0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Мiръ Россия Нижегородская область Саров Свято-Успенская Саровская мужская пустынь

Свято-Успенская Саровская пустынь основана в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.

При монастыре имеется комплекс подземных пещер.

Успенский мужской монастырь Саровская пустынь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Свято-Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь основан 29 июня (н.с.) 1706 года; возрожден 17 июля 2006 года. Саровская пустынь – место молитвенных подвигов и обретения мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца – была основана во второй половине XVII века. Возник монастырь на территории Темниковского уезда Тамбовской губернии, в лесной глуши, где речка Саровка впадает в Сатис. По названию этих рек обитель и получила свое первое официальное наименование – Сатисо-градо-Саровская пустынь. Благодаря трудам и заботам ее насельников, к началу XX века монастырь стал одним из основных духовных центров земли Российской.

Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.

Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.

Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.

В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.

В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.

Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.

Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.

В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.

В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.

На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.

В сентябре 1989 года состоялся первый приезд в город Саров приснопамятного владыки Николая (Кутепова), архиепископа Нижегородского и Арзамасского. Спустя три года, впервые после долгих богоборческих лихолетий в город прибыл настоятель вновь созданной приходской общины — о. Владимир Алясов. 5 апреля 1992 года им был отслужен первый молебен, а в августе следующего года митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в Сарове был освящен храм в честь Всех Святых, возвращенный Русской Православной Церкви.

В августе 1991 года, уже после памятных событий чудесного второго обретения святых мощей преподобного Серафима и торжественного перенесения их в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл в Саров и на Монастырской площади, рядом с храмом, совершил Божественную литургию под открытым небом в сослужении сонма архиереев и священников. На следующий год, также при участии Святейшего Патриарха, на Дальней пустыньке — месте молитвенных подвигов преподобного Серафима — был отслужен молебен с чтением акафиста святому старцу, великому подвижнику Русской земли.

Читать еще:  Когда удобен «жестокий Бог»

Начиная с 1996 года возобновлялась традиция ежегодного крестного хода из Сарова в Дивеево и обратно — накануне праздника обретения святых мощей преподобного Серафима.

17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола. В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.

30 июля 2000 года впервые служили Божественную литургию на Дальней пустыньке, где была воздвигнута и освящена часовня. В богослужении приняли участие сестры Дивеевской обители.

В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского.

17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.

27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.

7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.

9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.

29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

12 ноября 2010 года архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.

21 декабря 2012 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении клириков Нижегородской епархии совершил чин великого освящения церкви во имя Преображения Господня, находящейся в ротонде храма прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев.

18 июня 2013 года — часы, установленные на Саровскую колокольню в 1965 году, были остановлены, и стрелки завершили свой бег на отметке 11 часов 20 минут.

В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.

Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь

История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.

Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.

16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.

День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.

Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.

Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.

Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.

Читать еще:  ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ

Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.

При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.

Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.

Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.

После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.

Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.

Храмы монастыря

Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке

Святыни монастыря

Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.

Первый крест

Историческое объединение вдруг стало зарабатывать. Доходы решили потратить с пользой. Архитектор Олег Ильин сделал проект деревянной часовенки в виде столба с крышей и крестообразно расположенными лавочками. Поехали в Нижний Новгород к владыке Николаю и получили его благословляющую подпись. В 1990 году установили часовню. Это был первый крест, поставленный в Сарове после закрытия монастыря.

Скоро открыли свой музей — в старом бомбоубежище. Там же находилась вентиляционная установка с электрическим и ручным приводом («на случай термоядерной войны»). В бомбоубежище бывало иногда душно, но включать эту вентиляцию не могли — тут же прибегали соседи, испуганные её воем.

А ещё через несколько лет в Сарове открылась первая церковь. В те годы многие здания города принадлежали институту. Среди них — здание кладбищенской церкви Всех Святых, где к этому времени был магазин хозтоваров. Здесь была единственная сохранившаяся роспись монастырского времени на тему Откровения Иоанна Богослова. И директор ВНИИЭФ Владимир Белугин предложил вернуть помещение Церкви.

Внутриинститутское распоряжение о передаче здания он подписал и поставил дату — 14 июня 1992 года. Так получилось, что это была Троица, воскресный нерабочий день. Никто сейчас не скажет, разбирался ли директор института в православном календаре. Но по выходным работал часто.

Сейчас в Сарове помнят и уважают историю города. В Успенской Саровской пустыни восстановлена монашеская жизнь, постепенно возрождаются храмы. В 2003 году театр выехал из здания церкви преподобного Серафима Саровского, келья святого восстановлена вплоть до мельчайших деталей. Историки «Саровской пустыни» теперь работают под крылом монастыря.

САРОВСКАЯ ПУСТЫНЬ ВОССТАНОВЛЕНА














Если Вам понравился сайт, предлагаем установить наш баннер

Годы с 2000 .

Август 2000 года — на Дальней Пустыньке воздвигнута и освящена часовня-алтарь.

Ноябрь 2002 года — в Сарове начались работы по реконструкции храма преподобного Серафима Саровского. Ранее храм занимал областной театр драмы.

Читать еще:  «Британские ученые доказали, что Исхода не было!» А как было на самом деле?

Декабрь 2002 года — в Сарове в ходе восстановительных работ в храме преподобного Серафима Саровского были обнаружены остатки кельи чудотворного старца.

Апрель 2003 года — в Сарове художники приступили к росписи храма в честь преподобного Серафима Саровского, который восстанавливается к 100-летию канонизации преподобного.

30 июля — начались торжества по случаю 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского.

30 июля — Патриарх Алексий Второй в рамках освятил в Сарове восстановленный храм Серафима Саровского.

30 июля — В Сарове прошло первое в новейшей истории Русской православной церкви выездное заседание Священного Синода

31 июля — президент Владимир Путин прибыл в Саров, где принял участие в торжествах, посвященных 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского.

31 июля — Патриарх Алексий Второй совершил молебен на Соборной площади Сарова и благословил крестный ход Саров-Дивеево.

31 июля — Крестный ход из Сарова с мощами преподобного Серафима Саровского прибыл в Дивеево. По оценкам представителей правоохранительных органов и МЧС, число участников крестного хода превысило 10 тыс человек. Колонны верующих растянулись на несколько километров вдоль дороги из Сарова.

В Курске, Дивееве и Сарове празднуют день рождения преподобного Серафима Саровского. В рамках празднования 250-летия со дня рождения Серафима Саровского состоялось временное перемещение мощей угодника Божия из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского женского монастыря в Курск, на родину преподобного Серафима.

В марте 2005 года создан Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского.

В 2006 году над могилой преподобного Серафима Саровского восстановлена часовня-сень. Ее строительство велось по сохранившимся чертежам и описаниям очевидцев. Все работы финансировались благотворителями. Преподобный Серафим Саровский первоначально был погребен около южного фасада Успенского собора (разрушен в XX веке) в Сарове.

Священный Синод Русской православной церкви принял решение о возобновлении монашеской жизни в Саровской пустыни, где подвизался великий русский святой Серафим Саровский (в год ее 300-летия).

На территории Саровской Пустыни начались археологические раскопки. Московские археологи начали поиск останков фундамента главного храма Свято-Успенской Саровской пустыни.

21 июня 2008 года в Сарове архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий провел расширенное совещание по вопросу реализации плана восстановления исторического облика монастыря Саровская пустынь.

Сентябрь 2009 года — посещение Сарова патриархом Кириллом. Патриарх осмотрел Свято-Успенскую Саровскую пустынь, посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, где подвизался преподобный Серафим Саровский, храм в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, подземный храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и храм, освященный в его честь.

Сентябрь 2009 года — монастырю передано здание северного келейного корпуса, в котором в последнее время находилась Детская школа искусств (перенесена в капитально отремонтированное здание бывшей школы №10).

Декабрь 2009 года — в Саровской пустыни начато воссоздание храма в честь Зосимы и Савватия. До этого больше года потребовалось на освобождение помещений и снос здания, построенного на месте храма, разработку проектной документации.

30 июня 2010 года — архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

28 июля 2011 года — освящение креста и купола храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, на следующий день купол с крестом были установлены.

26 мая 2012 года — митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь преподобных Зосимы и Савватия.

18 июля 2012 года — начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни монастыря. Телетрансляции ведутся с новой вышки.

14 декабря 2013 года — митрополит Георгий совершил чин великого освящения надвратного Никольского храма, который находится в колокольне монастыря.

17 марта 2016 года — начаты строительные работы по возрождению Успенского собора обители, разрушенного в советское время

31 июля 2019 года — освящен возрожденный Успенский собор — главный храм обители

Возвращение героя

Самая интересная и значимая находка, по мнению археологов, была обнаружена в некрополе, примыкающем к храму. Среди 21 захоронения, где раньше предавали земле монахов и благодетелей обители, учёные нашли парное погребение мужчины и женщины. В мужском захоронении сохранились фрагменты военного мундира с эполетами, у каждого погребённого на правой руке найдено по золотому обручальному кольцу с выгравированными надписями на внутренней стороне: «Л. Ф. К. Г. Б. В. П. ноября 4 дня 1817» в мужском захоронении и «Б. В. П. Л. Ф. К. Г. ноября 4 дня 1817» — в женском.

После изучения архивных документов археологи смогли опознать погребённых: в склепе были похоронены генерал от инфантерии Борис Владимирович Полуектов и его супруга княжна Любовь Фёдоровна Гагарина.

«Из архивных материалов, предоставленных саровским историком Валентином Степашкиным, мы узнали, что около алтаря храма был похоронен генерал с супругой. И когда в одном из кирпичных склепов мы нашли парное захоронение, кольца с аббревиатурой и остатки генеральского мундира, мы смогли с уверенностью сказать: оно принадлежит генералу от инфантерии Борису Полуектову и его супруге», — сообщил Милованов.

Борис Полуектов — известный военный деятель первой половины XIX века. Он прошёл почти все знаковые сражения того времени: участвовал в битвах под Аустерлицем и под Бородином, дошёл со своим полком до Парижа в ходе Заграничного похода. Полуектов скончался 6 октября 1843 года в Варшаве и был привезён для захоронения в Саровскую пустынь — как благотворитель.

На данный момент специалисты продолжают изучать остальные погребения некрополя.

«Исследование будет вестись в сотрудничестве с антропологами и историками, чтобы идентифицировать другие захоронения. После проведения антропологического анализа все останки будут перезахоронены на территории Саровского монастыря», — отметил Милованов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector