1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем именно отличается молебен о здравии от сорокоуста – сравнение обрядов

Молебен в православном храме заказывается практически за любую нужду христианина, начиная от удачной покупки дома и заканчивая упокоением души умершего родственника.

Такой ритуал имеет большую силу, так как совершается не только в присутствии священнослужителей, но и всех прихожан храма, а в Священном Писании указано, когда двое или трое собираются просить об одном и том же, Господь находится среди них.

Если верующий хочет заказать молебен о здравии близкого ему человека, это сделать довольно просто — достаточно прийти в церковь и оставить записку в церковной лавке, описан в ней свою просьбу. Однако понятие «здравие» включает в себя не только физическое здоровье человека, но и его духовное и психологическое состояние, а также материальное положение.

Молебен — это особый вид богослужения, на котором обращаются с молитвенными просьбами к Всевышнему, Деве Марии и святым о ниспослании милости либо благодарят за уже полученное благословение.

Заказать такую молитву в храме можно путем подачи записки в церковную лавку. В ней указывают вид молебна (просительный или благодарственный), а также кому он адресован. Если молебен заказывают нескольким святым одновременно, обязательно указывают имя каждого. После этого в записке указывают имя человека (или нескольких людей), за которого необходимо молиться.

По своему составу молебен представляет собой сокращенную утреню, и его основными частями являются Евангелие, ектения, тропари, каноны и молитва.

Важно помнить, что записки можно подавать только за тех людей, которые были крещены в православной церкви. Во время богослужения за каждого упомянутого в записке человека из особых просфор священнослужитель вынимает частицы, которые позже опускают в чашу с вином, символизирующую кровь Иисуса Христа. В этот момент читается молитва о прощении грехов.

Заказать такой молебен о здравии можно в любой день, когда это не запрещено православной церковью. Например, если это Великий пост, то такую молитву произносят только в субботу или воскресенье. Чаще всего молебен за здравие заказывают Господу, Богородице и таким святым, как Лука Войноясенецкий или Пантелеимон Целитель.

Сорок обеден

Что такое обедня?

Этот вопрос очень часто можно услышать даже от людей, которые регулярно посещают храм. Слово «обедня» сегодня действительно употребляется нечасто, и поэтому далеко не все знают, что это всего-навсего другое название Божественной литургии. Литургия — слово греческое, что значит «общественная служба, общее дело». Это самое древнее и самое важное богослужение христианской церкви. Первой литургией была Тайная Вечеря, совершенная Самим Христом. На ней происходит таинство Святого Причащения, т.е. Евхаристия — умилостивительная Жертва Богу за грехи всего общества верующих — живых и умерших. Евхаристия (Причащение) является смысловым центром литургии. Вся служба построена вокруг нее.

На Руси литургию называли «обедней» по двум причинам. Во-первых, ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, а Тело и Кровь Христовы, предлагаемые в таинстве Святого Причащения, называются «трапезой», т.е. обедом. Во-вторых, название связано с обычаем древних христиан соединять Божественную литургию с так называемыми агапами, т.е. трапезами любви — организовывать из остатков принесенных хлебов и вина трапезу (обед) для всех участников литургии.

И хотя потом литургия была отделена от трапезы, до сих пор священник или работник церковной лавки может предложить вам заказать обедню или сорок обеден о здравии или об упокоении. Что же такое сорок обеден и когда их заказывают?

Что такое проскомидия?

Прежде чем ответить на вопрос, что такое сорок обеден, следует вспомнить о том, что происходит во время Божественной литургии. Первая ее часть называется проскомидией, что в переводе с греческого языка означает «принесение» — по обычаю древних христиан приносить с собой хлеб (просфору) и вино для совершения Евхаристии.

Во время проскомидии происходит приготовление хлеба и вина для освящения. Именно в этот момент священник совершает молитву за членов Церкви, при этом вынимая частицы из просфор. Позже извлеченные частицы погружаются в Чашу. Подавая записки на проскомидию, мы просим помянуть наших близких именно во время этого приготовления к Причастию.

Во время Евхаристии православные христиане причащаются из Чаши, куда священник предварительно поместил хлеб и вино, которые претворяются в Тело и Кровь Христовы. Так все участники литургии (присутствующие и не присутствующие в храме) соединяются вместе во Христе Иисусе.

Чем отличаются проскомидия, сорокоуст и сорок обеден?

Сорокоу́ст — церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и об упокоении усопших, так как «у Бога все живы». Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.

Сорок обеден — поминовение православных христиан (живых или умерших) на проскомидии во время сорока литургий (обеден) подряд.

Почему именно сорок?

Число сорок в Ветхом и Новом Завете встречается очень часто и символизирует завершенность испытания, его полноту. Мы помним, что сорок лет народ иудейский скитался по пустыне. Пророк Моисей постился сорок дней. Спаситель после Своего Крещения, постясь, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Небесного. Самый продолжительный православный пост тоже длится сорок дней. Сороковой день после смерти считается особенно важным в посмертном испытании души. Первые апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в это время Церковь молится не только за усопших, но и за живых.

Читать еще:  Грех ли не пойти на кладбище на Радоницу?

Поэтому поминовение на сорока литургиях (сорока обеднях) также имеет определенный символический смысл: выражает особую полноту молитвословия за душу человека.

Когда заказывают сорок обеден?

Обычно с просьбой о такой сугубой молитве обращаются в особенных жизненных ситуациях: когда молитвенная поддержка особенно нужна человеку или же когда христианин хочет воздать благодарение Богу за Его милость (например, излечение от болезни).

Сорок обеден или сорокоуст об упокоении служится для того, чтобы помочь душе усопшего на пути в иной мир. Можно также заказать такое поминовение в годовщину смерти или спустя несколько лет — в память о покойном.

Как заказать сорок обеден?

Чтобы заказать сорок обеден, нужно обратиться в церковную лавку и подать записку с именами тех людей, о которых вы просите помолиться. Помните: в записках можно указывать только имена крещенных в Православии. Имена иноверцев и инославных христиан (католиков, протестантов) писать в записках не следует.

Кроме того, нельзя подавать записки об упокоении людей, которые совершили самоубийство. Дело в том, что во время проскомидии из просфоры вынимаются частицы только за членов Церкви. Инославные и иноверцы не являются членами Православной Церкви, самоубийцы же (даже если и были крещены в православной вере) самовольно отвергают Бога, а значит, и отрекаются от Церкви. Для поминания таких людей существуют специальные молитвы.

Храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) исповедника в Саратове

Церковная молитва может быть разной. Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную Жертву Богу.

Для того чтобы заказать обедню о здравии или упокоении, следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с именами тех, о ком необходимо помолиться. На проскомидии из просфор вынимаются частицы, которые в конце литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак искупления Христом человеческих грехов. Поминовение на Бо-жественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Также о здравии ближних можно заказать частное богослужение — молебен, а для поминовения усопших — панихиду. В монастырях и храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. В этом случае имена записываются в поминальный синодик и братия обители или храма в течение указанного срока за каждым богослужением молится о наших близких.

Что значит «заказать молебен»?

Надо написать записку с именами тех, о ком вы хотите помолиться, и указать, кому должен быть отслужен этот молебен: Господу Иисусу Христу, Божией Матери либо тому или иному святому (например, святителю Луке или великомученице Варваре). Записку надо передать в свечную лавку. Молебен может быть благодарственный, или о путешествующих, или о болящих. Молебен может быть также с освящением святой воды — с водосвятием. Бывает молебен о начале трудного дела — например, перед началом учебного года и т.д. Все это вы можете обговорить с тем сотрудником храма, которому будете отдавать записку. На водосвятный молебен можно принести иконы, крестики, чтобы освятить их.

Как следует писать имена в записках?

Надо указывать полное христианское имя в родительном падеже, например: «Марии, Иоанна, Николая». Записки составляются по возможности разборчиво и аккуратно, чтобы священнику было легко их прочитать.
Если человек болен, то можно написать, например, «болящего Михаила» или «болящей Марины»; если это младенец — «младенца Иоанна», «младенца Анастасии». Так же, как имена взрослых, младенческие имена пишутся полностью. В записках «Об упокоении» усопший в течение сорока дней по кончине именуется «новопреставленным». Никогда нельзя писать в одной записке живых и умерших вместе — это должны быть две разные записки. Не надо также делать к именам приписки «блаженный», «заблудший» и т.п. — таким образом, мы предвосхищаем Божий суд о человеке, что далеко не безгрешно.

Почему можно указывать в записках имена только крещеных православных христиан?

За близких людей, которые, к сожалению, не являются православными христианами, Вы должны от всего сердца молиться дома, подавать милостыню. Можно поставить за них свечу перед иконой, но на проскомидии и на частных церковных службах их имен поминать нельзя: они не являются членами Церкви, не приняли еще для себя решения войти в сообщество православно исповедующих Христа. Именно это является препятствием для их церковного поминовения.

Обязательно ли присутствовать на службе, за которой поминают ваших близких?

Конечно, когда нет времени, можно оставить записку и уйти. Но если Вы располагаете такой возможностью, то присутствовать за литургией или за молебном и панихидой (смотря, что Вы заказали) необходимо. К церковной молитве прибавляется ваша собственная, и это, безусловно, на пользу и вам, и вашим близким.

Образец записки на Литургию о здравии Образец записки на Литургию о упокоении

Как отличить Проскомидию от Сорокоуста? Что скрывается за названиями Церковных записок

Каждый человек, заходящий в православный храм, стремится поставить свечи и подать записки, даже если эти визиты бывают всего несколько раз в жизни.

Сегодня мы расскажем вам, как не запутаться в сложных названиях и заказать молитвенное поминовение своих живых и умерших родственников в Православной Церкви.

1. Виды записок.

Подаваемые в церкви записки можно разделить на две большие группы: 1) за здравие (живых людей, крещеных в Православии), 2) за упокой (умерших людей, крещеных в Православии).

2. Когда можно подать записку?

Записку можно подать в любое время. Однако, если вы хотите, чтобы за ваших родственников помолились в определенный день, лучше побеспокоиться об этом заранее.

Читать еще:  Дни поминовения усопших в марте 2021

3. Записка «на проскомидию».

Проскомидия совершается перед Божественной литургией. В это время заготавливаются вино и хлеб для совершения таинства Евхаристии (Причащения). Во время проскомидии священник вынимает из просфор (богослужебного литургического хлеба) маленькие частички, называя имена живых и умерших людей, написанные в записке. Вынутые из просфор частицы во время Литургии погружаются в Святую Чашу. Во время этого священник говорит: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

4. Записка «на Литургию/Обедню».

Если вы подали записку с таким названием, имена людей, за которых вы хотели бы помолиться, будут помянуты на проскомидии и во время Божественной литургии на сугубой ектенье (так называется особое моление).

5. «Сорокоуст».

Такой вид записок предусматривает поминовение в течение 40 Литургий. Записки «на сорокоуст» подаются, как правило, об умерших сразу после их смерти, а также о живых, нуждающихся в особенной молитвенной поддержке, ввиду болезни или тяжелых жизненных обстоятельств.

6. Молебен

Если вы хотите, помолиться Иисусу Христу, Богородице или кому-то из святых в храмах города Витебска, подавайте записку «о здравии» на молебен. В таком случае поминовение будет совершаться и на проскомидии, и на Литургии, и во время самого молебна. В других епархиях Русской Православной Церкви порядок поминовения записок «на молебен» может отличаться.

7. Панихида

Панихида совершается, как правило, после Божественной литургии и молебна. Подавая записку «на панихиду», вы перечисляете имена людей, которые уже умерли. Такой вид записок подразумевает, что поминовение будет совершаться на проскомидии, во время Божественной литургии и в ходе самой панихиды.

8. Как правильно написать записку?

В православных храмах есть специальные бланки, на которых написано, за живых или умерших вы будете молиться.

Имена в вашем списке должны стоять в родительном падеже и отвечать на вопрос «кого?». Например, имя Катя в записке будет выглядеть так: «Екатерины».

9. Сокращения перед именами.

Иногда перед именем можно встретить сокращение. Мы перечислим самые распространенные из них.

О здравии: прот. – протоиерей, иер. – иерей (о священниках), мон. – монах/монахиня, ин. – инок/инокиня, млад. – младенец (ребенок до 7 лет), отр. – отрок/отроковица (ребенок от 7 до 14 лет), бол. – болящий (болеющий человек), непраздн. – беременная женщина.

Об упокоении: новопр. – новопреставленный (умерший от 1-го до 40-го дня), приснопом. – приснопоминаемый (человек у которого на этот день выпадает дата смерти или рождения).

Очень часто мы приходим в храм, когда в жизни что-то случается, и человек понимает, что своими силами справиться он не сможет. Очень важно помнить, что оставленная в храме записка не решит автоматически всех проблем. Самому человеку, подающему список имен своих близких людей, нуждающихся в церковной молитве, очень желательно лично присутствовать на богослужении и молиться вместе со священнослужителями.

О том, как правильно обращаться к православным священникам, вы узнаете из нашей следующей статьи.

Кристина Догодька
Фото автора

Это разовое поминовение «О здравии» или «О упокоении», которое пишется перед каждой службой. Это список имен, который священник поминает за Божественной литургией, панихидой или молебном. … В конце литургии эти частицы помещают в чашу с Телом и Кровью Христовой.

По сути, «простая» и «заказная» записки – это две формы жертвы на храм. Мы просим помолиться за своих близких или просто о тех, о которых сердце наше располагает к молитве, и жертвуем на храм. За «заказную записку» некое тарифицированное пожертвование, а за простую – столько, сколь хотим или можем.

СОРОКОУСТ И НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ. В ЧЁМ РАЗНИЦА?

СОРОКОУСТ И НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ. В ЧЁМ РАЗНИЦА?
Давайте разберёмся в этих двух видах церковного поминовения живых и усопших и дадим определение каждому из них.

Сорокоуст — это заказное поминовение о здравии или об упокоении. В течение сорока дней, если служится литургия, на проскомидии вынимается из просфоры частичка за того человека, имя которого указанно в записке. Затем эта частичка вместе с другими погружается в конце литургии в Кровь Христову, при этом священник молится: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Таким образом, все поминавшиеся люди и живые, и усопшие участвуют в литургии, то есть за них приносится благодарственная жертва Богу. Это возможно полное для человека (как живого, так и умершего) участие в Божественной жизни. В Таинстве Евхаристии (литургии) могут принимать участие только крещеные в Православной Церкви люди, соответственно в записках, которые подаются на проскомидию, можно писать только крещеных людей.

Сорокоусты можно заказывать в любое время, никаких ограничений в этом нет. Только во время Великого поста, когда полная литургия совершается гораздо реже (только в субботу и воскресение), лучше заказывать не сорокоусты, а просто подавать каждый раз записки о здравии или об упокоении. В некоторых храмах существует такая практика, как поминовение на Великий пост, когда в течение всего поста во время службы в алтаре прочитываются записки, а когда служится литургия — вынимаются частички. Как заказать сорокоуст, Вы можете узнать в любом храме в церковной лавке, где обычно и оформляются заказы на сорокоуст и прочие требы.

Сорокоуст «О здравии», заказывают не только за здоровье наших близких, особенно о тяжелобольных, но и за их успехи, материальное благополучие, душевный покой.

Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии — нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
Впишите всех, кому Вы желаете здравия, спасения и благоденствия.

Читать еще:  Чем помянуть в первую неделю Великого поста?

Сорокоуст — ежедневное молитвенное поминание в течение сорока дней.

Число сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провёл в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времён установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшим, помогает им силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых. Сорокоусты «о здравии» заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы за живых на Литургии, на молебнах и при чтении псалтыри.

Во многих местах есть обычай просить в монастырях почитать Псалтирь за усопших и о здравии, что соединяется с подачей милостыни. Читают Псалтирь (неусыпаемая псалтирь) непрестанно с поминовением имён (о здравии и о упокоении). Велика сила этой непрестанной молитвы. Чтение Псалтири отгоняет от человека бесов и привлекает Божию благодать. Это особый род молитвы. Неусыпаемая псалтирь называется так потому, что ее чтение происходит круглосуточно, без перерывов.Такой молитвой молятся только в монастырях. Подавать можно, как за живых, так и за усопших. Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.

Неусыпаемая Псалтирь. Почему это так важно?

По многим причинам:

1. Монахи имеют особую благодать вымаливать мирян. Монахи живут молитвой, они приняли ангельский образ. И у настоящих монахов — молитва земных ангелов. Но если монахи слабее, всё равно молитва имеет великую силу и молитва доходит.

2. Псалтирь — молитва сильнейшей силы. Преподобный Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими». Старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба.

3. Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский, Псалтирь укрощает страсти.

4. Также важнейшей особенности чина Неусыпаемую Псалтирь является то, что вас будут поминать каждый день и обычно по несколько раз в день. Т.е. некоторые монастыри поминают не только 1 раз в день, а на каждой кафизме (В Псалтири 20 кафисм, 20 частей).

5. Неусыпаемую Псалтирь читают не только днем, но и ночью. Поэтому этот чин и называется неусыпаемым, т.к. не прекращается ни днем и ночью. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени.

6. Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

7. Как говорил блаженный Августин, любовь к псалмопению породила монастыри. Монастырю крайне желательно иметь этот чин. Это оплот монастырей.

Когда вы заказываете этот чин, вы поддерживаете этот монастырь. Это очень щедрая милостыня. Ведь польза не только тому, за кого заказали, но:
1) и вам, так как это дело милосердия.
2) монастырю, так как это поддержка монастыря в целом.
3) монахам, т.к. они участвует в этом чине; они чувствует, что этим приносят пользу и чувствует, что их молитва доходит.
4) вы своим примером также можете вдохновить кого-то из рядом стоящих, если такие вдруг оказались или же в духовной беседе с кем-то (при этом не раскрывая свою милостыню и ее размеры)
5) когда вы увидите результат (а он обязательно будет), вы укрепитесь в вере

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.
Отдельные помянники (синодики) ведутся для молитвы о здравии и спасении живущих, и за упокой души усопших православных христиан. Заздравные и заупокойные синодики вычитываются поочередно.

В монастырях Иерусалима молятся о здравии священноначалия, о насельниках соседних монастырей и всем причте церковном, о благодетелях и их сродниках, жертвователях и обо всех труждающихся в монастырях. Также перечисляются по порядку все имена, заказанные на помин.

На практике за каждые сутки все помянники успевают прочитать несколько раз. Так что, в зависимости от количества текущих имен, каждый человек поминается около пяти раз в сутки.

При этом, после чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника — о здравии или о упокоении.

Процитировано 7 раз
Понравилось: 2 пользователям

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector