0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли поминать католиков и протестантов

Можно ли поминать католиков и протестантов?

В 2013 году на Межсоборное присутствие вынесена тема поминовения инославных. Она имеет множество нюансов: можно ли поминать на проскомидии, на молебнах, келейно, только живых, которые еще могут присоединиться к Церкви, или усопших тоже, как поминать инославных священнослужителей. Разбираемся в истории вопроса

Василий Великий совершает проскомидию (фреска кафедрального собора в Охриде), 11 век.

Поминовение инославных в современной церковной практике

Кому-то может показаться, что этот вопрос вполне однозначно решен. Кто-то может усомниться в его актуальности. Ведь христиане разных исповеданий имеют свои храмы и молитвенные дома, имеют возможность обращаться с просьбами о молитве к своему духовенству и своим единоверцам. Однако внимание к этой теме отнюдь не случайно.

Во-первых, многие православные христиане имеют родственников и друзей, принадлежащих к другим ветвям христианства. Особую драматичность вопрос приобретает в тех случаях, когда речь идет о уже почивших родителях или близких родственниках. Православным христианам тяжело мириться с невозможностью их церковного поминовения.

Во-вторых, многие инославные христиане в той или степени тянутся к Православной Церкви. Далеко не всегда такой интерес начинается с изучения православной догматики. Не редки случаи, когда возникает внутренняя потребность посетить православный храм, помолиться на службе. Осознание того, что для Православной Церкви они всё-таки не чужие, что за них там в той или иной форме тоже возносят молитвы, может иметь большое значение для дальнейшего самоопределения этих людей.

Отказ принять записку с «неправославным» именем зачастую воспринимается болезненно.

На многих приходах записки с такими именами – редкость. Но клирики, несущие служение в крупных городах, с многонациональным населением, периодически сталкиваются с такой проблемой.

Специфически протестантские или католические имена попадаются не так уж часто; нередко это имена людей, не имеющих никакого отношения к Католической церкви и протестантизму.

Возьмем к примеру имя Эдуард. В советское время были периоды, когда им нередко называли детей – родители, никогда не видевшие ни англиканского, ни католического священника и об английском короле Эдуарде Исповеднике не слышавшие. В православной церкви детей таких (или взрослых) крестили с другими именами. Например, Эдуард Лимонов в крещении Богдан, или Феодот. Часто те, кто хочет помянуть своих друзей, не знают их имя в крещении, и пишут то, которым привыкли их называть. Также, как в записках иногда пишут «Саша», «Таня»…

В Москве в прошлом году циркуляром патриаршего викария архиепископа Истринского Арсения было разрешено поминать православных, крещенных с именами, не встречающимися в русских святцах. Например, можно писать теперь православных сербов Драганов, православных англичан Эдуардов или Одри, и даже православных русских Светлан и Богданов не обязательно переделывать в Фотиний и Феодотов.

Значительно чаще на практике встречаются имена не католиков, а армян. Со стороны последних, как показывает практика, отказ принять записку или совершить требу нередко вызывает просто непонимание, и, как следствие, обиду.

На практике эта проблема решается по-разному. Во многих храмах люди, принимающие записки, бдительно следят за их содержанием. Как правило, это делается не по просьбе священников, а по инициативе самих верующих. «Неправославные» имена в таких случаях просто вычеркиваются. О такой практике с сожалением говорит митрополит Волоколамский Иларион, находя ее неоправданной.

Некоторые священнослужители, опасаясь, с одной стороны, впасть в самочиние, а с другой – погрешить против христианской любви, принимают в каком-то смысле «соломоново решение». Они сохраняют записки с именами инославных христиан и поминают их в келейной молитве. Такая практика, конечно, заслуживает уважения; келейное поминовение никогда не было запрещено, тем более, если речь идет о христианах.

Но является ли такой подход единственно возможным?

Различные подходы к молитве за инославных христиан

Вопрос о том, какими канонами регулируется поминовение инославных, остается открытым. Один из существующих подходов – применение канонов Древней Церкви по аналогии.

То есть те каноны, которые регулировали возможность молитвы о еретиках, применяются к представителям ныне существующих инославных христианских конфессий.

Конечно, такой подход не оставляет места ни для литургического поминовения на проскомидии, ни для возглашения имен инославных на ектении. Особенностью такого подхода является то, что решение канонического вопроса в этом случае целиком и полностью зависит от решения вопроса вероучительного.

А именно: насколько корректно соотнесение заблуждений современных христиан, не пребывающих по тем или иным причинам в лоне Православной Церкви, с последователями древних ересей? Это вопрос до сих пор является предметом обсуждений, причем порой весьма бурных.

Как отмечает, митрополит Волоколамский Иларион («Православие», том II), во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, «что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с «отщепенцами» или «коснеющими в ереси», не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них».

Еще один подход характеризуется обращением к исторической практике, причем внимание уделяется в первую очередь относительно недавним прецедентам, когда вполне ясно, что речь идет именно об инославных христианах, а не в принципе о «еретиках».

Особенный интерес представляет здесь позиция святителя Филарета Московского. «Зная некоторых лютеран, – пишет святитель, – имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме».

Знаток церковного устава священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, обращаясь к тому же вопросу, ссылается уже на митрополита Филарета (на тот момент еще не прославленного в лике святых):
«Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней. так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усоп¬ших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами. »

Не будет преувеличением сказать, что в церковной практике такая позиция не закрепилась вовсе, и даже неоднократно подвергалась острой критике. Так, Патриарх Московский Сергий (Старгородский) указывает на тот момент, что поминовение на проскомидии по сути идентично допущению до причастия: «Чрез это поминаемые (на проскомидии – ред.) делаются причастниками Св. Тайн и пользуются плодами такого причастия. Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви. Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев».

Однако, чуть более, чем через 30 лет после написания Патриархом Сергием этих слов, Синод издал известное постановление, разрешающее в исключительных случаях причастие католиков и старообрядцев: «В порядке разъяснения уточнить, что в тех случаях, когда старообрядцы и католики обращаются в Православную Церковь за совершением над ними Святых Таинств, это не возбраняется».

Отдельных указаний относительно церковного поминовения инославных, в том числе и на проскомидии, не было. Тем не менее, отчетливо прослеживается, что именно тот момент, из-за которого Патриарх Сергий считал невозможным поминовение инославных на проскомидии, а именно идентичность такого поминовения причащению, в постановлении оказывался снят: в отдельных случаях причащение возможно.

Читать еще:  Как поминать бабушку? Не знаем церковного имени.

В 1986 году эта практика была прекращена, однако на Священном Синоде тогда не отменили это решение в принципе (то есть не признали его в принципе неверным, хотя многие на этом настаивали), а лишь «определили отложить применение синодального Разъяснения от 16 декабря 1969 года до решения этого вопроса Полнотой Православия», причем речь шла только о католиках, но не о старообрядцах.

Впрочем, сам Патриарх Сергий считал поминовение инославных возможным – не на проскомидии. Особенное внимание он уделял вопросу поминовения уже почивших инославных христиан, рассматривая опыт как других православных Церквей, так и Русской Церкви.

Патриарх вполне одобрительно отзывается об особом чине поминовения усопших инославных, установленный Греческой Церковью. Этот чин в 1869 году был установлен Константинопольским Патриархом Григорием VI и состоял из «Трисвятого, 17-й кафизмы с обычными в последовании погребения припевами, Апостола, Евангелия и малого отпуста». Не смотря на то, что даже этот чин подвергался критике за излишнюю «открытость» к инославию, Патриарх Сергий находит его «слишком скудным» и приводит в пример как более подходящее другое, на этот раз уже отечественное, чинопоследование, составленное незадолго до Поместного Собора 1917 года.

По мнению Патриарха, оно не имеет специально православного характера, то есть не содержит своего рода ручательства Церкви за почившего человека (такое ручательство невозможно, так как почивший к Церкви не принадлежал).

Перспектива развития вопроса

Таким образом, мы видим, что в истории Русской Церкви на протяжении последних 200 лет вопрос литургического и внебогослужебного поминовения инославных на практике решался по-разному. Причем от авторитетных церковных авторов звучали как компромиссные, так и диаметрально противоположные суждения.

Внесет ли ясность в этот вопрос рассмотрение проблемы комиссией Межсоборного присутствия? Вероятно, раз тема сформулирована и вынесена на обсуждение столь высокой инстанции, те или иные рекомендации будут приняты. Остается открытым вопрос о форме: будут ли это просто рекомендации, или же четкие предписания.

Сюрпризов, скорее всего, не предвидится. Русская Православная Церковь сейчас в гораздо более сдержанной форме участвует в любых видах экуменической активности. Во внимание принимаются также и настроения внутри самой Церкви, имеет место вполне обоснованное опасение внести в церковное сообщество разделение слишком радикальными решениями.

Можно ли заказать панихиду за католика?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Можно ли в Родительскую субботу заказать панихиду за католика? Умер единственный сын у матери в 42 года, мать в отчаянии, хочу помочь молитвенно взять её с собой на службу и панихиду. Я православная р. Б. Анна.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Добрый день! Бог Вас благословит!

По вопросу об поминовении инославных в современной Церкви единого мнения нет. Дискуссии до сих пор идут на различных уровнях и решение о поминовении католиков на богослужениях могут принимать правящие архиереи той епархии, где этот запрос существует. Часто в подходе к данному вопросу клирики обращаются к канонам древней Церкви. Но каноны оговаривали непоминовение еретиков тех времен. Те ереси, которые существовали в Древней Церкви, не провозглашают католики, и поэтому данный подход несколько неуместен.

Митрополит Волоколамский Иларион в своих трудах («Православие», том II) указывает: во время подготовки Поместного Собора 1917 года, когда шло обсуждение возможных форм поминовения инославных, высказывалось мнение, «что никаких древних канонических определений на этот счет не существует: правила, запрещающие молиться вместе с „отщепенцами“ или „коснеющими в ереси“, не имеют отношения к молитве за усопших инославных, хотя противники такой молитвы и ссылались на них».

Известно высказывание святителя Филарета Московского по данному вопросу: «Зная некоторых лютеран, — пишет святитель, — имевших уважение и веру к Православной Церкви, но скончавшихся вне соединения с нею, я дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме». Святитель Филарет высказался еще смелее: «Христианская любовь, побуждающая к молитве о заблудших братьях, найдет способы удовлетворить свою потребность без нарушения правил церковных: как на молитве домашней. так даже и при общественном авторитетным разрешением митрополита Филарета. Если же имена усопших неправославных могут быть произносимы на одном из важнейших поминовений — на проскомидии, то, значит, они могут быть вносимы и в помянники и возглашаемы наряду с прочими именами. ».

Однако позиция святителя Филарета является теологуменом (частным богословским мнением), и мы встречаем жесткую критику данной мысли у патриарха Московского Сергия, который утверждает, что поминовение на проскомидии подобно разрешению причастия. Поэтому такое поминание иноверных означает их допуск к евхаристическому общению, а это возможно лишь после присоединения к Православной Церкви. Но спустя несколько десятилетий после таких слов Патриарха Сергия Синодом было издано постановление, разрешающее в отдельных случаях причащать католиков и старообрядцев. На Синоде, который состоялся в 1986 году, это постановление не отменили, хотя к тому времени такая практика уже не проводилась.

Также мы читаем у преподобного Амвросия Оптинского: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни».

На межсоборном присутствии 2013 года вопрос о поминовении инославных опять поднимался, но единого мнения не прозвучало, в силу того, что в Церковь наполняют люди разных взглядов на данную проблему и не всегда эти взгляды мирные. Чтобы избежать разделения и расколов, Церковь оставила этот вопрос пока открытым и епископы сами могут принимать решения в вверенных им епархиях исходя из актуальности данной проблемы.

Читать еще:  Можно ли поставить свечу и молиться за некрещеную усопшую?

Вам все же стоит найти священника из той церкви, куда Вы собираетесь идти на панихиду и обсудить с ним этот вопрос. Келейная (домашняя и личная) молитва за иноверных не запрещена и поэтому Вы всегда можете воспользоваться таким способом, если священник на приходе откажет Вам в поминовении.

А вот о родных усопшего католика, если только они крещены в православии, безусловно, можно молиться в Церкви и поминать их церковно. И очень хорошо будет, если Вы вместе с мамой усопшего соберетесь дома и своими словами помолитесь о ее усопшем сыне и поддержите эту женщину, это очень по-христиански, очень по-человечески.

Подскажите пожалуйста как мне быть.
Умер близкий родственник католик, можно ли заказать панихиду в православном храме. Если нет, то что мне православной идти в католический храм.

Поминание некрещеных людей в Православной Церкви не совершается на Проскомидии и на общественном богослужении. Поместные А Православные Церкви не имеют с Католической Церковью молитвенного и Евхаристического общения. К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. Церковь за некрещеных не молится, так как эти люди во время жизни не вошли в спасительную ограду Церкви. Некрещеные люди есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви. О них можно лишь сожалеть, но вылечить их уже невозможно.

Часто приходится слышать упреки, что Церковь жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным в Православии, а среди них встречаются очень хорошие и добрые люди. Так что же мешало хорошим людям стать членами Церкви? Наверное, у каждого были причины, но в основе всего лежит неверие в Бога. И это неверие, душа унесла с собой в загробную жизнь, где она уже новые качества не приобретает.

Вместе с тем Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней! Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным и на молитву за некрещеного родственника взять благословение у священника.

В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Опинскому старцу Леониду (+1841 г.) обратился ученик с вопросом, можно ли молиться за погибшего отца-самоубийцу, и как. На что старец ответил:»Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так: «Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя»». По примеру этой молитвы можно молиться за некрещеных, а также за неправославных или крещеных, но отступивших от веры.

То, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из жития преподобного Макария Египетского. Однажды святой Макарий, встретив в пустыне череп умершего языческого жреца, втупил с ним в беседу. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие молитв. «Когда ты молишся за мертвых, — отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение». Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение.

Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.

Милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать преред Ним за души усопших неправославных. Святой этот мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженной Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших некрещеными в веру Православную.

Божией Вам помощи!

Ответ на этот вопрос прочитали 2228 посетителей

Вопросы принимаются в новом разделе сайта →

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

— Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается. Можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники ещё дальше отстоят от неё после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины. Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивительной бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.

Можно ли заказать панихиду по усопшему некрещёному?

— Некрещёных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умер ли вне Церкви — не были её членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся (обычно читают канон) святому мученику Уару, испрашивая его ходатайства перед Бо­гом и веря в силу его заступления. Подобное поминовение усопших, по смирению и по­слушанию Церкви перенесённое на нашу домашнюю молитву, будет намного ценнее в очах Божиих и отраднее для самих усопших, чем совершённое в храме, но с нарушением Церковного Устава.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

— В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопреставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

— Надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также сорокоуст, панихиду.

Молятся ли за нас усопшие?

— Мёртвые уже не молятся, а требуют молитв и забот об их душах от живых. Но когда их грехи очищены молитвами, верой и делами живых, тогда молитва поминовения обращается на пользу души поминающего.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

— По младенцам не надо служить панихид — достаточно поминать их на проскомидии. Панихиды служат о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва. Так как у младенцев нет сознательных грехов, то при их погребении просят не о прощении грехов, а об упокоении.

Можно ли молиться о упокоении самоубийц и поминать их в храме?

Читать еще:  Можно ли рыбу в Страстную пятницу после похорон?

— В основе самоубийства лежит неверие в Промысл Божий и отчаяние — это смертные грехи. Смертные потому, что не дают места покаянию, удаляют от человека спасающую Божию благодать. Человек добровольно и всецело отдает себя во власть диавола, преграждает к себе все пути для благодати. Как же для него будет возможно воздействие этой благодати? Вполне естественно, что Церковь не может приносить за таких людей умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще.

Единсгвенное исключение — когда самоубийство совершено в состоянии невме­няемости (психическое заболевание). Но в каждом отдельном случае вопрос о том, мож­но ли допускать церковное поминовение самоубийцы (в частности, его отпевание), должна решать церковная власть в лице епархиального архиерея.

Частная, домашняя молитва об упокоении самоубийц не запрещается, но лучше это делать с благословения духовника.

8.20. Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его
захоронения?

— Можно, а полученную после заочного отпевания землю надо крестообразно по­сыпать на любую могилку.

8.21. Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно за­казать сразу в трёх храмах, либо в одном, но последовательно три службы?

— Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней — до частно­го суда, определяющего участь души за гробом. Сорокоуст можно заказать в нескольких храмах, монастырях. Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому усопшему?

— Можно заказать панихиду, но надо и отпеть заочно.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

— За самоубийц Церковь не молится никогда. Надо покаяться в содеянном на Исповеди и больше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со
священником, а не верить слухам.

Что такое родительская суббота?

— В определённые дни года Церковь творит поминовение всех почивших христи­
ан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни —
Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы обязательно
служится заупокойная Литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане.
После такой Литургии бывают и общие панихиды.

Когда бывают родительские субботы?

— Почти все родительские субботы не имеют постоянного числа, а связаны с пере­ходящим днём празднования Пасхи. Суббота мясопустная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские субботы бывают на 2,3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

— Молиться оупокоении можно и нужно всегда. Это долг живых перед усопшими, выражение любви к ним, так как сами усопшие уже не могут за себя молиться.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он католик?

— Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усопшем не запрещается — можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы. В хра­мах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадлежал к Право­славной Церкви: католиков, протестантов, иноверцев и всех, умерших не­крещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви. Буду­чи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покая­ния и обращения к свету истины.

Молено ли заказать панихиду по усопшему некрещеному?

— Некрещеных Церковь не может поминать по той причине, что они жили и умерли вне Церкви — не были ее членами, не были возрождены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, которые Он обе­щал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Святого Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, право­славные христиане молятся дома (читают канон) святому мученику Уару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподо­бившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика Уара известно, что он своим ходатайством избавил от вечных мук родственников почитав­шей его благочестивой Клеопатры, которые были язычниками.

Кто такой новопреставленный, приснопоминаемый?

— В течение сорока дней после кончины усопшего называют новопре­ставленным. В памятные для усопшего дни (кончины, именин, рождения) он именуется приснопоминаемым или приснопамятным.

8.16. Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпева­ния?

— Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды.

Молятся ли за нас усопшие?

— Если усопший праведен, то сам он, находясь перед Престолом Божиим, ответит на любовь молящихся о нем и своей горячей молитвой.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

— Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в мо­литвах просят не о прощении грехов (так как у младенцев нет сознательно совершенных грехов), а просят сподобить их Царства Небесного.

Заключение

В истории Православной Церкви вопрос о поминовении иноверных поднимался не раз. На протяжении 200 лет литургические и внебогослужебные поминовения прихожан других ветвей христианства то разрешались, то запрещались. Даже среди высших представителей духовенства не было единого взгляда на этот вопрос. Что касается решения комиссии Межсоборного присутствия, то, скорее всего, четких предписаний она не вынесет. А предоставит лишь возможные рекомендации.

Содержание1 Почему христианство разделилось2 Чем отличается структура церквей3 Крещение4 Богослужение5 Богородица6 Причащение и чистилище7 Исповедь8 Мораль и крестное знамение9 Иконы и распятия10 Светская власть11 .

На этот довольно таки не простой вопрос мы попросили ответить протоирея Александра Вербило. Чтобы ответ был понятен простым людям, он взял его из книги митрополита Иллариона с главы об особых случаях поминовения. .

Содержание1 Есть специальные правила Литургии2 Еще примеры со всего света3 Близкие родственники могут помочь умершему в Вечной жизни Если говорить о предании, то Церковь доносит до людей, что существуют свидетельства .

Содержание1 Несколько примеров запрета2 Нужно знать, где можно молиться вместе3 Молитва – это любовь4 Бывают случаи общей молитвы Учитывая, что на планете большое количество верующих людей, а в России преобладает .

В чём заключается отличие высшей власти в Католической Церкви от высшей власти в Православной Церкви? Ответ на данный вопрос вы сможете получить, прочитав эту статью. Основные отличия Католической Церкви от .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector