом деле, ведь равнодушие обозначает еще и отсутствие предвзятого отношения к людям, не допускает ни срыва в (необъяснимую) антипатию, ни отклонения в (недолжную) симпатию.

Но стоит нам сейчас заговорить о равнодушии, вынести это слово на первую страницу газеты, у подавляющего числа слушателей и читателей это речение отзовется в определенных слоях их житейского опыта. Дайте угадать: 90 % вздохнет о неразделенной любви и 95 % — о человеческом безразличии и холодности, помянув соседям, друзьям и родственникам свое одиночество. Простите мне этот сарказм, но жизнь слишком сложна, пугающе сложна, и людям свойственно ее упрощать, воздвигая любимые идолы: любви, дружбы, понимания, честности, справедливости. Но идолы на то и идолы, чтобы требовать крови. Мне приходилось много раз видеть, как в жертву этим людьми воздвигнутым идолам приносили живых людей. Сколько гадости способны сделать люди из любви к истине и справедливости! И вот смещение акцентов в употреблении слова равнодушие, то, что другие значения этого слова как бы отмирают, — это знак, что в обществе появился новый идолопоклоннический культ. Считается приличным плакаться в жилетку и обвинять окружающих в безразличии, но все эти слезоточения чаще всего суть последствия эгоизма, жестокости и неблагодарности.

Мы ждем от людей участия и сострадания в своих скорбях и радостях, и часто эти ожидания напрасны. Вместо сочувствия — равнодушие, даже от близких, даже от друзей. И от этого бывает так горько, что теряешь веру в человека. Такое состояние разочарованности в людях воспринимается в нашем обществе как нечто благородное и требующее понимания. Но, как это ни странно прозвучит, с Евангельской точки зрения это просто ребячество, инфантильный бред. Христианину должно быть стыдно предаваться таким сантиментам. Господь призывает нас быть мудрыми. А что являет подлинную мудрость в опыте христианина? Мера мудрости — мера снисходительности и благодарности. Любить — тяжкий труд, который не всем по силам. И если мы честны сами с собой и знаем, как трудно дается нам всякое добро, мы будем снисходительны к неспособности другого быть постоянным в добре и сочувствии и благодарны за те крохи добра и любви, может быть, малые, которые люди дарят нам. Все мы поражены грехом, в каждом живет недреманное семя тли, отравляющее наши мысли и чувства. Поэтому люди заслуживают снисходительности и понимания даже в своем равнодушии.

Надо только зрение свое сделать благодарным, способным замечать труд любви другого человека. Наш эгоизм, зацикленность на себе несчастном делает нас невосприимчивыми к той любви, которой нас дарят ближние. Вот с этим личным равнодушием и неспособностью видеть добро и любовь в людях следует бороться, учась быть благодарным и снисходительным, учась христианской мудрости.

САВВА (Мажуко), игумен

Мудро сказано

Величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.

Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

Читать еще:  Молитва в большом городе

Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них – равнодушия.

Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство.

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Нравственное уродство – равнодушие к плохим поступкам и словам.

Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности.

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА.

Равнодушие – это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: безразличие – это равнодушие к вопросам знания, морали, общественной жизни.
Большая Советская Энциклопедия: Индифферентность (от лат. indifferens), равнодушие, безучастность, безразличие.
Словарь Даля: Индифферентизм – латинского происхождения: равнодушие, безучастие, особенно о вере.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

II. БИБЛЕЙСКИЕ ПРИМЕРЫ РАВНОДУШИЯ

1. Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же».
Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

2. Обращение к Лаодикийской Церкви: Откровение 3:14-18 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».
Равнодушие здесь описано как состояние «теплоты»: «ни холоден, ни горяч».

Как же Бог относится к равнодушию? Оба рассмотренных нами отрывков показывают негативное отношение Господа к равнодушию. В притче о добром самарянине Иисус учит людей поступать так же милостиво, как поступил с пострадавшим добрый самарянин. Что же касается второго отрывка, то отношение Господа к равнодушию подчёркивается в 16-м стихе: «Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

III. РАВНОДУШИЕ ПОД МИКРОСКОПОМ

1. Разновидности равнодушия .

  • Равнодушие к происходящему (к событиям);
  • Равнодушие к ближнему (к окружающим людям): Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35).
  • Равнодушие к Богу (и к Божьему Слову): Обращение к Лаодикийской церкви иллюстрирует равнодушие к Богу (Откровение 3:14-18)
    Равнодушный человек равнодушно относится к Слову Божьему. Проповедь его не трогает, а, наоборот, ему становится скучно её слушать. Также нужно отметить, что если человек говорит, что верит в существование Бога, но не живёт по Божьим законам, то это является продуктом равнодушия к Богу. Это то же самое, если бы такой человек сказал: «Бога нет». Таких людей Господь называет глупцами: Псалтирь 13:1 «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»».
    Господь даёт такому человеку несколько шансов: Иов 33:14 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз. ». Господь посылает такому человеку и болезни, и людей, которые могли бы засвидетельствовать ему об истине. С какой же целью Он это делает? Ответ дан в книге Иова 33:29-30 «Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых».
  • Равнодушие к своему духовному состоянию (к себе):
    К этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души. Вот что о равнодушии к своему духовному состоянию говорит Библия: Притчи 19:16 «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет».
  • Особая разновидность равнодушия: равнодушие к материальным благам.
    Равнодушие равнодушию – рознь. Если человек безразлично относится к человеку или Богу – это одно, а если человек с безразличием относится к земным благам и богатствам, то это – совсем другое. Интересно в связи с этим вспомнить слова царя Соломона: «Суета сует, сказал Екклесиаст, всё – суета!» (Екклесиаст 1:2, 12:8).
    Положительным примером для нас могут служить слова Апостола Павла: «. я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке» (Филиппийцам 4:11-12).

2. Равнодушие к спасению :
А. Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа.
Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя – 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.

Б. Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня.
Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании. Наши современники, как и современники Ноя, равнодушны к Благой Вести о спасении, которое сегодня Бог предлагает им даром!
Такое потрясающее совпадение нашего и «допотопного» мира неслучайно. Иисус Христос сравнивал приход конца света со Всемирным Потопом: Матфея 24:37-39 «. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого».

В. Равнодушие к жертве Иисуса Христа
Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира. В книге пророка Исаии сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:4-5).
Как можно быть равнодушным к Тому, кто претерпел такие муки за тебя с целью, даровать тебе прощение грехов и жизнь вечную.
Равнодушие отвергает дар спасения и пренебрегает им! Вне всякого сомнения, такое равнодушие не останется безнаказанным.

3. Рост равнодушия в людях – признак последнего времени
Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4-13. Обратите внимание на стих 12 «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». Охлаждение любви и есть равнодушие.

4. Корни равнодушия
Равнодушие – это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?
— Гордость;
— Эгоизм;
— Сребролюбие;
— Карьеризм.

5. Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия?

  • Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.
  • Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.
  • Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.
  • Равнодушный человек не может служить Богу, потому что равнодушен к Богу.
  • Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.
  • Равнодушный человек не может миновать Ада, если не откажется от своего равнодушия.

Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) – есть признак праведности:
Матфея 25:31-46 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».
В данном отрывке «сии» – это равнодушные люди, которых Господь называет проклятыми; их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». «Праведники», согласно этому отрывку, – неравнодушные люди. Им Господь уготовал жизнь вечную.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector