0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Канун Великого поста: покаяние без посредников

Все ближе и ближе Великий пост — время воспоминания о своих грехах и покаяния. Вскоре в храмах выстроятся длинные очереди желающих покаяться. Но может быть, проще исповедоваться «напрямую Богу»? Разве покаяние обязательно должно быть при свидетеле? Можно ли раскаяться в грехах и получить прощение не приходя в церковь и не раскрывая душу священнику?

Исповедь для воцерковленного христианина — привычное дело. Если есть опыт христианской жизни, если подходишь к причастию достаточно часто, то покаяние перед аналоем становится чем-то совершенно естественным. И чем-то таким же нужным, как регулярное обследование у врача. За тем лишь исключением, что врач может найти тебя полностью здоровым, а на исповеди, будь она сколь угодно частой, обязательно вспомнится какой-нибудь грех.

Но если христианин — новоначальный или еще только подходит к порогу Церкви, или попросту не очень-то образован и «подкован» в богословских темах, то исповедь может вызывать у него множество сомнений и недоумений. Один из самых популярных вопросов, которые часто задают никогда не бывавшие у исповеди, но считающие себя верующими люди — это «а зачем ходить на исповедь? Ведь я могу исповедоваться сам, дома, напрямую Богу».

Только почему-то опыт Церкви от самых первых дней свидетельствует не в пользу тех, кто исповедуется «один на один» с Господом. Еще святые апостолы писали, что христианам следует открывать грехи друг перед другом, а не в тайной молитве. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», — писал в своем послании апостол Иаков, ставя молитвенное заступничество христиан друг за друга выше возможности «поговорить» с Богом наедине.

Читайте также: Канун поста: Страшный суд — Суд милости?

Но дело не только в совместной молитве. Есть и другая причина, по которой исповедь «непосредственно Богу» может оказаться если не совсем бесполезной для души, то куда менее полезной, чем могла бы. А может, увы, и вред нанести…

Что обычно подразумевается под исповедью «напрямую Богу»? Хорошо еще, если это действительно вставание на колени и покаянная молитва. Еще лучше — если к молитве из молитвенника, где приведены «среднестатистические» грехи без подробностей (чем они и удобны, едешь по этим строчкам, как на саночках, учитывая еще, что все написано на церковнославянском, а поди разбери, что на этом языке значит какое-нибудь мшелоимство) добавляются искренние перечисления своих согрешений и подлинное в них покаяние.

Хорошо, если это действительно обращение к Творцу и слезы перед Ним. В такой покаянной молитве есть и смысл, и толк. В конце концов, ежедневная исповедь «наедине с Богом» прямо-таки предписывается христианину, и в ежедневном молитвенном «правиле» она присутствует.

Но ведь зачастую речь идет совсем о другом, и «исповедь сразу Богу» ограничивается угрызением совести и неохотным признанием самому себе, что, кажется, был неправ. И никакого выхода за рамки собственного «я» нет в принципе. Бог в такой «исповеди» подразумевается как бы «по умолчанию» — мол, Он видел, что я в душе о чем-то совершенном пожалел — значит, я перед Ним раскаялся. Хотя человек к Богу не обращался, ни о чем Его не молил.

Никакого общения двух личностей при этом, никакого стремления к Богу, обращения к Нему о прощении и помощи в такой «молитве» нет. А по мнению «исповедника» Бог обязан чутко прислушиваться к каждому движению души, даже если это движение вовсе не в Его сторону, а так… само в себе… и засчитывать раскаяние, хоть бы оно заключалось в одной скользнувшей мысли «как-то я нехорошо поступил».

А ведь цель исповеди и покаяния — это не констатация факта «я был неправ». Собственно, это только первая ступень к покаянию, но далеко не его цель. А подлинное покаяние, обозначаемое греческим словом «метанойа» — «перемена мыслей», это — возрождение, воссоединение с Богом, сращение единства с Ним, разорванного грехом. Недаром говорится, что следует «принести плод покаяния» — признанием греха и даже отказом от него дело не ограничивается, следует сделать и нечто положительное, деятельно показать свою перемену.

Но даже в тех случаях, когда молитва — от души, сердечная, со слезами и воззваниями к Богу, и желанием переродиться, опасности можно не миновать. Дело в том, что молиться в пустоту очень сложно. Молиться, храня разум от представлений «воочию» своего Собеседника — очень трудно. Молитва, одновременно сосредоточенная на себе — в своей душе, в своих грехах — и при этом не создающая «образ Бога» внутри себя, к которому эта самая молитва и начинает обращаться — это очень, очень высокая молитва.

Умение не низводить Бога до какой-то картинки — трудное умение, не каждому дающееся (и уж точно не сразу). А ведь подобный самосотворенный «образ Бога в душе» — это не безопасно. Это не видимая икона, на которой можно упокоить взор, обращаясь к Первообразу. Худо начинается, когда этот созданный внутри себя мысленный образ начинает оживать. В прелесть (то есть, духовное заблуждение) можно впасть, и не видя наяву спускающийся с небес ангелов и Самого Господа во плоти. Обмануть самого себя можно очень потихоньку, разрешая созданной в себе картинке заместить Того, Кто Единственный должен принимать исповедь.

Читайте также: Что есть Бог — «нечто» или Личность?

Появляется искушение поверить в картинку внутри себя. Обращаться к тому Христу, Которого вообразил в своем сердце. И пусть Он прекрасен, и Лик Его сияет как солнце, а одеяния — белее белого снега, но к подлинному Христу воображаемая картинка отношения не имеет. Но сам не заметишь, как начнешь исповедоваться — не Богу. Как каяться начнешь — перед воображаемым. И ждать определенной реакции воображаемого Собеседника. И настраивать себя на нее. В зависимости от тяжести греха, глубины богопознания, да и просто собственного настроения. И вот в один день ты будешь «прощен», а в другой — грехи твои останутся с тобой. Только Бог тут будет ни при чем.

В зависимости от настроения «простить» или «обвинить» самого себя так заманчиво. И многие приписывают Богу свои мысли, даже не обратившись к Нему, то есть, попросту решив за Господа. «Я же понял, что был неправ (как вариант: я не мог по-другому, я был слаб) — и Он меня простил». Или наоборот: «Я такой страшный грешник, что Бог меня не слышит, и нет мне прощения во веки веков».

Да, в церкви у аналоя мы тоже исповедуемся Богу, а не священнику. Но здесь, во-первых, есть слушающий человек, обладающий огромным опытом бесед с кающимися — то есть, опасность впасть в мечтания разной степени мазохизма и себялюбия все-таки намного меньше. Во-вторых, священник — это человек, реально (по благодати священства) обладающий правом объявить отпущение грехов и поставить точку там, где «исповедующийся напрямую» человек будет долго-предолго копаться в себе, маясь угрызениями совести. Или наоборот: строго сказать, что простого признание греха — недостаточно. А, в-третьих, по слову апостола Иакова — священник — это свидетель покаяния и молитвенник за кающегося. Присутствие священника подтверждает твердость нашего решения отказаться от греха и готовность засвидетельствовать это перед Богом и людьми.

Порой можно услышать совсем уж детское возражение — мол «я стесняюсь исповедоваться перед священником, я уж лучше напрямую Богу». Но эта фраза в первую очередь свидетельствует о том, что возражающий совершенно не понимает, о чем говорит. Разве логично стесняться человека, такого же грешного и земного, как ты сам, но смело стоять перед Богом и не смущаться перед Его лицом?

На исповедь надо идти, как в травмпункт — ведь к врачу мы идем, не стесняясь самой страшной и уродской раны и не занимаясь самолечением. С тем же чувством следует прибегать и к аналою, чтобы исцелить изъязвленную грехом душу. Недаром священник, начиная исповедь, говорит пришедшим к нему: «внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши…» — то есть «вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным…» И еще — помнить всегда, что Богу радостнее простить, чем нам — быть прощенными.

Читать еще:  Насколько подробно исповедовать прелюбодеяние?

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Можно ли исповедаться дома без священника перед иконой

Очень часто можно встретить мнение, что для исповеди не нужно ходить в храм, рассказывать «свое сокровенное» перед каким-то священником, ведь Бог, Он везде, в том числе и у нас дома, а если и так, то получается можно исповедаться дома перед иконой? Давайте разберемся, можно ли на самом деле это возможно и если возможно, то при каких ситуациях.

Конечно же можно и даже нужно дома, домашних молитвах каяться в содеянном перед Господом. Мы и в вечерних своих молитвах просим прощения, а также сил бороться с искушениями и слабостями, но это не полноценная исповедь в том виде, который нам установил Сам Господь.

Домашняя исповедь — не полная, а лишь частичная исповедь. По сути, когда мы готовимся к предстоящей исповеди в храме, мы тоже частично исповедуемся – дома, перед иконой, вспоминаем наши грехи. Но точку в процессе Таинства может поставить только священник – свидетель вашего покаяния, который может подтвердить перед Господом, что вы были безжалостны к своим грехам и искренне покаялись.

Можем ли мы, проявляя страх, гордыню спорить с Господом в том числе и по правилам проведения Таинства исповеди? Так, Господь дал власть апостолам прощать грехи, об этом Вы можете прочесть в Евангелии от Матфея (глава 18, стих 18) и от Иоанна (глава 20, стихи 22-23). Эту власть прощать грехи апостолы передали епископам и священникам. Такая апостольская преемственность сохраняется в Церкви до сих пор.

Поэтому если вы верующий христианин, то ни о какой домашней исповеди, как замены церковного Таинства не может быть и речи.

Как исключение хотелось бы отметить те ситуации, которые могут на время заменить Таинство исповеди, это военные действия, смертельная опасность или ситуации, когда христианин в экстренных ситуациях в дали от священника.

В подобны ситуациях православные священники нас благословляют исповедоваться не по правилам, чем из-за невозможности подставить голову под епитрахиль вообще оставаться без исповеди.
На Украине был такой обычай: когда человек умирал в дороге, вдалеке от храмов и священников, он исповедовался любому спутнику. А тот, добравшись до храма, шел к священнику, пересказывал исповедь покойного батюшке — и эту исповедь принимали.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а также приходите в мой инстаграм @pravoslavnyi_bloger где я рассказываю о буднях православной христианки 🙂 .

Всё-таки, какая исповедь правильная? Перед батюшкой в храме или дома, наедине с Богом?

Екатерина пишет: Здравствуйте! Я прочла здесь множество вопросов-ответов, но только больше запуталась.. Всё-таки, какая исповедь правильная? Я всегда была уверена, что это — отпущение грехов священником, в храме. А здесь многие говорят, что не обязательно при этом идти к батюшке, что искренний личный разговор с Богом, мольба о прощении, дома, перед иконой, это и есть исповедь. Или это и то, и другое в совокупности?

Мир Вам, сестра Екатерина!

В данном случае мы сталкиваемся с противоречием в понимании некоторых библейских текстов. Православная Церковь имеет одно понимание, а протестанты — другое. В пользу православного понимания этого вопроса свидетельствуют несколько библейских текстов, но они двусмысленны и если их прочесть в отрыве от других библейских тестов, то вполне может сложиться православный взгляд на исповедь и прощение грехов.

Наше мнение таково — в исповеди перед человеком (священником) или в его присутствии нет необходимости. Это не библейское учение. Более того, исповедь перед священником, как перед посредником, а не в его присутствии как свидетеля, является грехом, «ибо един Бог, един (один) и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

Вот глава из книги «Откуда все это появилось?» о преданиях Церкви, где этот вопрос подробно рассматривается: http://belief1.narod.ru/kniga2/g9.html
Помолитесь о мудрости свыше и прочтите внимательно.

Вот ответ, который по нашему мнению освещает библейский подход к вопросу исповеди: http://www.bible.com.ua/answers/r/26/300528

Исповедь в присутствии священнослужителя, на которой настаивают Православная и Католическая Церкви, имеет под собой более глубокую основу, чем описано в упомянутой выше книге. Учение этих церквей об исповеди проистекает из их притязания на институт священства, который существовал в Ветхом Завете.

Во времена Ветхого Завета Бог установил институт священства в израильском народе. Об этом есть подробный ответ здесь:http://www.bible.com.ua/answers/r/36/309211

Согласно правилам закона Моисеева, где были описаны правила этого священства и таинства, если человек совершал грех, то он должен был прийти в Иерусалимский Храм (до храма была Скиния), привести жертвенное животное, возложить на его голову руки, исповедать свой грех, убить животное перерезав ему горло, а далее священник брал кровь и совершал ей очистительный ритуал, и грех с человека снимался. Об этом подробно написано в Левит 4:1-35. Жертвенное животное, конечно же, было символом Иисуса Христа, который возьмет на себя наказание за грех грешника (Ис.53:5).

Как видите, исповедание в Ветхом Завете совершалось в присутствии священника. Он был нужен там как посредник, который помогал переносить грех во святилище и очищать грешника. Священник также был символом (прообразом) Иисуса Христа, но не как жертвы, а как Небесного Первосвященника, который сегодня совершает таинства на небесах, в Небесной Скинии, очищая меня и Вас от греха. Об этом подробно пишет апостол Павел в послании Евреям с 7 по 9 главы (Евр.6:20 и далее).

Если Вы внимательно прочтете то, что пишет Павел, особенно в современном переводе, то вы поймете, что со смертью Христа Иисуса священство Ветхого Завета утратило свой смысл, так как Христос УЖЕ пришел, УЖЕ умер и УЖЕ «вступил в должность» Небесного Священника. Нет больше необходимости приходить в храм, приносить жертвы, исповедоваться перед священником, итп. Все эти функции теперь делает Христос на небесах, в Небесном Храме, поскольку мы до сих пор нуждаемся в посреднике и помощнике для очищения от греха. Именно поэтому о Нем сказано: «един (один) и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).

К сожалению, Православная и Католическая Церкви не желают признать этот факт. Хотя они и не учат приносить жертвы, но они пытаются сымитировать институт ветхозаветнего священства и его ритуалы в наше время, во время Нового Завета. Они строят земные храмы и верят, что эти храмы выполняют духовные функции подобные иудейскому храму. Это грубо противоречит Евангелию и учению Нового Завета, так как сегодня храм на небесах (Евр.8:2) и только один священник — Иисус Христос (Евр.7:15-17). Соответственно, Вам нужно исповедоваться в Его присутствии, а не в присутствии человека, который называет себя священником, но согласно Библии таковым не является!

Если Вы поймете эту фундаментальную разницу между священствами в ВЗ и НЗ, то Вам будет очень легко определить, какие требования и установления Православной Церкви являются верными, а какие необоснованными.

Да благословит Вас любящий Господь в познании Истины!

Советы, идущему на исповедь.

10 моментов исповеди, которые помогут избежать неловкости и сократят время самого таинства.
1. Подходим к священнику

Обычно для исповеди в храме отводится отдельное место. Там стоит аналой (высокий, скошенный столик), на котором лежит Крест и Евангелие. Рядом стоит священник.
Совет: не делайте много поклонов и крестных знамений непосредственно возле аналоя. Это можно сделать заранее.

2. Как меня зовут?

Перед началом назовите свое церковное имя (то, с которым Вы крестились), что бы священник не переспрашивал его потом. Даже, если Вы постоянный прихожанин этого храма, батюшка не должен знать всех по имени.

Читать еще:  Как исповедоваться детям первый раз?

3. Куда положить деньги за исповедь?

Исповедь в церкви всегда бесплатна. Но люди хотят пожертвовать деньги. Для этого возле аналоя ставится скарбонка или тарелка. В некоторых храмах принято приносить к исповеди свечу. Об этом можно узнать в церковном ларьке.

Называем конкретный грех. Например, согрешил осуждением, гневом, завистью и т.д. Не нужно рассказывать, что соседка приходила и говорила… я с ней поругалась, мне ответили и подобное этому, – надо озвучить сам грех этой истории.

5. Нужно ли плакать на исповеди?

Зачем плакать? Не надо этого делать, искусственно вызывая у себя слезы. Это только удлиняет время, занятое одним исповедником. А если каждый из двух сотен, стоящих в очереди к батюшке, будет плакать? Бывает, что слезы сами катятся из глаз, – это понятно, но излишнее рыдание не нужно.

6. Подготовка к исповеди

Готовиться надо. Необходимо знать личные грехи (о чужих-то мы ведаем, а свои, родные, как-то не запоминаются) Лучше называть плохие дела по памяти. В крайнем случае, записать на бумаге (что бы не забыть), а потом их зачитать. Но не давайте священнику разбираться в ваших записях! Это приемлемо, если человек не может произнести вслух своих грехов в силу заболевания или по старости.

7. Чтение молитв при исповедании

Есть в молитвословах некоторое правило подготовки к исповеди. Там рекомендуются молитвы. Их можно прочесть дома, перед выходом в храм. На самой исповеди их читать НЕ нужно. Называем только грехи. Чтение разных молитвословий также затягивает время таинства. Перед выходом к исповедающимся, священник в Алтаре прочитывает необходимые молитвы (иногда этот чин он читает перед прихожанами, если есть на это возможность,-допустим, служба еще не началась).

8. Благословение на ослабление поста

Не надо грузить священника своей невозможностью держать пост, буквально вырывая у него благословение на вкушение продуктов! В болезни, при беременности, кормлении ребенка грудью, даже в поездке/путешествии, ограничение в пище снимается. Поэтому, если нет духовника, решайте сами, что кушать. Если врач прописывает определенное меню, то надо слушать доктора. Главное в посте – это наше духовное делание и воздержание.

9. Сколько времени должна занимать исповедь?

Если всё правильно делать, придерживаясь моих советов, время укладывается в рамках двух минут. Иногда приходят люди не готовые, – типа: спрашивайте меня, буду отвечать. Или же говорят, что мне не в чем раскаиваться. Ну, и зачем ты тогда пришел на исповедь? За компанию? Или такая традиция?
У каждого есть свои прегрешения. Покопайтесь в себе, спросите свою совесть, и полУчите ответ.

10. Окончание исповеди

После прочтения священником молитвы над головой исповедника, то целует Крест и Евангелие – в знак своего очищения от грехов, прикладывается к этим святыням.Складывая крестообразно свои ладони, правую на левую, просит благословения у иерея. Тот благословив, кладет свою руку в сложенные ладони. И прихожанин целует эту руку – не как священника, а как десницу Самого Господа, невидимо действующего через служителя церкви.

Иногда батюшка может после благословения руку положить на голову молящегося – это так же допустимо. Но не надо в этом случае, специально тянуться для поцелуя к руке.

Креститься на попа

Есть такое понятие. Налагают на себя крестное знамение перед священником. Этого делать не надо. Крестимся перед святынями: Крестом, иконами, мощами и т.д.

Про исповедь еще хочется сказать, что какой бы тяжкий грех не совершен человеком, он не прощается, ЕСЛИ этот человек не называет грех на исповеди. Поэтому, как бы Вам не было стыдно исповедоваться, всегда называйте все свои прегрешения, ничего не утаивая. Ведь от Бога не спрячешься, а неисповеданный грех тяготит душу и человек страдает.

Не нужно повторять уже прощенный (исповеданный ранее) грех, например, аборт. Но если забытый давнишний грех вспомнился, то его, конечно, надо назвать.

И еще хочу сказать, что исповедоваться можно часто (хоть каждый день, если есть в чём) отдельно от Причастия. Существует мнение, что после исповеди обязательно надо причащаться. Это не правильно. При подготовке к Причастию человек обязательно исповедуется. Но, при появлении грехов, можно сделать это в любое время, даже, если нет в храме службы.

Не откладывайте исповедь на следующий пост – грехи забываются и нераскаянная душа тяготится! Будьте с Богом! Ангела-хранителя!

Можно ли исповедоваться дома перед иконой?

Так много уловок, штампов, предрассудков встает между человеком и Богом, особенно когда наступает необходимость в покаянии! Казалось бы, храмы всегда открыты, священники доступны, выбирай любой день и беги. Сокрушайся, накладывай пластырь на сочащуюся рану души. Но… что-то или кто-то постоянно мешает. Комплексы и страхи (а вдруг осудят – не поймут), горе от ума и завышенные требования к себе, к исповедникам, а бывает, и вовсе пустяковые обстоятельства, которые встают железным занавесом на пути к аналою с крестом и Евангелием. На вопросы конкретных людей о покаянии и исповеди отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки в Нижегородской области протоиерей Владимир Гофман.

В некоторых храмах практикуется общая исповедь. Батюшка перечисляет грехи из общего перечня, а затем люди подходят только под епитрахиль. Меня смущает такая исповедь, она мне кажется не совсем полноценной. Можно ли попросить, чтобы батюшка меня выслушал, или лучше вообще не подходить?

– Если батюшка будет выслушивать каждого, желающего «поговорить», то беседа эта трудно сказать, когда закончится. Таинство Исповеди предполагает, что исповедующийся ясно осознает свои грехи, совершенные за период с прошлой исповеди, и с которыми он ведет борьбу. Эти грехи он и называет без всяких подробностей, просит у Бога помощи, понимая, что своих сил не хватает. «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» – говорится в молитве. Ему мы приносим покаяние, Он дает нам силы справляться с грехом. Есть такое греческое слово – «метанойя» (изменение сознания). Именно это нужно на исповеди – твердая решимость изменить свое отношение к повторяющемуся греху, чтобы не повторять его. Не формальное перечисление своих проступков, а осознанное понимание и стремление избавиться от страстей, ведущих к совершению грехов.

Если же вы хотите побеседовать с батюшкой, договаривайтесь о времени индивидуальной беседы. Перечисление общего списка грехов предполагается в подготовительных молитвах Таинства исповеди для того, чтобы человек настроился на покаяние, вспомнил, возможно, забытые грехи.

Многие пишут свои грехи на исповедь списком. В нем они пытаются все детально перечислить и рассказать обо всем в подробностях. Но есть и другой вариант, когда люди перечисляют свои грехи лишь отдельными словами. Насколько конкретно надо излагать свои согрешения, чтобы не превратить исповедь в краткий отчет или беседу о жизни?

– Едва ли у священника найдется время читать эти «детальные» списки. Очередь на исповедь начнет роптать еще раньше, чем он дочитает список до конца. Детальные перечни пишут те, кто не умеет исповедоваться и даже не знаком с правилами Таинства исповеди. Дело не в том, чтобы превратить исповедь в краткий отчет. Отчета вообще быть не должно. А что же должно быть? Искреннее сокрушение о грехе и стремление его оставить и не повторять. Разве может быть таких грехов много? Нет. Можно ведь и об одном заплакать, и Господь услышит и даст силы для борьбы.

Поэтому готовиться к исповеди надо дома – не просто каноны читать, а проанализировать, что же мне мешает быть чище, ближе ко Христу. Одному мешает зависть, другому – злость, третьему – желание отомстить. Отыскав свой главный грех, надо настроиться на серьезную борьбу с ним.

А кому нужно простое перечисление? Тем более перечисление грехов, с которыми зачастую человек и бороться-то не собирается. Проговорил, получил разрешение на причастие, ушел из храма, чтобы жить так, как жил раньше… Для чего все это делал?

Если на исповеди от волнения много забыла, значит ли это, что исповедь моя недействительна и я не прощена? Когда я готовлюсь к исповеди, всегда записываю грехи на бумагу. И все равно от волнения что-нибудь да забуду.

– Грех, о котором плачешь, нельзя забыть. По определению святого Исаака Сирина, грех – это рана, которую нанес грешник сам себе. А если что-то забылось, значит, не было серьезным. Конечно, новоначальные волнуются на первых исповедях, это неизбежно. Так и не надумывайте массу грехов, чаще всего, не имеющих серьезного значения. Справитесь с одним – потом будете бороться с другим. А то, бывает, перечисляют: «Нарушила пост, пробуя молочную кашку для малыша»! Этим вы нарушили пост? А может, злобой, завистью, несмирением? Кашкой для младенца! И не стыдно так готовиться к Таинству? Или – «смотрела телевизор»! И что? Телевизор разве источник греха? А может, ваше желание смотреть определенные, опасные для души передачи? Так тогда и исповедоваться надо в другом, а иначе от греха не избавитесь. Еще пример. «Не вычитал правило»! Вечернее, утреннее, к причастию – не важно. Что значит «не вычитал»? Не молился? Вычитывать и молиться – две разные вещи. Вычитал – значит формально прочитал, ничего для себя не принял, а молился – тогда плакал о грехах. Не должно быть на исповеди формализма – вот я о чем.

Читать еще:  Осудила священника. Каяться в деталях?

Первую исповедь я произносил батюшке в нетрезвом состоянии, но это было для храбрости. Считается ли это исповедью?

– Исповедь приносится не священнику, а Иисусу Христу, Который невидимо присутствует при исповедании. Батюшка в этом случае лишь свидетель того, что происходит. Для храбрости перед кем вы пришли в храм в нетрезвом состоянии? Если вы плакали о своих грехах не пьяными, а искренними слезами, значит, вы исповедались. А принял ли Бог вашу исповедь, Ему одному и известно. Может быть, и вам, если после такой исповеди вы сумели справиться с каким-либо грехом и не повторять его.

Могу ли я каяться в грехе, сознавая, что избавиться от него пока не в силах? Мысли об этом грехе причиняют мне страдания.

– Конечно. Если вы в силах справиться с грехом, то и исповедь вам ни к чему. Таинство покаяния нужно в том случае, когда человек своими силами не может оставить грех, тогда он просит у Бога помощи для борьбы со страстями. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», – говорит Христос в Нагорной проповеди. Это плачущие не от обиды, не от оскорбленной гордости и тому подобного – блаженны (то есть счастливы) плачущие о своих грехах. Они утешатся, потому что Господь даст им силы победить грех.

Но другое дело, если вы не очень-то и хотите расставаться с грехом. Может, и сил бы хватило, да желания нет. Тогда, разумеется, нечего об этом и говорить. Исповедуясь, мы просим у Христа помощи только в том случае, если имеем твердое намерение расстаться с грехом навсегда.

Допускается ли исповедь по интернету или по телефону? Если да, то в каких случаях?

– Не думаю, что в обозримом будущем станет возможна исповедь по интернету или телефону. Да и необходимости в такого рода исповеди я не вижу. Если мы, конечно, говорим о Таинстве покаяния, совершаемом священником. Само же раскаяние не нуждается ни в интернете, ни в телефоне, ни в каком-то даже собеседнике. Кайтесь дома перед иконой – никто не мешает. Бог услышит и примет покаяние. Но для совершения Таинства нужен действующий священник, нужно ваше засвидетельствование перед Крестом и Евангелием своего намерения оставить грех. В определенном смысле – клятва при свидетеле.

Выходя с Чашей к народу, священник всегда напоминает: «Кто не был на исповеди или вкушал с утра какую пищу, к причастию не допускается». Почему исповедь является обязательным условием к причастию? В некоторых приходах, насколько мне известно, причащают без исповеди. Почему?

– Я не знаю приходов, где причащали бы без исповеди, за исключением греческих. Исповедь перед причастием – давняя традиция Русской Православной Церкви. Такой же благочестивой традицией является и невкушение пищи с полуночи накануне причащения. Для больных людей существует исключение в виде литургического поста – за шесть часов до причастия.

Недавно у меня случился спор с человеком, имеющим теологическое образование. Он доказывал, что грех мужеложества не тяжелее, чем грех взяточничества. Разве противоестественные плотские грехи не являются более тяжелыми проступками, которые наносят душе более глубокую рану?

– Всю ответственность за совершенный грех понесет тот, кто этот грех совершил, независимо от того, кто и как размышляет на эту тему. Один Господь знает, кого помилует, кого вразумит наказанием. Апостол так говорит о грешниках: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют…» (1 Кор 6. 9-10). Здесь нет весов, определяющих тяжесть того или иного греха, а есть указание, что все совершившие такие грехи Царства Божия не наследуют.

Так что же, нет спасения? Есть. Апостол и его называет: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор. 6. 11). Искреннее покаяние и благочестивая жизнь – вот путь для спасения души. А какая польза взвешивать то, что должен взвешивать не человек, а Бог?

Вопросы и ответы

Вопрос распространенный, но не совсем корректный. У каждого свои возможности, и от возможностей исходят обычно при освящении, избегая крайностей. Спросите батюшку, совершающего освящение. Если он ответит: «сколько дадите», то можете попросить сориентировать, мол, «а сколько обычно дают?» и батюшка Вам может дать направление мыслей.

Совсем нехорошо ставить вопрос — «дадим, сколько не жалко», такая постановка не верная. Другое дело, если нет возможности, такое бывает, и вопросов совсем нет, священник без проблем сделает все, что от него требуется, и не возьмет денег. Священник бывает и в бараках, и в очень хороших квартирах, потому как люди-то везде люди, и это жизнь.

Хорошо и правильно, когда люди относятся с уважением, пониманием, что жертва таковая – это жертва, и она идет от сердца, а Господь все воздаст сторицей.

Священник часто исповедует людей в больницах в различном состоянии, и от всех них Господь ждет покаяния, изменения. Здесь важно, чтобы священник предпринял попытки пояснить человеку, о необходимости искреннего покаяния и смысле таинств. И если у человека смягчится сердце и он искренне и подробно покается, то его ждут необыкновенная Божественная радость и разрешение ситуации.

Но если все пройдет формально или с отсутствием должного покаяния, то, как правило, будет некоторое облегчение, совсем временное на день, два, три, и так далее.

Многих людей видел болеющих годами, многие находятся в положении пятьдесят на пятьдесят, кому-то врачи уже сказали, сколько осталось, и их ждет мучительная смерть, но в деле бывает все по-особенному, по Божией воле, только Бога нужно к себе допустить, а не отдаляться от него.

Итак, приходишь исповедовать, причащать, а человек не кается толком, да и грехов не понимает, на практике, становится легче на пару дней, кто не спал — начинает спать, кто сильные боли терпит – утешается, кто утомился — облегчается, кто-то даже начинает ходить временно. Но фактически так и будет мучиться, пока не искупит своих грехов телесными страданиями и пока у человека не появится смирение. Таких случаев много, и священник это все видит на самом деле: и отношение и все остальное.

Если Вы почитаете молитвы, любые, какие сможете, хорошо бы «Ко святому причащению».

Если бы Вы знали, насколько это важно, Вы бы своего любимого болеющего сами на руках донесли до храма! Но не все это понимают, и это, конечно, крайне печально!

Какого священника лучше пригласить?

Лучше того, кто знает больного, если нет, то любого Таинствосовершитель все равно Христос. Важно, чтобы священник попытался раскрыть человека на покаянии, но здесь многое делается, исходя из ситуации, поэтому многое зависит от факторов «Икс».

Позвоните по телефону в Храм.

Исповедь на дому 45 минут / десятина0.00 Руб.
Исповедь на дому 60 минут / десятина0.00 Руб.
Исповедь на дому 90 минут / десятина0.00 Руб.

*Размер рекомендуемого пожертвования, для организации требы и служения, зависит от места её проведения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector