0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я принял у Протестантов крещение

Я принял у Протестантов крещение. Как мне вернуться в Православие?

Спрашивает: Николай

Вопрос задан:
17 ноября 2018

На вопрос отвечает: протоирей Димитрий Шушпанов

Дорогой Николай! К сожалению, ни один грех, тем более, грех отпадения от Церкви, не остаётся без негативных последствий. Поэтому, если Вы хотите вновь стать членом Церкви Христовой, каковой является святое Православие, Вам нужно будет серьёзно потрудиться, и потерпеть скорби, также, как как больному, сломавшему руки и ноги: ему придётся полежать в гипсе, перенести боли, заново научиться ходить. Но, думаю, всё это будет с лихвой компенсировано возможностью достижения благодатного соединения с Богом и вечной жизни, в общении с Ним. Начните вот с чего.

Грех ереси, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, есть грех ума, поражающий способность воспринимать Истину. Поэтому, для возвращения из дебрей протестантских мудрований, займитесь изучением Православия. Для этого, почитайте книги бывших протестантов об их пути в Православие. Например, Питер Гилквист: «Возвращение домой. От Протестантизма в Православие» https://azbyka.ru/otechnik/sekty/vozvrashenie-domoj-ot-protestantizma-k-pravoslaviyu/ Священник Сергей Кобзарь: «Почему я больше не могу оставаться баптистом, и вообще протестантом» https://skobzar.nethouse.ru Епископ Каллистр (Уэр): «Моё путешествие в Православную Церковь» https://azbyka.ru/m-episkop-kallist-uer Очень хорошо будет прочесть толкование на Четвероевангелие Блаженного Феофилакта Болгарского https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja/ для того, чтобы приобрести понимание Священного Писания не на основе субъективного опыта отдельно взятого человека (принцип Протестантизма), а на основании древних Отцов Церкви, которые, в силу святости жизни, являются выразителями аутентичного понимания Евангелия. Очень советую Вам ознакомиться с трудами известного православного апологета Алексея Ильича Осипова. Например, послушать его лекции: «Почему Православие есть истинная вера?», «Католицизм, Протестантизм, Православие» https://alexey-osipov.ru/pochemu-pravoslavie/

Далее. Найдите себе для совета и поддержки, священника, или богословски образованного мирянина. Дело это не простое, так как, даже среди батюшек, не многие могут оказать такого рода помощь. Для этого, наведайтесь в ближайший православный храм, поговорите со священником, узнайте: может ли он уделять Вам время и отвечать на Ваши вопросы и недоумения, есть ли при храме молодёжный клуб? Если Вы живёте в Бишкеке, то при Воскресенском соборе каждое воскресенье собирается молодежный клуб «Грани». Придите туда, пообщайтесь. Это Вам может быть очень полезно.

Своё интеллектуальное изучение Православия обязательно сопровождайте духовными упражнениями: регулярной молитвой к Богу с просьбой открыть Вам полноту Истины, простить грех отпадения от Церкви и помочь возвратиться в Православие.

Приучите себя к церковной дисциплине: к посещению храма и молитве в нем в воскресные и праздничные дни (в Таинствах пока Вы участвовать не должны; на службе можете присутствовать до литургии верных). К дисциплине православной аскетики, выражающейся в борьбе с грехом. Для этого, конечно, Вам потребуется познакомиться с основами аскетики. Прочитайте книгу игумена Никона (Воробьёва): Нам оставлено покаяние» https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/nam-ostavleno-pokajanie/

Когда Вы почувствуете в себе достаточную решимость, подойдите к священнику и попросите совершить над Вами чин присоединения к Православию. После этого, обязательно исповедуйтесь и причаститесь Тела и Крови Христовых. Но мало возвратиться в Церковь. В ней нужно удержаться и достичь цели христианской жизни – обожения. Поэтому, Вам, дорогой Николай, нужно будет неуклонно следовать по пути правильной духовной жизни, читать, бороться с грехами, участвовать в Таинствах, общаться с единоверцами. Иначе, всё может вернуться на круги своя: формальное присоединение к Православию, не сопровождаемое воцерковлением и христианской жизнью, вновь приведёт Вас к отпадению от Церкви, только теперь причиной будет не ересь, а в теплохладность к Богу (вера в душе), ибо, «как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», — предупреждает апостол Иаков (Иак. 2:26).

Что касается Вашей супруги – протестантки, то здесь, как и было сказано выше, Вам придётся потерпеть некоторые скорби. Это – одно из последствий неправильного выбора, сделанного в прошлом. Здесь нужно руководствоваться советом апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор.7: 12 – 14). Вам нужно будет набраться терпения и посодействовать процессу её вхождения в Православие. Для этого, возьмите на себя труд ежедневной молитвы к Богу об обращении супруги. Подавайте ей пример доброй христианской жизни в Православии, побеждая свои грехи. Если она будет способна Вас слушать, корректно, со смирением, расскажите ей о Православии. При этом, ни в коем случае, эти разговоры не должны становиться поводом к конфликтам. Если такое будет происходить, сразу отложите их в сторону и сосредоточьте свои усилия на молитве за супругу, и исправлении, в соответствии с Православием, своей собственной жизни. Процесс её обращения может быть продолжительным, но может и не произойти вовсе, ведь каждый человек обладает свободой выбора, которую не нарушает даже Сам Бог. В этом случае, Вам нужно будет смиряться, принимая происходящее как епитимию от Бога, как последствие прежних неправильных решений и поступков. Но надежду терять не надо. Помоги Вам Бог!

На главную страницу Задать свой вопрос священнику

Допустимо ли православным посещать инославные храмы?

Летом, в пору отпусков, православные христиане нередко совершают паломничества или просто путешествуют, в том числе, по Западной Европе или восточным странам. При этом перед ними нередко встает проблема: как относиться к инославным храмам, можно ли заходить в них, нужно ли при этом осенять себе Крестным знамением, допустима ли молитва, как вести себя в отношении пребывающих там святынь, – воспринимать ли святыни инославных лишь как объекты культурного наследия или же относиться к ним с почтением, подобающим христианским святыням?

Отвечает известный пастырь протоиерей Олег Стеняев:

Посещая Западную Европу, я обратил внимание, что во многих католических храмах в передней части перед алтарем выставлены православные иконы. Мне кажется, что они и установлены специально для того, чтобы православный христианин, зашедший в католический храм, мог приложиться к иконе. Это я видел во Франции, но не знаю, встречается ли такое в других европейских странах. Хотя, конечно же, если у путешественника есть желание посетить именно храм, чтобы помолиться в нем Господу, то ему следует выяснить, где находится ближайшая православная церковь – русская, греческая, сербская или болгарская и посещать с молитвенной целью именно православную церковь.

С другой стороны, многие храмы на Святой земле являются католическими, но православные, приезжая туда, имеют возможность помолиться в них, так как это общехристианские святыни. Достаточно вспомнить храм Гроба Господня, ведь там совершают службы христиане всех церквей – православные, армяне, католики и другие. Или вспомните посещение Патриархом Алексием II собора Парижской Богоматери. Многие восприняли это как нечто скандальное, но в действительности в этом Соборе пребывает немало православных святынь, и Святейший прикладывался к Терновому венцу Господа, который крестоносцы вывезли в свое время в Европу. А в католическом храме Успения Божией Матери на Святой Земле православные также совершают молитвы, и никому в голову не приходит их в чем-то их обвинить. Нам нельзя молиться вместе с представителями других вер, православные каноны запрещают совместную молитву с инославными и иноверцами, а в почитании христианских святынь ничего предосудительного нет.

Кончено же, заходя в католический храм, следует перекреститься. Крестное знамение – это оружие, которым мы должны пользоваться, тем более, когда мы сталкиваемся с другой духовностью, так что совсем не лишним будет осенить себя крестом. Это не будет означать какого-то особого почитания культового здания католиков, а станет лишь проявлением православным христианином некоторой осторожности, когда он входит в культовое здание людей иной веры. Каноны напрямую запрещают нам посещать лишь синагоги, но относительно еретических храмов, насколько я знаю, таких канонов нет. Тем не менее, я думаю, что просто из праздного любопытства заходить в такие храмы все же не стоит.

Но есть случаи, когда в этом нет ничего зазорного. Если русский человек находится на отдыхе в Египте, то в Хургаде он вполне может посетить коптскую киниссу, где пребывает частица мощей св. Игнатия Богоносца. Я знаю, что многие православные христиане приходят в этот храм, чтобы поклониться святым мощам, которые находятся там рядом с алтарем. Многие православные россияне, приезжающие в Египет, также посещают там такие святыни, как монастыри Антония Великого и Павла Послушливого, которые находятся у коптов, но имеют, конечно, общехристианское значение. В пещеру Антония Великого, например, надо подниматься на три тысячи ступеней вверх, читая Псалтирь.

Русский человек, также может найти очень много христианских святынь и в Западной Европе, куда они были вывезены во время крестовых походов. Например, мощи святителя Николая, перевезенные крестоносцами из Мир в Бари. И приходиться признать, что если бы тогда попущением Божиим, они не были бы фактически украдены, то они бы просто пропали – таким образом Господь промыслительно сохранил наши святыни среди людей другой веры.

Так что в этих случаях гибкость допустима. Единственное, чего нельзя делать православным, так это молиться вместе с католиками, протестантами или монофиситами и, тем более, участвовать с ними в таинствах – эти запреты мы должны соблюдать очень строго.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Что можно и чего нельзя делать в церкви некрещёному

По сути, запретов для некрещёных немного и в основном они ограничиваются правилами поведения любого воспитанного человека: в церкви нельзя шуметь, бегать, толкаться и просто вести себя неуважительно по отношению к другим людям.

Мужчинам не стоит заходить в православный храм в шортах, а женщинам — в мини-юбках или подобных откровенных нарядах в силу неуместности. При этом девушкам и женщинам необходимо покрыть голову платком, шарфиком, шляпкой, а мужчинам при входе в храм, напротив, нужно снять головной убор. Некрещёному человеку также не следует принимать участие в церковных таинствах, вкушать просфорки или пить святую воду, а также пытаться совершить какие-то магические обряды.

Читать еще:  Ребенка можно крестить только с православным именем?

При этом даже некрещёный человек может молиться в церкви Богу,
прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. При этом за некрещёных родственников, как живых, так и усопших, согласно канонам, молиться следует только дома. Накладывать на себя крест, то есть креститься, в церкви прежде принятия крещения не принято. Однако если всё-таки, опять же по незнанию, человек сделал что-то не так — неверно перекрестился, как-то не так повернулся или пришёл не в той одежде, служители или прихожане могут сделать вежливое замечание или высказать свою рекомендацию, но не более того. Бояться этого точно не стоит. Достаточно элементарного общепринятого уважительного поведения и понимания.

Если некрещёный человек хочет узнать о церковных правилах подробнее, то он может обратиться за простыми разъяснениями к церковницам — так называют женщин, работающих в церковной лавке. При этом следует помнить, что знают они далеко не всё, а могут лишь подсказать — допустим, можно или нельзя поминать человека, где находится та или иная икона и к какому священнику можно подойти, чтобы поговорить о вере.

С более серьёзными вопросами стоит обращаться к священнослужителю, дождавшись, когда он освободится после службы, лучше также вечером. Как правило, в больших храмах священники часто задерживаются именно для того, чтобы ответить на вопросы прихожан и тех, кто хотел бы принять крещение, но не знает, как это сделать.

Что следует делать

Можно: молиться Богу, с почтением прикладываться к образам, ставить свечи и подавать записки за крещеных родственников. Следует помнить, что за некрещеных родственников (живых или усопших) молиться следует только дома, своими словами. Накладывать на себя крест (креститься) прежде принятия крещения не принято.

Но если вы что-то сделали не так – перекрестились, не так повернулись или пришли в одежде, из-за которой на вас косятся, помните, что бояться не надо. Бог милостив и прощает многое.

Вне Церкви нет спасения! Подводя итоги

Вне Церкви нет спасения!
Подводя итоги разговора

Дорогие. Прежде чем приступить к дальнейшему рассказу, мне хочется сказать вот что:
Сегодня мы не будем говорить о том, кто спасется, а кто нет. По большому счету, кто спасется, а кто нет, знать мы не можем. Это всецело в руках Премудрого и Милостивого Бога Отца, Сына и Святого Духа. Тем более, что большинство людей имеют в отношении этого вопроса самое неграмотное и обывательское мнение: спасся – попал в Рай и блаженствуешь; не спасся – попал в ад и мучаешься.
Ни Христос, ни Православная Церковь никогда так вопрос не ставили. Для Христа и для Церкви Спасение – это возможность для человека осуществить полноту единения с Богом через Христа. Начавшись на земле, такое единение продолжится в вечности. И не просто продолжится, а будет усовершаться и возрастать в Царствии Божием, когда вся Вселенная преобразится и наполнится Богом.
Жизнь в Церкви это заключение такой связи с Богом и возрастание в ней. Поэтому, говоря о Спасении, правильнее говорить не о том, кто попадет в Рай, а кто нет, а о том, кто находится в Церкви, а кто нет, для кого осуществить эту связь с Богом является возможным, а для кого нет, и о том, возможно ли эту связь с Богом обрести вне Церкви.
Вот, примерно так. Об этом и поговорим.
(Разговор о том, что такое, собственно, Жизнь Вечная, Царство Божие, воскресение из мертвых, вступление всей Вселенной в новую, вечную фазу своего бытия и о многом другом, у нас впереди. Сейчас я работаю над циклом очерков на эту тему. В Пасхальное время, надеюсь, я вас с ними познакомлю.)

Спасение людей до Христа или вне Христа

Спасение возможно только через Христа и во Христе. Это незыблемый факт и формула для всякого христианина. Но спастись через Христа не значит, что ты непременно должен был быть членом Православной Церкви. Многие родились за тысячелетия до христианства, многие родились в тех культурах, где о Христе и не слышали. Каким же образом можно ставить вопрос о том, что и эти люди спасаются через Христа? Это возможно, если признать, что и до Воплощения Христа люди могли быть причастны Ему.
И Священное Писание, и Предание Церкви свидетельствуют, что это именно так. Христос существовал и до Своего Воплощения, как смысл, Логос мира. Помните, начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. Мир чрез Него начал быть…»

Все, что есть в мире, – причастно Христу. В этом отношении святые отцы высказывали парадоксальную мысль: даже диавол и бесы… причастны Христу. Как так? А так, что и падшие ангелы – живые творения Божии. А жизнь возможна только в причастности к Богу. Дар жизни, которым демоны пользуются себе на погибель, – дар, питающийся от источника благодати и Жизни – Бога. Как любой ручеек, даже мутный, который мы встретим в долине, ведет свое происхождение от горных круч, где лежат мегатонны снега и льда, так и бесы пользуются даром жизни, питаемой Богом.

Итак, Христос существовал всегда, просто 2 тысячи лет назад Он принял человеческую плоть. Но и до этого, от начала, Он существовал как Вторая Личность Святой Троицы, Тот, Чьей силой и по Чъей Премудрости мир наш получил бытие. Евангелист Иоанн рассказывает о курьезном диалоге, который произошел между Иисусом Христом и иудеями. Правда, для Христа он чуть не закончился плохо.
Однажды Иисус сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее (Ин. 8, 56-59).

Итак: Церковь всегда учила и учит, что всякий человек, живший даже до Христа, мог познавать гармонию мира, созданного Богом, слушаться голоса совести, – этого нравственного компаса, этого дуновения Божия, которое есть в нашей душе и через это понимать как следует правильно строить жизнь.
Как об этом хорошо сказал Апостол Павел: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона… они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2, 14-15).
Заканчивая свою мысль, Ап. Павел говорит, что «в день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим. 2, 16), откроется, как человек следовал голосу совести, как следовал закону, запечатленному у него в сердце. И в соответствии с этим человек получит награду.

Жизнь язычников в любви к Богу и в соблюдении нравственного закона настолько высоко ценилась святыми отцами, что они говорят, что люди эти были практически христианами, «христианами до Христа». На целом ряде древних икон и фресок мы видим сонм святых, а за ними – великих мудрецов язычества. Это удивительно, но это очень верно отражает веру Православной Церкви: и те люди были не вне Бога и не вне Церкви, правда, дохристианской. Полнота благодати была еще не явлена, спасение, которое открылось во Христе, не было провозглашено, но не было и недостижимо и нереально.

Теперь – вывод: как мы считаем спасение возможным для этих людей, живших до Христа, так же оно актуально и для тех, кто по воле обстоятельств вырос в культуре, в которой не знают о Христе (или толкуют превратно). Искренний и богобоязненный буддист, индуист, мусульманин, язычник и проч… должен следовать нравственному закону, записанному в его душе, чтить и любить Бога (как он Его знает), слушаться голоса совести.
Вот по этим критериям этот человек и будет Богом судим.

Естественно, что такая ситуация не сделает человека причастником высших духовных даров и не сообщит ему полноту благодати; ни о какой святости в этих культурах говорить не приходится. Но все же это поможет ему остаться богобоязненным и добрым человеком. Пусть это минимум, но это хорошие «стартовые условия», с которыми можно предстать перед Богом и потом, в мире ином, проходить дальнейший путь духовного возрастания и совершенствования.

Спасение иудеев

Иудеев нельзя равнять с язычниками. Им было больше дано, а, как известно, кому больше дано, с того больше и спросится (ср. Лк. 12, 48)…
Святые отцы никогда не ставили знака равенства между язычниками и иудеями и не применяли к ним те требования, что мы предъявили выше, когда говорили о спасении язычников.
Иудеи должны были принять Христа. А то, что многие его не приняли, ставит вопрос о дальнейшей судьбе этого народа. И тут в истории Церкви мы находим полярные мнения. От тех мнений, что иудеи – отверженный народ, засохшая смоковница, путь которой – только в костер, до мнения, что потерпим и подождем, не предложит ли Бог какой-нибудь особый, эксклюзивный путь, который вразумит иудеев и приведет к признанию Иисуса как Мессии и Спасителя.

Но это – то, что касается судьбы всего народа. А что же делать с индивидуальной судьбой каждого человека?
В отношении каждой личной судьбы можно сказать следующее: Христос понимает, что отношение иудеев к христианству слишком осложнено и отягощено всякими историческими недоразумениями. Еврей, особенно живущий в Палестине, – это не просто человек, стоящий перед выбором, это человек, во многом детерминированный, в некотором смысле запрограммированный на то, чтобы сознавать себя членом великой культуры и Народа Божьего. Если для другого человека шагнуть ко Христу значит предпочесть культуре религиозного поиска культуру религиозной определенности, то для иудея это не так. Для него, как он считает, определенность уже есть, она дана! Шагнуть ко Христу для него неизмеримо трудней, чем для другого человека, потому что это значит шагнуть из культуры спасения в неведомое, в нечто неопределенное, негарантированное.

Читать еще:  Можно ли аннулировать крестную?

На вопрос об отношении к христианской культуре ортодоксальная иудейка Блю Гринберг отвечает: «Я отношусь к христианской миссии как еврейка, для которой избранничество что-то значит. Родиться еврейкой, прожить всю жизнь еврейкой, выйти замуж за еврея, родить детей – это особые дары. Божественное избрание меня еврейкой составляет для меня особое призвание. Меня часто переполняет волнение, когда я присутствую на брит, церемонии обрезания, или же на одной из ритуальных церемоний, которые мы теперь стали устраивать при рождении девочек. Эти события пробуждают во мне глубокие чувства – чувство преемственности, принадлежности к общине, ощущение неразрывной связи с еврейской семьей. Появившийся на свет младенец – это большее, чем просто дитя своих родителей. Он или она – это последнее звено в длинной цепочке нашей традиции. В таком понимании избранничество не имеет ничего общего с расизмом… однако оно не допускает возможности перерождения в другую веру. Оно просто означает, что мои отстраненные, невозмутимые рассуждения о христианской миссии разбиваются о символический код совершенно иного плана – а именно, чудо рождения. Рождения не только от биологических родителей, но рождения в единую общину и Тору» (Цит. по: Христианско-иудейский диалог. М. Библейско-богословский институт св. Ап. Андрея. 1997. С. 102-103.).

Отметьте эту силу, спаянность иудеев – и вам станет понятно, почему для него очень трудно принять христианство. Что-то похожее можно сказать и про мусульманина, родившегося и воспитанного в традиционной культуре, однако даже для него этот разрыв не столь болезнен, как для иудея.
Конечно, Господь все это понимает и, будем верить, примет с любовью чадо Свое, которое всеми силами держалось за происхождение, общину, Тору, не заметив, что уже пришел Господин и народа, и той же самой Торы. Помните притчу о десяти девах, которые ждали Жениха? Одни бодрствовали и встретили, другие заснули и в прямом смысле прозевали приход Жениха. Это было сказано о иудеях того времени…

Хочется верить, что Господь примет человека в Свои объятия и не будет требовать от него больше того, что могла дать благочестивому иудею его религиозная традиция. (Надо заметить, что сегодняшний иудаизм имеет мало общего с ветхозаветной религией. Иудаизм со времен еще Христа – это скорее религия талмудистов и фарисеев, чем пророков и праведников Ветхого Завета. Христос все время критиковал эту религиозность, заменившую Заповедь Божию измышлениями человеческими.)

Спасение христиан
Можно ли спастись вне Православной Церкви?

Христос основал только одну Церковь. Про нее Он и сказал: «Создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18).
Эти слова означают, что Христос создал только одну Церковь, которая простоит до Его Второго Пришествия. Вся злоба человеческая и даже адская не одолеют этой Церкви (выражение врата ада это оборот речи, которое означает вся адская сила, вся адская крепость).
Однако из-за недоразумений, человеческих грехов, глупостей, амбиций и проч. единство Церкви было нарушаемо с первых лет ее существования.

Конечно, самый верный путь, который подсказывает и логика человеческая, и логика нашей веры, – искать сближения и стремиться к достижению единства. Вот это движение к единству на базе того, что иные конфессии осознают свою неправоту, обратят внимание на искажения, которые произошли в их вере, когда они отошли от единства с Церковью, Православная Церковь называет экуменизмом.
Экуменизм – не предательство нашей веры, а призыв отошедших от Истины к возвращению к Истине. Но что делать, если твой голос не слышат и ты тщетно напрягаешь свои голосовые связки? Вот перед этим вопросом встала и Православная Церковь, которая десятилетиями говорила о вере Апостольской, вере святых отцов, а ее голос игнорировали.

В последнее время Русская Православная Церковь поднимает вопрос о своем присутствии во Всемирном Совете Церквей. Так называется организация, объединяющая христианские конгрегации разного вероисповедания. Большинство присутствующих – протестанты.
На протяжении ряда десятилетий присутствие Православной Церкви в этой организации позволяло доносить до ее членов Православную веру и Истину. Но опыт показывает, что протестанты не слышат голос Православия и идут курсом, противоположным тому, каким идет Православие. Легализация однополых браков, посвящение лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в священный сан, нарушения в вере и устройстве христианской жизни – все это очень угрожающие симптомы.
Возникает вопрос: продолжать ли участие в этой организации, где твой голос игнорируют и он тонет в массе других, протестантских, голосов? Может быть, это имеет смысл, а может быть, лучше устраниться. Над этим сейчас думают иерархи Русской Православной Церкви.

Впрочем, мы отвлеклись, потому что говорим мы не о том, как строится диалог с неправославными церквами, а прежде всего о том, как Православная Церковь воспринимает эти конфессии. Как часть единой Церкви Христовой – или как просто группы людей, объединенные верой в Иисуса Христа?

Нам это важно уяснить не ради праздного интереса. Церковь Христова обладает полнотой благодати. Как в здоровом организме кровь струится по жилам, функционируют все органы, так и Церковь Христова – здоровый богочеловеческий организм, который оживотворяется Духом Святым и доносит полноту благодати до самых отдаленных органов и членов. Православная Церковь, не исказившая веру со времен Святых Апостолов, является той самой истинной Церковью Христовой, которую и создал Спаситель. Разобраться с тем, принадлежат ли неправославные сообщества к Церкви Христовой, значит уяснить, присутствует ли в их общинах благодать Божия.
Я бы разделил ответ на свой вопрос на две части.
А. Мы будем говорить о Католической Церкви.
Б. Мы будем говорить о протестантских конфессиях.

А теперь конкретно ответим на этот вопрос. Продолжение.


Господа нашего Иисуса Христа любят повсюду!

Не знаю, к теме ли это нашего разговора, или не к теме (скорее, не к теме ), но хочу поделиться с вами фотографией замечательного складничка–вертепа, который мне недавно привезли из Африки (Кения). В одной деревне христиане-африканцы делают вот такие сувениры. Открываешь карандаш, а там Рождественская звезда, куколка Богомладенца и фигурки волхвов. Кстати, в Африке считают, что волхвы были африканцами.
Самое интересное, что это не раскрашенное дерево, а настоящее, какое-то кенийское. Оно снаружи белое, а внутри черная сердцевина.

Крестился, потом посещал неправославную церковь. Как быть?

Отвечает священник Василий Куценко

Здравствуйте! Помогите в таком вопросе. Моя подруга покрестилась несколько месяцев назад, но на Причастии не была, в храм совсем не ходит, а когда я начинаю говорить с ней о вере, о Боге, она отмахивается и отвечает: «Я в душе верю и мне всё это незачем!». Мне непонятно ее такое отношение, которое можно назвать очень негативным. Как мне быть? Как с ней разговаривать? Или вообще не говорить? Однажды позвала ее с собой на службу, она едва дождалась ее окончания и долго потом высказывала претензии и недоумение, критиковала батюшку и т.д. Как общаться с таким человеком на тему веры?

Действительно, такое отношение Вашей подруги к Церкви и церковной жизни непонятно. Вернее, непонятно, для чего она приняла Святое Крещение? Но такое отношение, к сожалению, не редкость. Если бы все крещеные жители нашей страны стали бы на путь воцерковления, регулярно посещали богослужения, то можно с полной уверенностью сказать, что существующие на данный момент храмы просто не могли бы вместить всех верующих. Хотя и сейчас так часто бывает в дни Рождества Христова, Крещения Господня, Светлого Христова Воскресения и других праздников. Большинство населения России так или иначе осознает свою принадлежность к православной традиции, но не хотят в эту традицию углубляться. Не хотят сделать ее реальной частью своей жизни. А ведь принятие Крещения подразумевает именно христианскую жизнь по Евангелию.

Принимая Крещение, человек крестится не во имя столь любимого некоторыми людьми «Бога в душе», а во имя Отца и Сына и Святого Духа. И во время Крещения читается Символ веры, в котором торжественно исповедуется вера «в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли… Во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… В Духа Святого, Господа Животворящего… Во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь…». Это не просто слова. Этими словами должна быть наполнена жизнь христианина, иначе они остаются просто пустым звуком.

Вы можете молиться за свою подругу, просить Господа, чтобы Он просветил ее и помог найти путь в Церковь. Постарайтесь убеждать ее не словами, а делами своей христианской жизни. Ведь в Евангелии Господь говорит: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 16).

Здравствуйте! Я жду ребенка и как православная мама задумываюсь о предстоящем Крещении и выборе крестных родителей. Посоветуйте, пожалуйста, как быть, если претендент на крестного положительный человек, друг семьи, но не посещает богослужений, не молится. То есть фактически сам далек от веры, хотя крещеный и очень хочет стать крестным. Я пыталась привести его в храм. Но он боится даже перекреститься. Чувствует себя в храме неловко и неудобно. Как помочь ему и нам? Заранее благодарю.

Крестный — это человек, обещавший Богу участвовать в христианском воспитании ребенка, во время Крещения за ребенка «отрекающийся от сатаны» (и всего того, что с сатаной — злым падшим духом — связано) и «сочетаюшийся Христу». Сочетаться Христу — значит твердо хранить веру во Христа и жить по Его заповедям. Может ли жить по Христовым заповедям и хранить веру человек, который боится зайти в храм и осенить себя крестным знамением? Или чувствует себя в храме — в доме Божием — неловко и неудобно? Чтобы стать настоящим крестным и участвовать в воспитании ребенка, Вашему другу нужно начать с христианского воспитания самого себя. А Вы можете помочь ему молитвой и своим примером.

Читать еще:  Зачем при крещении священник запечатывает волосы в воск?

Бывает и так, что человек смотрит на Церковь через определенные стереотипы, зачастую отрицательные. В таких случаях может помочь искренняя беседа со священником. В большинстве храмов сейчас проходят беседы для родителей и будущих крестных. Часто эти беседы ведут священнослужители. Вы вместе с Вашим другом можете посетить такую беседу, а после нее пообщаться со священником лично. Или, если есть священник, у которого Вы регулярно исповедуетесь, можно попросить, чтобы он побеседовал с другом Вашей семьи.

В каких храмах Саратова совершают Таинство Крещения полным погружением для младенца 10 месяцев? Возможно ли это в храме Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Городская)? Спаси Господи.

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина Крещение полным погружением совершается во всех храмах Саратовской епархии. Если по каким-то причинам Крещение полным погружением не может быть осуществлено, то допускается Крещение обливанием, при этом крещающийся должен быть облит полностью. Сейчас в каждом храме проводятся огласительные беседы для родителей и будущих крестных, на которых объясняется смысл и значение Таинства Крещения, на этих беседах можно узнать все подробности совершения Таинства.

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, можно ли держать в доме кота, когда в доме недавно родившийся, еще не крещенный ребенок?

Животное не может причинить новорожденному никакого духовного вреда. Поэтому бояться совершенно незачем.

Добрый день. Прошу совета. При Крещении я нечаянно прошла под рукой священника, надевавшего крестик на другого человека. Жизнь моя изменилась кардинально, начались серьезные жизненные неприятности и трудности. Не смогла защитить себя, неоднократно защищая других. Повлиял ли мой проход под чужим крестом на мою жизнь? Или это просто совпадение?

Постигшие Вас жизненные трудности никак не связаны с тем, что во время Крещения Вы прошли (намеренно или нет) под крестиком другого человека. Нательный крест, который дается во время Крещения, является знаком принадлежности человека к Православной Церкви. Но в то же время нательный крест является напоминанием слов Господа Иисуса Христа: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).

Нести свой крест — значит мужественно следовать за Господом, преодолевая все то, что нас от Него отделяет. С другой стороны, под личным крестом можно понимать и те трудности, которые встречаются в нашей жизни. У каждого человека эти трудности могут быть разными — болезни, скорби, несправедливость, обиды, непонимание. А может быть и все это сразу. Но все наши личные тяготы и невзгоды никак не связаны с крестиком другого человека. Помня слова Господа Иисуса Христа Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28), христианин в любой жизненной трудности может обратиться ко Господу за помощью и утешением.

Помогите советом, пожалуйста! Крестили ребенка. В церковной лавке купили иконку с именем, а после Крещения уже дома увидели, что иконку перепутали при продаже и дали с другим именем. Волнуюсь из-за этого случая, как теперь быть? Спаси Господи!

Вам нужно просто обменять икону. Причин для волнения совершенно нет. Святой, имя которого человек получает в Таинстве Крещения, является небесным покровителем и заступником, а также примером христианской жизни. Поэтому обязанность и родителей, и крестных — рассказать ребенку о житии его небесного покровителя и научить ребенка молиться своему святому.

Здравствуйте. У меня есть вопрос. Мы были молоды, по 16-17 лет нам было тогда, и мои товарищи решили креститься, вместе, вчетвером, мы поехали в церковь. Я уже был крещеный еще с рождения. Считать ли мне их троих своими крестными детьми, так как я присутствовал при крещении? Они такого же возраста, как и я, и говорят, что я их крестный отец, а я говорю, что нет, что они были уже не маленькие дети, и к тому же у меня есть и другие крестные дети, которых я маленьких крестил, за которых молюсь. Ведь это такая ответственностьбыть крестным.

Вы правы, быть крестным — это большая ответственность, прежде всего, перед Богом. Если Вы верующий, воцерковленный человек, то Вы вполне можете стать настоящим крестным для Ваших товарищей. Ведь главная обязанность крестного — участие в христианском воспитании крестника. Крестный может быть необходим не только маленькому ребенку. Если у взрослого, делающего первые шаги в церковной жизни после Таинства Крещения, появится более опытный в церковной жизни наставник и друг — это будет очень хорошо. Поэтому Вы можете стать для своих товарищей еще и духовным другом: можете молиться за них, вместе посещать храм, рассказать им об Исповеди и Причастии, давать православную литературу.

Добрый день! 40 лет назад меня с братом крестили, после Крещения мама сняла наши крестики и хранила вместе. Сейчас я хочу носить именно свой крестик, которым меня крестили, но я не знаю, какой мой. Скажите, пожалуйста, что делать? Взять любой и освятить?

Можно взять любой крестик и носить его. Крест является символом христианской Церкви, знаменем победы Господа Иисуса Христа над грехом и смертью. Нательный крест — это прежде всего напоминание нам о том, что, принимая Таинство Крещения, мы становимся христианами, частью Церкви Христовой.

Батюшка! Добрый день! Пожалуйста, объясните: недавно у знакомых были крестины, после Крещения дома проводили, на мой взгляд, то ли обряд, то ли ритуал: брали маленькие букетики из цветочков, окунали их в водку и делали крест этими букетиками, потом раздавали гостям. Для меня это как-то дико, мне кажется, так делать нельзя, тем более после такого чистого и светлого Таинства. Спасибо Вам большое за Ваш ответ.

Судя по Вашему описанию, это действительно какой-то странный ритуал, вероятнее всего, связанный с теми многочисленными суевериями, которые, к сожалению, до сих пор живут среди невоцерковленных людей. Крещение — это начало новой жизни с Богом, Таинство вступления в Церковь Христову. Над младенцами Таинство Крещения совершается только в том случае, когда родители и крестные ребенка исповедуют православную веру и ведут церковную жизнь. В подтверждение этого во время Крещения читается Символ веры, который и выражает веру Церкви — в Бога Отца, Сына и Святого Духа, а также в то, что Сын Божий ради нас, людей, и нашего спасения стал человеком, принял крестные страдания и смерть и в третий день воскрес. Православная вера и суеверия несовместимы. Вашим знакомым лучшего всего сходить на исповедь и попросить у Господа прощение за совершенный суеверный обряд.

Здравствуйте! У меня есть друг, ему 35 лет. Родился и вырос он в Киргизии, в Москве живет уже 10 лет. По словам матери, в детстве его крестили в Киргизии у какой-то бабушки. Помнят, что была купель. Хотели узнать, является ли такой обряд действительным и нужно ли свершить Таинство Крещения заново в Православной Церкви? Еще стоит отметить, что задуматься о крещении его сподвигла просьба друга стать крестным у его ребенка.

В Православной Церкви совершителем Таинства Крещения является епископ или священник. Но в некоторых случаях (например, смертельная опасность, отсутствие православного священника) допускается исключение. Святитель Никифор, патриарх Константинопольский, пишет: «В случае нужды может крестить и простой монах, точно так же, как по нужде крестит и диакон» (Правило 44) и «Если в каком-либо месте нельзя будет найти священника, то некрещеных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин» (Правило 45). Но при совершении Крещения мирянином должно быть выполнено несколько условий. Во-первых, должна быть соблюдена правильная крещальная формула («Крещается раб Божий(имя)во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь»). Во-вторых, совершающий Крещение мирянин должен веровать согласно учению Православной Церкви и исповедовать православный Символ веры. В-третьих, Крещение не должно совершаться ради посторонних или откровенно суеверных целей (чтобы хорошо спал, не болел и т.п.).

Но даже в том случае, когда все эти условия соблюдены, должно быть совершено еще Таинство Миропомазания, в котором возрожденному в купели Крещения человеку дается «печать дара Духа Святого» — дар благодати Божией. Таинство Миропомазания может совершить только епископ или священник. В любом случае, Вашему другу следует обратиться в ближайший православный храм и побеседовать со священником лично, лучше, если он придет в храм вместе со своей мамой, которая сможет рассказать подробности совершения Крещения.

Если Ваш друг собирается стать крестным младенца, то он должен знать об обязанностях крестных родителей. Главная обязанность — участие в христианском воспитании крестника. Но чтобы воспитывать кого-либо по-христиански, необходимо самому быть христианином и вести церковную жизнь. Обо всем этом можно узнать на специальных беседах для родителей и будущих крестных, которые проводятся сейчас практически в каждом храме.

Благословите, батюшка! Тринадцать лет назад с женой стали крестными моему племяннику, не зная, что мужу и жене нельзя быть крестными одного человека. После узнали, что так не делают, но не думали, что это такой грех, и не исповедовались в нем. Сами за три года до этого крещения венчались. Что нам теперь делать?

Церковь учит, что восприемники (крестные родители) вступают в особые отношения со своими крестниками и их родителями. Эти отношения называются духовным родством. Наличие духовного родства стало считаться препятствием к браку, поэтому церковные правила однозначно запрещают брак между крестными и родителями крестников, а также брак между крестными и их крестниками. Признавалось также наличие духовного родства и между крестным отцом и крестной матерью, но однозначного запрета на вступление восприемников одного и того же ребенка в брак в церковных правилах нет. С другой стороны, в Русской Церкви сложилась традиция, что крестными родителями должны быть мужчина и женщина, не состоящие в браке.

Думаю, что Вам с супругой прежде всего необходимо сходить на исповедь и рассказать священнику о том, что по незнанию вы стали крестными одного ребенка. А затем обратиться в каноническую комиссию той епархии, на территории которой вы проживаете, для разрешения данного вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector