0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кафедральный Собор Святой Троицы, город Невель

В России, как и почти во всем мире, вот уже не первый год проводятся т.н. «фестивали красок холи», во время которых люди кидаются друг в друга разноцветными красками и веселятся. Что же такое «холи», какой смысл данный праздник имеет на своей исторической родине и можно ли христианину в нем участвовать, мы попросили рассказать священника Георгия Максимова.

Отец Георгий, в честь чего установлен праздник красок холи?

— Холи — это индуистский языческий религиозный праздник. Он установлен в честь сожжения заживо Холики, от имени которой и получил название. Согласно мифологии индуизма, Холика была демоном и сестрой короля демонов Хираньякашипу. Он много о себе воображал и требовал от своих подданных, чтобы они покланялись только ему. Однако его сын Прахлада продолжал поклоняться индуистскому «богу» Вишну. Хираньякашипу был этим весьма недоволен. Однажды Холика взяла племянника к себе на колени и села с ним в костер. На ней был магический плащ, защищавший ее от огня. А своего племянника она таким образом хотела убить. Однако плащ слетел с нее и накрыл Прахладу, а Холика сгорела заживо.

— Как отмечают его в Индии?

— В Индии праздник холи начинается накануне ночью, когда в большом костре сжигают чучело Холики. Исторически на следующий день индусы мазали себя пеплом, оставшимся от этих костров. Со временем пепел стали раскрашивать или заменять порошком разных цветов, что делают и доныне. Так что раскрашивание есть символическое нанесение на себя пепла сожженной демоницы. В этот день также употребляются специальные напитки и блюда, в состав которых входит сок либо листья конопли.

— А насколько безопасно швырять друг в друга красками?

— Во время праздника в Индии ежегодно растёт число пострадавших от разноцветной пыли. В большинстве случаев это астма, аллергия, проблемы с кожей и даже потеря зрения. Натуральные краски для этого действа даже в Индии используются редко — в ход идут различные химические смеси. Но даже при использовании гипоаллергенных красок остаются незащищенными глаза.

— Кто же занимается продвижением этого праздника в России?

— Есть сведения, что насаждением холи в России занимаются кришнаиты и другие секты неоиндуистского толка, прикрывающиеся названиями типа «Общества любителей индийской / ведической культуры» и так далее. Конечная цель устроения холи — вербовка членов в свою неоиндуистскую религиозную организацию.

— Неужели здесь нет коммерческой и «тусовочной» составляющих?

— Конечно же, есть. На проведении фестивалей крутятся большие деньги, и большинство молодежи приходит повеселиться, не подозревая, к какому языческому празднику они оказываются причастными. Но и сводить всё к одной лишь коммерции было бы неправильно. Смотрите: в 2005 году, когда холи только-только стал появляться в России, в Москве его проводили индуисты и кришнаиты. В Сургуте праздник красок 2014 года был напрямую организован кришнаитами, которые раздавали идоложертвенные пирожные и просили петь: «Харе Кришна!» То же самое происходило в Таганроге. В Новокузнецке фестиваль красок холи приурочили к «новому году по индийскому календарю». Наконец, хотелось бы спросить, почему в названии фестиваля красок присутствует слово «холи», указывающее на его языческое происхождение?

— А когда холи отмечают в Индии?

— Холи всегда отмечается в последний день полнолуния лунного месяца фалгун, что приходится на конец февраля либо начало марта. Поэтому индусы считают его также праздником наступления весны.

  • Почему организаторы праздника в России скрывают его религиозное происхождение и значение?
  • Стоит ли мазать себя разноцветной грязью в честь языческого праздника Индии, установленного в память о сожженной заживо демонице?
  • Стоит ли подвергать риску собственное здоровье, если даже в Индии праздник сопровождается вспышкой астмы и аллергии?
  • Стоит ли поддерживать инициативы неоиндуистов, направленные на распространение в России чуждой религиозной культуры?

Многие, наверное, слышали, как в детстве мама им говорила: «Не тащи в дом всякую грязь!» Мудрый совет. Он напрямую относится к попыткам привить в России празднование холи.

— Отец Георгий, задам последний вопрос, актуальный для людей хоть и крещёных, но мало разбирающихся в вопросах веры: может ли христианин участвовать в языческих праздниках?

— Нет. Это тяжкий грех, который является предательством Бога. Еще в Ветхом Завете было описано, как грешили израильтяне, перенявшие языческий праздник в честь «богини неба». Бог через пророка Иеремию говорит: «Дети собирают дрова, а отцы разводят огонь, и женщины месят тесто, чтобы делать пирожки для богини неба… Но Меня ли огорчают они? говорит Господь; не себя ли самих к стыду своему?» (Иер. 7:18–19). Этим грехом израильтяне навлекли беду на свой народ, были побеждены и угнаны в вавилонское рабство.

Неудивительно, что многие мученики раннего христианства отдали свою жизнь за право не участвовать в языческих праздниках. Подобными историями полна вся история первых веков христианства. Например, святой Архип из числа 70 апостолов был вместе с родителями зверски исколот ножами и побит камнями в Колоссах в правление императора Нерона за то, что отказался участвовать в языческом празднике. При императоре Максимине был убит святой Афиноген, епископ Пидахфои, вместе с десятью своими учениками. Однажды в его родной город Севастию прибыл правитель Филомарх, решивший устроить языческий праздник. Большинство жителей города были христианами и отказались участвовать в этом празднике. Филомарх стал пытать христиан, заставляя подчиниться, а когда узнал, что их вдохновителем является епископ Афиноген, убил святого вместе с десятью его учениками.

Так что если вы христианин, задумайтесь: стоит ли совершать грех и изменять своей вере просто ради того, чтобы испачкаться разноцветной грязью?

О вере и неверии

Закончилась Светлая седмица. 5 мая, в неделю 2-ю по Пасхе, или Фомину неделю, празднуется память апостола Фомы. Этот день еще называют Антипасха.

За воскресным Богослужением в Преображенском монастыре после чтения Евангелия дня от Иоанна (XX, 19-31) иеромонах Антоний обратился к пастве с проповедью, в которой главное место уделил вере.

Что же такое вера? Она состоит в том, чтобы принимать невидимое: «… ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие…»

Известно выражение «Фома неверующий», но на самом деле этот апостол оказался горячо верующим последователем Христа: он дальше других апостолов пронес Слово Божие, обратил дикие народы, основал церкви в Эфиопии, Месопотамии, Индии. И пострадал за Христа. Он горел верой, он был предан Господу даже до крови.

Читать еще:  Что такое «образ и подобие»? Чем они отличаются друг от друга?

Для нас, живущих в XXI веке, пример апостола Фомы как никогда актуален. Веруем ли мы? Во что веруем? Насколько сильна наша вера? Среди безбожия, вседозволенности, засилья сект стоит задать себе этот вопрос.

Антипасха еще раз заставляет задуматься о нашей личной вере. Как тут не вспомнить мольбу просящего помочь одержимому бесами сыну: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» (Мк. 9:24)

Вот что пишет по поводу «неверия» ап. Фомы свт. Феофан Затворник: «Господь мой и Бог мой!» воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: «Господь Спаситель», разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: «Господь Спаситель мой». Кто говорит: «мой Спаситель», тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни».

И в тему праздника звучит завершающая фраза из Слова в неделю о Фоме св. праведного Алексия Мечёва: «Не утешительно ли и нам, христиане! Христос обещал быть вечно с нами: чего же нам бояться?» Только веровать! И горячо веровать, всем сердцем. Помогай нам в этом Господь.

  • Акция «Белый цветок»
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Престольный праздник
  • Преображение Господне
  • Медовый спас
  • Престольный праздник 4 июля
  • День Святой Троицы. Пятидесятница.
  • Престольный праздник Святой Троицы

15 июля 2017 года по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина открылась литературно-музыкальная гостиная «Въ память Царя – вѣрою Ему послужившимъ».

Эта встреча была посвящена памяти Царственных новомученников, зверски убитыхбольшевиками в ночь с 17 на 18 июля 1918 года.

Собравшихся приветствовал настоятель храма святых равноапостольных Кирилла и Мефодия,председатель комиссии по канонизации Воронежской епархии, руководитель издательского отдела Воронежской митрополии протоиерей Андрей Изакар. Он передал благословение митрополита Воронежского и Лискинского Сергия и подчеркнул: «Император Николай II и вся его семья удостоились величайшей милости от Бога — пострадать за Христа и Его Церковь, ибо подвиг страстотерпца — это высший из подвигов».

В своем выступлении протоиерей Андрей Изакаротметил, как всем нам важно помнить замечательные слова последнего российского императора: «Если России нужна жертва, то этой жертвой стану я».

Основной программой музыкальной гостиной стало выступление солистки Воронежского театра оперы и балета Людмилы Солод. Песни, посвященные трагическим событиям в отечественной истории, в ее душевном исполнении тронули сердца всех присутствующих.

Организаторами памятного мероприятия выступили представители общественных организаций: «Союз потомков Российского Дворянства – Российское дворянское собрание» и Воронежское отделение Общероссийского Общественного Движения«За Веру и Отечество».

К святости призван каждый

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ныне наша Святая Православная Церковь молитвенно совершает память Всех святых. Сегодня в апостольском чтении мы слышали, что святые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов… Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли (Евр. 11, 33, 37-38). В евангельском же чтении мы слышали обращенные ко всем нам слова Христа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 37-38).
Значит, святые — это те христиане, которые, услышав Божественный призыв Христа, и в самом деле отверглись себя и последовали за Ним до последнего своего издыхания, которые ни во что вменили блага земные ради Царства Небесного. Но что характерно: когда человеку рассказывают о подвигах того или иного святого, многие отвечают: «Ну так что же? На то он и святой, а я грешный, ко мне все это не имеет никакого отношения».
Но в том-то и дело, что Божественный призыв Христа обращен ко всем христианам. И к святости призван каждый, кто решил следовать за Христом. Апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: Если свят начаток, то и целое, и если корень свят, то и ветви (Рим. 11, 16). И значит, если свята Глава Церкви (то есть Христос), а Церковь есть Тело Христово, то святы и члены этого Тела, то есть свят каждый христианин.
Что же значит быть святым в применении к повседневной жизни? Каждый человек совершает много ошибок. Каждый далек от совершенства. Но один после падения не спешит подняться, а падает вновь и вновь. Другой же, упав, спешит поскорее подняться и идти к тому идеалу, который дан Христом.
Святой — не значит безгрешный. Апостол Петр трижды за одну ночь отрекся от Христа. Но велико было и его покаяние: трижды с плачем бросался он ко Христу, вымаливая прощение. Когда же пришло время ему пострадать, он просил, чтобы его распяли вниз головой, так как почитал себя недостойным принять ту же смерть, что и Христос. Апостол Павел до особого Божественного призвания был ярым гонителем христиан. Но когда по Промыслу Божию он в одночасье из самого ярого гонителя христиан стал убежденным их защитником, как каялся он в том, что творил до своего обращения! Он считал себя самым меньшим из апостолов, даже недостойным называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию.
А сколько знает история христианства мучеников, тех, кто, живя самой неприглядной жизнью, не имея никакой надежды на исправление, вдруг слышал Благую весть: Христос освободил нас от проклятия греха и смерти, но Он претерпел все возможные страдания и крестную смерть, чтобы сделать нас свободными. И вот на Божественную любовь они отвечали своей безоглядной любовью и принимали страдание и смерть за исповедание Имени Христова, за нежелание отречься от Освободившего нас от греха и смерти! Сколько других мучеников, живших чисто и непорочно, но посчитавших одну чистоту для спасения недостаточной и ставших тоже страдальцами за Христа!
Сколько знает история христианства страдальцев бескровных — монахов, всю жизнь боровшихся со своими страстями и явившихся их победителями. Многие из них могли ходить по воде, читать мысли, видеть духов. Но не в этих чудесах, производящих впечатление на человека, далекого от истинной духовности, назначение святости. Тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах (Лк. 10, 20), — сказал Христос апостолам. Христианин должен стремиться согласовывать свою жизнь с евангельскими заповедями не для того, чтобы совершать изумляющие людей чудеса, но для того, чтобы получить жизнь Вечную в Царстве Небесном, где нет болезни, печали, воздыхания, но жизнь бесконечная.

Читать еще:  Можно ли верить и в Бога, и в теорию эволюции?

Призыв к святости нельзя рассматривать как отвлеченный, обращенный к каким-то непонятным нам людям. Христос обращается к каждому из нас — тем, кто назвал себя христианином. В Таинстве Крещения человек освобождается от всех грехов. Ему остается лишь хранить себя в чистоте. Но он не может удержаться от грехов, опять падает. Что же, в Церкви есть Таинство Покаяния, Господь прощает каждого искренне раскаявшегося. Главное, чтобы сильным было у человека желание жить по заповедям Божиим.
Нет на земле такого грешника, который, раскаявшись и всем сердцем пожелав идти за Господом, не мог бы стать святым. Но прежние грехи его не останутся им не оплаченными: за них придется в этой жизни ответить.
Преподобная Мария Египетская в молодости была очень развратной женщиной, проводя свою жизнь в блуде. Семнадцать лет прожила она таким образом. Но вот Господь коснулся ее сердца, и Мария со слезами покаяния устремилась в пустыню. И покаяние ее было равно греху: семнадцать лет она мучилась, борясь с прежними страстями, — столько же лет, сколько грешила. Но все желания Мария побеждала постом и молитвой, и через семнадцать лет они оставили ее. И когда она после этого еще тридцать лет прожила в пустыне, это была уже другая Мария: она ходила по воде, как по суше, во время молитвы отрывалась от земли и поднималась в воздух.
Нет на земле человека, который бы покаялся и не был прощен, но и нет серьезного проступка, который остался бы без наказания. Помните, что каждый из нас призван к святости.
Многие могут ошибочно подумать, что человек становится угодным Богу лишь через мученичество или монашество. Но это не так. Вершина святости в том, чтобы любить каждого человека, который тебе встречается на жизненном пути, как самого себя. Начни с немногого: гневаешься на кого-то — промолчи, обидели тебя — не мсти, можешь кому-то помочь — помоги.
Цель христианина — Царство Небесное, но путь туда нелегок. Мы предупреждены Христом: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).
Так оставим же в этот день поглощающие всю нашу жизнь житейские попечения, воззрим на тех, кто уже достиг столь желанной цели — Царства Небесного, и обратимся к ним с молитвенным прошением: Все святые, молите Бога о нас! Аминь.

Архиепископ Ивановский
и Кинешемский АМВРОСИЙ

О потребительстве в Церкви (священник Сергий Свешников)

У таких на словах одно, а в сердце другое; на языке: «Господи, Господи!», а внутри: «имей мя отреченна».

Святитель Феофан Затворник

Будучи христианами, мы часто пользуемся семейными образами: мы зовём друг-друга «братом» или «сестрой», молитвенно обращаемся к Богу-Отцу, вместе причащаемся из одной Чаши, после службы собираемся за одним столом и слушаем проповеди о том, что мы должны помогать друг-другу. Но следуем ли мы словам проповедников? Относимся ли мы к Церкви как к своему дому, к Богу как к Отцу, а к другим прихожанам как к нашим братьям и сестрам? К сожалению, чаще всего можно видеть совсем другое отношение. В наш век индивидуального потребительства мы часто относимся к Церкви как к какому-то духовному «супермаркету». Мы вполне правильно распознаём, что Церковь предлагает нам сокровища, но вместо причащения этим сокровищам, мы их потребляем. Если наша душа жива в жаждет Бога, мы бываем в храме чаще; если душа атрофировалась, мы не чувствуем нужду в Боге и реже бываем в храме; если же наша душа уже вовсе не нуждается в пище, потому что она уже не живёт и не растёт, то мы приходим в храм раз в несколько месяцев или лет, или вообще не приходим. Но когда мы приходим в храм Божий, то ведём себя как покупатели, а не как сыновья и дочери в Царстве Божием.

Как в супермаркете, мы выбираем что нам нравится, ищем что нам подойдёт, улыбаемся другим «покупателям» или задаём вопросы «продавцам». Нас не трогает жизнь других людей, и сами мы не делимся своими переживаниями с другими «покупателями». Иногда нам нравится этот храм-«магазин», и мы бываем на «распродажах», но затем снова погружаемся в свои заботы, неся в сумке «покупки»—просфоры и бутылки со святой водой.

Наше потребительское отношение начинается с самого незаметного: мы относимся к храму так, как будто бы он принадлежал кому-то другому. Мы видим мусор на тротуаре—почему я? Беспорядок в притворе—не моё дело! Не моё! Не знаю! И вообще, пускай «продавцы» заботятся! Это отношение отделённости и отдалённости от Церкви начинается с безобидных вещей, но очень скоро проникает во всю нашу жизнь. Отец небесный зовёт нас на Свой Божественный пир, Он зовёт нас ко святой Евхаристии,—может быть мы придём, если нас это не слишком затруднит.

Если наши родные или знакомые приглашают нас в гости, мы собираемся, едем, уделяем время, звоним и извиняемся, если по каким-либо уважительным причинам не можем быть на вечеринке… Но когда Сам Бог, Небесный Отец зовёт нас на праздник, мы запросто можем остаться дома. В лучшем случае у нас есть отговорки: «землю купил… машину купил… бизнес мешает… Имей мя отреченна!» (Лк. 14:18-19; Мф. 22:5)

Даже когда мы приходим на Литургию, мы не участвуем в ней. Само слово «литургия» означает «общее дело», «совместная работа». Но мы стоим, выстроив вокруг себя стену самомнения, одинокие в полном людьми храме, занятые одинокими мыслями и одинокими молитвами. Мы смотрим Литургию как спектакль, не принимая в ней участия; мы—потребители, а не соработники. Мы забываем, что Церковь—это не концерт или спектакль, не супермаркет, а Тело Христово, наш дом, ковчег нашего спасения, корабль, приводящий нас к тихому пристанищу.

Читать еще:  Бог – в душе? А Церковь – не нужна?

Как в любом живом теле, член Тела Христова либо един со всеми членами Тела и питается единой Кровью, либо отрезан от Тела и мертв. Как нога не может быть сама по себе, решая когда ей удобно быть с телом и помогать телу ходить, а когда можно заняться более интересными делами, сказав: «я не принадлежу к телу, потому что я не рука» (1 Кор. 12:15). Точно так же член Тела Христова—един с Целым, омываясь той Кровью, которая питает всё Тело, и либо живёт в единении с Телом, либо он отрезан и мёртв для Тела. Почему так важно быть в Теле, а не просто рядом с Ним? Потому что нет индивидуального спасения, в одиночку, в своём собственном теле. Только Тело Христово победило смерть и вознеслось ко Отцу, и только в Теле Христовом—и ни в каком другом—у нас есть надежда на спасение. Как же мы можем войти в это Тело и оставаться в Нём?

Таинство нашего спасения—это Литургия, «совместная работа», соработничество Богу. Дух Святой приводит нас к порогу храма, Христос исцеляет нас, Отец усыновляет нас и даёт нам силу побеждать грех. Но мы должны переступить через порог, сохранить одежду крещения непорочной, и бороться против греха. Мы должны стать детьми Отца Небесного и братьями и сестрами во Христе. Можно начать с малого: относись к храму, как к своему дому, а к другим христианам, как к братьям и сестрам. Прояви искренний интерес, заботу и любовь к жизни другого человека. Относись к каждой церковной службе, как к приглашению Отца Небесного на семейный праздник, и старайся не пропускать богослужений. А когда бываешь на Божественной службе, будь соработником Богу в деле спасения, а не зрителем или покупателем.

Эти внешние вещи войдут в наше сердце и отразятся в нашей молитве: не «я пришёл в церковь», но «мы собрались на Литургию»; не «я молюсь», но «мы молимся»; не «я причащаюсь»; но «мы—сопричастники»; и не «я спасаюсь», но «Тело Христово спасается». Конечно, в христианстве есть место одиночеству, затвору, молчанию и уединённой молитве,—но не в самом главном, не в Литургии и не в Евхаристии. Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20).

Если мы не научимся быть в Теле Христовом сейчас, когда нам дано для этого время земной жизни, то как мы можем надеяться войти в этом Теле в вечность? И если мы не можем вести себя как дети Божии в земных вещах, то как мы можем надеяться однажды подняться до вещей духовных? Соберёмся же не во имена свои, но во имя Божие, и будем праздновать Божественную Литургию как наше общее дело.

Станем соработниками со Христом и друг с другом.

Станем причастниками Его Тела, питаемые одной Кровью. Потому что только в этом есть надежда нашего спасения.

Святые были водимы Святым Духом, но одновременно спорили друг с другом и совершали ошибки. В чем тогда их святость?

Понятия святой и безгрешный не синонимы. Так же как не синонимы святой и бесстрастный, святой и никогда не ошибающийся, святой и хороший человек. Святой — это кающийся грешник, то есть человек, трезво оценивающий свое духовное состояние, видящий свои грехи и в своем устремлении к Богу желающий всеми силами от них избавиться. С этого горячего желания измениться — а это и называется покаянием — и начинается движение к святости. Как однажды сказал протоиерей Димитрий Смирнов, в Царство Небесное идут кающиеся грешники, а хорошие люди — на доску почета.

В истории был только один человек, который прожил жизнь, не совершив ни единого греха. Это Иисус Христос, в личности Которого человеческая природа неслитно, нераздельно, неизменно и неразлучно соединилась с природой Божественной. В Нем всем нам открыта возможность спасения, обретения Царства Небесного. Однако для того, чтобы спастись, необходимо потрудиться, по слову Спасителя Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф 11:12). Это усилие связано с преодолением греховных наклонностей, постоянной работой над собой, стремлением приобрести те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). На этом пути и происходит встреча с Духом Святым, благодать Которого восстанавливает и преображает нашу природу, способствует нашему возрастанию в подобие Божие. Человек действительно начинает быть водимым Духом Святым.

Но водительство Святого Духа не означает превращение человека в некоего благочестивого зомби, мыслями, чувствами, действиями и словами которого руководит кто-то другой — наша уникальная личность сохраняется. В Священном Писании мы читаем о людях, которые находились в непосредственном общении с Богом и одновременно испытывали самые разные эмоции, действовали вразрез с повелениями Божьими, ошибались. Так, пророк Моисей, которого церковная традиция называет Боговидцем, препирается с Богом, сопротивляется Ему, возражает. Святой Дух не отбирает у человека свободу — в том числе свободу ошибаться и заблуждаться. Именно поэтому в Православии нет учения о чьей-то личной безошибочности, а все догматы и вероучительные положения принимались соборным разумом. Хранительницей Истины выступает Церковь, основанная Самим Господом, а не отдельные личности, пусть даже самые святые.

Любой человек — и святые тут не исключение — несет на себе отпечаток эпохи, на него влияют условия, в которых он вырос, образование, социальное окружение. Во все времена истории Церкви это хорошо понимали. Поэтому канонизация — общецерковное прославление святого — не означает автоматического одобрения всех его поступков. Так, святой Кирилл Александрийский долгое время испытывал сильную неприязнь к святителю Иоанну Златоусту и лишь спустя почти двадцать лет после смерти последнего признал свою неправоту. Тем не менее они оба были канонизированы Церковью. Святой Иосиф Волоцкий много потрудился на ниве духовного просвещения, однако суровые меры по искоренению ереси, к которым он призывал, представляются довольно сомнительными. Однако и он, и его оппонент как по вопросу о преследовании еретиков, так и по вопросу о церковном имуществе преподобный Нил Сорский прославлены в лике святых.

Таким образом, признавая влияние времени и места, а также немощи и ошибки, свойственные людям, Церковь, рассматривая вопрос о канонизации, обращает внимание на то главное, что двигало человеком в его жизни, — стремление к Богу и желание послужить Ему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector