0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О человеческом достоинстве ( ВИДЕО)

О человеческом достоинстве (+ВИДЕО)

Мы уже поговорили о гордыне, в том числе и той, которая прячется под маской самоуничижения и самоедства, а сегодня решили поразмышлять о чувстве собственного достоинства. Что такое человеческое достоинство с точки зрения христианства? Может ли чувство собственного достоинства быть греховным, а может ли стать добродетелью? Об этом рассуждает игумен Нектарий (Морозов).

С христианской точки зрения, человек обладает достоинством совершенно превосходным. Преподобный Макарий Египетский говорит о том, что как бы ни был прекрасен и величественен весь этот мир, сотворенный Богом, но тем не менее ни в чем из этого видимого мира не благоволит Господь упокоеваться, а в маленьком человеческом сердце находит для Себя место упокоения. В тех, конечно, случаях, когда человек перестает противиться Богу и пускает Его в свое сердце.

Человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское

Более того, апостол Павел говорит о бесплотных Небесных Силах, что они суть служебные духи, посылаемые для нашего спасения (см.: Евр. 1, 13–14), то есть человеческое достоинство превосходит и достоинство ангельское. И хотя это звучит несколько дерзновенно, Бог стал не Ангелом — Он стал Человеком и возвел человеческую природу к самой большой высоте, к которой только может подняться сотворенное существо. Мы созданы для того, чтобы стать богами по благодати. Можно ли говорить о том, что существует какое-то достоинство, более высокое, нежели это?

Таким образом, чувство собственного достоинства не противоречит христианскому благочестию. Однако сразу вслед за этим утверждением надо оговориться, что мы считаем правильным чувством собственного достоинства, а что — искаженным представлением о нем.

Если уязвляют мое самолюбие, как-то попирают мою гордыню, а я возмущаюсь, раздражаюсь и гневаюсь, это говорит о ложном понимании собственного достоинства. На самом деле то достоинство, которое Господь дал человеку при сотворении, то есть образ Божий, никто никаким поступком или словом не способен уязвить или умалить. Ведь люди, нас окружающие, до нашего достоинства даже дотянуться не могут — они поражают что-то внешнее, в нас существующее, но ни в коем случае не нашу внутреннюю самую главную составляющую. И только лишь мы сами, высочайшим достоинством почтенные, можем себя этого дара лишить. Только лишь мы сами можем жить так, словно мы его не имеем. Так, возмущаясь, что кто-то думает и уж тем более говорит о нас хуже, нежели мы думаем о себе, мы при этом совершенно спокойно сами свое достоинство буквально втаптываем в грязь — в грязь своих грехов, в грязь своих страстей, в грязь каких-то низменных интересов.

А те обиды и досаждения, которые причиняют нам люди, или те обстоятельства, которые являются затруднительными, как раз наоборот — могут в нас образ и подобие Божие выявить. Как? Через готовность отнестись к этому и благодушно, и с благодарностью — то есть через смирение. Осознание, что ты живешь в несоответствии тому высочайшему положению, в которое человека Господь по дару сотворения поставил; мысль, что ты сам в себе свое достоинство попираешь, не должна давать гордиться. Человек создан для того, чтобы царствовать, а вместо этого, как какой-то беспутный сын из евангельской притчи о блудном сыне, всё расточив, потеряв, питается пищей свиней и никак не может вернуться к дому отеческому.

Рассуждая об отношении к собственному достоинству, логично говорить и об отношении к достоинству другого человека, которое в нем точно так же обретается, как и в нас, потому что и его сотворил Господь, и в нем тоже образ и подобие Божие присутствуют, и ради этого человека Господь распялся, любя его. Вот тут-то как раз мы можем воздать дань сокровенному в человеке достоинству в полной мере. Но это тоже очень трудно дается.

Вспоминая известный рекламный слоган «Ты этого достойна» многие задаются вопросом: позволительно ли христианину желать каких-то земных благ, земного комфорта, счастья? На мой взгляд, этот вопрос не совсем корректен. Ведь для человека стремление к благобытию совершенно естественно, потому что он при сотворении был помещен в замечательные условия существования — и с некой внешней точки зрения, и с точки зрения того, что он был действительно поставлен царем над всем видимым миром. Поэтому, конечно, человек желает хотя бы в какой-то степени к этому состоянию и к этим условиям вернуться.

Но такое желание не должно приобретать страстный, болезненный характер. Мы можем стремиться к благобытию, к хорошему положению в жизни — но ни в коем случае как к главной цели. Это вещи лишь сопутствующие нашей жизни. На первом месте должно быть стремление быть с Богом. А слова Христа о том, что прежде всего необходимо искать Царствия Божия, а все остальное приложится, — это не только указание на то, чего нужно искать в первую очередь, но и на то, при каком условии все остальное может приложиться. При этом под «всем остальным» нужно понимать не то, чего хотим мы, а то, что нам на самом деле нужно.

Безусловно, человек не должен пребывать в состоянии униженном, забитом: смирение и обесценивание человеческой личности — это все-таки очень разные вещи, они не равнозначны. Более того, неверно воспринимать себя как какое-то недоразумение или неудачу, тем более — неудачу Творца: всегда нужно помнить, кто ты есть и насколько ты дорог и важен для Бога. Но в то же время как-то бунтовать и возмущаться по поводу того, что условия жизни не таковы, каких хотелось бы, не стоит. И не надо видеть именно в этом какую-либо удачу или неудачу в своей жизни.

Стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация

Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал одному из братии, кто ждал пострига и рукоположения, замечательные слова: «Поверьте мне, и постричь вас могут, и рукоположить, и кем угодно вас могут сделать, только хорошим человеком вас никто никогда не сделает». Вот стать хорошим человеком каждый из нас может. В этом и заключается самая главная самореализация. И более того, когда ты становишься хорошим человеком, ты становишься, как это ни странно, счастливым, невзирая на внешние обстоятельства. И тебя тогда не гнетет, что у кого-то есть то, чего у тебя нет, что кто-то преуспевает на работе и движется по карьерной лестнице, а ты не движешься.

Читать еще:  Почему страдают и добрые, и злые?

Мне могут возразить: человека, долгое время находящегося в плохих бытовых и социальных условиях, может, как говорится, заесть среда, и при этом не обозлиться и не ожесточиться очень сложно. Но на самом деле это лишь на первый взгляд кажется непреложной истиной. Человека гораздо скорее может испортить не трудная, а благополучная жизнь, в которой он не имеет никаких лишений и не сталкивается ни с какими испытаниями. Есть масса подобных примеров. А какие-то тяжелые жизненные обстоятельства в большей степени способствуют тому, что вырабатывается характер по-настоящему сильный и независимый. Жизнь вообще — это очень непростое дело, это сложнейший и интереснейший творческий процесс. Если мы проживаем ее просто так или стремимся хорошо жить, но терпим неудачу в материальном или в каком-то ином плане — тогда нас среда заедает, уродует, калечит, сгибает под себя, тогда мы начинаем чувствовать себя какими-то ходячими недоразумениями. Если же наша цель — измениться и стать людьми Божиими, если мы к этой цели движемся, то жизненные испытания и нестроения нам только помогают.

Взирая на тот мир, описанный в Евангелии, который окружал Христа Спасителя и Его учеников, мы видим, что он — такой же, как мир современный. В нем те же самые «ценности», в нем те же самые представления о том, что важно, то же стремление к власти, богатству и почестям. Господь же дает нам закон жизни, который переворачивает все эти представления, потому что Он говорит о том, что самое ценное заключается в сердце человека: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21), и призывает искать именно его, указывая на него как на источник счастья. А еще Христос повелевает желающему быть первым стать последним, а желающему возвыситься — себя уничижить. То есть появляется некая совершенно обратная логика. И человек, который об этом рассуждает теоретически, не может этого постигнуть, а тот, кто встает на данный путь, понимает, о чем говорит Господь.

Как воспитать в себе правильное чувство собственного достоинства? Думаю, нет более действенного средства, чем постоянное взирание на образ Христа и стремление учиться у Него жить так, чтобы сделать свою жизнь не только лишь человеческой, земной, но и небесной, Божественной.

Безусловно, гордыня может находить для себя основание в чем угодно — даже в призвании быть учеником Христа. Но все-таки, помимо страстей, у человека еще есть разум, который подскажет, как, ощущая себя учеником Христовым, не возгордиться, а наоборот, паче и паче смиряться. Ведь будучи учениками, мы объективно не то что не исполняем всё, повеленное нам, но практически ничего не делаем. Поэтому оснований для гордости здесь нет никаких, и любой разумный человек это понимает. Кстати, разумность — это тоже одно из проявлений человеческого достоинства.

Почему же в мире без Бога люди не могут обладать ценностью? Я вполне могу ценить своих друзей и родных, например, и для этого мне совсем не нужно верить в Бога.

Конечно, можете. Но в мире без Бога это только ваша частная иллюзия. В реальности, за пределами вашей головы, никто не обладает ценностью. Приведу пример. Представьте себе фетишиста, который чрезвычайно привязан к старому носку. Он высоко его ценит и будет тяжко страдать, если носок у него отнимут. Субъективно — в его голове — носок обладает такой же ценностью, какой для другого обладает любимый человек. Можем ли мы сказать, что он неправ?

В мире без Бога — нет. Чтобы сказать «люди ценнее носков», мы должны обратиться к какой-то истинной, объективной системе ценностей, которую в мире, созданном Богом определяет Бог. Именно Бог говорит, что люди обладают уникальными достоинством и ценностью, потому что созданы по Его образу, искуплены кровью Христовой и призваны к вечной жизни.

В мире без Бога суждение фетишиста о высочайшей ценности носка равноценно вашему суждению о высшей ценности человека — они одинаково не соответствуют никакой объективной, за пределами ваших голов находящейся реальности.

Это как если бы мы спорили о форме ушей у эльфов — одни считают, что у эльфов острые уши, другие — что такие же, как у людей. Кто из них прав? Это бессмысленный вопрос. Эльфов не существует в реальности, а уши вымышленных персонажей могут быть какими угодно.

Если мы признаем, что люди обладают ценностью и достоинством сами по себе, независимо от наших желаний и предпочтений, что у нас есть обязательство за ними это достоинство признавать — мы уже неизбежно выходим за рамки атеизма.

Православная Жизнь

Отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Давайте для начала разберёмся, что следует считать унижением. В обычном понимании это попрание человеческого достоинства, нанесение оскорбления или обиды, насилие физическое или психологическое, принудительное ограничение свободы, поведение, действующее разрушающе на личность и её психологическое здоровье. Может ли кто-то утверждать, будто что-либо из вышеперечисленного культивируется или хотя бы просто поощряется в Церкви? Конечно же, нет. Любые формы насилия над человеком христианство воспринимает как грех, и даже в столь важном вопросе, как вера, христианская жизнь и спасение души, оно видит недопустимым любое принуждение, утверждая, что в основе жизни по Евангелию всегда лежит свободная воля человека.

Читать еще:  Митрополит Сурожский Антоний. Молитва

Откуда же тогда взялся стереотип, что женщина в христианстве пребывает в униженном положении? В первую очередь, надо полагать, это связано с тем, как Священное Писание, а конкретно – апостол Павел, устанавливает иерархию отношений между супругами. «Жёны, повинуйтесь своим мужьям как Господу», «мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и себя предал за неё». Если посмотреть на эти слова как на повеление, регулирующее семейные отношения на веки вечные, и впрямь может показаться, что в отношении женщин имеет место некоторая дискриминация. Однако если не обращать внимания на то, что кажется, нам станет ясно, что речь здесь совсем о другом. Послушание жены мужу для тех времён, когда жил апостол Павел, явление повсеместное и само собой разумеющееся, ставится апостолом в прямую зависимость от отношения к ней мужа. Муж же, в свою очередь, обязывается не просто обеспечивать жену и решать проблемы семьи, он должен любить жену до полного самоотречения. До самопожертвования, как Христос возлюбил Церковь. Совсем простыми словами это значит любить, ценить и беречь жену превыше себя. Не надо думать, что самопожертвование – это исключительно отдать жизнь за любимого человека. Такая возможность, как хорошо известно, и раз в жизни представляется единицам из тысяч. Самопожертвование – это уложить спать ребёнка в три часа ночи, когда в пять вставать на работу. Или прибраться в доме в единственный выходной, чтобы жена хоть раз в неделю отдохнула от домашней круговерти. Или научиться обслуживать себя в быту самостоятельно, пока на женских руках маленькие дети. Самопожертвование – это когда собственное «хочу» на последнем месте, когда нужды семьи важнее амбиций, когда, даже валясь от усталости, сначала думаешь о покое жены и детей. Выходит, что мужчинам-хистианам апостол предлагает такой образ семейных отношений, при котором на само собой разумеющееся в то время подчинение жены мужчина может рассчитывать только в том случае, если будет соответствовать весьма серьёзным требованиям. Ну и кто же здесь более ограничен?

К тому же не следует забывать, что в основе апостольского наставления лежит простая норма общественной жизни I века, поэтому делать христианство виноватым в том, что современным людям неприемлемы нормы быта двухтысячелетней давности, как минимум неумно.

Ещё одна причина, по которой относительно христианства и его отношения к женщине бытуют стереотипы, – исключительное право мужчин на священнослужение. Впрочем, ни о каком унижении здесь не может быть и речи. Просто христианство исходит из очевидного: люди разные. В силу естественной разности между мужчиной и женщиной Церковь определяет им разное служение. Конечно, с точки зрения современного, зацикленного на равенстве мира это не совсем понятно. Но так ведь мир сегодня верит в одно, завтра – в другое. Церкви ли интересоваться, как выглядят её вековые традиции в глазах изменчивого мира?

Ну и, наконец, самое очевидное: сколько существует христианство, столько оно исповедует превосходство женщины, Пресвятой Богородицы не только над мужчинами, но и над всем родом людским, и даже над бесплотными силами. И пусть об этом я упоминаю в самом конце, уже одного этого факта достаточно, чтобы любые разговоры об унижении христианством женщины перестать рассматривать всерьёз.

Стивен Вайнберг

Религия оскорбляет достоинство человека. С религией или без неё, хорошие люди будут делать добро и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло — для этого необходима религия.

  • Скопировать
  • Сообщить об ошибке
  • Комментарии
  • Похожие цитаты

религия учит правильным ценностям, добрым.

  • Ответить

Ха! Религия — это всего лишь оружие. Как, там под благословение папки римского шли в крестовый поход? Или мусульманские фанатики, которые убивают неверных?

  • Ответить

может я неправильно выразилась) Библия сама по себе учит правильным ценностям.

  • Ответить

Библия учит быть покорным рабом.

  • Ответить

да. это и есть суть.

  • Ответить

И ты не видишь в этом ничего плохого?

  • Ответить

нет. ты можешь сколько угодно барахтатся, пытатся что-то изменить, но всё равно будет, так как будет. ты добиваешся чего-то, добиваешся, а в чём смысл? слава, деньги, признанение окружающих волнуют только глупых людишек, одержимых своими страстями, имхо.

  • Ответить

Нужно жить для себя, наплевав на эту библию и её суть (в разумных пределах). Хотя живи как хочешь, мне-то пох*й.

  • Ответить

жить для себя тоже можно по-разному. кому что)

  • Ответить

«но всё равно будет, так как будет. «

Человек, не выявляющий закономерности — это безумец.
Человек, смирившийся с закономерностью — дрожащая тварь.
Сергей Кургинян

  • Ответить

Плохая суть. Как говорится: «Воля или смерть!»

  • Ответить

покорность — не есть плохо.
но и на счет библии, она написана людьми.
и глядя на сегодняшних священников, верить хочется все меньше и меньше.

  • Ответить

я не говорю про веру, я тоже не верю. я про сами ценности)

  • Ответить

мне кажется что вера не есть плохо. это дело каждого.

  • Ответить

Расскажи об этих ценностях.

  • Ответить

не кради, не убивай, не прелюбодействуй. итд)

  • Ответить

НЕ ОБЖИРАЙСЯ. Вот это самая хорошая ценность.

  • Ответить

Так и предполагал). Только это не железобетонные ценности, в жизни возможно и то, что красть, убивать и прочее — это благо. Ведь нет, ни добра ни зла, а все понятия относительны.

  • Ответить

согласна с Kattyocean, сами по себе ценности неплохи, люди все извратили, а вообще, насчет веры, каждый во что то верит, вера делает нас сильнее.

  • Ответить
Читать еще:  Молитва в большом городе

Слепая вера убивает.

  • Ответить

я не говорю о слепой вере.
адекватная оценка ситуации.
и не доказывать что Бога нет или он есть.
или доказывать, что Библия есть правильно или неправильно.
никто своего мнения все равно не поменяет.

  • Ответить

я не про слепую веру, согласна, она убивает, примеры из истории — фанатики, инквизиция, крестовые походы, но ведь не нужно все воспринимать так категорично, вера разной бывает, можно верить в себя, в добро, в любовь, в Деда Мороза, вера это не зло, вера помогает, правда, а религия это по сути вера в справедливость.

  • Ответить

Вы библию хоть полистайте и поймете, что доброго там на 1-2 страницы

  • Ответить

Согласна.
Только вот одно «но».
Мусульманские фанатики (как мн рассказал друг-мусульманин) только прикрываются Кораном и иже с ним. Все их «дела» по их хотению, а не по велению их Бога.
Слава Аслану, я верю в Аслана xD

  • Ответить

Люди учат ценностям. А не книжки и фильмы. И уж тем более — не религия.

  • Ответить

ты обычно говоришь, что Бога не существует.
но религия это совершенно другое.

  • Ответить

Что такое религия я уже писал. Видимо ты это пост пропустила.

  • Ответить

религия — это информация. информация не может быть ни отрицательной ни положительной, так как не существует сама по себе. цитата бессмысленна. спор о свободе, по меньшей мере, забавный. религию люди заменили обществом потребителей, в котором потребляют даже людей. такая система более отвратительна, чем любая другая религия..

Ответственность по ст.148 УК РФ

  1. Отсутствие наказания – в светских государствах, где власть полностью отделена от церкви, а во главе стоит свобода слова (США, Великобритания);
  2. Штраф или небольшой срок – большинство стран. В зависимости от законов страны различаются суммы штрафов и сроки заключения;
  3. Казнь – исключительно некоторые мусульманские страны, где законы основаны на религиозных убеждениях.
  • Согласно данной правовой норме оскорбление религиозных чувств наказывается денежным штрафом до 300 тысяч, исправительными работами или лишением свободы. Срок такого наказания — до одного года.
  • Если подобные действия совершались в помещении для религиозных обрядов, то размер штрафа возрастает до 500 тысяч рублей, а срок лишения свободы или исправительных работ – до трех лет.
  • Так же статья предусматривает наказание за незаконное ограничение деятельности религиозных организаций, проведения обрядов в виде штрафа, исправительных работ или ареста. При совершении этих действий с использованием служебного положения либо с применением силы виновный подлежит такому же наказанию, и кроме того, на срок до двух лет лишается права занимать некоторые должности.

В следующем видеоматериале — информация об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих

Сохранить своё человеческое достоинство

Выражение «Сохранить своё человеческое достоинство» — это фразеологизм.

Понятие «достоинства» имеет несколько значений. В первом — так говорят о положительном качестве, как оно есть, во втором — так обозначают моральную ценность человека. Есть и ещё два — это титул и стоимость, но они не относятся к сути рассматриваемого нами оборота.

Сегодня выражение «Сохранить своё человеческое достоинство» означает не утрачивать высокие моральные качества, уважать их в самом себе, следовать нравственным принципам независимо от обстоятельств.

А что говорит о понятии «достоинства» Библия?

Вот, например, в Псалтири Давид, обращаясь к Господу с просьбой наказать его врага, восклицает:

«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой».

В церковнославянском варианте этого фрагмента «достоинство» имеет перевод — «епископство». И в этом фрагменте под «достоинством» понимается почётное положение, которое Давид просит отнять у своего врага, чтобы его место занял более достойный. По мнению толкователей, врагом этим был надзиратель Доик, заведовавший стадами Саула, и его приближённый, известный своими доносами на Давида.

В Книге Деяний этот фрагмент из Псалтири приводится при избрании апостолом диакона Матфия вместо погибшего предателя Иуды. Согласно толкованию, Доик является прообразом Иуды, который тоже заведовал хозяйственной частью, и, как и Доик предательски выдавший Давида, предал Христа. Из свидетельства Книги Деяний можно заключить, что Доик был лишён своего положения, как и Иуда перестал быть апостолом.

Цитата из Книги Деяний Святых Апостолов:

«В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: досто­ин­ство его да при­имет другой».

О достоинстве, как о внутренней сути человека, неотъемлемой от него, и относящейся к его личностным и нравственным качествам, говорит апостол Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены, и брат Иакова.

Послание было написано апостолом для тех церковных общин, в которых появились лжеучители. Обличая их, апостол приводит известные примеры грозного Суда Божия над нарушителями закона Божия. Одним из таких примеров служит осуждение на гибель в пустыне Аравийской израильского народа, спасённого Богом из египетского рабства, но за неверие, покаранного.

«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».

Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства — не остались верными тому назначению, какое определено им было Богом при сотворении их.

Современное значение выражения «сохранить своё человеческое достоинство» лишь частично перекликается со смыслом, изложенным в Первоисточнике. Оно, как мы сказали вначале, означает следование высоким нравственным принципам, и сохранение их, независимо от обстоятельств.

Смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector