0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новости портала «Православная жизнь»

Содержание

Новости портала «Православная жизнь»

Религия действительно ограничивает и сковывает, но не человека.

Вспоминая митрополита Антония Сурожского.

Пособие призвано помочь в обучении Православной вере.

Книголюбов ждут в обители 9 и 10 октября.

Канадского художника Роба Гонсалвеса (1959–2017) можно назвать мечтательным сюрреалистом. Его картины-загадки всегда имеют двойное, тройное дно и стимулируют у зрителя светлые фантазии и мечты.

О времени проведения новой встречи будет объявлено за неделю.

Заседание возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил.

Церемонию возглавил Президент Украины Владимир Зеленский.

Святыни были обнаружены в каталоге немецкого аукционного дома.

Свя­тая пер­во­му­че­ни­ца рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии. Она бы­ла до­че­рью знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той. В 18 лет ее об­ру­чи­ли знат­но­му юно­ше. Услы­шав про­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о Спа­си­те­ле, свя­тая Фек­ла всем серд­цем воз­лю­би­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и твер­до ре­ши­ла не всту­пать в брак и по­свя­тить свою жизнь еван­гель­ской про­по­ве­ди.

Свя­тая пер­во­му­че­ни­ца рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии. Она бы­ла до­че­рью знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той.

О том, может ли христианин отказываться от встретившихся ему трудных задач.

У Спасителя был очень интересный, своеобразный и уникальный преподавательский метод.

Об итогах визита патриарха Варфоломея в Украину, о ситуации в канонической Церкви и ПЦУ, о восприятии украинского раскола в православном мире и влиянии пандемии на духовную жизнь.

Если мы победители и лучшие во всем, и это порождает тщеславие и гордость, тогда мы на самом деле проигрываем, считает Патриарх Порфирий.

Самому юному участнику, преодолевшему всю дистанцию, 13 лет.

Канонизация Румынской Церковью протоиерея Думитру Станилоаэ в числе 12 исповедников веры ожидается в 2025 году.

Верьте Богу, храните чистоту и следуйте за Создателем.

Храмы и часовни освящены в Днепропетровской, Херсонской и Черниговской областях. В Крыму возводится новая церковь.

Свя­той про­рок Ма­ла­хия пред­ска­зы­вал, что рань­ше Мес­сии явит­ся Его Пред­те­ча, ко­то­рый ука­жет на Его при­ше­ствие. По­это­му иудеи, ожи­дав­шие Мес­сию, жда­ли и яв­ле­ния Его Пред­те­чи.

В данной статье с Божьей помощью мы поговорим о самом Таинстве Крещения как кульминации всех обрядов.

[ rss-transformer url=’https://pravlife.org/uk/rss_all_new’ count=’3′ titlesize=’12’ datesize=’9′ content=’yes’ img=’yes’ imgsize=’173′ line=’1.4′]

Поделиться:

  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Елицы (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Click to share on Tumblr (Opens in new window)
  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Click to share on LinkedIn (Opens in new window)
  • Click to share on Telegram (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Click to share on Pinterest (Opens in new window)
  • Больше
  • Поделиться в Press This! (Opens in new window)
  • Нажмите, чтобы распечатать (Opens in new window)

НАШ ХРАМ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  • telegram
  • facebook
  • viber
  • vkontakte
  • youtube
  • flipboard
  • flickr
  • blogger
  • feed
  • mail

Расписание

Календарь записей

Октябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Популярные записи

  • Видеотрансляции богослужений из нашего храма (64676)
  • Трансляция богослужений (24744)
  • Расписание богослужений (20305)
  • ФОТОлетопись

    • Дети в храме
    • НОВЫЕ ФОТОГРАФИИ

    Подписаться на новости

    Мы ВКонтакте

    Общецерковные новости

    Православие.Ru

    Пресс-служба УПЦ

    Черкасский Благовестник

    Прп. Евфросинии Александрийской (V). Преставление прп. Сергия, игумена Ра́донежского, чудотворца (1392).

    Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Прп. Досифеи затворницы, Киевской (1776). Прмч. Пафнутия египтянина и с ним 546-ти мучеников (III).

    Св. Николая Розова исп., пресвитера (1941). Обре́тение мощей сщмчч. Александра Смирнова и Феодора Ремизова пресвитеров (1985).

    Утр. –Мф., 43 зач., XI, 27–30.Лит. – Прп.:Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.Лк., 24 зач., VI, 17–23.

    Видеокалендарь

    Книга «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?»

    Аудио

    Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном переверты­ше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог конечно же не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа вос­принимает любовь Божию как мучение. Чем можно помочь тому, для кого источником страда­ния является любовь Божия? Что происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Cможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел? Подобных вопросов возникает не мало, и все они ждут своего разрешения. На некоторые из них отвечает известный публицист – Александр Ткаченко в очередной своей книге, которая вышла в Издательстве Никея и называется — «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?» ***

    Данная книга традиционно разделена на три части. Первая из них называется – «Бог сердится?» Так ли это на самом деле? Для раскрытия этой темы автор приводит одно из писем, которое пришло в редакцию Фомы. «Я верю в Бога, — пишет адресат Яков, — но не могу принять ту христианскую аксиому, что Бог есть Любовь. Ведь если Бог всеведущ, то, принимая решение о со­творении мира, Он изначально предвидел, сколько горя и страданий ожидает человечество в его истории, сколько будет пролито крови и слез. Но, самое главное, Он предвидел, что миллионы людей не спасутся, погубят свои души и по смерти пойдут в муку вечную. Зная все это наперед, не жестокостью ли с Его стороны было создавать этот мир? И, в частности, как Бог Всеблагой может давать жизнь человеку, о будущей духовной гибели которого Он знает заранее? Пожалуйста, ответьте, для меня это очень важно. С уважением, Яков».

    И вот частичный ответ Александра Ткаченко на этот вопрос: «История человечества, — пишет автор, — это история человеческих страданий. Мы стараемся об этом не думать, но если попытаться рас­смотреть любую эпоху в жизни любого народа, то картина откроется просто удручающая. Бесконечные войны, притес­нения слабых, насилие, торжествующая несправедливость, жестокие преступления и не менее жестокие наказания за них, изощренные казни, пытки. Везде и всегда практиче­ски одно и то же — кровь, слезы, страдание. А в те короткие промежутки, когда люди не убивали и не мучили друг друга, на них обрушивались наводнения, пожары, землетрясения, их терзали болезни и моры; засухи и саранча уничтожали урожай на их полях, обрекая людей на голод и нищету. И если предположить, что этот безумный мир и этого несчастного человека сотворил Бог, неизбежно возникает вопрос: какими же моральными качествами должно обладать такое божество?»

    По словам автора, выводы напрашиваются сами: либо это божество невероятно жестокое и безжалостное, либо ему глубоко безразлично всё, что происходит в сотворенном им мире. Именно такими и видел своих богов языческий мир. И не важно, о какой именно культуре или историческом периоде идет речь. Отношение языческих богов к людям всегда и везде мыслилось вполне определенным: или беспощадная справедливость, от которой не уйти никому из рожденных, или безразличие на грани невменяемости. И финикийский Ваал, в раскаленную статую которо­го ежедневно бросали десятки новорожденных младенцев; и греческие небожители, резвящиеся на Олимпе каждый на свой манер; и индуистский Брахман, который сотворил мир и благополучно уснул, оставив его без присмотра, — все они вполне соответствовали печальной картине мира, над которым стоят такие боги. Правда, человеку вряд ли становилось легче от этого соответствия. Но тут, по крайней мере, все было понятно: мир жесток, потому что жесток бог, который им управляет.

    И вдруг появляется это странное христианство, которое возвещает, что Богу небезразлична судьба людей. Более того: христиане утверждают, что Бог любит нас, Бог есть — Любовь, и именно любовь, а не справедливость является мерилом отношения Бога к человечеству. Заявление совершенно небывалое и в корне противоречащее жизненному опыту любого человека. Нет, конечно же мысль о любви Божией к людям сама по себе очень красива и утешительна. Но ведь сколько ни говори «халва», во рту от этого слаще не станет. Предположим, что Бог действительно есть Любовь. И сразу же вместо безысходной, но вполне ясной и логичной языче­ской картины мира мы получаем очевидную бессмыслицу. Как Бог-Любовь допустил весь этот кошмар человеческой истории, с ее войнами, насилием, реками пролитой крови? Куда Он глядел, когда любимые Им люди так жестоко страдали и мучились? И самое главное: зачем любящий Бог сотворил человека, зная, какая печальная судьба его ожидает?

    Эти вопросы, по словам автора, вполне актуальны и сегодня, поскольку с евангельских времен боли и горя в мире, к сожалению, вряд ли стало меньше. Но для того, чтобы ответить на них, необходимо сначала разобраться: а что же это такое, соб­ственно, — страдание и станет ли человечество счастливее, если утратит способность его испытывать? Что думает об этом автор, читайте в первой части этой книги. Далее в статье «Как выглядит грех», Ткаченко предлагает читателям рассмотреть учение Церкви о грехе на фоне нескольких устоявшихся в общественном сознании заблуждений. В статье «Любовь и ярость» автор поясняет, как сочетаются с утверждением: «Бог есть Любовь» такие трагические свидетельства Библии, как изгнание из рая, полное истребление допотопного челове­чества, гнев, ярость и даже месть Бога, обрушившиеся на грешников. В статье «Что такое геенна огненная» разбираются вопросы, на которые святые отцы ответили еще полтора тысячелетия назад: Если Бог есть Любовь, почему Он так жестоко наказывает грешников? Что такое геенна огненная? Откуда взялся ад и какова природа адских мучений? И т.д.

    Думаю, что читателям все же будет интересно узнать, может ли сердиться Бог и как можно всегда радоваться, когда вокруг столько горя и страдания? Завершает этот раздел статья на тему: «Бог, Которого мы можем уважать». Здесь автор говорит о празднике, который мы с нетерпением ждем и готовимся к нему продолжительным постом – речь идет о Рождестве Христовом. Следующая часть книги называется «Загадки Евангелия» и обсуждаются непонятные евангельские темы, такие как: «Там соберутся орлы», «Неверный управитель», «Хула на Святого Духа», «Кто разрушил Иерусалимский храм?», «Где находится «лоно Авраамово»? «Иуда. Хроника одного предательства» и «Маранафа». Остановимся на последнем из перечисленного. Как отмечает автор, «в этом евангельском эпизоде есть один непонятный момент. Разговор Христа с учениками начался с того, что некоторые из них стали восхищаться величием и богатством Иерусалимского храма, а Христос сказал, что все это вели­колепие будет разрушено и от храма не останется камня на камне.

    Ошеломленные ученики принялись расспраши­вать, когда это случится и по каким признакам можно бу­дет узнать о приближении этих грозных событий. Но вме­сто прямого и понятного всем ответа Христос почему-то начинает рассказ о конце света и признаках Своего Второго пришествия. В числе прочих знамений последних времен Он упоминает и Иерусалим, окруженный войсками. Однако после разрушения Иерусалимского храма про­шло вот уже почти две тысячи лет, а последние времена все еще не наступили. И сегодня у людей, читающих Еванге­лие, закономерно возникает вопрос: о чем же, собственно, рассказывал Христос ученикам на склоне Елеонской горы, когда связал воедино грядущее уничтожение храма и конец мировой истории? Размышления на эту тему, как и многие другие, занимает в книге не одну страницу, поэтому ознакомиться с ними читатели смогут, открыв данную книгу.

    А мы перейдем к заключительной части книги. Она называется «Разговор с атеистом» и заключает в себе всего две статьи, одна из которых представляет собой письмо атеиста, написанное специально для журнала Фома и полное провокационных вопросов, как раз в духе Фомы (который неверующий). Во второй статье автор отвечает на это каверзное письмо, которое воспринимает как добросовестную попытку адресата выйти на поле, пролегающее между „есть Бог» и „нет Бога» из своей атеистической крайности, и поэтому Александр Ткаченко рад возможности ответить этому человеку, потому что и с той, и другой стороны идет обмен мнениями — а это шаг навстречу друг другу.

    *** Сегодня мы завершаем знакомить вас с трилогией Александра Ткаченко, в которую вошли книги «Чего просить у Бога», «Спасение безнадежных» и «Исправитель зла». Во всех трех книгах этой серии красной нитью проходит основополагающая истина православного христианства — Бог есть Любовь. Православие утверждает, что Бог не может не любить человека, потому что Он Сам есть Любовь. Это Бо­жие свойство выражено в прекрасных евангельских строках: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородно­го, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16). Автор буквально в каждой главе старается показать, что любое Божие действие в отношении челове­ка является только благом. И этого же Господь требует от нас в отношении друг друга, через жертвенный отказ ради ближнего от своих предпочтений и слабостей, вплоть до от­каза даже от самой жизни, если это потребуется.

    Какие причины страданий? Сколько их?

    Первая причина – что мы совсем не без греха.

    Но вот на что надо обратить внимание. Есть грехи видимые для человека и для его окружения. Например, говорят: он – пьяница, он – вор, наркоман. Все это знают, и он знает. Я вам скажу даже вещь немножко страшную – что даже вот эти грехи – менее страшны, чем те, которых мы не замечаем, но которые страшнее ранят человека. Почему? Потому что в этих видимых, хотя они и тяжелые, но в них человек скорее может покаяться. И мы видим в истории немало случаев, что величайшие преступники каялись так, что этому могут позавидовать и великие праведники.

    Вспомните, как Степан Разин каялся. Это действительно оказался праведный разбойник. Его все равно приговорили к казни, все равно четвертовали – а он каялся от всей души. И какая сила духа была. Когда растянули его и брата – когда брата ударили один только раз, и брат взвыл – а Степан говорит: ты что же – умел веселиться, умей и терпеть! 40 ударов жутких, когда от нескольких ударов порой человек погибал – он перенес, не издав ни одного звука. Это была потрясающая сила личности. И он знал, за что он каялся.

    И гораздо страшны грехи другие. Самый страшный из них грех называется по-разному отцами, но суть его очевидна – это самомнение, видение себя в общем-то нормальным человеком. Его называют и гордостью , и мнением, и самомнением – это все одно и то же. Самое ужасное – именно это.

    Человек, который не делает этих видимых больших грехов, а о других грехах не имеет и представления (вам понятно, о каких грехах идет речь – это и тщеславие, и злоба, и самомнение и проч. – они все внутри, тамо гади, ихже несть числа) – так вот, человек, который не видит внутри себя этих гадов – он видит себя хорошим, в нем зарождается самомнение.

    Западный человек всегда доволен сам собой. Единственное, что ему не хватает – это взойти на кафедру и проповедовать всему миру — посмотрите, каким надо быть. Каким? – Ясно каким, каков я есть!

    Я вам неоднократно приводил мысль И.В.Киреевского об отличии русского человека от западного. Сам он был на западе очень много, прекрасно знал Гегеля, вместе с ним чаи гоняли – так вот, он показывает разницу, и эта разница важна для нас в духовном отношении. То, что он говорит о западном человеке – это применимо к каждому из нас. В чем он видит самое страшное, что там есть – это мнение о своей праведности .

    Западный человек потерял понятие об этих грехах – которые ранят и убивают душу – особенно самомнение, особенно гордыня, особенно видение себя праведным.

    Теперь вы понимаете, что человек, который согрешает такими видимыми грехами – он даже скорее может покаяться, т.е.измениться, изменить направление своего ума, чем тот, который, не зная направление своей духовной жизни, видит себя духовным, прекрасным, «доброкачественнейшим». Это уже – беда, это – духовная смерть человека.

    Так вот, вопрос о скорбях и страданиях. Мы говорим – за что? И не знаем внутреннего мира человека, когда речь идет о другом человеке, и не знаем самих себя, когда идет речь о нас.

    Такая фраза – «Что я, хуже других? За что меня Бог наказал?» — показывает во всей яркости и силе самомнение. Это то, что так выразил Феофан Затворник: «Сам дрянь дрянью, а все твердит: несмь, якоже прочии человецы».

    У Марка Подвижника есть замечательные слова: «Все скорбное, что случается с нами, происходит за возношение наше».

    Это просто бесценные слова. Он не сказал: за разбой, воровство или еще что-то подобное. Нет. «За возношение» — это самый корень всей сути.

    Я думаю, что эта мысль поможет нам объяснить людям очень многое о тех скорбях, которые случаются с нами и с другими. Не надо смотреть на видимую сторону жизни человека, на то, что он никого не убивает и добросовестно трудится и т.д. Мы не знаем, что происходит в душе человека. Он может вести очень добропорядочный образ жизни и наслаждаться этой своей добропорядочностью, услаждаться, упиваться этим. Вот я какой! Причем даже в самом себе, а совсем необязательно перед всеми. Вот корень и основная причина страданий, которые происходят в роде человеческом.

    Вторая причина страданий — родовой грех

    Помимо личного греха и этого главного греха – самомнения, который присутствует во всех нас без исключения – (разница только в том, что одни это видят лучше, а другие хуже) – кроме личных грехов, есть еще один грех, который тоже называется грехом, хотя это не грех, а огрех, т.е. это болезнь (т.к.только личный грех есть грех в полном смысле).

    Под родовым грехом разумеется та болезненная духовная (не телесная, не психическая – это всем и так понятно!), духовная наследственность, с которой мы все рождаемся.

    В данном случае я говорю о наследственности не положительной, а о грехе, о духовно-отрицательной, болезненной наследственности. У нас у всех есть весь, полный набор страстей, всё есть – но некоторые особенно выделяются. Кто-то очень гневливый, кто-то очень завистливый, кто с воровскими наклонностями и т.д. Неважно. Т.е.эта дурная наследственность является болезнью духа, и для ее исцеления требуются разные средства: Смотря какие это болезни; Смотря в какой душе и личности; Смотря какой силы.

    И каждой болезни для исцеления требуются свои средства. И скорби как раз и являются таким целительным средством. Каким же? – Опять имеются две стороны: некоторые скорби дают возможность мне увидеть то, что во мне есть, т.е.мое самомнение (за что же? – а, понятно теперь, за что. Теперь мне ясно, что я достоин скорбей). Я-то думал, что я хороший человек, а оказывается, что я «праведник» в кавычках.

    Итак, для кого-то эти страдания служат средством познания себя.

    Другая сторона страданий – что это есть те лекарства, с помощью которых возможно исцеление наших болезней – как личных грехов, так и тех болезней, что мы получили по наследству. Вот две причины – личные грехи и так называемый родовой грех. Так как грех есть рана, то для него требуется оперативное вмешательство, уколы, горькие лекарства и прочий весь набор, который есть у врачей. Вообще сладких лекарств, по-моему, мало. Так и здесь. Вот чему служат скорби.

    Третья причина скорбей — Скорби воспитывают наш дух, это средство укрепления духа человека, чтобы мы утвердились в верности Богу. И скорби есть средство познания себя, кто мы есть.

    Ведь друг познается в беде, а не за праздничным столом. За праздничным столом – мы все друзья в доску. А как наступает беда – смотришь, как все разбежались по углам, никого не соберешь. Верность познается тогда, когда человек находится в тяжелом состоянии. Когда человек во славе – все с ним здороваются, поздравляют. А когда его вдруг убрали, уволили отовсюду – он вдруг оказался никто. И если кто идет ему навстречу по улице – думает: ой, нет, я перейду лучше на ту сторону улицы, чтобы с ним не встретиться и не поздороваться. Так вот, друг познается в беде, когда он теперь бесславен, бесчестен, когда все разбежались от него, но только друг не покидает его.

    Так вот эти скорби происходят для того, чтобы человек увидел – способен ли он сохранить верность Богу в том положении, в котором он оказался.

    Я встречаюсь с человеком,– Как поживаете? – Слава Богу! Но я ни разу не слышал, чтобы кто-то сказал,- Слава Богу, дом мой сгорел! Или – слава Богу, вот ноги переломал!

    А через скорби Господь нам дает возможность увидеть себя – кто мы, насколько мы действительно верны Богу или даже верны истине, своим собственным убеждениям, своему стремлению к истине и к святости. Действительно ли ты верен этому, что утверждаешь на словах?

    И в скорбях мы познаем то, кто мы есть на самом деле. Малейшая скорбишка – и я уже взвыл. В то же самое время скорби дают возможность укрепиться в твердости духа. И без скорбей невозможно этого!

    Исаак Сирин: «Наконец ясно дознал я, что Бог и ангелы Его радуются, когда мы в нуждах, а диавол и делатели его – когда мы в покое».

    Или: «Не Дух Божий пребывает в тех, которые пребывают в покое, но дух диавола». О каком покое он говорит? – о том, пушкинском: Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой.

    Так вот, оказывается, при таком покое человек совершенно не познает себя. Все хорошо, великолепно, больше вообще ничего не нужно – и нет познания себя, никакого движения духовного, духовная жизнь умирает, человек заживо умирает. «Поскольку ты не холоден и не горяч, изблюю тебя из уст Моих».

    Исаак Сирин: «Невозможно приблизиться к Богу без скорби. Без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною».

    «Малая скорбь ради Бога лучше великого дела, совершаемого без скорби, потому что произвольная скорбь показывает, дает доказательство веры любовью, а дело покоя бывает следствием усыпления совести. Поэтому святые из любви Христовой показали себя благоискусными в скорбях, а не в прохладе — потому что совершаемое без труда есть правда людей мирских, которые творят милостыню из внешнего, сами же в себе ничего не приобретают. Но ты, подвижник и подражатель страданиям Христовым, подвизайся сам в себе, чтобы сподобиться тебе вкусить славы Христовой, ибо если со Христом страждем, то с Ним и прославимся».

    Вообще он говорит, что покой и праздность есть гибель душе , и больше самих демонов могут повредить ей. Да, покой и праздность – это мы очень любим, когда можно сидеть, ничего не делать, нога на ногу, рассуждать о чем-нибудь, очень хорошо.

    Четвертая причина — невинные страдания. Это когда страдают дети, праведники, или невинные люди.

    Ну в отношении праведников еще можно сказать – нет праведника, нет до единого (Пс.), и мы не знаем, чей грех больше. Помните случай из Патерика, когда один брат другому рассказал о третьем брате, и тот осудил его, вздохнул с осуждением. И сразу же в исступлении он увидел крест, а на кресте Христос, который сказал: сорвите с него мантию и прогоните от Лица Моего с осуждением. И его это потрясло. И три года он ходил и каялся, прежде чем ему возвратилось прежнее состояние (а ведь он только вздохнул). Так, на ослепительно чистом белом платье видна малейшая грязинка, пятнышко. И можно испортить его ничтожной каплей. А на нашей рабочей одежде – все нормально, все нипочем! И поэтому не будем удивляться, что для святого даже маленький вздох оказался такой огромной раной, потребовавшей такого большого труда для своего исцеления. Итак, для праведников это еще более-менее понятно, причины страданий.

    Но дети почему страдают? Где же тут любовь Божия, уж не говорю о правде Божией?

    Сначала есть общие соображения, о которых пишет апостол Павел, что здешние страдания есть ничто в сравнении с тою славою, которая откроется в нас. И вера наша в то, что ни одно страдание не посылается Богом без крайней необходимости для человека – неважно кто он, взрослый или ребенок. И если это страдание посылается, то значит, есть какая-то серьезная причина. Какая же это причина?

    Первая причина– в родовом грехе. Люди рождаются с родовыми болезнями, и люди для вхождения в вечную жизнь требуют соответствующего лечения. Скорби и страдания, оказывается, являются одним из этих средств.

    Вторая причина – в том, что страдания детей, как правило, всегда связаны со страданиями взрослых родителей. И дети в данном случае являются теми, кто жертвуют своим покоем и благополучием, своим здоровьем и жизнью – ради родителей и окружающих взрослых.

    Но они же ничего не понимают? – на это можно ответить так, что только с атеистической точки зрения жизнь существует здесь и только здесь. С христианской точки зрения жизнь человеческая имеет две фазы – земную и вечную. Фактически вечность уже начинается здесь, но ступеней две, они различные: существование земное (в теле) и существование отдельное души и тела – и далее – души в новом теле. И вот личность как таковая, как самосознающее, понимающее – не прекращает своего бытия со смертью тела, самосознание не прекращается ни на одно мгновение. Есть масса удивительных случаев, что описывают люди, как они, умирая, не теряли самосознание ни на одно мгновение. И это очень важный момент.

    Оказывается, самосознание личности не обусловлено тем, в теле ли находится душа, или вне тела. Так вот, это самосознание не прекращается и у детей. Только разница в чем – здесь, находясь в детском развитии, душа ребенка не понимает, что происходит. Страдает, и всё. Больно, и всё.

    А там – открывается во всей ясности, лицом к лицу. Как пишет апостол Павел к коринфяном: Тогда же познаем лицом к лицу. И там познается истинная сущность тех страданий, которые переносит человек здесь. И там этот ребенок видит, для чего происходили эти страдания – или для излечения вот этих болезней, с которыми он родился, или же эти страдания являются своего рода заместительными страданиями, благодаря которым они, эти страдания, помогают тем людям, которых он любит – родителям, окружающим. Он помогает этим людям в их духовном созидании, в их духовном исцелении, в их спасении. Ведь христианство говорит о том, что мы все друг другу помогаем, можем помогать. И Церковь призывает молиться друг за друга, и не только за живых, но и за усопших. «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых». И наши страдания способны помочь другому человеку.

    Когда апостолы не смогли изгнать беса (после Фавора), Христос сказал: сей род изгоняется молитвою и постом .

    Пост – это и есть страдания, налагаемые человеком на себя ради другого человека, ради помощи ему. Такова природа страданий – когда они добровольно накладываются на себя, тогда они являются средством помочь другому человеку.

    Из интервью со Стивеном Фраем

    — Представьте, что вы подходите к вратам Рая, и там вас встречает Господь. Что вы ему скажете?

    — Я думаю, я бы сказал: „Рак костей у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно? Как ты смел создать мир, где есть такие страдания, в которых мы не виноваты? Это неправильно! Это чистое, чистейшее зло! Почему я должен уважать капризного, злобного и глупого Бога, создающего мир, в котором так много несправедливости и боли?“. Вот что я бы сказал.

    — И вы думаете, вас бы пустили после этого?

    — Нет! Но я бы и сам не пошёл. Я не хотел бы попасть туда на его условиях. Они неправильные. Вот если бы я умер, а там Плутон, Аид, двенадцать греческих богов, мне бы это было ближе. Потому что греческие боги не притворялись, что не похожи на людей в своих желаниях, в своих капризах и в своей нецелесообразности. Они не притворялись всевидящими, всезнающими, благотворными, добрыми. Потому что Бог, который создал эту вселенную — если её создал Бог — очевидно, маньяк. Абсолютный маньяк. Невероятно эгоистичный, невероятно… А мы должны всю жизнь на коленях проводить, благодарить его? Какой бы Бог так себя вёл? Да, мир прекрасен. Но в нём также есть такие насекомые, жизненный цикл которых состоит в том, чтобы забраться маленьким детям в глаза, ослепить их. Они их глаза выедают! Это как? Зачем? Зачем так с нами обращаться? Можно ведь было создать мир, в котором этого нет. Это просто неприемлемо.

    Так что, понимаете, атеизм — это не только и не столько вера в то, в что Бога нет, а размышление над вопросом: даже если он существует, что это за Бог такой? Абсолютно очевидно, что он монстр, абсолютный монстр, который не заслуживает никакого уважения. И в тот момент, когда от него отказываешься, твоя жизнь становится проще, чище, яснее. И, как мне кажется, такая жизнь большего стоит».

    Зачем Богу наши мучения?

    Фото Владимира Ештокина

    Поэтому христианин не может ни судить, ни превозносить себя над представителями другого мировоззрения или считать себя избранным. В каждом человеке мы должны видеть Образ Божий. Мы не знаем, что происходит в его душе, не знаем, как он относится к Богу и как Бог относится к нему. От людей, не исповедующих христианство, мы не можем ждать христианского совершенства, но также мы не должны и терять надежду, что рано или поздно человек обратится ко Христу.
    Мы не можем осуждать человека даже тогда, когда он проклинает Христа, проклинает Евангелие, — хотя в таком случае он умышленно удаляется от Бога и совершает большой грех. В том числе, например, и представителей исламских экстремистских группировок, и террористов-смертников… Важно понять, что эти люди неправильно истолковали свое вероучение, потому что убийство для мусульманина — это тяжкий грех. Мы должны сочувствовать этим людям, которые дошли до такого духовного помрачения и считают, что убивать людей — добродетельно.
    Но мы знаем также немало примеров, когда до духовного помрачения доходили люди, воспитанные в христианстве. Это и Сталин, и Ленин, которые родились в православии, это и Муссолини, и Гитлер, которые родились в католической традиции, и многие другие. Что мы можем сказать об этих людях? Конечно, они по собственной воле предали Христа и изменили своей вере. А все остальное — это тайна зла.
    Не зря говорят, что душа человека — потемки. Мы не знаем, что было в душе у Гитлера, когда он убивал миллионы. Конечно, на его плечах лежат ужасные грехи. Известно, что Гитлер был очень трусливым человеком, вероятно, он отдавал приказы, но их исполнения он не видел. Когда Гитлер стал нацистом, христианином он уже давно не был, он был атеистом. Говорил иногда про Бога, но что-то языческое, не христианское.

    Читать еще:  ВЗБЕСИВШИЙСЯ РОТВЕЙЛЕР, или что такое геенна огненная
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector