0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Много злюсь и боюсь отвлекать батюшку вопросами

Много злюсь и боюсь отвлекать батюшку вопросами. Как быть?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Я очень сильно страдаю от того, что не могу сдерживать свои эмоции, очень раздражаюсь, временами жуткая злость будто разрывает меня на части. Возможно, это связано со здоровьем, с гормонами, с проблемами со щитовидной железой. Сейчас я обратилась к врачу и прохожу обследование, потому что моя несдержанность очень меня пугает, периоды спокойствия и доброжелательности всё реже и непродолжительнее, но, сколько помню себя, такие периоды бывали у меня довольно часто всю мою жизнь, даже в детстве.

Сейчас мне 50, я четыре года назад начала воцерковляться, каждое воскресенье исповедуюсь и причащаюсь. Некоторые вопросы задаю нашему батюшке, но чаще всего «замалчиваю» свои проблемы, пережидаю их, мне стыдно отвлекать его своими глупостями, ведь у него много послушаний, многим людям он нужен по более важным вопросам, а не таким глупостям, как у меня. И я не умею лезть к людям по мелочам, касающимся меня. Стыдно и неловко. Мне и сейчас неудобно и стыдно, кажется, что всё это мелочи и глупости. Может быть нужно было как всегда перетерпеть?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая читательница, Вы правильно поступаете, что обратились к врачам! Непременно нужно выяснить, в какой мере физиология влияет на то, что с Вами происходит. Если окажется, что дело в гормонах, Вы точно будете знать, как решить проблему, хотя бы как с нею обращаться сейчас, чтобы ее минимизировать.

Что касается священника, Вы напрасно так поступаете. Вы не так давно в Церкви, конечно, у Вас много вопросов, еще бы! Иначе и быть не может: это новый мир, новый опыт, а когда человек получает новый опыт, ему надо этот опыт оценивать, рефлексировать, что делать дальше, правильно ли он поступает и так далее. И тут, дорогая, никак не обойтись без духовного руководства, и самое что ни на есть правильное дело — спрашивать священника о том, что Вас тут волнует, о том, что с Вами происходит. Тут совершенно нечего стыдиться. дорогая! И Ваш внутренний опыт ценен так же, как опыт каждого человека, он не менее важен, чем чей-либо еще. Поэтому о том, что Вас волнует, Вы просто обязаны спрашивать священника. А если так получается, что он занят, постарайтесь договориться с ним об отдельной беседе, наметить самые главные пути, по которым Вы будете идти в духовном смысле, расставить самые главные акценты, а прочие дела будете либо делать в соответствии с этим общим планом, либо спрашивать по мере поступления.

А когда не будете знать, как поступить, молитесь Богу и просите Его помочь сделать верный выбор.

О прощении

Подготовку к исповеди начинайте с радости. Раз возник вопрос, значит назрел шанс исправить жизнь к лучшему и приобрести спасение в Вечности. Иисус Христос сказал: «если не покаетесь, все погибнете» (Лк.13, 3). Для преодоления страха и смягчения огрубевшего сердца хорошо молитвенно призывать Божью помощь:

  • «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» (Пс. 6, 3).
  • «Обратися, Господи, избави душу мою, спаси меня ради милости Твоея» (Пс. 6, 5).
  • «Не вниди в суд с рабом Твоим» (Пс. 142, 2).

Господь ждет нашего покаяния и готов простить каждое падение, как отец, что всегда ждал блудного сына (Лк.15:11-23). Божья Любовь больше боли наших согрешений. Для Господа нет невозможного, каждую разбитую душу склеит. В Божьем мире нет непрощенных грехов, есть только те в которых человек пока не раскаялся.

Советы психолога

По благословению митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Синодального Миссионерского отдела Русской Православной Церкви.

Ежедневный видео блог «Советы психолога» — это короткие советы, которые будут каждое утро появляться в Елицах. Подписаться-

Опытные психологи помогут разобраться в поведении окружающих людей и своем, понять почему люди попадают в сложные жизненные ситуации и помогут найти решение Ваших личных проблем, не прибегая к консультациям. Если же Вы нуждаетесь в непосредственной помощи психолога, можете обратиться за консультацией к нашим экспертам.

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 0
  • |Видео 477
  • |Мероприятия 0

Злость. Чувство злости — это нормально? Психолог Виктория Маркелова

Сегодня поговорим о злости.
Вы, конечно, можете мне возразить. Скажите, что православному человеку не нужно говорить о злости. Но вы, естественно, знаете, что я с вами не соглашусь. Потому что, злость – это чувство, которое не зависит от нашего желания или нежелания.
К сожалению, злость имеет негативную окраску. Вспомните свое детство или то, что вы уже сами говорили своим детям, а именно: злиться нельзя, злится очень плохо. Нам так говорили и мы, возможно, как родители, тоже так говорим, или вы слышали, как говорили это люди своим детям. Здесь мы все вместе совершаем большую ошибку, потому что, еще раз повторюсь: чувства дал нам Господь. И нет чувств ни плохих, ни хороших. Есть то, как мы со своими чувствами обращаемся. И, к сожалению, не всегда нам хватает понимания, для чего и какие чувства нужны и как ими пользоваться. К огромному сожалению, даже до сих пор у нас нет такой эмоциональной грамотности. То есть, мы не очень знакомы с чувствами и это что-то такое странное, о чем мы мало знаем. Присутствует очень большой культ интеллекта, о чем я всегда говорю, и совершенно не развивается эмоциональный интеллект. Мы мало понимаем, для чего нужны чувства, точнее, не думаем об этом. Мы не задаем себе такой, исследовательский вопрос. А было бы очень полезно самостоятельно исследовать свои чувства.
Когда мы говорим ребенку, что злиться плохо, злиться нельзя, – что мы делаем? Смотрите. Человеку присуща природная реакция на угрозу. Наш мир небезопасен и дети сталкиваются с ней очень рано. В мире происходит много такого, от чего нам нужно защищаться и быть бдительными, находимся ли мы в живой природе или в мегаполисе. Где бы мы ни были, – жизнь полна опасностей. И природная реакция на какие-то нападения, если говорить образно, такая: либо бей, либо беги. То есть, если на тебя нападает, условно говоря, какой-то враг, то у тебя должны присутствовать две здоровые реакции. Первая, если видишь, что ты слабее врага и не можешь вступить с ним в физическую или эмоциональную схватку, тогда убегаешь, выходишь из этого процесса. Если же у тебя есть силы, ты защищаешься, бьешься. Если, например, хулиганы пристают к твоей жене, то ты или хватаешь жену и бежишь со всех ног, или ты дерешься, защищая любимого человека. Это – нормальная, здоровая реакция.
Реакция нездоровая – когда мы замираем в полной растерянности, не понимая, что делать. Почему так? Потому, что мы учим не злиться. Злость, вообще, это чувство, эмоция, которая нам нужна для защиты себя. Если на тебя нападают и ты чувствуешь эту самую злость, это говорит уже о том, что твои границы каким-то образом нарушаются. Если представить любое суверенное государство, границы которого нарушает враг, не для хорошего, а для плохого, приходя с войной и желая сделать на твоей территории какую-то гадость. Для этого нам нужна определенная энергия, чтобы защитить свои границы. Вот здесь пригодится злость. Когда мы ребенка учим, что злиться нельзя, – мы оказываем ему медвежью услугу и учим его замирать. Более того, еще ужаснее, когда под запрет попадают эти чувства. Например, говорят, что нельзя злиться на маму или на папу, или вообще на взрослых. Это абсолютная катастрофа, потому что это нормальное чувство. Вспомните совсем маленьких детей. Они еще ничего не знают о запретах, не знают, что это нельзя, но могут испытывать злость. И если им плохо, они громко плачут, кричат. То есть, они выражают свою злость. Они еще не испорчены социальными запретами. Далее. Вы выражаете в сторону ребенка какое-то агрессивное действие и это вызывает естественную реакцию, например, злость. Вы, не разобравшись, а может быть и разобравшись, решив наказать, взяли и что-то отобрали. И какая естественная реакция в данном случае в отношении вас? Злость. Но вы говорите, что злиться на вас нельзя.
Если мы запретили, то это не значит, что чувство улетучилось. Это же физический закон: ничто в никуда не испаряется. Чувство было и оно есть. Это чувство честное. Мы запрещаем ребенку злиться, а то, что мы, родители, совершаем агрессивные действия в сторону своих детей – происходит постоянно. При этом считая, что мы на это имеем полное право.
Есть родители, считающие, что имеют абсолютные права и абсолютную власть над ребенком и могут поступать с ним как хотят, а ребенок в ответ не может проявлять никаких своих чувств. Если мы ему запрещаем, то куда это чувство девается? Задайте себе такой вопрос. Что ребенок перестает чувствовать злость? Нет, он начинает ее подавлять. И она уходит в аутоагрессию, направленную на себя. Если на маму злиться нельзя, потому, что это святой человек, какой-то небожитель, то он может злиться на себя, считая: я плохой. Так формируется стыд и ощущение, что я плохой. Потом, когда человек вырастет, он живет с этим бесконечным ощущением, что он плохой, что он недостойный. Что бы он не делал, – все равно все плохо, и этим своим внутренним ощущением он изводит не только себя, но и всех окружающих. Это такая подавленная, проявляющаяся злость.
На самом деле, ребенок может злиться на родителей и имеет на это полное право. Мы злимся на своих детей и это тоже нормально. Конечно, это чувство тяжелое и его испытывать не хочется, но от этого никуда не денешься. Очень важно, чтобы ребенок мог сказать, выразить свои эмоции. Наша ответственность в том, как мы выражаем свою злость: либо мы, взрослые люди, истерим, что-то швыряем и орем, либо мы берем себя в руки и можем управляться со своей злостью. Можем сказать: «Я сейчас злюсь на тебя». На самом деле этого достаточно для выражения своих чувств. И ребенок не должен сдерживаться, когда хочет сказать: «Мама, я на тебя злюсь».
Мои дети могут сказать, что мама поступила несправедливо или повысила голос и это вызывает у них ответную реакцию в виде злости. И тогда мы можем эмоционально, но честно поговорить и разобраться. Родитель может извиниться перед ребенком, если он не прав, или извиниться за то, что погорячился. Это абсолютно нормально, когда мы берем ответственность за свои чувства на себя.
Почему я опять показываю это на примере детей? На самом деле это происходит и в нашей взрослой жизни. И уже взрослые не могут выражать свою злость ни по отношению к нарушению своих границ со взрослыми родителями, ни по отношению к другим людям, которые нарушают их границы. И поэтому мы оказываемся в ситуации бесконечного насилия друг над другом, где мы его, эмоциональное насилие, совершаем. И это все считается в рамках, и все правильно. Но зато злиться нельзя. И подавленная злость, как энергия, никуда не девается. Она нас, как я уже сказала, либо разрушает, либо потом направляется в другие места. Об этом мы с вами говорили. Например, общение в сети, когда мы не можем выразить свою злость, разместить ее в том месте, где это произошло, а она ищет выхода, то своим каким-то праведным гневом, внезапно, в совершенно другом месте начинаем выражать свое какое-то агрессивное поведение.
Так вот, мы отвечаем за то, как обращаемся со своей злостью. Насколько адекватно или неадекватно мы можем выражать свои чувства? Осознанно мы это делаем или бессознательно? Подумайте, пожалуйста, об этом, поразмышляйте. Также поразмышляйте над теми чувствами, которые вы сложили в специальную коробочку и они находятся под запретом.
Я буду рада, если вы под этим видео напишите, какие чувства у вас еще под запретом? Почему вы считаете, что они очень плохие и их нельзя проявлять? Это будет хорошим поводом, чтобы нам с вами поговорить и поразмышлять. Есть ли вообще такие чувства, однозначно плохие и ужасные, чтобы их нельзя было трансформировать во что-то доброе?
Всего вам доброго, мои дорогие!

Читать еще:  Мама лежит после инсульта. Какой молитвой ей помочь?

Психолог Виктория Борисовна Маркелова

  • 1701 25
  • 12
  • 5

Виктория, здравствуйте! Хотелось бы услышать от Вас разъяснение на тему чувства вины и чувства стыда. Насколько они необходимы и где их границы. Мне кажется, что у меня они иногда возникают совсем безосновательно.

Лилия, уже есть ролики на эту тему. Посмотрите. Но, обязательно поговорим об этом еще. Спасибо.

Боюсь обратится к священнику

Юлия73

протодиакон Сергий Шалберов

  • 11 Ноя 2010
  • #2
  • Ваш страх — благодатен! Все Святые Отцы считают, что именно возникновение в человеке страха Божия есть признак, что он начал истинно осуществлять в своей жизни начаток веры. В новоначальный период помимо смутного предощущения чистой любви в человеке живет и другая побудительная причина исполнять волю Божию: страх вечного наказания за неисполнение этой воли, за неисполнение заповедей. Это есть предварительный очистительный этап духовного пути, его никак нельзя миновать.
    Новоначальный страх — это страх потерять за свои грехи свое вечное счастье и вместо него обрести вечные муки. Так, не имея страха потери своего благополучия в отцовском доме, евангельский блудный сын (Мф.15, 11-32) бездумно ушел из него. Страх же вечных мук вызывает в человеке ненависть к греху, как к врагу его личного благополучия, и тем самым удерживает его от ухода из дома Отца. Вспомните, как блудный сын возвратился к Отцу? Когда увидел в себе в себе все, что нарушает в нас волю Божию, и возненавидел свое падение. Поэтому сокрушение о грехах своих «бесчисленных, как песок морской» абсолютно необходимо для обращения ко Христу: «Покаяние есть корабль, а страх — его кормчий, любовь же — Божественная пристань» (преп. Исаак Сирин).

    Читать еще:  Как можно излечиться, обратившись к Богу?

    Для вас, еще не давшей крещальной клятвы, новоначальный страх сейчас более надежен, чем слишком молодое вино любви ко Христу и к Его Церкви. Любовь, изгоняющая новоначальный страх, придет позже. Отдайте себя на волю и усмотрение Божие – и она придет: идите и креститесь! Свеча, зажженная перед Богом, загорится благодатным светлым отсветом в вашей душе. И не бойтесь — Отец встретит вас, радуясь и веселясь, как встретил когда-то блудного сына, ибо «брат сей был мертв и ожил, пропадал и нашлся» (МФ.15, 32).

    И тогда, несмотря на встречные ямы и колдобины, обязательно наступит для вас, идущей узкими путем христианского совершенства, то духоносное время страха и радости вечной жизни — раннее утро жен-мироносиц, когда: «. жены, бывшия с Мариею, со страхом и радостью великою бежали от гроба» (Мф.28,8)

    Юлия73

    • 11 Ноя 2010
  • #3
  • Спасибо, батюшка! Я рада, что мой страх от Бога , а не от нечистых. Я должна подумать над вашим ответом, после напишу что думаю, мне надо время, чтобы сформулировать мои мысли. Надеюсь Вы не оставите меня. Возможно ли общение в личной переписке? Если Вы считаете, что другие люди должны знать об этом, пусть остается как есть.

    Текст отредактирован модератором, а именно, исправлены ошибки.

    протодиакон Сергий Шалберов

    • 12 Ноя 2010
  • #4
  • Программно-просветительская направленность нашего портала изначально предполагает обращение к широкой аудитории, поэтому старайтесь избегать личной переписки.

    Стесняюсь исповедоваться как быть?

    Я в принципе понимаю что перед мной священник , я как бы каюсь через него перед Богом, но он же человек, слышит и запоминает все.

    Исповедь — не разговор с подружкой или близким человеком, когда те, желая подробностей, просят о них рассказать. Священнику вовсе не нужны рассказы о том, как и когда, с кем произошло и что было дальше или до того. Ему не требуется имён и фамилий, а также описания места происшествия. Это не протокол дознания.

    Читать еще:  Можно ли ходить в Воскресную школу и на йогу?

    В вечерних молитвах, в самом конце, следует перечень грехов, который прочитывает ежедневно каждый верующий христианин, который часто посещает Церковь. Прочитывает каждое слово, без всяких пропусков. Потому что каждому человеку эти грехи присущи и хотя бы единожды в жизни они были совершены.

    Возьмите в руки молитвослов и прочитайте молитвы на сон грядущий. Потом Совмещенные каноны ко Господу, Богородице и Ангелу-хранителю. При прочтении сердце будут задевать словесно изложенные общие грехи, присущие и читающему, которые особенно тяготят его. Хорошо бы при этом взять в руки ручку и записывать на бумаге всё, что приходит в голову.

    Перечитайте 10 заповедей. По каждой из них спросите с себя, как на экзамене. Подробное описание своих чувств и эмоций в конце концов может превратиться в подобное обращение ко Господу:» Каюсь, что грешна в чревоугодии и не почитании родителей. Ленива и склонна к жалению себя».

    Или:»Каюсь в грехе убийства, так как совершила аборт».

    «Каюсь в грехе прелюбодеяния(или блуда), потому что живу в незаконном браке».

    «Каюсь в греховной страсти к табакокурению. Или пребываю в страстной зависимости от алкоголя.» «Каюсь в обращении к экстрасенсам, гаданию, чтению гороскопов». И так далее, тому подобное.

    То есть, на исповеди чётко обозначают одним словом сам грех, который овладел человеком.

    Священника стесняться не нужно. Они выслушивают порою такие вещи, которые и не снились, и не обсуждались в телевизионных шоу.

    Пришедшего на исповедь верующего никаким образом не должны волновать личные качества священника, потому что в этом Таинстве исповеди он лишь проводник, и от него ничего не зависит. Есть только разговор с Богом при свидетеле.

    Все предубеждения, что достаточно самому постоять перед иконой в Храме или дома, поплакать и всё пройдёт — от лукавого. Сомнения, что такую грязь стыдно говорить при другом — от лукавого. Всё, что противостоит исповеди — только для того, чтобы не допустить спасения души и не упустить кающегося из дьявольских сетей.

    Нашептывания, что не достоин прощения, что лучше смерть, чем несение такого груза в душе — все от бесов, которым крайне не хочется терять погибающего во грехах.

    Решитесь на исповедь, почувствуйте торжество победы и радость бытия от твердой уверенности в том, что всё поправимо! Спасение есть и оно рядом! Храни всех Господь!

    Как избавиться от обиды и злости?

    Протоиерей Дмитрий Смирнов в передаче на телеканале «Спас» говорит о том, что от любой страсти можно избавиться с помощью Божией. Все они лечатся благодатью. «Род сей, — приводит этот батюшка слова Господа из Евангелия, — изгоняется только молитвой и постом».

    То есть, если человека одолевают страсть гнева, злобы, раздражительности, необходимо:

    ежедневно молиться: «Господи, очисти меня грешного»;

    контролировать своё поведение и воздерживаться от проявления этих эмоций.

    Постепенно гневливости в поведении человека будет становиться всё меньше. Подробнее об этом — в видеоматериале.

    Чтобы бороться с гордостью и завышенным самомнением, иерей В. Головин православному христианину рекомендует:

    увидеть свои грехи;

    через их осознание возникнет желание покаяться;

    придти на исповедь.

    После участия в этом Таинстве к человеку приходит смирение.

    При этом раздражительность, проявление злобы постепенно уходят. Для снижения психологической возбудимости врачи рекомендуют:

    внести коррективы в рацион питания — сделать его менее калорийным. В первую очередь, за счет уменьшения употребления мясных ингредиентов;

    регулярно до лёгкого утомления заниматься не слишком тяжёлой, но продолжительной физической деятельностью — работой, упражнениями в спортзале или на свежем воздухе.

    Нужно отметить, что бороться со злостью и проявлением гнева верующему человеку значительно легче. Помогает ему в этом Господь. Необходимо только обратиться к нему за помощью.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector