0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему история Иисуса похожа на историю других богов

mitja1991

История Иисуса началась. Он родился 25 декабря, через непорочное зачатие, мог превратить воду в вино, ходить по воде, его предал один из его 12 последователей, после чего он был распят, умер, а затем воскрес через три дня.

Однако, библеисты считают, что эти истории напрямую украдены или находятся под сильным влиянием историй о других древних божествах.

Один из самых выдающихся утверждает, что история Иисуса — это подделка, когда ее начинаешь сравнивать с древне-греческим Богом Дионисом.

По данным сайта greek-gods.org, «Дионис был потомком Зевса и смертной женщины Семелы», абсолютная калька на Иисуса, который был потомком бога и смертной женщины Марии.

Далее, Дионис считался Богом вина и мог превратить воду в вино.

Он также отождествлялся с овном, в то время как Иисус был известен как агнец Божий.

Сайт Truth Be Known добавляет, что его «имя для жертвоприношений было Dendrites или «юноша с дерева» указывает на то, что он был повешен на дереве или распят, «прежде чем он спустился в подземный мир после воскресения через три дня после его смерти».

В своей книге «Столкновение богов», бывший историк Нью-Йоркского университета, д-р Томас утверждает, что ранние христиане признавали влияние истории Диониса на Иисуса.

Он пишет: «Раннее христианское искусство изобилует ассоциациями с Дионисом, будь то в шумном пиршестве, в чуде превращения воды в вино в Кане, в вине и виноградных мотивах намекающих на причащение, и наиболее заметно … при описании Диониса черты лица, которого очень похожи на черты лица Христа».

Другой Бог – Митра это божество, которому поклонялись в Древней Персии и даже древние римляне сотни веков до Рождества Христова.

Этот Бог также якобы родился 25 декабря, и вновь рожден от девы.

Джеральд Ягода писал в «Религиях мира»: Так же как и для Митры деятельность Христа описывалась одинаково как «путь», «правда», «свет», «жизнь», «слово», «сын Бога», «Добрый пастырь».

Значимость 25 декабря в религии заключается в том, что это день, когда дни, наконец, начинают становиться больше в северном полушарии и проистекает из тех времен, когда люди поклонялись солнцу как Богу.

У нескольких других богов есть похожие истории с Иисусом, в том числе утверждается, что боги древнего Египта Гор и Осирис сильно повлияли на историю Христа, в результате чего некоторые считают, что Иисус не был реальным человеком.

Так какой смысл изобретать миф о Сын Божием, пришедшего на Землю?

Один ученый утверждает, что это была Римская мистификация, предназначенная для управления людьми.

Библейский ученый Джозеф Этуилл пишет на своем сайте: «Христианство может считаться религией, но на самом деле ее специально разработали и использовали в качестве системы контроля над разумом, чтобы производить рабов, которые верили, что Бог предписал их рабство».

Ученый утверждает, что в то время, еврейские секты в Палестине ожидали Мессию-воина, который стал более серьезной проблемой после того, как Римская империя не смогла решить проблему с помощью традиционных средств.

В результате, правители прибегали к психологической войне, которая могла бы дать гражданам то, что они хотели, и в то же время они следовали своим правилам.

Г-н Этуилл добавляет: «Они предложили этот способ, чтобы остановить распространение ретивых Еврейских миссионеров, деятельность которых была связана с созданием конкурирующих систем убеждений».

«Вот тогда и была придумана история про мирного Мессию».

Сравнивая Новый Завет с «Войной евреев» Иосифа – единственного выжившего Иудея первого века – он нашел параллели между двумя.

Г-н Этуилл: «Похоже, что от многих ученых ускользает то, что последовательность событий и места служения Иисуса более или менее такие же, как последовательность событий и места военной кампании [Императора] Тита Флавия, как описано Иосифом.

«Это явное доказательство сознательно подготовленной заготовки».

Жизнеописание Иисуса фактически построено с самого начала и до конца, по предыдущим историям, но особенно по биографии Римского кесаря».

Разоблачение мифа, что Иисуса Христа скопировали с греческого бога Диониса

Критики христианства и сторонники мифологической концепции происхождения Иисуса Христа утверждают, что основатель крупнейшей в мире религии является выдумкой ранних христиан, которые построили образ Иисуса на основе древнегреческого бога Диониса. Какие есть доводы в доказательство этой теории?

Дионис — это древнегреческий бог виноделия и растительности. В 1999 году вышла книга «Мистерии Иисуса: был ли изначальный Иисус языческим богом?», где авторы Тимоти Фрике и Питер Гэнди пытаются доказать, что Иисуса Христа придумали на основе представлений о языческих богах, таких как Дионис. Они приводят ряд тезисов:

1. Дионис родился от девы 25 декабря.

2. Подобно Иисусу Христу Дионис был странствующим учителем, для своих учеников он творил чудеса.

3. Дионис мог превращать воду в вино и считался богом виноградной лозы. В раннем христианстве виноградная лоза стала христианским символом.

4. Подобно Христу Дионис ездил на осле в победной процессии.

5. Диониса почитали как царя, ритуально убивали и ели, что отразилось в таинстве евхаристии.

6. Диониса убили и он воскрес из мертвых 25 марта.

7. Диониса изображали распятым на кресте.

Действительно, слишком много параллелей. Неужели образ Иисуса Христа действительно скопировали с Диониса? На самом деле приведенные выше аргументы не совсем правомерны и вот почему.

1. Нельзя сказать точно, что Дионис родился от девы. В древнегреческой мифологии существуют разные мифы о происхождении Диониса. В классической версии Дионис родился от бедра Зевса. Это случилось странным образом.

Зевс имел связь с Семелой. Семелу нельзя назвать простым человеком, в отличие от девы Марии, потому что ее отец был греческий героем, а мать — богиней Гармонией. Жена Зевса Гера была ревнивой, поэтому путем манипуляций над Семелой добилась того, что Зевс вырвал из чрева Семелы недоношенного Диониса и вшил его в свое бедро.

Есть версии мифов, где матерью Диониса выступает богиня Персефона. О дате рождения Диониса вообще нет информации. Тем более 25 декабря — это условная дата рождества Иисуса, которая заменила собой некоторые языческие праздники в Европе.

2. Дионис действительно творил чудеса и странствовал по миру. Однако это не является отличительной чертой Диониса. Творение чудес и странствие — атрибуты многих божеств и религиозных деятелей: Один, Зевс, Будда, Кришна, Заратуштра.

3. С превращением воды в вино не всё так просто. Сюжет о превращении воды в вино Дионисом восходит к роману Ахилла Татия «Левкиппа и Клитофонт». Ахилл был греческим писателем римской эпохи 2 века нашей эры. То есть данный сюжет появился после написания Евангелия от Иоанна, где написано про чудо превращения воды в вино.

Возможно, язычники сами скопировали сюжет из Евангелия, а не наоборот. Однако в более раннем источнике, в «Естественной истории» Плиния Старшего, тоже говорится о манипуляциях с вином. Евангелие от Иоанна — это одна из самых поздних книг Нового Завета, в синоптических Евангелиях нет сюжета о превращении воды в вино. Значит, что Иоанн вполне мог подражать древнегреческим писателями при составлении своего Евангелия.

В отличие от Диониса, Иисус не был богом виноградной лозы. В Евангелии от Иоанна символ виноградной лозы является образом, а не буквальным атрибутом. Возможно, что когда евангелист Иоанн сравнивал Иисуса с виноградной лозой, он пытался сказать, что Иисус есть истинная виноградная лоза, а Дионис — ложная.

4. Сюжет с поездкой на осле никак не связан с Дионисом. На древнегреческих вазах Диониса изображали рядом с ослом, но не на осле, и это не было каким-то триумфальным шествием.

Триумфальный въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим означает то, что он въезжал с провозглашением мира. Въезд на коне — это символ победы в войне. так поступали императоры и генералы. Поездки на осле не являются чем-то уникальным для Иисуса Христа. Пальмовые ветви, которые клали перед Иисусом, тоже не являются чем-то особенным, потому что этот ритуал относился ко многим вельможам.

В Евангелии Иисус потому и едет на осле, чтобы показать его особый статус, и не было смысла копировать данный сюжет с Диониса или другого божества.

5. Нет никаких свидетельств, что Диониса ели в ритуальной практике. Поэтому параллель с христианским таинством причастия абсурдна.

6. Нет никаких свидетельств, что Дионис умирал и затем сам себя воскрешал. Но есть сюжет, как титаны разрывали Диониса на части, а затем некто собрал его кусочки и воскресил его. Это не похоже на сюжет с распятием Иисуса Христа. Сюжет смерти и воскресения божества распространен по всему миру, но это не значит, что какие-то из них скопированы друг у друга. Содержательно сюжеты Диониса и Иисуса никак не совпадают.

7. Диониса не распинали на кресте. Это очередная выдумка. На обложке книги выше можно увидеть камень с изображением распятого на крестообразном якоре человека. Посередине надпись «Орфей Вакх». Вакх — это Дионис.

Но этот камень скорее всего является подделкой эзотерических кружков 17-18 века. Сегодня сохранилась лишь черно-белая фотография этого камня. Если признать подлинность камня, то стилистически его можно отнести ко временам христианского гностицизма 2-3 века. И тогда в этом тоже ничего удивительного нет.

Если обратиться к мифам, то в них тоже нет никакого распятия Диониса. Зато есть распятия самим Дионисом.

Вообще, «бунтаря» Диониса с очень гедонистическими этическими взглядами сопоставлять с Иисусом весьма странно. Единственная яркая параллель Иисуса и Диониса в том, что оба спускались в ад. Иисус спускался, чтобы спасти всех праведников. Дионис спустился, чтобы спасти свою мать Селену, после чего она стала олимпийской богиней Фионой. Но и тут тоже не всё так просто. Помимо Диониса в Аид спускались много других героев.

Таким образом, наиболее явное сходство между Дионисом и Иисусом Христом заключается в способности превращать воду в вино. Вот и весь плагиат.

Существовал ли исторический Иисус?

Существовал ли Иисус или это все миф?

Был ли Иисус Богом, человеком или мифом?

Читать еще:  У меня маленький сын. Как часто надо бывать в храме и подолгу ли?

Многие ученые библеисты ставят под вопрос существование Иисуса как исторической фигуры. Другие библеисты убеждены, что Иисус действительно существовал, но он был полностью человеком и не совершал никаких чудес. И, конечно, большинство христиан верят в то, что история Иисуса, как она рассказана в Библии, полностью верна.

Сразу хочу оговориться — я не являюсь библеисткой. Я потратила некоторое время, читая то, что пишут библеисты. Это очень сложная область исследований, но я постараюсь вам передать основные причины для скептицизма в отношении исторического существования Иисуса. Аргументов и свидетельств так много, что ими можно наполнить много томов, это правда, но я постараюсь передать самое главное. За деталями вы можете обратиться к книгам, на которые я ссылаюсь.

Мы не можем использовать Библию как исторический документ, так как в данном случае сама Библия проверяется на предмет историчности. Вдобавок к этому, сама Библия предстает перед нами как ненадежный источник, так как она говорит о мифах как об истине, и даже когда она имеет дело с известными фактами из истории, географии или естественных наук, она представляет их неверно.

Является ли Иисус «историей, облаченной в миф» или «мифом, облаченным в историю»?

Если мы хотим узнать об Иисусе как о человеке, то мы должны начать с предположения о том, что Иисус не обладал божественной природой, не являлся сыном Бога и не имел никаких сверхъестественных способностей. Вопрос тогда можно поставить так: был ли он реальным человеком, или его существование — это миф? Жил ли человек по имени Иешуа бен Иосиф в Вифлееме в первом веке нашей эры? Проповедовал ли он, были ли у него ученики, был ли он распят? Оставляя в стороне истории о рождении от девы, чудесах и воскрешении, существовал ли на самом деле исторический Иисус?

Некоторые ученые говорят, что Иешуа бен Иосиф существовал, но рассказы о нем являются «историей, облаченной в миф». История его жизни была смешана с мифами, популярными в то время. Такой подход прослеживается в книгах, например, Zealot by Reza Aslan и How Jesus Became God: by Bart D. Erhman. Они пытаются снять миф и показать нам человека.

Другие ученые говорят нам, что рассказы об Иисусе это «мифы, облаченные в историю». Они считают, что эти рассказы являются на 100% мифами, выдумками, аллегориями. Существовали первоначальные мифы, а затем к ним была добавлена вымышленная история Иисуса. Это является центральной темой таких книг как Nailed: Ten Christian Myths That Show Jesus Never Existed at All, by David Fitzgerald и On the Historicity of Jesus: Why We Might Have Reason for Doubt by Richard Carrier.

Существует еще одна гипотеза о том, что в то время много странствующих проповедников проходили через Вифлеем, и истории их жизней были объединены в единое целое, и им было дано одно имя — Иисус.

Я даже слышала теорию о том, что история Иисуса берет свое начало в пьесе, которую ставила бродячая театральная труппа. Это интересная теория, потому что это могло быть реальным способом распространять антиримские взгляды под прикрытием невинного развлечения.

История Иисуса очень похожа на истории мифических героев.

Я начала с предположения, что все, что мы знаем об Иисусе из Библии — рождение от девы, чудеса, воскрешение — все это является мифом. Почему я сделала такие предположения?

Рождение от девы является результатом неправильного перевода — слово, обозначающее молодую женщину, было переведено как дева, девственница. Кроме этого в греческой и римской мифологии (и в мифологии других культур) великие люди часто рождались в результате союза богов и земных женщин. Например, Геркулес был сыном Зевса и земной женщины. В то время, когда повсеместно верили в правдивость этих мифов, неудивительно, что Иисус также мог быть сыном бога.

Чудеса и удивительные подвиги являются частью каждого путешествия героя. Если религия должна была быть основана на жизни человека, он должен был быть больше, чем просто человек. Что-то должно отделить его от всех остальных, поставить его над всеми, а иначе зачем ему поклоняться и следовать. Так появляются истории о том, как Иисус исцеляет больных, воскрешает мертвых, ходит по воде, борется с демонами и так далее.

История жизни Иисуса очень сильно напоминает «архетип мифического героя», присутствующий в мифах всех культур. Рождение божественного героя сверъестественным образом предсказывается, и его зачатие происходит также сверхъестественным образом. Будучи младенцем, он избегает попыток убить его. Будучи ребенком, он демонстрирует не по годам развитую мудрость. Став юношей, он получает миссию. Он побеждает монстров и/или демонов, и его провозглашают царем. Его успех оказывается кратковременным — его предают, он впадает в немилость, его казнят, часто на вершине холма. В конечном счете после своей смерти он оправдывается и забирается на небеса. Множество мифов рассказывают подобную историю с некоторыми вариациями.

Иудейская часть Библии, Ветхий Завет, содержит множество пророчеств о приходе Мессии. Исполнил ли Иисус эти пророчества? Конечно, исполнил. Это вполне естественно, что люди, рассказывавшие историю Иисуса, постарались, чтобы эта история соответствовала пророчествам.

Не существует свидетельств существования Иисуса от его современников.

Существует множество доступных письменных источников времен Иисуса, но нигде не содержится никакого упоминания о нем. Не существует никаких письменных свидетельств о его рождении, о суде над ним, о его смерти — вообще никаких следов. Никто из писателей и историков его времени не обмолвились ни единым словом о нем. Также нет никаких вещественных предметов, указывающих на его существование, — как плотник, он должен был что-то построить или смастерить, и, конечно, его последователи должны были бы сохранить это.

Согласно повествованию во время его жизни на Земле Иисус «был известнее, чем Битлз». У него были тысячи последователей, он восстановил против себя власти, как среди иудеев, так и среди римлян. Очевидно, что кто-то где-либо по каким-то причинам должен был написать что-то о человеке, который привлек так много к себе внимания и добился такой известности и славы. Однако ничего нет.

(Я не ссылаюсь здесь на упоминание о Христе иудейского историка Иосифа Флавия в 93 г. н.э., потому что это упоминание является очевидной подделкой. Я также не ссылаюсь на Туринскую плащаницу, так как это тоже доказанная подделка.)

Евангелия Нового Завета представляют собой смесь противоречащих друг другу историй.

Не существует отчетов реальных свидетелей. Послания Павла (Савла из Тарса) были написаны примерно в 52 г. н.э. Так как жизнь человека была короткой в то время, особенно среди простого народа, он не мог иметь личного опыта общения с Иисусом или с кем-то, кто лично знал Иисуса. (Павел открыто заявляет, что никогда не встречал Иисуса.)

Павел, возможно, вообще ничего не знал о реальном Иисусе. Никто из авторов Посланий, включая и Павла, не приводит каких-либо биографических деталей жизни Иисуса — нет упоминаний о том, чему он учил, нет упоминаний о его учениках, о чудесах, чего-либо, что случилось до его смерти. Все указывает на то, что Павел воспринимал Иисуса как духовного небесного бога, посредника между Богом и человеком, а не как реального человека. Взгляды Павла напоминают смесь иудейского Писания с зороастризмом и митраизмом. (Кроме того, видение Павла по дороге в Дамаск демонстрирует явные признаки эпилептического припадка.)

Все, что мы знаем о жизни Иисуса, написано не ранее, чем примерно 100 лет спустя его предполагаемой смерти. Детали жизни приводятся в Евангелиях от Матфея, Луки, Марка и Иоанна, но сами Евангелия не были написаны ими. Писатели были апостолами (посланниками), а не учениками. В Евангелиях присутствуют признаки того, что они редактировались в последующие столетия, а также в Средние века. Ни один из оригинальных документов не сохранился. У нас есть только копии копий, и они часто отличаются друг от друга. Считается, что Евангелие от Марка является самой ранней версией «истории» о жизни Иисуса, Лука и Матфей переработали версию Марка и добавили своего материала. Евангелие от Иоанна было написано последним и добавило дополнительных противоречий. Они так сильно отличаются друг от друга, потому что были написаны в разное время, для разных читателей и в разными целями.

Допускали ли авторы Евангелий ошибки, пытались ли они писать в жанре аллегорий, или вся история от начала до конца вымысел? Что бы это ни было, это не подходит в качестве биографии. То, что мы знаем точно, это то, что история об Иисусе менялась со временем, становясь все более и более фантастической.

Существовало множество конкурирующих версий христианства, но как только официальная версия Библии была узаконена царем Контантином в четвертом веке, все конкурирующие версии Писаний были запрещены и уничтожены. Ранняя Церковь полностью контролировала письменные источники, и нет никакого способа узнать, что они могли добавить, удалить или уничтожить.
Ситуация ухудшается также тем, что Евангелия противоречат друг другу, рассказывая различные версии одной и той же истории, добавляя и удаляя различные детали. Например, Матфей говорит, что Иисус родился в Вифлееме, в доме Иосифа, во времена правления Ирода Великого (который умер в 4 или 5 г. до н.э.). Лука считает, что Иисус родился в хлеву в яслях во времена переписи, проведенной Квиринием в 6 г. н.э. (Они отличаются на 9 лет относительно даты рождения Иисуса.)

Современные библеисты имеют сильно отличающиеся взгляды на исторического Иисуса.
Однажды целый ряд библейских ученых объединились в группу «Семинар Иисуса» с целью прийти к общему пониманию того, каким был «реальный» Иисус. Их выводы составляют целый спектр мнений от альфы до омеги. Разные ученые описали его по-разному: он кинический философ, харизматический хасид, прогрессивный фарисей, консервативный рабби, непримиримый революционер, ненасильственный пацифист, мессианский царь, галилейский мудрец, эллинский шаман и так далее. Эти противоречащие друг другу интерпретации не могут быть все верны одновременно.

Такой разброс мнений может означать, что они все неправы. Возможно, они не могут прийти к согласию потому, что исторического Иисуса не существовало. Каждый ученый выбирает те лакомые кусочки из общей истории, которые соответствуют его представлениям об Иисусе. Является ли христианство смесью иудейских писаний и мифа? Существовал или нет иудейский рабби или проповедник с именем Иешуа бен Иосиф, который бродил по Вифлеему в первом веке нашей эры, это не так уж и важно. С большой долей вероятности он не был тем человеком, который впоследствии стал известен как «Иисус Христос», именно потому, что Иисус Христос — это всего лишь миф.

Читать еще:  Как быть, если муж просит исполнения супружеского долга, а я держу пост?

Одна из гипотез о происхождении христианства основана на убеждении, что иудейские писания смешались с эллинистическими и языческими мифами и философиями, общими для того времени. Иудеи в начале первого века нашей эры верили, что они живут в конце времен — писания содержали пророчества о том, что Мессия поведет их в Обетованную Землю. Многие люди пытались исполнить пророчества, заявляя о себе как о Мессиях. Римские письменные источники действительно приводят имена нескольких таких претендентов на роль Мессии, но среди них нет ни одного с именем Иисус или Иешуа. Политика того времени, по-видимому, помогла сформировать этот миф.

Мы, возможно, никогда не узнаем истинные причины возникновения христианства и его истоки. Мифы возникают и овладевают людьми, и так было с самых ранних времен существования человечества.

— Джозеф Этвилл говорит, что римляне использовали Христа как орудие пропаганды, чтобы «усмирять подданных».

— Свое «открытие» он сделал, когда читал единственный оставшийся письменный памятник об Иудее 1-го века.

— Этвилл говорит о десятках скрытых сходств между императором Титом Флавием и Иисусом.

— По словам библеиста, биография Иисуса от начала до конца сконструирована на базе более ранних историй.

— Эти утверждения опроверг специалист по Библии Джеймс Кроссли, сравнивший работу Этвилла с книгой Дэна Брауна.

Американский ученый утверждает, что сделал сенсационное открытие, доказывающее, что всю историю об Иисусе придумали римские аристократы.

Джозеф Этвилл (Joseph Atwill) заявляет, что христианство не зародилось как религия само, а было создано как изощренный инструмент пропаганды, чтобы усмирять подданных Римской империи. По его словам, он заметил ряд закономерностей, когда изучал единственный письменный источник по Иудее 1-го века, в котором, как утверждает Этвилл, есть десятки сходств между жизнью римского императора и жизнью Иисуса, описанной в Новом Завете.

Этвилл заявляет, что эти древние «признания» однозначно доказывают: биография Иисуса «от начала до конца сконструирована на базе более ранних историй, и особенно на основе биографии одного из римских кесарей». Он согласен с тем, что его теория расстроит некоторых верующих, однако выражает уверенность, что в свое время она найдет признание.

Однако профессор-библеист Джеймс Кроссли (James Crossley) из Шеффилдского университета сравнил теорию Этвилла с произведением Дэна Брауна. Он заявил Mail Online: «Такого рода теории широко распространены за пределами научного мира, и обычно их приберегают для литературных сенсаций. В научном мире таких теорий практически нет».

Читайте также: Что мы на самом деле знаем об Иисусе Христе?

Кроссли предложил экспертам не относиться к этим теориям всерьез. Он сказал: «Да, люди спорят, насколько хорошо мы знаем Иисуса, но идея о том, что истории о нем изобрели римляне, живет за рамками научного мира». Он добавил, что такая теория может вызвать раздражение у специалистов по религии.

По поводу своей теории Этвилл заявил следующее: «Я представляю свою работу с двойственными чувствами, поскольку не хочу наносить никакого прямого вреда христианам. Но это важно для нашей культуры. Интересующиеся граждане должны знать правду о нашем прошлом, чтобы мы понимали, как и зачем власть создает ложные истории и ложных богов. Она часто делает это для обеспечения общественного порядка, который идет вразрез с интересами простых людей».

Этвилл представит свои выводы на симпозиуме в Лондоне через несколько дней. Он говорит, что когда неуклюжая и грубая тактика римлян по наведению порядка не дала результатов, они обратились к более изощренным и тонким способам для его сохранения.

Этвилл заявляет: «Иудейские секты Палестины в ту эпоху были преисполнены ожиданием Мессии-воина, и это было причиной постоянных иудейских восстаний в первом веке. Когда римляне исчерпали обычные способы подавления таких бунтов, они обратились к психологическим методам. Они посчитали, что надо создать конкурирующую веру, которая будет препятствовать распространению мессианских идей среди ревностных иудеев. Вот тогда и была создана история о „мирном“ мессии».

«Вместо призывов к войне этот мессия должен был распространять пацифистские идеи типа „подставь другую щеку“ и призывать иудеев „отдавать кесарю кесарево“, а также платить Риму налоги. Но когда все эти источники были разоблачены, после них просто ничего не осталось», — добавляет Этвилл.

По его словам, он сделал свое открытие, когда параллельно изучал Новый Завет и «Иудейскую войну» Иосифа Флавия — единственный оставшийся рассказ от первого лица об Иудее первого века.

Этвилл сказал: «Я начал замечать череду сходств между двумя текстами. Хотя исследователи христианства издавна признают, что пророчества Иисуса сбылись в том, что написал о первой иудейско-римской войне Иосиф Флавий, я увидел там десятки других параллелей».

«Похоже, многие ученые не замечали, что последовательность событий и места проповедей Иисуса более или менее совпадают с последовательностью событий и с местами военной кампании [императора] Тита Флавия в описании Иосифа», — заявил он.

Однако в Британской энциклопедии говорится, что Тит Флавий родился в 39 году н.э., а умер в 81 году н.э. В той же энциклопедии сообщается, что Иисус умер до 30-39 года н.э. Это за несколько лет до военной кампании Тита Флавия.

Как сказал Этвилл, «это четко свидетельствует о специально созданном повествовании. Биография Иисуса от начала до конца сконструирована на базе более ранних историй, и особенно на основе биографии одного из римских кесарей».

Это было сделано для того, говорит он, чтобы рядовой верующий не понял, что произошло. Но авторы этой конструкции хотели, чтобы внимательный читатель осознал, что к чему. Этвилл далее отметил: «Образованный римлянин из правящего класса мог понять, что за литературная игра разыгрывается у него на глазах».

Согласно утверждению Этвилла, он может доказать, что «римские кесари оставили нам нечто вроде литературной загадки, которую должны были разгадать будущие поколения, и что разгадка такова: «Мы изобрели Иисуса Христа, и мы гордимся этим».

Этвилл не думает, что это означает конец христианства, однако надеется, что его работа даст сомневающимся основание «порвать с религией». «Теперь у нас есть доказательства, позволяющие с точностью сказать, откуда появилась история про Иисуса», — говорит он.

«Христианство может давать кому-то спокойствие и утешение, но оно может также быть очень вредным и репрессивным, этакой коварной формой управления разумом, ведущей к слепому согласию на рабство, нищету и войны на всем протяжении истории. — отмечает библеист. — Христианство по сей день, и особенно в США, используется для получения поддержки войне на Ближнем Востоке».

Этвилл выступит с презентацией о своем открытии под названием «Тайный мессия» 19 октября в лондонском Конуэй-холле на улице Холборн. Там он предложит скептикам опровергнуть его теорию, о чем библеист сообщает на своем вебсайте.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Кем был Иисус на самом деле: что думают ученые об исторической личности Христа

Кажется, о том, кто такой Иисус Христос и говорить не нужно: известно всем с пеленок.

Но что мы знаем об историческом Иисусе?

Зарубежных ученых этот вопрос волнует довольно давно. К сожалению, на русском языке на эту тему написано не так много. Книга «Иисус. Историческое расследование» Латыниной, построенная на скандальных и малодостоверных фактах, не в счет. Куда более объективно и научно исследование Глеба Ястребова, «Кем был Иисус из Назарета», а из зарубежных источников ключевой считается работа «Иисус» Давида Флуссера.

В свою очередь мы, приводя данный в этой статье, опирались на книги, а также публичные лекции известного религиоведа, кандидата культурологии Константина Михайлова

Иисус — реальная историческая личность

Потратив много лет на исследования, ученые пришли к выводу, что Иисус действительно существовал. Смешно, об этом и так знают все верующие. Но ученые на то и ученые, что им нужно сомневаться и все доказывать. А в случае Иисуса доказательств требуется больше. Такой парадокс. Про 99 процентов персонажей античности ученые знают на порядок меньше, чем про Иисуса, но при этом не испытывают ни малейших сомнений в том, что они существовали. Например, никому не придет в голову сомневаться в существовании Пифагора, хотя единственная ранняя биография Пифагора была написана спустя столетия после его смерти.

— Будь это абсолютно любая историческая личность, мы бы сказали, батюшки, для персонажа первого века у нас есть сотни страниц документов., но ученые всегда будут спорить про Иисуса именно потому, что это Иисус, — непонятно объяснил религиовед Константин Михайлов.

Кто первый написал о Иисусе

Текстов самого Иисуса у нас нет. Поэтому исследователи опираются на документы, написанные уже после распятия. Самое раннее — послание апостола Павла, созданное через 30 лет. Биографических сведений в этом источнике довольно мало, ведь апостол Павел обращается к членам христианской общины, тем, кто и так хорошо все знает.

Второй источник — это Новый Завет. Как известно, в него входят четыре Евангелия, из которых самое раннее — от Марка, создано примерно в 60-70 годах н.э. Спустя десять лет было написано Евангелие от Матфея. Еще десятилетием позже — от Луки. На них историки и опираются в первую очередь. Самое последнее — Евангелие от Иоанна — создано спустя 70 лет после распятия. Поэтому его относят к источникам второго ряда.

Таинственный протоисточник Q

Существует еще один источник, который никто никогда не видел, но тем не менее, его удалось реконструировать. Когда исследователи сличали Евангелия от Матфея, от Луки и от Марка, то обнаружили интересное. В Евангелиях от Матфея и от Луки есть общие эпизоды, которых нет в самом старом Евангелии от Марка. Это очень важные эпизоды, например Нагорная проповедь. В Евангелии от Матфея она начинается словами: «Блаженны нищие духом ибо их есть царствие небесное». В Евангелии от Луки чуть иное: «Блаженны нищие ибо их есть царствие небесное». Вроде бы то, да не то. Куда делся дух?

В общем, примеров было достаточно, чтобы понять: Матфей и Лука опирались на некое Протоевангелие. Возможно, текст запоминали и передавали устно. Этим обусловлено расхождение.

Евангелие от Марка, таинственное протоевангелие Q и Послание апостола Павла — это три столпа, на которых стоит изучение исторического Иисуса.

Любопытно, что уже в двадцатом веке ученым удалось обнаружить Евангелие от Фомы, первые версии которого, судя по всему, были созданы в 70-80 годах I века, то есть, примерно тогда же, когда и Евангелие от Марка. Это тоже очень интересное для изучения Евангелие, несмотря на то, что в нем нет описания биографии Иисуса: в основном, проповеди и речи.

Исторический Христос родился до Рождества?

Непонятное продолжается. Вроде бы, всем известно, когда родился Иисус: как-никак от Рождества Христова мы отсчитываем нашу эру. Однако по факту точной даты мы не знаем. Евангелисты пишут, что Иисус родился в правление Ирода Великого. Тогда, учитывая, что Ирод скончался в 4 году до нашей эры, получим, что Иисус родился до Рождества Христова, как ни странно озвучит. Также Евангелие сообщает, что Иисус родился в период проведения римской переписи Иудеи. Но единственная перепись, подходящая по времени, датируется 5-6 годом нашей эры. Тогда выходит, что Иисус родился после Рождества.

Правда, историки все-таки предполагают, что Иисус родился в период правления Ирода Великого, то есть не позже 4 года до нашей эры.

Теперь что касается даты рождения. С ней тоже сложно, ибо ученые не уверены, что это 24-25 декабря, как принято считать. Известно, что ранние христиане праздновали рождение Иисуса в апреле и мае, а впоследствии переняли римские даты: в конце декабря римляне праздновали ключевой праздник культа Непобедимого Солнца. Идея Непобедимого Света, торжествующего над тьмой, понравилась и христианам, поэтому, скорее всего, они привязали рождение Иисуса к этим дням.

То же с концом земной жизни. Мы знаем, что это середина Песаха,середина месяца Нисана, но сколько прожил Иисус — загадка. Вроде бы, действительно 33 года, но нигде в Новом завете этого не говорится.

Где родился Иисус

Одни библеисты говорят, что в Вифлееме, другие — что в Назарете. Правда, те, которые говорят, что в Вифлееме — везде называют его Иисусом Назарянином, значит, Назарет достовернее.

Информации о детских годах Иисуса почти нет. Ранний период жизни Христа, до его тридцатилетия (примерно в этом возрасте он стал проповедовать) — практически не охвачен вниманием евангелистов.

Никто не ставит задачу опровержения или доказательства идеи непорочного зачатия. Однако ни евангелист Марк, ни Павел ни даже Иоанн ничего об этом не пишут, а апостол Павел говорит, что Иисус был семени Давидова по плоти, то есть по мужской линии происходил от царя Давида. Кроме того, как говорят исследователи, у иудеев вообще не было идеи порочного зачатия.

— Скорее всего, эта идея возникла позже, в 60-70 годах первого века, когда основную часть раннехристианской общины стали составлять бывшие язычники, — говорит религиовед. — Они понимали, что необычные герои должны рождаться необычным образом. Например, говорили о непорочном зачатии Платона и Октавиана Августа, императора, во время которого родился Христос. Притом, что родители Августа были прекрасно известны.

Не плотник, а каменщик

Историки не спорят с тем, что родителей Иисуса звали Иосиф и Мария, что родился и вырос Христос, скорее всего, в Назарете, хотя в более позднем возрасте жил в городе Капернауме, ведь этот город был центром его проповедей. Семья была простой и не слишком обеспеченной. А вот с тем, что Иосиф был плотником — религиоведы не очень согласны. Скорее всего — он был каменщиком. Ведь греческий термин, обозначающий профессию Иосифа, означает и плотник, и столяр, и человек, работающий с металлом. А учитывая, что семья жила не в лесистой, а в пустынной местности, вряд ли можно было предположить, что у плотника было много работы.

Родные или двоюродные?

Семья должна была быть большой, по крайней мере, иудейские традиции подразумевают, что детей должно быть много. На наличие братьев и сестер, указывает и Евангелие. В древнейшем Евангелии от Марка есть упоминание о брате Иакове, Иосифе, Иуде, Симоне и, как минимум, двух сестрах. Именно так полагают и протестанты. А вот в рамках католической традиции перечисленных принято считать двоюродными братьями. В православии сложнее: устоялась точка зрения, что это дети Иосифа от первого брака, до того, как он вступил в брак с Марией. Получается, что, согласно православным представлениям, Иосиф был существенно старше Марии. Причем, религиоведы согласны с этим. Ведь из текстов Евангелия видно, что к тому моменту, когда Иисус начал проповедовать, у него случилась семейная трагедия. Евангелисты упоминают братьев, сестер и мать, но не упоминают отца, что, возможно, говорит о том, что Иосиф к тому времени уже умер.

В возрасте около тридцати лет Иисус начинает читать проповеди. И тут уже самый горячий скептик не сможет опровергнуть: он был прекрасным оратором, собирая на проповеди до пяти тысяч человек. По тем временам это было все равно что собрать «Олимпийский»: принимая во внимание, что никаких средств усиления звука не было и большее количество людей просто ничего бы не услышало. Кроме того, Иисус был еще и выдающимся целителем.

Критический подход ученых исходит из того, что все чудеса нужно объяснить или опровергнуть. Однако объяснение некоторых чудес не менее красиво, чем сами чудеса. Пример — когда Иисус кормит большую толпу собравшихся пятью хлебами и двумя рыбами. Религиоведы считают, что перед нами имеет место «чудо человеческой щедрости»: была долгая проповедь, все устали, и Иисус достал свою еду и поделился с людьми. В этот момент остальные, тронутые его поступком, вспомнили, что захватили с собой еду на пикник и тоже начали делиться. Примерно в этом ключе трактовал чудо и писатель Варлам Шаламов.

Сколько учеников было у Иисуса

Когда мы говорим об учениках, мы вспоминаем 12 апостолов, но на самом деле их было гораздо больше. Евангелие упоминает 70 апостолов. Апостол Павел пишет, что после воскресения Иисус явился пяти сотням братьев, а единовременно проповеди слушали до пяти тысяч человек…

И все-таки важнейшими были двенадцать апостолов. И здесь интересное. Когда ученые сравнивали списки апостолов из Евангелия, они обнаружили, что на первом, пятом и девятом месте в списках стоят всегда одни и те же люди.

— Это не мнемонический прием, а дело в том, что апостолы делились на три группы, — отмечает Константин Михайлов. — Внутри этих групп имена апостолов совпадают, но порядок их меняется. Возможно, Иисус посылает их проповедовать?

Исходя из этого предположения, выходит, что самые близкие Иисусу апостолы — это Симон Петр и братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, которых он берет на проповеди с собой.

Не секрет, то иудаизм был несколько мизогинной религией, женщины оставались персонажами второго сорта. Однако в общине Иисуса мы видим обратное. Апостолы были женаты, но помимо этого, в общине были самостоятельные женщины, ученицы Иисуса. Широко известно про Марию и Марфу, но имелись и другие. Так, например, важным человеком была Иоанна жена Хуза, домоправителя царя Ирода Антипы.

— Следует понимать, что Хуз, это не домработник, а министр государственных имуществ, крупный чиновник при дворе Антипы и то, что его жена связана с общиной Иисуса — даже странно, — подчеркивает Михайлов. — Возможно этим можно объяснить, откуда у общины деньги. Ведь кто-то из состоятельных женщин мог выступать и спонсором. Община жила скромно и то, что для жены Хуза было копейками «на булавки», для общины составляло прожиточную сумму.

О чем Иисус говорит ученикам?

Историки сходятся во мнении, что Иисус требует то же, что и написано в заповедях Моисея, но только гораздо жестче. Если Моисей зарекает: «не прелюбодействуй», то Иисус осуждает даже развод, к которому иудеи относились нормально. Если Моисей запрещает лжесвидетельствовать, то Иисус говорит: не клянись.

— Он призывает к сверхрадикальной нравственности, — отмечает Константин Михайлов. — Выступает предельно строго и жестко. С одной стороны, отпугивая строгостью, но, с другой стороны, привлекая.

Ученые делают интересное предположение. А что если необыкновенная строгость объяснялась составом общины? В ней было много таких людей, которых не пустили бы на порог в порядочный дом: мытари, блудницы, разбойники, сборщики налогов. В Евангелии от Марка написано, что фарисеи удивлялись, тому, что Христос ест вместе с мытарями, блудницами и грешниками. На что Иисус ответил им: «Не здоровые имеют нужду для врача, но больные. Я пришел призвать праведников для покаяния».

Возможно, сверхрадикальная строгость Иисуса связана с тем, что он работает с очень сложной социальной группой. Он требует от своих подопечных в десять раз больше, чем любой другой, в надежде, что его паства выполнит хотя бы одну десятую.

Из-за чего погиб Иисус

Для того чтобы понять это, нужно разобраться в запутанном мире политических отношений в Иудее.

Иисус родился при Ироде Великом. Ирод, безусловно, был жестоким правителем, но при нем Иудея была самостоятельной страной. После смерти Ирода пришли римляне и разделили Иудею на части. Самая большая часть, включая Иерусалим и Вифлеем, попала под непосредственный контроль римских чиновников, то есть, прокураторов, каким был знаменитый Понтий Пилат. Подавляющее большинство иудеев не переносило римлян на дух, воспринимая как оккупантов. Иисус в этом смысле выбивается из общего ряда, особой неприязни к римлянам он не испытывал. А вот кого он явно недолюбливал — так это саддукеев, то есть храмовое жречество, которое сидело в Иерусалимском храме и сотрудничало с римлянами. Отношения с саддукеями у Иисуса были очень плохие. Он постоянно их критикует и не раз называет их самыми сильными выражением того времени: «порождение ехиднино».

Понятно, что для саддукеев Христос был занозой, но последней каплей, переполнившей чашу терпения, стал знаменитый разгон торговцев в храме. Саддукеи почувствовали, что от него нужно избавляться и сделали все, чтобы случилось то, что случилось.

Хотя, — уверенно заключают историки, — обвинения, предъявленные Иисусу, были сфабрикованы и имели под собой основания не больше, чем в тридцать седьмом году, когда ни в чем не повинных граждан обвиняли в шпионаже в пользу Японии или Аргентины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector