0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как осознать свои грехи, чтобы прекратить осуждать ближнего

Как осознать свои грехи, чтобы прекратить осуждать ближнего?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Добрый вечер! Как научиться видеть и осознавать свои грехи, считать себя грешнее всех, чтоб прекратить осуждать ближнего?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

У Вас целых три вопроса: как научиться видеть свои грехи, как считать себя грешнее всех и как перестать осуждать ближнего. Они связаны между собой, но все-таки немного про разное.

Самое простое — это второй пункт. О нем, вероятно, Вы прочитали в житиях святых или в патериках. Такое искреннее состояние бывает после многолетних подвигов и очень серьезного духовного пути. Вы можете, конечно, искусственно считать себя грешнее всех, но искусственно это будет гордыня: я такой грешный, что просто ну никто не сравнится со мной в моей грешности! Так делать не надо. Если такое придет, то и хорошо, но придет оно как следствие определенного пути. Так что этот пункт пока оставим.

Следующее — про прекратить осуждать ближнего. Самый простой вариант — на уровне поведения: просто взять и прекратить. Если точнее, то каждый раз, когда Вы заходите осудить, просто останавливать себя и все. «Ах она такая. » — стоп. «Ну надо же было так одеться. » — стоп. Пройдет немного времени — и Вас может приятно удивить, сколько энергии и радости внутри освободилось за счет того, что Вы перестали тратить себя на такие осуждения. В помощь к этому можете добавить анализ, для чего Вам нужно осуждение. Вот идет человек, Вы его осуждаете, а зачем, какой в этом смысл? То ли усталость Вы таким образом выговариваете, то ли злитесь на человека, то ли ревность к нему, то ли зависть, то ли у Вас что-то плохо и Вы через осуждение пытаетесь самоутвердиться. Много вариантов, это я для примера написал. И так вот Вы подумайте — и Вам станет ясно, нужно ли Вам это осуждение вообще и какие внутренние цели Вы им пытаетесь достигнуть. Следующий этап — подумайте, как добиться хороших целей другим способом (например, если Вы устали, можно просто отдохнуть, если Вы недовольны чем-то — можно интеллигентно про это сказать и так далее) и зачем Вам добиваться целей нехороших. Может быть, заменить их другими?

Еще один способ (он может идти в параллель с вышеописанными) — это помолиться о человеке, которого Вы хотите осудить. Кратко, своими словами: «Господи, помилуй», например. Так Вы увидите в ближнем что-то еще помимо того, что, по Вашему мнению, можно бы было осудить.

Также об осуждении советую следующие материалы:

Наконец, первая тема — как научиться видеть свои грехи. Грех — это то, в чем мы ошибаемся. А ошибаемся мы в том смысле, что делаем что-то, что противоречит Богу, любви. Вот все, что не по любви, все, что не ведет Вас к собственному Спасению и не приближает к Богу — все грех. Все, что ведет к Нему и идет ко Спасению — это не грех. В первом случае Вы сбиваетесь с дороги, во втором — идете по верному пути и реализуете свое человеческое предназначение. Как разобраться? В самом откровенном неправильно сделанном Вас обличает Ваша совесть. Молитесь о себе, участвуйте в Таинствах исповеди и причастия, молитесь на службе — и совесть будет еще тоньше и более чутко реагировать на то, как Вы живете, и Вы будете понимать, что не так. Часть грехов Вы можете не осознавать как грех, но Вы можете, читая церковные книги, понять, какое поведение правильное и угодно Богу, а какое нет. Можете также спросить священника, которому исповедуетесь, если сомневаетесь, грешно выбрали поступить или нет, правильно ли понимаете, куда Вам двигаться. И так вот постепенно, живя духовной жизнью и изучая себя, Вы научитесь более-менее хорошо ориентироваться во всем этом.

Православная Жизнь

Кроме мелких грехов, в которые мы впадаем почти ежечасно, у каждого из нас есть какая-то своя большая укоренившаяся страсть. Слово архимандрита Маркелла (Павука), духовника Киевских духовных школ.

С ней труднее всего бороться и побеждать. Она подобна той немощи, от которой в течение восемнадцати лет страдала женщина, упоминаемая в нынешнем евангельском чтении (см.: Лк. 13:10–17). Эта страсть нас мучает и терроризирует, лишает духовной свободы и спокойствия души, часто отгораживает глухой непроходимой стеной от Бога и других, порой самых близких, людей. Например, кто-то чрезмерно терзается гневом по любому поводу и своим ближним и окружающим устраивает уже в этой жизни сущий ад; кто-то заражен сребролюбием и ради стяжания богатства и денег готов на все; иной из-за любой неудачи впадает в уныние; многие страдают от пьянства, разрушая семьи и целые общества, также часто встречаются нетерпеливые, неуступчивые, злые или несчастные люди, потому что, как объясняет премудрый Соломон, «парение похоти переменяет их ум незлобивый» (Прем. 4:12). Из-за гордыни и властолюбия отдельных чиновников возникают конфликты и войны.

Великое благо, когда человек, терзаемый той или иной страстью, это осознает и с Божией помощью пытается с ней бороться и искоренять, как эта женщина. Христос, придя в синагогу, увидев её веру, незамедлительно исцеляет. Однако много есть людей, которые не видят за собой никаких грехов или обращают внимание лишь на мелочи (например, есть ли в постном печенье молоко), но совершенно упускают из виду свою самую главную страсть. Таким был упоминаемый в Евангелии начальник синагоги. Он не возрадовался при виде исцеления скорченной женщины, не прославил за это Господа, а наоборот, стал осуждать Христа, а по сути Самого Бога, за нарушение субботы.

Наверняка все мы задумывались, почему так происходит? Пожалуй, основная причина неведения своих грехов – осуждение других. Многие посвящают этому всю жизнь, начиная с самого утра и заканчивая поздним вечером: «А у него такая-то жена, а как она одевается, а какая у них квартира и машина, а как ведут себя ее дети» – и т. д. и т. п. И нет этому ни конца ни края. Особенно над провоцированием и развитием страсти осуждения работают ныне все новостные каналы, а также социальные сети интернета.

Не сильно удивительно, когда страстью осуждения болеют светские нецерковные люди. Ужасно, когда ею заболевают люди верующие, забывая о заповеди Спасителя: «Не судите и не судимы будете» (Мф. 7:1). Без сомнения, важно научиться не судить других людей не только словами, но и своими действиями. Например, многие, даже стоя в очереди к великому Таинству Исповеди, тут же осуждают священников, потому что к одному подходят, а к другому не подходят. Когда грязь льется на нас в социальных сетях, мало кто становится на защиту своих пастырей. Конечно, мы все разные, все великие грешники, но благодать священства, полученная в хиротонии, у нас одинаковая. Единственное, что требуется, – это молиться о согрешающих и таким образом помогать всем стать на путь спасения. «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

Корень осуждения, по мысли прп. Иоанна Лествичника, лежит в страсти гнева. Он вложен Господом в нашу душу при творении как защитная реакция, но мы не умеем пользоваться этим орудием. Вместо того чтобы направить острие гнева на себя, то есть свои грехи и недостатки, и победить их, мы обращаем гнев на других, посредством их осуждения, и тем самым лишаем себя благодати Божией и возможности духовного развития и роста.

В книге «Про́лог» рассказывается, как в одном монастыре жили два монаха, «великие житием», и ради этого сподобившиеся видеть один на другом ежедневный особенный отблеск благодати фаворского света и славы Божией. Но вот некогда один из них вышел для каких-то надобностей за монастырские ворота в пятницу рано утром и увидал человека, вкушающего пищу. Какое, казалось бы, ему было дело до согрешающего? Но нет, не утерпел монах и осудил. «Ну можно ли, – сказал, – в пятницу тебе так рано есть?» На другой день, возвратившись в монастырь, он встретился со своим сподвижником. Тот взглянул на него и, к удивлению своему, заметил, что чудного отпечатка славы Божией на нем уже не было. Как искренно любивший своего друга, он сильно восскорбел о нем и спросил: «Что-нибудь да ты сделал худое? Благодати Божией я не вижу на тебе!» Осудивший отвечал: «Ни делом, ни помышлением не нахожу себя согрешившим». «Так, – отвечал друг. – Но не согрешил ли словом?» Тут осудивший вспомнил свою встречу с рано евшим в пяток и сказал: «Да, я вчера рано евшего осудил: помолись обо мне, чтобы Бог простил меня». И оба наложили на себя пост. Прошло после сего две недели, и молитва и пост спасли осудившего. Благодать Божия снова сошла на него, и оба утешились и прославили Бога. «Темже, братие, – заключает сказание, – не осуждайте никогоже, но о своих попечемся согрешениях».

Как научиться не гневаться и не осуждать других? В нынешнем Евангелии на это есть ответ. Спаситель сказал осуждавшему Его за исцеление в субботу начальнику синагоги: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк. 13:15–16).

Читать еще:  На работе заставляют врать. Что делать?

Этими словами Господь старается пробудить в осуждавшем чувство милосердия. То есть Христос говорит, что если у тебя есть жалость к скотине, ради которой ты нарушаешь субботу и ведешь её поить, то насколько больше должно быть жалости к человеку, над которым восемнадцать лет издевался сатана. И когда Спаситель сказал эти слова, то «все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк. 13:17).

Итак, если мы хотим постоянно пребывать в свете благодати Божией, видеть свои грехи и постепенно искоренять их, нам нужно учиться никогда не осуждать других людей. Все мы духовно слабые и удобопреклонны ко всякому греху, а потому нуждаемся не в осуждении, а в дружеской поддержке. Ибо только так, взаимно поддерживая друг друга, мы сможем исполнить закон Христов. Аминь!

Как победить страсть к осуждению?

(Материал является творческой проработкой православных источников)

Евангельская заповедь «Не судите, да не судимы будете»(Мф.7:1) является для нас уникальной. Преподобный Иоанн Лествичник в ответ на обращение людей мирских с вопросом, как им спастись среди суеты этого мира, отвечал: не осуждайте ближнего. И Сам Господь обещает это, — «не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете»(Лк.6:37), и этим открывается самый короткий и простой путь ко спасению, но оказывается для нас таким трудным, потому что мы живем в мире, где осуждать другого считается не только нормой, но и порой добродетелью.

Так вот, принеся на Суд Божий победу лишь над одной страстью осуждения, можно получить прощение Господа и спасение своей души. Дело в том, что добродетели не существуют отдельно друг от друга. Это часть единой реальности – святости, как и все пороки – часть единой реальности греха. Поэтому если кто впускает в сердце один порок и не борется с ним, то этот порок привносит в его сердце еще семь других злейших пороков(Мф.13:45). Так же и с добродетелью неосуждения, – если мы ее одну стяжаем, то незаметно в наше сердце придут и другие добродетели, как звенья одной цепи, потому что добродетель неосуждения сокрушает гордыню в нашем сердце. А гордыня – это источник всех пороков и страстей.

Поучения: «Как бороться со страстью осуждения?»

1.) Нужно в себе увидеть эту страсть и перестать себя оправдывать.
Несмотря на прямое указание Господа: «не осуждать», – человек, видя другого явно согрешающего, легко поддается лукавому сценарию беса, подсовывающему ему в руки «кнут» осуждения с мысленным призывом: «Ударь его! Ты же – прав!», при этом он может выдумать человеку тысячу оправданий, почему он не должен исполнить заповедь Божию, но этот путь противления Богу ведет в ад. Мы совершенно забываем, что «кнут» этот – не для наших рук, а для наших спин! И никто не давал нам право брать его в свои руки, и мы будем биты им сами на Суде над нами.
Господь дал нам способность видеть грехи, чтобы мы использовали ее по отношению к себе, себя судить. А способность оправдания дана нам для применения к другим людям, чтобы проявлять к ним жалость и любовь. Но дьявол всё извратил. Как других судить, – мы обвинители, а как себя – адвокаты. А должно быть – наоборот!

2.) Увидел согрешающего, – пожалей его.
«Прежде, чем кого-то осудить, надень его обувь, пройди его путь, споткнись о каждый камень, который лежал на его дороге, прочувствуй его боль, попробуй его слезы… И только после этого говори, как нужно жить!» Грехи другого человека врачуются прежде всего состраданием к нему.
Игумен Никон(Воробьев) отмечал: «Сейчас время осуждения, неприязни, зависти… Жалейте друг друга, несмотря ни на кто он, что он. Я уже боюсь сказать «любите», – слишком высоко, – жалейте». Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».

3.) Увидел согрешающего – помолись за него: : «Господи, прости его, вразуми, обрати его к покаянию и спаси». Это принесет во много раз больше пользы, чем слова обличения или осуждения.

4.) Нельзя смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
Преподобный Исаак Сирин: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».
Распятый Христос за всех людей молился: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят!» В большинстве своем люди не ведают, не осознают последствия своих поступков, слов и мыслей для своей вечной участи. Ведь правильно оценить наши действия можно только с точки зрения Божественных законов, с точки зрения Вечности…

5.) Не судите никого, – на то бесы есть.
Когда мы судим другого человека, мы не только себя ставим над ним, хотя ничем не лучше его, но и себя ставим вместо Бога, присваивая себе права Судьи. Сам Бог не судит человека до конца его жизни, почему же это должны делать мы? Кому мы уподобляемся, кто хотел стать вместо Бога и был низвергнут в бездну адову?
Поэтому, как бревно больше сучка, так и грех осуждения, в глазах Божиих, больше, чем грех осуждаемый, о чем говорит Христос в Евангелии(Мф.7:3-5). Поэтому если приступает желание кого-либо осудить, подумайте, – с кем вы становитесь сообщниками, – и не участвуйте в делах тьмы.

6.) Помните: «Перед падением возносится сердце человека» – так сказано в Притчах Соломона (18:13).
А когда человек осуждает другого, – он над ним превозносится, и сразу же подпадает под действие Слова Божия: «всякий возвышающий сам себя унижен будет» (Лк.14:11) Поэтому народная мудрость и предупреждает: «В чем кого осудишь, – в том грехе и сам пребудешь». К этому остается только добавить опыт жизни: либо в том же грехе пребудешь, либо – в еще худшем и низшем, который покажет всю твою духовную ничтожность, при этом осужденный тобою грех будет подобен «сучку» по сравнению с «бревном» твоего греха.
«Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою», – отмечал Святитель Игнатий (Брянчанинов).

7.) Имейте в виду: «Осуждающий другого – закрепляет за собой свои грехи», – на это обращал внимание еще преподобный Марк Подвижник.
Избавиться от своих грехов можно только с помощью благодати Божией, а когда человек осуждает, он теряет эту благодать подобно тому, как проткнутое колесо теряет свое давление. И как автомобиль на спущенных колесах не может никуда уехать, так и христианин в духовной жизни – ничего не может толком преуспеть, постоянно исповедуя одни и те же грехи и всё так же в них пребывая из-за постоянных своих «проколов» – грехов осуждения. И нет ничего проще бесам лишить человека поддержки от Бога, как всего лишь подсунуть ему повод к осуждению, потому «что весь мир лежит во зле»(1 Послание Иоанна, 5:19).

8.) Нужно категорически запретить себе рассказывать и слушать про чужие грехи.
Осуждающий вредит троим: себе самому, слушающему его и тому, о ком говорит. Преподобный Амвросий Оптинский поучал: «Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих». Можно говорить, если это требуется, о греховных явлениях, страстях, делах, но никто нас не ставил судьями над такими же людьми, как и мы.
Например, одно дело, когда мы говорим, что аборт – это детоубийство, страшный грех, в котором нужно каяться и его искоренять, а другое – когда мы свою знакомую осудили в этом грехе. «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает» (Рим.14:4).
Святые отцы-подвижники имели мудрость судить всякое зло, при этом – не осудив никого. Мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других, и сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.

9.) По поводу обличения: «Когда пожелаешь наставить кого на добро, то упокой его сперва телесно и почти его словом любви, ибо ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок и перемениться к лучшему, как телесные блага и ублажения, какие он видит от тебя», – научает нас преподобный Исаак Сирин.

10.) Не позволять себе даже мысленно осуждать другого человека.
«Если в твой дом принесут грязь, не допытывайся, из какого она места, – выброси её сразу; если в твое сердце проникнут помыслы осуждения, не допытывайся, правы они или нет, – они только грязь». Поэтому «не спеши попрекать и учить других, – спеши избавиться от мыслей дурных», как сказал монах Симеон Афонский.
«Изо всех сил старайся очищать себя от зла к людям. Ибо накапливая в себе зло к людям, – накапливаешь яд, который рано или поздно убьет в тебе человека», – наставлял Святитель Николай Сербский.
Иоанн Кронштадский писал: «Всякий помысел вражды – от лукавого, напиши это в сердце своем и всячески держись любви».

11.) «Кто строго расследует чужие грехи, тот не получит никакого снисхождения к своим собственным», – об этом говорит святой Иоанн Златоуст.
Об этом мы и сами просим в молитве «Отче наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим».
И в Евангелии Христос предупреждает: «Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его».
Святитель Геннадий Константинопольский поучал: «Кто каждый час готовится дать ответ о своих грехах, не скоро поднимет голову, чтобы рассматривать чужие ошибки».

Читать еще:  Помолилась с раскольниками в сети. Что делать?

12.) Берите пример с пчелы, а не с мухи.
Пчела перелетает все навозные кучи и садится только на цветы, а муха может не замечать множество цветов, усевшись лишь на маленькую кучку навоза. Также и смотря на человека, нужно стараться обращать внимание на его добродетели, а не замечать и обсуждать его грехи.

13.) Молитва Иисусова, – есть сильнейшее духовное оружие против помыслов осуждения и действия страстей на душу человека: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго».
Особая значимость этой молитвы в борьбе с помыслами и страстями засвидетельствована тысячелетним опытом Церкви.
Кто хочет истинно научиться любить Господа и ближнего своего, не осуждая никого, тот обязательно должен упражняться в Иисусовой молитве.
В последние скорбные времена, как отмечали многие подвижники, спасаться можно будет только Иисусовой молитвой, мы должны научиться дышать ею.
«Как дышишь, не спрашивая, как это делается, так и молитву читай да читай — и получишь спасение», – наставлял старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко).

14.) Каждый день, если кого-то осудил, – клади три земных поклона с молитвой: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего (имя человека, которого осудили) и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Если за день был осужден не один человек, а несколько, то за каждого нужно сделать три поклона с молитвой.
Это правило имеет глубочайший духовный смысл, и рекомендуя его, священноисповедник Сергий Правдолюбов говорил, что через это Господь совершенно надежно исцеляет человека от страсти осуждения и дает такое примирение и покой в душе, которого до этого никогда не было.

15.) «Стяжи Дух мирный, и вокруг тебя спасутся тысячи», – завещал преподобный Серафим Саровский.
Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения, – в чем да поможет нам всем Господь Иисус Христос молитвами Своей Божией Матери и всех святых. Аминь.

Как прекратить осуждать ближнего?

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Важнейшее духовное делание: перестать осуждать ближнего. Ибо если мы не научимся преодолевать этот страшный грех, то все наши с вами подвиги Господь вменит ни во что.

Первый способ: помолиться за него

Когда мы соприкасаемся с другим человеком, в нас неизбежно рождается отношение к нему – симпатия или антипатия. Антипатия сопровождается либо завистью, либо гневом, либо осуждением человека, либо раздражением. Лекарство для преодоления этого вида смущения сердца – исполнение заповеди Божией о любви к врагам, ибо Господь сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 43-45).

Значит, когда у нас возникает обида, зависть, раздражение или гнев на человека, мы должны исполнить заповедь Божию и помолиться за него. Тогда тотчас вступает в силу естественный духовный закон: благодать Божия касается нас, если мы исполняем заповедь. И эта благодать помогает нам преодолеть наши злые помыслы, и сердце наше возвращается в прежнее мирное устроение.

Второй способ: оправдать его

Другой способ мы находим в евангельском рассказе о встрече Нафанаила со Христом: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1, 45-49).

Давайте смотреть правде в глаза: Нафанаил оскорбил Господа. Он еще не видел Его, не слышал Его учения, а уже осудил Его. Как поступим мы с вами, узнав, что нас за глаза оскорбили или осудили? Скорее всего, обидимся, опечалимся или разгневаемся. Но Господь говорит: вот израильтянин, который не льстит и не лукавит.

Господь показывает нам здесь еще один способ преодоления осуждения ближнего – оправдание его. Он оправдывает фактически оскорбляющего Его Нафанаила. Он находит в человеке добрую черту, которая характерна для него, как истинного израильтянина, и судит о нем по-доброму: он сказал так обо Мне, потому что он не хотел льстить и лукавить.

Мы с вами должны следовать этому примеру, когда у нас в сердце возникает осуждение, обида или гнев. Если о первом приеме – помолиться за обижающего и гонящего христиане еще помнят, то о втором чаще всего и не помышляют. А вот старец Паисий Святогорец утверждает, что не умеющий оправдывать грехи другого, сам не будет оправдан Господом. Он меня обругал, потому что пришел уставший с ночного дежурства, был очень утомлен и сорвался. Меня обидели, потому что не поняли – я неясно выражался. Мне отдавили ногу в трамвае, потому что я неудачно встал и человек не заметил мои ноги.

Третий способ: укорить себя

Оправдание ближнего может принести двойную духовную пользу, если мы сумеем обернуть его обвинением себя. Это крайне важно для нас с точки зрения аскетического делания, о котором говорит святитель Игнатий Брянчанинов: только уничижающий себя не будет унижен от Господа. Господу незачем смирять человека, когда тот сам смиряет себя. И человек уже не просто говорит: он наступил мне на ногу, потому что не видел, – но он идет дальше и продолжает: …и потому, что я, не подумав, встал там, где не надо. Меня обругали потому, что были уставшими и раздраженными… а кроме того, я полез с разговорами, хотя чувствовал, что человек измотан. Он вызвал у меня зависть, хотя и не помышлял об этом… а кроме того, в моем сердце не было доброго устроения, и я не прославил Бога за то, что Он смилостивился над этим человеком и щедро одарил его труды.

Святые отцы говорят нам, что раздражительная сила души должна быть не убита, а перенаправлена; она дарована человеку Богом именно для того, чтобы раздражаться, – но не на других, а на себя; она предназначена для самоуничижения и самоукорения. Самоукорение же приводит к тому, что человек начинает видеть себя хуже всех и становится духовно аккуратным, не осуждает людей направо и налево. Вот к такому-то человеку и начинает привлекаться благодать Божия.

Эти три духовных приема восстановления сердечного мира. Первый – молитва за обижающих, гонящих, злословящих и досаждающих, что является заповедью Божией для каждого христианина. Второй – оправдание ближнего в его грехах. Третий – укорение себя за то, что сам послужил причиной греха этого человека. Потрудитесь в этом внутреннем делании, и да поможет вам Господь.

Святые отцы: как справиться со страстью осуждения

Чего мы должны избегать

1. В первую очередь следует закрыть уши для всех, кто осуждает ближнего. Не только из-за того, что таким образом возбуждается страсть осуждения, живущая внутри нас, но и потому, что, слушая того, кто порицает, мы принимаем обвинения как истинные. Слова из псалма: тайно клевещущего на ближнего своего изгоню, по мнению Евфимия Зигабена, означают, что «тайно клевещущего на ближнего своего я прогнал как злорадного… И добавляет еще „тайно“, потому что осуждающий кого-либо в его присутствии не так сильно согрешает, поскольку осуждаемый может оправдаться в ответ на обвинения».

Святитель Иоанн Златоуст пишет по этому поводу, что мы не должны «ни сплетничать, ни слушать сплетни». Потому, что пророк предостерегает: Суетного слуха не принимай (Исх. 23: 1). (Не нужно принимать вредное слово осуждения.) Не сказал: «не верь», но «не принимай». Такого человека, по слову патриарха Анфима, «не уничижаю, но отдаляюсь от него, зная, что злое общество развращает добрые нравы (см.: 1 Кор 15: 33)». «Кто оговаривает пред нами другого, — говорит Кирилл Александрийский, — тот не удержится от оговаривания и нас пред другими».

И преподобный Иоанн Лествичник побуждает: «Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: „Перестань, брат, я ежедневно падаю гораздо хуже и как могу его осуждать?“»

2. Кое-чего еще мы должны избегать, чтобы излечить страсть осуждения, — любопытства и подробного исследования жизни наших ближних. Любопытство дает пищу для греха пустословия и злословия. Это осудил апостол Павел, когда писал: Слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся (2 Фес. 3: 11).

Святитель Тихон Задонский, рассуждая о великом зле, происходящем от осуждения, пишет: «Людских дел берегись испытывать. Ибо такое испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя… Посматривай чаще в сердце твое и испытывай, сколь пагубное зло в нем кроется… Это тебе полезно испытывать. Ибо из этого родится смирение…».

3. Третье, чего мы должны особенно избегать, — это осуждать священников. Священный Златоуст говорит: «Если же не должно осуждать брата, то тем более учителя… ты — овца; не суди же пастыря, чтобы тебе не быть наказанным и за то, в чем обвиняешь его… Скажи мне, придя в больницу с некой травмой, вместо того чтобы дать врачу наложить лекарство и полечить рану, ты будешь выяснять, есть ли или нет раны у него самого. Не будем, прошу вас, злословить учителей, не будем рассуждать о них, чтобы не повредить самим себе; будем исследовать свои дела и ни о ком не отзываться худо».

Читать еще:  Выигрыш в лотерее — помощь от Бога?

«Рассказывали об авве Марке Египетском, что он прожил тридцать лет, не выходя из своей кельи. К нему имел обыкновение приходить пресвитер и служить у него Божественную литургию. Диавол, видя его непреклонное терпение, придумал искусить его осуждением. Так он внушил одному бесноватому идти к старцу, будто бы для молитвы. Бесноватый сразу же закричал старцу: „Пресвитер твой грешник, не позволяй ему более ходить к тебе“. Авва Марк сказал ему: „Сынок, входящие оставляют всю грязь вне жилища, а ты ее притащил сюда? В Писании сказано: не судите, да не судимы будете… Даже если он грешник, Господь спасет его“. Сотворив молитву, он изгнал из человека демона и исцелил его. Когда же пришел пресвитер, старец принял его с радостью.

И Бог, видя незлобие старца, явил ему чудное знамение, которое он сам так описывал: „Когда настал момент священнику приступить ко святому Престолу, я увидел ангела Господня, сходящего свыше. Он положил руку свою на главу клирика, и он стал как столб огненный. Между тем как я стоял потрясенный этим видением, я услышал голос: „Человек, что ты так поражаешься случившимся? Если и земной царь не позволяет своим чиновникам предстоять пред собой грязными, тем более Божественная сила не очистит ли служителей несказанных Таин, когда они предстоят перед неизреченной славой?“ Так благородный воин Христов Марк удостоился такого дара за то, что не осудил клирика».

Что необходимо делать

1. Во-первых, исследовать самих себя, чтобы познать свои грехи и покаяться. Тогда мы начнем наконец исправлять свои души, а не переживать по поводу ближних, якобы проявляя к ним внимание.

Часто мы забываем, что, осуждая нашего брата, мы становимся преступниками того же самого закона Божия, который преступил и наш ближний. В Патерике сказано: «Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, также как он, преступаешь закон. Ибо Сказавший: не прелюбодействуй (Мф. 5: 27), сказал также: не суди».

Преподобный Иоанн Лествичник совершенно категоричен в этом вопросе: «Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому побеждаются этой страстью, что не имеют совершенной и постоянной памяти и заботы о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться. И стал бы размышлять, что на оплакание собственных грехов недостанет ему времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез».

Как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, «когда человек истинно кается, почувствовав всю тяжесть своих прегрешений, он не только не осудит ближних, но будет считать всех их святыми. Только самого себя будет судить со строгостью. Такой человек считает счастливым всякого человека, как Ангела, ублажает и живых, и умерших, и тех, кои еще не родились…».

Святитель Иоанн Златоуст обращается ко всем, кто привык злословить: «Не любопытствуй о том, что касается ближнего. Но ты болтлив, ты имеешь этот недостаток? Говори лучше о своих делах Богу, — и это не будет недостатком, а достоинством; говори о своих делах подлинным друзьям… чтобы они молились о грехах твоих. Ты видишь, что кто-нибудь сердится, раздражается или делает что-нибудь другое безрассудное? Тотчас подумай о своих делах; тогда и его не осудишь, и сам избавишься от бремени грехов… Если будем осуждать самих себя, то, конечно, не допустим многих грехов, но напротив, сделаем много доброго тем, что станем снисходительными и простыми, и будем наслаждаться теми благами, которые Бог обещал любящим Его».

Кто не озабочен своими грехами, тот легко осуждает ближнего и таким образом присваивает власть Христа. Преподобный Максим пишет: «Можно ли не ужаснуться, не изумиться и не подвинуться умом, когда вспомнишь, что Бог и Отец не судит никого, но отдал всю власть суда Сыну (см: Ин. 5: 22), а Сын возвещает людям: Не судите, да не судимы будете, — не осуждайте, и не будете осуждены.

И апостол Павел говорит похоже: Не суди́те никак прежде времени, пока не придет Господь, и: тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя (Рим. 2: 1). Однако люди, оставив плакаться о своих грехах, забрали у Сына власть суда и сами, как будто безгрешные, судят и осуждают друг друга. Небо от этого ужасается, и земля трепещет; а они, бесчувственные, не стыдятся».

Тот, кто озабочен своими грехами, легко направляется ко смирению. А смиренный человек, по слову аввы Исайи, «не имеет языка, чтоб осудить… ни глаз, чтобы замечать недостатки других; ни ушей, чтоб слушать неполезное для души своей». Авва Варсанофий кратко замечает: «Осуждай себя, и перестанешь осуждать других».

2. Вместе с подвигом, который мы совершаем, чтобы познать свои грехи и покаяться, мы должны проявлять искреннюю заинтересованность в каждом нашем ближнем. Настоящего христианина огорчает и ранит падение брата. «Наученный любви от Духа Святого, — пишет архимандрит Софроний (Сахаров), — всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает ».

В Патерике рассказывается следующий случай: «В Фиваиде были два монаха. Одного из них борол дух блуда, и вот он говорит другому: „Пойду я в мир“. Тот заплакал и говорит: „Я тебя не отпущу, брат мой, чтобы ты ушел и погубил свой подвиг и свое девство“. Тот не соглашался и говорил: „Не могу больше оставаться, уйду. Или иди со мной, и тогда я опять возвращусь с тобой; или отпусти меня, и я останусь в мире“. Брат пошел и рассказал это одному великому старцу. Старец ему посоветовал: „Ступай с ним, и Бог, ради подвига твоего, не допустит его до падения“. И вот они отправились в мир. Когда они добрались до одной деревни, Бог, видя подвиг первого, остановил брань блуда его брата. И вот он говорит: „Вернемся, брат, опять в пустыню! Скажи, вот я согрешил, и чего добился?“ И возвратились они в келью свою без вреда».

3. Еще один способ избежать осуждения — это смотреть на ближних через призму добрых помыслов и подмечать положительные стороны их жизни. Человек, живущий духовной жизнью, оправдывает ближнего и осуждает самого себя.

Добрые помыслы — это глаза человеколюбия, которыми смотрят святые.

Старец Паисий пишет: «Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо. А тот, кто прожигает свои ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: „Где же его носило целую ночь?“ Помните, какое отношение ко Христу проявили двое разбойников, распятые вместе с Ним? Оба видели распятого на Кресте Христа, оба чувствовали, как сотряслась земля, оба находились в равном положении. Однако что помыслил один и что другой? Один пошел в вечную муку, другой — спасся».

Христос и разбойники

4. Молитвы за грешника — это еще один способ оказать любовь к ближнему, который пал. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Не питай ненависти к грешнику… Ненавидь грехи его и молись о нем, чтобы уподобиться Христу, Который не гневался на грешников, но молился о них».

Святитель Игнатий Брянчанинов приводит в Отечнике такую историю: «Брат сказал авве Пимену: „Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келью, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью“. Старец отвечал ему: „Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немоществует“».

А как быть с теми, кто осуждает нас, читайте в книге иеромонаха Григория Святогорца «Страсть осуждения» .

Не судите, да не судимы будете

Очень много примеров о том, как важно воздерживаться от греха осуждения, содержится в древних патериках, в житиях святых. Мы приведем только некоторые из них.

В одном монастыре жил инок, который слыл весьма ленивым и нерадивым. Однако когда он умирал, появился необычайный свет, душу его забирали ангелы в рай. Братия недоумевала. Тогда им было открыто, что единственная добродетель этого монаха — то, что он никого никогда не осуждал.

В другой обители старец как-то строго осудил своего послушника. После этого ночью ему было видение. Перед ним предстал ангел, который держал в руке душу того послушника. Он спросил старца: если сейчас решается участь послушника, куда старец повелит идти его душе — в ад или в рай? И тогда старец осознал, насколько опасно осуждение других, и покаялся.

Один известный подвижник, авва Исаия, однажды увидев, как монах согрешает блудом, прошел мимо, сказав: Если Бог, создавший его, видя это, не пожигает его, кто я, чтобы обличать его?

Другой поучительный пример о том, как важна работа над собой, а не над другими, содержится в житии Моисея Мурина. Как-то братия позвала его на собрание, где должен был пройти суд над согрешившим иноком. Тогда преподобный нашел старую корзину с дырами, наполнил ее песком, с чем и пошел на собрание. Братия спросила его: Что это означает?». На что святой ответил: «Мои грехи сыплются сзади меня, и я не вижу их, а я пришел сегодня, чтобы судить прегрешения другого!

О том, возможно ли полностью избавиться от популярной страсти, и как это сделать, расскажет профессор А. И. Осипов в следующем видеосюжете:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector