0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в Библии столько жестокости

Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака.

Этот сюжет может удивить любого современного родителя. Напомним, о чем речь: в 22-ой главе книги Бытие мы читаем, что Господь велел Своему верному рабу Аврааму принести в жертву. собственного сына Исаака. Авраам не ослушался Бога. Он покорно взял своего сына, приготовил жертвенник и уже занес было руку с ножом, как Ангел Господень велел не совершать убийства:

» . не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».

Многие скажут, что это жестоко. И мало кто способен сегодня НАСТОЛЬКО довериться Богу, чтобы безоговорочно пойти на такое. Но, Авраам был праведником и его вера была безгранична. Именно поэтому он получил благословение для всей своей семьи и для будущих поколений. И, как мы знаем, сам Авраам подобную «проверку» вовсе не считал жестокой. Соответственно, в подобных библейских сюжетах понятие жестокости все-таки очень субъективно.

Бог часто повелевает истребить целые народы, не щадя женщин и детей.

Такие призывы Бога нередко можно увидеть на страницах Ветхого завета. Но, к сожалению, как показала практика, если в воинственном народе оставался хотя бы один выживший, он позднее был способен на очень коварную месть. Поэтому, чтобы не быть в порабощении у язычников, которые отличались особой разнузданностью и испорченностью, Божий народ был вынужден сражаться до конца, не щадя никого.

Многие Божии угодниками по сути были убийцами

А, вы знали, что Моисей был убийцей? Да, да, тот самый Моисей, которому Бог передал скрижали с десятью заповедями! Тот самый Моисей, который вывел Божий народ из плена. В молодости он убил человека, защищая другого.

А еще царь Давид, чьи Псалмы читают многие христиане, собственноручно убил очень многих во время постоянных войн с иноплеменниками. Даже в одном из его Псалмов мы читаем его воззвание к Богу:

«Не будет жить в доме моем поступающий коварно; говорящий ложь не останется пред глазами моими. С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие».

Можно припомнить и сюжет с ветхозаветным пророком Ионой, которого Бог послал проповедовать в Ниневею, где царил полный разврат и грехопадение. Однако жители Ниневеи покаялись и просили Господа пощадить их, не насылая кару, о которой поведал им Иона. Творец помиловал их, а вот Божий пророк остался недоволен:

«Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу и сказал: о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. 3 И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить».

Все это очень просто объясняется. Дело в том, что ветхозаветное человечество настолько деградировало после грехопадения Адама и Евы, настолько утратило в себе образ Бога, что даже праведники выглядели, прямо скажем, не всегда положительно. Авторы Библии не ставили перед собой задачу приукрасить какие-либо события из истории человечества. Они описывали все как есть. Именно поэтому в Священном Писании мы находим столько жестокости, а поведение людей вызывает у нас недоумение.

В то же время, после прихода Иисуса Христа открывается новая веха в Библии, и мы уже читаем, что люди преобразились. Они стали более похожи на нас с вами сегодняшних. Христос преобразил ветхого человека. Понятийный аппарат человека стал другим.

Кстати, многие рекомендуют изучать Священное Писание именно с Нового Завета, поскольку Ветхий может отпугнуть неподготовленного читателя своей жестокостью.

Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?

В Ветхом Завете Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и не раскаявшихся грешников, ужасает.
Это никак не соответствует пониманию БОГА в Новом Завете, как милосердного, полного любви и благодати к людям. В Новом Завете прямо говорится — БОГ есть Любовь. Но также неоспоримо утверждение, что БОГ ВЗ и БОГ НЗ – Единый БОГ.
Может быть, ошиблись Пророки ВЗ, и в результате вольно или невольно исказился Образ БОЖИЙ? Тогда почему БОГ это попустил? Какое вообще имеет значение в Библии человеческий фактор? А может быть мы неправильно всё понимаем? И спотыкаемся «о букву» там, где нужно видеть символическое, духовное описание?

Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?

С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: « А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)

То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.

С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.

БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.

«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)

Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?

2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.

1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.

2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.

3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.

4) Но Пророки и Апостолы, писавшие Библию, хотя и использовали несоответствующие БОГУ имена страстей и действий БОЖЬИХ – «гнев, ненависть, ярость, требование жестоко карать и убивать идолопоклонников», тем ни менее, не исказили истины о том, что грех порождает смерть и нераскаянный грешник достоин смерти. Ибо так устроен Мир. Сама природа и люди извергают из себя нечестивца, как заразную болезнь. А злые силы, которым он, отвергнув БОГА, начинает служить, первыми бросаются на него, муча, убивая и ввергая в бездны ада.
«возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23).

Таков Нравственный Закон Мироздания – зло должно быть истреблено. И оно, как и носители зла(люди) истребляется всеми способами и средствами — природой, человечеством, обстоятельствами жизни и поневоле самими силами зла.

*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.

В этом — символическое значение фразы о БОЖЬЕМ гневе на нечестивцев и нераскаянных грешников.

Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.

Читать еще:  Что будет, если поругаться на Троицу?

3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.

Ради спасения души, БОГ терпеливо пытается вразумить грешника, чтобы он покаянием очистил душу от греха и страстей, но если безбожник ЕГО не хочет слушать, в конце концов, БОГ попускает мучительную смерть беззаконника, а его душа при этом частично очищается от зла через страдания.
К тому же смерть – последнее средство, которое прекращает порчу души грехами и страстями её нечестивым обладателем. (Это не касается смерти самоубийц. Самоубийство – страшный грех, который не может быть вымолен и прощён).

Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.

В Ветхом Завете « …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).

Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).

Почему в Ветхом завете столько жестокости?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день! Прошу прокомментировать, почему такая Священная книга, как Библия, может содержать такие пассажи как, например, в главе 31 Книги Чисел:

«И сказал Господь Моисею, говоря: 2 отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдешь к народу твоему. . пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола; . а жен Мадиамских и детей их сыны Израилевы взяли в плен, и весь скот их, и все стада их и все имение их взяли в добычу, 10 и все города их во владениях их и все селения их сожгли огнем; и взяли все захваченное и всю добычу, от человека до скота . И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 15 и сказал им Моисей: [для чего] вы оставили в живых всех женщин? . итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 18 а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя; . «

Я встречался с толкованиями, что это «внушение» сделано для того, чтобы «обезопасить» израильтян. Но получается, что Господь не видит иного способа обеспечения безопасности, как умерщвление? А пророк Господа призывает к чудовищным преступлениям против человечности. И таких мест в Ветхом завете немало (вспомнить хотя бы истребление египетских первенцев). Как же люди должны считать Библию «Священной книгой», если она наполнена смертоубийством и ненавистью? Безусловно, нравственность Нового завета не может быть поставлена под сомнение, но ведь церкви признают святость и Ветхого завета, они не отвергли его. Является ли после этого Господь любовью? Или же Господь Нового и Ветхого заветов это разные сущности? Буду рад ознакомиться с толкованием данных противоречий православной церковью.

Отвечает иерей Евгений Мурзин:

Ветхий завет не случайно входит в состав Священного Писания. Апостол Павел пишет о ветхозаветном законе как о детоводителе ко Христу (Гал 3:24-25). Русский религиозный философ Владимир Лосский называл ветхозаветную историю периодом приготовления к пришествию Спасителя, в течение которого «Провидение непрестанно учитывает волю людей и в соответствии с этим избирает Себе орудия». Сам Иисус Христос подчеркивал, что Он пришел не нарушить Закон, но исполнить (Мф. 5, 17), т.е. восполнить его новым содержанием. Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя. Взять хотя бы центральное событие Нового завета — крестную жертву Спасителя за грехи человечества и Его Воскресение. Без понимания того, что такое жертва, и какой смысл имело жертвоприношение в Древнем Израиле невозможно постичь Тайну Спасения человечества на Кресте. Да и вообще, многое из того, о чем мы читаем в Евангелии, уже звучало в Ветхом завете: и про любовь к Богу и ближнему, и про уподобление Богу в Его святости, и многое другое. Что касается кровавых сюжетов, которыми изобилует Ветхий завет, то причина жестокости — не в Боге, а в людях, которые настолько удалились от своего Создателя, что сделали убийство, блуд, извращения, детские жертвоприношения и другие мерзости частью своей повседневной жизни. В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности. Сохранить для того, чтобы в конечном итоге произвести из своей среды ту, которая оказалась бы достойной стать матерью Мессии. И кажущаяся нам жестокость Бога — это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании. Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей. И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

То же самое Моисей приказал сделать с половиной евреев, которые стали поклоняться идолу « Исх.32:25. Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.
Исх.32:26. И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины.
Исх.32:27. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
Исх.32:28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек.
Исх.32:29. Ибо Моисей сказал [им]: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение.»

Да никак не объяснить.
Человек постом выше пояснил, что зло есть зло.
И его никак нельзя оправдывать.
Отделяйте семена от плевел, как учил Иисус.
Я для отделил Ветхий завет от Нового.
Ветхий — сборник мифов и возможно описание каких-то реальных событий прошлого.
Новый — жизнеописание великого учителя нравственности.
Не зависимо от того, был ли он сыном Бога или нет, он точно достоин уважительного отношения. Чего не скажешь о его «еврейском ветхозаветном отце».
Для тех, кто не в курсе, изучите, кто и как писал Библию. Кто и как решал, что включить в неё, а что объявить ересью. И чем эти люди руководствовались в этом.
Сразу в голове мысля зашевелится. Вот увидите!

Жестокость и насилие, никак нельзя объяснить или оправдать. Жестокость и злость возникает там, где есть проплешины в интеллекте, не образованность, невежество. Оттуда выливается злость, жестокость и всякие другие преступления. Конечно же, иерей Евгений Мурзин, как и все остальные попы, умело ушел от вопроса и залил нас кучей, не нужной, мусорной информацией. Начав говорить про страшные преступления Ветхого завета от имени »Бога», как о чем-то таком, знаете, ну вот да, пришлось мол. Но в этом виноват точно не бог, нет! Виноваты сами люди! То есть, Евреи, по приказу Моисея режут, режут всех стариков, мужчин, юношей которые защищали свои земли от захватчиков (которые им естественно великодушно дал бог), и при этом они же, те которых режут и убивают, виноваты сами. Вам не кажется это слегка. не логичным. Хотя, как известно, религия и логика понятия диаметрально противоположные. Так вот, Режут и убивают Евреи ,а виноваты те, кого режут. После того, как Еврейские военачальники (в которых еще была какая-то человечность) уничтожили всю мужскую часть населения (юноши, старики, ремесленники, не обязательно военные, по крайней мере оговорок там нет) они решают не убивать беззащитных женщин, детей, младенцев, потому что они не могли вообще никак сопротивляться. Моисей разозлился. Моисей разозлился на своих военачальников за то, что они проявили человечность и не перерезали всех детишек и женщин. Вообразите себе уровень безумия и жестокости! И отдает приказ, приказ убить всех ,кого они привели в плен, всех мужеского пола и женского. Правда тут стоит Моисею отдать должное, Он приказал убить не всех детей. Маленьких девочек ,которые, исходя из старых текстов, не познали мужа, то есть не занимались еще сексом, могли быть оставлены живыми. То есть так, по желанию, могли и убить, если бы захотели. Какое христианское отношение к людям. Но для чего оставлять маленьких девочек, детишек, которые пережили кошмар, психика у многих из них, явно была нарушена. Вообразите себе картину, как здоровые бородатые мужики, с мечами и копьями отрывают вас от матери которая прижимает вас к груди, закрывая своим телом и убивают ее прямо на ваших детских глазах. Прокрутите эту картину у себя в голове несколько раз и тогда вы поймете, (а может и не поймете, если вы верующий) о чем идет речь. Так вот, оставить маленьких девочек в живых, для чего спрашивается военачальникам маленькие девочки? По словам животного, чудовища Моисея всех маленьких девочек не занимавшихся сексом оставить для себя.Что могло значить, и что военачальники могли вытворять с детьми которые прошли через такой кошмар, можно только догадываться. Я еще не изучил этого вопрос, да и в так называемом »святом писании» об этом умалчивается.
Поп Евгений Мурзин, оправдывает это как вынужденная мера, результат отхождения от так так называемого бога. Но минуточку, да же если следовать этой логике, что люди отошли от еврейского бога, правда, не известно когда и как они к нему приходили, этот бог решил их всех убить, уничтожить, устроив тем самым настоящий геноцид.Таким чудовищным образом как-бы наказав их. Но ведь здесь речь идет и об убийстве не только взрослых, кто успел нагрешить против этого кровожадного бога, убивали так же и детей, младенцев. Маленький ребенок и, тем более, младенец это личность еще психически и умственно не оформившаяся, »чистый лист». Но дети не ответственны за своих родителей. Да же из тех же, так называемых »священных писаний» можно вычитать, что дети не несут ответственность за поступки своих родителей. Синодальный перевод, не точно перевел многие »священные» тексты. (Наверно речь шла о еврейских детях, других, не относящихся к еврейскому народу детей можно убивать сколько влезет).
Где здесь логика, где здравый смысл!7 Нет, это самый настоящий геноцид.
Я не хочу сказать, что евреи сейчас очень жестокие или плохие, Израиль сейчас это технически и технологически развитая страна, хотя не без религиозного оттенка, но это не мешает ей технологически и технически расти и развиваться. Но мы ведь сморим на Ветхий завет, колыбель этой нации, да еще и с точки зрения христианства.
Евгений Мурзин пишет следующие »прекрасные», но не менее абсурдные в своем стремлении оправдать преступления евреев следующими словами: »В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности.» Вот значит в чем дело, что бы сохранить. Как будто сохранению религиозной и национальной идентичности евреев что-то угрожало, по мимо их самих. Читаем дальше нашего »адвоката бога». »И кажущаяся нам жестокость Бога – это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании.» То есть, вы представляете, на сколько велик градус фантасмагорической жестокости и глупости в этих словах? Еврейский бог решил обезопасить своего »сына», от в лице еврейского народа, если я правильно понял, кого еще Он, таким образом мог обезопасить? От дурной компании. От дурной. То есть бог, если он есть, что бы сохранить веру в него у определенного «‘избранного народа» решает утопить в крови другой народ. В котором евреи были чужаками. Замечательная любовь, но не к тем, кого убивали уж точно. Но поток беспросветной глупости нашего попа Евгения Мурзина, который оправдывает, по сути, ксенофобию и нацистские поступки на это мне заканчивается. »Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей.» Да не ужели, за то еврейский народ был просто образцом нравственности, после выше прочитанного. И это только единичный случай, подобных прициндентов было множество, и не все из них задокументированы. Жил еврейский народ в шатрах и палатках, строил примитивные дома ,я не вижу здесь никакой нравственности. А если изучить их культуру, то там жесточайший монархический строй. Шаг вправо, шаг влево и смертная казнь.В общем, полная нравственность и духовность .прямо как нравиться попам. Ну так вот, продолжаем: »И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.» ТО есть, во имя »великой» цели проливать кров, ну как всегда, тут это знакомо нам из истории, не однократно. Что бы спасти человечество от рабства так называемого греха. А что такое грех в библейском понимании — это отступление от так называемой «‘воли божьей». »Чудесную» волю божью вы уже увидели выше. И вот это все мол ради этого. ну и Евангелие нам естественно из слов попа даст все эти преступление и жестокость даст нам возможность оправдать. Я, когда был христианином, будучи еще совсем юношей, не образованным и умственно не оформившимся оправдовал это так, в свете Евангелия. Если бог так решил, значит так было надо. Никакого оправдания в Евангелии этим преступлениям я не нашел. Их нельзя оправдать. Жестокость и животное поведение нельзя оправдать. Можно объяснить, но оправдать никак.
На самом деле эта тема очень глубокая. Здесь нужно методологически подходить к изучении истории религии, анализировать, критиковать и сопоставлять. Здесь же я вкратце написал свое отношение к данному историческому случаю описанному в так называемом »священном писании».

Читать еще:  Как говорить с неадекватной пожилой тетушкой?

Всё-таки ответ не полный. Как конкрктно объяснить жестокость Моисея и попустительство Бога в данном случае?

О жестокости Ветхого Завета

про­то­и­е­рей Андрей Ткачев

Ветхий Завет прав­диво жесток; жесток, как сама жизнь. Чело­век, открыв­ший Библию с мыслью о том, что это книга любви, может с содро­га­нием закрыть ее, столк­нув­шись с неко­то­рыми кар­ти­нами Вет­хого Завета. Бог казнит греш­ни­ков, над согре­шив­шими пра­вед­ни­ками изощ­ренно изде­ва­ются враги. Сами пра­вед­ники, одер­жав победу, ведут себя так сви­репо, что воз­ни­кает соблазн усо­мниться в их пра­вед­но­сти. Что всё это значит?

Во-первых, спро­сим себя: откуда это недо­уме­ние и нрав­ствен­ное оттор­же­ние от жесто­ко­сти?

Оно от Благой Вести, про­со­чив­шейся в наше созна­ние. Сего­дняш­ний чело­век, даже если он не верует, мыслит еван­гель­скими кате­го­ри­ями. Нам жалко побеж­ден­ных и про­иг­рав­ших; нам не верится, что чест­ность и богат­ство сов­ме­стимы; жен­щина в наших глазах имеет равное досто­ин­ство с муж­чи­ной. Всё это и многое другое в нашем миро­воз­зре­нии от Еван­ге­лия. Хри­стос дей­стви­тельно изме­нил мир. Не при­бе­гая к заго­во­рам, мяте­жам, рево­лю­циям, Хри­стос овла­дел самой непри­ступ­ной кре­по­стью — чело­ве­че­ским серд­цем. И поко­рив­шийся бла­го­дати чело­век стал мыс­лить небес­ными кате­го­ри­ями. Вот почему нам диким кажется то, что древ­нему чело­веку каза­лось есте­ствен­ным. «Умыть руки в крови греш­ника» — это даже для Псал­тири не явля­ется исклю­че­нием. Ветхий чело­век, тот, кото­рый изнутри не пере­рож­ден и сна­ружи не взнуз­дан соот­вет­ствен­ным вос­пи­та­нием, он и сего­дня радостно пляшет над трупом уби­того врага. Для него, как для Чин­гиз­хана, фор­мула сча­стья сов­па­дает со спи­нами убе­га­ю­щих врагов и заре­вом от их горя­щих жилищ. Мы от подоб­ных зрелищ мор­щимся и отво­ра­чи­ва­емся. Жаль только, очень многие доб­роту и состра­да­ние назы­вают при­зна­ками циви­ли­зо­ван­но­сти. Дескать, давайте вести себя, как «циви­ли­зо­ван­ные» люди. Но это не от циви­ли­за­ции. Вернее, не от любой циви­ли­за­ции, а от той, что выросла из Страст­ной Пят­ницы, когда мил­ли­оны людей в тыся­чах храмов смот­рят на рас­пя­того Стра­дальца и слышат Его молитву: Отче, прости им, не ведают бо, что творят!

Чтобы каждая девушка и жен­щина, к при­меру, была бла­го­дарна Христу и чтобы если не исчезли, то хоть поутихли раз­го­воры о «зака­ба­лен­ной» хри­сти­ан­ством жен­щине, стоит лишний раз про­честь исто­рию Лота. Точнее, то, как он спасся из Содома. За Лотом были посланы ангелы. Мест­ные раз­врат­ники захо­тели «познать» этих нович­ков, а Лот всту­пился за них. Спря­тав незна­ком­цев у себя в доме, вот что Лот гово­рит содом­ля­нам: Вот, у меня две дочери, кото­рые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего ( Быт. 19:8 ). Далее было бег­ство в Сигор, уни­что­же­ние города, пре­вра­ще­ние Лото­вой жены в соля­ной столп. Но нам должны быть инте­ресны и, одно­вре­менно, страшны слова Авра­мова пле­мян­ника. Дочери ему менее важны, чем гости. В этом эпи­зоде — весь древ­ний чело­век. У него другая шкала цен­но­стей, другие ори­ен­тиры, и я сомне­ва­юсь, что нам эти цен­но­сти без­ого­во­рочно нра­вятся.

Если Библия жестока, то жестока с первых стра­ниц, точнее — с первых шагов по земле чело­века, изгнан­ного из Рая. Вспом­ним первое убий­ство и, одно­вре­менно, бра­то­убий­ство. Пре­ступ­ле­ние совер­ша­ется на почве зави­сти, причем зави­сти духов­ной. Ссора вспы­хи­вает из-за вопроса о том, чьи жертвы Богу угод­нее. Еще Гос­подь никого не карает и даже не угро­жает, а люди сами про­ли­вают кровь. Их совсем мало, но им на земле уже тесно. Обви­ним в этом Бога? Нет. Обви­ним землю нашего сердца, кото­рая стала обильно пло­дить колю­чий сорняк раз­лич­ных стра­стей. Бог же посту­пает на удив­ле­ние мило­стиво. Он не казнит смер­тью Каина, и потом, когда каи­ниты научи­лись делать оружие из метал­лов, завели у себя мно­го­жен­ство, одним словом, осво­и­лись на земле изгна­ния и о Небе забыли, Гос­подь терпит их, терпит вплоть до самого Потопа.

Бог, через Еван­ге­лие познан­ный нами как Любовь, не изме­ня­ется. Он не «стал» любо­вью в Новом Завете. Он был и есть Любовь всегда. Но это любовь зрячая, тре­бо­ва­тель­ная к чело­веку и не сен­ти­мен­таль­ная. Ради пользы люби­мого Любовь может нака­зы­вать. Толе­рант­ным и нетре­бо­ва­тель­ным часто бывает без­раз­ли­чие. Этого о Гос­поде по отно­ше­нию к нам ска­зать нельзя.

Писа­ние можно условно раз­де­лить на зако­но­да­тель­ные, учи­тель­ные, исто­ри­че­ские и про­ро­че­ские книги. Какие из этих книг могут пока­заться осо­бенно жесто­кими?

Книги зако­но­да­тель­ные и учи­тель­ные не столько жестоки, сколько строги. Синай­ский закон про­воз­гла­шает «не убий». Но он же пере­чис­ляет опре­де­лен­ные случаи необ­хо­ди­мого при­ме­не­ния смерт­ной казни. Так, напри­мер, воз­мез­дию через убий­ство должны быть под­вер­жены бого­хуль­ники, чаро­деи, муже­лож­ники, ско­то­лож­ники, люди, гре­ша­щие против роди­те­лей. Одни грехи пред­став­ляют нрав­ствен­ную заразу для обще­ства и должны караться смер­тью ради общего блага так, как при­жи­га­ются огнем опас­ные язвы. Другие грехи выво­дят чело­века за рамки чело­ве­че­ского досто­ин­ства, делают его хуже бес­сло­вес­ного скота. Опу­стив­шись ниже чело­ве­че­ского есте­ства, такой чело­век не вправе тре­бо­вать к себе гуман­ного (т.е. чело­ве­че­ского) отно­ше­ния.

Нужно заду­маться, чего здесь больше: жесто­ко­сти или чело­ве­ко­лю­бия? Хирур­гия — довольно кро­ва­вая отрасль меди­цины, но посвя­щена спа­се­нию чело­века, а не изде­ва­тель­ству над ним. Гос­подь не любит стра­да­ний и не насла­жда­ется зре­ли­щем казней. Давая пове­ле­ние жестоко карать неесте­ствен­ный блуд или вол­шеб­ство, Он пре­сле­дует высшие цели. Он вос­пи­ты­вает Свой народ так, как отец вос­пи­ты­вает своего сына. Его милость не про­сти­ра­ется до без­на­ка­зан­но­сти, и именно так Соло­мон учит нас вос­пи­ты­вать своих сыно­вей. Можно не сомне­ваться: без суро­вых мер и дли­тель­ной педа­го­гики Изра­иль не был бы спо­со­бен про­из­ве­сти на свет Чистей­шую и Непо­роч­ную Деву.

Самыми изоби­лу­ю­щими сце­нами наси­лия и жесто­ко­сти явля­ются книги исто­ри­че­ские. Это — сама правда, рас­смот­рен­ная в упор, и оттого бес­по­щад­ная. Вообще-то чело­ве­че­ству, пере­жив­шему 20й век, не стоит слиш­ком пафосно рас­суж­дать о про­бле­мах жесто­ко­сти и мило­сер­дия. Минув­шее сто­ле­тие пока­зало если не послед­нюю глу­бину чело­ве­че­ского рас­тле­ния, то все же бес­при­мер­ное извра­ще­ние ума и сердца. Меха­ни­сти­че­ски мыс­ля­щий, раци­о­наль­ный, эго­и­стич­ный чело­век поста­вил вопрос убий­ства на кон­вейер. Чело­век, для изде­ва­тель­ства над чело­ве­ком же, при­ду­мал теории и наплел кру­жева казу­и­стики. А теперь, когда печи кре­ма­то­риев погасли, но еще не успели остыть, мы склонны делать вид, что «это не повто­рится», и предъ­яв­лять Богу упреки в жесто­ко­сти.

Библия напи­сана о нас. На при­мере одних людей она гово­рит обо всех людях, и к этому сви­де­тель­ству нужно при­слу­шаться. Люди, ока­зы­ва­ется, спо­собны есть во время голода соб­ствен­ных детей. Спо­собны в погоне за вла­стью идти на убий­ство отца и бра­тьев. Достиг­нув власти, люди спо­собны ста­но­виться нена­сыт­ными, подобно аду, и отби­рать послед­ний клочок поля, послед­нюю овечку у бед­няка. Об этом гово­рят книги Царств и Пара­ли­по­ме­нон, исто­рии Авес­са­лома, Иеза­вели и многих других. Точные копии подоб­ных зло­де­я­ний хра­нятся в лето­пи­сях любой древ­ней циви­ли­за­ции. Инфор­ма­ци­он­ные сводки свежих газет тоже об этом. Всё это — симп­то­ма­тика нашей общей болезни, спасти от кото­рой людей пришел Хри­стос. Всё, что нам надо, — это поме­нять угол зрения или точку обзора, с кото­рой мы смот­рим на Писа­ние. На него нельзя смот­реть сна­ружи или сверху вниз. При помощи Писа­ния нужно смот­реть себе внутрь. И тогда ста­но­вится понят­ным: внут­рен­ний распад лич­но­сти под дей­ствием греха высво­бож­дает энер­гию, сопо­ста­ви­мую с неуправ­ля­е­мой ядер­ной реак­цией. Из царя над миром чело­век пре­вра­ща­ется в отвра­ти­тель­ную язву на теле мира, он само­раз­ру­ша­ется и уни­что­жает всё вокруг себя. Библия лишь опи­сы­вает про­цесс рас­пада и его послед­ствия, и упре­кать ее за это нера­зумно.

Читать еще:  Нет сил исполнять супружеский долг с мужем. Что делать?

Новый Завет отли­ча­ется от Вет­хого так, как зали­тый солн­цем пол­день отли­ча­ется от ночи с ее блед­ным лунным светом. Но одна ново­за­вет­ная книга всё же выгля­дит суро­вее многих вет­хо­за­вет­ных. Это — Апо­ка­лип­сис Иоанна Бого­слова. Древ­ние про­роки, такие как Исайя, в гря­ду­щем видели мечи, пере­ко­ван­ные на серпы; льва, поко­я­ще­гося рядом с ягнен­ком, и мир людей, полный Бого­по­зна­ния, как океан полон водою. «Отбеже болезнь, печаль и воз­ды­ха­ние» — эти про­ро­че­ские слова мы про­из­но­сим часто и свя­зы­ваем их с цар­ством Христа. А вот апо­стол Любви, на кон­тра­сте со всем осталь­ным, что напи­сано его рукою, своим Откро­ве­нием может вну­шить нам ужас. Судьбы мира, откры­тые ему и запе­чат­лен­ные в самой таин­ствен­ной биб­лей­ской книге, местами кош­марны. И всё потому, что Библия — книга правды, и писали Божии люди не то, что хотели, а то, что откры­вал Гос­подь.

И Гос­подь открыл, что раз­вра­ще­ние людей будет велико и нево­об­ра­зимо. Открыл, что из недр чело­ве­че­ства, как самый горь­кий плод общих грехов и без­за­ко­ний, родится анти­христ — вме­сти­лище всякой скверны и чело­век греха. Это будет зако­но­мер­ный итог все­че­ло­ве­че­ской гре­хов­ной жизни. Как Бого­ро­дица яви­лась лучшим цвет­ком все­че­ло­ве­че­ского древа, так анти­христ станем плодом и итогом без­бож­ной жизни многих, очень многих. Та часть чело­ве­че­ства, кото­рую он воз­гла­вит, поте­ряет не только вечную жизнь, но и право на нор­маль­ную жизнь земную. Земля отка­жется кор­мить такого чело­века. Небо не захо­чет смот­реть на него. Конеч­ные судьбы мира, решив­ше­гося жить без Бога, будут ужасны. И не Бог тому виной.

Беда в том, что чело­век, став­ший на скольз­кие пути, как пра­вило, уже с них не сходит. Оттого и Гос­подь сказал о стро­и­те­лях Вави­лон­ской башни: Не отста­нут они от того, что начали делать (см. Быт. 11:6 ). Если кому-то хочется обви­нить Созда­теля в жесто­ко­сти, то вся жесто­кость Его в том, что Он вме­ши­ва­ется в исто­рию и раз­ру­шает Вави­лон­ские башни.

Бог злой и радуется злу? Наглядный пример из Библии

Похожий вопрос к нам пришел от еще одного читателя. Вот, что он пишет.

Объясните, почему Бог злой или я ошибаюсь? Вот пример из Библии из книги Второзаконие, можем ли мы сказать, что зло может радовать Господа? Бог радуется злу? Такое ощущение, что это то, о чем Моисей написал здесь. Я так не думаю, но чему мы можем научиться через этот отрывок?

И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Он, губя и уничтожая вас, и вы будете изгнаны с той земли, которую собираетесь захватить. (Второзаконие 28:63)

Это хороший вопрос. Из других отрывков Библии мы знаем, что Господь не хочет, чтобы кто-нибудь страдал или погиб духовно и Бог, совершенно точно, не злой и не радуется злу! Например, 1 Тимофею 2:3-4:

«Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

В Евангелии от Матфея 23:37 Иисус Христос сказал евреям, которые собирались предать Его и убить:

«сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!».

Здесь мы видим намек о том, как понимать Второзаконие 28:63 и почему Бог злой, как может показаться.

Господь дал нам выбор — приходить к Нему или нет. Он уже пришел к нам. Те, кто отвергают Его призыв, будут научены Богом или даже наказаны. Второзаконие 30:19-20 хорошо выражает этот призыв. Господь умоляет свой народ выбрать благословения и жизнь, чтобы с людьми было все хорошо. Альтернативой для них являются проклятья и смерть. Еврейское слово, употребленное в книге Второзаконие 28:63, переведенное как «радуется» или «доволен», действительно имеет такое стандартное значение, но мы должны принять его в духе и контексте Священного Писания и Второзакония 27-30 глав. Бог говорит своим людям, что если они выбирают восстание против Него, то интенсивность наказаний для них будет пропорциональна интенсивности благословений, которые они обретут, если выберут жизнь. Я беру значение «рад» в смысле выполнения чего-то без колебаний.

Примите во внимание, что в книге Второзаконие 28 главе Бог говорит о применении дисциплины к Его людям с целью возвращения их к Нему. Книга Второзакония делает совершенно ясным то, что Бог дал нам свободу выбора и что мы будем нести ответственность за сделанный нами выбор. Бог дисциплинирует нас и даже наказывает за неповиновение не потому, что Он хочет нанести нам вред, но для того, чтобы привести его народ к раскаянию и благословению.

Из вышесказанного, я беру «радуется» в смысле ревностный и готовый дисциплинировать Своих людей не потому, что ненавидит их, а потому что любит. Бог так возлюбил мир, что дал нам выбор любить Его или нет, и затем Он так возлюбил этот мир, что отдал Сына Своего, чтобы все, кто верят в Него, не погибли, но имели жизнь вечную.

Перевод: Елена Докучаева

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Почему в Ветхом Завете Бог такой жестокий и немилосердный?

Я, читая Ветхий Завет, тоже задавалась этим вопросом. Поэтому постараюсь привести свои выводы, основанные на просмотре некоторых проповедей, и других источников.

Господь выбрал евреев своим избранным народом. Он решил дать им все, что нужно- земли, города, уже готовые, и многое другое.

В ответ же он просил лишь веры в него и исполнения его заповедей. В подтверждение своих намерений он много раз являл им чудеса. Начиная с самого «исхода» из Египта. И что же? Каждый раз, когда появлялось какое-то препятствие, народ начинал роптать и негодовать, сомневаться.

Если просто представить: проход через море, когда оно расступилось перед ними, манна небесная, которая кормила целый народ, вода, появившаяся из скалы после удара посоха и т.д. Какой же короткой оказывалась память людей, когда они при каждой смене своих царей, начинали свои метанья от жертвенника к литым «болванчикам».

А ведь он просил лишь того, что бы народ выполнял вообщем-то правильные правила жития- не укради, не убий, не насилуй, и благодари Господа. Он каждый раз прощал, но все повторялось.

Считая Бога жестоким и немилосердным, мы переносим на Него свои понятия, свои представления, свои чувства. Это большая ошибка, у Него все совсем другое. Мы видим только одну сторону явления, не имея понятия о других сторонах, и только Бог знает все причины и следствия происходящего. Давайте рассмотрим такой пример: человек берет нож и разрезает живот другому человеку.

«Страшное злодейство», «преступление», «жестокость и немилосердность!» — скажем мы.

А если окажется, что это хирург, который делает операцию, спасая жизнь своему пациенту? Не зная этого, мы беремся судить. Но насколько сложнее события, описанные в Ветхом Завете, чем хирургическая операция!

Бог не жесток, Ему просто не свойственны эти понятия, все, что Он делает, Он делает только для блага человека, для его же пользы. Да, бывает, что люди при этом страдают. Но, повидимому, эти страдания необходимы душе человека, только пройдя через них, душа приобретает какие-то необходимые ей свойства, выходит на какой-то новый уровень.

Ветхий завет намного моложе нового завета, даже в название путаница. Специально проводил исследования. Основа христианской религии — это иудаизм. А иудаизм — это плод сионизма. Сионизм — это расизм, что Было подтверждено резолюцией № 3379 ООН. Можете почитать см. Меня к этому привели исследования данного вопроса.

У нас была в свое мировоззрение (не вера) в ведической культуре и кое что сохранилось и сейчас например староверы существуют (1000 лет как Русь насильно покрестили, а они до сир пор есть), опубликованы беседы староверов с попами одна из них. По моему там все предельно ясно и понятно.

Любая религия не выдерживает элементарной критики.

Не берусь рассуждать с позиций религии, если можно так выразиться. Ваш вопрос заставил меня вспомнить о теории палеоконтактов, одним из сторонников которой является швейцарский исследователь Эрих фон Дэникен. Согласно этой теории, много тысяч лет назад (что не противоречит библейской датировке) на Землю с других звездных систем прилетали весьма могущественные разумные существа, которые активно контактировали с землянами.

Они обучали наших предков секретам строительства, письма, передавали знания об окружающем мире.

Прилетев на своих огромных космических кораблях, они показались людям богами или ангелами, сошедшими с небес.

Пришельцы поражали наших предков уровнем своих технических средств, естественно, что в среде людей возникло поклонение этим небесным созданиям, этим «ангелам», которые иногда забирали людей на небо и даже вступали в интимную близость с людьми.

Если не ошибаюсь, именно о таких вещах повествует Ветхий завет.

Естественно и то, что у пришельцев должен был быть главный, которого и признали за Бога, так как его почитали и боялись все остальные «ангелы».

Этот бог был силен и умен, но не всемогущ, чему учит нас верить религия.

В этом кроется главная загвоздка. Именно потому что Бог в Ветхом завете не представлен всемогущим, такие исследователи как Дэникен склонны верить в его материальность.

Согласитесь, что у существа, подобного нам, было больше поводов гневаться на людей, чем если бы он был подлинным Богом и создателем всего сущего?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector