0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

КОНТАКТЫ ПОРТАЛА

Чем Новый год отличается от Рождества?

Рождественский пост – он, конечно, не самый строгий. Мы ожидаем рождение Спасителя, а это такая радость, что можно немного и расслабиться. Все-таки Рождественский пост – не Великий, там и устав, и настрой совсем иной. Но при всем при этом надо собраться, потому что Рождественский пост – это тоже пост, без всяких «предновогодних» нюансов и поблажек.

Между тем жизнь такова, что «нюансов» вокруг хоть отбавляй. Весь мир готовится к Новому году, украшаются витрины, зажигаются огни, магазины переполняются товарами и покупателями, и так хочется принять во всем этом участие.

А корпоративы? Чего стоят одни только корпоративы! Если вы до сих пор не знали, что такое корпоратив, то знайте: корпоратив – это святое! Не пойти на корпоратив – значит, поставить себя вне коллектива и лишиться массы удовольствий, ведь стол на корпоративных праздниках всегда ломится от яств. Люди, быть может, за весь год не ели такой вкусной дорогой еды и не пили таких соблазнительных напитков…

На отказ от посещения мероприятия, столь скрепляющего, как принято думать, командный дух, коллеги и начальство реагируют соответствующе: «Как? Ты не пойдешь на корпоратив?! Ты с ума сошел (сошла)? Все нормальные люди идут на корпоратив!» «Пост? Какой пост? Ах, пост… » «Слушайте, не идти из-за поста на корпоратив это уже как-то совсем…Может, пора уже нашу Машу (Дашу, Ваню, Иван Иваныча) психиатру показывать? Ну, веришь ты – верь, но нельзя же так в религию ударяться. »

На первых порах вас начинают усиленно «лечить», в надежде вернуть « к жизни, к коллективу», но со временем оставляют в покое: «Ну что с него взять? У всех свои тараканы…» «Это уж точно. Каждый сходит с ума по-своему…» Некоторые, вполне возможно, проявят к вам уважение, но не будут понимать, зачем вам это нужно? Какой в этом смысл? Люди, которые были вам близки, скорее всего, близкими и останутся. А может, и не останутся, начнут отдаляться. Не потому, что плохие, а потому что ваши внутренние центробежные силы перестанут совпадать и повлекут вас в разном направлении…

Во всем этом нет никакой трагедии, а есть лишь повод для радости. Но сейчас речь не об этом, не о восприятии нас окружающими. Скорей, наоборот – о нашем собственном восприятии происходящего вокруг нас.

На корпоративе ведь жизнь не кончается. Дальше – больше: Новый год!

Чем Новый год отличается от Рождества?

Мне казалось что Рождество главнее чем Новый год. Почему же так бурно отмечают Новый год, а Рождество уже потихому.

Рождество — христианский, религиозный праздник. Новый Год — светский. Однако во всем христианском мире, кроме нас, СНГ, Рождество 25 декабря естественно предшествовало Новому Году и праздновалось, и празднуется ныне как семейный и более светский праздник — с рождественской елочкой и иллюминацией, с семейным столом с рождественской индейкой и подарками родным, с рождественскими гуляниями и рождественскими каникулами до Нового года.

Применительно к территории бывшей Российской Империи — точно также до революции Рождество по юлианскому календарю весело и по семейному праздновалось 25 декабря по ст. стилю — до юлианского Нового Года ( вся РИ жила по старому стилю до 1918г.).

После того как в этом году большевики ввели новый гражданский стиль, а Русская Православная Церковь — осталась на старом стиле, Рождество стало попадать (и праздноваться оставшимися реально православными) после Нового Года, на 7 января по н.ст.

В условиях атеистической пропаганды и фактического запрета христианства в СССР советские люди стали дедовские традиции празднования Рождества с ёлкой и подарками — переносить на Новый Год. Святого Николая сменил советский и нейтрально-религиозный Дед Мороз.

К сожалению, эта уже советская традиция — продолжается. Новый Год по ажиотажу и веселью подавляет юлианское Рождество, поскольку истинно верующих у нас православных, готовых держат пост 1 января — немного.

Кстати именно по этой банальной причине — невозможность постить в Новый Год — православные Болгарии, Румынии, Греции, Константинополя, Польши, Чехии, Албании, США и Канады — перешли на новый стиль и празднуют ныне Рождество 25 декабря нов. ст. , вместе с католиками и протестантами до Нового Года.

Рождество — это день рождения Иисуса. К сожалению, из-за расхождения юлианского и григорианского календаря западные и восточные христиане празднуют Рождество в разные дни. Католики и западные христиане празднуют Рождество 25 декабря. У восточных христиан Рождество приходится на 7 января.

Возможно, именно предшествие Рождества Новому году и является причиной того, что на западе Рождество важнее. Именно этот день там считают главным. А вот Новый год там не очень-то и празднуют.

А вот на Руси всё гораздо сложнее. Новый год здесь всегда был очень важной датой. Двести лет его вообще праздновали 1 сентября. Он означал окончание уборочной и начало зимнего отдыха. И только потом его перенесли на 1 января. Потом большевики устроили революцию. Снесли церкви, устроили множество реформ. Последствия этих реформ мы разгребаем до сих пор. В Советском союзе нам привили культ Нового года. А Рождество отошло на второй план. Церкви начали строить только в этом веке. И правящая власть стала посещать церковь только в этом веке.

Читать еще:  Грех ли зачать в пост?

Вот поэтому и получается: на западе сначала Рождество, а уж потом Новый год. А в России наоборот: сначала Новый год, а Рождество тонет в череде праздников.

Чем Новый год отличается от Рождества?

Традиция встречи Нового года была насильственно трансформирована из празднования всеми любимого в России Рождества Христова. Когда христианство было религией русского общества, для любого человека праздничное настроение, вера в лучшую жизнь, ожидание подарков были связаны именно с Рождеством. В этот день дарили подарки, вспоминая о дарах волхвов, устраивали праздничный стол в связи с окончанием поста и наступлением святок, ходили в гости, пели колядки.

После революции 1917 года все религиозные праздники, в том числе и Рождество, были запрещены. Причем наказание могло последовать не только за посещение богослужения, но и за такой безобидный атрибут праздника, как ёлка в доме. Только в конце 30-х годов государство позволило отмечать традиционный праздник, хотя и под другим названием. Но новогодняя ночь по новому григорианскому календарю предшествовала Рождеству и попадала на пост, когда праздновать не следовало бы. Безусловно, почти все сегодняшние церковные люди родом из советского детства и также привыкли к Новому году. Но, придя к Богу и приняв традиции, которыми Церковь живёт столетиями, ни один верующий человек не променяет Рождество Христово на Новый год. Ну что такое Новый год? Если смотреть на него сквозь прорези новогодней маски, то Новый год будет свидетельствовать нам о бесконечном обновлении жизни. И мы произносим тост, возлагая на новый год наши мечты о счастье, о волшебстве. Всё это вполне объяснимо, ведь шампанское обманчиво и игриво, оно ударяет в голову… Но если задуматься, то мы поймём, что жизнь наша вопреки количеству выпитых напитков и тостов не хорошеет с каждым годом. Она просто продолжается, и мы уже по опыту знаем, что календарь не только не добр, он суров и бездушен. Эта жизненная круговерть, в которой мы однажды рождаемся и в которой, как белки в колесе, отчаянно барахтаемся, сама в себе не содержит источника радости. Да, в ней много приятных моментов, но ещё больше неприятных. И, что симптоматично, неприятных больше. Смерть сама по себе тоже вещь малоприятная, однако, именно на ней всё остальные приятности и заканчиваются. Мысль несколько не новогодняя, но попробуйте с ней поспорить.

И всё же: откуда в нас эта жажда праздника, эта потребность в волшебстве, эта вера в чудо? 31 декабря не дает ответ на этот вопрос. Ответ на этот вопрос дает 7 января. Потому что именно в этот день на свет родился Спаситель. Родился как раз для того, чтобы спасти нас. Вот это повод для радости! И когда нам предлагают отказаться от всего этого ради возможности оторваться в новогоднюю ночь, то не безумен ли этот обмен? Сопоставимы ли масштабы? Когда нам говорят, что вся просвещённая Европа живёт по новому календарю, и только православные мракобесы не хотят меняться, хочется спросить: а с какой стати? С чего вдруг Церковь с её огромной вековой историей будет, «задрав штаны, бежать за комсомолом», если наши предки тысячу лет жили по этому календарю? Да, очень многие вполне себе могут отдыхать и веселиться в новогоднюю ночь, и христиане это понимают и принимают. Но почему-то у очень многих из нас после многочасовой беготни по магазинам радости только от салата оливье и брызг шампанского не возникает. А наутро болит голова, на сердце пустота, и нет никакой сказки. Почему? Да потому что в Новом годе нет стержня, нет глубокой истины. Доказательством тому служит огромное количество спиртных напитков (и отнюдь не шампанского), которое выпивают в нашей стране в праздничные дни. Когда есть настоящая радость, её не надо искусственно подогревать. А в Рождестве Христовом эта истина и глубина, эта радость есть. Так может быть, стоит попробовать оставить советские предрассудки и приобщиться к настоящей традиции нашего народа, а Новый год воспринимать как тихий семейный праздник, некую подготовку к Рождеству?

Рождество Христово — величайший после Пасхи православный праздник, установленный Церковью в честь события, которое произошло на земле 2014 лет назад. Это день прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор.

Читать еще:  Когда Успение Пресвятой Богородицы в 2019 году?

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём.

Новый год и Рождество

Откуда на Руси пошла традиция праздновать Новый год, и можно ли праздновать его верующим людям?

Празднование Нового года в России имеет весьма непростую историю. Изначально это был церковно-государственный праздник, который приходился на начало сентября. С XV века главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля, где с высокого помоста митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Служился молебен, митрополит кропил князя и стоявших вокруг горожан, все поздравляли друг друга, в каждом доме устраивалась праздничная трапеза. Богатые люди в этот день раздавали нищим обильную милостыню, посылали еду — пироги, калачи, пряники.

Однако в ходе Петровских реформ празднование Нового года было перенесено на 1 января, как это было принято в Европе. А поскольку Рождество Христово отмечалось тогда за неделю до Нового года — 25 декабря, то Новолетие по сути дела оказалось совмещено с Рождественскими празднованиями — святками.

Но в 1918 году и этот порядок был нарушен очередной календарной реформой. Теперь Новый год в России стали отмечать уже на неделю раньше Рождества, в самый напряженный период Рождественского поста. Так родилась проблема, которую каждый православный христианин в России вынужден решать для себя и по сей день: праздновать или не праздновать Новый год?
Однозначного ответа здесь, наверное, не может быть в принципе. Церковные правила не запрещают верующим людям в постные дни собираться за праздничным столом. Более того, только в пост и празднуются такие великие церковные праздники, как Преображение Господне и Вход Господень в Иерусалим.

Конечно, Новый год — не церковный праздник, однако его тоже можно наполнить духовным смыслом и отметить пристойно и благочестиво. Например, во многих храмах нашей Церкви сейчас уже сложилась традиция: в новогоднюю ночь служить молебен, после которого прихожане собираются за общей, вполне постной, трапезой.

Откуда взялась новогодняя елка?

Традиция украшать ель к празднику родилась в Германии. По преданию, первые рождественские елки стали украшать на этой земле еще в VIII веке. Рассказывают, что однажды, в те далекие времена, святой Бонифаций проповедовал язычникам, которые жили в лесах и поклонялись деревьям, считая их божествами. Чтобы убедить их в ошибочности этого верования, Бонифаций срубил один из дубов, считавшихся священными. Когда срубленный дуб падал, он повалил на своем пути все остальные деревья и не тронул лишь маленькую ёлочку. Святой удивился этому чуду и воскликнул: «Пусть будет это дерево деревом Христа!» Конечно, это всего лишь легенда, однако и серьезные исследователи единодушно сходятся в том, что праздничная ель впервые появилась именно в Германии, причем в конкретной ее области — Эльзасе.

Письменные свидетельства о том, что под Рождество в Эльзасе ставили маленькие елочки, украшенные яблоками и облатками, но еще без свечей, датируются XVI в.
И если в иных германских землях издавна был известен обычай подвешивать елочки или другие деревца к потолку (иногда макушкой вверх, а иногда — вниз), то в Эльзасе искони это была только ель, и ее не подвешивали, а именно ставили на пол.

О том, что к 1770-м годам рождественская елка существовала уже в современном нам виде, свидетельствует Иоганн Вольфганг Гёте. В вышедшем в 1774 г. романе «Страдания молодого Вертера» он пишет: «Она приводила в порядок игрушки, которые приготовила к празднику своим младшим братьям и сестрам. Он заговорил о том, как обрадуются малыши, и припомнил те времена, когда неожиданно распахнутые двери и зрелище нарядной елки с восковыми свечами, сладостями и яблоками приводило его в невыразимый восторг».

В Россию обычай украшать новогоднюю елку пришел в несколько приемов. Новый год у нас стали отмечать по указу Петра Великого с 1 января 1700 года. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить».

Но настоящая рождественская ель вошла в русские дома лишь спустя столетие, при императрице Александре Федоровне, ставшей супругой императора Николая I в 1817 году. Маленькие пучки еловых веток стали праздничным атрибутом на столах в Зимнем дворце в канун Рождества Христова, в память о сладкой для сердца бывшей принцессы Шарлотты родной Пруссии, где елочки с горящими свечками украшали все ее детство. За сто лет елка в России стала неизменным спутником зимних праздников.

Но в 1916 году рождественские елки на русской земле вдруг оказались в опале. Шла кровопролитная война с Германией, и Святейший синод призвал русских патриотов не ставить в домах колючие деревца, поскольку они пришли к нам из немецкой традиции.

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа.

Читать еще:  Грех ли в первый день поста зайти в чужой дом?

Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома.

Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается?

С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры.
Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла.

Советский Союз. Перезагрузка.

Может показаться парадоксальным, но вся эта светская радость тостов, подарков и огней, это новогоднее ожидание чуда суть радость и ожидание рождественские. Они у нашего народа в генах. Просто в советский период эта рождественская энергия ожидания была перенаправлена в другое русло — русло светского Нового года. Наша новогодняя елка, к которой мы так привыкли, это ведь тоже елка рождественская. А звезда на ее верхушке — звезда Вифлеемская. Подарки — это те самые дары волхвов. Советские власти поняли, что уничтожить все это в народе нереально, поэтому они решили просто сменить вывеску.

Почему мы так любим, до сих пор ведь любим, смотреть «Иронию судьбы»? Потому, что этот фильм удовлетворяет нашу потребность в чуде. Без христианской риторики, без прямых ссылок на Бога и Его промысел, вполне себе в советской стилистике он обращается к нашему рождественскому ожиданию чуда, смещенному в сторону Нового года. Герои фильма в обычной повседневной жизни никогда бы не нашли друг друга, но мы верим, что в Новый год это возможно и это происходит. Их жизнь меняется чудесным образом, в результате новогоднего переполоха все в их жизни встает на свои места. По сути это рождественская сказка в стиле О’Генри, перенесенная на советскую почву.

Признаться, я до сих пор люблю Новый год во многом из-за «Иронии судьбы». За окном уже летают петарды, а ты садишься тихо на диван и погружаешься в этот незамысловатый, но такой знакомый и трогательный сюжет, в мир удивительной лирики, музыки, поэзии, в мир таких удивительно целомудренных переживаний этих по сути уже очень взрослых людей, их надежд, тоски, одиночества, их любовных мечтаний. Словно проживаешь с героями целую жизнь.

В прежние века все было логично: сначала 7-го января Светлое Христово Рождество, потом 13-го Новый год, теперь он у нас числится как Старый Новый. Так, приоритеты были очевидны: Рождество всегда было главным. Но наше сознание старательно меняли, выхолащивая из него воспоминания о Рождестве, о чуде, а чтобы воспоминания стерлись скорее, заставили жить по новому календарю. Наши советские бабушки и дедушки, мамы и папы не виноваты, что стали частью этого эксперимента. Они тоже наши корни и мы должны их чтить. Но у нас-то есть шанс вернуться к истокам, восстановить историческую справедливость. Мы можем начать радоваться тому, чему действительно стоит радоваться. Нас ведь уже никто не заставляет видеть в Вифлеемской звезде на нашей елке звезду на Спасской башне Кремля! Мы можем выбирать, каким видеть этот мир, мы совершенно свободны. Мы не обязаны радоваться по команде и по команде горевать. Мы имеем право на свой ритм жизни.

И когда со временем понимаешь, насколько бесценнее все то, что связано с Рождением Спасителя, с Его Днем рождения, то и прежних своих новогодних переживаний становится не жалко. Ведь этому есть такая замена!

А как же «Ирония судьбы»? Неужели и с ней придется расстаться? А «Иронию судьбы» у нас никто не отнимал. Пусть остается! Вместе с маленьким глотком доброго советского шампанского.

Газета «Саратовская панорама» № 50 (927)

Где отпраздновать Рождество?

В Сочельник и на Рождество службы пройдут во всех храмах Казани. Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан совершит 6 и 7 января богослужения в нескольких храмах.

6 января в 17.00 в Рождественский сочельник он проведёт всенощное бдение в храме Рождества Христова на ул. Адоратского, 38а.

6 января в 23.30 в праздник Рождества он возглавит литургию в Духосошественском храме на ул. Т. Миннуллина, 21.

7 января в 17.00 он проведёт великую вечерню в Благовещенском соборе Казанского кремля.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector