0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как христианство относится к истории планеты

Вопрос читателя:

Как христианство относится к истории планеты? Сразу скажу, что я в вопросе буду придерживаться научной точки зрения и не озвучивать доказательства, так как их довольно легко можно найти в нашу эпоху интернета.

Так вот, в наше время мы уже точно знаем, что Земля — невероятно древняя планета, по сравнению с возрастом которой история человечества — просто мелочь в невероятно долгой череде событий. Уже во времена, когда ни динозавров, ни рыб, ни каких-либо растений даже не было в проекте, на нашей планетt вовсю кипела жизнь на протяжении миллионов лет.

В Библии же прямым текстом говорится, что наш мир создан за 6 дней, и все организмы появились по щелчку пальцев, и всякие динозавры там игнорируются, как и, например, эволюция.

Мне стало интересно, как современное христианство относится к этому, ведь просто все из этого отрицать равносильно тому, что видеть перед собой птицу и говорить, что птиц не существует, так как об этом говорится в какой-то книге

Священное Писание Ветхого и Нового Завета, или Библия, не имеет своим предназначением научить нас научному знанию о природе, поэтому Вы и не найдете в ней детальных описаний того, как именно все происходило. Обозначена некоторая последовательность — и все, потому что подробное описание процессов не входит в содержание Библии. Еще в в XVII в. один из основателей новоевропейской науки и верующий христианин Галилео Галилей говорил о том, что «Библия учит нас тому, как войти на небеса, а не тому, как небеса движутся», и такой ответ был в русле христианской традиции понимания предназначения Священного Писания в прошлом. За 12 столетий до Галилея блаженный Августин также подчеркивал, что для христианина неприемлемо отвергать знание, которое получено человеком при помощи наблюдений и экспериментов, знания, в отношении которого существуют доказательства, которые можно продемонстрировать. В том же духе писал о соотношении научного знания и Библейского Откровения русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия.

Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению». Священное Писание не должно учить нас тому, что человек может узнать с помощью испытующей силы разума, оно призвано открыть нам то, для чего Бог создал этот мир и к чему Он призывает человека. Поэтому не следует ожидать, что Библия будет использовать для выражения знания о природе язык современной науки (независимо от того, что означает это слово сегодня, во времена Ломоносова или Галилея, или даже блаженного Августина). Для выражения истины о Боге Священное Писание использует те представления, которые были приняты в культуре того времени, когда писалась каждая конкретная книга Библии. Очевидно, что ни античная космология, ни биология, ни география, ни медицина не являются существенной частью Божественного Откровения. Скорее они являются тем культурным фоном, в представлениях которого выражено Божественное Откровение о Едином Боге, человеке как носителе образа Божия и том, что необходимо сделать человеку, чтобы войти в отношения с Богом, Который является источником его жизни и смыслом его существования.

А к научным данным христианство относится положительно, как же иначе? И шесть дней творения вполне можно воспринимать как образное обозначение шести этапов, в которые был создан мир.

О вопросах соотнесения творения и эволюции можете почитать следующие материалы на «ФОМЕ»:

Как христианство относится к истории планеты?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Как христианство относится к истории планеты? Сразу скажу, что я в вопросе буду придерживаться научной точки зрения и не озвучивать доказательства, так как их довольно легко можно найти в нашу эпоху интернета.

Так вот, в наше время мы уже точно знаем, что Земля — невероятно древняя планета, по сравнению с возрастом которой история человечества — просто мелочь в невероятно долгой череде событий. Уже во времена, когда ни динозавров, ни рыб, ни каких-либо растений даже не было в проекте, на нашей планетt вовсю кипела жизнь на протяжении миллионов лет.

В Библии же прямым текстом говорится, что наш мир создан за 6 дней, и все организмы появились по щелчку пальцев, и всякие динозавры там игнорируются, как и, например, эволюция.

Мне стало интересно, как современное христианство относится к этому, ведь просто все из этого отрицать равносильно тому, что видеть перед собой птицу и говорить, что птиц не существует, так как об этом говорится в какой-то книге

Отвечает протоиерей Димитрий Кирьянов:

Священное Писание Ветхого и Нового Завета, или Библия, не имеет своим предназначением научить нас научному знанию о природе, поэтому Вы и не найдете в ней детальных описаний того, как именно все происходило. Обозначена некоторая последовательность — и все, потому что подробное описание процессов не входит в содержание Библии. Еще в в XVII в. один из основателей новоевропейской науки и верующий христианин Галилео Галилей говорил о том, что «Библия учит нас тому, как войти на небеса, а не тому, как небеса движутся», и такой ответ был в русле христианской традиции понимания предназначения Священного Писания в прошлом. За 12 столетий до Галилея блаженный Августин также подчеркивал, что для христианина неприемлемо отвергать знание, которое получено человеком при помощи наблюдений и экспериментов, знания, в отношении которого существуют доказательства, которые можно продемонстрировать. В том же духе писал о соотношении научного знания и Библейского Откровения русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество, в другой Свою волю. Первая — видимый сей мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия.

Вторая книга — Священное Писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению». Священное Писание не должно учить нас тому, что человек может узнать с помощью испытующей силы разума, оно призвано открыть нам то, для чего Бог создал этот мир и к чему Он призывает человека. Поэтому не следует ожидать, что Библия будет использовать для выражения знания о природе язык современной науки (независимо от того, что означает это слово сегодня, во времена Ломоносова или Галилея, или даже блаженного Августина). Для выражения истины о Боге Священное Писание использует те представления, которые были приняты в культуре того времени, когда писалась каждая конкретная книга Библии. Очевидно, что ни античная космология, ни биология, ни география, ни медицина не являются существенной частью Божественного Откровения. Скорее они являются тем культурным фоном, в представлениях которого выражено Божественное Откровение о Едином Боге, человеке как носителе образа Божия и том, что необходимо сделать человеку, чтобы войти в отношения с Богом, Который является источником его жизни и смыслом его существования.

А к научным данным христианство относится положительно, как же иначе? И шесть дней творения вполне можно воспринимать как образное обозначение шести этапов, в которые был создан мир.

О вопросах соотнесения творения и эволюции можете почитать следующие материалы на «ФОМЕ»:

Православие и мысль о существовании жизни вне Земли

К ак известно, представление о разумных обитателях иных планет в космосе является одним из основных «кирпичиков», используемых при создании большинства фантастических произведений, которое успело даже стать «визитной карточкой» научно-фантастической литературы и кинематографии. Вместе с тем, некоторые учёные всерьёз убеждены в реальной возможности наличия биологической жизни вне Земли. Наконец, изрядное число людей утверждают, что они уже здесь и сейчас стали свидетелями активности представителей инопланетных цивилизаций и даже успели установить с ними контакт. Идея, таким образом, получает распространение на самых разных уровнях и муссировалась почти всё последнее столетие.

Наверняка каждому, читающему эти строки, вне зависимости от его отношения к религии, доводилось слышать утверждения, что Церковь относится к мысли о существовании иных форм жизни вне Земли крайне отрицательно. Дабы не томить читателя, предупредим сразу: подобные утверждения — не более чем навязчивый стереотип, поверхностный и ложный, как, наверное, и все стереотипы.

Однозначно отрицательно Церковь относится только к уфологии. Вопрос этот в современной церковной литературе разобран достаточно подробно, любой интересующийся без труда сможет найти в любом православном книжном магазине брошюру или книгу, касающуюся данной темы. Аргументы по большей части изложены в них одни и те же. Кратко говоря, Церковь не отрицает того, что уфологи имеют контакты, но только контактируют они не с гостями из глубин вселенной, а с падшими духовными существами — бесами. Для православного человека это очевидно на основе анализа как самого «явления», вида и действий обитателей НЛО, так и тех плодов, которые они приносят для «очевидцев» и «контактёров». Более подробно можно почитать в книге архимандрита Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».

Часто приходится слышать мнение, что раз НЛО на самом деле не явление реальных «пришельцев», а лишь «концерты», устроенные бесами, то таким же образом следует отрицать и существование инопланетного разума в принципе, и что само предположение о возможности существования иных форм жизни на других планетах порочно и имеет бесовское происхождение.

Однако на самом деле эти вопросы между собою напрямую никак не связаны. Можно пояснить это на ярком примере: известно, что бесы являлись многим раннехристианским отшельникам в виде эфиопов, однако это вовсе не означает, что христианство отрицает возможность реального существования эфиопов, или что Церковь относится отрицательно к самим эфиопам как к нации. Ведь в то же время реальные эфиопы активно принимали христианство и, опять же, были и в числе подвижников, которых искушали бесы. То же и в нашем случае: из того, что в нынешние времена бесы являются в образе космических пришельцев, разумных инопланетян (используя их как образ чего-то далёкого, загадочного и иного, каким средневековому человеку представлялись эфиопы), вовсе не следует, что оных инопланетян не может существовать в природе, или что они также являются заведомо злыми и демоническими. Это два совершенно разных вопроса.

И если отношение к уфологии и её предмету у Церкви однозначно отрицательное, то в вопросе возможности существования инопланетной жизни самой по себе, позиция, как уже было сказано, иная. Несмотря на то, что многие люди искренно убеждены в обратном. Самый распространённый у них, «стереотипный» аргумент против существования жизни вне Земли — «в Библии об этом не сказано, значит, этого и нет».

Читать еще:  Можно ли надеть крестик не крещенному младенцу?

Но, во-первых, Библия, как многократно подчёркивали православные богословы, — это не естественно-научная энциклопедия. В ней не сообщается, например, и о радиоактивных элементах, что не мешает им существовать в богозданном мире, в ней ничего или почти ничего прямо не говорится о полётах человека в космос — что не мешает, опять-таки, им осуществляться. Библия сообщает лишь о том, что необходимо знать человеку для спасения от греха и смерти. Отсюда следует вывод: вопрос о существовании жизни на других планетах не имеет никакого значения для спасения души человека, независимо от того, в какую сторону этот вопрос решается.

Во-вторых, православное вероучение зиждится не только на Библии как на Священном Писании, но и на Священном Предании — живом опыте Богообщения Церкви в истории. Выражено Св. Предание прежде всего в писаниях святых — тех лиц, которые своею жизнью засвидетельствовали любовь Божию и благополучно достигли упокоения в этой любви. На основании творений святых и их единства по тому или иному вопросу и можно делать вывод о подлинной позиции Церкви по тому или иному поводу.

То, что позиция в отношении существования инопланетной жизни не столь однозначна, как принято считать, видно, в частности, из слов святого Николая Японского, которые он записал, отзываясь об одном знакомом протестантском пасторе: «Православие для N является такой же terra incognita, как Марс с его обитателями». Конечно, это всего лишь оборот, или, как сказали бы в то время, фигура речи, однако весьма примечательно, что ничего зазорного в таком обороте, недвусмысленно предполагающем наличие жизни на других планетах, святой Николай не видел. Особенно, если учесть, что во время написания этих слов (начало ХХ века) европейское общество, взбудораженное открытием «марсианских каналов», всерьёз полагало, что на Марсе есть разумная жизнь.

С гораздо большей определённостью говорит об этом другой святой ХХ века и вместе с тем один из крупнейших учёных, хирург, спасший жизни тысячам людей, — святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «Невозможно допустить, что все бесчисленные звёздные миры были только грандиозными массами мёртвой материи, чтобы мир живых существ обрывался на человеке, этой первой ступени духовного развития. Что мешает допустить, что небесные тела служат местом обитания бесчисленных живых разумных существ, высших форм интеллектуальности?».

Один из авторитетнейших богословов ХХ века, архиепископ Иоанн (Шаховской), пастырь Американской Православной Церкви, посвятил этому вопросу целую статью, в которой утверждает, что «нельзя считать противоречащими вере в Бога существование в космическом пространстве иных вселенных, других разумных существ. Только одно надо всегда иметь в виду при этом: как бы ни был велик и чудесен звёздный мир, сияние которого мы видим над головой, есть ещё мир гораздо более высокий: мир духа и истины. Этот мир нельзя отождествить ни с каким пространственным».

С иронией относясь к антропоморфным представлениям современных ему учёных о гипотетических обитателях иных миров, архиепископ Иоанн склоняется к тому, что «связь каких-либо неизвестных нам звёздных существ с космосом не обязательно предполагает их подчинение тем законам жизни, которые известны на Земле», и, шире, «земных категорий и понятий вообще». Он допускает существование разных типов «инопланетян» в их отношении к Богу: они могут быть падшими, но неискуплёнными, могут быть падшими и искуплёнными, на которых каким-то образом распространяется искупительный подвиг Христа, могут быть непадшими, могут, наконец, быть совершенно иными, разумными, но не имевшими выбора и потому стоящими в духовном плане ниже человека, именно свободное обращение которого к Богу в глазах Его является самой высшей драгоценностью во вселенной.

Но при всём этом следует чётко осознавать, что «Боговоплощение и искупительная жертва Христа — единственные и неповторимые, Христос пришел на Землю спасти человека, всю тварь и весь космос от греха, проклятия и смерти», — это подчеркнул и нынешний предстоятель Русской Православной Церкви патриарх Алексий II, отвечая в интервью на вопрос о возможности существования других цивилизаций в космическом пространстве, об этом в аналогичном контексте высказался и святой Иоанн Кронштадтский: «Звёздная наука дознала и утверждает, что наша Земля в порядке мироздания есть едва заметная точка, что миллионы миров кругом нашей Земли наполняют бездны пространства, — и вот эта одна точка, этот едва заметный шар Божьего творения, населяемый людьми — удостоился несказанной чести носить на себе Бога-Плотоносца, Бога-Человека. Ни один из видимых миров, кроме Земли, не удостоился этой величайшей чести. Почему же дано такое предпочтение Земле? Почему только на Земле Бог явился во плоти? — Это великая тайна Божия, тайна безмерного милосердия и снисхождения Божия к погибающему человечеству».

Однако, продолжая фразу и пытаясь отчасти проникнуть в эту тайну, святой Иоанн пишет странные слова: «может быть, только на одной Земле было падение разумной твари, созданной по образу Божию, и потому только здесь требовалась всемогущая, восстановляющая от падения Рука, только здесь нужно было явное пришествие Врача для уврачевания неисцельно болящего человека, которого не могли исцелить отъ язвы греха никакия врачевства человеческие».

Будучи абсолютно уверен своим духовным опытом в уникальности Боговоплощения на Земле, св. Иоанн Кронштадтский словно допускает этой фразой возможность существования «разумной твари» в других мирах, которая не совершила грехопадения, однако его осторожное «может быть» не позволяет судить с достаточной уверенностью о том, насколько серьёзно он относился к подобному допущению.

Средневековые агиографические тексты предоставляют ещё больший простор в этом отношении. Для примера мы рассмотрим два эпизода из «путешествия» святого Брендона, подвижника VI века. Его история крайне примечательна. Прочитав книгу о чудесах Господних, описание которых показалось святому слишком уж фантастичным, он соблазнился по поводу прочитанного и сжёг книгу. За это Господь судил Брендону самолично вместе с братиями его монастыря отправиться в многолетнее плавание, для того, чтобы он мог своими глазами убедиться в истинности написанного в книге.

И вот, повествуется, что однажды корабль с монахами заплыл посреди моря в такое место, «где был слышен неподалёку большой шум и грубые речи людей, и рёв скота. Они слышали, как выгоняют скот, танцуют и ухаживают, поют, плачут и смеются, и другие разнообразнейшие звуки. Этому святой Брендон был крайне удивлён, ибо они не видели ничего, кроме воды и неба, но слышали много». Позднее ему объяснили, «что шум, который они слышат — из другого мира»(!).

В ином эпизоде подвижник с братией высаживается в неизведанной стране, где обитает «удивительного вида народ»: «головы их были как у свиней, и у них были человеческие руки с собачьими когтями, и журавлиные шеи. И каждый имел колчан со стрелами» . Сначала монахи опасаются, считая их бесами, но оказывается, что это совершенно иные существа, с иной духовной судьбой. Вот что говорит святому Брендону один из них: «Знай, что мы узнали Бога раньше, чем ты, когда Он сидел в Своём величии и мы были у Него в милости. Мы были очень близки к Нему в небесном царстве. Но мы следовали Люциферу, который был изгнан с неба. Когда Люцифер восстал против Бога, мы имели мало разума, и не понимали разницы между добром и злом. И Бог, зная наш малый разум, поступил с нами не так, как с Люцифером и отпавшими с ним ангелами, которые были разумны. И Он дал нам собакоподобные тела, ибо мы жили на небе по обычаю собак — кого собака знает, того она не станет кусать. Так поступили мы, не тронув Люцифера, когда он восстал против Бога, но так как мы с ним и не восстали. Бог оказал нам милость, и не отправил с ним в ад. Эту страну нам дал Бог, и мы надеемся, что Он ещё смилостивится над нами».

Приведённых цитат, на наш взгляд, достаточно, чтобы с уверенностью сказать, что существование неразумной жизни вне Земли однозначно допускается Православием.

Если говорить о разумной жизни, то здесь нужно помнить, что по православному учению, человек является выразителем, представителем всей материальной твари. Поэтому из-за его грехопадения увлечено было ко греху и всё видимое творение и смерть вошла во всю материальную вселенную, и через его спасение, осуществлённое Богочеловеком Христом, живое творение сопричастно благодатной жизни будущего века. Именно поэтому, строго говоря, для бытия точно таких же в духовно-нравственном отношении существ, как люди, места просто не остаётся. Но вместе с тем возможны и другие варианты, даже если сейчас их сложно до конца проговорить. Не считал ведь средневековый христианин, убеждённый в том, что есть страны, населённые «людьми с пёсьими головами» их наличие противоречащим своей вере? Даже в житиях некоторых святых (например, преподобного Павла Фивейского) мы встречаем истории об общении подвижников с кентаврами, причём не как с бесовскими искушениями, а именно как с вымирающей расой полулюдей. И кентавры и псеголовцы явно описываются как разумные существа, при этом иной физиологии, чем люди. Существа, с которыми общался св. Брендон, описываются как «недоразумные», стоящие выше животных, но ниже людей и ангелов.

Закончить наш экскурс в проблематику православной «экзотеологии» хотелось бы цитатой из труда великого русского учёного М.В. Ломоносова. Окрылённый сделанным им открытием атмосферы на Венере, он допустил возможность существования там разумных обитателей и попытался рассмотреть возникший из этого круг богословских вопросов:

«Некоторые спрашивают, ежели-де на планетах есть живущие нам подобные люди, то какой они веры? Проповедано ли им Евангелие? Крещены ли они в веру Христову? Сим дается ответ вопросный. В южных великих землях, коих берега в нынешние времена почти только примечены мореплавательми, тамошние жители, также и в других неведомых землях обитатели, люди видом, языком и всеми поведениями от вас отменные, какой веры? И кто им проповедал Евангелие? Ежели кто про то знать или их обратить и крестить хочет, тот пусть по евангельскому слову туда пойдет. И как свою проповедь окончит, то после пусть поедет для того же и на Венеру. Только бы труд его не был напрасен. Может быть тамошние люди в Адаме не согрешили, и для того всех из того следствий не надобно. „Многи пути ко спасению. Многи обители суть на небесех“. При всем сем христианская вера стоит непреложна».

Православный взгляд на историю Древнего мира

«Некоторые предварительные замечания»

В России историю начинают изучать в четвёртом классе средней школы. Дети доверчиво впитывают исторический материал, вполне веря, что это истина. Критически рассмотреть то, что изучают, дети ещё не умеют, этим занимаются специалисты-историки, которых немного. Изучение гуманитарных дисциплин влияет на формирование социального мировоззрения человека, а изучение истории, думаю, особенно сильно. Поэтому любителям истории важно определиться: где истина? Или «Что такое хорошо и что такое плохо!?»
Любой способ отображения окружающего мира и событий, происходящих в нём, выбирает лишь часть предмета и не может претендовать на всестороннюю полноту. Всегда значительная часть мира будет оставаться вне объектива фотоаппарата, т.е. предмет или событие будут зафиксированы в ракурсе, выбранном автором. А раз так, то личные свойства автора и его мировоззрение сильно влияют на документы, оставленные им потомкам.
Понятно, что важнейшее значение имеют письменные источники, чем же располагает наука?
Наберите в поисковике «Список древнеегипетских папирусов». Посмотрите в таблице содержание текстов. Можно ли на основании их составить исторический учебник? Конечно, нет! Какие-то фрагменты, чаще всего, маловажные. Пергамент широко начал применяться со II века до Н.Э. Есть ещё тексты на каменных изделиях и скалах, но на них большую книгу не напишешь. Есть всем известные глиняные таблички, и с их изучением не без проблем. Современная история относительно надёжные источники имеет, начиная с первого тысячелетия до Н.Э. Более древние времена отражены весьма туманно.
Есть и другая проблема: «и пронеслось слово сие (обман) между Иудеями до сего дня» – (Матфей 28.15) . Т.е. ложь, произнесённая в древности, нередко доходит и до нас. И это не единственный пример лжи людей, приводимый в Библии.
Древнейшим письменным памятником является Библия, она описывает события человеческой истории от сотворения мира. Мы, православные, верим в Богооткровенность Святого Писания. И хотя современные университеты изучают предмет «Библия как исторический источник», большинство учёных историков скорее поверит древнему горшку или древнему поэту, чем Слову Божию. Учитывая вышесказанное, поговорим о древней истории, используя и Библию, и данные исторической науки. Мы не будем рассматривать вопрос сотворения мира и сотворения человека. Интересующиеся могут прочитать дипломную работу «Сотворение мира» на нашем сайте.

Читать еще:  Почему Бога нужно любить больше мужа и детей?

«Всемирный потоп»

В православной традиции, принятой от Византии, Сотворение Мира датируется 21 марта 5 508 года до Н.Э., воды Всемирного потопа покрыли Землю через 2 242 года, т.е. в 3266 году до Н.Э.
Традиционная европейская наука отрицает Всемирный потоп, т.к. потоп не вписывается в эволюционную теорию сотворения Земли как планеты.
Образование осадочных пластов земной коры, содержащих остатки, как морских, так и живших на суше организмов, наука объясняет движениями земной коры в вертикальном направлении. Суша то поднималась из Мирового океана, то опускалась в глубины моря, и так происходило несколько раз. В результате такого движения и менялись флора и фауна в данной местности. Логика в этих рассуждениях есть, но тектоника – раздел геологии – не находит физической причины для многократного движения земной коры в вертикальном направлении. Существуют 25 теорий, пытающихся объяснить тектонические движения поверхности Земли (правильнее называть эти теории гипотезами). Само количество тектонических «теорий» – 25 – показывает, что нет физических причин для поднятия и опускания суши. Вот проблема в Эволюционной теории! Напротив! Если мы признаем Библейскую историю, то образования осадочных пластов легко объясняется Всемирным потопом. В наше время существует немало научных исследований, результаты которых подтверждают Всемирный потоп. Найдено много фактов, не вписывающихся в эволюционную теорию.
В данной работе мы не рассматриваем вопросы Сотворения Мира, Всемирного потопа, религии допотопного человечества. Интересующиеся могут посмотреть дипломную работу «Сотворение Мира» и контрольную работу «Ветхий завет» на нашем сайте.

«Допотопное человечество»

Первые люди Адам и Ева, их потомки имели более крепкую физическую природу, жили более восьмисот-девятисот лет. Что удивительного? Ведь Богом человек был сотворён для вечной жизни! Люди занимались земледелием, скотоводством, охотились, ловили рыбу, изготавливали одежду, строили. Например, ковчег Ноя из дерева Гофер длиной 300 локтей, шириной 50 локтей, высотой 30 локтей, в три этажа. Сложное сооружение!
Каких-то крупных допотопных архитектурных сооружений не найдено, хотя строили и города. Скорее всего, огороженные деревни. Умели изготавливать из меди и железа орудия труда и охоты, гусли и свирели, передвижные шатры. При Еносе, внуке Адама, Господь дал людям допотопную форму исповедания, первую религию, которая была сохранена до Ноя. Письменности не было, не было и государственного устройства и денег. Родоплеменные отношения, похоже, появились после Потопа. Жили большими семьями, что мы увидим, когда будем говорить об Аврааме.
Уже при первом сыне Адама, Каине, первое человечество разделилось на два враждующих племени, отличающихся по внешнему виду и отношению к Богу. А от межплеменных браков рождались великаны, издревле сильные и славные люди. Известно всем, Каин убил своего родного брата Авеля, праведного. Это не единственное допотопное убийство.
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их зло во всякое время; …И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков…» (Бытие 6.5-7) – вот причина Всемирного потопа. Итак, человечеству потребовалось 2242 года, чтобы полностью развратиться, кроме Единственного Ноя с сыновьями. Надо полагать, людей было уже много, они жили долго, имели крепкую физическую природу, нескольких жён, так что детей у каждого было помногу.

«После потопа»

Итак, воды Потопа покрывают всю Землю, уровень воды выше самых высоких гор. И только ковчег с семьёй Ноя плавает на поверхности. Через год Ной высаживается на высохшую землю. Ковчег останавливается на вершине г. Арарат, возможно, стоянка ковчега находится рядом с местом, где при сотворении Земли находился Рай. В XIX веке ковчег Ноя был обнаружен на краю ледника г. Арарат. По мнению толковников Библии, на горах Араратских Ной впервые знакомится с плодами растения виноград, если это так, то какая-то часть растений, используемых человеком, возможно, произрастала только в Раю. И к райским растениям человек был допущен после Потопа.
Останки животных и растений, найденные в осадочных отложениях Потопа, свидетельствуют, что Земля до Потопа имела несколько климатических зон со своеобразной флорой и фауной. Так, массовые захоронения всеми любимых динозавров найдены в двух местах: Монголии и Канаде, это климатические зоны тёплого климата. Север Евразии и до Потопа был холодный, жили мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени – эти холода не боялись.
Библия, описывая начало жизни на Земле, говорит о трёх местах: 1) Рай, 2) Лице земли, где наиболее благоприятные условия для проживания, 3) Вся остальная земля. Адамиты проживали вокруг Рая, затем заселили Лице земли. Каиниты ушли на восток от Рая за территорию Лица земли. Чем дальше люди уходили от Рая, тем больше дичали. Рая после Потопа не Земле нет, Лице земли, думается, соответствует современным территориям со Средиземноморским климатом.
Библия говорит, что в живых остались только находившиеся в ковчеге с Ноем. Но Библия в нескольких местах употребляет слова: всё, все, когда речь идёт о большей части, т.е. почти всё, или почти все. Почему об этом хочется сказать? В современном человечестве есть народы, которые резко отличаются от большинства по внешнему устроению, меньшей продолжительности жизни, количественно малым потомствам, неспособности иметь потомство в смешанных браках и другим антропологическим показателям. Например, айны, живущие в Японии, при браках с переселившимися на острова японцами, рождали бесплодное потомство. Немало ещё диких народов, не поддающихся цивилизации. Возможно, Господь по Своему промыслу сохранил и несколько допотопных людей из других племён, помимо Ноя. Так, когда Израиль завоёвывает Палестину, то уничтожает племена хананеев и несколько племён великанов. Кочевые народы, нападавшие в разные века на Киевскую Русь, тоже имели в своём составе великанов, а славяне нет. Не потомки ли это допотопных великанов?
«Восстаёт жезл от Израиля…и сокрушает всех сынов Сифовых… но разорён будет Каин» – (Числ, гл. 24, ст. 17, 22) О каких Сифитах и Каинитах здесь говорит библия? О переживших Всемирный потоп?

«Вавилонская башня»

Какое-то время семейство Ноя живёт у горы Арарат. После потопа Ной жил 350 лет, а всего Ной жил 950 лет, умер около 2916 года до Н.Э.
«Двинувшись с востока, они нашли в земле Сенаар (впоследствии страна Вавилонская) равнину и поселились там» (Бытие, гл. 11.2), возможно, часть потомков Ноя осталась в Кавказских горах, тогда праязык человечества нужно искать там. На всей земле был один язык.
«И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжём огнём. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Бытие, гл.11.3-4).
Отсюда видим, что первоначально основным строительным материалом был природный камень, кладка из камня на извести. Долговечный материал! Но люди всегда пытаются идти более лёгким путём и находят новые проблемы. Господь «смешал» язык их так, чтобы один не понимал речи другого, «и они перестали строить город и башню. Посему дано имя ему Вавилон…и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Бытие, гл. 11. 8-9).
Произошло сие после смерти патриарха Ноя, т.е. после 2916 года до Н.Э.

История христианства

Христианство – одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех контнинентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа. Для среднего и старшего школьного возраста.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

© В. А. Карачёв, текст, оформление обложки, иллюстрации, 2011–2019

© В. А. Карачёв, составление серии, 2000–2019

Моисей со скрижалями Завета

Возникновение и распространение христианства

Христианство — одна из ведущих мировых религий, а на начало третьего тысячелетия и имеющая больше всего приверженцев. Общее число христиан приближается к двум миллиардам человек. Христиане живут на всех континентах. В Европе, Америке и Австралии христиане составляют большинство населения. Христианство играет важнейшую роль в общественной, экономической и культурной жизни народов и государств. Летоисчисление, которое используется во многих странах мира (в том числе в России), имеет своим началом дату рождения Христа.

Христианство зародилось в недрах религии еврейского народа — иудаизма. Можно сказать, что иудаизм является родоначальником христианства. Первыми христианами были палестинские иудеи, ходившие на поклонение в Иерусалимский храм и соблюдавшие закон Моисея. Христиане признали еврейскую Библию — Ветхий Завет — своим Священным Писанием, к которому впоследствии добавили вторую часть — Новый Завет. Десять заповедей, данных в Ветхом Завете, христиане считают обязательными для всех людей, среди них такие известные, как «не убий», «не укради», «не пожелай жены ближнего своего».

Основные постулаты иудаизма также перетекли в христианство. Это, во-первых, монотеизм, то есть признание единого Бога, сотворившего мир и управляющего им. Во-вторых, мессианизм — ожидание скорого пришествия Спасителя человечества. Наконец, уверенность в неизбежной гибели существующего греховного и несправедливого мира и в наступлении нового мира, справедливого и вечного Царства Божьего.

Христианство возникло на территории, которая в то время была провинцией Римской империи, величайшей державы Древнего мира. Немалая часть римлян к тому времени, видимо, разуверилась в «отеческих богах» и не посещала храмы. Процветали заимствованные из завоеванных римлянами провинций суеверия, волшебство и тайные культы.

Читать еще:  По несколько раз повторяю слова молитвы, правило затягивается. Что делать?

В римской провинции Палестине началось брожение умов, необычайно обострились ожидания пришествия Спасителя — Мессии. Как говорится в Евангелии, суровый подвижник Иоанн Креститель, проповедовавший на реке Иордан, громогласно возвещал скорое появление того, чье пришествие предсказывали древнееврейские пророки. Недаром Иоанна Крестителя называют также Предтечей, то есть провозвестником, Христа.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу». 1836–1857 гг.

На знаменитом полотне Александра Иванова «Явление Христа народу», хранящемся в Третьяковской галерее, запечатлен Иоанн Креститель, обращающийся к людям, которые совершают омовение в реке Иордан: «Идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым!» Все люди с трепетом и надеждой устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Христос.

Об основателе христианства подробно рассказывается в четырех Евангелиях, которые, как утверждает Церковь, написали его ученики и последователи: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Греческое слово «евангелие» означает «благая весть» или «благовествование».

Вот что рассказывают Евангелия о жизни Иисуса Христа. В конце правления царя Ирода (37–4 гг. до н. э.) в палестинском городе Вифлееме у Девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от Духа Святого и был самим Богом, пришедшим на землю в облике человека. Восточные мудрецы-волхвы узнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески — Христос) — Божьего помазанника, и поднесли ему дары.

Икона «Иоанн Креститель». XIX в.

Когда Иисус возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать учеников. В Новом Завете (так называется та часть Библии, в которую и входят Евангелия) они названы апостолами, то есть «посланцами». Обходя со своими учениками города и селения Палестины, Христос проповедовал новую веру. При этом он творил чудеса: ходил по воде как посуху, прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов. При этом никто, кроме его ближайших учеников, не догадывался, что он Мессия. Обычно его называли Иисусом, сыном Иосифа, или Иисусом из Назарета (так называется палестинский город, в котором он вырос).

Поклонение волхвов новорожденному Мессии 4

Святое семейство

Проповедь Иисуса

Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение иудейских властей и служителей Иерусалимского храма. Они объявили его ложным мессией, схватили и осудили на смертную казнь. Этот приговор утвердил римский наместник Иудеи Понтий Пилат. Иисус был подвергнут распятию — мучительной казни на кресте, что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. Это случилось накануне праздника Пасхи, в апреле 30 года н. э. В момент смерти Иисуса, как сообщают Евангелия, снова произошли чудеса: померкло солнце, случилось землетрясение, открылись гробы, и некоторые умершие воскресли и вышли из них.

На третий день после смерти Иисус воскрес и явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая впоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников ввести в небесное Царство Божие.

Церковные служители и проповедники часто употребляют выражения «нести людям Евангелие». Это означает не только рассказывать о жизни и служении Иисуса Христа, но и объяснять смысл его учения. Хотя канонических (официально признанных Церковью) Евангелий четыре, часто о них говорится в единственном числе как о некоем общем благовествовании. Первые три Евангелия рассказывают большей частью о поступках и речениях Иисуса, а Евангелие от Иоанна раскрывает духовное, мистическое значение пришествия Спасителя.

Дело распространения своего учения Христос возложил на учеников-апостолов, послав им «силу свыше», Духа Святого. Апостолы ходили с проповедью новой веры ко всем известным тогда народам. Голод и холод, темницы и преследования — ничто не останавливало их. В результате во всех больших и важнейших городах Римской империи и даже во многих малых городах были основаны христианские общины.

Апостол Петр, называемый «князем Церкви», проповедовал христианство среди палестинских иудеев, затем в Малой Азии, Египте и Риме. По преданию, Петр проповедовал с такой убежденностью, что разом обращал в христианство до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хоть тень апостола осенила их. В 67 году, при императоре Нероне, его казнили, пригвоздив к кресту. При этом апостол пожелал, чтобы его пригвоздили вниз головой, так как считал себя недостойным умереть так же, как умер Иисус Христос. Считается, что Петр основал Римскую Церковь и был ее первым предстоятелем (руководителем). Римские папы считают себя его преемниками. В прошлом веке в Ватиканском соборе проводились раскопки, в ходе которых среди древних захоронений была обнаружена гробница с христианскими символами. Католики торжественно объявили, что наконец-то найдена гробница апостола Петра. Ученые, впрочем, не очень в этом уверены, поскольку римляне обычно не выдавали тела казненных для захоронения их близким, а сбрасывали в реку Тибр.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Возникновение и распространение христианства

Из серии: Узнай мир

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Что дало христианство человечеству

У меня есть друг, профессор истории, и как-то я поднял тему о пользе христианства для человечества, а он её подхватил и раскрыл. У меня лично не было сомнений, что христианство оказало в целом позитивное влияние на мир, и я говорил больше о повсеместных церквях, различных теологических семинариях, о том, что Библия, лучший учебник нравственности и она самая читаемая книга на Земле. Однако, мой друг сказал, что церкви, христианские институты и то, что Библия переведена на все языки мира, не является главным достижением христианства. Более, того есть масса людей, которые считают, что христианство вообще ничего полезного не дало человечеству. Как был разврат, супружеские измены и проституция, так это остаётся и до сих пор. Как было неравенство и сильные мира сего попирали слабых, так происходит и теперь. Войны не прекращаются в разных частях света до сих пор. Как вынуждены были люди работать за бесценок, не разгибая спины, так происходит это, в большинстве стран, и сейчас.

Однако, как сказал профессор, есть существенные изменения в мире, благодаря влиянию христианства, с исторической точки зрения:

1) До появления христианства, во всём мире повсеместно применялись пытки. Это был чуть ли не единственный способ взаимоотношений с неугодными или провинившимися людьми. За любой проступок, за любую мелочь, человек подвергался истязаниям. В современном мире, именно благодаря влиянию христианства, такой метод взаимоотношений практически исчез.
2) До появления христианства повсюду в мире применялась смертная казнь. За совершенно ничтожные проступки, человека мучили и казнили. Украл кусок хлеба или свёклу на поле у барона и лишился жизни.
3) В большинстве стран вообще отсутствовал суд как таковой. Были только обвинители и палачи. Никаких адвокатов, никаких присяжных, никакого судьи. Зачитали обвинение и голову отрубили.
4) Непрерывные войны повсеместно. Как только армия становилась достаточной – нападали на соседа. Все мужчины должны были воевать, военное искусство основное занятие, а взятые в рабство, уже выполняют основную работу. Никто не могу почувствовать себя в безопасности ни на мгновение.
5) Повсеместная безграмотность. Миряне не могли читать и писать. Первое сохранившееся письмо мирянина, было написано в 13 веке, до этого все книги и все записи делались только монахами. Христианство сильно просветило людей.

Если посмотреть на эти пять основных достижений христианства, то можно сказать, что человечество благодаря христианству постепенно приобретает человеческий вид.
Иисус Христос показал пример величайшей любви агапэ, когда можно отдать жизнь не только за своих друзей, но даже любить и прощать врагов. Пример такой настоящей братской любви, постепенно год за годом, столетие за столетием преобразовывает мир. «Детская» любовь Иисуса к Богу, и братско-сестренская к другим людям, являются эталоном на все времена. Поэтому, чтобы не мудрствовать лукаво, Иисус Христос оставил после себя всего две основные заповеди:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Матф.22:37-40

Однако, в семье, для построения гармоничных отношений необходимы четыре вида любви: детская, братско-сестренская, супружеская и родительская. А у Иисуса не было своей собственной семьи, не было жены, не было своих детей, поэтому, он не смог ни рассказать, ни тем более показать на личном примере, что такое супружеская истинная любовь, и что такое родительская истинная любовь. Именно поэтому, несмотря на повсеместное распространение христианства, вопрос взаимоотношения полов так и не решён. И даже самые верующие христиане говорят больше об индивидуальном спасении, чем о спасении всей семьёй.

Сексуальная революция 1960-х началась в США, христианской стране. Постепенно к нашему времени сексуальная революция охватила весь мир. Человечество одними только абортами, венерическими заболеваниями, меньшинствами не желающими рожать детей, насилием в семьях, с момента сексуальной революции потеряло больше людей, чем во всех войнах 20-го века. Сейчас сатана действует, опираясь на невежество людей в плане семейных ценностей. А значит не зря Иисус говорил, что сказал ещё не всё:

«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». Иоан.16:12-14

Если бы в наш современный мир пришёл Дух истины, о чём бы он провозгласил в-первую очередь? Моё убеждение, что, прежде всего, он рассказал бы об абсолютной сексуальной нравственности и истинной любви в семье, так как все социальные проблемы, так или иначе, произрастают из семьи. Крепкие, здоровые и праведные семьи, смогли бы спасти нашего общество и довести до конца великий труд христианства.

«Божья цель творения заключается в том, чтобы испытать радость, глядя, как мужчины и женщины, Божьи дети, растут и совершенствуют свою душу, а потом благословить их на брак, чтобы они принесли плоды истинной любви, истинной жизни и истинного родословия, приумножая истинных детей, создавая истинные семьи и строя свою жизнь в вечном идеальном Царстве Небесном». Преп. Мун Сон Мён

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector