0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как причащаться? Старшей 8, аутизм

Как причащаться? Старшей 8, аутизм

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Как участвовать в Таинствах, если всегда со мной дочка — аутистка.

Моей дочери почти 8 лет, у неё атипичный аутизм, нарушена обращенная речь, коммуникации, волевая сфера. Все аутисты разные, у меня ещё не самый плохой вариант. Мы с ней пытались участвовать в Таинствах, я её Причащала и сама пыталась. Теперь у меня родился второй ребёнок и участвовать в Таинствах стало сложно. Я не причащалась уже год, все планирую сходить. Дочка не может без меня и со мной не может, оставить её дома и пойти одной — значит, будет истерика, а взять с собой, опять народ будет думать, что пришла бесноватая, некоторые знают, но не все, я не скрываю, если она подходит к людям, говорю её диагноз.

Ещё я часто на неё гневаюсь, сдерживаюсь, но чаще даю волю своим чувствам, хотя я умом понимаю, что толку нет от моих причитаний, нравоучений, могу и по губам дать когда уже нет сил слушать её «спасите, помогите» это её стереотипия, присуща всем аутистам.
Муж мой не воцерковлен.

Скажите, я могу не присутствовать на вечерне, а только приходить на литургию, так как две службы подряд я не выдержу, так как я собственно ничего не слышу и не понимаю, только сдерживаю ее, завлекаю, развлекаю, успокаиваю. Исповедь в нашем храме в 7 утра, в другом храме после литургии, но клирос нас там не жалует, она им мешает.

А Причащаться мне очень хочется.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Ваша жизнь полна тяжелых испытаний. И Вы очень правильно делаете, что молитесь и что хотите причащаться. Где же Вам еще черпать силы, как ни в Таинствах Божиих?

Ваша ситуация, безусловно, является исключительной. Да, Вы можете не присутствовать на вечерне. Поскольку речь идет о причащении на конкретном приходе и все-таки священник тоже отвечает за то, кого допустил к Чаше, я Вам советую с ним во время исповеди или как-то отдельно обсудить вопрос о том, что с двумя детьми, тем более, со старшей дочерью с аутизмом, Вы физически не сможете быть на службе и вечером, и утром.

По поводу исповеди тоже поговорите со священником. Возможно, он сможет отдельно для Вас выходить на исповедь, учитывая Вашу ситуацию. Может быть, Вы сможете подходить на исповедь, например, за день до литургии или как-то еще. Я не вижу никаких других вариантов, кроме как попробовать решить вопрос индивидуально.

Что касается хора, сочувствую. Тут всех можно понять. Скоро будет лето, наверное, Вы видели, что, бывает, в храме делают трансляцию на улицу, так что мамы выходят гулять с детьми, при этом и службу им слышно (да и помолиться можно) и детям на улице проще в разных отношениях быть. Если есть храм, в котором так делают, попробуйте приходить туда.

Как понять, есть ли у вашего ребенка аутизм: шесть подсказок родителям

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

Читать еще:  Для причастия надо быть на службе накануне? Каждую субботу?

Аутизм или что-то другое?

Андрей О

Уважаемые форумчане, хочу разобраться в своих проблемах и нуждаюсь в помощи, советах и непредвзятом взгляде со стороны. Всю свою сознательную жизнь я был достаточно стеснительным и робким человеком. И практически никогда раньше я не задавался вопросом: почему так? Просто считал это чертой своего характера. В последнее время чувствую, что эта моя «особенность» как-то прогрессирует: я все больше замыкаюсь в себе, у меня ограниченный круг интересов, общение с людьми меня напрягает, если честно сказать, то я стал абсолютно равнодушным человеком. Если быть искренним и честно посмотреть на себя как бы со стороны, то меня практически не беспокоят даже проблемы моих близких, у меня не осталось друзей. Чувствую какое-то внутреннее выгорание. Наверное, с научной точки зрения это называется аутизм. Многие вещи, принятые в обществе, я делаю лишь потому что «так надо», общаться с людьми приходится преодолевая себя: с одной стороны меня мучает мысль, что меня постоянно оценивают и она меня сковывает вплоть до того, что я даже начинаю заикаться (хотя проблем с речью раньше не было), а с другой стороны мне часто не интересно то, о чем говорит человек, особенно, когда общение формальное, т.е. общение ради общения. Я не страдаю от одиночества и отсутствия общения, очень нравится быть одному. Наоборот взаимодействие с людьми часто мне приносит переживания, порой даже страх или другие негативные эмоции. Иногда мне кажется, что у меня просто какое-то разочарование в людях, что раньше я был просто более наивным. С работой мне повезло: я занимаюсь тем, что мне по душе. Хотя и тут бывает борьба с самим собой: иногда приходит мысль о бесполезности работы, иногда лень одолевает и делаю все без энтузиазма. Но если уловлю какую-то искру и постараюсь найти интерес, то могу работать очень долго и упорно с особым вдохновением. Потом спустя время сам удивляюсь: как что-то сделал. Думаю, на работе ценят больше за исполнительность и творческий подход к делу. Не будь этого — за мою некоммуникабельность меня бы, наверное, давно уволили.

В последнее время все чаще стал задаваться вопросом о смысле жизни… С материальной стороны я живу достаточно хорошо и ни в чем не нуждаюсь. Да и я привык довольствоваться малым в этом плане. Т.е. в материальном не вижу смысла, по крайней мере сейчас. Раньше думал, что смысл в работе, которую я делаю с душой. Но теперь все больше понимаю, что все это в конце концов никому не нужно, потому что в основном все упирается в деньги, люди стремятся заработать деньги и результат труда мало кого беспокоит. Иногда, бывает, делаю что-то из альтруистических побуждений, но потом ловлю себя на мысли, что стараюсь этим заслужить славу от людей и признание и потом начинаю от этого зависеть. Кто-то говорит, что смысл в детях. Раньше не задумывался об этом, но сейчас честно рассуждаю и понимаю, что не хочу детей иметь. По крайней мере пока не появилось такое желания. А следование стереотипам – это какое-то насилие над собой. Где-то слышал такие слова о смысле жизни, что каждый раз когда ложишься спать нужно спрашивать себя: кому стало лучше от того, что я прожил этот день? Пробую быть полезен кому-нибудь, сделать что-то вопреки своему настроению и интересам, но и тут себя подлавливаю, что жду ответного отношения от человека или же опускаюсь до человекоугодия, что даже испытываю отвращение от самого себя. Периодически пытаюсь прийти к вере, но потом быстро остываю в своих стремлениях, как то зерно, брошенное на камни. В существование Бога верю, иногда о чем-то его прошу как умею, но вижу, что мое взаимодействие с ним заключается только в прошении. Я не понимаю церковных традиций, почему люди все это делают: ходят на службы, исповедуются, причащаются. Мне кажется, что я верю как-то по-своему… Скорее всего, потому что не имею достаточно знаний. Но взять тоже Евангелие, так там написано примерно: «Войди в свою комнату и молись втайне». Получается, что Господу не нужна эта «показуха», где люди друг перед другом пытаются казаться праведниками. В церковь прийти не могу: с одной стороны не могу почувствовать в этом необходимость, с другой стороны знаю свои кое-какие грехи, но не чувствую раскаяния в них. Просто сходить на службу и постоять, не понимая ни слов в молитвах, ни вообще что происходит — никакой пользы особой не даст. Ко всему добавляется зависимость от чужого мнения и страх, что тебя осудят окружающие в храме. Боюсь, что я досижусь до того, что Господь пошлет мне какую-то скорбь, что я побегу в храм как миленький.

К чему я все это написал… Если кто-то смог дочитать это, то скажите, как вы считаете: есть ли проблема психического плана (аутизм) и стоит ли обратиться к врачу или же тут набор грехов, а особенно гордыни и тщеславия? Наверняка кому то знакомо то, что я описал: как вы с этим поборолись, боретесь, помогает ли? Стоит ли вообще менять свой характер и характер ли это? Либо же смириться с тем, что ты такой и другим не станешь? Где-то читал, что о тебе честно в глаза может сказать только враг или очень хороший друг. Но так как мы не знаем друг друга, то надеюсь на честный взгляд со стороны. Если у кого-то возникнет желание ответить, конечно…

«Крестная мать»

— Помогать семьям в общенациональном масштабе — это просто потрясающе, — считает Стивен Эдельсон, исполнительный директор Института исследований аутизма. — Но она также была одной из тех, кто впервые заговорил о сопутствующих соматических заболеваниях, связанных с аутизмом, таких как судороги, проблемы со сном и желудочно-кишечным трактом.

И она была одной из первых, кто указал на то, что важно помогать взрослым с аутизмом.

Джимми Бейрн, нынешний исполнительный директор Центра помощи для людей с аутизмом (с 1979 по 2007 гг. эту должность занимала сама Рут Салливан), пришла работать в центр в 33 года на полставки — она помогала Джозефу развить его социальные навыки.

— Философия, которую она так усердно пыталась привить нам, заключалась в том, что мы должны были думать, будто это наш ребенок, — сказала доктор Бейрн. — Она сказала бы, что разница между хорошими и отличными услугами заключается в деталях, и, как хороший педагог, она сама внимательно относилась к деталям.

Сегодня Джозеф живет в групповом доме, который принадлежит центру, и работает в самом Центре помощи для людей с аутизмом.

Стивен Эдельсон, исполнительный директор Института исследований аутизма

Помимо Джозефа и Лидии у доктора Салливан остались и другие ее дети: сыновья Ларри, Ричард и Кристофер, дочери Ева и Джули, которая пишет книгу о своей матери. А также сестры Джеральдин Лэндри, Фрэнсис Бэкингем и Джули Миллер, брат Чарльз, 12 внуков и четверо правнуков.

Влияние доктора Салливан было всемирным. Рут получала письма от родителей со всего света, которые хотели помочь своим детям, и много путешествовала, чтобы рассказать об аутизме.

— В 1990-е годы ее пригласили на конференцию по аутизму в Аргентину, — рассказывает ее дочь Джули. — В то время Аргентина была охвачена идеей «матери-холодильника», и она встретилась с родителями и сказала им, что они должны создать свое собственное сообщество. Значит, она крестная мать группы родителей детей с аутизмом в Аргентине.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

Читать еще:  Почему нельзя причащаться несколько раз в день?

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Иногда в течение долгого времени у ребенка подозревают другие проблемы со здоровьем – задержку речевого развития или нарушения слуха («Потому он и не реагирует на наши слова», — говорят родители).

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Если это просто «особенности развития», и вылечить аутизм нельзя — обязательно ли ребенку проходить специальное лечение?

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Возраст ребенка

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

Читать еще:  Зачем причащаться, если я не святой?

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Детская исповедь

С какого возраста ребенок должен идти на исповедь? Существуют ли исключения?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

Нужно ли заставлять ребенка идти на исповедь?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще.

Как готовить ребенка к первой исповеди?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Но родители не должны писать грехи за ребенка на бумажку, которую он прочитает на исповеди. После исповеди родители не должны нарушать тайну исповеди и пытаться узнать грехи своих детей, или расспрашивать детей, что священник сказал им на исповеди. При подготовке к исповеди можно пользоваться книгами, такими, как «В помощь кающемуся», где для напоминания перечисляются возможные грехи. Особенно это нужно, когда ребенок исповедуется впервые или исповедовался еще не часто. Но детям лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

  • Грехи по отношению к старшим: Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.
  • Грехи по отношению к младшим. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.
  • Грехи по отношению к друзьям и одноклассникам. Жадничал. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.
  • Обязанности. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.
  • Вредные привычки. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.
  • Грехи по отношению к Богу. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.
Для ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

  • Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Что делать, если ребенок не может преодолеть страх и подойти к священнику?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику.
Хотелось бы, чтобы ребенок усвоил правильное понимание исповеди. Священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. Исповедь для ребенка должна быть духовной «врачебницей». В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Если исповедь – это судилище, то чем больше грех, тем труднее идти на исповедь. А если исповедь – это врачебница, то чем больше грех, тем быстрее ребенок пойдет на исповедь.

Частая исповедь, совершаемая ребенком без принуждения, способствует его нравственному взрослению и ответственности за свои поступки. При этом родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Пост для детей.

Пост – воспитание в человеке преодоления греховных привычек, воспитание духовного иммунитета против греха и безверия. Для детей важен пример семьи. Если постятся близкие, тогда для ребенка пост — само собой разумеющееся. Для детей важно научиться преодолевать себя. Если ребенок к посту относится духовно, пусть постится, как положено, не мешайте ему. Если для него пост сложен, пусть с Вашей помощью учится все-таки ограничивать свои желания. Если ребенок питается в школе, то хотя бы во время обеда пусть отложит котлету, сосиску, это уже будет воздержание. Дома постарайтесь поститься как положено. Если ребенку пост труден, определитесь с ним о послаблении, к примеру, на молочные продукты. Если страх за здоровье ребенка Вас терзает, то в субботу и воскресенье позвольте ребенку большее послабление. Поститься может ребенок любого школьного возраста. Для маленьких можно попробовать ограничить количество любимых конфет или сладостей. Важно ограничить и развлечения, просмотр ТВ, игра в компьютере (также должны поступать и родители).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector