Почему Церковь против близости перед Причастием
Содержание
- 1 Почему Церковь против близости перед Причастием
- 1.1 Почему Церковь против близости перед Причастием?
- 1.2 Пост и супружеские отношения
- 1.3 Об участии в таинстве Святого Причащения без исповеди, трёхдневного супружеского воздержания и поста, и молитвенной подготовки
- 1.4 Выводы
- 1.5 Обуздывание похоти и супружеские обязанности – разные вещи
- 1.6 Почему Церковь против близости перед Причастием?
Почему Церковь против близости перед Причастием?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка! Почему Церковь отрицательно относится к близости супругов накануне и в день участия в Таинстве Евхаристии?
Отвечает иерей Георгий Христич:
О том, что не следует причащаться после супружеского общения, сказано в 5-м правиле Тимофея Александрийского. Очевидно, запрет на близость связан с аскезой, как и воздержание до Причастия от еды и питья. Аскеза — это духовные упражнения, которые существуют для приближения себя к такому внутреннему состоянию, которое не будет мешать встрече и соединению с Богом. Когда оппоненты монашества говорят, что аскеза – это умерщвление человека, то с точки зрения христианской аскетики они правы в своих суждениях с точностью до наоборот. Это действительно борьба и умерщвление, но человека ветхого, исполненного и испорченного страстями и грехами. Как говорил отец Александр Мень, «аскеза – это борьба с хаосом мыслей, чувств и желаний» читать далее
Церковь не регламентирует супружеское воздержание (это вопрос частной жизни), а единственное исключение — каноническим установлением является только запрет супружеского общения в ночь накануне Причастия.
Отношение к супружеской близости в целом определяется следующими словами апостола Павла:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ).
Отсюда возникла норма воздерживаться от супружеских отношений во время поста. Однако, если за нарушение пищевого поста отлучали от Причастия (69 правило св. апостолов), о супружеском посте сказано следующее: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
О том же сказано в 13-м правиле Тимофея Александрийского: «прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Пост и супружеские отношения
Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.
Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны наказывают отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».
Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен ( Исх. 19 ).
Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.
«Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»
Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковь рассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.
- Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?
- Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?
- Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.
Об участии в таинстве Святого Причащения без исповеди, трёхдневного супружеского воздержания и поста, и молитвенной подготовки
В сознании многих верующих благочестивая православная традиция подготовки к Святому Причащению получила силу закона, обязательного к исполнению.
В чём заключается традиционная практика подготовки к таинству?
Её описание можно найти в учебнике «Закон Божий», а также в некоторых молитвословах, согласно которым прежде чем приступить к Святой Чаше необходимо пройти следующие этапы подготовки:
- поститься и воздерживаться от супружеский близости в продолжении трёх дней;
- вычитать каноны покаянные Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и ангелу-хранителю;
- прочесть последование ко Святому Причащению;
- прочесть вечернее и утреннее молитвенное правило;
- исповедоваться накануне или в день Причащения;
- отказаться от вкушения пищи и воды с полуночи накануне дня причащения;
- получить благословение священника на участие в таинстве;
Нетрудно видеть, что подготовка, рекомендованная учебником «Закон Божий» и описанная в некоторых молитвословах требует много сил и времени и не каждому верующему по плечу.
Заметим, что учебник «Закон божий» и молитвословы не имеют силы правоустанавливающих документов, поэтому нарушение их рекомендаций не являются преступлением.
Что же на самом деле следует сделать, чтобы без греха приступить к Святой Чаше?
Надо исполнить канонические предписания Православной Церкви, регулирующие правила подготовки к таинству.
Для этого достаточно:
- Воздержаться от супружеский близости накануне причащения.
- Отказаться от вкушения пищи и воды с полуночи накануне дня причащения с тем, чтобы причаститься натощак.
- Получить благословение священника на участие в таинстве.
Дорогие мои читатели, если, готовясь к таинству, вы не смогли выполнить все рекомендации, диктуемые традиционной практикой, то, получив благословение священника, смело приступайте к таинству.
Не лишайте себя благодати оставления грехов и напутия живота вечного, даруемые вкушением животворящего тела и крови Христовой из-за того, что не удалось выполнить все без исключения правила, предписываемые традицией.
Но с другой стороны, не стоит злоупотреблять правом приступать к таинству Причастия без исповеди и молитвенной подготовки. На мой взгляд, это могут позволить себе христиане, ведущие благочестивую жизнь и к моменту участия в таинстве, не запятнавшие себя тяжёлыми грехами.
P. S. Чтобы убедиться в правдивости публикации, достаточно пройти по двум ссылкам:
Уважаемые читатели, если статья оказалась вам полезной, прошу:
поставить «лайк» и подписаться на канал;
поделиться статьёй с теми, кому данная публикация пойдёт на пользу! Спаси и сохрани вас Господь Бог!
Выводы
Итак, позицию церкви по вопросу супружеской близости можно выразить так – воздержание будет полезно для тела и души в дни постов. Но это должно быть по общему согласию мужа и жены, не в ущерб одному из них. Как долго будет длиться этот период, церковь не устанавливает. Единственное ограничение – запрет на супружеские отношения после причастия и до него. Это правило появляется еще в Старом Завете, когда народу перед пришествием на гору Синай Господа было велено воздерживаться от жен 3 дня.
В вопросе супружеских взаимоотношений нет строго установленных правил, так как это интимная, деликатная тема, которая не предполагает четких ограничений. В этом вопросе нет общего согласия даже у святых отцов. В прошлых веках предписания для соблюдающих пост также были разными. Они проходили формирование и установление постепенно.
Сейчас требования Церковного Устава говорят о том, что христианской семье желательно воздерживаться от отношений перед воскресным днем (в субботу вечером), перед двунадесятым праздником и перед пятницей и средой (вечером в четверг и вечером во вторник). Также в период многодневных постов, особенно в Великий пост, и во время подготовки к причастию.
Так говорят правила, но в каждом случае любящим жене и мужу ничего не мешает руководствоваться наставлением, которое дал христианам апостол Павел.
Обуздывание похоти и супружеские обязанности – разные вещи
Понимаю, что люди, воздерживающиеся от интимных отношений с мужем или женой, говорят, что таким образом они смиряют себя перед Причастием. Сексуальное воздержание не является обуздыванием похоти, потому что здоровые интимные отношения с мужем или женой – это обязанность, оставленная Богом на страницах Священного Писания, как мы читали выше. А что касается обуздания похоти, то это должно быть частью христианской жизни, а не только перед Вечерей Господней, но постоянно, если ты говоришь что имеешь Святого Духа и ведом Им.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. (Галатам 5:22-23)
Почему Церковь против близости перед Причастием?
Здравствуйте, батюшка! Почему Церковь отрицательно относится к близости супругов накануне и в день участия в Таинстве Евхаристии?
Отвечает иерей Георгий Христич:
Церковь не регламентирует супружеское воздержание (это вопрос частной жизни), а единственное исключение – каноническим установлением является только запрет супружеского общения в ночь накануне Причастия.
Отношение к супружеской близости в целом определяется следующими словами апостола Павла:
“А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1-7 ).
Отсюда возникла норма воздерживаться от супружеских отношений во время поста. Однако, если за нарушение пищевого поста отлучали от Причастия (69 правило св. апостолов), о супружеском посте сказано следующее: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
О том же сказано в 13-м правиле Тимофея Александрийского: “прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор. 7:5 ). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
О том, что не следует причащаться после супружеского общения, сказано в 5-м правиле Тимофея Александрийского. Очевидно, запрет на близость связан с аскезой, как и воздержание до Причастия от еды и питья.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.