0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Покаяться нельзя креститься: почему «крещение» в Киевском патриархате недействительно

Покаяться нельзя креститься: почему «крещение» в Киевском патриархате недействительно?

«Великая вещь предлежащее крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское; царствия ходатайство, дар усыновления»

Свт. Кирилл архиеп. Иерусалимский

Все мы прекрасно знаем, что так называемые «таинства» раскольнического Киевского Патриархата не признаются ни одной Поместной Православной Церковью. И если с Евхаристией и священством все более-менее понятно, то в случае с Крещением среди недостаточно богословски подготовленных в вопросах таинств людей можно встретить недоумения и возражения.

Главным образом это связано с самой спецификой Таинства Крещения, которая в привязке к «крещению» КП состоит в одном единственном тезисе: «Если крестить может даже мирянин, то почему Таинство не признается, будучи совершенным человеком, пусть и «недействительным», но все же сохраняющим форму таинства, молитвы и последования, и верящим в Святую Троицу?». Для того чтобы разобраться в этом, нам необходимо уяснить для себя ряд вещей: 1) что такое «анафема»? 2) может ли на самом деле крестить мирянин? и 3) кто является совершителем Таинств?

Начнем с анафемы. Дело в том, что возможность и действительность «таинств» в КП упирается среди апологетов раскола в первый канон свт. Василия Великого. К примеру, возьмем такой «апологетический» тезис: «согласно Первому Правилу Василия Великого, УПЦ КП классифицируется как «самочинное сборище», а не раскол, и таинства согласно этому правилу признаются благодатными, повторное крещение над таковыми является кощунством и хулой против Духа Святого».

Давайте взглянем на текст этого канона: «Если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь, – это есть самочинное сборище», «самочинными сборищами [называются] собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом».

Но неужели в том же каноне свт. Василий Великий ничего не говорит о раскольниках? Как раз наоборот: «раскольниками [называются] разделившихся в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание», «о покаянии мыслить иначе, нежели как сущие в Церкви – есть раскол» – разве это не напоминает в общих чертах историю филаретовского раскола?

Но даже если и назвать филаретовцев «самочинным сборищем», с точки зрения Первого Правила Василия Великого легче им все равно не станет: «Находящихся в самочинных сборищах – исправлять приличным покаянием и обращением, и вновь присоединять к Церкви (т.е. вновь крестить)».

Кроме указанной классификации, положение КП усугубляет и анафема, которой предан теперешний «Патриарх» КП Филарет и который, в свою очередь, успешно совершает как епископские, так и священнические «хиротонии». К сожалению, далеко не все могут правильным образом объяснить значение этого церковного термина. Ведь анафема – это не просто запрещение, и не проклятие, анафема – это извержение из ограды Церковной. Анафема – это когда человек больше не является членом мистического Богочеловеческого Тела Церкви. Как может, по сути, язычник, лишь номинально носящий имя христианина, совершать Таинства Церкви, к которой он больше не принадлежит, и приносить Бескровную Жертву? «Совершенное отлучение, или изгнание из самого общества Христиан с лишением всякого, не только духовного, но и внешнего с ними общения: анафема», – читаем мы в толкованиях на правила Церкви епископа Никодима Милаша.

Вы можете возразить, сказав, что императора Константина (канонизированного Православной Церковью) крестил арианин Евсевий Никомидийский, и выдать это за исторический факт. Однако… на самом деле Евсевий никогда не совершал над Константином таинства Крещения. Ни Ермий Созомен, ни Сократ Схоластик, ни блаженный Феодорит Кирский не сообщают имени священнослужителя, крестившего императора, а Руфин Аквилейский даже не упоминает об этом сюжете с Крещением вообще. Вместо этого Феодорит Кирский, Иероним Стридонский и прп. Феофан Сигрианский Исповедник сообщают нам имя Сильвестра I папы Римского (сер. III в. – 335 г. н.э.) как человека, на самом деле крестившего императора. Таким образом, среди целого ряда историков Церкви сообщение о Крещении Константина арианином воспринимается не более, чем арианская выдумка.

Теперь поговорим о такой тайносовершительной особенности Таинства, как Крещение мирянами. Если Крещение точно такое же Таинство, как и Евхаристия и Священство, то почему его может совершать мирянин? Даже протестанты со своей особенной сакраментологией, наряду с Евхаристией, не подвергают Крещение сомнению как Таинство. Тем более, оно было установлено Самим Господом нашим Иисусом Христом. Почему тогда миряне, которые не имеют посвящения и апостольской преемственности, могут совершать Таинство такого порядка?

Читать еще:  Обязанности крестной мамы

Во-первых, необходимо отметить, что снисхождение подобного рода применяется в случае смертельной опасности, когда поблизости нет священнослужителя. Впервые о возможности для мирян совершать Крещение говорит Тертуллиан (165-240), причем его сообщение носит характер скорее теоретический, нежели практический: «Право исполнения его [то есть Крещения] принадлежит, прежде всего, первосвященнику, то есть епископу. Совершать его могут также священники и диаконы, но не без дозволения епископа, дабы сохранить уважение к Церкви в ее начальнике и соблюсти мир чрез сию подчиненность. Впрочем, даже и мирянам в крайнем случае дозволено крестить. Таким образом, когда нет ни епископа, ни священника, ни диакона, то никто не должен отрекаться от сообщения дара Господня».

Однако Крещение, совершенное мирянином, все равно считается неполноценным. Об этом также говорит Тертуллиан. Первое каноническое постановление о допущении мирян к совершению крещения содержится в постановлении Эльвирского собора (305). Его 38-ое правило указывает, что оглашенный в случае болезни, находясь в пути или вдали от церкви, может быть крещен мирянином, который получил правильное Крещение и не является второбрачным (lavacrum suum integrum habet nec sit bigamus). Если крещаемый выживал, то священнослужитель обязан был дополнить Таинство, а также совершить над ним Таинство Миропомазания, без которого человек не может считаться членом Церкви и принимать участие в Таинствах.

То есть, человек, которого крестил мирянин и который вскоре после этого скончался, считается крещенным, но если он выжил, то Таинство Крещения, которое было над ним совершенно, считается неполным. Сама по себе подобная практика вызывает ряд недоумений: за скончавшегося, но крещенного мирянином разрешается молиться в Церкви и поминать за Литургией. Однако, мало того, что Крещение мирянином выжившего человека считается неполноценным, – любой человек, не принявший Таинство Миропомазания, а только крещенный, не является полноценным членом Церкви.

На Востоке практика Крещения мирянами была крайне мало распространена. Такой Отец Церкви, как Василий Великий относился к подобной практике негативно. Подобную практику он считал равнозначной «крещению» еретиков – и в том, и в другом случае человек не имеет права совершать Церковное Таинство. Свт. Григорий Богослов, перечисляя совершителей Таинства Крещения (епископ и пресвитер), ни разу не говорит о мирянах. То же самое мы встречаем и в Апостольских правилах: «Мирянам мы не позволяем совершать какое-либо из дел священнических, каковы: … крещение, или рукоположение. Ибо никто сам собою не приемлет сей чести, не призываемый Богом, потому что достоинство это дается через возложение рук епископа, а не получивший его, но восхитивший его сам по себе, потерпит наказание Озии».

Самый известный канонист Православной Церкви Феодор Вальсамон также выступал против совершения Таинства Крещения мирянами: «Без всякого сомнения мы должны крестить и того, кто крещен человеком, не получившим власти крестить и через Крещение отпускать грехи [ибо Крещение, говорит, очищает от грехов], дабы такое сомнение не лишало его очищения, получаемого от святого Крещения. А если кто говорит, что это Крещение должно считаться истинным по причине совершенного мирянином чтения святых молитв…, с ними не должно иметь общения».

В ответ на ряд чудес, связанных с Крещением (Крещение песком, Крещение «в шутку» св. Порфирия), Феодор Вальсамон говорит глубокую по своему смыслу и как никогда актуальную для украинских раскольников фразу: «Что не по правилу, то в пример не приводится». И это при всем том, что с большим неодобрением Святые Отцы и учителя Церкви относятся именно к Крещению, которое совершено православными, правильно крещенными каноническим епископом или пресвитером мирянами. Что тогда можно говорить о мирянах в рясе, клобуках и панагиях, которые не просто не с Церковью, они изгнаны из нее – о Киевском Патриархате?

Апологеты раскольнической «сакраментологии», апеллируя к практике Крещения мирянами, допускают серьезную ошибку, поскольку выстраивают свою аргументацию не «сверху вниз», а «снизу вверх». Единственным полноправным совершителем Таинств является епископ. Ни другой епископ, ни пресвитер, ни мирянин не может лишить его этой прерогативы. Разве только Церковный Собор или Церковный Суд.

Пресвитеры – это рукоположенные клирики, которые, по сути, являются совершителями Таинств «по доверенности». Именно поэтому священник не может служить без Антиминса, ведь на нем находится подпись архиерея – благословение на служение. Все в Церкви начинается с епископа. Более того, «Где нет епископа, там нет Церкви», – говорит свщмч. Игнатий Богоносец, а если упомянуть здесь слова Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец», нам становится как никогда ясной церковная и сакраментальная иерархия раскольников. Если в КП нет апостольского преемства, а её «архиереи» – это всего лишь видимость, то что можно говорить о «таинствах», совершенных в этой структуре не только «епископами», но и «священниками»? Хуже только крещение мирянином, крещенным в КП, другого мирянина. Если в КП нет епископов, то разве она – Церковь? Членами чего становятся в таком случае люди, которые принимают Крещение в КП? Как им могут дать то, чего собственно нет у «дающих»?

Читать еще:  Как человек может быть крещен Духом Святым и огнём?

Парадоксальным образом сложилось так, что «священнослужители» Киевского Патриархата в плане совершения таинств не доходят по своему уровню до мирян канонической Церкви, а каноническое право и святоотеческое наследие этому яркое подтверждение.

Подобно некогда падшему праотцу Адаму, который передал своим потомкам повреждение природы, называемое «первородным грехом», раскольник Филарет делает всех своих последователей причастниками своей анафемы. Так что, крещение раскольников не только не омывает грех Адамов, но и делает людей буквально «анафемой»: анафемой от Христа и от Церкви.

Дай Бог, чтобы люди осознавали всю пагубность подобной ловушки, облеченной во внешнее лже-церковное благолепие, и не относились наивно и легкомысленно к своему спасению, а следующие слова замечательные апостола Петра «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2: 38) в который раз станут красноречивым напутствием «священнослужителям» раскольнического Киевского Патриархата.

Киевский Патриархат просит УГКЦ выразить позицию относительно признания таинства крещения

Причиной такого обращения стала практика священников и епископов УПЦ (МП), совершающих повторный обряд над теми, кто уже был крещен в УПЦ КП. В УГКЦ не исключают, что таинство крещения, проводимое в УПЦ КП, будет признано действительным.

В субботу состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. Синод решил обратиться к главе Украинской Греко-Католической Церкви Святославу (Шевчуку) с просьбой выразить мнение УГКЦ по поводу таинства крещения, совершаемого в храмах УПЦ КП, сообщает «Религия в Украине» со ссылкой на Коммерсант.

В УГКЦ не исключают, что таинство крещения, проводимое в УПЦ КП и не признаваемое РПЦ и УПЦ (МП), будет признано действительным. Вместе с тем в Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) по-прежнему не собираются признавать таинства УПЦ КП.

Заседание Cвященного Синода под председательством Патриарха Филарета (Денисенко) состоялось в субботу. Иерархи УПЦ КП попросили главу УГКЦ высказать официальную позицию по поводу таинства крещения, совершаемого в церквях Киевского Патриархата. Причиной такого обращения стала практика священников и епископов УПЦ (МП), совершающих повторный обряд над теми, кто уже был крещен в УПЦ КП. Следует отметить, что в УПЦ МП не признают обрядов, совершаемых в УПЦ КП, считая эту церковь раскольнической.

«По поручению Священного Синода УПЦ КП обращаюсь к вам с просьбой официально подтвердить, каким является отношение УГКЦ к обряду крещения, совершаемого в УПЦ КП, и считается ли оно действительным и неповторимым согласно символу веры, догматам церкви и каноническому праву. Также просим подтвердить, каким является отношение УГКЦ к практике повторного крещения тех, кто уже по евангельскому предписанию был крещен в Киевском Патриархате во имя Отца, Сына и Святого Духа»,— говорится в подписанном Патриархом Филаретом письме.

В УГКЦ пока не готовы дать официальный ответ, однако неофициально представители отмечают, что он скорее всего будет положительным для УПЦ КП. «В Священном Писании говорится о крещении водой во имя Отца, Сына и Святого Духа. Не признавать такое крещение нет никаких причин. Любой священник или иерарх скажет, что такое крещение является действительным, а его непризнание противоречит принципам Евангелия»,— сказал собеседник в УГКЦ.

Между тем в УПЦ (МП) к обращению Киевского Патриархата отнеслись с недоумением. По словам пресс-секретаря главы УПЦ протоиерея Георгия Коваленко, в церкви не существует единой практики приема верующих, крещенных священниками УПЦ КП. «В некоторых епархиях повторное крещение не совершается, а из УПЦ КП принимают через миропомазание,— заявил он.— Даже если греко-католики что-то признают, это не изменит ситуацию, при которой УПЦ КП будет находиться вне общения с православными церквями. Из раскола надо выходить, а для этого диалог следует вести не с католиками, а с православными».

В УПЦ КП на ситуацию смотрят иначе. «Наш запрос в УГКЦ нужен не для того, чтобы понять, действительно ли наше крещение — мы и так знаем, что это так. Смысл в том, что православная церковь молчит, и мы обращаемся к тем, кто после православных нам ближе всего — к грекокатоликам. Надеемся, что их ответ напомнит УПЦ МП, что таинство крещения может совершаться только один раз, заставит их перестать творить грех так называемого повторного крещения и выставлять себя на посмешище всего мирового православия»,— заявил секретарь Священного Синода УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря).

Страна: девятилетний «укронационалист» из русскоязычной семьи — звезда канала Порошенко

«Мы приходим ко всей Украине без исключения. Мать жертвует собой, независимо от того, любят ее или нет». Думаю, эти слова должны услышать верующие УПЦ МП, которые накануне заходили в Михайловский собор на экскурсию. Ведь они точно делают украинцев лучше и ближе друг к другу.

Читать еще:  Как быть, если крестили дома?

Вообще, послания Вселенского престола, надеемся, начнут служить образцом хорошего вкуса и церковной риторики. Да и сами обращения к «возлюбленному во Христе кир Епифанию», возможно, просто мистически внесут в прямолинейные «агитпроповские» тексты вечно оскорбленных единоверцев немного любви. («Весьма дорогой и желанный брат и сослужитель смирения нашего, Владыка Епифаний, Ваше уважаемое Блаженство по-братски в Господе обнимаем и радостно приветствуем»).

В этом году Православная церковь Украины, как и в прошлом, выбрала сокращенный формат празднования.

И дело не только в том, что у ПЦУ меньше возможностей и жертвователей, чтобы свозить людей.

«В условиях ожидания „Дельты», аномальной жары, организация такого паломничества — не слишком милосердная штука для паломников, — объяснили мне в ПЦУ. — Да и будем откровенны, они ощутимо уменьшают возможность для хорошей проповеди, настоящей миссионерской работы в дни крещений. Именно епархиальные архиереи и священники могут на местах подробно и грамотно поговорить об этих событиях, развенчать мифы и стереотипы, добавить образованности, сделать праздник более осознанным».

Поэтому решено было провести празднование в епархиях, а в дни праздников был проведен Синод, а на торжественную литургию приехал, кроме представителя Вселенского патриарха Эммануила, также митрополит Церкви Кипра Хризостом. Если говорить о внешнем дипломатическом представительстве, то у ПЦУ оно было более серьезным.

Но в конце концов, не только представительство. Церковь — это то, что она говорит. Ее слово или публичная проповедь, или официальный документ — это значительно больше, чем публичная позиция общественного или политического деятеля. Слово Церкви — это ее действие на ближайшие годы, и выкристаллизованная позиция лет предыдущих. В послании митрополита Епифания речь шла и о прошлом, и о настоящем, о том, что как тогда князь Владимир был на распутье, так и сегодня наш народ стоит на распутье между прошлым и будущим. В послании митрополита напоминалось, что именно отсутствие единства разрушило Русь, позже — Гетманщину, и привело к поражению Украинской революции 1918 года.

Послание завершалось словами: «Лишь объединяясь, проявляя жертвенную любовь к народу, мы преуспеем и перед вызовом пандемии, и в необъявленной войне».

Когда писался материал, большинство паломников Моспатриархата уже отправились домой. Верующие ПЦУ уже после завершения богослужений, вероятно, разошлись по домам или работам (ведь празднование проходило в рабочий день). А мне, когда я просматриваю видео празднований обеих юрисдикций, на ум приходит цитата из Киплинга, которую часто искажают. Правильно она звучит так: «Восток есть Восток, Запад есть Запад, но и там, и там живут люди». А разве люди одной веры не договорятся? Разве в истории нашего крещения главная персона — это Новинский, а не Владимир?

Я думаю, что верующие МП, которые по дороге в Лавру зашли в Михайловский поставить свечи, — неплохой повод об этом подумать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Прогнозы

Тему поместной церкви активно пропагандировал президент Виктор Ющенко, однако конкретных шагов в этом направлении ему сделать не удалось.

Автор фото, УНІАН

Виктор Ющенко в 2008 году во время визита в Киев Варфоломея пытался продвинуть идею автокефалии

«Сегодня есть сдвиг от идеи к определенным практическим действиям», — рассказывает BBC News Украина политический эксперт Владимир Фесенко.

По его словам, Петр Порошенко в этом вопросе оказался «более настойчивым и практичным», и потому уже есть прогресс.

«На мой взгляд, судя по заявлению, есть определенные предварительные договоренности», — считает эксперт.

Он допускает, что, возможно, во время последней поездки президента к Патриарху Варфоломею он получил «определенный намек».

Владимир Фесенко говорит, что подтолкнуть Варфоломея к сдвигам в таких вопросах могло нынешнее обострение ситуации вокруг России и определенная ее изоляция в мире.

А на вопрос о прогнозах ответил: «Я бы не решился делать какие-то прогнозы, но дата подталкивает. Наша политика привязана к датам».

В парламентской коалиции собираются в ближайшее время рассмотреть обращение к Варфоломею по этому вопросу.

Руководитель Блока Петра Порошенко Артур Герасимов сообщил, что соответствующее голосование может состояться уже в четверг.

А председатель комитета по вопросам культуры и духовности Николай Княжицкий в разговоре с BBC News Украина сообщил, что сегодня «как никогда высока вероятность это сделать».

«Если президент делает такое заявление, то очевидно, определенные дипломатические церковные переговоры об этом были, и стороны достигли определенного успеха», — считает политик.

Он уверен, что если все ветви украинской власти обратятся к Патриарху с этим заявлением, то он может предоставить эту автокефалию.

А на вопрос о прогнозах, отвечает: «Я возлагаю на это большие надежды».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector