0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.

Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).

Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.

Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.

«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.

Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.

Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.

Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит о равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.

Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).

Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.

Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.

«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.

Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.

Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.

Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит о равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.

Так и не опубликовали мой комментарий-ответ Михаилу.) Отсылала его ещё 21 июня.

Какой именно? В админке не видно никаких неотвеченных комментариев, если не сложно, напишите пожалуйста ещё раз.

Спасибо Вам за Ваш труд. Часто читаю ваши статьи

Михаил Кузнецов, прошу удалить мои повторяющиеся комменатарии, а также комменатарий-запрос в ваш адрес. Странно выглядит, когда несколько дней комменатрии не публикуют, а затем размещают их все скопом. Какой в этом смысл? Спксибо.

Смысл в том, что наш сотрудник по своей доброй воле старался подготовить развёрнутый ответ на огромный по количеству затронутых тем Ваш комментарий. Я уже несколько раз писал, что у редакции «Фомы» нет сил и средств на создание специальной службы модераторов-«ответчиков». При этом, мы не считаем возможным превращать комментарии в вольницу. Мы несём ответственность за всё, что публикуется у нас на сайте. И потому комментарии на сайте — не обязательство со стороны редакции, а возможность, прежде всего, возможность для связи с редакцией (наряду с социальными сетями). И потому также некоторые комментарии мы вообще не публикуем (от себя добавлю: и слава Богу!), а некоторые висят в премодерации и ждут, когда у наших сотрудников будет хоть немного сил и возможностей для ответа на возникшие возражения и вопросы.

Читать еще:  Как в СССР изучали религию, чтобы с ней бороться

Попробую ещё раз, дай Бог, получится.

Кузнецов Михаил, нет смысла постоянно повторять, что мирянам вообще не дозволено входить в алтарь, если вы тут же, противореча самому себе, пишете, что вот мальчиков всё-таки туда заносят. Говорите, это традиция такая? А в каком году и по какой причине она появилась, можете ответить? Более того, выходит, эта традиция нарушает то самое 69 правило IV Вселенского Собора. Если пономари потенциально вдруг станут священниками и вот поэтому им в нарушение канона позволяют быть в алтаре, то почему туда при крещении заносят всех мальчиков? Тоже подразумевают, что все они потенциально станут священниками? Вы полагаете, что вот такое высосанное из пальца пояснение и есть ответ? И зачем нужна такая незаконная традиция, нарушающая указанное правило?

По поводу пожилых женщин, простите, несколько смешно читать ваши слова о том, что у женщины, если она не пожилая, «может быть кровотечение».)) Типа оно у нас может быть круглосуточно и ежедневно? Однако.

«повторим еще раз — женщин не пускают в алтарь не потому, что они женщины» Так вот именно потому что женщины: «у женщины может быть кровотечение» — вот именно поэтому и не пускают. Выходит, так.

«с тем, что нарушение канона это вред для человека, Вы, надеюсь, согласны» Да, согласна. Тогда, чтобы минимизировать, пусть мальчиков не заносят в алтарь. Какой смысл их заносить? Что это даёт? Вы видите, сколько противоречий в ваших ответах?

«Нечистоту» не придумали церковные мужчины, это понятие пришло к нам из Ветхого Завета, и многие слова, описывающее критерии такой нечистоты были продиктованы Самим Богом». Но при чем здесь Ветхий Завет? Вы все ещё по нему живёте? Я вот по Новому Завету живу. И там про вот такую нечистоту нет ни слова. Для чего Господь заключил Новый Завет с людьми? Давайте тогда вернём кашрут и прочие запреты вместе с женской «нечистотой».

«важно само состояние тела человека. Почему оно важно — это отдельный вопрос, требующий отдельного обсуждения.» А вы не знаете, значит? Так это и есть самый важный вопрос: почему в Церкви до сих пор так держатся за женскую «нечистоту», не имея понятия что это такое в контексте Нового Завета.

Михаил, простите, если резко пишу. У меня и близко нет цели задеть вас. Но ведь вы действительно не можете ответить на эти вопросы детально. Только в стиле «такая традиция». Я и близко не стремлюсь в алтарь. Не из-за своего пола, а потому что считаю недостойной себя для пребывания в таком святом месте. И я не причащаюсь в определенные дни согласно документу «Об участии верных в Евхаристии». Но я хочу ПОНИМАТЬ, почему для женщин установлены такие запреты в нашей Церкви. Но никто не может этого объяснить. И вот именно поэтому время от времени и появляются такие статьи на православных сайтах, как эта: мол, женщины очень даже равны, никто их не притесняет в Церкви. Были бы равны — не было бы ни необъяснимых запретов, ни нужды в таких статьях.

Пожалуйста, почитайте две вот эти аргументированные, убедительные статьи, написанные священниками:

Думаю, возразить их доводам будет трудно.

Ну вот видите, Вы подтверждаете мои слова о том, что ответ, который Вам не нравится, Вы считаете недостоверным и недостойным существования. Однако то, что я говорю, не высосано из пальца, а является не только констатацией действительности, но и признанным фактом. В том смысле что не я это придумал, подобные моему ответы Вы можете найти в авторитетных справочниках, рассказывающих о Таинстве Крещения и его чинопоследовании. Более того, Вы очень сильно удивитесь, когда узнаете, какое количество канонов нарушаете приходя в храм, и действуя там так, как привыкли действовать обычно. Каноны — это не догматика, многие каноны менялись с течением времени, отменялись или появлялись в силу сложившихся традиция, или исходя из потребностей верующих. В каком конкретно году та или иная традиция никто доподлинно сказать не может, а вот почему она возникла я уже написал, прочитайте пожалуйста еще раз мой прошлый комментарий. И да, о том, что мальчиков при крещении вносят в алтарь потому, что они теоретически могут служить у престола, я тоже уже писал, во втором предложении своего комментария, странно что Вы переспрашиваете об этом.

Если у мужчины будет кровотечение его тоже не пустят. Удивительно, что Вы это игнорируете. Так что да, женщин не пускают в алтарь не потому, что они женщины.

Практического или сакрального смысла заносить алтарь мальчиков при крещении нет, с этим никто не спорит. А символический смысл есть, он и называется традицией, и вот с традицией можно спорить, это Ваше право как члена Церкви. Собственно, и противоречия тут никакого нет, поскольку повторюсь, огромное количество канонов в наше время нарушается просто потому, что изменились обстоятельства жизни, а нового Вселенского собора для изменения старых канонов и принятия новых пока не планируется.

Никто, абсолютно никто не может ответить на эти вопросы еще детальнее. Поверьте, детальней некуда. Я проверял эти ответы на своих знакомых неверующих феминистках, и они поняли. Если далекие от Церкви и заранее враждебно настроенные к вопросам гендерного неравенства люди поняли, а Вы не понимаете, то я правда не знаю, что тут еще можно сказать. Возможно проблема кроется в разнице нашего с Вами понимания того, что такое церковная традиция, какое она имеет значение, как может меняться и на что она влияет.

Возможно, вот что может помочь пониманию. В христианстве существует такая вещь, как «икономия». Это принцип решения сложных вопросов с позиции снисхождения к немощам человека, с позиции удобства для верующих. Существует так же и «акривия», принцип, предполагающий неукоснительное следование букве закона. Оба эти принципа сосуществуют в полной симфонии, и значительная часть канонов, которые входят в противоречие с реалиями времени, рассуждаются именно с позиции икономии. Так, например, согласно канонам, христианин должен причащаться на каждой Литургиии, на которой присутствует. Если уклоняется от причастия — на него накладывается строгая епитимья, вплоть для ограничения в общении с членами приходской общины. Однако на практике этот канон не выполняется с VI века как минимум, так что к нему применяется принцип икономии. То же касается и канона о присутствии мирян в алтаре. В какой-то момент стало очевидно, что одних священнослужителей в алтаре не хватает, нужны помощники, ну а дальше Вы знаете.

Я знаком с трудами о. А. Волчкова, и не спорю с его доводами. Впрочем, мои слова его доводам и не противоречат, поскольку его рассказ и наш с Вами разговор находятся в разных прикладных областях.

Уважаемая редакция! Могу ли я узнать, по какой причине вы не публикуете мои комментарии не только в этой теме, но и в другой? Также прошу пояснить, почему вы хотя бы не поясняете причину отказа в публикации моих комментариев. В них не содержится ни агрессии, ни оскорбления, ни хуления Господа и веры. Но даже при моих прямых просьбах их отказываются публиковать без объяснения причин этого. Я хочу разобраться, в чем здесь дело, по какой причине такая немилость. Меня беспокоит такое необъяснимое игнорирование. Что я делаю не так, в чем мой грех и неправота перед вами? Надеюсь, вы не заставите меня переживать вашим молчанием: я просто не знаю, что думать. Могу ли я написать по этому поводу на ваш электронный адрес? Очень жду ответа, спасибо.

Ваши комментарии не публикуются потому, что у нас нет отдельной команды для модерации комментариев, каждый сотрудник вносит свой посильный вклад, а комментариев приходят десятки каждый день. Если Вы обращаете комментарий к кому-то лично, то никто не будет публиковать его до того, как тот, кому Вы адресуете, не сделает этого сам. В наших соцсетях отсутствует премодерация, так что если Вам важно, чтобы Ваши комментарии были опубликованы в кратчайшее время, возможно Вам стоит направлять их, например, в нашу группу VK.com

Да, может. Про остальные причины написал в ответе к другому Вашему комментарию.

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.

Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).

Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.

Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.

Читать еще:  «И не знал, на небе я был или на земле»

«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.

Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.

Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.

Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.

Женщина — сосуд греха? Что на самом деле говорят об этом Библия и Церковь

Библия нигде так женщину не называет: единственный фрагмент Писания, где женщина названа «сосудом», находится в Первом послании апостола Петра и выглядит так: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет 3:7). Как видите, апостол требует оказывать женам честь и называет их сонаследницами благодатной жизни. Библия описывает некоторых людей как сосуды гнева, но там речь идет о нераскаянных грешниках независимо от пола.

Писание много раз говорит о том, что путь святости и спасения открыт всем. Как объясняет апостол Павел, все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе (Гал 3:27—28).

Более того, Библия ставит женщину удивительно высоко, особенно если учесть, что она создавалась в патриархальном обществе. От Деворы-пророчицы до жен-мироносиц Писание рассказывает о примерах женской веры и святости, самым ярким из которых является благословенная Дева Мария — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, которая в Православной Церкви почитается как «честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим», то есть облеченная большей славой и честью, чем ангелы, херувимы и серафимы.

Особым почитанием окружены в Православной Церкви женщины, сопровождавшие Иисуса Христа и апостолов во время Его земной жизни и не оставившие Спасителя после Его смерти и погребения. Это Марфа и Мария — сестры праведного Лазаря, Мария Магдалина и другие. Мы называем этих женщин мироносицами, потому что на следующий день после погребения они, взяв миро — смесь из ароматических масел, пришли ко гробу Иисуса, чтобы, по иудейскому обычаю, помазать Его тело. Церковь празднует их память в третье воскресенье после Пасхи.

«Антиженские» предрассудки, которые существовали в средневековом европейском обществе, были связаны с дохристианским культурным наследием, а не с Писанием. Там, где цивилизация осталась практически не затронутой христианским влиянием, например, в Индии, статус женщины остался очень низким.

Часто люди, которые говорят о дискриминации женщин в православии, указывают на запрет лицам женского пола входить в алтарь и участвовать в таинствах во время месячных. Действительно, определенные ограничения существуют. Однако они либо не носят абсолютного характера, либо распространяются не только на женщин. Алтарь — особое сакральное пространство внутри храма. Строго говоря, находиться там могут только священнослужители, и запрет входить в алтарь распространяется на мирян в целом. Впрочем, из этого обычая есть исключения: с благословения священника в алтаре могут помогать миряне и пожилые женщины (особенно в женских монастырях). Что касается месячных, то, согласно церковным канонам, они являются препятствием только для Причастия. Этот запрет связан с истечением крови как таковым: во время кровотечения нельзя причащаться не только женщинам, но и мужчинам.

Бывает, что Церковь пытаются противопоставить современному феминистскому движению, обвиняют в том, что она осуждает феминисток. На первый взгляд, это обвинение имеет под собой основания. Однако тут дело не столько в половой принадлежности человека, сколько в феминистической идеологии, которая противоречит христианской морали. Церковь поддерживает правовое, политическое, социальное и культурное равноправие мужчин и женщин, но не может принять отстаиваемое феминистками право женщины на аборт и ряд других положений.

Вопреки мнению представителей «мужского шовинизма», Евангелие прямо говорит равночестности мужчины и женщины в христианстве, а Богородица — женщина, через которую произошло воплощение Спасителя, — почитается больше чем ангелы. Таким образом, реальное отношение к женщине в Православии и то, как представляет его себе средний, далекий от Церкви обыватель, сильно отличаются. Церковь прославляет подвиг жен мироносиц и других женщин, явивших своей жизнью пример подлинной святости. Критику со стороны Церкви вызывают лишь попытки вывести женщину за рамки христианской нравственности, заставить ее выполнять несвойственные ей функции, вырвать из традиционного социально-культурного контекста.

Сосуд греха, второй сорт или ребро Адама?

17 мая 2007, 17:47

Знания и домыслы

Отношения Церкви и женщины, отношения женщины и религии — область, наполненная многочисленными стереотипами и даже домыслами. А домысливают люди тогда, когда не хватает знаний. Часто приходится слышать, что «церковники» якобы утверждают: женщина — «сосуд греха». Через нее, мол, грех в человека вошел. И что первый и настоящий, полноценный человек — Адам, мужчина. А Ева — из ребра, значит «второй сорт». Но ведь и это не что иное, как домысел и стереотип. Творение в Библии описано дважды — второй раз, как творение «их», т.е. «они» равны по своему бытию для Бога. Даже не то что равны, а являются одним целым. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя человек, в день сотворения их» (Быт. 5, 1,2). Так что и Она, и Он тут — Человек. И увидеть в Библии какое-то «гендерное неравенство» можно лишь обладая воображением узко направленного действия и нешироким восприятием.
«Женщина — сосуд греховный» — это слова гностиков (а они всего лишь старая философствовавшая секта). Чаще это соображение встречается в католичестве, в православии же так вопрос вообще не ставится. У католиков святой отец принимает целибат — обет безбрачия. В православии — батюшкой не станешь и приход не получишь, пока не женишься. Какой уж тут «сосуд греха». У гностиков тело вообще (и мужское в том числе) считалось вместилищем греха. Впрочем, гностиков так из стороны в сторону шатало, из крайности в крайность водило, что наряду с теми же словами о «женщине как сосуде греха» у них было даже особое «Евангелие от Евы». Получается, что даже у гностиков отношение к женщине в религии под одну гребенку «женофобов» не причешешь.
Древнееврейское имя той женщины, которую мы зовем Евой, Хавва. Что значит «жизнь». По Библии — она дала жизнь всему человечеству. Она — источник жизни. Да, она была сотворена из ребра Адама, но это означает прежде всего ее органическую, духовную близость к мужу. Подтверждение этого повествования можно найти в арабской поговорке: «ты мое ребро», означающей «теснейшую дружбу, органическую близость и сообщество» (Христианство. Энциклопедический словарь). Что же до женской роли в грехопадении — несомненно, Адам соблазнился через Еву, но сделал он это осознанно и вполне самостоятельно, что тоже косвенно доказывает их равенство и для Бога, и для религии.

Патриарх или матриарх?

Небезынтересным, в связи с дискуссией по поводу роли женщины в христианстве, представляется и то, как сами женщины понимают свои отношения с религией и свое отношение к религии? Вот как ответила на этот вопрос девушка Юлия, приходящая в храм, по ее признанию, «только по праздникам»: «Религия для женщины — это возможность уйти от неудовлетворенности жизнью, от проблем и неудач. Поэтому женщины открываются перед верой на все 100%. А вот религия не всегда «допускает» женщин близко к себе. Женщины не могут быть папой римским, патриархом, священником. В мусульманских мечетях для женщин вообще отдельный вход. Не совсем разделенная любовь получается. «. Очень женский ответ — с неразделенной любовью особенно. Любовь Церкви и религии к женщине — это любовь к ней, прежде всего, как к Человеку. По сути, речь идет не о религиозных «запретах», а об этнокультурных традициях. Ведь тот же так часто и всегда не добром поминаемый «Домострой» — это свод не религиозных, а этнокультурных правил жизни народа. Это вопрос не религии «самой по себе», а культуры в целом. Также как и русская пословица «дальше кумы — меньше греха» — не церковная, а светская, народная.
Другое дело — кто имеет больше прав и в социальной жизни, и в политике, и в вере. Это вопрос непростой. В последнее время по всему миру женщины идут в президенты. Там, где женщины сами поднимают свои «религиозно-женские» вопросы, там сила их явно на высоте. Взять, например, те же судебные тяжбы в таких уж «терпимых, толерантных» и либерально-демократических европейских странах по поводу платков и закрытых лиц у женщин и девушек в учебных заведениях. Скажут, а при чем тут религия? Вопрос в большей степени именно традиционно-культурный. И лишь потом женско-религиозный. Но ведь и в этом случае именно женщина высветила данную проблему. И многострадальный отечественный учебный курс для детей «Основы православной культуры» тоже создала женщина.
Да, женщине нельзя быть священником. Что обыгрывается и «раскручивается» уже довольно долго протестантами. И патриархом женщина не может быть. Потому, что он — патриарх, а не матриарх — священник воплощает в себе образ Христа. Женщина же может быть монахиней — Невестой Христовой. Дико спрашивать — кто важнее на свадьбе — невеста или жених? У них разные образы и функции и равноуважаемые в этом действе гендерные роли. Разве попробует кто-нибудь спросить на реальной свадьбе — кто из вступающих в брак лучше или важнее?

Читать еще:  Исповедь религиозного фанатика

В христианстве, в православии — сын Божий пришел в мир через женщину. Она — лучший во всех смыслах человек, потому что в ней Бог встретился с человеком. Именно она однажды и навсегда «сняла» ветхозаветный вопрос о грехе Евы «как женщины». Почти половина церковных праздников в православии — Богородичные. Возможно, в современном мире и есть-то всего одна структура, один социальный институт — религия, Церковь, где женщина востребована и нужна именно как мать, сестра, дочь, а не как машина для детопроизводства, каковой она нужна государству, и не как объект для гламурного вымогательства средств, каковой нужна она торговому капиталу. Да и Церковь — слово в русском языке ЖЕНСКОГО рода.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите — будет интересно

Как посмотрел Господь на ложь Раав?

Анна спрашивает : Почему Иис.Нав.2:4-5, женщина по имени Раав солгала посланникам Царя Иерехонского? Ведь во Втор.5:20 ясно написано, что нельзя лгать, так как же на это посмотрел Господь?

Вы задали один из самых болезненных для христиан вопросов, потому что прямым его продолжением обязательно станет тема «ложь во спасение» с привлечением самого разноообразного жизненного материала, в котором вы обязательно увидите, что произносивший ложь спасал человеческие жизни.

Ситуация осложняется ещё и тем, что почти все люди, приступающие к размышлениям над Словом Божиим — Библей, опираются на собственный плотский опыт сопоставления и выводов, и почти никогда не имеют твёрдой уверенности в том, что:

1) слово Божие чисто и путь Его непорочен (Пс.17:31; Пр.30:5)
2) «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Иоан.1:5).

Проблема в том, что если не иметь хотя бы эти два основания, можно запросто переврать (частенько даже и непреднамеренно) любую мысль Библии.

Поэтому я предлагаю вам обратиться к истории Раав, хотя бы пробуя уповать на Бога, и хоть немного подвинув в сторону свои плотские размышления.

Да, она солгала, и в этом нет ни малейшего сомнения. Мы так же не имеем ни малейшего сомнения в том, что она была не просто спасена, но и со всей семьёй присоединилась к народу Божьему и даже стала одной из прабабушек Спасителя. Новый Завет дважды говорит нам о ней, и оба раза в самом положительном смысле.

Наша плоть сразу же тянется к таком умозаключению: именно ложь Раав стала причиной того, что она возвеличена Библией и оправдана Богом. Но читая Библию, мы нигде не находим тщательного анализа действий этой женщины. Библия нигде не подтверждает нам, что Раав была права, солгав, но напротив, постоянно говорит о том, что любая ложь – это грех и последствия нашего близкого общения с отцом лжи (Иоан.8:44).

Кем была Раав? Блудницей, жившей в городе, который так погряз в нечестии, идолопоклонстве, развращающей плоть и душу праздности и пр. грехах, что даже многотерпеливый Бог принял решение прекратить его существование. Много ли знала Раав об Истинном Боге? Знала ли она Его закон, Его уставы? Была ли она наполнена Духом Святым? Она всю жизнь, с самого рождения провела в обществе людей, которые никогда особо не задумывались о проблеме «лгать/не лгать», для неё ложь была обычным инструментом жизни, который она, как все люди, применяла по обстоятельствам. Она так же легко и не задумываясь прибегла к этому «инструменту» и в момент опасности, когда встал вопрос о необходимости как-то помочь людям. и себе. Сработал заложенный в её плоть механизм:

«Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их » (Ис.Нав.2:3-5).

Бог не оправдывает этот механизм спасения. Но Бог может простить грех. Понимаете? Ложь, в любом ее проявлении, с любыми последствиями, даже добрыми последствиями, однозначно является грехом. И человек, который пытаеся как-то выскользнуть из этого определения, вывернуться, пытаясь оправдать некоторые виды лжи – грешит против Закона и всего Неба, обитатели которого никогда не лгут.

В том, что произошло с Раав, мы видим удивительную милость Божию, когда Он, не отменяя Своего Закона , всё же спасает того, кто хочет быть спасён, потому что покрывает Своею святостью все грехи этого человека. Бог не закрывает глаза на то, что Раав солгала, но поминая, что она, воспитанная вне Закона, иначе не могла бы поступить, принимает во внимание только её веру в то, что Бог евреев и есть Истинный Бог. Кстати, она засвидетельствовала свою веру весьма ясно:

« я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу » (Ис.Нав.9:11)

Бог принял Раав не потому, что она солгала, а потому, что Он видел её сердце, желающее спасти людей Божиих от смерти. Да, оно ещё не умело жить праведно, оно ещё не знало всей полноты Его закона, оно всё ещё было насквозь языческим, но оно верило Богу неба и земли, и поэтому Бог Вседержитель переложил её грех лжи на Своего Сына , Который много времени спустя умер на кресте, унося в небытие несовершенство Раав.

Евр.11:31 « Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными».

Далее мы видим, что её вера, не смотря на нарушение Закона, всё же произвела добрые плоды:

«пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее [были], и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее [были] , Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона» (Иис.Нав.6:22-24).

Заметьте, что сказано не «потому что она солгала ради посланных», а «потому что она укрыла посланных» . Да, её метод противоречил Закону Божию, но Бог, по великой милости Своей, возложил наказание за это не на неё, а на Своего Сына. Ведь она так хотела спасения, так верила в возможность спасения! Её вера вела по пути совершенства её дела, став ступенькой спасения для множества её родственников.

Бог никогда не оправдывает даже мизерное нарушение Его Закона, поэтому на этой земле должен был родиться, жить и умереть Его Единородный Сын. Только так Бог мог вывести из-под проклятия Закона всех нас, духовных блудниц и блудников, не ведающих истинной святости, но верящих Вседержителю и взывающих к Нему о спасении.

Как вы думаете, смогла ли Раав узнать о Законе Божием и покаяться во всех своих грехах после того, как она стала частью Израильского народа? Не так ли и все мы: верою , ещё не зная толком Закона, только уповая на милость Бога, уходим из места погибели и становимся частью спасаемого народа Божиего, где постепенно учимся отличать грех от праведности, каемся во грехах и живём все более праведно, всё менее по плоти и всё более по Духу, как Иисус жил? Вот и нам надо учиться у Иисуса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector