0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для Причастия надо быть на службе и в субботу

Для Причастия надо быть на службе и в субботу?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Добрый день. Мой вопрос касается заповеди 6 дней работай — седьмой день Богу. В православных статьях в интернете, а также в классической литературе мы часто читаем, что верующие люди каждое воскресенье ходят в церковь. При этом пишут, что православный воцерковленный человек, посещая церковь и участвуя в литургии, не должен отказываться от Причастия. Оно и понятно, ведь Господь предлагает нам причаститься Святых тайн, и грех отказываться, если уже участвуешь в литургии.

Но ведь для участия в Евхаристии необходима еще и подготовка, нужно, помимо прочего, участвовать в исповеди и вечерней службе накануне, т. е. вечером в субботу, т. к. церковный день начинается с вечера.

Таким образом, получается, что в церкви нужно быть не только каждое воскресенье, но и каждый субботний вечер. А это уже 2 дня, и становится затруднительно для работающего и семейного человека.
Как правильно лучше исполнять это правило, эту заповедь не в ущерб семье?

Можно ли, например, посещать литургию и причащаться каждое воскресенье без участия в субботней службе?

Или нужно участвовать в каждой воскресной литургии, но не подходить ко причастию, т. к. должным образом не подготовился? Посоветуйте, пожалуйста.

Отвечает иерей Виктор Никишов:

Добрый день! Бог Вас благословит!

Вы правильно поняли недельный ритм христианской жизни: каждое воскресенье нужно быть на Литургии, логично, что, присутствуя, нужно причащаться. Накануне нужно быть на вечернем богослужении, так как богослужебный суточный круг начинается с вечера (см. Какие службы есть в Церкви и что они означают?).

Важно понимание приоритетов. Мы всю неделю работали на работе, не возмущаясь о том, что мы так много времени проводим вне дома и семьи. Почему? Потому что мы получаем взамен материальное — деньги, которые нам помогают жить здесь, на земле. Участвуя в Литургии, то есть причащаясь, мы получаем возможность оказаться в вечности в Царствии Небесном. То есть, говоря простым языком, мы инвестируем в вечность.

А теперь сравните длительность земной жизни и вечности. При правильном и четком распределении времени, при участии всей семьи в походах в Храм в субботу и воскресенье, Вы, наоборот, получите совместную деятельность, которая укрепляет семейные отношения. Служба в храме занимает 1,5-2 часа. Проверьте сколько времени Вы проводите порознь, просматривая «ленту» в гаджетах, переключая каналы на телевизоре и подумайте, что важнее.

Если же у Вас есть какие-то особые семейные обстоятельства, я бы посоветовал обговорить этот вопрос со священником, которому Вы исповедуетесь. Он сможет дать Вам индивидуальный совет, исходят из конкретной Вашей ситуации.

О подготовке ко Причастию можете прочитать также подробный текст протоиерея Павла Великанова, тут и о подготовке к Таинству сказано.

Обязательно ли быть на всенощной перед причастием?

Надо ли приходить на всенощное бдение накануне причащения?

Вопрос провокационный, я бы сказал. Хотите подставить священника, который допускает к причастию тех, кто не «отстоял» предварительно всенощную, задайте ему этот вопрос публично.

Протоиерей Игорь Прекуп

Почему-то вспомнился старый католический анекдот. Спорят иезуит и францисканец о курении. Францисканец категорически против, иезуит – за. Тогда францисканец выдвигает такой аргумент: «Критерий добра и зла – молитва. Разве курение совместимо с молитвой?» – «Почему бы нет»? – улыбается иезуит.

«Хорошо. Давай зададим этот вопрос Папе», – предлагает францисканец и звонит Рабу рабов Божиих. Дождавшись соединения, он спрашивает: «Ваше Святейшество, можно ли курить во время молитвы?» Получив отрицательный ответ, сопровождаемый возмущенной цепью междометий, он с удовлетворением посмотрел на иезуита, который нисколько не смутившись, попросил телефон и спросил Папу, можно ли молиться во время курения. На что услышал: «Сказано в Писании: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17)».

Покажите мне священника, который скажет Вам: «Не-е, не надо, зачем? Сидите дома. Вообще в храм каждое воскресенье одни фанатики религиозные ходят, не уподобляйтесь им, не надо…».

Во-первых, если уж на то пошло, вопрос поставлен логически некорректно, однако эта некорректность оправдана именно тем, что она отражает ущербный подход к причащению как к индивидуальному акту, осуществляемому за компанию с другими людьми, случайно одновременно пришедшими на литургию.

Во-вторых, он поставлен еще и дважды некорректно, опять же в силу того, что на него невозможно ответить, не соблазнив одних и не обделив других. В самом деле, посмейте только заявить, что на всенощную ни к чему ходить накануне литургии. Кроме того, что такое отношение просто само по себе ложно и порочно, найдется немало «ревнителей», которые запишут вас категорию церковных либералов, заклеймят «пятой колонной», а то и «жидовствующим» (непонятно, с какого боку, да и неважно; главное «изобличить» и «квалифицировать»).

Можете после этого бить себя пяткой в грудь сколько угодно, доказывая, что вы не то хотели сказать и вас не так поняли; считайте, что «малых сих» вы уже соблазнили – идите, примеряйте жернов…

Но вернемся к ущербности, которая, как и любая другая ущербность, не распознается, как правило, своими носителями – к ущербности евхаристической. Ведь, собственно, в основном, из-за чего заявление о ненужности посещения всенощной перед причащением может вызвать негодование? Из-за того, что это – элемент говения, а перед причащением положено говеть. Ключевое слово – «положено». Кем и куда положено – неважно. Нам положено. Зачем? Это, дескать, не нашего ума, наше дело – исполнять. Все. Круг замкнулся.

«Положено»… Наряду с трехдневным постом, «вычитывание» последования ко святому причащению – один из элементов того, что надо сделать, одна из наших обязанностей, исполнив которые можно будет, продолжая называть себя недостойным, утешать свою совесть сознанием, что «достойно причастились», перенося, таким образом, достоинство с формального исполнения «положенного» на представление о качестве своей души (т.е. мы и дальше будем, поскольку «так положено», называть себя «недостойными», но, благодаря тому, какие мы молодцы, делать мы это будем, как бы уже подмигивая самим себе: ведь мы-то знаем…).

Обязательно ли быть на всенощной перед причастием?

Тот, кто смеет ставить под сомнение обязательность «отстаивания» Всенощной накануне причащения, рассматривается «православным людом» как смутьян-обновленец именно потому, что ломает стройную конструкцию вот этого порочного мнимо-церковного сознания, окружающего причащение этакой полосой препятствий, которые надо потрудившись, преодолеть, а преодолевая, пострадать, чтобы получить причастие как бы в награду за понесенный «скорбный труд и дум высокое стремленье».

Таким образом, получается, что изначально верная идея о важности участия причастника в богослужении суточного круга профанируется самими же «ревнителями», в результате чего участие в общественном богослужении вырождается в «отстаивание службы», в ее «выслушивание» (говорят же, например, «выслушать обедню»).

Получается, что человек пришел в «публичное место» (каковым храм, если понимать это в церковном духе, не является), где происходит сеанс отправления религиозного культа.

Сеанс проводят уполномоченные на то лица (клирики). Остальные присутствуют каждый сам по себе (даже не на сеансе, а как бы всего лишь при его совершении), без какой-либо претензии на участие в нем – так, сам по себе каждый может индивидуально по ходу о чем-то молиться, о своем; ну еще, когда хор поет: «Господи, помилуй!» можно сообща с другими перекреститься (благо, хоть эти два слова понятны), но отнюдь не всегда слуху доступен текст ектеньи, произносимой священнослужителем. А уж, чтобы молиться совместно с хором или хотя бы с чтецом – это прямо-таки непозволительная роскошь, учитывая, какое внимание у нас обычно уделяется внятности пения и чтения.

Как же быть? А так, что надо понять несколько важных вещей. Всенощная – это не повинность, за исполнение которой выдается вознаграждение в виде допуска к причастию. Это комплексное богослужение суточного круга, обогащающее нас и благодатью, и богословским знанием. Литургия, в отличие от вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часов – не одна из служб суточного круга. Она встраивается в тот или другой его участок, в зависимости от указаний Устава, но сама по себе не является его составной частью.

Обязательно ли быть на всенощной перед причастием?

В-третьих, литургия, независимо, какая конкретно (святителя Иоанна Златоуста, святителя Василия Великого, преждеосвященная или святого апостола Иакова и др.), служится все же именно в пространстве суточного круга, поэтому человек призывается участвовать в литургии, окунувшись в богатство смыслов, заключенное в предваряющих ее службах.

Все вышесказанное относится к любому богослужению суточного круга, совершаемому накануне вечером, а не только к всенощному бдению, которое на практике уже давно никакое не «всенощное». На сегодняшний день это тип особо торжественного вечернего богослужения, совершаемого, согласно Уставу, в важные церковные праздники, в т.ч. и по воскресеньям, ибо каждое воскресенье – маленькая Пасха. Не накануне праздников, обратите внимание, а именно в праздники, потому что богослужебные сутки (а стало быть, и сам праздник, в том числе и воскресное богослужение) начинаются с вечера.

Читать еще:  Как часто можно причащаться?

О всенощной разговор пошел, потому что в основном люди причащаются по воскресеньям, а накануне воскресного дня, в субботу вечером, совершается всенощное бдение.

Так вот, что важно: это должно быть не просто посещением храма, потому что положено по праздникам ходить в церковь, или потому, что это (независимо праздник ли, рядовые ли памяти святых) требуется накануне причащения.

Участие (не «отстаивание» и не «выслушивание», а именно участие) в вечернем богослужении – это погружение в вечность путем единения с Церковью – Царством Божиим на земле – через службу, посвященную какому-нибудь значимому событию или святому, причем погружение не с какого-то промежуточного этапа или в «единодесятый час», а с самого начала суточного круга.

Призывая нас приходить в храм не только в день причащения, но уже накануне, Церковь приглашает к началу богослужебного цикла, в рамках которого мы надеемся причаститься святых Христовых Таин. Любое дело лучше совершать полностью, а потому и хорошо в день причащения не несколько минут посвятить единению с Богом, и даже не пару часов, не считая времени, «убитого» на дорогу, и не еще сколько-то там, но… весь Божий день отдать – тот самый день, который «и был вечер, и было утро…», хотя бы в объеме одних суток, одного богослужебного цикла, одного – но целого.

Это не просто хорошо. Это прекрасно. У всех ли, всегда ли есть возможность с вечера уже быть на службе? Особенно, когда храм не в «шаговой доступности»? Вопрос риторический, наводящий грусть-тоску да уныние с отчаянием. Теперь, что получается? Нет возможности участвовать в богослужении с вечера, так и не помышляй даже о регулярном причащении? Возвращаемся к дореволюционной порочной практике причащения раз в год, от силы – четыре?

В ответ на этот крик души предлагаю вспомнить притчу о работниках в винограднике (Мф. 20; 1–16). Хозяин рано поутру выходит нанимать работников и договаривается с каждым из них за один динарий. В течение дня он неоднократно еще выходил и нанимал новых работников, вплоть до вечера. Однако если первым он обещал по динарию, остальным он обещает дать лишь, что «будет следовать» им, но ничего конкретного. В итоге все получают по динарию: и те, кто поработали всего час, и те, кто «перенесли тягость дня и зной» (Мф. 20; 12).

Вспомним также слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху, в котором он, имея в виду подвиг поста, говорит: «Если кто и девятый час пропустил, пусть подходит он, ничем не смущаясь, ничего не страшась. Если кто к одиннадцатому часу подоспел, пусть и он не смущается опозданием: ибо владыка щедр и любит одарять, и последнего принимает, как первого; и пришедшего в одиннадцатый час отпускает на покой, как и работавшего с первого часа: и последнего милует, и первому угождает, и тому воздает, и этого одаряет, и сделанное принимает, и намерения приветствует, и дела чтит, и замыслы хвалит» (перевод Ольги Седаковой).

Да, лучше бы «с первого часа», т.е. с самого начала богослужебных суток потрудиться, но если, например, без конфликта или иных бессмысленных осложнений жизни это невозможно, то постараемся не упускать из внимания, что Господь нас зовет на Свою Трапезу, как звал хозяин из притчи людей в свой виноградник, в том числе и тех, кого застал совсем уже к вечеру, когда в них и нужды-то никакой не было.

Он зовет нас, чтобы одарить; отказываться… это даже не свинство – это много хуже. Поэтому лучше хоть «во единодесятый час» прийти, чем отказать Ему. Только вот, во сколько этот «единодесятый час» начинается, где предел, после которого уже нечего «прибегать причащаться»: начало исповеди, часы, возглас «Благословенно Царство. », Херувимская песнь, евхаристический канон, начало причащения – когда уже «все, поздно»? – Давайте оставим это каждый на усмотрение своего духовника.

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению

К таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.

Подготовка к Причащению включает в себя:

Соблюдать пост и телесный (три дня воздерживаться от пищи животного происхождения), и духовный (читать Святое Евангелие, духовную литературу, воздерживаться от развлечений).
Прочитать молитвенное правило, содержащееся в молитвословах (канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю и Последование ко Святому Причащению).
• Посещение вечернего Богослужения накануне Причастия чтобы исповедаться. (Полезная статья на эту тему) Таинству Причащения обязательно должно предшествовать Таинство Исповеди. Можно исповедаться утром на Божественной Литургии. Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.
Соблюдать евхаристический пост (полное воздержание от пищи и пития с полуночи 00.00 до Святого Причащения).
• Курящие в день Причастия должны воздерживаться от курения.
• К Святой Чаше следует подходить с благоговением и осознанием своего недостоинства. Руки на груди сложить крестообразно – правую поверх левой. Подходя к Чаше перекреститься следует заранее, чтобы нечаянно не толкнуть Святыню. Назвать своё полное имя, данное при крещении. Осторожно принять Святые Дары, поцеловать край Чаши (низ) и без крестного знамения и целования икон спокойно отойти на запивку.
• После Причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от соблазнов, грехов и страстей.

Приготовление это (в церковной практике оно называется говением) продолжается несколько дней и касается как телесной, так и духовной жизни человека.

Телу предписывается воздержание, т.е. телесная чистота (воздержание от супружеских отношений) и ограничение в пищи (пост). В дни поста исключается пища животного происхождения — мясо, молоко, яйца и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться.

В дни говения надлежит посещать богослужения в храме, если позволят обстоятельства, и более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону.

Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению нужно прочитать:

три канона:

Примечание 1. Начинать молиться ко Святому Причащению нужно с начальных молитв. Мирянин читает левую половину со слов: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. » и далее по тексту.

Примечание 2. В православных молитвословах бывает можно встретить совмещенный канон ко святому Причащению, состоящий из трех. Обычно он имеет длинное название «Три канона в соединении: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице, канон Ангелу Хранителю» либо просто «Каноны, читаемые накануне Святого Причащения». Здесь нет противоречия. Можно выбрать: читать три канона по отдельности либо три канона в соединении и далее Последование ко Святому Причащению.

Накануне Причащения надо быть на вечернем богослужении. Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди.

После полуночи уже не едят и не пьют, ибо принято приступать к таинству Причащения натощак. Утром прочитываются утренние молитвы и Последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Готовящийся ко Святому Причащению должен примириться со всеми и беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении Слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания.

Исповедь

Желающий причаститься должен накануне, до или после вечернего Богослужения, устно исповедаться Богу в своих грехах в присутствии свидетеля – священника, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха и иметь искреннее намерение исправиться.

Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Задача подготовки к исповеди – найти конкретные качества своей души, свойств характера, поступки, события или состояния, нарушающие Заповеди Божии, препятствующие богообщению.

Во время исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других.

Правильнее исповедаться накануне причастия вечером, чтобы утром участвовать в литургии. (Важно! На первую в жизни исповедь или после долгого перерыва лучше прийти не в воскресный день, когда храмы полны прихожан. У священника просто не будет времени подробно вас исповедовать. Также желательно предупредить священника, что вы никогда ранее не исповедовали грехи.) В крайнем случае, можно исповедаться и утром, до начала литургии. После окончания литургии, перед причастием в некоторых храмах исповедуют маленьких детей и болящих. Приходить на исповедь, когда литургия уже началась, это крайнее небрежение к Таинству. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев смертельной опасности.

Перед Святым Причащением и во время Причастия

Ещё до открытия царских врат и выноса Св. Даров, лучше всего вскоре после пения «Отче наш», нужно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров при возгласе «Со страхом Божием и верою приступите». При этом принято пропустить вперёд детей, пожилых и немощных прихожан. Подходя к Чаше, нужно ещё заблаговременно, издали сделать поклон и сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Св. Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным сознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову и тотчас же проглотить. Приняв Св. Тайны, не крестясь поцеловав край Чаши и тотчас же отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

Читать еще:  Священник не разрешает причаститься, потому что я не венчан с женой. Как быть?

После Святого Причащения

До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать благодарственные молитвы (или прочесть их, придя домой).

В день Святого Причащения надо вести себя благоговейно и благочинно, дабы «достойно сохранить в себе Христа принятого».

Подготовка к Причащению на Светлой седмице

В документе «Об участии верных в Евхаристии» (Скачать), одобренном на Архиерейском Совещании РПЦ 3 февраля 2015 года, говорится о подготовке к причащению на Светлой седмице:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. … Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития.

Подготовка к причащению состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении молитвенного правила.

Неизменной частью молитвенной подготовки является Последование ко святому причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. … Во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению«.

Игумен Паисий (Савосин) отвечает на вопрос:

Нужно ли строго готовиться к причастию, вычитывая все каноны и постясь, во время Светлой седмицы?

Для примера молитвенного правила могу привести практику Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово, по которой за повечерие с канонами и за вечерние молитвы пропевается (вычитывается) дважды пасхальный час (имеется в канонниках и многих молитвословах), и потом собственно последование ко Святому Причащению. Относительно же поста… Как в Евангелии Спаситель говорит, «сыны чертога брачного не могут поститься, когда с ними жених»… А Светлая седмица… не такое ли это время? Но, если человек смущается, может накануне Причастия поужинать растительной пищей.

Особенности подготовки к Причащению для детей

Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям. Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, Причащение Святых Христовых Таин должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью.

В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.

Иеромонах Дорофей (Баранов):

«Прежде всего, желающий причаститься должен ясно для себя представлять, что такое Причастие, что это за событие в его жизни. Чтобы не получилось так: человек все правильно сделает, подготовится, попостится, прочитает все положенные молитвы, исповедуется, но самого главного так и не узнает, или не захочет узнать. Поэтому, если у Вас есть какие-либо недоуменные вопросы о том, что происходит во время литургии, что находится в Святой Чаше и преподается верующим, то обязательно их необходимо разрешить со священником заранее, до Причастия. Даже если человек продолжительное время ходит в храм и уже не раз причащался, все равно нужно честно задать себе вопрос, а правильно ли мы понимаем смысл церковных таинств (Причащения и исповеди) к которым приступаем.

Правильная подготовка к таинству Причащения в традиции Православной Церкви называется «говением». Обычно оно продолжается в течение трех или более (до недели) дней до Причастия. В эти дни человек готовит себя к встрече с Богом, которая произойдет во время Причастия. Бог может вселиться только в чистое сердце, поэтому основная цель подготовки — осознание своих грехов, исповедание их перед Богом и духовником и решимость оставить грехи (страсти), или, по крайней мере, начать с ними борьбу. Для этого необходимо на время говения решительно удалится от всего, что наполняет душу излишней суетой. Это не означает, что человек не должен ходить на работу, ничего не делать дома. Нет! Но: не смотреть телевизор, не ходить в шумные компании, не встречаться без необходимости с многочисленными знакомыми. Это все вполне по силам для любого и нужно для того, чтобы внимательно всмотреться в свое сердце и при помощи такого «инструмента» как совесть очищать его от всего того, что называется общим словом — грех.

Самым действенным средством для подготовки к встрече с Богом является молитва. Молитва — это разговор, общение с Богом, заключающееся в обращениях к Нему с просьбами: о прощении грехов, о помощи в борьбе со своими пороками и страстями, о милости в различных духовных и житейских нуждах. Перед Причастием обязательно читаются три канона, которые есть практически во всех молитвословах, а также Правило ко Святому Причащению. Если Вы не смогли самостоятельно найти эти молитвы, то нужно прямо с молитвословом подойти к священнику в храме и попросить его указать что именно нужно прочитать.

Чтобы спокойно и внимательно прочитать все положенные перед Причащением молитвы необходимо время. Если три канона и Правило ко Святому Причащению читать сразу вместе, то на это потребуется не менее полутора, даже до двух часов, особенно если человек не часто их читает и плохо знаком с текстом. Если же к этому присоединить еще и утренние или вечерние молитвы, то такое молитвенное напряжение может лишить человека и физических и духовных сил. Поэтому существует такая практика, что три канона читаются постепенно в течение нескольких дней перед Причастием, канон ко Причащению (из Правила ко Причащению) читается накануне вечером и после него молитвы на сон грядущим, а молитвы перед Причащением (из Правила ко Причащению) утром в день Причастия после обычных утренних молитв.

Вообще все «технические» вопросы по поводу подготовки к Причастию надо узнавать только у священника в храме. Этому может помешать Ваша робость, нерешительность или же недостаток времени у священника, но, так или иначе, при определенной настойчивости, можно все узнать. Главное — не обращать внимания на все смущения и недоумения (или, по-церковному, искушения), которые обязательно будут, но довериться Богу. Нужно молиться, чтобы Он довел нас до таинства Причастия, и таким образом исполнилось бы наше главное назначение, цель нашей жизни — соединение с Богом».

В настоящее время Церковь предоставляет решать вопрос о частоте Причащения и конкретной подготовке к нему священникам, духовникам. Именно с духовным отцом и надо согласовать, как часто причащаться, как долго и как строго говеть перед этим.

Похожие вопросы

  • Можно с татуировкой исповедоваться и причащаться?
  • Отлучат ли от Причастия за рукоблудие?
  • Как причащаться, если живёшь в гражданском браке?
  • Как подготовиться к первому Причастию?
  • Нужно ли снимать зубной протез перед Причастием?

3 Ответа

  • Активность
  • По голосам
  • Новые
  • Старые

Посещение вечернего богослужения перед воскресной литургией является обязанностью православного христианина независимо от причащения (см. Православное исповедание, Ч. 1, вопрос 87).

Это важная часть воскресного богослужения, которая содержит многочисленные назидательные тексты молитвословий о Воскресении Христовом. Поэтому пропускать его без уважительной причины не следует. Другое дело, что обстоятельства бывают разные. Возможные варианты: совместное с семьей посещение всенощного бдения (детям стоять всю службу не вижу смысла), домашнее вечернее богослужение в адаптированном для мирян варианте. Если действительно затруднительно все это, то провести этот вечер вдумчиво и с молитвой всей семьей, с чтением воскресного Евангелия и некоторыми отдельными песнопениями воскресного богослужения. В общем, хотя бы как-то посвятить это время Богу.

Спасибо за ответ и советы, Сергий.
Про обязанность понял.
Извиняюсь, чуть поясню — изначальный заголовок вопроса был про заповедь, где говорится «6 дней работай, 1 день Богу».
Хотелось бы получить пояснение именно в контексте этой заповеди — почему правила, на которые вы ссылаетесь, ей не соответствуют? Ведь получается, что нужно ходить в церковь дважды в неделю, а не один раз.

П.С. извиняюсь за глупый вопрос, только пытаюсь начинать церковную жизнь…

Есть такое понятие как суточный круг богослужения. Церковный день начинается с вечера и заканчивается вечером следующего дня. Соответственно воскресный день в плане богослужения начинается в субботу вечером и заканчивается в воскресенье вечером (в наших реалиях это где то 17 часов). Всенощное бдение — это часть этого суточного круга и подготовительная к литургии служба. Поэтому все происходит в рамках одного дня. В современной Греции в приходских храмах этот вопрос решили путем переноса части вечернего богослужения (утреня) на воскресное утро, вслед за которым сразу идёт литургия. В Русской Церкви сохраняется более древняя традиция.

Читать еще:  Как причащаться? Старшей 8, аутизм

Здравствуйте, Юрий! Нужно учесть, что богослужение – одно целое, которое делится на составные части. В нашей практике таких составных частей две: вечернее богослужение (всенощное бдение) и утреннее богослужение (часы и литургия). Вообще же по церковному Уставу службы охватывают почти полные сутки: вечером совершается вечерня, затем после ужина – повечерие, утром после ночного сна – полунощница, утреня и 1-й час, днем (примерно с 9 утра) часы и литургия.

В церковной традиции, которая восприняла ветхозаветное измерение времени, день начинается с вечера. В Ветхом Завете суббота (седьмой день) начиналась с вечера пятницы и продолжалась до вечера субботы. Таким образом, заповедь о субботнем покое предполагает, что посвящаемое Богу время начинается с момента захода солнца в пятницу и заканчивается примерно перед заходом солнца в субботу субботы. Кстати, современные иудеи уже в пятницу вечером начинают соблюдать шаббат (например, можете прочитать на иудейском сайте).

Потому, если иметь в виду буквальное соблюдение заповеди о седьмом дне, то время действия этой заповеди в переводе на нашу традицию праздновать воскресный день вместо субботы – с вечера субботы по вечер воскресенья. Так что участие во всенощном бдении и в литургии – это не службы двух дней, но одного дня.

Если же порассуждать относительно второго Вашего вопроса – можно ли причащаться в воскресение на литургии, если не был на бдении, то здесь надо принимать в расчет обстоятельства. Если у человека реально уважительная, не зависящая от него причина, по которой он не смог принять участие во всенощном бдении, то причащаться можно (с благословения духовника). Важно при этом, что такой вариант надо воспринимать как исключение, стараться, чтобы подобная практика на вошла в привычку.

Спасибо за ответ, Алексей, тоже очень подробно разъяснили.
Не просты обязанности христианина, однако)
И правда, не зря говорят, что не реально исполнить все заповеди.
Ну будем стараться хоть частично, надеясь на милость Божью…

Юрий, действительно, существует такая древняя традиция, происходящая из особенностей церковного устава, о котором выше рассказал Алексей.

Мне хочется отметить вот какие моменты. Строго говоря, заповеди о посещении всех служб суточного круга нет. Христос заповедал совершать евхаристию, что и происходит каждый раз во время литургии. Есть правило, основанное на требованиях церковного устава. Богослужебный устав, на основании которого выведено это правило, в полной мере сейчас исполняется разве что в монастырях, где совершаются все службы суточного круга. Да и то совершаются не как в древности, в течение всего дня, а в собраны в утреннее и вечернее богослужение. А в древности устав также появился не сразу, а сложился со временем в монастырях. Там, где люди, подвизаясь в монашеском подвиге, посвящали молитве большую часть времени. В целом, церковный устав — это устав монастырский, поэтому местами довольно сложен для исполнения мирянами. Если благочестивый мирянин может в полной мере исполнять данное правило — честь ему и хвала. Если нет возможности, то имеет смысл обсудить это с духовником, чтобы получить конкретный совет после детального разбора ситуации. Понятное дело, если человек работает в субботу, то требовать от него посещения храма просто бессмысленно. Но если он хочет поехать на шашлыки, то это совсем другое дело.

Или нужно участвовать в каждой воскресной литургии, но не подходить ко причастию, т.к. должным образом не подготовился?

Никакая подготовка не делает человека готовым и достойным причастия. Молитвы, службы, посты, воздержание — все это не ради того, чтобы набрать некую степень достойности причастия, а для того, чтобы осознать святость предлагаемой Святыни, наряду со своей недостойностью. Первые христиане не совершали никаких всенощных бдений и причащались во время приема пищи. Все, что видим сейчас, начало появляться в моменты ослабления веры и благочестия.

Важно понимать, что участие в литургии в полной мере (причащаясь, а не просто «выстаивая» ее) необходимо человеку как глоток воздуха.

Для Причастия надо быть на службе и в субботу?

И вот – мы осознали, чтО есть Причастие, узнали, как подготовиться к нему и впервые нам предстоит принять участие в этом Великом Таинстве.

Мы узнали в храме, во сколько начинается служба, когда будет Исповедь и когда – Причастие. В больших храмах, где служат несколько священников, Литургия начинается в 7-8 утра, одновременно идет Исповедь, Причастие же происходит в конце службы – в 9-10 утра. В маленьких храмах, где служит только один батюшка, исповедь бывает в субботу вечером или же перед службой утром, или же перед самым Причастием – не постесняйтесь уточнить заранее, скажите, что вы впервые – обычно этому рады и у удовольствием объяснят.

Самое правильное – это перед днем Причастия сходить вечером на службу в храм. Увы — возможность такая по ряду причин не у всех есть.

После 12 ночи накануне уже нельзя есть и пить, курить. Если у человека какое то серьезное заболевание и без еды он не может или надо запить жизненно важные таблетки – это можно сделать, но обязательно сказать о этом на Исповеди. Утром надо привести себя в порядок – умыться, почистить зубы, одеться опрятно – Причастие – это праздник, не обязательно быть во всем черном, раньше в храмы одевались торжественно-нарядно. Самое главное, это не должна быть вызывающая одежда – то есть умеренной длинны юбка, верх без глубокого декольте, не прозрачная одежда и платок на голове – все в разумных пределах. Косметика не уместна – можно размазать тушь на исповеди слезами, а причащаться в помаде просто нельзя. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДЕНЬТЕ КРЕСТИК.

Вот вы в храме. Если вы не исповедались накануне и исповедь утром – то надо спросить, где она проходит. Группа исповедников стоит неподалеку от батюшки, который по очереди принимает исповедь у каждого человека отдельно, об этом я писала раньше. После исповеди скажите батюшке, что вы готовились к Причастию, спросите, можно ли вам Причаститься.

Получив разрешение на Причастие, после исповеди постойте на службе, прислушиваясь к громадному облегчению в своей душе. Послушайте молитвы священника, хор, если слова не понятны – помолитесь молитвами, какие знаете или просто – от души своими словами. Понимайте, что вот, рядом, как никогда близко находится Бог – сейчас, в этот самый момент, происходит торжественное чудо — его воплощение в хлеб и вино.

Можно поставить свечки, понимая – что они сами по себе не несут мистического значения – это наша символическая жертва, а главное – душевная молитва в этот момент, обращение к Богу или к святым, кому вы ставит свечку. Очень важно, прося чего-либо у святого, не просить от него самого помощи – все творит ТОЛЬКО Бог. У святых мы просим их МОЛИТВ за нас. То есть не «Святая Матрона, сделай так, чтобы я забеременела» а «Святая Матрона, моли Бога, чтобы он послал мне беременность».

В конце службы наступает момент Причастия. Священник выходит с Чашей в руках, в ней – Святые Дары. Это – Тайная Вечере, мы и Христос.

Люди выстраиваются в очередь к Чаще – сначала дети, потом мужчины, потом женщины. Руки сложена крестообразно на груди – правая на левую. Подходить надо без суеты, всей душой настраиваясь на ВСТРЕЧУ С БОГОМ.

Посмотрите заранее – причащаясь, люди отходят не разнимая рук и идут к столику, где стоят чашечки и лежат кусочки просфор. Когда наступит ваша очередь принять Святые дары, под подбородок вам поднесут красное полотно, чтобы ни капли не могло случайно упасть на пол или на одежду. Вы называете свое полное имя по крещению и принимаете Святое Причастие, всей душой ощущая страшный момент соединения с Господом. Вино и частичку проглатывайте, не жуя, подходите к столику и запиваете, немного ополаскивая рот, потом берете кусочек просфоры и кушаете его.

После чего отходите, чтобы никому не мешать, стоите в сторонке, пока не закончится Причастие и просто находитесь душой вместе в Богом, этот момент вашего в ним единения, просто побудьте в тишине и ликовании сердца.

По окончании причастия священник читает проповедь, после чего прихожане – и кто причащался, и кто не причащался – подходят и целуют крест, который держит батюшка, в этот момент в храме читаются благодарственные молитвы по Святому Причастию.

После этого в храмах идут панихиды и молебны, но если вы устали, то можно отправиться домой. Постарайтесь сохранить данную вам благодать, не раздражаясь, не злясь и тд – чтобы ваше сердце после Причастия как можно дольше могло побыть с Богом.

Не знаю, чем закончить мой рассказ. Он создал нас, Он знает о нас все, Он ждет каждого из нас с самого нашего рождения. А главное — любит и будет любить не смотря ни на что. Очень важно- ответить взаимностью.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector