0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие слова нужно говорить при входе в храм и при выходе

Перед тем как направляться в церковь на службу, необходимо настроить себя на мирный лад и очищение, поскольку храм является местом для очищения души. Желательно приходить заранее в церковь, до того, как начнется богослужение, чтобы иметь возможность приобрести свечи и написать записочки о здравии и за упокой, а также настроиться на службу.

На входе в храм нужно посмотреть на его купол и кресты, после чего три раза перекреститься и произнести следующую молитву:

Боже, очисти мя, грешнаго. Боже, милостив буди мне, грешному. Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя.

Православные люди обязаны креститься правой рукой тремя пальцами: большим, средним и указательным. Они символизируют единство Святой Троицы. Креститься люди начинают с головы и к животу, а потом с правого плеча на левое.

Можно ли не говорить, что идешь в храм и постишься?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Вопрос читателя:

Нужно ли рассказывать всем знакомым, особенно неверующим, что ты ходишь в храм, если задают вопрос «где был?» или «откуда идёшь?» или «что делаешь на выходных?»? Если в данном случае нет прямого вопроса о вере в Бога или о посещении храма.

То же касается и случаев, когда за общим приемом пищи, например, на работе, не хочешь нарушать пост. Можно ли назвать другую причину (диета, нежелание конкретно сегодня есть мясное и т.д.). Не является ли это отречением от Бога?

Вернулся к вере и воцерковился недавно (4 месяца). Пока не чувствую в себе готовность к строгому исповедничеству в любой ситуации. Придерживаюсь позиции «не спрашивают — не говори». При этом хулу на Бога или критику Церкви стараюсь аккуратно пресекать.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Исповедничество — это когда Вы стоите перед выбором: Вы скажете, что верите в Бога, и за это Вас арестуют или убьют, или Вы скажете, что не верите в Бога, чтобы сохранить свою жизнь и благополучие. Исповедничество — это когда Вы выбираете первый вариант.

Согласимся, что Вы сейчас — слава Богу! — не в условиях выбора между жизнью и смертью, когда надо преодолеть страх смерти, чтобы не отречься от Бога.

У Вас речь идет об очень бытовых ситуациях и, как я понял, о том, что Вы хотите спокойно восстановить свою церковную жизнь, пока она окрепнет, а разбалтывать ее в данном случае на этом хрупком этапе может быть очень вредно и для Вас самого. И на данном этапе, думаю, может быть, как раз лучший вариант Вам потихонечку воцерковляться и поберечь свою веру и пока еще хрупкий путь воцерковления от лишних разговоров. То есть это вообще другая ситуация, не исповедничество, и действовать в ней нужно соответственно.

Поэтому ничего страшного в том, что Вы всем не будете рассказывать, куда идете, нет. Обманывать не надо, если прямо спрашивают, в храм или нет, Вы отвечайте как есть. А если разговоры в общем и целом, тем более, с не самыми близкими людьми, вполне достаточно, что Вы идете по делам, а что за дела, людям знать не обязательно. То же касается и поста. Достаточно сказать просто «я не хочу мяса» или «а я возьму овощи и рыбу». Причины, по которым Вы едите эти блюда, знать вовсе не обязательно Вашим коллегами по работе. И расспрашивать об этом — это будет признаком нетактичности с их стороны.

Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия

Книга протоиерея Валентина Мордасова «Что посоветуете, батюшка?» составлена в виде вопросов православных христиан, адресованных священнику, и ответов на них. В ее основе – ответы на вопросы духовных чад псковского старца, протоиерея Валентина Мордасова: частью – взятые им из святоотеческих творений, частью – осмысленные собственным духовным опытом. Она охватывает самые разные проблемы жизни православного христианина, все стороны его бытовой жизни.

Оглавление

  • Предисловие
  • О Боге, Богородице, Ангелах и святых
  • О церковном обиходе и поведении в церкви
  • О священных предметах и священнодействиях

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Что посоветуете, батюшка? Ответы на затруднения повседневного христианского быта и церковного благочестия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

О церковном обиходе и поведении в церкви

Почему же не должно есть перед богослужением?

«Те, которые идут к богослужению покушавши, — пишет св. Иоанн Кронштадтский, добровольно налагают на себя ненужную и вредную тяжесть и заранее заглушают сердце свое для молитвы, преграждая к нему доступ святых помыслов и святых ощущений. Крайне надо остерегаться, чтобы не есть пред богослужением. Помнить надо, что Царство Божие несть брашно и питие (Рим. 14: 17), т. е. не может царствовать Бог в том сердце, которое отягощено объядением и питием». [4]

Читать еще:  Почему канонизирован Николай II?

Если незнакомый человек в храме предлагает просфору, надо ли брать или лучше отказаться?

Можно ласково и учтиво отказаться от просфоры или кутьи, так как некоторые подают за самоубийц, умерших в неверии или от пьянства (опившихся), за которых и молиться-то грешно.

Можно ли после ночного осквернения (во сне) ходить с утра в храм, прикладываться к иконам, принимать св. воду, просфоры?

Надобно вычитать молитвы от осквернения, а иначе грешно ходить в храм, прикладываться к иконам, принимать крещенскую воду и просфору. Приступая же к Святым Тайнам, покаяться в этом духовнику на исповеди. Здесь различают: от чего произошло осквернение? По твоей ли вине (объелся, долго спал и на мягком, в тепле, осуждал кого и т. п.) или по вине диавола, который навел на тебя сон, чтобы не допустить тебя к причащению или вообще осквернить. Вообще же это дело духовника, как лучше поступить с осквернившимся.

Надо ли одеваться, когда идешь в храм, в лучшую одежду или ходить неряшливо одетым?

Из жизни подвижников мы узнаем, что они одевали приличную, но не роскошную одежду при посещениях храма.

Можно ли во время службы входить в храм через боковой вход, если это удобно, или только через центральный (основной)?

Можно, смотря по обстоятельствам.

Разрешается ли прикладываться к росписям храма, снаружи или внутри, и когда это лучше делать?

Для целования много икон имеется, а росписям (фрескам) поклониться и помолиться на них хорошо.

Накануне причастного дня некоторые говорят, что после восьми часов вечера кушать не надо. Существует ли какое-то на этот счет правило?

Те, которые воздерживаются от еды перед причастием с вечера — хорошо делают. Но по правилам с 12 часов ночи уже нельзя ничего ни кушать, ни пить.

Могут ли некрещеные находиться в храме во время Литургии или за Всенощной?

Некрещеные могут находиться в храме за всей Всенощной, а во время Литургии — до возгласа «Оглашеннии, изыдите».

Как лучше поступить, если из-за тесноты в храме приходится во время службы стоять спиной к ближайшей иконе?

По нужде не грешно во время службы стоять спиной к иконе.

Обязательно ли после причастия употреблять запивку?

После причастия обязательно надо употреблять запивку.

Надо ли сделать замечание, если в храме кто-то болтовней мешает слушать службу или поет громко и очень неправильно?

Святитель Иоанн Златоуст говорит, что можно это сделать даже маленькому мальчику.

В Церкви все «бабушки» у подсвечников советуют по-разному. Как разобраться, кто прав?

Эти бабульки часто очень мало понимают в делах церковных; посему надо спрашивать у священника и самому учиться: читать Священное Писание, книги св. отцов.

Можно ли правило ко Причастию дочитывать во время Литургии или лучше оставить, что не успел дочитать, и слушать службу, а дочитать после Причастия?

Читать правило в церкви — злая привычка. Дочитывать правило после причащения допускается только при нужде, а так — нужно начинать его читать с утра перед причастным днем.

В какие моменты за Литургией лучше всего читать помянник?

Во время совершения проскомидии.

Является ли грехом, когда женщина приходит в храм без платка, в брюках, с накрашенными губами? Некоторые священники женщин в брюках не допускают до причастия. Правильно ли это?

Все верующие знают о том, что грешно приходить в храм в брюках, с накрашенными губами и без платка. А что батюшки вразумляют в этом — это их обязанность, хотя это должно делать кротко и ласково.

Можно ли во время Литургии стоять в притворе храма или лучше собственно в храме? Имеет ли значение место, где стоишь?

Отчасти значение имеет, где стоять. Так, например, стоять в конце храма — там отвлекают приходящие и уходящие, разговоры у свечного ящика, там рассеивается молитва, а впереди этого нет. Однако важно, с каким чувством ты стоишь: с чувством ли своего недостоинства и греховности или с чувством фарисейским и с любопытством.

Как поступить, если после окончания Литургии священник не дает крест для целования, потому что служит молебен или еще по какой причине, а мне нужно срочно уйти по уважительной причине?

Должно поцеловать Распятие в храме и идти, благодаря Бога и сокрушаясь, что раньше ушел.

Можно ли входить в храм с магнитофоном или с продуктами из магазина (мясом, яйцами и пр.)?

Это надо избегать делать. В Евангелии читаем, что Иисус Христос не позволял, чтобы кто-то пронес сосуд через храм. А мясо вообще в церковь запрещено приносить [5] .

Если детскую коляску оставлять на улице опасно, можно ли взять ее в храм?

Можно, по нужде, с разрешения церковных работников.

Можно ли прикладываться к иконам и ставить свечи во время службы, если не успел сделать это своевременно, до службы?

Во время службы это не нужно делать, потому что так вы отвлекаете верующих от молитвы, а надо или вначале, до службы, или по окончании ее.

Читать еще:  Видят ли нас умершие?

Разрешается ли в постные дни приносить на канун скоромные продукты?

Можно ли прихожанам во время богослужения или после него пользоваться проходом между аналоем, на котором лежит праздничная икона, и Царскими Вратами?

Только не вставая на амвон (с которого диакон говорит ектении, а священник — проповеди), так как соборным правилом запрещается вставать на амвон мирянам. [6]

Обязательно ли, чтобы поминальная свечка сгорела во время службы, на которой было поминовение, или ее могут поставить потом?

Это не имеет большого значения, надо больше смотреть за собою и сокрушаться о своих грехах.

Обязательно ли делать земной поклон во время возгласа «Святая Святым…»?

Земные поклоны отменяются в субботы, воскресные и праздничные дни [7] , а в Воздвижение и в воскресенье Крестопоклонное совершаются только, когда поются песнопения на поклонение Кресту. В воскресные и праздничные дни разрешаются земные припадания только великим святыням: Св. Дарам, мощам, чудотворной иконе.

Если кто-то хулиганит в храме и мешает службе, можно ли вывести его силой?

Не только можно, но и должно.

Что означает во время Литургии возглас «Оглашеннии, изыдите…»?

«Оглашеннии» значит некрещеные; раньше они оглашались, наставлялись в вере. Следовательно, им надо выйти из храма.

Можно ли в церкви заходить на амвон и солею прихожанам?

Без нужды не должно заходить туда. Надо помнить евангельских смиренного мытаря и гордого фарисея.

Если ребенок (младенец) ведет себя неспокойно в храме и это мешает службе или молящимся, надо ли уходить из храма?

Выйти на это время, когда кричит, мешает, можно и должно, а потом опять встать невдалеке от дверей, чтобы на подобный случай выйти.

Если младенец не принимает Св. Даров и стискивает рот, надо ли причастить насильно?

Маленькому можно маленькую каплю дать Св. Причастия, а большого не насиловать.

Какие моменты во время Литургии самые важные?

«Тебе поем…» и вынос Св. Даров.

Правильно ли говорят, что в храме держать руки за спиной нехорошо?

Об этом говорит святитель Феофан Затворник, что должно стоять в струнку, лицом к алтарю или в землю или на икону смотреть. [8]

Прилично ли женщинам во время Богослужения, находясь в передней части храма, делать земные поклоны или стоять на коленях так, что задняя часть туловища находится выше головы?

Вообще советуется не выделяться среди молящихся, а то это будет показность.

Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время святитель Григорий Богослов. [9]

Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения. Надо ли обращать на это внимание или это неважно?

Изображений, которые вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам…» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской, на которой было изображение Св. Троицы.

В нашем храме каждую субботу во время Литургии ходят с чашками и подносами мимо каждого молящегося, собирая деньги на строительство храма. Позволительно ли это? Что сказать о настоятеле?

Такова традиция многих храмов, и вас это не должно беспокоить, так как за это отвечает настоятель храма. Подобные вопросы нужно задавать ему, не стесняясь.

Что надо делать и чего не делать в воскресенье?

Святой Косма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие слово. [10]

Можно ли продавать в храме свечи, книги и иконы во время службы, особенно когда одна часть причащается, а другая «свободна»? Как быть?

Это решает настоятель, который за это и отвечает. Традиционно всегда было так.

Как православному правильно передать свечу к иконам, если он опоздал на службу и в храме много людей? И как правильно принять такую свечу от другого, или передавать уже нельзя?

Подавать свечи нужно до начала службы, стараясь при этом не произносить лишних слов и не суетиться. Воздержаться от передачи свечей нужно во время евхаристического канона, чтения Евангелия.

Обязательно ли ходить в церковь по воскресеньям? В заповеди не сказано, что надо обязательно ходить в церковь. Понимаете, у меня муж хоть и крещеный, но против того, чтобы я ходила каждое воскресенье. Время от времени он позволяет. Я хотела узнать, должна ли я, несмотря ни на что, все равно ходить в церковь или нет? Мне самой очень хочется бывать в храме почаще.

Читать еще:  Можно ли помолиться на икону на мониторе?

Заповедь Божия говорит нам, чтобы мы «шесть дней делали дела свои, а седьмой посвятили бы господу Богу Своему». Если возможно с вашей стороны, то ходить в церковь нужно как можно чаще. Один из отцов Церкви говорил: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» [11] . Если возникают по поводу хождения в церковь скандалы, нужно их избегать, но, оставаясь вынужденно дома, необходимо постараться найти способы, чтобы быть в этот день как можно ближе к Богу. Побольше помолиться, почитать Священное Писание. Просто поразмышлять о Господе. Неверующего мужа в делах веры не слушайте.

Прихожу в церковь, стою; до службы и во время службы вижу красивое, золотое свечение икон, врат и т. д. Что это?

Всякие видения в церкви или вне ее нам, грешным, не полезны. Нужно молить Бога, чтобы Господь избавил нас от них, иначе это может привести к самообольщению и «прелести», то есть к тому состоянию, когда человек начинает мнить о себе нечто высокое и считать себя достойным таких видений. А это благодатная почва для воздействия темных сил.

Что способствует вниманию при богослужении?

«Полезно при богослужении повторять краткую молитву в сердце, — говорит святитель Игнатий Брянчанинов, — так как она способствует тщательному вниманию, удерживая ум от рассеянности… При неспешном чтении молитв возможно внимание, а при поспешном чтении вниманию нет места».

Можно ли в храме, на клиросе находясь, делать вслух замечания, если кому-то случается ошибиться в чтении или пении?

Делать вслух замечание, останавливать начатое, а особенно смеяться отнюдь не следует, дабы не навести и на других смущения. Что из того, если случилось, например, сказать не тот прокимен или прочитать не столько стихов в каноне, сколько положено. Об этом, конечно, легонько напомнить следует, а разъяснить после окончания службы хорошо; не в этом преступление, что не то по ошибке прочитано, а в том, что хотя и прочитано положенное, да без внимания и расположения.

Можно ли в храме разговаривать?

«В церкви отнюдь не говори» (святой Антоний Великий). [12]

В храме меня часто одолевают хульные помыслы. Что делать?

Кто начинает жить по заповедям Божиим, тому враг делает препятствие, например, хульные помыслы в храме. Вы не отчаивайтесь в то время, но прибегайте к крестному знамению и Самому Господу и Ангелу хранителю — и получите за сие награду как борющийся и побеждающий. Если же враг сразу не выйдет из сердца вашего, то не обращайте на него внимания, как на лай пса на улице, который не приносит нам вреда.

Можно ли в воскресенье отстоять только Литургию?

В воскресенье в храме нужно достаивать до окончания панихиду и молебен, если нет особенно уважительных причин спешить из храма, потому что Господь сказал: шесть дней делай и сотвори в них дела свои, а седьмой день отдай Господу Богу своему. Нам же не хочется и полчаса побыть, чтобы помолиться за своих родных и знакомых. Если бы у вас были собраны гости на обед и некоторые из них, нарушая беседу, не стали бы сидеть до конца обеда, то разве не обидело бы это хозяина? Так и мы прогневим Бога, если уйдем, не достояв службы Господней.

Себялюбие — корень всех страстей

Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой», и «непонятный язык богослужений», и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?

В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector