0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему нужно любить своих врагов

Почему нужно любить своих врагов?

Любить людей, врагов и злодеев, нужно:

За то, что они наши ближние, а любить ближних заповедано людям Господом как в Ветхом, так и в Новом завете. «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев.19:18 ), «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ).

Любить ближних нужно потому, что только бескорыстная всепрощающая любовь сможет улучшить мир и победить зло. Где есть любовь, там нет зла. Так как «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Иоан.4:16 ).

Чтобы из врагов сделать друзей, так как дружба искореняет злобу и вражду, помогает построить счастливую жизнь. Чтобы жить с друзьями и без врагов.

Чтобы перед лицом Бога жить дружной мирной человеческой семьей. Не враждовать, а жить в мире заповедал людям Господь. «Будьте в мире со всеми людьми» ( Рим.12:18 ).

Потому, что так поступает Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» ( Лук.6:35 ) и Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» ( Матф.5:45 ).

Чтобы уподобиться Спасителю, Который пришел в мир с искупительной жертвой, ради исправления грешников. И в своем кругу, мы, как Иисус Христос, должны стать светом, рассеивающим зло, и сеятелями добра. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Матф.9:13 ).

Чтобы как и Спаситель исправлять грешников, перевоспитывать их и помогать им отойти от грехов, продолжая Его дело улучшения мира людей. «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив вам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет.2:21 ).

Чтобы как Бог проявляет заботу о людях, так и мы должны заботиться о ближних, уподобляясь в этом Богу, продолжая Его дело милосердия, любви и добра. Людям «показывай в себе образец добрых дел» ( Тит.2:7 ).

Чтобы совершать добрые дела в виде любви к врагам, и живя по правилам добра, стать совершенным, как Отец Небесный, и через добрые поступки стать причастными к Святости Бога, чтобы стать сынами Отца Небесного. «Любите врагов ваших . да будете сынами Отца вашего Небесного» ( Матф.5:43–45 ).

Чтобы из грешника сделать праведника, и через любовь искоренить грехи в душе ближнего нашего, злодея и врага. «Говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» ( Иез.33:11 ).

Чтобы победить в сердце грешника зло любовью, гордость покорностью, вражду лаской, неверие доверием.

Чтобы совершать добрые поступки и жить по самой высоконравственной в мире христианской морали, и таким образом достигнуть одну из высших степеней нравственного совершенства. «Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.» ( Ис.1:17 ).

Чтобы душу ближнего врага подвергнуть спасению и не отдать искусителю, и через добро искоренить в ней зло, с той целью, чтобы для Бога у противостоящего забрать душу грешника. Для того чтобы люди в сражении с противостоящей Богу силой не были побеждены злом. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ).

Грешник – друг зла, праведник – друг Бога. Для того чтобы увеличить количество друзей Бога и спасти душу ближнего грешника, вырвав его из армии служителей зла, так как враг Бога, противостоящий, не может быть другом людей. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ).

Чтобы через любовь к врагу ближнему проявить любовь к Богу, Который повелевает исполнять заповедь любви ко всем ближним. Так как любя Бога, мы должны любить и тех, кого Он любит и делать то, что Он любит. А Господь любит весь мир людей и велит делать ближним нашим добро, даже если они грешники. Так как «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Иоан.4:20 ).

Любить врагов нужно потому, что Бог всем людям Отец, а мы, уподобляясь Богу, должны относиться ко всем людям, как к братьям. Если Бог любит мир людей, то и мы должны любить людей в мире. «Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми» ( 2Кор.8:21 ).

Потому что люди носят на себе образ Божий, являясь образом и подобием Божиим. Чтобы уважать и ценить образ Божий, нужно любить даже врагов, на которых этот образ имеется. Поэтому любить злодея и врага нужно потому, что он творение Божие, предназначенное на добро и для добра. И любовью своей ты можешь вернуть его на добрый путь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ).

Даже если ближний – враг или злодей, он все равно достоин любви твоей, так как он является рабом Божьим, искупленным Святой кровью Спасителя. И за грешника пострадал Господь, не отказывая в Своей помощи никому. «Дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан.3:16 ).

Самый закоренелый грешник дороже и важнее всех прочих видимых тварей Божьих потому, что у него есть драгоценный дар – душа. Как алмаз в грязи имеет неприглядный вид, так и душа, загрязненная невежеством, необразованностью, безнравственностью, грехом и злом, страшна и неприглядна. Любить врага нужно для того, чтобы попытаться очистить его душу от скверны и своей любовью вернуть в лоно Божье. Своей нелюбовью к врагу, ты унижаешь образ Божий в ближнем, и его душу как дар Божий человеку.

Любить ближнего нужно потому, что души людей есть жилище Бога. Своей любовью к злому ближнему человек очистит душу его от греха и сделает её достойным местом для обитания искры Божьей. «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» ( 1Кор.6:19 ).

Любить ближнего нужно потому, что человек, злодей или враг твой, более чем кто-либо нуждается в спасении и помощи и твоей любви. Своей любовью ты сможешь очистить его душу, переделав её из злой на добродетельную, как и Спаситель очищал грешников. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.» ( Иоан.13:35 ).

Проявляя любовь и заботу к ближнему, злодею и врагу, и выгоняя из его души зло, и перевоспитывая ближнего, мы в это время терпим от него неприятности, так как соприкасаемся со злом. Любить ближнего нужно и для того, чтобы учиться терпению, учиться добром побеждать зло, учиться спасать ближнего от сил зла и помогать ему стать не грешником. Так как в заботе и любви о ближнем и проявляется долг христианина и его работа. «Если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые» ( 1Пет.3:17 ).

Чтобы перевоспитать себя самих и выработать у себя способность делать добро даже к ближним врагам и злодеям. Чтобы совершенствовать себя в делании добра. «Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» ( Матф.5:48 ).

Для того, чтобы и тебе помогали, и о тебе заботились. Так как если ты поможешь ближнему, злодею или врагу, исправиться, и тебе в твоей дальнейшей жизни помогут исправиться и проявят к тебе любовь и заботу. И если ты терпишь недостатки ближнего и помогаешь их исправить, то будут и твои недостатки терпеть люди и помогут исправить их тебе. Имея чистое сердце и любовь ко всем, ты к себе вызовешь то же самое отношение. «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Матф.7:12 ).

Если хочешь чтобы у тебя не было врагов и тебя любили, полюби и ты врага и делай ему добро, относись к нему с вниманием и заботой. За это враг тебя полюбит и не будет у тебя врага, а будет друг. Так как любовью и терпением искореняется зло и побеждается вражда. «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго» ( 1Пет.3:13 ).

Нужно жить так, чтобы ненавидеть зло, но любить людей ближних, даже грешников. Так как они стали добычей зла и под влиянием зла стали творить зло. Сумей разрушить влияющее на них зло и уничтожь зло в их сердце, и ты любовью и заботой своей спасешь грешника от греха, как это делал Иисус Христос. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» ( 1Иоан.3:8 ).

Если человек любит ближнего, в том числе и врага, то и сам удостоится этой любви. Если не делает вреда ближнему, то и сам не будет иметь вреда. Так как не может человек, не причиняя вреда себе, навредить ближнему. «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал.6:7 ). Поэтому любовь к ближнему, и даже к врагу, как фактор, формирующий воздаяние, полезна и необходима.

Кто ненавидит врага и вредит ему, сам становится злодеем и вредит самому себе, так как «убьет грешника зло» ( Пс.33:22 ). Чтобы избежать такой участи и нужно любить врагов своих. «Мудрый боится и удаляется от зла» ( Притч.14:16 ). А Господь советует людям «всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:15 ).

Любить ближних наших, даже врагов и злодеев, не отвечать им причинением вреда, нужно для того, чтобы не получить воздаяние за ответное зло к врагам и злодеям, так как Господь «воздаст человеку по делам его» ( Притч.24:12 ).

Любить врагов своих нужно для того, чтобы соблюдать заповеди Божьи о совершении добрых дел и о любви к ближнему. Так как «соблюдающий заповедь не испытывает никакого зла» ( Еккл.8:5 ).

Любить ближних врагов и злодеев нужно также для того, чтобы исполнением заповедей любви и соблюдением законов Божьих попасть в Царство Небесное. «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Матф.18:3 ).

Читать еще:  Какое благо больше - земная жизнь или вечная?

Если не вредишь врагу, но и не любишь его, то ты не исполняешь заповеди о любви к ближнему и о любви к врагам. Не вредя врагу, но не любя его ты подобен дереву, которое цветет, но не приносит добрых плодов. Так как твоя любовь к врагу должна выражаться не только в отсутствии вреда, но и в присутствии помощи врагам своим. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» ( Иак.4:17 ).

Кто мог помочь и не помог тонущему, тот утопил его. Кто не возлюбил ближнего врага своего и не спас его душу от грехов зла, тот не спас себя. Так как отказав в спасении другим людям, человек отказывает в спасении себе, потому что «какой мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Матф.7:2 ).

Любить ближних, в том числе и врагов, нужно не только потому, что это есть исполнение заповеди Божьей «возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ), но и потому, что это, согласно законам Божьим, создает наше собственное благо. Так как добро человека состоит в добре, приносимом ближнему. Чем больше ты сотворил добра для другого человека, тем больше ты сотворил добра для себя. «Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» ( Еф.6:8 ).

Кто не заботится о ближнем, в том числе и о враге, тот является самым опасным врагом для самого себя. Кто ближнего не любит, тот себя не любит так как заботясь и любя ближних, человек тем самым заботится и помогает себе. Потому что по-доброму поступая с другими людьми человек этим действием и к себе вызовет доброе отношение. Так как «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Матф.7:2 ).

Любовь к ближнему – это согревающее пламя, а эгоизм это самосожжение. Поэтому и нужно любить ближних, в том числе злодеев и врагов. Так как такая любовь, согласно закону воздаяния Божьего, приносит счастье делающему добро. «И делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было» ( Втор.6:18 ).

Любить ближних, в том числе врагов и злодеев, нужно потому, что живя для других и помогая им, мы помогаем себе и живем для того, чтобы творить добро ближним. Смысл жизни человека в делании добра. «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» ( Гал.6:2 ).

После любви к Богу любовь к ближнему приравнивается к любви, направленной к самому себе. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Матф.22:39 ). Поэтому и нужно возлюбить ближних, злодеев и врагов, чтобы участвовать в исполнении второй заповеди, и любовью к ближнему улучшить мир.

Человек не должен быть самолюбив, а должен быть Боголюбив (то есть любить Бога). Должен быть не самоугодник, а братоугодник (братолюбец). То есть любить ближних как братьев. Только тогда человек будет счастлив. «Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» ( 1Иоан.1:10 ).

Бог солнцем всепобеждающей любви согревает праведников и грешных. Так и мы, люди, любовью к ближним, злым и врагам, должны выгонять из душ грешников мрак греха, заменяя оковы зла на радость добра, так как творим этим богоугодное дело. «Ибо мы – Его творение, созданные во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» ( Еф.2:10 ).

Как научиться искренне любить врагов?

Господь заповедал нам любить врагов своих. Между тем и к близким людям, нашим родным мы не всегда испытываем теплые чувства, где уж тут любить врагов… Но заповеди Божии исполнять надо, вот и возникает вопрос: как этому научиться, как воспитать в себе важнейшую христианскую добродетель – любовь к врагам? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

В соработничестве с Богом

– Любить врагов можно научиться только у Господа нашего Иисуса Христа и только с Его помощью. Для этого нужно следовать за Ним и пребывать в Нем, по Его заповеди. Иначе как с Божией помощью научиться этому невозможно.

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко»

– Чтобы полюбить своих врагов, необходимо научиться видеть в каждом ближнем, которого Господь посылает на нашем пути, образ Божий. Тут еще нужно понимать, что любовь – это дар Божий. Вот, например, что говорит праведный Иоанн Кронштадтский о любви к врагам: «Помолись о враге и увидишь, как хорошо тебе будет, как ты успокоишься, как будет тебе легко. Горька, как смерть, вражда. Да бегаем вражды, как яда змиина. Да держимся любви, ибо сладостна любовь. Господи, всади и утверди во мне чувство искреннего доброжелательства ко всем людям. Даже ко врагам моим. Даже ко врагам веры и Отечества моего. Отверзи их сердечные очи. Да увидят правоту нашу, да приимут Православие веры и единым сердцем и душею да прославят Тебя, единого в Троице Бога нашего. Да не творят нам зла. Да не противятся нам в правых делах наших. Буди. Да прославится имя Твое, Господи, во всех языцех и племенах человеческих. Аминь».

Ему вторит преподобный Силуан Афонский: «Если кто вас обижает, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, молитесь Господу, говоря: “Господи, все мы создание Твое. Пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние”. И тогда ощутимо будешь носить в душе своей благодать».

Святитель Иоанн Златоуст то же самое говорил в древности, советовал молиться о врагах. И так, постепенно, в соработничестве с Богом, мы исполним Его заповедь о любви друг ко другу, и наша жизнь преобразится.

Направить свое сердце к любви

– Искренняя духовная любовь – это высшая ступень добродетелей, по откровению преподобного Иоанна Лествичника. А начало восхождения на эту высоту – это внимание к своей внутренней жизни и решительное несогласие со всяким чувством вражды, неприязни, обиды, ненависти и мстительности… словом, всего, что обычно сопровождает наше отношение к «врагам». Неприятие этих чувств с решительным их отвержением – это и есть начало исполнения заповеди о любви. А дальше нам Господь заповедовал молитву об этих людях и всякое посильное изъявление доброжелательности в расположении сердца, в словах и поступках. То есть мы должны просить у Господа помощи в том, чтобы нам относиться к врагам с искренним добрым расположением, и молиться об их очищении, просвещении и вразумлении не с озлобленностью, а с состраданием. И когда в ответ на нашу неотступную просьбу возникает в душе, по милости Божией, правильное отношение к нашим врагам, то, бывает, совершенно неожиданно происходит примирение с этими людьми и именно на основании добросердечия, простоты и любви христианской. Это, конечно, настоящее чудо, но происходит это чудо зачастую тогда, когда мы к нему стремимся, и это стремление есть начало исполнения заповеди Божией о любви к врагам.

Без любви ко Христу и ближним не будет и любви ко врагам

Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам – нужно просто быть к врагам милосердным

– Нужно начать с того, чтобы всем сердцем полюбить Христа. Любовь ко Христу проявляется в исполнении Его заповедей. Не нужно ожидать каких-то эмоциональных проявлений любви к врагам. Нужно просто быть к врагам милосердным, молиться о них от всей души, искать возможность сделать для них что-то доброе, и это последнее часто превращает врагов в друзей.

– Способность любить врагов – «высший пилотаж» в христианстве. И одна из самых верхних ступеней на лестнице добродетелей. Поэтому святой апостол Любви Иоанн Богослов в своем послании восклицает: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4: 20).

Для того чтобы научиться любить своих врагов, нужно научиться любить своих ближних. Всегда искренняя любовь достигается через смирение своей гордыни, когда христианин ставит свои интересы ниже интересов ближнего. Это долгий путь длиною в жизнь. Для того, чтобы этому научиться, нужно практиковаться в мелочах: кому-то уступить место, промолчать на оскорбление, попытаться простить обиду… И разумеется, надо просить Бога дать силы и способность любить врагов.

– Научиться искренне любить врагов можно с помощью молитвы, ведь «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18: 27). Просите у Бога такой благодати – любить и прощать, молитесь о «ненавидящих и обидящих» и имейте всегда перед своим внутренним взором Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, а Он молился о распинавших его (см.: Лк. 23: 34).

Любовь к врагам – это умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе

– Врагов любить трудно. Это один из самых трудных подвигов в жизни. В теории все понятно, но как это осуществить на практике?

Прежде всего, нужно понять, что враг тоже человек и, как человек, тоже может ошибаться, быть под властью греха или страсти. А ведь и мы ошибаемся, и мы тоже можем быть одержимы грехом. Но в отношении себя мы признаем, что грех (пусть и совершенный мною) – это не я, что грех – это искушение, но не моя личность. Поэтому мы и боремся с грехами. Вот и в случае с врагами нужно помнить, что человек и грех, совершённый им, – это разные вещи. Грех – это не природа человека, а искажение ее диаволом. И потому, чтобы научиться любить врагов, нужно научиться любить в них бесценную душу, которую Господь создал по образу и подобию Своему. В какой-то мере любой человек – это икона. Неужели мы будем ненавидеть икону? Так что любовь к врагам – это в первую очередь умение видеть образ Божий за слоем греха в любой, пусть самой черствой душе.

Читать еще:  Почему в Церкви была инквизиция?

Почему я должен любить врага своего

Тьму нельзя изгнать тьмой, для этого нужен свет. Ненависть не победить ненавистью, только любовь обладает силой наполнить миром сердца, освободив из плена злобы и желания мстить.

    Взаимная ненависть рождает войны, мир постепенно опускает в прорву тьмы, человечество стремительно несется к саморазрушению, только Господь может остановить этот хаос.

Примером прощения может стать президент Линкольн, один из шести величайших деятелей мира. Он своего злейшего оппонента, который в злобе и ненависти поливал будущего кандидата в президенты самой черной грязью, пригласил в свою команду. Вступив на пост президента, Линкольн предложил пост военного министра Стэнтону, превратив того из врага в друга. Это и есть искупительная любовь.

Важно! Главной причиной, почему мы должны простить тех, кто причинил душевную или физическую боль, является ответ, данный самим Спасителем. Иисус сказал, что это условие — единственный путь назваться детьми Божьего Отца.

Мы никогда сможем называться детьми Всевышнего, пока не станем просить в молитве и прощении о врагах наших.

КАК ЛЮБИТЬ ВРАГОВ СВОИХ

По данным Фонда Общественное мнение 59% россиян считают себя православными. Вот только кто из них подлинно верующий христианин, это большой вопрос.
Согласно основам православного вероучения, к Церкви принадлежит тот, кто участвует в её жизни на практике, а не тот, кто заявляет это в анкетах или опросах.
Христианином можно назвать лишь того, кто в своей повседневной жизни исполняет заповеди Христа о любви к ближнему и врагу своему. «Вы слышали, что сказано: люби ближнего своего и ненавидь врага своего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Заповедь Христа о любви к врагам остаётся одной из самых сложных для понимания. Некоторые считают, что это неправильный перевод Евангелие, другие считают требование «любить врагов своих» безумием.
Любовь к врагам – это ключ к пониманию тайны христианства.
Зачем же любить врагов своих?!

Верующих в России, по разным оценкам, от 60 до 80% . Верят в Бога — 60%; верят в существование Высшей Силы, Духа или Разума — 20,9%; не верят в Бога — 16,5%.

Для сравнения, верующих в Бога (и верховное существо) в США 73%, в Италии 62%, в Испании 48%, в Германии 41%, в Британии 35%, во Франции 27%.

Люди могут верить в Бога, но при этом не читали Библию, верят в астрологию, переселение душ и пр. Недавние атеисты вдруг стали воинствующими неофитами, и готовы подраться со всеми, кто не согласен с ними в вопросах веры. Даже в церкви верующие люди дерутся друг с другом.

Религиоведы и социологи из Русской Академии Наук после тщательно проведённых исследований установили, что верующих в России насчитывается в среднем 4,5% — в десять-двенадцать раз меньше, чем об этом же говорят богословствующие.

Называться верующим и быть верующим далеко не одно и то же.
Кто-то считает, что быть христианином означает ходить в церковь по праздникам, ставить свечки. В народе таких называют «подсвечники». Это даже не прихожане, а «захожане» – как выражается мой одноклассник, работающий при церкви.

Верующими христианами считают себя и те, кто перед Пасхой и Рождеством постится и молится, но при этом не исполняя главной заповеди Христа – «любить врагов своих».
Хотя без внутреннего духовного действия внешние ритуалы не имеют смысла.

Я был крещён в православной церкви в младенчестве, и до сих пор прихожу в свой храм «Кулич и Пасха». Но каждый раз у меня возникает один и тот же вопрос: когда наконец уберут торговлю из храма? когда будет отменена плата за «крещение»? зачем церкви столько золота?
В Греции православные храмы и одеяние патриархов скромнее, что не приводит к умалению святости, скорее наоборот.

Выступления Патриарха Кирилла по субботам – глас вопиющего в пустыне! Многие во время проповеди оценивают очередное роскошное одеяние Патриарха, а не слушают обращённые к ним слова.

При всей справедливости упрёков в адрес Русской Православной Церкви, надо признать, что в нашем обществе нет никакой другой организованной силы, которая бы призывала к любви и творила добро. Без церкви мы перестанем существовать как нация очень быстро. Не случайно, Збигнев Бжезинский (ярый антикоммунист и советник президента США по национальной безопасности) говорил, что после распада СССР главный враг – православие!

«Умом Россию не понять…. В Россию можно только верить». Потому без веры Россия очень скоро перестанет существовать.

Я не сторонник позиции, по которой есть только одна истинная религия (церковь), а все остальные ложные. Религий много, вера – одна!
Вера от Бога, религия от человеков.
Термин «религия» происходит от латинского глагола religare, означающего связывать, соединять. Поэтому религию можно определить как союз благочестия человека с Богом.
Верование – это «технология» соединения человека с объектом веры.
Вера – глубоко личное, я бы даже сказал, интимное свойство.

Для понимания своей веры я совершил паломничество по Святой Земле, побывал в Назарете, Вифлееме, Галилее, Иерусалиме, провёл ночь в Гефсиманском саду, прошёл путь Христа на Голгофу.

Мало что изменилось. Миром правит сила, причём сила не добрая.
Сегодня мир вновь охвачен пандемией насилия. Предложения решать конфликты мирно не воспринимаются. Со словами «с нами бог», нации, проповедующие христианскую любовь к врагам своим, убивают не только врагов, но по ошибке и друзей своих.

Ныне ценится умение постоять за себя. Не будешь сопротивляться – сожрут! Человек человеку – волк!

Террористы используют грубую силу. Но добиваются ли они результата?
Если вспомнить «красный террор», то победило тупое насилие, сметающее и пугающее самих носителей идеи. Но чем закончился «красный террор»?

Моисей сорок лет водил по пустыне народ свой, не в силах нарушить заповедь «не убий». А Иисус Навин, сменив Моисея, быстро завоевал «место под солнцем» для своего народа, разрушив Иерихон.

Насилие всегда порождает только насилие. Учитывая возможности современного оружия, это путь самоуничтожения.

«Если враг не сдаётся, его уничтожают!» – такова истина этого мира.
А «любить врага своего» – это истина мира иного.

Заповедь «любить врага» может исполнять только человек верующий в посмертное воздаяние за свою праведность. Не верующий же считает это безумием, поскольку со смертью тела для него жизнь прекращается.

Любить врага означает любить Бога, доверяя Ему.

Ветхозаветный закон (талиона) был понятен: «око за око, зуб за зуб». Но тут приходит Христос, и даёт новый закон: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб… А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую».

Сегодня этот закон кажется неуместным, впрочем, как и всегда казался. Римляне почитали это безумием, поскольку всегда делали ставку на силу. Но в итоге победила христианская церковь, а всесильная римская империя погибла.

Некоторые полагают, что «любить врагов своих» это неправильный перевод. Но так усомниться можно во всём Евангелии.
Более понятны слова Христа: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Этому «золотому правилу нравственности» уже пять тысяч лет.
Но как можно любить врагов, желающих нас уничтожить?
Мы любящих нас не всегда любим. Да и разве можно себя заставить любить?

В Новом Завете, который был написан на греческом языке, речь идёт о любви «агапэ», а это доброжелательное отношение к каждому человеку, в том числе и к врагу.
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит, любовь никогда не перестаёт…» (1-е Коринфянам).

В жизни нашей постоянно приходится сталкиваться с недоброжелателями. Как взаимодействовать с ними? Отвечать враждебностью на враждебность?

Инстинкт нам подсказывает, что врага надо ненавидеть, потому что он нас ненавидит и желает нам зла. Лучший способ решить проблему любви к врагам, это устранить врагов.

Если мы последуем зову своего инстинкта и будем ненавидеть врага, то сердце наше наполнится злобой. Чем яростнее наш отпор врагу, тем больше злобы должно быть в нас. Внешне побеждая злом врага, мы при этом терпим внутреннее поражение. Внешний враг разбит, а внутренний враг через злобу захватил наше сердце и торжествует.

Для бандита убийство — есть выплеск злобы, а для солдата — необходимое средство борьбы.
«Господь осуждает не борьбу со злом и не применение силы к носителю зла, и даже не лишение его жизни. Он осуждает злобу человеческого сердца. Само желание причинить зло кому-нибудь».

А может быть, с волками жить, по-волчьи выть?
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди Христовой?
А иначе и не выжить!

Нужно ли помогать своему врагу? Быть может, пример нашего незлобия изменит его внутреннее состояние, он пересмотрит своё отношение к нам и вместо злобы воцарится мир?

«Враги человеку — домашние его», – сказал Христос.
Предают нас чаще всего наши ближние. Ни один посторонний или даже враг нас так не предаст, как это может сделать наш родственник, или друг, или возлюбленный.

И в моей жизни был случай, когда ближние мои обманули меня, предали и оклеветали.
Что мне оставалось? Возненавидеть их навсегда и забыть?
Но родственников, как известно, не выбирают.

Ненавидеть глупо. Ненависть в ответ порождает только ненависть. Взаимная ненависть приводит к убийству.
Что же делать?
Хорошо, пойдём от противного. Если ненавидеть глупо, и это тупик, то что остаётся? Остаётся только любить. От судьбы не уйдёшь! Невозможно оторваться от тех, с кем связан. Всякая нелюбовь рождает ненависть. Всякое отрицательное действие вызывает противодействие большей силы. А потому ничего не остаётся, как любить, любить несмотря ни на что! Просто нет другого выхода. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

Если не простишь, остаётся только ненавидеть. Ненависть разрушает прежде всего тебя самого. Невозможно жить постоянно в отрицательных эмоциях – сердце не выдержит. Если хочешь выжить – надо любить. ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ! – это главный вывод моего романа-быль «Странник» (мистерия).

Читать еще:  Как избавиться от хульных мыслей?

Могу ли я достичь любви, злом отвечая на зло? Если Иисус подал нам пример любви и всепрощения, то и верить в Него означает верить в этот чудодейственный рецепт. Если ты веришь, что зло злом не преодолеть и только любовью можно достичь всего, значит, ты веришь и в Того, кто подсказал тебе этот рецепт.

Лично я стараюсь любить врагов своих. Чтобы научиться любить всех, нужно научиться любить каждого. А раз так, то нужно любить и тех, кто причиняет тебе зло.
Отвечая насилием на насилие, мы умножаем зло.

Лев Толстой тоже пытался ответить на вопрос, как и зачем любить врагов своих. В книге «В чём моя вера?» он пишет: «Любить врагов? Это было что-то невозможное… Можно не вредить своему врагу. Но любить нельзя. Нельзя любить личных врагов, но людей вражеского народа можно любить точно так же, как и своих».

Утверждение Л.Н.Толстого о том, что под врагом нужно подразумевать не личного врага, а какой-либо народ, не совсем верно. Иисус Христос под врагами подразумевал не народ как общность людей, а врагов личных.

Нам долго внедряли мысль о враждебности американского народа народу русскому. Но нас обманывали. Нет такой исконной враждебности.
Народ в целом не может испытывать ненависти ни к другому народу, ни к отдельному человеку. Личные враги могут быть, а врагов всего народа быть не может. Это уже происки элит, которые пытаются манипулировать массами с помощью искусственно создаваемого образа врага.

Люди двух разных народов после личного знакомства могут полюбить или будут уважать друг друга несмотря на то, что они принадлежат к двум враждующим народам.

Лев Толстой был умным человеком, и его теория «непротивления злу насилием» не глупость.
Ганди воплотил идею Толстого о непротивлении злу насилием в жизнь в конкретной политике.

Непротивление злу не означает потворствовать злу, а преодоление зла любовью.
Защищаться надо. Но не нападать.
Даже ислам, допуская месть, признаёт, что лучше – простить.

Если вступаешь на путь мести, будь готов умереть.
Можно сказать, что любовь к врагу это самоспасение.

Как любить врага? Как не противиться злому, если можешь оказаться жертвой чужого коварства? И разве не глупо подставлять правую щёку, когда тебя ударили по левой? Нет, с этим невозможно согласиться.

Какому из двух Иисусов мы верим: разбойнику Варавве или проповеднику Га-Ноцри?

«Вот ты распространяешь слюнявые заповеди вроде “возлюби врага своего” и при этом надеешься, что народ пойдёт за тобой. А народу не нужны бессмысленные призывы к любви, когда вокруг каждый за себя и все готовы перегрызть друг другу глотки. “Не делай добра, не получишь зла” — вот истина, которую я усвоил с детских лет, и никогда в ней не обманулся. Ты никогда не убедишь меня в том, что нужно любить врагов и благословлять проклинающих нас. Как с тобой поступают, так и сам поступай; тебя обманывают, и ты обманывай. “Око за око, зуб за зуб”, — сказано в Законе.

Как всё было просто и понятно: око за око, зуб за зуб. Ты же учишь не ненавидеть, а любить врага своего. Поверь, люди не способны на это. Они не смогут уподобиться тебе и пойти за тобой. Потому что они люди! Твоим бредовым идеям о прощении и смирении они предпочитают конкретный результат силового воздействия. Ведь очевидно, что на силу нужно отвечать силой. Ты же предлагаешь любить. Но эта Божья любовь. Она недоступна людям и недостойна их.

Людей удерживает от преступления страх мести, а отнюдь не прощение. Если хочешь, подставляй другую щеку; я же не идиот, чтобы, когда у меня отнимают рубашку, отдать и верхнюю одежду. Ты сумасшедший или дурак, а может быть, действительно не от мира сего, если полагаешь, что добром можно победить зло. Глупец! Врага нужно ненавидеть. Это ясно даже ребенку! А может быть, ты и впрямь сумасшедший, раз предлагаешь подставить левую щеку, когда тебя ударят по правой, да ещё благословить обижающих нас?

Силу можно победить только силой, и ты это знаешь. Кому нужны твои призывы к любви? Это всё пустые и вредные сказки, потому что свободу можно завоевать с помощью крепких кулаков, а не через постыдное смирение.
Да, со злом нужно бороться, но не любовью, как ты призываешь, а тем же оружием, которым хотят одолеть тебя. А если подставить другую щёку, то враг обязательно нападёт вновь».

— Значит, надо жить по христовой заповеди, не убивать и любить друг друга? Но ведь если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву? Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.

— Разве можно зло победить любовью?
— Можно. Причем только силой самой любви. Суть этой силы в том, что она ищет обращения ко всему лучшему, что есть в человеке, побуждая его быть добрым. Ведь любовь — самое естественное проявление человека. Подставить щёку не означает согласиться со злом. Любить врага, по-моему, означает бороться с ненавистью, засевшей в нём. Любовь — это активное добро, а не пассивное непротивление злу. Зло борется, но побеждает любовь! Любовью мы живы, даже утопая во лжи, зле и беззаконии».
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
(цитаты из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

Поздравляю всех с наступающим праздником Воскресения Христова!
Христос Воскрес! — Доказательство Бессмертия!

А по Вашему мнению, КАК ЛЮБИТЬ ВРАГА СВОЕГО?

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Причины вражды

6. Иногда это просто недоразумение

Зачастую причина, по которой у вас есть враги может оказаться очень безобидной. Возможно, вы неправильно поняли суть конфликта, и ваш соперник поможет вам прояснить всю картину в целом. В этом случае вам поможет умение выслушать. Большинство конфликтов между людьми связаны с непониманием позиции друг друга. Услышанный и понятый вами собеседник обретет большее доверие к вам, что послужит дальнейшему плодотворному сотрудничеству.

7. Вы научитесь ценить любовь

Любовь и ненависть — две противоположные эмоции. Когда у вас есть враги, вы чувствуете их неприязненное отношение к вам. Но так не бывает, чтобы у человека были только враги. В вашей жизни обязательно есть люди, которые вас любят. Если вас любят, значит в вас есть что-то особенное, и вы должны сосредоточить свое внимание на этом и сделать это своей сильной стороной. Вы начинаете ценить их любовь, и не принимаете ее как должное. Никто не должен вас любить только за то, что вы существуете.

8. Вы убедитесь, что ненависть бесполезна

«Ненависть — это слишком тяжелая ноша. Она ранит того, кто ненавидит, сильнее, чем того, кого ненавидят», К. Скотт Кинг — американская писательница. Данная эмоция является одной из самых энергозатратных и опасных для физического организма. Она способна высосать энергию практически откуда угодно и превратить человека в инвалида. Ненависть приносит только токсичные эмоции и порождает плохие реакции. Негативные проявления создают грунт, который сам их питает в дальнейшем. Если вы хотите жить полноценной жизнью, вы не будете нести весь этот багаж.

А самое главное, даже если вы не можете контролировать ваши эмоции, вы можете контролировать вашу реакцию на них. Вне зависимости от того, что вы испытываете, вы можете выработать к этому некое отношение, которое сможет вам помочь.

Люди часто находят врагов извне и обвиняют их в своих проблемах. Но в Ведах, древнеиндийских трактатах мудрости, сказано, что у человека есть только шесть врагов: это вожделение, гнев, зависть, эгоизм, гордыня и иллюзия. Если вы победите этих врагов внутри своего сердца, то никаких внешних врагов у вас никогда больше не будет. Как только вы справитесь со своими пороками, то увидите, что вокруг вас только друзья.

Любовь до креста

Бог послал на землю Своего любимого Сына. И что произошло? Злые люди не приняли Иисуса. Одни оклеветали Спасителя, вторые не впустили Его в свои жилища, четвертые — предали, а пятые — убили. Христос умер самой позорной по меркам того времени смертью.

Перед Его крестом плакала Матерь Божья и недоумевала, за что Ему и Ей сие. Но как вел Себя Христос? Он знал о предательстве Иуды, но все равно сделал его участником Тайной вечери.

Иисус не сбежал от воинов, пришедших его схватить, а лишь кротко спросил, кого они ищут. Более того, Христос проявил любовь и милосердие к Своим врагам. Когда апостол Петр в порыве гнева отсек ухо рабу первосвященника Малху, Иисус исцелил этого человека.

На кресте Христос молился за своих клеветников, насмешников и убийц. Эта молитва, наверно, самая сложная. Чтобы произнести «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят», Христос приложил огромные усилия. Для этого надо было приподняться, вдохнуть воздух и тогда озвучить молитву. И это в то время, когда тело изнемогало от побоев и гвоздяных ран.

Это, пожалуй, самый полный ответ на вопрос «Как любить врагов?». Терпением мук и крестной смертью Христос подтвердил, что прощать и любить можно всех, даже убийц и предателей.

Господь ведь любит нас, хоть мы и грешим. Совершая плохой поступок, мы становимся союзниками дьявола и противниками Бога. Но Господь все равно продолжает нас любить и ждать. Ждать нашего покаяния, смирения, терпения и ответной любви.

Профессор Алексей Осипов расширяет понимание темы:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector