Апостольский пост
Содержание
Апостольский пост
Не так давно закончился Великий Пост, прошла Пасха, Троица и Пятидесятница. И вот снова начинается пост. Почему?
Если посмотреть православный календарь, окажется, что большая часть дней в году постные. И хотя продолжительность того же Петровского (или апостольского) поста различна, ситуация не меняется.
Петровской пост может продолжаться от одной недели и одного дня до шести недель. Зависит это от даты Пасхи, поскольку она меняется каждый год, а от нее отсчитывается начало Петровского поста (первый понедельник после Пятидесятницы).
У этого летнего поста несколько названий: пост Пятидесятницы (потому что он неразрывно связан с этим праздником), Петровский (потому что заканчивается в день Петра и Павла), Апостольский (потому что был установлен апостолами).
С Пятидесятницей он связан не только из-за расчета дней. Связь гораздо глубже. В Праздники поста не бывает, потому что Праздник – это радость, а пост – время работы над собой.
После того, как в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на Апостолов, они пребывали в посте и молитве, готовясь ко всемирной проповеди Евангелия. Рассказать всему Миру о том, что произошло на Святой Земле и что заповедал Христос было трудной задачей. И ученики Христа собирались с силами перед тем, как отправиться в путь.
Пасху и Пятидесятницу мы празднуем каждый год. И каждый год, переживая описанные в Священном Писании события, мы внутренне проживаем все то, что происходило тогда. И каждый год, руководствуясь духовным опытом святых (в том числе Апостолов), вступаем на путь самосовершенствования. Можно спросить: раз это так важно, почему бы не поститься целый год? Или, напротив. почему нельзя все дни пребывать в радости?
За время христиане накопили богатый духовный опыт. Известно, что время от времени человеку просто необходима «передышка», небольшой отдых, иначе он просто не выдержит. Одного старца спросили о том, почему он, христианин, который учит серьезным вещам, время от времени шутит и рассказывает ученикам веселые истории. Старец уподобил человека натянутой тетиве. Если тетива расслаблена, она провисает и ни на что не годна, если ее натянуть, можно пустить стрелу. Но если натянуть тетиву сильнее или долгое время не распускать ее, она порвется. Так же и человек.
Что удивительно, в радости происходит то же самое. Человек не может вынести непрестанной радости, особенно такой сильной, как духовная. Для этого тоже нужно набраться соответствующего опыта. Поэтому и здесь требуется перерыв. Вот и получается, что дни в году распределены соответственно нашим силам: и для духовной радости, и для духовного труда.
«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, – пишет святой Лев Великий. – За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост… Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».
Святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста».
Получается, пост просто необходим не только, чтобы измениться в лучшую сторону, но и чтобы сохранить в себе ту радость, те дары, которые мы получаем во время таких больших Праздников, как Пятидесятница, Троица и, конечно Пасха.
Конечно, суть поста не в еде, потому что это не диета. Главное – стремиться всем своим существом обратиться к Богу, к горнему, и отойти от земного, дольнего, преходящего. Первая ассоциация с постом – еда. Да, конечно. Потому что именно с борьбы с чревоугодием подвижники советовали начинать борьбу со страстями. Особое пристрастие к еде – это как основа, на которой утверждаются все остальные пороки (это заметили еще античные философы). Поэтому самый эффективный способ борьбы – избавиться от корня, причины. «Первой нам надо попрать похоть чревоугодия, – и ум свой утончить не только постами, но и бдениями, а также чтением и непрестанным сокрушением сердца», – писал Прп. Иоанн Кассиан Римлянин.
Постное «меню» – это способ борьбы с грехом, но никак не цель. Другая важная составляющая поста – исповедь и причастие. В этих таинствах человек очищает свою душу от грехов и получает от Бога силу для борьбы с пороками.
О Петровском посте говорится уже в так называемых Постановлениях Апостольских – своде правил, который был составлен в первые времена христианства: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Св. Афанасий Великий напрямую связывал несоблюдение поста с постигшими людей бедствиями: «Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище».
Русь переняла многие православные праздники у Византии. И утверждение Петровского поста тоже связано с событиями, которые произошли в Константинополе. Когда в столице империи освятили храм во имя апостолов Петра и Павла (в день их памяти), их праздник стал отмечаться с особой торжественностью. И предшествующий ему пост воспринимался не только как время сохранения духовной чистоты и наполненности после Пятидесятницы, но и как подготовка к празднику.
Зачем нам посты?
Традиционный вопрос всё же требует традиционного напоминания. Пост – это не диета. И вступая на путь поста, мы должны уделить наибольшее внимание не пище, а прежде всего душе. Именно ради души пост и задуман. Это особое время, которое мы как бы выделяем из привычного круга своих дел, посвящая Богу. Во время поста мы не только воздерживаемся от скоромной пищи, но и, например, не смотрим телевизор, реже ходим в гости или кафе.
Об этой второй составляющей поста на фоне пищевых ограничений как-то забывают. А между тем ограничение себя в зрелищах и увеселениях на период поста бывает даже поважнее, чем отказ от молока и мяса. Постная диета ослабляет наше тело, давая больший простор духу. А ограничение в наслаждениях освобождает нам время для того, чтобы заглянуть в самые тёмные чуланы своей души, ужаснуться скопившейся там скверне и приняться за «уборку».
И здесь в дело вступает третья составляющая поста. Освободившееся вследствие отказа от увеселений время необходимо заменить чтением Священного Писания с толкованиями, трудов святых отцов, которые посвящены борьбе с грехом и воспитанию добродетелей, а также прямому молитвенному диалогу с Богом. Только в этом мы получим правильные советы для вхождения в Царствие Небесное. Только через это сможем правильно подойти к покаянию.
А уж раскаявшуюся душу Господь никогда не оставит. В омытом и очищенном слезами сердце Он немедленно поселится сам. Как об этом метафорично говорилось в Откровении апостола Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). То есть посты, и Петров пост здесь не исключение, нужны нам для духовного возрождения, для усиления своей внутренней жизни.
«Особый» пост
Ц ерковная традиция знает четыре многодневных поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Петров пост можно назвать среди них особым, хотя бы потому, что, в отличие от всех других постов, его продолжительность всегда разная. При этом длительность Петрова поста может варьироваться от сорока двух дней — и тогда он не уступает Рождественскому и Великому — до всего лишь восьми — и тогда он становится короче двухнедельного Успенского поста.
С чем это связано? С тем, что Петров пост зависит от даты главного праздника Церкви — Воскресения Христова. Чем раньше Пасха — тем раньше и праздник Святой Троицы, через неделю после которого и начинается Петров пост. Чем позже Пасха, тем, соответственно, Петров пост короче.
Казалось бы, всего лишь два месяца назад закончился Великий пост с его продолжительными богослужениями и строгими ограничениями в пище, зачем поститься еще и перед памятью апостолов Петра и Павла? К тому же на летние месяцы выпадает еще и довольно строгий Успенский пост. Ответ на этот вопрос кроется во втором названии Петрова поста — Апостольский. Мы постимся по примеру самих апостолов, в жизни которых пост занимал очень важное место.
Уже в Ветхом Завете определились главные особенности постного подвига. Пост стал символом покаяния: царь Давид наложил на себя пост после того, как пророк Нафан обличил его в незаконном браке с женой Урии Хеттеянина и убийстве самого Урии (см.: 2 Цар. 12:1–16); жители древней Ниневии после проповеди пророка Ионы объявили пост и оделись во вретища, от большого из них до малого… и крепко вопияли к Богу… и каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих (Иона 3, 5, 8). Кроме этого, пост мог сопутствовать особенно важным событиям или служить подготовкой к ним. Например, пророк Моисей, пребывая на горе Синай у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие (Исх. 34:28). Сам Господь Иисус Христос перед началом проповеди постился в пустыне сорок дней и сорок ночей (Мф. 4:2).
Апостолы и первые христиане соблюдали пост, как продолжая ветхозаветную традицию, так и следуя примеру Господа Иисуса Христа. Вот пример из Книги Деяний: Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:2–3). В другом месте Деяний можно прочесть о том, как Ангел Божий является сотнику Корнилию, когда тот постится, и повелевает ему призвать в свой дом апостола Петра (см.: Деян. 10:30–32). Апостолы Павел и Варнава, обходя с проповедью различные города, всегда молились с постом (Деян. 14:23). Апостол Павел писал наставления супругам-христианам: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7:5).
Если рассматривать свидетельства о посте в апостольскую эпоху, содержащиеся не в Священном Писании, то следует уделить особое внимание древнейшему христианскому тексту, известному как «Дидахэ», или «Учение двенадцати апостолов». Этот трактат, написанный во второй половине I века по Р. Х., отражает жизнь христианской Церкви на самом первом и древнем ее этапе (нужно отметить и то, что в некоторых местах «Дидахэ» включали в число канонических книг Нового Завета). «Дидахэ» предписывает соблюдать пост перед принятием крещения: «Прежде же крещения да постится крещающий и крещаемый и, если могут, — некоторые другие. Вели же обязательно поститься крещаемому день или два до крещения» (Дидахэ 7:4). Крещение — важнейшее событие в жизни уверовавшего во Христа человека, его рождение для новой жизни. Поэтому пост и предшествует крещению в качестве подготовки (при этом вместе с готовящимся принять крещение человеком могли поститься и другие христиане). Также в «Дидахэ» содержится древнейшее указание на пост среды и пятницы: «Посты же ваши да не будут с лицемерами. Ибо они постятся во второй и пятый день недели. Вы же поститесь в среду и пятницу» (Дидахэ 8:1). Под лицемерами здесь подразумеваются иудеи и фарисеи, постившиеся в понедельник и четверг. Таким образом, согласно древнейшему тексту, пост являлся неотъемлемой частью христианской жизни.
Постились апостолы и их ученики — первые христиане. По их примеру постимся и мы — христиане современные. Ведь каждый из нас является апостолом, то есть проповедником Евангелия среди людей, еще не просветившихся светом Христовой истины. Собственно, об этой нашей обязанности — быть свидетелями Слова Божия для других людей — и призван напоминать нам Петров, или Апостольский, пост. Наверное, в предстоящие пятнадцать дней Петрова поста (именно такова его продолжительность в этом году — с 27 июня по 11 июля включительно) каждому из нас нужно задуматься над тем, что именно мы делаем для свидетельства о христианской вере? Спросить себя: «Исполняю ли я слова Господа — так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16)?». Именно своими добрыми делами, совершенными во имя Господа, каждый из нас может проповедовать, может свидетельствовать и открывать другим людям глубину христианской веры и сокровище евангельского слова. В этом наше апостольское призвание. А пост, как мы видели из приведенных примеров, должен быть средством, которое помогает нам в деле проповеди.
Установление поста в Ветхом и Новом Заветах
Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.
Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю. Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).
У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).
В Книге Товита пишется: Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. лучше. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех. (Тов. 12, 8-9).
Второе напоминание: в Новом Завете Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.
Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит: Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17). Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся^ И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених? Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35). Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29). Особенно важной представляется тайна, открытая здесь Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.
Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество. Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом. Следовательно, всякий обязан молиться и поститься.
Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста. В Послании к Римлянам сказано: Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).
Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5). Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4). В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. 11, 27). Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18). Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6). Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3, 5).
В Первом послании апостола Петра о том же предмете говорится следующее: Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13). И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).
Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ве-ДУЩие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24). Но какие это узкие врата и тесный путь? Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты? Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.
По сочинениям митрополита Стефана Яворского
Установление поста в Ветхом и Новом Заветах
О посте вообще, его начале и установлении
Какие посты соблюдали апостолы?
Первое, о чем следует напомнить, говоря о посте,- что установление его восходит к ветхозаветным временам.
Заповедь, касающаяся поста, была дана Господом первым людям еще в раю.
Вот что читаем мы в Книге Бытия: И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2,16-17).
У пророка Иоиля о посте сказано:
Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши.
Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15).
Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью. лучше. нежели собирать золото,
ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9).
Второе напоминание: в Новом Завете Господь неоднократно говорит с учениками о воздержании, открывая им многое о тайне поста.
Так, в Евангелии от Матфея Господь говорит:
Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое (Мф. 6, 16-17).
Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?
И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними Жених?
Но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9, 14- 15; см.: Мк. 2, 18; Лк. 5, 35).
Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21; см.: Мк. 9, 29).
Особенно важной представляется тайна, открытая здесь Господом ученикам: что именно благодатью поста изгоняется сила бесовская.
Проясним это место Священного Писания: каждый человек должен всячески прогонять от себя силу бесовскую, этому научает нас и самое естество.
Но ничем сила бесовская не может быть прогнана, как только молитвою и постом.
Следовательно, всякий обязан молиться и поститься.
Апостолы постоянно обращались к первым христианам, напоминая о важности поста.
В Послании к Римлянам сказано:
Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти.
И еще: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13,13-14).
Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста:
Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5).
Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4).
В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте (2 Кор. II, 27).
Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1 Фее. 5, 6).
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание (Кол. 3, 5).
Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет. 1, 13).
И еще: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюш,ий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5,8).
Вникнем в слова Господа, призывающие нас к шествию тесным путем:
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, веДУЩие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13; см.: Лк. 13, 24).
Но какие это узкие врата и тесный путь?
Тот ли, который научает соблюдать строгие посты, или тот, который позволяет делать всякое угождение чреву своему, как богу, и нарушает и разоряет святые посты?
Далее увидим, что пост, установленный Православной Церковью, и ведет нас этим тесным путем и помогает достигнуть узких врат.
2. Как постились ветхозаветные праведники
Представляется необходимым для понимания важности поста рассмотреть, сколь часто в Ветхом Завете рассказывается о святых праведных людях, которые все важные моменты своей жизни предваряли постами.
Моисей вступил в средину облака и взошел на гору:
и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18).
И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28).
И взошли все сыны Израилевы и весь народ, и пришли в дом Божий (Вефиль): и плакали там пред Господом, и постились в тот день даже до вечера (Суд. 20,26).
И собрались в Массифу, и черпали воду и проливали пред Господом на землю: и постились в тот день, и говорили: согрешили мы пред Господом (1 Цар. 7,6).
И взяли кости их (Саула и сынов его), и погребли их под дубом в Иависе, и постились семь дней (1 Цар. 31,13).
Клялся Давид говоря: то и то да сотворит со мною Бог, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь (2 Цар. 3, 35).
И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провел ночь, лежа на земле (2 Цар. 12,16).
Пророк Илия, идя к горе Божией Хорив, постился сорок дней и сорок нощей (см.: 3 Цар. 19,8).
И убоялся Иосафат, и обратил лице свое взыскать Господа, и объявил пост во всей Иудее (2 Пар. 20, 3).
И объявил я там пост юношам пред Господом Богом нашим, чтоб испросить от Бога благополучного пути нам и спутникам нашим и детям нашим, и скоту (2 Езд. 8, 49).
Как услышал я эти слова, сел, и плакал, и печален был много дней, и постился и молился пред ликом Бога Небесного (Неем. 1,4).
И с великим усердием возопили к Богу все мужи Израиля, и смирили души свои в посте и молитвах.
И Господь услышал голос их, и призрел на скорбь их: во всей Иудее и Иерусалиме народ много дней постился пред святилищем Господа Вседержителя (Иудифь 4, 9-13).
Иудифь возложила на чресла свои вретище. Она постилась все дни вдовства своего (Иудифь 8,5-6).
Есфирь заповедала иудеям: Поститесь ради меня, и не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью.
И я со служанками моими буду также поститься (Есф. 4,16).
Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою (Пс. 34, 13).
Колена моя изнемогоста от поста, и плоть моя изменися елеа ради (Пс. 108,24).
В пятый год Иоакима. царя Иудейского, в девятом месяце объявили пост пред лицом Господа всему народу в Иерусалиме, и всему народу, пришедшему из городов Иудейских (Иер. 36, 9).
В эти дни я. Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
Вкусного хлеба я не ел, мясо и вино не входило во уста мои (Дан. 10,2-3).
И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого (Иона 3,5).
Это великое множество примеров показывает, что пост предварял все великие и страшные события в жизни ветхозаветных праведников, тем более мы, просвещенные благодатью крещения, должны подражать их добродетелям.
Не об этом ли говорит и апостол Павел: Это были образы для нас (1 Кор. 10, 6).
И еще: Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10, II).
И Сам Господь приводит ниневитян в пример всем кающимся в следующих словах:
Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись (пребывая в посте) от проповеди Иониной; и вот здесь больше Ионы (Мф. 12,41; см.: Лк. II, 32).
Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной (Гал. 4, 31).
Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5, 1).
Если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа (Гал. 5, 2).
Из сих слов ясно обнаруживается, от какого ига Христос освободил нас: здесь имеется ввиду иго ветхозаветных жертв, например, обрезание, которое было видимым знаком и символом завета, заключенного между Богом и Авраамом.
Мы уже более не обрезываемся, не приносим в жертву овец, тельцов, волов, козлов, птиц и других животных.
Но не освободил нас Христос от того ветхозаконного ига, которое относится к богопознанию и благим установлениям.
Иначе мы будем свободны от самого Закона, который дан Богом на скрижалях.
3. Примеры поста, взятые из Нового Завета и святых отцов
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; см.: Мк. 1, 13; Лк. 4,4).
Пророк Божий и Предтеча Иоанн, о котором Сам Господь свидетельствует, что он, больший из рожденных женами, был великим постником.
Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед (Мф. 3, 4).
Вот что еще говорит о нем Христос:
Пришел Иоанн, ни ест, ни пьет (Мф. 11, 18).
Господь называет его Пророком и больше Пророка, паче же Ангелом, присовокупляя сии слова:
Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. II, 9-II).
Житие Иоанна Предтечи в пустыне воистину было равноангельным, посему одно из его духовных имен — Ангел пустыни.
Не столь много известно нам об Анне пророчице, которая с великим упованием ожидала Господа.
Однако эта праведница имеет свой день, празднуемый Новозаветной Церковью.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37).
Есть свидетельство в Евангелии и о подвиге апостолов, вышедших на проповедь Христову:
Когда они служили Господу и постились. Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13, 2-3).
Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).
Апостол Павел в начале обращения своего три дня не ел и не пил (Деян. 9,9).
Тот же апостол часто упоминает в своих посланиях об алчбе, жажде и постах.
Чудным образом был призван Господом сотник Корнилий, жизнь которого оказалась угодной Богу:
Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа, и в девятом часу молился в своем доме, и вот, стал предо мною муж в светлой одежде (Деян. 10,30).
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 Тим. 5, 23).
Из этих слов всякий может уразуметь, сколь много постился апостол Тимофей: он, по-видимому, отнюдь не пил вина, разве только по совету или по повелению учителя своего, апостола Павла.
Сам Христос предвозвестил будущий пост апостолов, когда, отвечая на упреки фарисеев, сказал:
Придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься (Мф. 9,15).
Но вы, неверно истолковав это место, можете сказать, что отъятие Жениха Христа означает смерть Христову. Следовательно, апостолы постились только по смерти Христовой, а в прочее время не постились.
На это возражение мы отвечаем: отнятие Жениха Христа знаменует не только смерть Христову, но и Вознесение на небо.
А что апостолы постились и по Вознесении Христовом, это ясно было показано выше в Деяниях апостольских.
Что смогут возразить на это противники поста?
Апостолы постились, когда Жених Христос был от них взят, а как же нам не поститься, тоскуя по Жениху душ наших?
От апостолов Жених Христос взят был только телесным образом, но благодатию Своею всегда был присущ им и после смерти и Своего Вознесения.
А мы, будучи грехолюбивы, и грехами удаляя от себя благодать Божию, не только лишаемся Христа по телесному естеству, но и благодать Его теряем.
Итак, если апостолы постились, тем более и нам должно поститься.
После века апостольского, начиная со времени царствования Константина Великого, бесчисленные постники просияли в Святой Церкви.
Таковыми были преподобные великие отцы Павел Фивейский, Антоний Великий, Евфимий, Макарий, Савва, Онуфрий, Феодосии, Феоктист, Варсонофий, Паисий и неисчислимый сонм святых, коих число знает Тот, Кто исчитаяй множество звезд и всем им имена нарицаяй (Пс. 146, 4).
Таковыми Ангелами земными была наполнена Ливия, Фиваида, Египет, Афон, Синай, гора Нитрийская и другие места, прославленные их жизнию.
Читая патерики, минеи, прологи и жизнеописания святых, изложенные достоверными писателями, из коих многие причислены к лику святых, мы ныне удивляемся строгости их поста, который едва может перенести человеческое естество.
Но по причине бесчисленного множества таковых примеров мы не будем здесь приводить их.
Желающий удостовериться пусть прочтет произносимое в субботу сырной седмицы Похвальное слово святым отцам, в подвиге просиявшим, а также Слово преподобного Ефрема Сирина об отцах, постом показавших нам путь ко спасению.
Святителю отче наш, Феодосие, моли Бога о нас!
© 2009-2021 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. +38 066-996-2243)
По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и Всея Украины.
Главный редактор — протоиерей Александр Билокур , Ответственный редактор — Елена Блайвас, Технический редактор — Александр Перехрестенко
- Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
- http://www.wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm
- «Тропари общие», страница календаря портала Православие.Ru:
- http://days.pravoslavie.ru/Trop/tr30.htm
[1] Число 70 также является символическим: по преданию именно на 70 (или 72) языков был разделен праязык в наказание за Вавилонское столпотворение, поэтому это число символизирует проповедь всем народам земли (по этим же соображениям в III в. до н.э. были избраны для перевода священных книг на греческий язык 70 (или 72) толковников)