Об улыбке
Содержание
Об улыбке. Протоиерей Артемий Владимиров
Дорогие друзья, мы вновь встречаемся с вами. Я, признаюсь, как будто слышу некоторые укоры от моих собеседников: “Батюшка, ну почему Вы всё время говорите о каких-то малых малостях, о совершенно ничего не значащих пустяках? Рассказали бы нам лучше о будущем нефтедоллара, раскрыли тайны и пружины мировой политики, ответили нам, будет ли в России помазанник Божий или как справиться с коррупцией…”
Дорогие друзья, я думаю, что если Бог даст, мы поговорим и на эти животрепещущие темы. Вместе с тем, ни один батюшка не является универсалом. Слава Богу, мы не болеем комплексами Папы Римского, который почитает, что он непогрешим в час вещания с высокой колокольни, с высокой кафедры изумлённым народам. Да и то, Папа Римский в этом отношении скромен и знает пределы своей компетенции.
Но будучи немного литератором, немного педагогом, немного воспитателем, я убеждён, что история меня лично оправдает в моём стремлении не обымать необъятного, но сосредоточить внимание в отдельно взятой передаче на какой-то малой детали быта или малом жесте или слове, приняв во внимание которое, мы приобретём, может быть, совсем не мало.
Сегодня я хочу поговорить с вами о значении улыбки. Той самой улыбки, с которой начинается дружба, как “с ручейка начинается река”.
Приметьте, что мы, русские люди, не привыкли много улыбаться. “Жизнь такая тяжёлая”, — говорят батюшки в оправдание определённой хмурости физиономии. Да, жизнь конечно нелегка. И полагаю, что и на Западе сейчас нелегко. Кому нынче легко?
Но есть, чему поучиться у благовоспитанных людей, потому что улыбка подлинно изменяет время и пространство, если она идёт из глубины души, она благотворна, хотя и незаметно воздействует на собеседника. Улыбка делает этот мир богаче, краше, разностороннее. Она имеет свойство соединять души незримыми золотыми нитями.
Может быть, я это всё придумал? Давайте обратимся к такому замечательному психологу XIX столетия как Фёдор Иванович Тютчев. Мы эту и несколько ближайших передач посвятим нашему философу, русскому поэту. Я обращаюсь к стихотворению, родившемуся и вышедшему из-под пера Фёдора Ивановича 28 июля 1852 года. Названо по первой строке:
«Сияет солнце, воды блещут…»
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей…
В этом стихотворении, как я понимаю, поэт восторгается улыбкой некой прекрасной девы или дамы. Она, может быть, тяжко страдала, перенесла скорби, но когда улыбнётся своей кроткой, тихой улыбкой, тогда всё вокруг преображается. И невольно умиляется душа поэта.
А противопоставление здесь делается между улыбкой, нет-нет блеснувшей, словно луч света на прекрасном и утомлённом лице собеседницы поэта, и тому “очей очарованьем”, которое тот наблюдает очевидно в весенне-цветущей природе, где играет солнце, где блики пляшут и отражаются в лазурных водах морских или речных, деревья приходят в движение от лёгкого веяния ветерка. Крона кажется, как будто живой, трепещущей. Деревья своими мягкими кронами, как будто купаются в воздухе, напоённом ароматами. Цветёт мир природы, по весне кажется, жизнь жительствует! Но…
Для поэта вся эта роскошь Божьего мира меркнет пред одной “улыбкой умиленья
измученной души”.
Я, конечно, не настолько лиричен и поэтичен, да и галантен, как Фёдор Иванович Тютчев. Мне хочется сейчас поговорить вообще об улыбке, не связанной, может быть, с умилённым разговором поэта и дамы, воздававшей ему подобающую честь.
Мы, батюшки XXI столетия, окружены людьми, находимся в гуще народной жизни и часто подмечаем, как возникают конфликты между мужем и женой, между матерью и детьми. Почему? Потому что современные люди удивительно скупы на выражение чувств.
Мать, желая чего-то добиться от своих неслухов, от своих отроков непоседливых делает им постоянно замечания, появляются морщины на её челе, глаза становятся колкими, неприятными, слова резкими. Да, она хочет хорошего, она желает как лучше, молится о водворении порядка и мира в семье, но сама же и нарушает этот мир, рубит сук, на котором сидит. Правой строит, левой разрушает.
А вот улыбка, мягкость интонации, некая даже непринуждённая весёлость, благость и, главное, теплота любви — они-то беспроигрышны. И они всегда имеют благой результат, когда мы, общаясь с человеком, пусть и не соответствующим в его поведении нашим желаниям, духом кротости, как учит Апостол Павел, желаем исправить согрешившего.
Отчего люди разводятся? Отчего проходит трещина, которая часто превращается в непроходимую пропасть, мешающую соединить руки, которые некогда стремились друг к другу? Опять-таки от недостатка культуры в общении и воспитания, от того, что какая-то маска смерти или гримаса раздражения царствует на лице. И мы смотрим друг на друга, как ёжики в тумане, как мышь на крупу исподлобья. А всего-то навсего нужно улыбнуться и сказать: “Простите, я невольно огорчил (или огорчила) Вас.”
“Возьмёмся за руки, друзья,
Возьмёмся за руки, друзья,
Чтоб не пропасть поодиночке…”
“Подымем бокалы, содвинем их разом!”
Друзья, прекрасен союз улыбающихся людей!
Автор: протоиерей Артемий Владимиров. “Словесная Акварель”
Источник: православная социальная сеть “Елицы”
Наш язык и наше слово
Личность каждого из нас своеобразна и, более того, неповторима. Казалось бы, все имеют душу и тело, сыщется немало схожих друг с другом людей, но все-таки. Внешность, осанка, манера одеваться всегда индивидуальны, а особенно – наш язык, речь, слово.
Скажи мне несколько слов, и я многое расскажу тебе о твоей душе. Действительно, наше слово волей-неволей обнаруживает то, что сокрыто глубоко в сердце,ибо, как сказано в Евангелии, «от избытка сердца говорят уста». В чем же здесь загадка?
Давайте попытаемся исследовать, где рождается в человеке слово. Принято считать таким родоначальником ум, хотя Библия свидетельствует о тесной связи ума с сердцем и не сводит первый лишь к деятельности рассудка. Порожденная умом мысль соприсутствует ему; всякому ведомо, что мысли живут в нас, рождаясь и сменяя одна другую, побуждают ум к внутренней деятельности. Но вот мысль становится словом. Мысль воплощенная, облачившаяся в звуковые или буквенные одежды, есть слово. Слово, исходя из уст и входя в сердце слушающего или читающего, продолжает жить в нас. Сказав или написав, мы ничего не теряем, в то время как воспринимающий наше слово, очевидно, приобретает. При этом слово исполнено некоей духовной силы, источник которой – наше сердце. Эту силу всякий внимающий слову ощущает и осознает. Говорят, что дар слова особенно уподобляет человека своему Создателю Богу. Тайна Божественной Троицы находит свое отражение в человеческой душе. Безначальный Отец (Ум) от вечности порождает Сына (Мысль), Который стал человеком, воплотился и именуется в Библии Словом. Третье же Лицо Троицы – Дух Святой. Он исходит от Отца и почивает на Сыне. Наподобие этого и наш ум, конечно, ограниченный и слабый, рождает мысль, которая по воплощении именуется словом. Каждому слову соприсутствует духовная сила, что исходит от ума, тесно связанного, по Библии, с нашим сердцем.
Кратко сказать, слово обнаруживает тайны ума и сердца. Слово раскрывает образ мыслей человека. Слово свидетельствует о том, какая сила, добрая или злая, живет в человеческой душе.
Если слово твое льстиво и обманчиво, проникнуто духом гордыни, досады или раздражительности, если слово исполнено ядом осуждения, то кольми паче сердце, от избытка которого ты говоришь, открывая лишь малое из того, что прячешь в несчастной душе твоей. И напротив, когда слышим слово правдивое и ясное, слово доброе и бодрое, утешающее и примиряющее, нам остается лишь догадываться, каким духовным сокровищем является душа говорящего. Впрочем, Христос Спаситель велит нам распознавать человека не столько по словам, сколько по делам. «От плодов их узнаете их».
Наш образ мысли, или мировоззрение, равно как и язык, находится в великой зависимости от образа жизни. Человек, ведущий жизнь предосудительную, зазорную, поступающий бесчестно и бессовестно, и философию изберет себе во всем согласную испорченному нраву. И как бы он ни старался замаскировать себя словом елейным и напыщенным – шила в мешке не утаишь. Жестокое или нечистое сердце себя всегда выскажет и нехотя раскроется, поразив и ужалив вдруг простодушного слушателя каким-нибудь едким, циничным или срамным словечком, как бы невзначай сорвавшимся с льстивого и выспреннего языка.
А знаете ли вы, любезные наши читатели, что посредством слова можно вылечить и, более того, воспитать, взрастить душу чистую и прекрасную? Прежде всего должно удалить из своего словарного запаса все слова, задевающие и ущербляющие наше нравственное чувство. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших. » – дает нам завет святой Апостол Христов. Покуда мы попускаем подобным словечкам осквернять наш собственный и чужой слух, не может быть и речи ни о какой нравственной, богоугодной жизни. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», – предупреждает нас Евангелие.
Когда же мы, хорошенько потрудившись над собой и своими поступками, введем в наше сознание, ум и сердце слова воистину святые и нетленные: Бог, Господь, – милосердие, целомудрие, невинность, вера, правда, мир, радость и прочие – тогда изменится наш образ мысли, и сердце станет доступным для воздействия иной силы, благодати Божией, которая укрепляет христианина в его стремлении исполнять заповеди Евангельские. Но как, спросите вы, ввести в сознание эти дивные слова, как очистить ими ум, дабы Дух Святой освятил и наше сердце, мысли, желания и поступки? Ответ простой: молитесь. Все молитвы Православной Церкви, начиная от молитвы Господней («Отче наш»), и являются тем святым звеном, которое соединяет словесное разумное создание, человека, с Богом Словом.
Между прочим, потому Иван Сергеевич Тургенев, великий писатель великой земли, назвал наш язык могучим и прекрасным, что он соединяет в себе, как в едином потоке, две живые струи – стихию священного церковно-славянского языка и стихию меткого, выразительного, емкого и мудрого народного, разговорного слова, из сплава которых и сформировался, не без пушкинского гения, русский литературный язык. Еще Михайло Васильевич Ломоносов писал о пользе чтения юношеством церковных книг, а в Древней Руси Часослов и Псалтирь были пособиями для начинающих осваивать грамоту и приобретающих практические навыки чтения.
Убежден, что, если у кого-нибудь из наших читателей имеется личный молитвослов (именно так называется сборник с утренними, вечерними и прочими молитвами), он уже никогда не позволит себе не то что употребить бранное слово, но не сможет всуе, напрасно, произнести имя Божие, что в устах современных людей, к сожалению, слышишь сплошь и рядом.
С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых волшебных словах: «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо». Но не все, быть может, вникали в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом и умудренному жизненным опытом. Именно с этими словами «пожалуй, старче» в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе к главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» – вот что наполняет нынешнее «спасибо» – не простая словесная благодарность, не формула вежливости, но молитва о спасении, обретении милости у Господа в день Суда. Не ясно ли становится, что, употребляя «со смыслом» эти слова, мы согреваем нашу речь дыханием Божией благодати, делаем наше общение с людьми воистину теплым и сердечным, привлекаем и на собственную душу милость Божию.
Насколько велик дар слова, настолько печальны последствия злоупотребления этим даром. Язык, дарованный нам Создателем для прославления Его имени и умножения добра в общении друг с другом, может быть причиной осуждения на вечную гибель нераскаявшегося грешника! Подумать только, правда Божия, как обещано в Евангелии, взыщет с нас за каждое праздное слово! А ведь любое слово, пустое, бессодержательное, сказанное без смысла и без пользы, может быть занесено в разряд праздных. Что говорить о прочих – острых, колких, скабрезных, пошлых, лукавых словах?! Вот почему сложилась поговорка: «Язык мой – враг мой». По счастью, наши читатели знают, что в таинстве исповеди Милосердный Господь все прощает, если каешься с твердым намерением исправиться.
В заключение мне хотелось бы предложить вам три малых золотых правила языка. Кто исполнит их, перестанет грешить языком, что, согласитесь, вещь немаловажная.
Правило первое. «Думай, что говоришь». Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай как следует, а потом лишь говори. И никогда об этом не пожалеешь.
Правило второе. «Не говори того, чего не думаешь». Не лукавь, не криви душой. Лучше промолчать, нежели сказать неправду.
Правило третье. «Не все, что думаешь, говори». Это правило не призывает нас, как, может быть, некоторым показалось, к лицемерию и приспособленчеству. Но оно советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. А готов ли он сегодня услышать от тебя те слова, которые мирно лягут на его сердце три дня спустя? А принесет ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? А нужно ли ему слышать твое мнение по этому вопросу? А не подведешь ли ты кого, не выдашь ли чужую тайну своим неосторожным словом? И десятки других «А» могут оправдать это правило. Словом, не все, что думаешь, говори.
Некоторые сводили три упомянутых правила в одну золотую формулу мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь и какие из этого будут последствия».
Закончим пространную главу о языке и слове простым пожеланием: друзья, больше читайте добрых, умных, хороших и, в первую очередь, святых книг! «С кем поведешься, от того и наберешься» – говорит не напрасно русская пословица. Пусть вашим девизом отныне будет древнее: «Ни дня без строчки». Хотя бы прочитанной строчки, которая ляжет в золотой запас вашей памяти.
Если Бог живет повсюду, значит, Он и в этой комнате, и в моем кармане?
Бог, действительно, везде и всюду присутствует Своею благодатью. Точно так же, как на светлой поляне везде и всюду — солнечные лучи; точно так же, как мы со всех сторон окружены воздухом, которым дышим.
Воздух — и в комнате, и в кармане, и даже внутри нас. Будем только помнить, что Бог — свят и Он скрывается от тех, кто мыслит, говорит или поступает противно Его закону правды и любви.
Итак, если у тебя в комнате не убрано, игрушки разбросаны, под кроватью лежат запыленные носки, Господь этого не любит. В захламленной комнате даже человеку находиться неприятно!
Если у кого-то в кармане лежит сворованный фломастер, Боженька отвращается от воришки.
Не будем обольщаться!
Когда у нас в мыслях появляется настойчивое желание кого-то обидеть, оскорбить худым словом, если мы не чисты на руку или в душе прячется обида, — свет Божий покидает человека…
Конечно, Бог все видит и «мысли наши знает наперед», но коли ты хочешь наслаждаться общением с Создателем, то необходимо сохранять совесть в чистоте, — чтобы никакие худые мысли и дурные желания не свивали в твоем сердце змеиного гнезда.
Будь светлым душой — тогда и все внешнее: одежда, карманы, воротнички, портфель и его содержимое — будет чистым и красивым, не без наших стараний, конечно.
Все славяне понимали Библию?
Писание было принесено к нашим предкам не по-русски. Кирилл и Мефодий – солунские греки – разработали новый письменный язык на основании разговорного языка солунских славян.
В мире очень много народов используют языки, которые не имеют письменности. Пока речь идёт о быте, проблем нет. Но, как только на такой язык нужно перевести религиозный текст или философский трактат, язык нуждается в доработке, что и сделали Кирилл и Мефодий.
Если мы предположим, что славянским племенам несколько тысяч лет назад было проще договориться между собой, чем современным славянским народам, то будем правы – языки были ближе. Но это не значит, что перевод Писания, сделанный Кириллом и Мефодием, был более понятен киевлянам и новгородцам, – письменный литературный язык был другой.
Возможно, это – особенность русской ситуации, поскольку русский литературный язык ближе к церковно-славянскому, чем к московскому говору. По факту, весь церковнославянский язык вошёл в русский как «высокий штиль». Например даже современные причастия – типа плачущий, бегущий – образуются именно по церковнославянской модели – по-древнерусски будет «плакучий», «бегучий».
Иногда древнерусские аналоги и вовсе выпадали – «благо» и «болого» в названии «Бологое»; «шелом», который есть только в былинах, в отличие от «шлема».
- Записи сообщества
- Поиск
Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей) запись закреплена
Евангелие от Луки, глава 6, стихи 17 — 23:
17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,
18 которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Показать полностью.
20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.
21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.
22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.
23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.
Протоиерей АРТЕМИЙ ВЛАДИМИРОВ(сообщество друзей) запись закреплена
8 ОКТЯБРЯ (25 сентября ст. ст.) — ПРЕСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО И ВСЕЯ РОССИИ ЧУДОТВОРЦА (1392).
Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как Преподобный и считается Величайшим Подвижником земли Русской. Основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси.
Показать полностью.
Преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. С юных лет Сергий (в миру носивший имя Варфоломей) желал посвятить всю свою жизнь служению Богу. Однако, Кирилл и Мария долго не благословляли сына на монашескую жизнь. И только когда они, незадолго до своей праведной кончины, удалились в монастырь, преподобный Сергий Радонежский со старшим братом Стефаном поселился на лесистом холме, затерянном в глухой чаще.
Будущему Игумену земли Русской было тогда 23 года. Собственными руками братья построили здесь деревянную келью и церковь, которая по их желанию была освящена во имя Живоначальной Троицы. Жизнь в глубоком уединении оказалась не под силу старшему брату преподобного, Стефану, и он вскоре удалился из этих мест. Преподобный Сергий остался в совершенном одиночестве. С еще большим усердием он предался подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось заветное желание юноши — игумен одного из близлежащих монастырей Митрофан постриг его в монашество.
Ни одного часа времени преподобный Сергий Радонежский не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Единственным желанием преподобного Сергия Радонежского было спасение собственной души. Он хотел жить и умереть в своем лесном уединении.
Вскоре вокруг преподобного Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться под его руководством. По настоятельному желанию учеников Сергий Радонежский становится священником и игуменом основанного им монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним сделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.
Около 1372 года Патриарх Константинопольский Филофей, знавший о высокой жизни русского игумена, прислал преподобному Сергию Радонежскому крест, параман, схиму и грамоту, в которой благословлял преподобного и советовал ему ввести в Троицком монастыре общежительный устав.
В 1380 году, когда правитель Золотой Орды Мамай вел полки на разорение Русской земли, великий князь Димитрий Иоаннович, готовясь выступить в поход, просил у преподобного Сергия Радонежского благословения и молитвы. «Если враги хотят от нас чести и славы, — сказал ему Преподобный, — дадим им; если хотят злата и серебра — дадим и это; но за имя Христово, за веру православную надо душу свою положить и кровь пролить». Эти слова преподобного Сергия Радонежского являются как бы истолкованием известных евангельских слов: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).
Преподобный Сергий Радонежский скончался 25 сентября (по старому стилю) 1392 года, по традиции Русской Православной Церкви днем его кончины по новому стилю считается 8 октября. Перед кончиной он заповедал братии прежде всего строго хранить чистоту православной веры. Преподобный завещал также блюсти единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, иметь усердие к смирению и страннолюбию.
Вот уже шестьсот с лишним лет преподобного Сергия Радонежского называют Игуменом земли Русской. И его предсмертные слова были, безусловно, обращены не только к братии основанного им монастыря. Они обращены к каждому русскому человеку.
ТРОПАРЬ, глас 4
Иже добродетелей подвижник,/ яко истинный воин Христа Бога,/ на страсти вельми подвизался еси в жизни временней,/ в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником,/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/ Егоже действием светло украшен еси;/ но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай стадо, еже собрал еси, мудрe,/ и не забуди, якоже обещался еси,/ посещая чад твоих,// Сергие, преподобне отче наш.
КОНДАК, глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне,/ и Tому невозвратным желанием последовав,/ всякое наслаждение плотское возненавидел еси/ и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси;/ тем и Христос даром чудес обогати тя./ Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти:// радуйся, Сергие богомудре.
ВЕЛИЧАНИЕ
Ублажаем тя, преподобне отче Сергие, / и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.
МОЛИТВА
О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся, и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве своея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велия имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия. Испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возставление, заблудшим — на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся — укрепление, благоделающим — в делах благих преспеяние и благословение, младенцем — воспитание, юным — наставление, неведущим — вразумление, сиротам и вдовицам — заступление, отходящим от сего временного жития к вечному — благое уготовление и напутствие, отшедшим — блаженное упокоение, и вся мы споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.
Писательская деятельность
Отец Артемий всегда отличался особым красноречием, умел выступать перед публикой и удерживать внимание аудитории. Не хуже удается ему и написание письменных трудов. Несмотря на довольно плотный график, батюшка находит время для творчества. Вышло в свет немало его книг, посвященных вопросам истории Церкви, психологии, педагогике, богословским темам, семейной жизни. Кроме того, не так давно вышел сборник его поэзии.
Интересно! Артемий Владимиров входит в Союз писателей России.
Широкому кругу известна его книга, написанная в соавторстве с В. Крупиным, которая называется «Открытое сердце». В ней идет речь о св. княгине Елизавете — эталоне жертвенности и любви к ближним своим. Интересно то, что книга проиллюстрирована рисунками детей, участвовавших в конкурсе «Святые заступники Руси». С сочинениями отца Артемия можно ознакомиться на его сайте.
Труды
К известным произведениям Артемия Владимирова относятся:
- «Врачевание души. Исповедь»;
- «Зачем нужны деньги»;
- «Что делать, когда влюбляешься»;
- «Почему никто не видит Бога?» и т.д.
Отец Артемий продолжает активно трудиться на ниве Христовой, несмотря на зрелый возраст. Благодаря таким людям народ обретает надежду на возрождение духовное, что столь важно в человеческой жизни, которая отнюдь не бесконечна.
Сегодня батюшка Артемий Владимиров — известная личность в православных кругах, активно выступающая на ТВ. Его проповедями заслушиваются, к нему приходят за советом.
Проповеди и лекции
Проповедями Артемия Владимирова заслушиваются многие православные верующие. Его простая речь, непревзойденная эрудиция и тонкий юмор притягивают и располагают с первых минут.
О других священниках:
Еще в девяностые годы из рук в руки передавались кассеты с его записями проповедей о таких насущных темах, как воспитание детей, отношения супругов, житие святых. Бывало, что студенты записывали его лекции прямо в Духовной академии. Батюшка затрагивал многие вопросы, в том числе рассказывал о нюансах выбора матушки.
Важно! Главный посыл — следует открывать свое сердце Творцу и ближнему, ведь любовь — это основа христианской жизни. А современные люди об этом часто забывают.
Беседы с батюшкой
Артемий Владимиров выполняет одно интересное и важное послушание — ведет прямую линию на канале Спас. Ему задают вопросы в прямом эфире и на каждый из них священник отвечает с терпением, участием и любовью. Доля доброго юмора и простота слов делают эти беседы своеобразным лекарством для души верующих. Никто из обратившихся не остается без утешения.
Отец Артемий — это тот человек, который своей добротой и человеколюбием притягивает сотни верующих, ищущих истину. Его стараниями многие пришли к вере, что дорогого стоит в наше время, когда основополагающие ценности жизни теряют свой вес, а нравственные границы становятся настолько размытыми, что современный человек теряет всякие духовные ориентиры.