0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Толкования Священного Писания

Свт. Иоанн Златоуст

Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия

Для чего вы гордитесь тем, что крестите, когда я благодарю Бога за то, что не совершал крещения? Этими словами он мудро низлагает такое их высокомерие; унижает не силу крещения, – да не будет, – но гордость превозносившихся совершением крещения, во-первых, показывая, что это не их дар, и во-вторых, за себя благодаря Бога. Крещение важно, но важность сообщает ему не крещающий, а Призываемый в крещении. Совершение крещения ничего не значит относительно труда человеческого, а даже гораздо менее благовествования. Крещение, повторю опять, есть дело важное, и без крещения невозможно получить царствия небесного; но совершить его может человек и не очень важный, а благовествование требует великого труда.

Гомилия 3 на 1-е послание к Коринфянам.

Апостол Павел никого не крестил?

Причина, по которой апостол Павел сказал, что он был благодарен, что не крестил большое количество людей в Коринфе лично, была в том, что он не делал этого. Кажется, вы уже поняли это в своем комментарии. Учитывая разделяющую натуру коринфян, он был благодарен, что немногие могут с гордостью заявить, что они были крещены Павлом. На днях я рассказал христианам здесь, в Кыргызстане, что меня учил Том Браун (человек, довольно известный в моем кругу христиан). Они были очень впечатлены. Но я не думаю, что вел себя, как коринфянин, я надеюсь, что нет, но это иллюстрирует потенциальную проблему. Люди, склонные к разделениям, могут основывать свое высокомерие на том, чьи они ученики.

Одним из правил толкования трудных мест Библии является то, чтобы спросить, чего быть НЕ МОЖЕТ. Учитывая другие утверждения Павла о крещении (Галатам 3:27, Римлянам 6:4 и так далее), мы знаем, что это не может означать, что крещение не имеет значения. На самом деле, если вы посмотрите на идею Первого послания Коринфянам 1 главы, то контекст главы — разобщенность, а не спасение. Честно говоря, в том факте, что Павел сказал, что он не крестил такого-то христианина в Коринфе, нет проблемы, кроме как для тех, кто просто пытался создать неприятности.

Другой отрывок может быть немного сложнее, чтобы полностью объяснить его. Честный человек может запутаться в заявлении Павла о том, для чего он был послан. Когда Павел говорит, что его послали не крестить, это требует некоторого объяснения. Разумеется, Павел был крещен (Матфея 28:18-20). Вот как я интерпретирую этот отрывок. Павел говорит, что его принцип – поручение Иисуса Христа проповедовать Евангелие. Фактическое крещение тех, кто обращен к Евангелию, являлось вторичным по отношению к его основной задаче. Если бы он не проповедовал, то многие не были бы спасены. Не было другого человека с дарами Павла, чтобы сделать то, что он сделал. Это ясно для всех. С другой стороны, совершал ли по факту апостол Павел сами крещения, не повлияло на то, сколько людей было спасено. Нет ни одного «дара крещения», позволяющего его обладателю крестить. Поэтому его, казалось бы, несколько запутанное утверждение касается относительной значимости двух задач.

В любом случае мы можем с уверенностью сказать, что, независимо от того, важно крещение или нет, в 1-м Коринфянам 1 главе это не обсуждается. На самом деле, даже если мы поверим в ложную доктрину, что крещение не является существенным (другими словами, что спасение не происходит при крещении), трудности с интерпретацией будут почти одинаковыми. Значение, которое коринфяне придавали тому, кто крестил их, фактически подтверждает (слабо, но подтверждает) важность крещения. Нечестно использовать этот отрывок, чтобы так или иначе спорить о доктрине крещения.

Первое послание к Коринфянам, глава 1

На церковнославянском языке

10 Молю же вы, братие, именем Господа нашего Иисуса Христа, да тожде глаголете вси, и да не будут в вас распри, да будете же утверждени в томже разумении и в тойже мысли.
11 Возвестися бо ми о вас, братие моя, (посланным) от хлоиса, яко рвения в вас суть.
12 Глаголю же се, яко кийждо вас глаголет: аз убо есмь павлов, аз же аполлосов, аз же кифин, аз же Христов.
13 Еда разделися Христос, еда павел распятся по вас? или во имя павлово крестистеся?
14 Благодарю Бога, яко ни единаго от вас крестих, точию криспа и гаиа,
15 да не кто речет, яко в мое имя крестих.
16 Крестих же и стефанинов дом: прочее не вем, аще кого иного крестих.
17 Не посла бо мене Христос крестити, но благовестити, не в премудрости слова, да не испразднится крест Христов.
18 Слово бо крестное погибающым убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божия есть.

На русском языке

[1] Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть

Слово, переведенное в синодальном переводе как “юродство” лучше перевести как “глупость”.

Ответьте на вопрос

Что значит “креститься во имя кого-то”?

Комментарий У.Баркли

Ответьте на вопросы

Размышления редактора

Как и в прошлое воскресенье, апостол Павел призывает нас к единству. Слова Писания надо применять к себе. И я задумалась – а что это значит – говорить одно и то же в наши дни и быть соединенными в одном духе и одних мыслях? Ведь у нас сейчас ситуация в Церкви не лучше, чем в Коринфе в I веке. Кто-то любит и слушает только Кураева, для кого-то главный авторитет – Осипов, для кого-то – отец Дмитрий Смирнов, для кого-то – отец Даниил Сысоев. Причем часто сами наши учителя принимают друг друга, как и апостолы принимали друг друга, а вот их последователи – уже нет, друг друга не принимают. Недавно заговорили о том, что современное русское Православие напоминает систему ашрамов с харизматичными гуру во главе. Но и без этого между православными верующими существуют большие расхождения по разным вопросам. Например, по вопросу о языке богослужения. Чтобы говорить одно, кто-то, получается, должен изменить свое мнение? А как мы определим, какое мнение надо изменить? Дискуссии длятся бесконечно, и каждый остается при своем мнении.

А потом я подумала, что, наверно, дело совсем не в том, чтобы определить, какое мнение главное и более правильное. А в том, чтобы поднять взгляд выше, к Богу, ко Христу. Выше наших разделений. Потому что, как говорит апостол Павел дальше, проповедники – «только служители» (Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а [все] Бог возращающий. (1Кор.3:5-7)) Апостол Павел, которого я очень люблю, и митрополит Антоний Сурожский, благодаря которому я пришла в Православие – это только служители Божии, которым я должна быть благодарна за их труд, который мне много дал, но взращивает меня Бог. И потому на Него я должна смотреть в первую очередь, Его воли искать. Каждый проповедник похож на человека с фонарем. Этот фонарь может дать свет десяти людям, пятнадцати, пусть даже десяткам тысяч. Другой фонарь может осветить путь еще сотне тысяч. Но ни один фонарь не может осветить путь всем людям на земле, это может сделать только Солнце Правды, Христос. И поэтому надо смотреть в первую очередь на Него и Его воли искать, и тогда мы сможем «говорить одно». Кроме того, когда смотришь в первую очередь на Христа и стараешься познать Его, начинаешь видеть мир по-другому и понимаешь, что какие-то вещи не так уж важны. Не так важно, какой политический строй в России, например. Важно, сколько человек в ней любят Христа и стараются следовать за Ним. Поступают ли так те, кто нами правят. Все остальное – неважно. Да даже и это неважно – как поступает тот или другой человек. Самое важное, самой поступать так, как Он заповедал, потому что отвечаем мы перед Богом только за свои поступки, мысли и чувства.

Читать еще:  Что должен знать крестный

Впрочем, глядя на себя, я понимаю, что есть и другая проблема. Не говорить про себя – «я Павлов», а говорить про другого – «он Аполлосов». Отсюда такие слова, как «кочетковцы», «сысоевцы», «меневцы». Думаю, эта проблема решается так же, как предыдущая. Надо взглянуть выше, на Христа, и понять, что в первую очередь эти люди не «кочетковцы» или «сысоевцы», а так же, как и я, христиане, и за нас за всех умер Христос, и мы все пытаемся следовать за Ним и быть послушными Ему. И стараться в первую очередь видеть общее – веру во Христа, а не то, что нас разделяет. Перестать даже мысленно называть людей «кочетковцами» или «сысоевцами». И в сердце своем не отделять себя от братьев и сестер, которых тоже взращивает Бог. Если все будут так поступать – у нас получится «говорить одно» и быть едиными в одном духе и в одних мыслях.

Такой ответ я нашла на вопрос, как мы можем «говорить одно». А вы как думаете? Вы можете поделиться своими мыслями и ответить на вопросы в комментариях.

Прочтите толкования

Блаженный Феодорит Кирский

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений Прекрасно к прошению своему присовокупил имя Господа, ибо оно-то и было ими отвергаемо; от сего имени должно было и им именоваться, а они заимствовали себе прозвания от предстоятелей.

но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Не за разность догматов укоряет их, но за споры и соперничество о предстоятелях: смысл проповеди, говорит Апостол, один (сие и выражает словами: в томже разумении), но расположение уже не одно (сие и означает словами: в тойже мысли). Посему умоляет их, одно содержа в мысли и одинаково разумея, не делать раздора и не препираться напрасно о настоятельствующих.

(11) Ибо от Хлоиных Так, может быть, именовался какой-нибудь дом; Апостол же не назвал по именам известивших его, чтобы не произвести между ними вражды.

сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры показывает же, какого рода были состязания.

(12) Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Коринфяне именовали себя по именам других учителей, но Павел выставил свое и Аполлосово имя; приложил же и имя первоверховного Апостола, научая тем, что несправедливо даже и из сих имен делать такое употребление; сие яснее дознаем из следующего. Но весьма премудро поступил он, к другим именам сопричислив и имя Христово, показывая несообразность дела, а именно, что коринфяне в один ряд поставляли и Владыку, и рабов.

(13) Разве разделился Христос? Иные не как вопрос, но как речь положительную читали это, утверждая, что Христом здесь названа Церковь, и толкуя сие так: худо поступили вы, разделив тело Христово. Но думаю, что сказано это вопросительно; сие показывает и присовокупляемое.

разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? А сие значит: ужели Христос имеет разделяющих с Ним владычество и власть, и потому вы делитесь, и одни называетесь Его именем, а другие именами того или другого? Не Один ли за всех вас приял смерть? Не в Его ли имя прияли вы благодать крещения? Человеческих ли имен призывание даровало вам оставление грехов?

14 Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15 дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя. 16 Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.Апостол усиливает обвинение каждым присовокупленным словом, но не поражает сильно обвиняемых, собственное свое лицо выставляя вместо коринфских учителей. Дает же разуметь, что называли себя по именам не только учителей, но и крестивших. Представляет и причину, по которой не крестил многих.

(17) Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать. Хотя повелел то и другое, ибо сказал: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19), однако же проповедовать почетнее, нежели крестить, потому что крестить удобно всем, сподобившимся священства, а проповедовать — дело немногих, приявших дарование от Бога. После сего Апостол смиряет уже надменность величающихся красноречием и говорит:

Не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Если бы пользовался я сладкоречием и силою слова, то не была бы видима сила Распятого. Всякий бы стал предполагать, что уверовавшие уловлены уменьем говорить. Но неученость проповедующих, препобеждающая гордящихся красноречием, ясно доказывает силу креста.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – сила Божия. 19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. (Ис. 29, 14). Под словом крестным Апостол разумеет слово о Кресте; погибающими называет неверующих, а спасаемыми — верующих, придавая наименование по тому концу, которого достигнут. Приложил же свидетельство Писания, научая сим, что издревле предвозвестил это Бог всяческих. Потом показывает нелживость предречения.

Еще толкования

Ответьте на вопросы
Что нового вы узнали/поняли из толкований?
Чему это вас научило?

Снова перечитайте отрывок

Подведите итоги
Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывком, при ответах на вопросы и чтении толкований?
Чему вы научились благодаря размышлению над отрывком, ответах на вопросы и чтении толкований?

Помолитесь

Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твои и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, Единый Человеколюбче.

Вопросы, толкования и размышления подготовила

Если вам понравился этот выпуск блога, вы можете подписаться на рассылку по воскресным апостольским чтениям.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Сын фарисея и трижды предатель: как Петр и Павел стали учениками Христа

Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.

Читать еще:  Православный сын крестился у протестантов. Что делать?

Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.

Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.

Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса

День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.

О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра – пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.

В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста

Гонитель Христа и первый папа римский

– Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?

– Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.

– Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?

– В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.

«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»

Многие привыкли считать, что апостол Петр – это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?

– Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.

Рубенс. Апостол Петр

– В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?

– Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. – Прим. ред.). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно – как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. – Прим. ред.).

«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»

– Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?

Читать еще:  Если родители-атеисты сказали, что человек крещен, а он не был крещен, какова его участь?

– Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов – с середины I века.

Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века

– Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?

– Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл – имя, данное Павлу при рождении. – Прим. ред.). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск

«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»

– А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…

– Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.

Микеланджело. Распятие Святого Петра

– Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем. Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?

– Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния – понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.

Апостольские послания

Сам апостол Павел называл себя «наименьшим» среди учеников Христа — он никогда не забывал, кем он был, прежде чем стать последователем Спасителя. Тем не менее, в 1-м послании к Коринфянам он сказал:

И это замечание справедливо.

Наследие апостола включает в себя 14 посланий, практически систематизирующих учение Христа. В Священном Писании его труды расположены в следующем порядке:

1. Послание к Римлянам.
2. Первое послание к Коринфянам.
3. Второе послание к Коринфянам.
4. Послание к Галатам.
5. Послание к Ефесянам.
6. Послание к Филиппийцам.
7. Послание к Колоссянам.
8. Первое послание к Солунянам.
9. Второе послание к Солунянам.
10. Первое послание к Тимофею.
11. Второе послание к Тимофею.
12. Послание к Титу.
13. Послание к Филимону.
14. Послание к Евреям.

Все апостольские послания можно разделить на 2 группы — пастырские (например, послание к Титу и Тимефею) и общехристианские (такие, как послания к Коринфянам, Галатам и т.д.)

Что отличает послания апостола от произведений других авторов — все они написаны простым, живым языком. Читая их, чувствуешь, будто общаешься с близким человеком. Особенно проникновенно в этом плане 1-е послание к Коринфянам, вернее его 13 глава — «гимн Любви», как называют ее многие.

Одним из самых важных вопросов, которых касался апостол Павел в своих посланиях был вопрос Церкви. Согласно учению апостола, Церковь представляет собой тело Христово, членами которого являются христиане:

Догматическая часть посланий открывает всю глубину знаний апостола не только книг Нового, но и Ветхого Завета.

Апостолы Петр и Павел
Последняя четверть XVII в.
Дерево, темпера
32 × 27 см
Рыбинский государственный историко-архитектурный и
художественный музей-заповедник, Россия
Инв. РБМ 4998

Жизнь первоверховного апостола трудно было назвать легкой. Для Спасения других он не считал унизительным делать то, что требовалось в каждом конкретном случае:

Неся весть о Христе, он претерпел многие гонения, аресты, жестокие избиения… Но ни боль, ни страх, ни лишения не могли остановить его. Всегда помня о своем прошлом, он, всей своей жизнью доказал, что даже самый яростный гонитель Христа способен стать самым преданным его последователем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector