0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостольский пост

Апостольский пост

Не так давно закон­чился Вели­кий Пост, прошла Пасха, Троица и Пяти­де­сят­ница. И вот снова начи­на­ется пост. Почему?

Если посмот­реть пра­во­слав­ный кален­дарь, ока­жется, что боль­шая часть дней в году пост­ные. И хотя про­дол­жи­тель­ность того же Пет­ров­ского (или апо­столь­ского) поста раз­лична, ситу­а­ция не меня­ется.

Пет­ров­ской пост может про­дол­жаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зави­сит это от даты Пасхи, поскольку она меня­ется каждый год, а от нее отсчи­ты­ва­ется начало Пет­ров­ского поста (первый поне­дель­ник после Пяти­де­сят­ницы).

У этого лет­него поста несколько назва­ний: пост Пяти­де­сят­ницы (потому что он нераз­рывно связан с этим празд­ни­ком), Пет­ров­ский (потому что закан­чи­ва­ется в день Петра и Павла), Апо­столь­ский (потому что был уста­нов­лен апо­сто­лами).

С Пяти­де­сят­ни­цей он связан не только из-за рас­чета дней. Связь гораздо глубже. В Празд­ники поста не бывает, потому что Празд­ник – это радость, а пост – время работы над собой.

После того, как в день Пяти­де­сят­ницы Святой Дух сошел на Апо­сто­лов, они пре­бы­вали в посте и молитве, гото­вясь ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия. Рас­ска­зать всему Миру о том, что про­изо­шло на Святой Земле и что запо­ве­дал Хри­стос было труд­ной зада­чей. И уче­ники Христа соби­ра­лись с силами перед тем, как отпра­виться в путь.

Пасху и Пяти­де­сят­ницу мы празд­нуем каждый год. И каждый год, пере­жи­вая опи­сан­ные в Свя­щен­ном Писа­нии собы­тия, мы внут­ренне про­жи­ваем все то, что про­ис­хо­дило тогда. И каждый год, руко­вод­ству­ясь духов­ным опытом святых (в том числе Апо­сто­лов), всту­паем на путь само­со­вер­шен­ство­ва­ния. Можно спро­сить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напро­тив. почему нельзя все дни пре­бы­вать в радо­сти?

За время хри­сти­ане нако­пили бога­тый духов­ный опыт. Известно, что время от вре­мени чело­веку просто необ­хо­дима «пере­дышка», неболь­шой отдых, иначе он просто не выдер­жит. Одного старца спро­сили о том, почему он, хри­сти­а­нин, кото­рый учит серьез­ным вещам, время от вре­мени шутит и рас­ска­зы­вает уче­ни­кам весе­лые исто­рии. Старец упо­до­бил чело­века натя­ну­той тетиве. Если тетива рас­слаб­лена, она про­ви­сает и ни на что не годна, если ее натя­нуть, можно пустить стрелу. Но если натя­нуть тетиву силь­нее или долгое время не рас­пус­кать ее, она порвется. Так же и чело­век.

Что уди­ви­тельно, в радо­сти про­ис­хо­дит то же самое. Чело­век не может выне­сти непре­стан­ной радо­сти, осо­бенно такой силь­ной, как духов­ная. Для этого тоже нужно набраться соот­вет­ству­ю­щего опыта. Поэтому и здесь тре­бу­ется пере­рыв. Вот и полу­ча­ется, что дни в году рас­пре­де­лены соот­вет­ственно нашим силам: и для духов­ной радо­сти, и для духов­ного труда.

«После про­дол­жи­тель­ного празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост осо­бенно необ­хо­дим, чтобы подви­гом его очи­стить нам мысли и соде­латься достой­ными даров Свя­того Духа, – пишет святой Лев Вели­кий. – За насто­я­щим празд­не­ством, кото­рое Дух Святой освя­тил Своим соше­ствием, обык­но­венно сле­дует все­на­род­ный пост… Ибо мы не сомне­ва­емся, что после того, как апо­столы испол­ни­лись обе­то­ван­ною свыше силой и Дух истины все­лился в сердца их, между про­чими тай­нами небес­ного учения, по вну­ше­нию Уте­ши­теля, пре­по­дано также учение и о духов­ном воз­дер­жа­нии, чтобы сердца, очи­ща­ясь постом, дела­лись спо­соб­ней­шими к при­ня­тию бла­го­дат­ных даро­ва­ний… нельзя сра­жаться с пред­сто­я­щими уси­ли­ями гони­те­лей и ярост­ными угро­зами нече­сти­вых в изне­жен­ном теле и утуч­нен­ной плоти, поскольку то, что услаж­дает нашего внеш­него чело­века, раз­ру­шает внут­рен­него, и напро­тив, разум­ная душа тем больше очи­ща­ется, чем больше умертв­ля­ется плоть».

Святой Лев Рим­ский пишет: «Из апо­столь­ских правил, кото­рые внушил Сам Бог, пер­во­сто­я­тели цер­ков­ные, по вну­ше­нию Свя­того Духа, первым поста­вили то, чтобы все подвиги доб­ро­де­тели начи­нать с поста».

Полу­ча­ется, пост просто необ­хо­дим не только, чтобы изме­ниться в лучшую сто­рону, но и чтобы сохра­нить в себе ту радость, те дары, кото­рые мы полу­чаем во время таких боль­ших Празд­ни­ков, как Пяти­де­сят­ница, Троица и, конечно Пасха.

Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Глав­ное – стре­миться всем своим суще­ством обра­титься к Богу, к гор­нему, и отойти от зем­ного, доль­него, пре­хо­дя­щего. Первая ассо­ци­а­ция с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чре­во­уго­дием подвиж­ники сове­то­вали начи­нать борьбу со стра­стями. Особое при­стра­стие к еде – это как основа, на кото­рой утвер­жда­ются все осталь­ные пороки (это заме­тили еще антич­ные фило­софы). Поэтому самый эффек­тив­ный способ борьбы – изба­виться от корня, при­чины. «Первой нам надо попрать похоть чре­во­уго­дия, – и ум свой утон­чить не только постами, но и бде­ни­ями, а также чте­нием и непре­стан­ным сокру­ше­нием сердца», – писал Прп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин.

Пост­ное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная состав­ля­ю­щая поста – испо­ведь и при­ча­стие. В этих таин­ствах чело­век очи­щает свою душу от грехов и полу­чает от Бога силу для борьбы с поро­ками.

О Пет­ров­ском посте гово­рится уже в так назы­ва­е­мых Поста­нов­ле­ниях Апо­столь­ских – своде правил, кото­рый был состав­лен в первые вре­мена хри­сти­ан­ства: «После Пяти­де­сят­ницы празд­нуйте одну сед­мицу, а потом пости­тесь; спра­вед­ли­вость тре­бует и радо­ваться по при­ня­тии даров от Бога, и поститься после облег­че­ния плоти».

Св. Афа­на­сий Вели­кий напря­мую свя­зы­вал несо­блю­де­ние поста с постиг­шими людей бед­стви­ями: «Народ, постив­шийся в неделю, сле­ду­ю­щую за св. Пяти­де­сят­ни­цею, отошел для молитвы на клад­бище».

Русь пере­няла многие пра­во­слав­ные празд­ники у Визан­тии. И утвер­жде­ние Пет­ров­ского поста тоже свя­зано с собы­ти­ями, кото­рые про­изо­шли в Кон­стан­ти­но­поле. Когда в сто­лице импе­рии освя­тили храм во имя апо­сто­лов Петра и Павла (в день их памяти), их празд­ник стал отме­чаться с особой тор­же­ствен­но­стью. И пред­ше­ству­ю­щий ему пост вос­при­ни­мался не только как время сохра­не­ния духов­ной чистоты и напол­нен­но­сти после Пяти­де­сят­ницы, но и как под­го­товка к празд­нику.

Зачем нам посты?

Традиционный вопрос всё же требует традиционного напоминания. Пост – это не диета. И вступая на путь поста, мы должны уделить наибольшее внимание не пище, а прежде всего душе. Именно ради души пост и задуман. Это особое время, которое мы как бы выделяем из привычного круга своих дел, посвящая Богу. Во время поста мы не только воздерживаемся от скоромной пищи, но и, например, не смотрим телевизор, реже ходим в гости или кафе.

Об этой второй составляющей поста на фоне пищевых ограничений как-то забывают. А между тем ограничение себя в зрелищах и увеселениях на период поста бывает даже поважнее, чем отказ от молока и мяса. Постная диета ослабляет наше тело, давая больший простор духу. А ограничение в наслаждениях освобождает нам время для того, чтобы заглянуть в самые тёмные чуланы своей души, ужаснуться скопившейся там скверне и приняться за «уборку».

И здесь в дело вступает третья составляющая поста. Освободившееся вследствие отказа от увеселений время необходимо заменить чтением Священного Писания с толкованиями, трудов святых отцов, которые посвящены борьбе с грехом и воспитанию добродетелей, а также прямому молитвенному диалогу с Богом. Только в этом мы получим правильные советы для вхождения в Царствие Небесное. Только через это сможем правильно подойти к покаянию.

А уж раскаявшуюся душу Господь никогда не оставит. В омытом и очищенном слезами сердце Он немедленно поселится сам. Как об этом метафорично говорилось в Откровении апостола Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). То есть посты, и Петров пост здесь не исключение, нужны нам для духовного возрождения, для усиления своей внутренней жизни.

«Особый» пост

Ц ерковная традиция знает четыре многодневных поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Петров пост можно назвать среди них особым, хотя бы потому, что, в отличие от всех других постов, его продолжительность всегда разная. При этом длительность Петрова поста может варьироваться от сорока двух дней — и тогда он не уступает Рождественскому и Великому — до всего лишь восьми — и тогда он становится короче двухнедельного Успенского поста.

Читать еще:  Как питаться в сочельники и чем заменить мед в сочиве?

С чем это связано? С тем, что Петров пост зависит от даты главного праздника Церкви — Воскресения Христова. Чем раньше Пасха — тем раньше и праздник Святой Троицы, через неделю после которого и начинается Петров пост. Чем позже Пасха, тем, соответственно, Петров пост короче.

Казалось бы, всего лишь два месяца назад закончился Великий пост с его продолжительными богослужениями и строгими ограничениями в пище, зачем поститься еще и перед памятью апостолов Петра и Павла? К тому же на летние месяцы выпадает еще и довольно строгий Успенский пост. Ответ на этот вопрос кроется во втором названии Петрова поста — Апостольский. Мы постимся по примеру самих апостолов, в жизни которых пост занимал очень важное место.

Уже в Ветхом Завете определились главные особенности постного подвига. Пост стал символом покаяния: царь Давид наложил на себя пост после того, как пророк Нафан обличил его в незаконном браке с женой Урии Хеттеянина и убийстве самого Урии (см.: 2 Цар. 12:1–16); жители древней Ниневии после проповеди пророка Ионы объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого… и крепко вопияли к Богу… и каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3, 5, 8). Кроме этого, пост мог сопутствовать особенно важным событиям или служить подготовкой к ним. Например, пророк Моисей, пребывая на горе Синай у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34:28). Сам Господь Иисус Христос перед началом проповеди постился в пустыне сорок дней и сорок ночей (Мф. 4:2).

Апостолы и первые христиане соблюдали пост, как продолжая ветхозаветную традицию, так и следуя примеру Господа Иисуса Христа. Вот пример из Книги Деяний: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:2–3). В другом месте Деяний можно прочесть о том, как Ангел Божий является сотнику Корнилию, когда тот постится, и повелевает ему призвать в свой дом апостола Петра (см.: Деян. 10:30–32). Апостолы Павел и Варнава, обходя с проповедью различные города, всегда молились с постом (Деян. 14:23). Апостол Павел писал наставления супругам-христианам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).

Если рассматривать свидетельства о посте в апостольскую эпоху, содержащиеся не в Священном Писании, то следует уделить особое внимание древнейшему христианскому тексту, известному как «Дидахэ», или «Учение двенадцати апостолов». Этот трактат, написанный во второй половине I века по Р. Х., отражает жизнь христианской Церкви на самом первом и древнем ее этапе (нужно отметить и то, что в некоторых местах «Дидахэ» включали в число канонических книг Нового Завета). «Дидахэ» предписывает соблюдать пост перед принятием крещения: «Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый и, если могут, — некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения» (Дидахэ 7:4). Крещение — важнейшее событие в жизни уверовавшего во Христа человека, его рождение для новой жизни. Поэтому пост и предшествует крещению в качестве подготовки (при этом вместе с готовящимся принять крещение человеком могли поститься и другие христиане). Также в «Дидахэ» содержится древнейшее указание на пост среды и пятницы: «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в среду и пятницу» (Дидахэ 8:1). Под лицемерами здесь подразумеваются иудеи и фарисеи, постившиеся в понедельник и четверг. Таким образом, согласно древнейшему тексту, пост являлся неотъемлемой частью христианской жизни.

Постились апостолы и их ученики — первые христиане. По их примеру постимся и мы — христиане современные. Ведь каждый из нас является апостолом, то есть проповедником Евангелия среди людей, еще не просветившихся светом Христовой истины. Собственно, об этой нашей обязанности — быть свидетелями Слова Божия для других людей — и призван напоминать нам Петров, или Апостольский, пост. Наверное, в предстоящие пятнадцать дней Петрова поста (именно такова его продолжительность в этом году — с 27 июня по 11 июля включительно) каждому из нас нужно задуматься над тем, что именно мы делаем для свидетельства о христианской вере? Спросить себя: «Исполняю ли я слова Господа — так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16)?». Именно своими добрыми делами, совершенными во имя Господа, каждый из нас может проповедовать, может свидетельствовать и открывать другим людям глубину христианской веры и сокровище евангельского слова. В этом наше апостольское призвание. А пост, как мы видели из приведенных примеров, должен быть средством, которое помогает нам в деле проповеди.

Установление поста в Ветхом и Новом Заветах

Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.

Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).

У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).

В Книге Товита пишется: Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. лучше. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех. (Тов. 12, 8-9).

Второе напоминание: в Новом Завете Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.

Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17). Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся^ И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29). Особенно важной представляется тайна, открытая здесь Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.

Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество. Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом. Следовательно, всякий обязан молиться и поститься.

Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста. В Послании к Римлянам сказано: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).

Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5). Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4). В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27). Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6). Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3, 5).

Читать еще:  Когда Сретение в 2021 году?

В Первом послании апостола Петра о том же предмете говорится следующее: Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13). И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).

Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ве-ДУЩие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24). Но какие это узкие врата и тесный путь? Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты? Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.

По сочинениям митрополита Стефана Яворского
Установление поста в Ветхом и Новом Заветах
О посте вообще, его начале и установлении

Какие посты соблюдали апостолы?

Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.

Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю.

Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).

У пророка Иоиля о посте сказано:

Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши.

Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).

Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. лучше. нежели собирать золото,
ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).

Второе напоминание: в Новом Завете Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.

Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит:

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17).

Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених?
Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35).

Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29).

Особенно важной представляется тайна, открытая здесь Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.

Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество.
Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом.
Следовательно, всякий обязан молиться и поститься.

Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста.

В Послании к Римлянам сказано:

Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти.

И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).

Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста:

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5).

Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4).

В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. II, 27).

Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).

Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6).

Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3, 5).

Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13).
И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).

Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, веДУЩие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24).

Но какие это узкие врата и тесный путь?
Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты?

Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.

2. Как постились ветхозаветные праведники

Представляется необходимым для понимания важности поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом Завете рассказывается о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами.

Моисей вступил в средину облака и взошел на гору:
и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18).
И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28).

И взошли все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в дом Божий (Вефиль): и плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера (Суд. 20,26).

И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю: и постились в тот день, и говорили: согрешили мы пред Господом (1 Цар. 7,6).

И взяли кости их (Саула и сынов его), и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней (1 Цар. 31,13).

Клялся Давид говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2 Цар. 3, 35).

И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2 Цар. 12,16).

Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей (см.: 3 Цар. 19,8).

И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост во всей Иудее (2 Пар. 20, 3).

И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим, и скоту (2 Езд. 8, 49).

Как услышал я эти слова, сел, и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред ликом Бога Небесного (Неем. 1,4).

И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах.
И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя (Иудифь 4, 9-13).

Читать еще:  Освящен ли кулич из освященных яиц?

Иудифь возложила на чресла свои вретище. Она постилась все дни вдовства своего (Иудифь 8,5-6).

Есфирь заповедала иудеям: Поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью.
И я со служанками моими буду также поститься (Есф. 4,16).

Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою (Пс. 34, 13).

Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108,24).

В пятый год Иоакима. царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме, и всему народу, пришедшему из городов Иудейских (Иер. 36, 9).

В эти дни я. Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило во уста мои (Дан. 10,2-3).

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого (Иона 3,5).

Это великое множество примеров показывает, что пост предварял все великие и страшные события в жизни ветхозаветных праведников, тем более мы, просвещенные благодатью крещения, должны подражать их добродетелям.

Не об этом ли говорит и апостол Павел: Это были образы для нас (1 Кор. 10, 6).
И еще: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, II).

И Сам Господь приводит ниневитян в пример всем кающимся в следующих словах:

Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. II, 32).

Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31).

Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).

Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2).

Из сих слов ясно обнаруживается, от какого ига Христос освободил нас: здесь имеется ввиду иго ветхозаветных жертв, например, обрезание, которое было видимым знаком и символом завета, заключенного между Богом и Авраамом.
Мы уже более не обрезываемся, не приносим в жертву овец, тельцов, волов, козлов, птиц и других животных.

Но не освободил нас Христос от того ветхозаконного ига, которое относится к богопознанию и благим установлениям.
Иначе мы будем свободны от самого Закона, который дан Богом на скрижалях.

3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов

Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).

Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4).

Вот что еще говорит о нем Христос:

Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18).

Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова:
Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. II, 9-II).
Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен — Ангел пустыни.

Не столь много известно нам об Анне пророчице, которая с великим упованием ожидала Господа.
Однако эта праведница имеет свой день, празднуемый Новозаветной Церковью.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).

Есть свидетельство в Евангелии и о подвиге апостолов, вышедших на проповедь Христову:

Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3).
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Апостол Павел в начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9,9).

Тот же апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.

Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу:

Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10,30).

Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).

Из этих слов всякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла.

Сам Христос предвозвестил будущий пост апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал:

Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15).

Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Жениха Христа означает смерть Христову. Следовательно, апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились.

На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо.
А что апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских.

Что смогут возразить на это противники поста?
Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших?

От апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатию Своею всегда был присущ им и после смерти и Своего Вознесения.
А мы, будучи грехолюбивы, и грехами удаляя от себя благодать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и благодать Его теряем.

Итак, если апостолы постились, тем более и нам должно поститься.

После века апостольского, начиная со времени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Святой Церкви.
Таковыми были преподобные великие отцы Павел Фивейский, Антоний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосии, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, коих число знает Тот, Кто исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146, 4).

Таковыми Ангелами земными была наполнена Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, прославленные их жизнию.

Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из коих многие причислены к лику святых, мы ныне удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество.

Но по причине бесчисленного множества таковых примеров мы не будем здесь приводить их.
Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное слово святым отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сирина об отцах, постом показавших нам путь ко спасению.

Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!

© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.

Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко

  • Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
    • http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
  • «Тропари общие», страница календаря портала Православие.Ru:
    • http://days.pravoslavie.ru/Trop/tr30.htm

[1] Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector