0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Андрей Кураев о православном чуде

«Многие годы я старался совместить в себе научное мышление и православную веру. Но последнее время чувствую, что трещина нарастает. Один факт церковной жизни никак не поддается моим усилиям научно его осмыслить. Чудо остается чудом. Дело в том, что я со школьной поры помню, что в каждом бассейне есть две трубы. По трубе А вода вливается; по трубе Б – выливается. За 30 лет жизни внутри церковного аппарата я видел много труб, по которым вливались деньги в епархиальный и патриархийный бюджеты. Но мне так и не удалось найти трубы, по которой эти деньги оттуда выливаются. Не удалось найти проекта, на который собранные деньги уходили бы (кроме содержания самих владык и их аппарата). На днях поделился этим своим не-наблюдением с группой священников. И в ответ услышал: «Отец Андрей, вы просто не там отдыхаете!»».

И это в действительности интересное наблюдение, поскольку, как можно заметить, храмы ремонтируют, как правило, за счет бюджета, от некоторых налогов церковники и вовсе освобождены (земельный налог, налог на прибыль и налог на прибыль). Деньги вливаются, причем иногда правительство отдает миллиарды рублей, а на что в точности идут эти средства на самом деле неизвестно.

Но очевидно, что различные иномарки, коттеджи, яхты, а также золотые побрякушки, которые в действительности достаточно дорогие, появляются не просто так. Просто вместо ремонта храма или помощи бедным у какого-нибудь попа появляется машина. Что может быть проще?

В действительности выводы Кураева очень полезны, несмотря на то, что всё-таки ранее он был, пожалуй, самым ярким пропагандистом православного культа. Известно, что именно он в конце 90-х написал, что атеистов пора заносить в Красную книгу! Тогда некоторые ученые решили ему ответить. Виталий Гинзбург по этому поводу сообщал:

«В подобной ситуации в некоторых клерикальных кругах, видимо, решили, что атеизм в России побежден. Так или иначе, в «Литературной газете» от 8 апреля 1998 г. была помещена беседа со служителем РПЦ [Кураевым], который заявил, что «сегодня атеист — крайне редко встречающееся существо, занесенное в Красную книгу». Абсурдность такого заявления несомненна, но, думаю, известна не всем, поэтому мы с Е.Л. Фейнбергом сочли невозможным оставить подобное утверждение без ответа. По некоторым причинам я счел себя обязанным опубликовать в газете «Поиск» еще две статьи, защищающие атеистическое мировоззрение»

Кураев, в общем, занимался тем же, чем сегодня занимается Чаплин. Он принимал участие в различных ток-шоу, давал комментарии СМИ и писал статьи для некоторых изданий. Было даже время, когда он сожалел по поводу того, что в России нет православных террористов, а также призывал православных сообщать по телефону о заложенной бомбе, дабы сорвать концерт Мадонны и других «еретиков» (что реализовали чуть позже православные активисты). Его влияние в РПЦ сошло на нет после того, как митрополит Кирилл стал патриархом. Именно тогда его место (выразителя взглядов РПЦ в публичном пространстве) занял Чаплин. После этого Кураев стал критиковать РПЦ. Вначале очень слабо, теперь, как видно, его публикации уже можно считать антиклерикальными и разоблачительными.

ШКОЛА ЛЮБВИ: диакон Андрей Кураев о мире животных и мире людей.

Сегодня человек, как никогда, старается понять животных. Увлечение популярными книжками по зоологии давно уже стало обычным состоянием многих отроков, а безопасное наблюдение за акулой или коброй, под завораживающий голос Дроздова — не самое худшее времяпрепровождение вообще всех возрастов. Мы ищем общие с нами качества у обезьян и дельфинов, а взаимоотношения наших близких кажутся нам похожими на жизнь богомолов. Охота и коррида вызывают презрение всего передового человечества, именование нехорошего человека „собакой“ или „свиньей“, особенно чутким сердцам представляется оскорблением невинного животного. Наверное, это плохо, когда перестают ценить человека. Наверное, если бы наших овец расхищала живущая в соседнем лесу волчья стая, а разъяренная слониха затоптала загулявшего соседа, наше отношение к меньшим братьям было несколько иным. Однако есть в популярной зоологии нечто, что не причастно городской изнеженности и модному комплексу вины перед теми, кого „безжалостно“ уничтожали наши предки-варвары.

Тысячи видов и миллиарды особей виденных и никогда не виденных нами, живут жизнью, которая кажется нам вечной и неизменной, вызывает восторг и страх. Перелетные птицы отсчитывают наши года, а чириканье воробьев возвещает о новом утре. В нашей жизни есть удачные решения и беспроцентные скидки, но рядом с этим, всегда возрождающимся торжеством, мы, как несчастный князь Мышкин, чувствуем себя чужаками. В эти минуты мы — не „цари природы“ и не ее „часть“, а несчастные создания — одни во всем свете сбившиеся со своего пути. Созерцание природы, где „все добро зело“ приобщает нас к Создавшему ее. Вид страдающей бессловесной твари заставляет задуматься о разрушительной силе человеческой злобы и жить по-другому.

Во всем мире нет ничего случайного. Предлагаем читателям вместе с известным православным апологетом диаконом Андреем Кураевым подумать о том, кем приходятся нам „наши меньшие братья“ и верно ли, с христианской точки зрения, мы относимся к ним.

— Отец Андрей, есть ли в церковном учении ответы на вопросы: для чего Господь создал животных, какое место занимают они в Его Промысле?

— Конечно же, специального учения Церкви о животных нет, но Господь делает все для пользы человека, для радости человека, для его нужд. Согласно Шестодневу животные созданы, чтобы служить людям. Первые главы книги Бытия основаны на радикально антропоцентрической позиции: человеку дается Божие повеление наполнять землю и владеть ею. В то же время в Псалмах (Псалтирь 103:26) или в Книге Иова (Иов 40:10-27; 41) появляется другая нотка. Там мы видим Бегемота, который оказывается совершенно не антропоцентрическим существом, а напротив несет угрозу для человека, но Господь ему тоже радуется. Здесь оказывается, что, по слову Книги Иова, „длиннее земли мера Его“ (Иов 11:9). Оказывается, что у Господа есть свое эстетическое чувство, свои масштабы, а Его мысли уже не мысли человека. Так что, я думаю, по окончании мировой истории, если мы сможем стяжать ум Христов, мы узнаем нечто новое о животном мире, чем то, что мы о нем думаем сейчас.

Читать еще:  Где был Христос до 30 лет?

— А что становится с душами животных после смерти? Есть ли у них перспектива в Вечности?

— Дело в том, что Церковь вполне унаследовала учение Аристотеля о разных типах душ. Есть души растительные, у животных — животная душа, у человека есть и растительная и животная душа, и, кроме того, есть душа человеческая и Дух Божий. Поскольку Господь не предназначал животных для бессмертия, душа животного, то есть, тот принцип, который оживотворяет его тело, исчезает вместе с телом. В нашей реальной жизни животные нужны нам как помощники, но если в Царстве Божием наш Помощник — Господь, то там будут не нужны ни лошади не мерседесы; животные нужны нам как школа любви и заботы, но если ты попал в Царство Божие, там уже не нужно возвращаться на эти первые ступеньки.

— Кроме того, что животные помогают людям, они же служат нам пищей. Каково отношение Церкви к употреблению мяса? Можно ли сравнивать благочестивое воздержание от мяса с вегетарианством?

— Что касается отношения Церкви к мясу, то оно вполне христианское. Христос вкушал мясо, хотя бы потому, что Он соблюдал иудейские установления, а по иудейским установлениям, во дни пасхальных трапез обязательно нужно было жертвенного агнца снедать, причем целиком. Мы видим, что Христос и апостолы ловят рыбу и вкушают ее. После потопа Господь говорит Ною и его сыновьям, что теперь всякая плоть на земле вам в пищу, вкушайте ее. Так что у Церкви никогда не было проблем в отношении к мясу. Православные посты и монашеские уставы, которые призывают воздерживаться от мясной пищи, не имеют ни малейшего отношения ни к какой философии. Здесь чисто физиологическое обоснование. Просто плотная энергетически насыщенная белковая пища создает определенные затруднения в борьбе с движениями своей собственной плоти.

— Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне?

— Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?“. Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится.

— Действительно, „особым вниманием“ многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном“. Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано?

— Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали.

Из позднейшей церковной истории я могу вспомнить замечательную историю о том, как в 1439 году завершал свою работу Ферраро-Флорентийский Собор, где провозглашалась уния православных с католиками. Был последний день работы Собора, сторонники Православия были уже придавлены, подкуплены или возвратились в Византию, и вот настал момент торжественного провозглашения унии. Половину зала занимала католическая делегация, половину греческая. Главой византийской стороны был сам император. Поскольку он был императором Восточной Римской Империи, то на Соборе он находился как бы у себя дома и поэтому сидел на троне. Как императору, ему были позволены некоторые вольности, и рядом с ним сидел его любимый пес из Константинополя. Когда вышел архидиакон и начал читать текст унии, текст предательский по отношению к Православию, то пес в эту минуту залаял, и его не могли остановить ни побои, ни ласки, ни угрозы. Так он лаял, пока читался текст унии. Это был единственный голос, поданный в тот день в защиту Православия.

— Нынешний городской человек не нуждается в услугах лошади и не может содержать во дворе теленка. Обыкновенно в городских квартирах живут кошки, собаки, волнистые попугайчики да черепахи. Что полезного, на Ваш взгляд, может извлечь христианин из общения с этими „меньшими братьями“?

— Для современного горожанина общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей „куча мала“, то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало, и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: „мама, роди мне братика или щеночка“, и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. В таком случае надо ему объяснить: „Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним“. Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья, потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.

Читать еще:  ЭТИ НЕВЫНОСИМЫЕ БЛИЖНИЕ

Диакон Андрей Кураев: «Духовная работа пахнет не ладаном, а потом»

C отцом Андреем Кураевым мы познакомились более десяти лет назад, когда он был референтом патриарха, а я с газетных страниц боролся с заморскими сектами, заполонившими духовное пространство России. Мы поехали в один из подмосковных городов, где местный священник не мог сладить с агрессивной экспансией сектантов. Была назначена публичная дискуссия. Зал Дворца культуры до отказа забили оппоненты Кураева. Но, увы, они ничего не могли противопоставить эрудиции, напору православного проповедника.

Кураев вел дискуссию жестко, порой жестоко. Эта манера проявится и позже в Москве, когда он станет бороться с деструктивными религиозными культами. За это его будут уважать и ненавидеть. Впрочем, сам он всегда утверждал, что духовная работа пахнет не ладаном, а потом. Пытались и убрать его, в самом прямом смысле слова, — физически: на отца Андрея было совершено несколько покушений. Но он не отступил.

Последние годы Андрей Кураев занимается преподавательской работой (за его спиной философский факультет МГУ, семинария, духовная академия).

Он — профессор Свято-Тихоновского Богословского университета. Преподает также в Православном и Богословском университетах, в МГУ, ездит с лекциями по городам России.

Отец Андрей, вы общаетесь с разной аудиторией. На ваш взгляд, каково нынче духовное состояние общества?

— В стране, в которой десятилетиями разрушалась высокая духовная культура, религиозный инстинкт начал пробуждаться в совершенно варварских формах. Экстрасенсы, шаманы, колдуны, целители – все это не что иное, как рецидив примитивного, языческого мышления. На его фоне православие оказывается элитарной религией.

— Тем не менее, согласитесь, внутри самой церкви сосущестуют обрядоверие и философия, обновленчество и традиционализм, славянофильство и западничество.

— Существует, и в этом нет ничего страшного. Но я убежден, что будущее — за молодыми консерваторами. Молодежь ищет защиты против духа модернизма и реформаторства. Она бунтует против психологии потребительства, против макдональдизации духа. Пафос перестройки кончился, наступило время собирать камни. Гуманитарная молодежь, я сужу по МГУ, это очень тонко чувствует. Кстати, то же происходит и в церкви. Старшее поколение священнослужителей сочувствует переменам, молодое же, как это ни покажется парадоксальным, противится им.

— Далеко ли от консерватизма до национализма?

— Очень далеко. Ведь консерватизм христианский — консерватизм имперского чувства, а империя — как раз и есть исконное противоядие против национализма, потому что может существовать только в том случае, если народ, созидающий ее, не навязывает себя по мелочам всем остальным народам.

— Как вы считаете, так называемая мода на религию прошла?

— Думаю, ХХI век будет веком религиозным. Но это будет религиозность, скорее, языческая. Православие же модным не было никогда. Была мода на иностранных проповедников. Она точно ушла. Сейчас мода на оккультизм. В этой связи замечу, что в наших храмах в последнее время появилось много людей, которые пришли не потому, что полюбили Евангелие или Христа, а потому, что испугались. Они попробовали войти в мир религии через черную дверь — магию, оккультизм. И обожгли свои души. И теперь ищут защиту. На этом фоне становится понятней роль церкви. Она существует не для того, чтобы читать мораль или укреплять семью или государство, а — быть бастионом, который защищал бы людей от реальной энергии зла. Чтобы не попасть в ловушку, каждый должен знать правила религиозной безопасности.

— Мы видим, как быстро восстанавливаются храмы в Москве, других городах, в то же время сельские приходы влачат нищенское существование. А ведь православная Россия, скорее, за московской кольцевой дорогой.

— Я в принципе с этим не согласен. Если сто лет назад православие было крестьянской религией, то сегодня это религия городская. Да и о религиозности нынешнего русского крестьянства можно говорить в прошедшем времени. Я выезжаю каждое лето в деревню в Тверскую область. Так вот, в Москве сплошь и рядом останавливают на улице, что-то норовят спросить, а там, зная, что я священник, даже спьяну не приходят.

— Вы учились и в советской школе, и в церковной, теперь вот преподаете. Как, по-вашему, в какую сторону движется реформа нашего образования, если вообще движется?

— Не надо забывать, что задача школы — это не только дать какую-то информацию, но и сделать все, чтобы наши дети выросли нашими детьми, а не детьми наших соседей или заокеанских спонсоров. Как-то в Магадане беседую с выпускниками, чувствую у них какое-то странное восприятие России, православия. Когда такое восприятие не у одного ребенка, а у всего класса, понимаешь, что дело не в детях, а в учителе. Начинаю выяснять, как их учат. Оказалось, историю России они проходят по учебнику. Збигнева Бжезинского. Дело ученых академиков спорить о том, чья концепция истории России корректнее, но государственная школа не имеет права воспитывать детей на антигосударственных и антинациональных идеях.

— Есть ли какая-то золотая середина в отношении церкви и государства?

— Мне кажется, это современный европейский опыт. Практика западных стран — будь то Греция, Англия, Болгария, Германия, Италия — исходит из того, что государство гарантирует свободу религии перед законом, в области культурной у государства своя политика, направленная на сохранение национальных традиционных ценностей. Государство может вполне отдавать себе отчет в том, что подлинное знание русской культуры, литературы невозможно без ознакомления с основами православия, с историей Русской православной церкви. И здесь есть разные модели. Вот, скажем, финская. Там государство оказывает поддержку двум религиозным структурам, двум церквам — лютеранской и православной. Выделяются деньги на восстановление и поддержание храмовых комплексов, потому что это общенациональные памятники культуры и истории. И второе: на ознакомление детей с вероучениями этих религиозных течений. Скажем, если деревня в основном лютеранская, но там есть несколько семей православных, то школа будет оплачивать не только труд лютеранского законоучителя, но и труд православного. И наоборот, если это поселок православный, но там есть несколько лютеранских семей, то школа будет оплачивать труд преподавателя закона Божия и православного, и лютеранского. Так России надо помнить четыре религиозные традиции, которые внесли наибольший вклад в историю культуры народов России — это православие, ислам, буддизм, иудаизм — и оказывать им поддержку в осуществлении их благотворительных и культурно-образовательных проектов.

Читать еще:  Кем был Авраам и почему он — отец веры?

— Пока же, неоднократно приходилось слышать, к власти активно рвутся сектанты. Финансируют выборные компании, покупают депутатов, лоббируют через них свои интересы в органах представительской власти. Вам известны такие факты?

— Известны, конечно. Скажем, в Ярославле радикальная протестантская секта «Новое поколение» выдвигала своих кандидатов на выборах в местные органы власти, хотя зарегистрировала себя как христианско-демократическая партия. Я был в Ярославле, встречался с кандидатами в депутаты от этой секты. Поразило то, что русские мужики, поучившись у американских проповедников, и по-русски то говорят с американским акцентом. И после этого удивлялись, почему вдруг бабушки русские в деревнях за них не голосовали. Было время, когда в Москве оказывалась минимальная поддержка православным школам со стороны департамента образования, но зато сплошь и рядом действовали оккультные секты, департаментом образования издавался даже оккультный журнал, а усилиями методистов из окружных управлений по образованию проводились семинары по обучению преподавателей оккультным доктринам. Так что я бы не назвал нашу школу, наше образование вполне светским. В Московской городской думе одного из созывов, между прочим, был депутат, который занимался координацией деятельности образовательной политики и одновременно являлся членом оккультной секты. Более того, он эту оккультную секту под названием «Лаборатория грядущего» создал в самой городской думе. И за счет бюджета думы проходили там всевозможные уроки медитации, астрологии, магии. И этот человек от думы курировал все вопросы образования в московских школах!

— Чем опасно такое проникновение сектантов в органы государственной власти?

— Государственная поддержка помогает сектанту еще активнее взламывать души людей, осуществлять свою деструктивную деятельность в стране. Потому что если народ расколоть на несколько десятков секточек, то Россия перестанет существовать как единый духовный организм. А здесь будут «соединенные штаты» Евразии. Кроме того, нельзя забывать, что наиболее популярные сегодня оккультные секты несут с собой совершенно антинаучную идеологию. Люди теряют навыки критического мышления, и по сути дела рождается еще одна форма утечки мозгов, когда люди, которые могли бы быть учеными, уйдя в секту, теряют, во-первых, мотивацию к научной работе, во-вторых, навыки научного мышления.

— А что питает религиозный экстремизм?

— Основная причина религиозного экстремизма — в нарушении естественных культурных границ. Идея слияния разных культур чрезвычайно катастрофична по своим последствиям. Согласитесь, когда границы между странами ясны, конфликтов не бывает. То же и в мире духовном. Если, скажем, между христианством и буддизмом границы ясны, нет конфликта. Как между христианами и мусульманами. В течение веков мы научились жить вместе за счет некой взаимозамкнутости, как ни странно. Не открытости, а именно замкнутости. Православный священник шел в русские дома и в русские селения, а мулла посещал исламские семьи. И конкуренции не было именно потому, что мы в какой-то степени жертвовали универсализмом наших традиций: ведь ислам, как и христианство — мировая религия, которая не знает разделения наций и которая обращена как бы ко всем. Но мы согласились во имя того, чтобы не было войн, смотреть на самих себя как на национальные традиции. А там, где границы не ясны — скажем, между православными и католиками — конфликт. Не ясны потому, что католики создали подделку под православие — униатство. Одежда, убранство храма, молитвы православные, а служат католики. Эта маскировка и создала взрывоопасную ситуацию, например, на Украине.

Религиозный экстремизм рождается и в ответ на оскорбление национально-религиозных чувств. В этом была причина еврейских погромов в начале века. В этом же причина православного антисемитизма, который сегодня, безусловно, есть. Но православный антисемитизм в России не питается чисто религиозными чувствами. Скорее, это чувство обиды, зависти на бытовом уровне у тех, у кого религиозное и национальное чувства всерьез не воспитаны. Как они будут реагировать на тезис одного из публицистов, который написал: «эта водочно-христианская культура»? Подобное было в либеральной прессе предреволюционных лет. И стало одним из главных мотивов тех страшных эксцессов, которые назвали погромами.

Религиозный экстремизм нужно гасить воспитанием у людей чувства ответственности за свои слова.

— А раскол, религиозная вражда на Украине — это экстремизм?

— Не думаю, что это экстремизм религиозный. Те, кто захватывают храмы, избивают православных священников, вряд ли делают это ради Бога. В христианстве на этот счет есть мощные сдерживающие факторы. Помните, Христос говорил: что вы сделаете одному из братьев ваших, то мне сделаете. Дело в ином. В условиях, когда религиозная иерархия в России была разрушена, как и система церковных школ, религиозной культуры, традиции высокой философской мысли, национально-патриотическое чувство, как и религиозное, одичало и теперь вот принимают уродливые формы. Исправлять их надо не через проповедь космополитизма и экуменизма, а через проповедь нормальной традиции патриотизма и национализма. Возвращение в т р а д и ц и ю. Потому что традиция христианская в себя нетерпимость не включала. Был случай. На заседании московского тюремного комитета доктор Гааз предложил смягчить условия содержания заключенных. Митрополит Филарет возразил: мол, это же преступники. Доктор спросил: «Вы уверены, что там все преступники?». «Раз осуждены, то да». Тогда доктор сказал: «Владыка, вы забыли о Христе». Митрополит, задумавшись, ответил: «Это не я забыл о Христе, когда говорил те глупости, а Христос забыл про меня». Поэтому, я убежден, спасение от религиозного экстремизма — не научный атеизм, а действительная воцерковленность и действительное воспитание веры и любви. Даже к преступнику.

Беседовал Александр Калинин

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector